Профессиональные качества психолога. Умения, навыки, привычки и их формирование. Психологические умения

Существуют определенные навыки выживания и психологической защиты. Мотивация людей во многом основывается на сравнении с окружающими, то есть на конкуренции. Другими словами, если у вас есть что-то, чего нет у окружающих вас людей, то есть вероятность, что вы встретитесь с враждебными действиями или конфликтными ситуациями. Это связано с подспудным желанием каждого человека быть абсолютным лидером и иметь все самое лучшее.

Держите на контроле свое отношение к окружающим

Нельзя путать собственные добрые мысли с тем, что вы ожидаете от других по отношению к вам. Если вы даже и полны доброты к окружающим, не стоит сразу же открываться. Не стоит ждать, что в ответ на вашу доброту вы услышите спасибо или получите добро в ответ. Не забывайте, о том, что практически каждое доброе дело наказуемо.

Не нужно делать добро только для того, чтобы получить благодарность. Только при таком отношении можно избежать раны от возможной неблагодарности. Добро делается только безвозмездно, без ожидания признательности за это.

Не если все-таки для вас важны слова признательности, то поблагодарите, а еще лучше похвалите того, от кого вы хотите услышать признательность, и именно за то, что сделали вы. Конечно, звучит это несколько непоследовательно, но это практический прием, который реально приносит результат.

Стремитесь к самодостаточности

Если человек находится в гармоничном состоянии с самим собой, то он менее болезненно реагирует на враждебную среду. Чувство самоконтроля помогает не столь зависеть от внешних обстоятельств. К тому же лучше постараться, чтобы на плохие события у вас была столь же плохая память - это позволит вам сохранить больше здоровья.

Внимательно изучайте опыт чужих ошибок, чтобы меньше делать своих

Если вы видите, что человек совершил ошибку и радуетесь этому, значит, вы не сможете научиться на его опыте и рано или поздно допустите подобный промах. Кроме того, если вы радуетесь чужим неудачам, то вы еще не зрелый человек.

Соблюдение этого принципа практически полностью пересекается с другой известной мудростью, которая говорит, что вас не будут судить, только если и вы никого не судите. А если вы радуетесь ошибке другого, значит, автоматически считаете, что вы намного выше его, а это обязательно приведет к тому, что вы споткнетесь на чем-то подобном.

Выбрасывайте блоки

Наше сознание только часть нашего мышления, образованного из определенных блоков, состоящих из привычек, мыслей или впечатлений.

Что это значит, человек созревая как личность в семье, привыкает действовать так, как он видит это у родителей, дедушек, бабушек и т.д. Бывает так, что действия эти и не логичны и непоследовательны, но они столь прочно перерастают в привычку, что человек уже просто не анализирует, почему поступает именно так, а действует как по шаблону. И вот это и мешает ему в жизни. Поэтому важно научится отказываться от тех блоков, которые неудобны для вас. Особенно удобно это на работе, например, пришел новый начальник и сказал, что с этого дня, коллектив не танцует, а поет. Какой смысл цепляться за старую привычку, если она уже бесполезна.

Народная мудрость о том, что решения нужно принимать утром - должна стать вашим основным принципом

Это народная мудрость имеет и научное подтверждение. На самом деле, утром, когда встает солнце, улучшается настроение, ночные кошмары уходят сами по себе. Поэтому не стоит принимать решения ночью, утром они будут более рациональными.

Чтобы легче жилось необходимо иметь широкий спектр интересов

Даже если вы попадаете в сложную ситуацию, зацикливаться только на ней не стоит. Вашей психике и так сложно с ней справится, помогите ей. Для этого нужно переключиться на любую другую деятельность - это может быть творчество, сочинительство, все что угодно, главное, что бы это расширяло кругозор и позволяло в творческом упоении отдохнуть от постоянного стресса.

Помните свои ощущения и действия

Что чувствует человек, когда он заболевает, конечно, страх, люди вообще склонны к преувеличению. Но с течением болезни, человек понимает, что все не столь страшно. Вот именно эти моменты и нужно запоминать, чтобы, если болезнь повторится вновь, вспомнить свои ощущения и понять, что с течением времени все нормализуется, как и прошлый раз. Это поможет чувствовать себя более защищенным, поскольку ощущения будут вам уже знакомы.

Не забывайте о том, что все люди подвержены биологическим циклам

Всем наверняка знакомы периоды, когда буквально все и во всех областях валится из рук, везде неприятности и выхода совершенно не видно. Конечно, если рассуждать с точки зрения статистики, то вероятность такого явления мала. Но если рассматривать жизнь с практической точки зрения, то такие провалы просто неизбежны. Что же делать - решение просто, у всех периодов есть начало и конец. Другими словами, какими бы сложными не были проблемы - они обязательно закончатся.

Конечно только эта мысль, вряд ли будет спасением, но если спокойно признаться себе, что сейчас вам не везет, но эта черная полоса обязательно закончится, то это будет уже чем-то более существенным, чем всепоглощающая тоска.

Улыбайтесь

Если можете искренне, а если нет, то заставьте себя. Возможно, именно это усилие и будет спасительным.

Психология спорта Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 9 Психологические вопросы формирования умений (навыков)

9.1. Сущность понятий «умение» и «навыки»

Умение – это возможность осуществлять спортивные действия согласно предписанным правилам, инструкции. В спорте этому соответствует выражение «техничное исполнение», то есть исполнение с рациональной техникой (структурой), при которой и энергии затрачивается меньше, и выход получается максимальный или близкий к нему.

Понятие «умение» в одном случае связывается с деятельностью в целом, а в другом случае – с отдельным действием, операцией. Поэтому в общей педагогике и общей психологии считается, что умение является более высокой психолого-педагогической категорией, чем навыки. У «практических» же педагогов (в системе профессионального образования, физического воспитания и спорта) существует обратная точка зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения двигательными действиями, чем умения. В связи с этим имеющиеся взгляды на соотношение понятий «умения» и «навыки» схематично можно представить следующим образом:

а) при деятельностном подходе к умению:

б) при операциональном подходе к умению:

Компоненты двигательного умения. При ознакомлении с физическим упражнением в первую очередь формируются сенсорный и интеллектуальный его компоненты, то есть зрительный образ и понятие об упражнении.

Двигательный компонент умения связан с исполнением двигательного действия. Он представляет собой используемые в новой комбинации ранее освоенные простые движения. Таким образом, на базе более простых движений создается более сложное новое упражнение.

Вегетативный компонент. Осуществление двигательных умений (упражнений) требует вегетативного обеспечения, то есть усиления работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличения расхода энергоресурсов организма.

Навыки как автоматизированные действия. Чаще всего навыки понимаются как частично или полностью автоматизированные действия. Автоматизация является следствием многократного повторения двигательных действий. Что же при этом происходит?

Разучивание двигательного действия (упражнения) связано с контролем спортсмена за ним, осуществляемым по различным каналам. Контроль же связан с активизацией и концентрацией внимания на двигательном действии (схема на рис. 9.1).

Рис. 9.1.Виды осознанного контроля за двигательным действием

Концентрированное динамическое внимание человека, выполняющего действие, может быть направлено на само действие, на результат действия и на ситуацию, в которой оно выполняется. Причем контроль над действием может быть двух видов: смысловой (что и как делать) и перцептивный (что происходит с мышцами, с частями тела и т. д.). В свою очередь, перцептивный контроль можно разделить на внешний (дистантный – контроль зрением, слухом, тактильный) и внутренний (с помощью проприорецептивных сигналов, сигналов с вестибулярного аппарата).

Переключение в случае необходимости концентрированного внимания то на одно, то на другое (с действия – на ситуацию или результат или с внешнего контроля за действием – на внутренний контроль) можно обозначить как динамический контроль. Говоря о нем, нельзя не вспомнить Н. А. Бернштейна (О построении движений. М.: Медгиз, 1947), который писал, что при автоматизации сознание разгружается лишь от второстепенных по смыслу деталей коррекционного управления движениями. Ведущие же смысловые коррекции никогда не уходят из поля сознания человека, они лишь переключаются с одного уровня регуляции движениями на другие в соответствии с тем, что человек хочет контролировать в данный момент. Поэтому при выполнении автоматизированных действий отчетливому осознаванию могут подвергаться как тактильно-мышечные и другие ощущения, так и результат совершаемого действия и оценка ситуации (но не в одно и то же время).

Чем проще действие, тем легче оно выпадает из динамического контроля с использованием концентрированного внимания, которое переключается на результат действия или ситуацию.

Но означает ли переход динамического контроля с действия на его результат или ситуацию того, что действие (как полагают многие авторы) по ходу его выполнения не осознается? Очевидно, нет. Внешний перцептивный контроль над действием действительно снимается, а внутренний остается (недаром одним из признаков навыка считается переход с внешнего – зрительного контроля на внутренний – проприорецептивный).

Сложность осознавания новичком разучиваемого двигательного действия состоит в том, что, во-первых, он должен помнить, что и в какой последовательности надо делать, во-вторых, он вынужден не просто контролировать действие (получать информацию о нем), но и по ходу его выполнения анализировать эту информацию, чтобы узнать, правильно ли он выполняет действие. Контроль связан с выявлением сбоев, отклонений от программы, анализ – с поиском ошибок и их причин. Отсюда для новичка необходим как смысловой, так и перцептивный контроль, поскольку последний обеспечивает информацию, необходимую для смыслового контроля («обратную связь»).

При разученном действии надобность в смысловом контроле в значительной степени отпадает (человек уже выучил, что и в какой последовательности надо делать), но не исчезает потребность в перцептивном контроле, который из динамического контроля переходит в тонический. Это контроль над действием при минимальной интенсивности внимания человека. Примером такого контроля является внимание человека при вязании, ходьбе по улице, несении сумки и т. п. действий.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Из книги Техника спортивной езды автора Йенач Ник

Из книги Физическое воспитание детей младшего школьного возраста автора Виленская Татьяна Евгеньевна

Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Первую серию настоящего раздела исследований мы сочли необходимым посвятить анализу существующих подходов к освобождению детей младшего школьного возраста от занятий физической культурой и

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Мешалкин Владислав Эдуардович

Из книги Психологический анализ в большом футболе автора Хигир Борис Юрьевич

Из книги Программа по кикбоксингу автора

Глава I Прикладные психологические исследования в футболе Футбол не избалован вниманием психологов. Повышенный интерес общественности к футболу и футболистам создает особые сложности для психологических исследований вообще, и для прикладных в особенности. Практиками

Из книги Программа по тхэквондо (ВТФ) автора Головихин Евгений Васильевич

Глава IV Психологические свойства личности

Из книги Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче автора Лафлин Терри

Программные требования к изучению двигательных умений и навыков в специализации кикбоксинг по годам

Из книги Психология спорта автора Ильин Евгений Павлович

2.1 Программные требования к изучению двигательных умений и навыков в специализации тхэквондо (ВТФ) по годам

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 9 Отработка правильных навыков

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

ГЛАВА 8 Психологические основы эффективности тренировочного процесса Рекорды устанавливаются и соревнования выигрываются не в день выступления. Они подготавливаются в течение многих лет напряженного труда спортсменов на тренировках. Именно качество последних, а не

Из книги автора

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

В области психологии специалист должен:

  1. понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
  2. владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
  3. понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
  4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
  5. знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
  6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
  7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
  8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
  9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  10. знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
  11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
  12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
  13. знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
  14. знать основные закономерности психологии образования;
  15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
  16. иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
  17. знать основные сферы и виды деятельности психолога;
  18. знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
  19. знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
  20. владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:

  1. общая психология,
  2. психология личности,
  3. социальная психология,
  4. политическая психология,
  5. психология менеджмента,
  6. психология труда и организационная психология,
  7. клиническая психология,
  8. психофизиология,
  9. специальная психология,
  10. психология развития и возрастная психология,
  11. педагогическая психология,
  12. психологическое консультирование,
  13. психология социальной работы,
  14. юридическая психология,
  15. спортивная психология.

Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной особенностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще…».

Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для практического психолога, пока изучены мало.

Ключевые понятия : психологическое обеспечение образовательного процесса, аспекты психолого-педагогической деятельности, виды профессиональной деятельности педагога-психолога, запрос, коррекция, консультирование, психологическое просвещение, воспитание, психодиагностика, общеобразовательная школа, дошкольное образовательное учреждение, образовательное учреждение интернатного типа

Аспекты психолого-педагогической деятельности

    Научный аспект. Основная задача – проведение исследований, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных, развивающих методов и программ.

    Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками системы образования. Главными действующими лицами этого направления являются педагоги, методисты, дидакты, которые самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют новейшие психологические данные при создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения образовательных программ.

    Практический аспект предполагает непосредственную работу с субъектами образовательного процесса.

Развитие прикладного и практического аспектов целиком и полностью зависит от развития научного аспекта, который формирует теоретическую концепцию, определяющую содержание, функции и модель психолого-педагогической деятельности.

Согласно «Общей характеристике специальности 031000- Педагогика и психология» выделяются следующие виды профессиональной деятельности педагога-психолога:

Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция - «изменение, ис­правление»; развитие - это движение по восходящей линии, отпростого к сложному, от низшего к высшему. Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или разви­тию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, осо­бенностей личности, так как диагностика является неотъемле­мым элементом коррекционно-развивающей деятельности пе­дагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или кон­сультации. Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навы­ка установления контакта с собеседником или умения по бес­конфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску не­обходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.

Консультирование – это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителями или их группами. В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым, определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы.

Преподавательская и культурно-просветительская деятель­ ность. Преподавательская и просветительская деятельность яв­ляется неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уро­ков и факультативов для учащихся, лекториев и психологиче­ских клубов для родителей и педагогов, участие в работе методи­ческих объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы). Кроме этого, просвеще­ние - составная часть коррекционно-развивающей деятельно­сти педагога-психолога.

Психологическое просвещение - самый первый этап приоб­щения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. И.В. Дубровина видит смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии - педагогической, со­циальной, возрастной, а учащихся - с основами самовоспи­тания; популяризировать и разъяснять результаты новей­ших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание исполь­зовать их как у педагогов, так и у детей.

Преподавание - это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-ис­торического опыта, формированию умений и навыков. Для ее осуществления педагог-психолог должен обладать идеалами и ценностями, глубокими знаниями в своей области, способно­стями (организаторскими, коммуникативными, гностически­ми и др.) и педагогической техникой.

Педагог-психолог может стать хорошим преподавателем только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков. Воспитание и обучение ока­зываются действенными лишь в том случае, если все педаго­гические средства взаимосвязаны и если педагогический процесс характеризуется целостностью и системностью.

Научно-методическая . Работа педагога-пси­холога никогда не носит только прикладной характер. При­чин тому несколько, но главная состоит в том, что педа­гог-психолог постоянно использует в своей работе научные сведения из различных областей психологии, возрастной фи­зиологии, педагогики. Плох тот учитель, который несколько лет работает по одним и тем же конспектам уроков. Предста­вить себе педагога-психолога, который дает одни и те же реко­мендации после проведения диагностики или одними и теми же словами проводит консультации, просто невозможно. Лю­бое заключение о личности и поведении человека оправданно, только если оно имеет под собой строгую научно обоснован­ную базу. И.В. Дубровина пишет, что педагог-психолог «соче­тает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению знаний о ребенке, а практика - в том, что он при­меняет эти знания».

Основывая свою работу на данных науки, почти каждый педагог-психолог рано или поздно приходит к необходимо­сти проведения собственной научной или, по крайней мере, методической работы. Он сталкивается с тем, что не находит в литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью перепроверки или создания норм для используемых диагностических методик, с необходимостью обобщения результатов своей ра­боты. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственной научно-методической деятельности пе­дагога-психолога.

Социально-педагогическая. Социально-педагогическая деятельность. Социально-пе­дагогическую деятельность педагога-психолога как вид про­фессиональной деятельности можно рассматривать через реализацию им комплекса социально-педагогических мер превентивного характера, логически выстроенных педагоги­ческих действий, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, педагогическую коррекцию пове­дения, нормализацию взаимоотношений с окружающей сре­дой, обеспечение социальной защиты и подготовку человека к самозащите.

Главной направленностью социально-педагогической дея­тельности педагога-психолога является содействие саморазви­тию личности и формированию индивидуальности человека. Педагог-психолог своей деятельностью стремится сформиро­вать убежденность человека в том, что он обладает большим потенциалом, который должен быть обязательно реализован, может самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и ре­шить возникающие проблемы, но для этого необходимо ве­рить в свои силы и возможности, проявить инициативу, ак­тивность и самостоятельность.

Основной идеей социально-педагогической деятельности пе­дагога-психолога является идея субъектности, предполагающая рассмотрение человека как активного участника защитного процесса, способного самостоятельно и адекватно оценивать складывающиеся ситуации и принимать оптимальные реше­ния.

Осуществляя педагогическую коррекцию поведения и нор­мализацию взаимоотношений человека в социальной среде, педагог-психолог в качестве целевого и приоритетного на­правления своей деятельности выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы предотвратить воз­можные жизненные трудности, кризисные ситуации и про­блемы человека.

Управленческая деятельность. Любой специалист, имею­щий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постанов­кой и достижением целей совместной работы, т. е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно по­становка цели, применение определенных способов ее достиже­ния и мер воздействия на коллектив - главные признаки нали­чия управления в группе людей (коллективе школы или класса). Основная цель этой деятельности - обеспечение гармо­нии в развитии коллектива и школы в целом. Среди важней­ших принципов управления выделяют:

    целостность (коллектив рассматривается как целостная система);

    иерархичность (в коллективе выделяют неиерархизированную структуру);

    целевую направленность (достижение целей является важ­нейшим критерием эффективного развития коллектива);

    научную обоснованность;

    сочетание централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер не­сет единоличную ответственность за происходящее в нем);

    демократизацию.

Воспитательная деятельность . Главная цель воспитания - передача новым поколениям общественно-исторического опы­та, накопленного предшествующими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воз­действие на сознание человека, цель которого - формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принци­пов. Результатом этого процесса становится готовность выпу­скника школы к самостоятельной жизни в обществе и произво­дительному труду.

Целенаправленность воспитательного процесса определяется закономерно­стями (Л.В. Байбородова и М.И. Рожков): 1) воспитание совер­шается только на основе активности ребенка при взаимодействии его с социальной средой; 2) образование и воспитание едины; 3) воспитательные влияния должны быть целостны, чему способствует совпадение поведения педагога и деклари­руемых им принципов, непротиворечивость предъявляемых им требований. Главную «работу» по воспитанию осуществ­ляют родители и педагоги.

Все виды профессиональной деятельности педагога-психолога реализуются в тесной взаимосвязи.

Также существует еще одна классификация видов: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция

(И.В. Дубровина).

Психопрофилактическая работа - это формирование у педаго­гов и детей потребности в психологических знаниях, желания ис­пользовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического раз­вития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное пре­дупреждение возможных нарушений в становлении личности.

Психодиагностическая работа - это углубленное психолого-пе­дагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода до­школьного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.

Развивающая и коррекционная работа - это активное воздей­ствие психолога на развитие личности и индивидуальности ре­бенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нор­мативам, оказание помощи педагогическим коллективам в инди­видуализации воспитания и обучения детей, развитии их способ­ностей и склонностей.

Консультативная работа - это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое сопровождение - это вся система профессио­нальной деятельности психолога. Она направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благопо­лучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организу­емых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова).

Функции педагога-психолога :

образовательно-воспитательная - обеспечивает целенаправлен­ное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятель­ность детей и взрослых, стимулирует развитие психологической культуры педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного пе­дагогического процесса, использует возможности личности ре­бенка как субъекта собственного развития;

диагностическая - изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, соци­ально-психологические факторы и условия их воспитания, обу­чения и развития, их проблемы;

организаторская - организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, коррекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие спе­циалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;

прогностическая - участвует в программировании, прогнози­ровании и проектировании педагогического процесса, осуществ­ляет разработку критериев оценки его результативности в терминах раз­вития личности его субъектов;

предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая - учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопро­вождения личности в педагогическом процессе. По своему про­фессиональному назначению, призван предотвратить психологи­ческую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в разви­тии и поведении детей, их общении;

организационно-коммуникативная - способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую рабо­ту, руководит их деловыми и личностными контактами, налажи­вает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональ­ных умений определяется уровень профессиональной деятельно­сти. Так, Н.В.Кузьмина выделяет следующие уровни деятельно­сти:

    репродуктивный - умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

    адаптивный - достижение нового уровня знаний и уме­ний, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

    локально моделирующий знания - умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

    системно моделирующий знания - владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;

    системно моделирующий творчество - владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию.

Можно выделить три уровня осуществления профессиональном деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.

Специфика работы психолога с дошкольниками в первую оче­редь связана с тем, что:

    ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;

    запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы;

    ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;

    несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;

    ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;

    ребенок - развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;

    развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит развитие;

    ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;

    работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.

В дошкольном образовательном учреждении запросы к педагогу-психологу поступают, как правило, со стороны родителей и воспитателей. Первая группа запросов от родителей носит непроблемный познавательный характер: определение уровня психического развития ребенка, его способностей и задатков. Вторую группу запросов родителей условно можно назвать проблемной, так как эти запросы связаны с отклонениями в поведении дошкольников (замкнутость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость).

Вопросы воспитателей чаще затрагивают особенности организации работы с «проблемными» детьми – агрессивные, плохо обучаемые и т.п.

Специфика работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа. Основные проблемы детей помимо их объективного психофи­зиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафикси­рованное в российском и международном законодательстве, обус­ловлено нестабильностью современного семейного образа жиз­ни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ро­стом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных си­туаций и военных конфликтов, отказов от детей.

Растет число неполных семей, каждая пятая из них имеет де­тей. По государственной статистике, подавляющее число непол­ных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистриро­ванного брака рождаются около 20 % детей. В результате распада брачных пар только в течение года остаются без одного из родите­лей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полно­ценные семейные отношения. В этих условиях постоянно деваль­вируются такие социально важные ценности, как семья и брак.

В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и необхо­димый физиологический уровень содержания. Брошенные дети - следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадаптированных матерей - группы риска по отказу от своих детей.

Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях, но вне контакта с матерью, закономерно приводит в более чем 90 % случаев к нарушениям его решения. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испыты­вают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объеди­нены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники.

Вопросы для самоконтроля

    Формой реализации культурно-просветительской деятельности не является

А. лекция

Б. тренинг

В. круглый стол

    Главная направленность социально-педагогической деятельности педагога-психолога:

А. содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека;

Б.показать человеку явное положение дел, что избежать кризисных ситуаций невозможно.

В. коррекция трудностей в обучении школьников.

    Одной из задач педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении является

А. подготовка к школе

Б. профориентация

В. коррекция межличностных отношений в коллективе детей.

4. Важность научно-методической работы не определяется

А. постоянным изменением педагогической действительности

Б. возможностями и интересами специалиста

В. развитием педагогической и психологической науки и практики образования

5. Формирование психологической культуры у субъектов образовательного процесса является одной из задач

А. культурно-просветительской деятельности

Б. коррекционно-развивающей деятельности

В. управленческой деятельности.

План семинара

    Вида профессиональной деятельности педагога-психолога: основные задачи, содержание работы, ожидаемый результат

    Особенности деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

    Особенности деятельности педагога-психолога в общеобразовательной школе

    Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях интернатного типа

    Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях дополнительного образования.

Задания для самостоятельной работы

    Заполнить таблицу «Виды профессиональной деятельности педагога-психолога»

    Законспектировать одну статью по выбору

Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии, 2002, № 1

Психодиагностика как сфера деятельности детского практического психолога

// Детский практический психолог, 1996, № 1-2

Литература

    Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998

    Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. _ М., 1991

    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Я. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.- Мн.: «Хэлтон», 1998

    Журналы «Психологическая наука и образование», « Детский практический психолог», «Психолог в детском саду», «Вопросы психологии» и другие периодические издания по проблемам психолого-педагогической деятельности.

    Педагогическая энциклопедия. Любое издание

    Педагогический словарь. Любое издание

    Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995

    Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В. Дубровиной). – М, 1995

    Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (под ред. И.В. Дубровиной). – М., 1995

    Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте (под ред И.В. Дубровиной). – М, 1995

    Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие. – М., 2003

    Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М., 1998

    Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1999

Как часто учитель, обращаясь к детям, предлагает им послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательным. Если ученики овладели всеми этими умениями, то от учителя ничего больше и не требуется, кроме как активно использовать возможности детей.

А если учащиеся не обладают этими умениями? Ведь люди не рождаются с ними. Чтобы увидеть, писал И.М. Сеченов, надо уметь смотреть; чтобы услышать - надо уметь слушать. К сожалению, учителя, как правило, не заботятся о формировании этих необходимых умений. Не всегда школа формирует и рациональные приемы запоминания. Ведь не секрет, что подавляющее большинство школьников при подготовке домашних заданий использует чисто механическое запоминание: многократное чтение и почти дословное пересказывание. Хорошо известно, как непродуктивны эти приемы запоминания. Иногда через день-два ребенок уже ничего не помнит из того, что так бойко рассказывал на уроке. И виноват в этом учитель, который не научил рациональным приемам запоминания. Выход у ученика только один: пользоваться тем, чем располагает. Именно поэтому так распространена «зубрежка». Это малоэффективное средство обладает в то же время одним большим преимуществом: оно универсально, может быть использовано при запоминании любого материала. Как ни странно, но к механическому запоминанию прибегают не только младшие школьники, но и старшеклассники и даже студенты. Больше того, немало еще учителей, которые не только не борются с этим нерациональным способом запоминания, а, наоборот, считают, что его надо укреплять.

Приведем один поразивший нас пример. Известно, что в начальной школе дети выучивают наизусть немало стихотворении. И вот большой группе учителей был задан вопрос, касающийся роли стихотворений в познавательной деятельности учащихся. Среди ответов был и такой: «Стихотворения играют большую роль в развитии механической памяти детей».

Не будем обижаться за поэзию, которой уготован такой неблагодарный удел, но пожалеем школьников, которые вынуждены ежедневно заниматься изнуряющей, неинтересной и неблагодарной работой по заучиванию самого разного учебного материала. Психологическая наука уже давно не только доказала неэффективность механического заучивания, но и разработала приемы осмысленного запоминания. Как дальше будет показано, прочное запоминание можно обеспечить вообще без заучивания.

Нет необходимости доказывать, что приемы осмысленного запоминания нужны не только в учебной деятельности, но и во многих других ее видах, выполняемых человеком на протяжении жизни.

Другим важным умением, необходимым для любой деятельности, является умение быть внимательным.

Психолог Н.В. Кузьмина опросила около 400 учителей разных классов и разных уровней мастерства. Оказалось, что среди трудностей, которые испытывают учителя, первое место занимает проблема воспитания внимания учащихся. Характерно, что даже учителя-мастера, которые успешно справляются со многими другими трудностями, указывают на задачу воспитания внимания как наиболее сложную для них. Это говорит о том, что здесь существуют объективные трудности. И это действительно так. Внимание доставляет много хлопот не только учителям, но и исследователям-психологам. Главная трудность состояла в том, что долгое время ученые не могли правильно установить роль внимания в познавательной деятельности человека. С одной стороны, совершенно очевидно, что роль внимания велика во всех видах деятельности, в том числе и учебной, но в чем конкретно эта роль состоит, до последнего времени оставалось неясным. Поэтому учитель получал множество общих рекомендаций, но все они касались не внимания, а каких-то других сторон деятельности учащихся.

Особенность большинства рекомендаций заключается в том, что в них предлагается воздействовать на внимание косвенным путем. Одни считают, что надо воспитывать в ребенке убежденность, сознательное отношение к знаниям, волю, твердость характера и т.д. Это означает, что воспитание внимания должно идти через организацию всей системы обучения и воспитания школьника. Для первоначальной организации внимания на уроке подчеркивается важность доступности изложения материала, его наглядности и т.д.

Можно назвать десятки общих рекомендаций, которые, однако, все направлены на формирование не внимания как такового, а различных сторон личности школьника, его психического развития в целом". А в объемном перечне рекомендаций нет ни одной, которая касалась бы непосредственно внимания, т.е. указывала бы прямой путь к воспитанию умения быть внимательным.

Только в 70-х гг. нашего столетия П.Я. Гальпериным было установлено, что внимание выполняет контрольную функцию, и его воспитание надо начинать с обучения учащихся контролю. Внешний контроль, превращенный в контроль внутренний, автоматизированный, и есть внимание. И теперь можно дать учителю конкретную методику, как работать с учащимися, у которых внимание не сформировалось в их прошлом опыте. Понятно теперь, почему так велика роль внимания в учебной, как и во всякой другой деятельности.

Не останавливаясь на других общих умениях, отметим лишь, что многие из них необходимо формировать у учащихся в начальной школе, чтобы обеспечить им успешное выполнение не только учебной, но и других видов деятельности: трудовой, спортивной и т.д. К числу таких умений относится умение планировать свою деятельность, а также время жизнедеятельности в целом; умение сотрудничать с другими людьми и др.