Профессия педагог: заочное обучение и его особенности

Педагогика - понятие весьма обширное. В памяти большинства из нас словосочетание «педагогический институт» прочно связано с профессией школьного учителя или воспитателя в детском саду. Многие даже не подозревают, что выпускают психологов, дефектологов, лингвистов… В последние годы всё более популярным становится психолого-педагогическое образование, повышается престижность социальной работы в сфере образования.

ТОП 10 популярных специальностей:

Если ориентироваться по среднему проходному баллу ЕГЭ, наибольшей популярностью у абитуриентов педагогических вузов 2011 году пользовались социология, экономика, иностранные языки, филология и лингвистика, а также психология. И это не удивительно. Ведь социолог или экономист может найти престижную и высокооплачиваемую работу не только в школе. А об иностранных языках и говорить нечего, человека с профессиональным глубоким знанием нескольких языков серьёзные работодатели с руками оторвут. В области языкознания диплом педагогического института имеет очень неплохой вес. Конкурс на эти специальности доходит до 7 человек на одно бюджетное место.

Высоко котируются и профессии, связанные с изобразительным искусством, сумма баллов ЕГЭ здесь доходит до 178. Скорее всего, это связано в ограниченным количеством мест для поступающих, ведь обучением творческих людей занимаются далеко не все педагогические . Конкуренция здесь не очень большая - всего 3 человека на место, но следует учесть, что кроме хороших оценок абитуриенту не обойтись и без художественных способностей, - творческий конкурс никто не отменял.

А что же делать, если ЕГЭ не дотягивает до нужного балла, а вы с 1-го класса мечтали стать учителем и твёрдо уверены, что педагогика - ваше призвание?

Тогда неплохо задуматься о профессии музыкального работника, социального педагога или педагога начальных классов. Для того, чтобы начать обучение по этим специальностям, потребуется результат ЕГЭ, не превышающий 110 баллов.

Между прочим, если отвлечься от сухой статистики баллов, то в последние 10 лет профессии учителя начальных классов и воспитателя в дошкольных учреждениях уверенно набирают популярность и конкурс на эти специальности никогда не опускается ниже 3-х человек на одно бюджетное место.

Почему? Во-первых, если вы решите отдать свои умения и любовь малышам, вы никогда не останетесь без работы: рождаемость в России сейчас высока как никогда, а во-вторых, образование это очень разностороннее - первый воспитатель и первый учитель не обучают узкоспециальным предметам, а знакомят наших крох с огромным и бесконечно интересным окружающим миром. Нередко бывает, что общение с работниками детского сада и начальной школы определяет весь будущий путь маленького человека, ведь, по сути, это первые взрослые, с которыми малыш общается почти так же близко, как с родителями.

Я б учителем пошёл… Где учатся будущие учителя?

У абитуриентов, желающих получить высшее педагогическое образование в Москве, довольно широкий выбор. , в которых предлагают свои услуги по обучению тем или иным педагогическим специальностям на бюджетной основе, содержит более 130 университетов, академий и институтов. Правда институтов, в которых профессиональное педагогическое образование является основным направлением, а не одной из разнообразных специальностей на каком-либо факультете, не так много.

По данным опроса сайта QIP.ru, в рейтинге первое место с большим отрывом занимает Московский педагогический государственный университет (31248 голосов). Это один из старейших педагогических институтов, более 130 лет выпускающий педагогов самых разных специализаций.

Кстати, если вы сдали Единый Государственный Экзамен не так хорошо, как хотелось бы, и набранных баллов не хватает для поступления в выбранный институт, имеет смысл ознакомиться с требованиями других педагогических , возможно, там не столь строгие требования к соискателям вожделенной специальности.

Специальность Минимальный проходной балл ЕГЭ ВУЗ
Педагогическое образование: социология, экономика, право 224
Лингвистика и/или преподавание иностранных языков 87-242
Изобразительное искусство, художественная графика 178 Московский городской педагогический университет
Педагогическое образование: филология 143-210

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Психология 170

Московский городской психолого-педагогический университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

Педагогическое образование: химия 167 Московский педагогический государственный университет
Педагогическое образование: биология, биохимия 105-198

Московский педагогический государственный университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

Психолого-педагогическое образование 85-205

Московский педагогический государственный университет,

Российский государственный социальный университет,

Московский городской психолого-педагогический университет,

Педагогическое образование: география 92-183

Московский педагогический государственный университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

Педагогика и методика дошкольного обучения 92-171

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Педагогическое образование: история 131 Московский педагогический государственный университет
Дефектологическое образование 69-145

Московский педагогический государственный университет,

Российский государственный социальный университет

Педагогическое образование: математика, информатика, информационные технологии 78-158

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Социальная педагогика 93-106 Московский гуманитарный педагогический институт
Педагогика и методика начального обучения 93-99

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Педагогическое образование: музыка 60-115

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Наталия Когтева

Куда пойти учиться на учителя

Когда дальнейший путь определен, остается решить, куда пойти учиться на учителя. Первым из возможных вариантов может стать педагогический колледж. Поступить туда можно после 9 или 11 класса, разница в обучении составит один год, так что можно сэкономить время, отправившись на учебу с аттестатом основного общего образования.

В спорных случаях приемная комиссия отдает предпочтение тем абитуриентам, которые имеют более высокие баллы по основным для выбранного направления предметам, то есть учитель начальных классов предположительно должен хорошо знать русский язык и математику.

Редкое заведение зачисляет всех желающих, так что успеваемость к концу 9 класса лучше подтянуть, а факультативные предметы желательно приблизить к верхней планке.

Учиться в колледже лучше очно, хотя заочный вариант тоже возможен. Общеобразовательные дисциплины самостоятельно осилит каждый, а вот практические навыки, которыми славятся педколлежи, можно получить только сидя в аудиториях.

Чаще всего преподаватели этих учреждений - профессионалы практической направленности, которые знакомы с работой в школе изнутри. Во время лекций и практических занятий они делятся со студентами тонкостями работы, своим педагогическим опытом.

Обширная практика - сильная сторона педколледжей. Именно оттуда выходят уверенные в себе учителя, отстоявшие у доски уже не один десяток часов. Через три или четыре года учебы на руках будет диплом, позволяющий выходить на работу или продолжить обучение.

Стоит отметить, что отсутствие высшего образование остановит планку карьерного роста на определенном уровне, поэтому лучше его получить.

Заочное обучение в профильных вузах приветствуется в любой школе, так что можно начинать нарабатывать педстаж и при этом оставаться студентом. К тому же нынешняя система оплаты труда максимально приближает зарплату молодого учителя к средней.

Высшая ступень обучения

Поступить в педагогические вузы, пожалуй, сложнее. Многие абитуриенты и не думают связать свою жизнь с преподавательством, но наличие диплома так притягательно, что конкурс в некоторые учебные заведения просто огромный. Пройдя все сложности ЕГЭ, можно попытать счастья на одном из факультетов, полагаясь на личные предпочтения или более низкий проходной балл.

Поступить на иняз и филфак - это как штурмовать неприступный бастион. С невысокими показателями можно надеяться только на платное обучение. А вот на географию-биологию и дошкольное образование спрос пониже.

Как очная, так и заочная форма уделяют больше внимания теоретической стороне обучения. Вузы выпускают специалистов, отлично знающих предмет, но не отработавших его в достаточной мере на практике.

Востребованность и карьера учителя

Куда лучше пойти учиться на учителя - дело выбора. В перспективе всех с удовольствием примут на работу в школу, где со временем можно будет повысить категорию, реализовать творческие идеи участием в профессиональных конкурсах, заслужить хорошей работой не только звания, но и уважение учеников.

Из учителей выходят и директора школ, и сотрудники отделов образования, и преподаватели вузов и сузов. Все зависит от личных стремлений. Профессиональные амбиции учителя не столько подталкивают к карьерному росту, сколько стремятся к повышению знаний подопечных.

Возможно Вас заинтересуют.

Профессия учителя, потерявшая на какое-то время престиж, вновь становится популярной. Зарплата у школьных педагогов выравнивается со средней по региону , иногда даже превышает таковую, поэтому конкурс на педагогические специальности растет. К примеру, в Институт психологии и образования КФУ, который готовит педагогов, в 2016 году было подано 5000 заявлений от абитуриентов. Впереди с незначительным отрывом лишь Институт международных отношений и востоковедения и Институт вычислительной математики и информационных технологий. Самый популярный профиль среди педагогических специальностей - это «учитель начальных классов и английского языка». Конкурс туда 22(!) человека на место. Это кстати, абсолютно новое направление. Связано с тем, что английский язык будет постепенно вводиться с первого класса, для малышей проще, когда все предметы ведет один учитель.

Я с 1991 года работаю в педагогическом вузе, в последние годы у нас - резкое повышение конкурса. В этом году на педагогические направления средний балл 74 - это отличники, престиж профессии учителя растет, - говорит Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования КФУ.

Подготовка учителей за последние годы изменилась кардинально. Если раньше для будущих педагогов в Татарстане был отдельный вуз - Татарский гуманитарно-педагогический университет, то сейчас учителей готовит только КФУ. Вуз не профильный, но у этого только плюсы, утверждает руководство учебного заведения. Для учителей начальных классов есть отдельное подразделение - Институт психологии и образования, учителя-предметники обучаются на педагогических отделениях классических факультетов. То есть ко всем прочим дисциплинам у них добавляются специализированные - психология, педагогика, методика преподавания.

Мы выигрываем в том, что будущие учителя, например химии, обучаются параллельно с классическими химиками по базовым дисциплинам и получают фундаментальную подготовку, чего в последние годы не хватало. Подтверждение этому - ЕГЭ для учителей , когда учителя не набирали и 50 баллов! Низкая подготовка учителей - это сплошь и рядом, к сожалению. Это будет решаться за счет фундаментальной базы, которую мы получили от КФУ, - говорит Калимуллин.

Второй плюс - это возможность для переквалификации студентов. Учился парень на физика и понял, что не тянет на нобелевскую премию или вдруг осознал, что не хочет быть доктором наук, а школа - его призвание. Он может нагнать «учительские» предметы и закончить вуз, как преподаватель физики. Проблем с трудоустройством не будет - в этой сфере безработицы нет.

Мы создаем новую философию, когда университет - это второй дом. Здесь должно быть удобно учиться, общаться, ходить на факультативы, репетировать. После ремонта у нас появятся зоны отдыха, релакса, кухонька небольшая. Суть в том, чтобы студенты эту атмосферу впитывали, чтобы у них появилась внутренняя свобода, и они это понесут в школу... Потому что с детьми сейчас вот так - кулаком по столу, работать не получается. Нужно стать формальным и неформальным лидером и тогда процесс пойдет, - считает Айдар Калимуллин.

В здании на Межлаука,1, где обучаются будущие педагоги начальных классов - в основном девушки. Все говорят, что на факультет их привела любовь к детям и желание быть первой учительницей - первой научить ребенка любить школу, любить учиться. Хотя, признаются, что идти на педагога их отговаривали. И самое главное кто? Их же учителя!

Родители поддержали, а учителя отговаривали. Что очень сложно, что дети пошли другие, что нет у них такого большого уважения к учителям, как раньше, что будет тяжело. Но, я думаю, что раз они смогли, то и у меня все получится, - не боится трудностей студентка первого курса Алия Гиматдинова.

По-моему быть учителем - это круто. Я представляю свой первый урок - он веселый и интересный, дети будут с нетерпением ждать следующего. Нужно любить детей, не просто работу выполнять, с открытым сердцем подходить ко всему, - считает Тансылу Касымова.

У студенток второго курса взгляд на профессию более реалистичный. Практику в школе они уже проходили, правда, пассивную - наблюдали за происходящим в классе со стороны. Первый день в качестве учителя представляют совсем по-другому.

Будет хаос. Это страшно вести первый урок, я не представляю, каким он будет, - разводит руками Анастасия Антонова.

Нужно поставить себя, чтобы они не думали, что ты пришла молодая и можно на тебе ездить! Нужно показать в себе стержень, - подсказывает Насте однокурсница и будущая коллега Светлана Кувалова.

Но нас будут еще учить этому - методике преподавания, как начинать урок, как время рассчитывать, чтобы дети не потеряли работоспособность, ведь к концу урока они устают, - продолжает Анастасия. - У нас дети много сидят. Я бы хотела, чтобы они больше двигались, ведь им тяжело сидеть 40 минут в полной тишине, отвечая на вопросы учителя. Я бы ввела более подвижные формы обучения, чтобы можно было с ними больше времени проводить на улицах, проводить там предметы, которые это позволяют. Это не просто, но потихоньку, может быть, что-то получится, - надеется Анастасия.

Если студенты-педагоги не растеряют энтузиазм и через несколько лет на практике реализуют свои амбициозные планы - за будущих первоклассников можно не беспокоится.