Психологос. Николай Иванович Козлов Психологос. Энциклопедия практической психологии

В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования – по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.

Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самых известных российских психологов. Его книги-бестселлеры «Как относиться к себе и к людям», «Философские сказки», «Простая правильная жизнь» и другие знакомы десяткам миллионов читателей. Н. И. Козлов – доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра «Синтон», главный редактор портала «Психологос», самого популярного психологического портала рунета.

Произведение относится к жанру Энциклопедии. Оно было опубликовано в 2014 году издательством Эксмо. На нашем сайте можно скачать книгу "Психологос. Энциклопедия практической психологии" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.


Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самый известных российских психологов. Его книги-бестселлеры "Как относиться к себе и к людям", "Философские сказки", "Простая правильная жизнь" и другие - знакомы десяткам миллионов читателей. Н.И.Козлов - доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра "Синтон", главный редактор...

Читать полностью

В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования - по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.
Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самый известных российских психологов. Его книги-бестселлеры "Как относиться к себе и к людям", "Философские сказки", "Простая правильная жизнь" и другие - знакомы десяткам миллионов читателей. Н.И.Козлов - доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра "Синтон", главный редактор портала "Психологос", самого популярного психологического портала рунета.

Скрыть

Николай Иванович Козлов

Психологос. Энциклопедия практической психологии

© Козлов Н. И., текст, 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Предисловие

Все, во что мы по-настоящему вкладываем душу, становится нашим любимым. Эта энциклопедия потребовала от меня полной самоотдачи и стала моим любимым ребенком, тем более что работа над ней была радостью: я уже знал, насколько этот труд необходим. Энциклопедия родилась из «Психологоса» – интернет-портала, систематизирующего весь объем знаний, подходов и вопросов практической психологии. Без всякой раскрутки «Психологос» за несколько лет оказался одним из самых популярных и востребованных психологических ресурсов в Интернете, и каждый день ко мне приходили и приходят письма с благодарностью за эту работу.

От меня здесь – ответная благодарность: автору важно понимать, что его труд людям нужен.

«Психологос» я когда-то начал писать для себя, поскольку огромный массив информации, упражнений и тренингов требовал систематизации, а вики-движок оказался очень удобным. Были надежды на то, что труд станет коллективным. Но они не оправдались: коллеги щедро делились когда энтузиазмом, когда критикой и сомнениями, но собственные статьи предоставляли редко, честно признаваясь: «Покритиковать – с удовольствием, а вот писать что-то систематично и в позитиве – тяжеловато, да и ответственность слишком велика».

Тем не менее без поддержки моих друзей, коллег и соратников эта книга едва ли была бы возможна. Моя любовь, признательность и благодарность – Александру Гамалееву, Павлу Зыгмантовичу, Тимуру Владимировичу Гагину, Игорю Олеговичу Вагину, Ольге Паратновой, Лиле Тришкиной, Елене Прокофьевой, и самой мудрой женщине на свете – моей любимой жене Марине Смирновой.

Создавая энциклопедию, я искренне старался быть максимально объективным, мои коллеги также приложили к этому все силы, но делать вид, что данная книга не несет отпечаток авторского взгляда, невозможно. Это не энциклопедия вообще, это видение современной психологии с точки зрения синтон-подхода. Притом что в этой традиции сотни моих коллег и я работали уже по крайней мере два десятка лет, мы долго не давали ей названия: нам казалось, что это не какой-то особенный подход, а просто здравый смысл. Однако работа над энциклопедией показала необходимость оформления этого подхода как самостоятельного направления, отличного от гештальттерапии, НЛП, психоанализа и других современных течений практической психологии.

Сегодня можно утверждать, что синтон-подход – центральное направление российской практической психологии. Именно в рамках и на базе синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ. Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике. Важно, что синтон-подход – это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок, в первую очередь на базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, включающее в себя достижения большинства современных психологических подходов. Сегодня, когда так актуально объединение усилий психологов-практиков всех направлений, синтон-подход может выступить основой для него.

Жизнь подталкивает нас, психологов, к сотрудничеству. Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее. Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Сегодня ситуация в сфере практической психологии более всего напоминает феодальную раздробленность Древней Руси: множество изолированных княжеств (психологических школ), не понимающих и не желающих понимать друг друга. Мы прочувствовали это при формировании энциклопедии в полной мере. Когда читаешь статьи разных авторов, кажется, что каждый автор логичен, – только до тех пор, пока эти работы не положишь рядом и не попробуешь их объединить. Не объединяются. Все трещит и ползет, поскольку у каждого психолога своя терминология. В статьях присутствовала иллюзия логики, поскольку понятия были не определены и использовались произвольно, поворачиваясь удобным боком в удобном контексте. Так работают фокусники, но так не может быть построена наука. Наука начинается с определения понятий, с четкого понимания того, о чем мы говорим.

  1. Николай Иванович Козлов Психологос. Энциклопедия практической психологии
  2. Предисловие
  3. Часть I. Психология человека
  4. Глава 1. Психология человека – что это?
  5. Глава 2. Генетика человека
  6. Глава 3. Психологическая структура человека
  7. Когнитивная сфера
  8. Внимание
  9. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание
  10. Управление вниманием
  11. Концентрация внимания
  12. Управление лучом внимания
  13. Упражнение «Линия»
  14. Упражнение «Дальтоник»
  15. Упражнение «Муха»
  16. Упражнение «Две мухи»
  17. Восприятие
  18. Нулевая позиция восприятия: забвение собственных интересов
  19. Первая позиция восприятия: позиция Я
  20. Что лучше: нулевая или первая позиция восприятия?
  21. Вторая позиция восприятия: Я в позиции Другого
  22. Третья позиция восприятия: позиция стороннего наблюдателя
  23. Четвертая позиция восприятия: системный взгляд
  24. Пятая позиция восприятия: позиция Ангела
  25. Мышление
  26. Уровни мышления
  27. Развитие мышления
  28. Продуктивное мышление
  29. Остановка мышления
  30. Упражнение
  31. «Спокойное присутствие»
  32. Мозговой штурм
  33. Убеждения
  34. Предубеждения
  35. Верования
  36. Мышление и речь
  37. Интуиция
  38. Воображение
  39. Память
  40. Собственный личный опыт
  41. Память прошлого и память будущего
  42. Позитивная и негативная память
  43. Внутренняя и внешняя память
  44. Лист напоминаний
  45. Напоминалки
  46. Автоматизмы и привычки
  47. Автоматизмы
  48. Сформируешь привычку – пожнешь характер
  49. Как приобретать полезные привычки
  50. Как закреплять привычки
  51. Мировосприятие
  52. Позитивное мировосприятие
  53. Шкала эмоциональных тонов
  54. Мужское и женское мировосприятие
  55. Сознание и бессознательное
  56. Осознанность и ее развитие
  57. Вытеснение
  58. Бессознательное и его виды
  59. Что сильнее – сознание или бессознательное?
  60. Я и Я-концепция
  61. Быть самим собой
  62. Кто я есть на самом деле?
  63. Субличность
  64. Самооценка
  65. Самооценка способностей и личностная самооценка
  66. Общая, частная и конкретно-ситуативная самооценка
  67. Адекватность самооценки
  68. Высокая и низкая самооценка
  69. Ложный синдром заниженной самооценки
  70. Как формируется личностная самооценка
  71. Факторы, от которых зависит личностная самооценка
  72. Как повысить низкую самооценку?
  73. Кто заведует самооценкой?
  74. Оптимальная самооценка
  75. Самооценка и уровень личностного развития
  76. Любовь к себе
  77. Способности
  78. Темперамент
  79. Типы темперамента по Гиппократу
  80. Можно ли менять свой темперамент?
  81. Упражнение «Холерик»
  82. Характер
  83. Воля и ее развитие
  84. Вера в себя
  85. Фишки уверенности
  86. Эмоции, чувства, настроения
  87. Мотив
  88. Мотив акции и мотив реакции
  89. Низкие и высокие, благородные мотивы
  90. Каждый заботится только о себе – правда ли это?
  91. Потребности
  92. Врожденные и вариативные потребности
  93. Реальные и придуманные потребности
  94. Базовые потребности
  95. Внутренние чувства
  96. Чувства в человеческой жизни
  97. Не называйте чувствами то, что ими не является
  98. Разум и чувства
  99. Что такое настоящие чувства?
  100. Эмоции
  101. Эмоции и чувства
  102. Что такое эмоции
  103. Виды эмоций
  104. Зачем нужны эмоции
  105. Мгновенная перестройка организма под возникшие задачи
  106. Сигналы древней мудрости
  107. Функциональная гимнастика организма
  108. Универсальный язык общения
  109. Эффективные средства влияния и манипуляций
  110. Психологическая защита
  111. Мотивация и ощущение жизни
  112. Рисунок тела. Выразительные движения
  113. Глава 4. Почему мы такие разные
  114. Мужчины и женщины
  115. Природа различий мужчин и женщин
  116. Биологическая основа различий мужчин и женщин
  117. Гендерные различия – результат научения
  118. Основные различия мужской и женской психологии
  119. Женственность
  120. «Внутренний саботажник», или Как вернуться к «Сказано – сделано»
  121. Эксперимент Филипа Зимбардо: страх и любопытство
  122. Мир предметов и мир отношений
  123. Мужской и женский ум
  124. Особенности мужского и женского мышления
  125. Женское мышление и речь
  126. Кто умнее – мужчины или женщины?
  127. «Мужчины не плачут»
  128. Психология индивидуальных различий
  129. Психологические особенности
  130. Типы личности
  131. Альтруист
  132. Воспитанный человек
  133. Авторитарная личность
  134. Интроверт и экстраверт
  135. Интроверт
  136. Экстраверт
  137. Развитие экстравертности
  138. Манипулятор
  139. Мастеровой и Собиратель
  140. Ипохондрик
  141. Невротик
  142. Процессник и Результатник
  143. Разновидности Результатников
  144. Разновидности Процессников
  145. Человек-ребенок
  146. Черты личности
  147. Достоинства и недостатки
  148. Адекватность
  149. Внушаемость
  150. Воспитанность
  151. Искренность
  152. Конформность
  153. Негативизм
  154. Обидчивость
  155. Ответственность
  156. Ответственность и забота о себе
  157. Ответственность как груз и жизненная ценность
  158. Перфекционизм
  159. Сдержанность
  160. Акцентуации характера
  161. Часть II. Психология личности
  162. Глава 5. Взросление человека и становление личности
  163. Взрослый человек
  164. Душевное здоровье
  165. Женщина – воплощение мечты
  166. Настоящий мужчина
  167. Индивидуальность
  168. Личность – кто это?
  169. Личностное
  170. Глава 6. Человек как организм и человек как личность
  171. Представление человека в психологической литературе
  172. Человек-организм
  173. Личность как звание
  174. Глава 7. Психология жизнедеятельности
  175. Движущие силы человеческого поведения
  176. Способы человеческой жизни
  177. Этическая типология личности
  178. Жить по внешним ориентирам
  179. Психология принятия решения
  180. Как сделать правильный выбор
  181. Алгоритм принятия решения
  182. Техника выбора по женской модели
  183. Ответственный подход и личная ответственность
  184. Самомотивация
  185. «Хочу» и «надо»
  186. Упражнение «Если бы я любил»
  187. Негативная самомотивация
  188. Позитивная самомотивация
  189. Выход из зоны комфорта
  190. Расширение зоны комфорта
  191. Зачем куда-то двигаться, когда уже достиг состояния «Хорошо»?
  192. О пользе самокритики
  193. Целеустремленность
  194. Цель жизни
  195. Постановка цели
  196. Процессные и результатные цели
  197. СМАРТ
  198. Ответственный формат постановки цели
  199. Самоорганизация
  200. Управление собственным состоянием
  201. Здоровые психические состояния
  202. Алертность
  203. Вдохновение
  204. «Мир прекрасен»
  205. Расслабление
  206. Повседневная саморегуляция
  207. Управление эмоциями
  208. Как управлять своими эмоциями
  209. Эмоциональная гимнастика
  210. Лицевая гимнастика
  211. Упражнение «Эмоциональный словарь»
  212. Эмоциональное накручивание
  213. К чему на самом деле приводит разрядка негативных эмоций
  214. Как убирать эмоции при решении важных вопросов
  215. Если вас переполняют негативные эмоции
  216. Волнение
  217. Внутреннее напряжение
  218. Реагирование на неприятности
  219. Прием «Эмоциональный светофор»
  220. Реакция на ошибки
  221. Растерянность: отупение и ступор
  222. Расстройство
  223. Печаль
  224. Раздражение
  225. Стресс
  226. Глава 8. Жизненный путь
  227. Стратегии достижения цели
  228. Жизненные ценности
  229. Цель жизни и смысл жизни
  230. Смысл жизни
  231. Правильная жизнь
  232. Предназначение
  233. Планирование жизни
  234. Зачем нужно планирование жизни
  235. Мифы о планировании жизни
  236. Грамотное планирование жизни
  237. Планка жизни
  238. Максимум жизни
  239. Глава 9. Рост и развитие личности
  240. «Личностный рост» или «развитие личности»?
  241. Самоактуализация
  242. Позитивна ли природа человека?
  243. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского
  244. Ребенок растет не один, а в экосистеме
  245. Социализация
  246. Пассивный личностный рост
  247. Активный личностный рост
  248. Роль тела в развитии личности
  249. Личность и роли
  250. Освоение новых ролей как способ развития личности
  251. Как происходит освоение новой роли?
  252. Личностные кризисы и развитие личности
  253. Теория социального психоанализа эмоций
  254. Эмоции детей – способ управления родителями
  255. Мастерство плача ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
  256. Мастерство эмоций ребенка в возрасте от 3 до 7 лет
  257. Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка
  258. Деградация эмоций ребенка
  259. Детская позиция сталкивается со взрослой жизнью
  260. Взрослая позиция в управлении эмоциями
  261. Глава 10. Работа над собой
  262. От жизненного пинка к образу жизни
  263. Психологические особенности или проблемы?
  264. Начинаем с постановки целей
  265. Подтягиваем ресурсы
  266. Развитие личности на позитиве
  267. Составляем план работы
  268. Работать!
  269. Поддержка в работе над собой
  270. Эффективные упражнения и приемы для работы над собой
  271. Прием «Детальное представление»
  272. Внутреннее «Хорошо»
  273. Упражнение «Хорошо!»: умение радоваться жизни
  274. Повышатели настроения
  275. Упражнение «Солнышко»: дарю радость людям!
  276. Упражнение «Дарю радость жизни»
  277. Копилка позитивной энергии
  278. «Дневник радостных событий»
  279. «Тетрадь успехов»
  280. «Дневник достоинств»
  281. Тетрадь «Сад мечты»
  282. «Дневник благодарности»
  283. Типичные трудности в развитии себя
  284. «Дистанция» – система пошагового развития личности
  285. Особенности программы «Дистанции»
  286. Методика «Дистанции»
  287. Глава 11. Цели роста и развития личности
  288. Автор и Жертва
  289. Позиция Автора и ответственность
  290. Как учиться позиции Автора?
  291. «Королева не оправдывается»
  292. Исключите из своего лексикона «словарь Жертвы»
  293. Используйте активный залог
  294. Держите слово
  295. Научитесь отказываться от нереалистичных проектов
  296. Три Авторских ключа
  297. Уверенность в себе
  298. Откуда взять чувство уверенности?
  299. Уверенное поведение
  300. Упражнение «Королевская осанка»
  301. Управление энергетикой
  302. Внутренняя гармония
  303. Счастье
  304. Достижение счастья
  305. Ключи счастья
  306. Часть III. Психология взаимоотношений
  307. Глава 12. Психология делового общения и деловых отношений
  308. Деловое и аффилиативное общение
  309. Осмысленная речь
  310. Упражнение «Осмысленная речь»
  311. Деловые отношения как новый тип воспитания
  312. Кто такой коммуникатор?
  313. Зрительный контакт: смотреть в глаза
  314. Личное пространство
  315. Искусство задавать вопросы
  316. Подготовленные вопросы
  317. Опасный вопрос «Почему?»
  318. Подстройка
  319. Возражение
  320. Метод Сократа
  321. «Тотальное Да»
  322. Техника «Повтори, согласись, добавь»
  323. Техника «Расскажи, с чем ты согласен»
  324. Конструктивное обращение за помощью
  325. Глава 13. Психология влияния
  326. Основные стили влияния
  327. Силовик
  328. Душка
  329. Тактик
  330. Авторитарность и демократия
  331. Мотивация
  332. Авторитет
  333. Лидер и лидерство
  334. «Кнут и пряник»: метод наград и наказаний
  335. Дрессировка
  336. Внушение
  337. Психологическое манипулирование
  338. Воздействие через чувство вины
  339. Критика
  340. Поддержка
  341. Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей
  342. Глава 14. Психология общения
  343. Общение и общительность
  344. Как научиться общаться?
  345. Вчувствование
  346. Упражнения на калибровку
  347. Умение слушать
  348. Рефлексивное слушание
  349. Эмпатическое слушание
  350. Комплименты
  351. Трудности в освоении искусства делать комплименты
  352. Обход этих трудностей
  353. Комплименты с прикрытием
  354. Косвенные комплименты
  355. Упражнение «Комплиментщик»
  356. Конфликтогены
  357. Коммуникативные конфликтогены
  358. Границы конфликтогенов
  359. Как отучать от конфликтогенов себя
  360. Как отучать от конфликтогенов других людей
  361. Борис Заходер «Очень Вежливый Индюк»
  362. Категоричность
  363. Бытовые обвинения
  364. Оправдания
  365. Обиды
  366. Как реагировать, если на вас обиделись?
  367. Воспитание хороших привычек: отучение от обид, приучение к разумному общению
  368. Формат общения
  369. Обсуждение происходящего
  370. Приучение к разумному общению
  371. «Я-высказывание»: что оно может и где уместно?
  372. «Я-послание»
  373. Сплетня
  374. Открытость
  375. Мужское и женское общение
  376. Женская логика
  377. Как женщинам понимать мужчин?
  378. Как мужчинам понимать женщин?
  379. Глава 15. Межличностные отношения
  380. Межличностная привлекательность
  381. Что мы ищем в друзьях? Психология дружбы
  382. С кем и как стоит дружить?
  383. Что делать, чтобы люди нравились?
  384. Прием «А кто его любит?»
  385. Прием «Разглядите во взрослом ребенка»
  386. Как ценности людей влияют на их отношения
  387. Ритуалы соединяют людей
  388. Самодостаточность
  389. Умение говорить «нет»
  390. Зависимость от оценок окружающих
  391. Упражнение «Нестандартные поступки»
  392. Привязанности
  393. Страх расставания
  394. Созависимость
  395. Просить прощения
  396. Реакция на ошибки окружающих
  397. Сострадание
  398. Часть IV Современная практическая психология
  399. Глава 16. Психология и психологическое
  400. Практическая психология
  401. Психология, мистика и эзотерика
  402. Психология и педагогика
  403. Социальная педагогика
  404. Психотерапия
  405. Границы психотерапии
  406. История вопроса
  407. Отличительные признаки здоровой психологии и психотерапии
  408. Глава 17. Ценностные ориентиры практической психологии
  409. Нравственность и прагматизм
  410. Гуманизм
  411. Гуманистический подход и подход нравственного долга
  412. Глава 18. Подходы современной практической психологии
  413. Основополагающие подходы, или парадигмы практической психологии
  414. Гуманитарный и естественно-научный подходы
  415. Поведенческий и феноменологический подходы
  416. «Мужской» и «женский» подходы
  417. Психоаналитический подход
  418. Гуманистический подход, гуманистическая психология
  419. Личностно-деятельный подход
  420. Конкретные подходы практической психологии
  421. Бихевиоризм и бихевиоральная терапия
  422. Классический психоанализ
  423. Юнгианская психотерапия
  424. Трансактный анализ
  425. Аутогенная тренировка
  426. Аутогенная тренировка
  427. Эриксоновский гипноз
  428. Гештальт-подход
  429. Синтон-подход
  430. Глава 19. Консультирование и психотерапия
  431. Вам консультацию или психотерапию?
  432. Индивидуальное консультирование: основные формы
  433. Психологическая консультация
  434. Коучинг
  435. Оперативная психотерапия
  436. Психотерапевтическое консультирование
  437. Работа с проблемами клиентов
  438. Запрос клиента
  439. Порядок работы с внутренними проблемами
  440. Советы и рекомендации в работе психолога
  441. Как настроить клиента на работу
  442. Работа с негативными эмоциями
  443. Плохие эмоции, вредные чувства
  444. Философия психологической защиты
  445. Особенности психологов-консультантов
  446. Лечить или учить?
  447. «Я маленький, мир большой»
  448. Больная психотерапия
  449. Особенности клиентов
  450. «Не наш» клиент
  451. Люди, которые не хотят и не готовы меняться
  452. Непрофильные клиенты
  453. Особенности проблем клиентов
  454. Внутренние, психологические проблемы
  455. Как и зачем люди создают себе проблемы
  456. Эмоциональное накручивание, разжигание переживаний
  457. Как решать свои проблемы?
  458. Проблемные психические состояния
  459. Агрессивность
  460. Разрядка агрессии
  461. Что делать с собственной агрессивностью?
  462. Алкоголизм
  463. Больная привязанность
  464. Профилактика больных привязанностей
  465. Упражнение «Душевная страховка»
  466. Депрессия
  467. Помощь при бытовой депрессии
  468. Предупреждение депрессивных состояний
  469. Душевная боль
  470. Внутреннее непринятие
  471. Личностные кризисы
  472. Возрастные кризисы
  473. Кризис подросткового возраста
  474. Кризис среднего возраста
  475. Эмоциональное и профессиональное выгорание
  476. Одиночество
  477. Панические атаки, паническое расстройство
  478. Самоедство
  479. Упражнение «Ошибочка»
  480. Чувство вины
  481. Понимание своей вины и чувство вины
  482. Психологическая травма
  483. Психосоматические проблемы
  484. Страхи
  485. Научение страхам у детей
  486. Страхи и тревожность в человеческой жизни
  487. Страхи, тревожность и личностные особенности
  488. Разумный и деятельный подход к страхам
  489. Снять страх перед страхом
  490. Работа со страхом
  491. Страх, живущий в теле
  492. Имплозивная терапия, флудинг
  493. Самоубийство
  494. С какими вопросами и как имеет смысл обращаться к психологу
  495. Глава 20. Тренинги
  496. Что такое тренинг
  497. Элементы тренинга
  498. Не тренинги, но рядом с ними
  499. История тренинга
  500. Что тренинги могут дать, а что – нет
  501. Качество тренинга
  502. Мягкие, жесткие и сбалансированные тренинги
  503. Кто ведет тренинги
  504. Что важно знать о разных видах тренингов их участникам
  505. Личностные и деловые тренинги
  506. Тренинги конкретных и универсальных навыков
  507. Психотерапевтические тренинги и тренинги развития личности
  508. Глава 21. Какое будущее ждет практическую психологию?