Психологос. Николай Иванович Козлов Психологос. Энциклопедия практической психологии
В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования – по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.
Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самых известных российских психологов. Его книги-бестселлеры «Как относиться к себе и к людям», «Философские сказки», «Простая правильная жизнь» и другие знакомы десяткам миллионов читателей. Н. И. Козлов – доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра «Синтон», главный редактор портала «Психологос», самого популярного психологического портала рунета.
Произведение относится к жанру Энциклопедии. Оно было опубликовано в 2014 году издательством Эксмо. На нашем сайте можно скачать книгу "Психологос. Энциклопедия практической психологии" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самый известных российских психологов. Его книги-бестселлеры "Как относиться к себе и к людям", "Философские сказки", "Простая правильная жизнь" и другие - знакомы десяткам миллионов читателей. Н.И.Козлов - доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра "Синтон", главный редактор...
В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования - по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.
Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самый известных российских психологов. Его книги-бестселлеры "Как относиться к себе и к людям", "Философские сказки", "Простая правильная жизнь" и другие - знакомы десяткам миллионов читателей. Н.И.Козлов - доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра "Синтон", главный редактор портала "Психологос", самого популярного психологического портала рунета.
Николай Иванович Козлов
Психологос. Энциклопедия практической психологии
© Козлов Н. И., текст, 2014
© ООО «Издательство «Эксмо», 2014
Предисловие
Все, во что мы по-настоящему вкладываем душу, становится нашим любимым. Эта энциклопедия потребовала от меня полной самоотдачи и стала моим любимым ребенком, тем более что работа над ней была радостью: я уже знал, насколько этот труд необходим. Энциклопедия родилась из «Психологоса» – интернет-портала, систематизирующего весь объем знаний, подходов и вопросов практической психологии. Без всякой раскрутки «Психологос» за несколько лет оказался одним из самых популярных и востребованных психологических ресурсов в Интернете, и каждый день ко мне приходили и приходят письма с благодарностью за эту работу.
От меня здесь – ответная благодарность: автору важно понимать, что его труд людям нужен.
«Психологос» я когда-то начал писать для себя, поскольку огромный массив информации, упражнений и тренингов требовал систематизации, а вики-движок оказался очень удобным. Были надежды на то, что труд станет коллективным. Но они не оправдались: коллеги щедро делились когда энтузиазмом, когда критикой и сомнениями, но собственные статьи предоставляли редко, честно признаваясь: «Покритиковать – с удовольствием, а вот писать что-то систематично и в позитиве – тяжеловато, да и ответственность слишком велика».
Тем не менее без поддержки моих друзей, коллег и соратников эта книга едва ли была бы возможна. Моя любовь, признательность и благодарность – Александру Гамалееву, Павлу Зыгмантовичу, Тимуру Владимировичу Гагину, Игорю Олеговичу Вагину, Ольге Паратновой, Лиле Тришкиной, Елене Прокофьевой, и самой мудрой женщине на свете – моей любимой жене Марине Смирновой.
Создавая энциклопедию, я искренне старался быть максимально объективным, мои коллеги также приложили к этому все силы, но делать вид, что данная книга не несет отпечаток авторского взгляда, невозможно. Это не энциклопедия вообще, это видение современной психологии с точки зрения синтон-подхода. Притом что в этой традиции сотни моих коллег и я работали уже по крайней мере два десятка лет, мы долго не давали ей названия: нам казалось, что это не какой-то особенный подход, а просто здравый смысл. Однако работа над энциклопедией показала необходимость оформления этого подхода как самостоятельного направления, отличного от гештальттерапии, НЛП, психоанализа и других современных течений практической психологии.
Сегодня можно утверждать, что синтон-подход – центральное направление российской практической психологии. Именно в рамках и на базе синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ. Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике. Важно, что синтон-подход – это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок, в первую очередь на базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, включающее в себя достижения большинства современных психологических подходов. Сегодня, когда так актуально объединение усилий психологов-практиков всех направлений, синтон-подход может выступить основой для него.
Жизнь подталкивает нас, психологов, к сотрудничеству. Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее. Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.
Сегодня ситуация в сфере практической психологии более всего напоминает феодальную раздробленность Древней Руси: множество изолированных княжеств (психологических школ), не понимающих и не желающих понимать друг друга. Мы прочувствовали это при формировании энциклопедии в полной мере. Когда читаешь статьи разных авторов, кажется, что каждый автор логичен, – только до тех пор, пока эти работы не положишь рядом и не попробуешь их объединить. Не объединяются. Все трещит и ползет, поскольку у каждого психолога своя терминология. В статьях присутствовала иллюзия логики, поскольку понятия были не определены и использовались произвольно, поворачиваясь удобным боком в удобном контексте. Так работают фокусники, но так не может быть построена наука. Наука начинается с определения понятий, с четкого понимания того, о чем мы говорим.
- Николай Иванович Козлов Психологос. Энциклопедия практической психологии
- Предисловие
- Часть I. Психология человека
- Глава 1. Психология человека – что это?
- Глава 2. Генетика человека
- Глава 3. Психологическая структура человека
- Когнитивная сфера
- Внимание
- Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание
- Управление вниманием
- Концентрация внимания
- Управление лучом внимания
- Упражнение «Линия»
- Упражнение «Дальтоник»
- Упражнение «Муха»
- Упражнение «Две мухи»
- Восприятие
- Нулевая позиция восприятия: забвение собственных интересов
- Первая позиция восприятия: позиция Я
- Что лучше: нулевая или первая позиция восприятия?
- Вторая позиция восприятия: Я в позиции Другого
- Третья позиция восприятия: позиция стороннего наблюдателя
- Четвертая позиция восприятия: системный взгляд
- Пятая позиция восприятия: позиция Ангела
- Мышление
- Уровни мышления
- Развитие мышления
- Продуктивное мышление
- Остановка мышления
- Упражнение
- «Спокойное присутствие»
- Мозговой штурм
- Убеждения
- Предубеждения
- Верования
- Мышление и речь
- Интуиция
- Воображение
- Память
- Собственный личный опыт
- Память прошлого и память будущего
- Позитивная и негативная память
- Внутренняя и внешняя память
- Лист напоминаний
- Напоминалки
- Автоматизмы и привычки
- Автоматизмы
- Сформируешь привычку – пожнешь характер
- Как приобретать полезные привычки
- Как закреплять привычки
- Мировосприятие
- Позитивное мировосприятие
- Шкала эмоциональных тонов
- Мужское и женское мировосприятие
- Сознание и бессознательное
- Осознанность и ее развитие
- Вытеснение
- Бессознательное и его виды
- Что сильнее – сознание или бессознательное?
- Я и Я-концепция
- Быть самим собой
- Кто я есть на самом деле?
- Субличность
- Самооценка
- Самооценка способностей и личностная самооценка
- Общая, частная и конкретно-ситуативная самооценка
- Адекватность самооценки
- Высокая и низкая самооценка
- Ложный синдром заниженной самооценки
- Как формируется личностная самооценка
- Факторы, от которых зависит личностная самооценка
- Как повысить низкую самооценку?
- Кто заведует самооценкой?
- Оптимальная самооценка
- Самооценка и уровень личностного развития
- Любовь к себе
- Способности
- Темперамент
- Типы темперамента по Гиппократу
- Можно ли менять свой темперамент?
- Упражнение «Холерик»
- Характер
- Воля и ее развитие
- Вера в себя
- Фишки уверенности
- Эмоции, чувства, настроения
- Мотив
- Мотив акции и мотив реакции
- Низкие и высокие, благородные мотивы
- Каждый заботится только о себе – правда ли это?
- Потребности
- Врожденные и вариативные потребности
- Реальные и придуманные потребности
- Базовые потребности
- Внутренние чувства
- Чувства в человеческой жизни
- Не называйте чувствами то, что ими не является
- Разум и чувства
- Что такое настоящие чувства?
- Эмоции
- Эмоции и чувства
- Что такое эмоции
- Виды эмоций
- Зачем нужны эмоции
- Мгновенная перестройка организма под возникшие задачи
- Сигналы древней мудрости
- Функциональная гимнастика организма
- Универсальный язык общения
- Эффективные средства влияния и манипуляций
- Психологическая защита
- Мотивация и ощущение жизни
- Рисунок тела. Выразительные движения
- Глава 4. Почему мы такие разные
- Мужчины и женщины
- Природа различий мужчин и женщин
- Биологическая основа различий мужчин и женщин
- Гендерные различия – результат научения
- Основные различия мужской и женской психологии
- Женственность
- «Внутренний саботажник», или Как вернуться к «Сказано – сделано»
- Эксперимент Филипа Зимбардо: страх и любопытство
- Мир предметов и мир отношений
- Мужской и женский ум
- Особенности мужского и женского мышления
- Женское мышление и речь
- Кто умнее – мужчины или женщины?
- «Мужчины не плачут»
- Психология индивидуальных различий
- Психологические особенности
- Типы личности
- Альтруист
- Воспитанный человек
- Авторитарная личность
- Интроверт и экстраверт
- Интроверт
- Экстраверт
- Развитие экстравертности
- Манипулятор
- Мастеровой и Собиратель
- Ипохондрик
- Невротик
- Процессник и Результатник
- Разновидности Результатников
- Разновидности Процессников
- Человек-ребенок
- Черты личности
- Достоинства и недостатки
- Адекватность
- Внушаемость
- Воспитанность
- Искренность
- Конформность
- Негативизм
- Обидчивость
- Ответственность
- Ответственность и забота о себе
- Ответственность как груз и жизненная ценность
- Перфекционизм
- Сдержанность
- Акцентуации характера
- Часть II. Психология личности
- Глава 5. Взросление человека и становление личности
- Взрослый человек
- Душевное здоровье
- Женщина – воплощение мечты
- Настоящий мужчина
- Индивидуальность
- Личность – кто это?
- Личностное
- Глава 6. Человек как организм и человек как личность
- Представление человека в психологической литературе
- Человек-организм
- Личность как звание
- Глава 7. Психология жизнедеятельности
- Движущие силы человеческого поведения
- Способы человеческой жизни
- Этическая типология личности
- Жить по внешним ориентирам
- Психология принятия решения
- Как сделать правильный выбор
- Алгоритм принятия решения
- Техника выбора по женской модели
- Ответственный подход и личная ответственность
- Самомотивация
- «Хочу» и «надо»
- Упражнение «Если бы я любил»
- Негативная самомотивация
- Позитивная самомотивация
- Выход из зоны комфорта
- Расширение зоны комфорта
- Зачем куда-то двигаться, когда уже достиг состояния «Хорошо»?
- О пользе самокритики
- Целеустремленность
- Цель жизни
- Постановка цели
- Процессные и результатные цели
- СМАРТ
- Ответственный формат постановки цели
- Самоорганизация
- Управление собственным состоянием
- Здоровые психические состояния
- Алертность
- Вдохновение
- «Мир прекрасен»
- Расслабление
- Повседневная саморегуляция
- Управление эмоциями
- Как управлять своими эмоциями
- Эмоциональная гимнастика
- Лицевая гимнастика
- Упражнение «Эмоциональный словарь»
- Эмоциональное накручивание
- К чему на самом деле приводит разрядка негативных эмоций
- Как убирать эмоции при решении важных вопросов
- Если вас переполняют негативные эмоции
- Волнение
- Внутреннее напряжение
- Реагирование на неприятности
- Прием «Эмоциональный светофор»
- Реакция на ошибки
- Растерянность: отупение и ступор
- Расстройство
- Печаль
- Раздражение
- Стресс
- Глава 8. Жизненный путь
- Стратегии достижения цели
- Жизненные ценности
- Цель жизни и смысл жизни
- Смысл жизни
- Правильная жизнь
- Предназначение
- Планирование жизни
- Зачем нужно планирование жизни
- Мифы о планировании жизни
- Грамотное планирование жизни
- Планка жизни
- Максимум жизни
- Глава 9. Рост и развитие личности
- «Личностный рост» или «развитие личности»?
- Самоактуализация
- Позитивна ли природа человека?
- Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского
- Ребенок растет не один, а в экосистеме
- Социализация
- Пассивный личностный рост
- Активный личностный рост
- Роль тела в развитии личности
- Личность и роли
- Освоение новых ролей как способ развития личности
- Как происходит освоение новой роли?
- Личностные кризисы и развитие личности
- Теория социального психоанализа эмоций
- Эмоции детей – способ управления родителями
- Мастерство плача ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
- Мастерство эмоций ребенка в возрасте от 3 до 7 лет
- Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка
- Деградация эмоций ребенка
- Детская позиция сталкивается со взрослой жизнью
- Взрослая позиция в управлении эмоциями
- Глава 10. Работа над собой
- От жизненного пинка к образу жизни
- Психологические особенности или проблемы?
- Начинаем с постановки целей
- Подтягиваем ресурсы
- Развитие личности на позитиве
- Составляем план работы
- Работать!
- Поддержка в работе над собой
- Эффективные упражнения и приемы для работы над собой
- Прием «Детальное представление»
- Внутреннее «Хорошо»
- Упражнение «Хорошо!»: умение радоваться жизни
- Повышатели настроения
- Упражнение «Солнышко»: дарю радость людям!
- Упражнение «Дарю радость жизни»
- Копилка позитивной энергии
- «Дневник радостных событий»
- «Тетрадь успехов»
- «Дневник достоинств»
- Тетрадь «Сад мечты»
- «Дневник благодарности»
- Типичные трудности в развитии себя
- «Дистанция» – система пошагового развития личности
- Особенности программы «Дистанции»
- Методика «Дистанции»
- Глава 11. Цели роста и развития личности
- Автор и Жертва
- Позиция Автора и ответственность
- Как учиться позиции Автора?
- «Королева не оправдывается»
- Исключите из своего лексикона «словарь Жертвы»
- Используйте активный залог
- Держите слово
- Научитесь отказываться от нереалистичных проектов
- Три Авторских ключа
- Уверенность в себе
- Откуда взять чувство уверенности?
- Уверенное поведение
- Упражнение «Королевская осанка»
- Управление энергетикой
- Внутренняя гармония
- Счастье
- Достижение счастья
- Ключи счастья
- Часть III. Психология взаимоотношений
- Глава 12. Психология делового общения и деловых отношений
- Деловое и аффилиативное общение
- Осмысленная речь
- Упражнение «Осмысленная речь»
- Деловые отношения как новый тип воспитания
- Кто такой коммуникатор?
- Зрительный контакт: смотреть в глаза
- Личное пространство
- Искусство задавать вопросы
- Подготовленные вопросы
- Опасный вопрос «Почему?»
- Подстройка
- Возражение
- Метод Сократа
- «Тотальное Да»
- Техника «Повтори, согласись, добавь»
- Техника «Расскажи, с чем ты согласен»
- Конструктивное обращение за помощью
- Глава 13. Психология влияния
- Основные стили влияния
- Силовик
- Душка
- Тактик
- Авторитарность и демократия
- Мотивация
- Авторитет
- Лидер и лидерство
- «Кнут и пряник»: метод наград и наказаний
- Дрессировка
- Внушение
- Психологическое манипулирование
- Воздействие через чувство вины
- Критика
- Поддержка
- Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей
- Глава 14. Психология общения
- Общение и общительность
- Как научиться общаться?
- Вчувствование
- Упражнения на калибровку
- Умение слушать
- Рефлексивное слушание
- Эмпатическое слушание
- Комплименты
- Трудности в освоении искусства делать комплименты
- Обход этих трудностей
- Комплименты с прикрытием
- Косвенные комплименты
- Упражнение «Комплиментщик»
- Конфликтогены
- Коммуникативные конфликтогены
- Границы конфликтогенов
- Как отучать от конфликтогенов себя
- Как отучать от конфликтогенов других людей
- Борис Заходер «Очень Вежливый Индюк»
- Категоричность
- Бытовые обвинения
- Оправдания
- Обиды
- Как реагировать, если на вас обиделись?
- Воспитание хороших привычек: отучение от обид, приучение к разумному общению
- Формат общения
- Обсуждение происходящего
- Приучение к разумному общению
- «Я-высказывание»: что оно может и где уместно?
- «Я-послание»
- Сплетня
- Открытость
- Мужское и женское общение
- Женская логика
- Как женщинам понимать мужчин?
- Как мужчинам понимать женщин?
- Глава 15. Межличностные отношения
- Межличностная привлекательность
- Что мы ищем в друзьях? Психология дружбы
- С кем и как стоит дружить?
- Что делать, чтобы люди нравились?
- Прием «А кто его любит?»
- Прием «Разглядите во взрослом ребенка»
- Как ценности людей влияют на их отношения
- Ритуалы соединяют людей
- Самодостаточность
- Умение говорить «нет»
- Зависимость от оценок окружающих
- Упражнение «Нестандартные поступки»
- Привязанности
- Страх расставания
- Созависимость
- Просить прощения
- Реакция на ошибки окружающих
- Сострадание
- Часть IV Современная практическая психология
- Глава 16. Психология и психологическое
- Практическая психология
- Психология, мистика и эзотерика
- Психология и педагогика
- Социальная педагогика
- Психотерапия
- Границы психотерапии
- История вопроса
- Отличительные признаки здоровой психологии и психотерапии
- Глава 17. Ценностные ориентиры практической психологии
- Нравственность и прагматизм
- Гуманизм
- Гуманистический подход и подход нравственного долга
- Глава 18. Подходы современной практической психологии
- Основополагающие подходы, или парадигмы практической психологии
- Гуманитарный и естественно-научный подходы
- Поведенческий и феноменологический подходы
- «Мужской» и «женский» подходы
- Психоаналитический подход
- Гуманистический подход, гуманистическая психология
- Личностно-деятельный подход
- Конкретные подходы практической психологии
- Бихевиоризм и бихевиоральная терапия
- Классический психоанализ
- Юнгианская психотерапия
- Трансактный анализ
- Аутогенная тренировка
- Аутогенная тренировка
- Эриксоновский гипноз
- Гештальт-подход
- Синтон-подход
- Глава 19. Консультирование и психотерапия
- Вам консультацию или психотерапию?
- Индивидуальное консультирование: основные формы
- Психологическая консультация
- Коучинг
- Оперативная психотерапия
- Психотерапевтическое консультирование
- Работа с проблемами клиентов
- Запрос клиента
- Порядок работы с внутренними проблемами
- Советы и рекомендации в работе психолога
- Как настроить клиента на работу
- Работа с негативными эмоциями
- Плохие эмоции, вредные чувства
- Философия психологической защиты
- Особенности психологов-консультантов
- Лечить или учить?
- «Я маленький, мир большой»
- Больная психотерапия
- Особенности клиентов
- «Не наш» клиент
- Люди, которые не хотят и не готовы меняться
- Непрофильные клиенты
- Особенности проблем клиентов
- Внутренние, психологические проблемы
- Как и зачем люди создают себе проблемы
- Эмоциональное накручивание, разжигание переживаний
- Как решать свои проблемы?
- Проблемные психические состояния
- Агрессивность
- Разрядка агрессии
- Что делать с собственной агрессивностью?
- Алкоголизм
- Больная привязанность
- Профилактика больных привязанностей
- Упражнение «Душевная страховка»
- Депрессия
- Помощь при бытовой депрессии
- Предупреждение депрессивных состояний
- Душевная боль
- Внутреннее непринятие
- Личностные кризисы
- Возрастные кризисы
- Кризис подросткового возраста
- Кризис среднего возраста
- Эмоциональное и профессиональное выгорание
- Одиночество
- Панические атаки, паническое расстройство
- Самоедство
- Упражнение «Ошибочка»
- Чувство вины
- Понимание своей вины и чувство вины
- Психологическая травма
- Психосоматические проблемы
- Страхи
- Научение страхам у детей
- Страхи и тревожность в человеческой жизни
- Страхи, тревожность и личностные особенности
- Разумный и деятельный подход к страхам
- Снять страх перед страхом
- Работа со страхом
- Страх, живущий в теле
- Имплозивная терапия, флудинг
- Самоубийство
- С какими вопросами и как имеет смысл обращаться к психологу
- Глава 20. Тренинги
- Что такое тренинг
- Элементы тренинга
- Не тренинги, но рядом с ними
- История тренинга
- Что тренинги могут дать, а что – нет
- Качество тренинга
- Мягкие, жесткие и сбалансированные тренинги
- Кто ведет тренинги
- Что важно знать о разных видах тренингов их участникам
- Личностные и деловые тренинги
- Тренинги конкретных и универсальных навыков
- Психотерапевтические тренинги и тренинги развития личности
- Глава 21. Какое будущее ждет практическую психологию?