Примеры сложение вычитание через десяток. Сложение и вычитание без перехода через десяток. III. Заключительный этап

Пример: при сложении число 12 раскладываем на 10 и 2.

Единицы складываем с единицами и добавляем 10.

Также рассуждаем при вычитании. Пример:

Семнадцать это 10 и 7.

От 7 единиц отнимаем 4 единицы и добавляем 10.

Сложение с переходом через десяток

Чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток нужно соблюдать следующий порядок действий.

1. Определяем, какое из двух чисел меньше.

2. Мéньшее из чисел раскладываем на «удобные» слагаемые, так чтобы одно из слагаемых дополнило бóльшее число до 10.

3. Дополняем бóльшее число до 10.

4. Прибавляем к 10 оставшееся слагаемое.

Рассмотрим это на примерах:

5 меньше 9. Будем раскладывать 5 на удобные слагаемые, чтобы 9 дополнить до 10. 9 до 10 не хватает единицы, значит, разложим 5 на 1 и 4.

Сделаем это письменно.

Рассмотрим другой пример.

Т.к. 4 меньше 7, будем раскладывать 4. 7 не хватает до 10 трех единиц. Значит, 4 разложим на 3 и 1.

Важно!

Когда определяем на какие удобные слагаемые нужно разложить мéньшее число, нужно вспомнить состав числа 10 и по нему определить сколько единиц не хватает бóльшему число до 10.

В нашем примере большее число - 7. Проговариваем: «Десять это семь и три. Значит, четыре раскладываю на три и один.»

Вычитание с переходом через десяток

Чтобы вычесть однозначное число из двузначного с переходом через десяток соблюдаем следующий порядок действий.

Рассмотрим пример:

1. Раскладываем двузначное число на 10 и количество единиц.

2. Раскладываем однозначное число на два слагаемых. Одно из них должно быть равно количеству единиц в двузначным числе.

3. От единиц двузначного числа отнимаем найденное слагаемое (т.е. уменьшаем до 10)

4. От 10 отнимаем оставшееся слагаемое.

Рассмотрим следующий пример:

Рассмотрим еще один пример.

При вычитании можно проговаривать: «Раскладываю 6 на сумму удобных слагаемых так, чтобы 13 уменьшить до 10, а потом вычитаю остальное».

Для отработки автоматизма при счете можно скачать и считать примеры в тренажере для счета в пределах 20 .

Цель: закрепить письменный приём сложения и вычитания чисел без перехода через 10 в столбик.

Задачи:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • отработка письменного приёма сложения и вычитания в столбик, решать составные задачи;
  • побудить стремление творчески воспринимать изучаемый материал.

Оборудование:

  • дерево с монетами,
  • иллюстрации лисы Алисы и кота Базилио,
  • печальный Буратино в клетке,
  • “Спектр”,
  • записи песен.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас с вами урок математики, на котором мы будем продолжать складывать и вычитать числа в столбик.

Но урок у нас сегодня необычный. К нам пришли гости. А кто это мы сейчас с вами узнаем. Для этого нам нужно устно посчитать.

Устный счёт.

1) Увеличь 36 на 4 единицы

2) Уменьши 85 на 5 десятков

3) 100 без 16

4) Юннаты вырастили арбуз весом 14 кг и тыкву на 9 кг больше.

Каков вес тыквы?

5) Какое число больше 54 на 24?

6) Из наибольшего двузначного числа вычли наибольшее однозначное число.

7) Из какого числа вычли35 и получили 13?

8) У Лиды в коллекции 70 календариков, а у Кати 21 календарик. На сколько меньше календариков у Кати, чем у Лиды?

9) Первое слагаемое 32, второе – 51. Найдите сумму.

Во время устного счёта складываются лиса Алиса и кот Базилио.

Кто пришёл к нам в гости? Из какой сказки?

Какого сказочного героя преследовали лиса и кот?

И они заточили бедного Буратино в клетку. Посмотрите, какой он несчастный сидит. Нам с вами придётся освободить бедного Буратино, но придётся столкнуться с трудностями. (Запись песни кота и лисы о дереве с золотыми монетами.)

II. Основной этап.

На доске дерево с золотыми монетами. Сейчас мы будем собирать монеты для Буратино и складывать в мешочек, чтобы он купил “Азбуку” и курточку для папы Карло. Но монеты не простые на них написаны выражения, которые будем записывать в столбик, и считать значение этих выражений.

Решение примеров.

83-62 76-53 89-66 43+15
24+53 53+34 23+46 99-52

Физкультминутка.

Пока мы с вами отдыхали лиса и кот приготовили ещё одно задание, но какое оно я не могу понять. Может все вместе попробуем угадать. Ребус “Задача”

Решение задачи.

“Дуремар в первый день поймал 42 пиявки, а во второй день на 6 пиявок меньше.”

Прочитайте.

  • Является ли данный текст задачей? Почему? Поставьте вопрос.
  • О ком говорится в этой задаче? Что он делал?
  • Сколько поймал в первый день? Во второй день?
  • Какие данные встретились в задаче? Что обозначают эти числа? Какими действиями эти числа могут быть связаны? Какое действие подходит к нашей задаче? Почему? Что обозначает это выражение?

Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

Чтобы ответить на главный вопрос, что должны знать?

Знаем сколько в первый день? Во второй?

Что должны знать, чтобы узнать, сколько во второй день?

Запись решения:

1) 42-6=36(п) – во II день

2) 42+36=78(п) – всего

Ответ: 78 пиявок.

У Дуремара и Карабаса Барабаса была мечта. А какая мы сейчас узнаем выполнив самостоятельную работу.

Самостоятельная работа.

Записать выражения в столбик и вычислить значение:

Расположите эти числа в порядке возрастания. Получается слово

III. Заключительный этап.

Но лиса с котом спрятали ключик в математических выражения. Давайте расставим скобки в них так, чтобы равенства стали верными.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Тема: «Переходим через разряд»

Тип урока: открытие нового знания.

Основные цели:

    сформировать умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток, записывая пример в столбик;

    повторить состав чисел 1-10, закрепить знание о разрядах, алгоритм сложения в столбик без перехода через разряд;

    формировать опыт выявления и устранения причин затруднения на основе метода рефлексии;

    тренировать мыслительные операции, закрепить умение действовать по установленному правилу, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук; воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Ход урока.

    Оргмомент.

Откройте, пожалуйста, тетрадки. Запишите сегодняшнее число, подчеркните орфограммы.

II . Мотивация к учебной деятельности.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (сложение и вычитание двузначных чисел в столбик)

На прошлом занятии большая часть учеников выполнила самостоятельную работу на 5. Как вам это удалось? Желаю удачи и на этом уроке.

О чём важно помнить при записи чисел в столбик? (одинаковые разряды записывать друг под другом)

III . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Чтобы вспомнить разряды чисел, проведем математический диктант.

(один ученик работает у доски)

    Запиши число, в кот. 8 дес. 1 ед.

    Запиши число, в кот. 7 дес.

    Запиши число, в кот. 4 ед.

    Запиши число, в кот. 3 дес., а ед. на 1 больше

    Запиши число, в кот. 6 дес., а ед. на 2 меньше

    Запиши число, в кот. 6с. 5 дес. 2 ед.

    Запиши число, в кот. 6с. 2 ед.

    Запиши наибольшее двузначное число.

    Запиши наименьшее двузначное число.

(81, 70, 4, 34, 64, 652, 602, 99, 10.)

(Ученику ставится отметка)

Следующее задание будем выполнять устно. Рассмотрите, пожалуйста, на доске схемы: А+В = 10, А+В 10, А+В 10.

А и В – это однозначные числа.

Подберите нужные числа для первой схемы, для второй и для третьей.

(фронтальный опрос)

А+В = 10 (1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5)

А+В 10 (1+2, 1+3, 1+4, 1+5, 1+6, 1+7, 1+8, 2+2, 2+3, 2+4, 2+5, 2+6, 2+7, 3+4, 3+5, 3+6, 4+5)

А+В 10 (5+6, 5+7, 5+8, 5+9, 6+7, 6+8, 6+9,7+7, 7+8, 7+9, 8+3, 8+4, 8+9, 9+2, 9+3, 9+4, 9+9)

Молодцы! Переходим к следующему заданию.

Посмотрите на эти примеры.

Что у них общего? (все на сложение)

Запишем эти примеры в столбик.

Каким алгоритмом будем пользоваться?

На доске решаются 3 примера с комментированием:

IV . Выявление места и причины затруднения.

На каком этапе алгоритма возникло затруднение?(на этапе сложения единиц)

Почему? (получилось двузначное число, непонятно как его записать)

V . Построение проекта выхода из затруднения.

Как выйти из положения? (выслушиваются и анализируются ответы детей)

Сверим свои мысли с учебником. (с.30 чит.правило)

Уточним наш алгоритм:

1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Считаю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)

3. Считаю десятки.

4. Читаю ответ.

(На доске вывешивается дополнительный этап алгоритма)

Это пример на сложение с переходом через разряд. Почему он так называются? С переходом на какой разряд?

Прочитайте тему нашего урока на доске, в книге.

VI . Реализация построенного проекта.

Записываем пример 27+35 на доске и в тетради по новому алгоритму (обратить внимание детей на запись десятков: размер цифры немного меньше)

VII . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение примеров на доске и в тетради с комментированием (К.с.31 №4)

ФИЗМИНУТКА

VIII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

По вариантам:

I вариант: 23+45, 44+28

II вариант: 35+38, 21+49

(через 3 мин в примеры учитель подставляет правильные ответы и просит учеников проверить свою работу)

Кто выполнил работу правильно. Поднимите, пожалуйста, руку? Кто допустил ошибки? Какие?

IX . Включение в систему знаний и повторение.

Составим задачу. (на картинке мама и дочка)

Решим задачу, для этого составим краткую запись:

Мама – 58 кг

Дочка – 27 кг

Всего – ? кг

Решение в строчку, под решением запись в столбик.

X . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какие примеры мы с вами сегодня решали? В чем их особенность? Как их нужно решать? Где можно еще использовать решение в столбик?

(Учащиеся рисуют смайлик на одной из ступенек)

Поднимите руку, кто поставил себя на среднюю ступеньку. О чем это говорит? (У нас не все получалось, надо еще постараться)

Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Молодцы! Можете браться за более трудные задания!

В математике, конечно же, важно уметь думать и мыслить логически, но не менее важна в ней практика. Половина ошибок на экзаменах по математике делается из-за неправильного вычисления простых действий с числами - сложение, вычитание, умножение, деление. А отработать эти навыки важно еще в начальной школе. Чтобы ничего не упустить, необходимо систематически заниматься с ребенком по специальным тетрадям - тренажерам. Они позволяют отработать математические навыки и умения и довести их до автоматизма. Тренажеры разнообразные, не обязательно скачивать их все, достаточно одного-двух понравившихся. Пособия можно использовать в работе с младшими школьниками не зависимо от программы, по которой ведется обучение.

Математика. Решаем примеры с переходом через десяток.

Тетрадь для отработки навыков сложения и вычитания с переходом через десяток. Не просто примеры, а интересные игры и задания.

Карточки-задания. Математика. Сложение и вычитание. 2 класс

Удобные карточки для учителя второклашек. 2 варианта на сложение и вычитание одного вида. Подойдут для организации самостоятельной работы по математике в зависимости от продвижения по программе.

Математика. Сложение и вычитание в пределах 20. 1-2 классы. Е.Э.Кочурова

В разных курсах математике тема сложения и вычитание в пределах 20 изучается или в конце 1 класса, или в начале 2-го. В любом случае пособие поможет закрепить изученные способы манипуляций с числами, в некоторых заданиях эти способы представлены в виде своеобразных подсказок. В ходе самостоятельной работы с тетрадью ребенок ориентируется на образец выполнения и алгоритмические предписания. Умение пользоваться такими подсказками в учебе позволит ученику не только находить и использовать нужную информацию в ходе выполнения задания, но и осуществлять самопроверку.

Начинается тетрадь с отработки навыков сложения и вычитание в пределах 10, эта часть подойдет и для первоклашек.

Математика тренажерная тетрадь для 2 класса

Тетрадь содержит не только примеры на сложение и вычитание, но и перевод единиц друг в друга, и сравнение результатов вычисления (больше-меньше).

3000 примеров по математике (счет в пределах 100 часть 1)

Тренажер со счетом на время. Время засекать на решение одной колонки примеров и записывать внизу в окошечке. Обратите внимание на колонки, которые ребенок решал более 5 минут, значит у него возникли сложности по этому виду примеров. Приведены примеры на сложение и вычитание в пределах десяти и с переходом через десяток, сложение и вычитание десятков, манипуляции в пределах сотни.

Счет от 0 до 100

В этой прописи дается много примеров на сложение и вычитание, чтобы закрепить навыки устного счета в пределах 100.

Считаем правильно. Рабочая тетрадь по математике. Г.В.Белых

Тетрадь также выполнена в виде тренажера, сплошные примеры и уравнения. Начинается со счета в пределах десяти, далее - в пределах сотни (сложение, вычитание, умножение и деление), заканчивается сравнением уравнений (примеры со знаками больше, меньше, равно).

Пособия пригодятся и учителям начальных классов в их работе, и родителям для занятий дома с детьми, в частности, в летние каникулы. Задания разных уровней сложности позволят осуществить дифференцированный подход к обучению.