Распределение температуры на земле в июле и январе. Январские и июльские изотермы на территории россии

Географическое распределение температуры воздуха показывают с помощью изотерм – линий, соединяющих на карте точки с одинаковыми температурами. Распределение температуры воздуха зонально, годовые изотермы в целом имеют субширотное простирание и соответствуют годовому распределению радиационного баланса.

В среднем за год самой теплой параллелью является 100 с.ш. с температурой 270 С – это термический экватор. Летом термический экватор смещается до 200 с.ш., зимой – приближается к экватору на 50 с.ш.

Территория России расположена в нескольких климатических поясах. Большая её часть находится в умеренном климатическом поясе, в котором выделяются несколько климатических областей. Северные материковые районы и острова Северного Ледовитого океана, за исключением южного острова Новой Земли, островов Вайгача, Колгуева и других в южной части Баренцева моря, лежат в арктическом и субарктическом поясах. В субтропическом поясе расположено Черноморское побережье Кавказа. Климат нашей страны характеризуется наличием четырёх сезонов года.

Распределение температур июля на территории России определяется в первую очередь географической широтой. Минимальные температуры (0˚ С) отмечаются на севере страны, где угол падения солнечных лучей минимален, хотя продолжительность освещения значительная (полярный день). С увеличением угла падения солнечных лучей возрастает среднемесячная температура воздуха. На широте Москвы она достигает +16˚ С, а на Прикаспийской низменности +24-28˚ С. Таким образом, изотермы июля на большей части нашей страны имеют широтное простирание.

На распределение температур января решающее влияние оказывает не географическая широта, а движение воздушных масс. Относительно тёплый в зимнее время Атлантический океан в связи с западным переносом воздуха распространяет своё отепляющее влияние вплоть до Енисея. Чем ближе к Атлантике, тем теплее. Изотермы января имеют субмеридиональное простирание: на западе страны 8˚ С, в Москве 12˚ С, в Западной Сибири 20˚ С, в восточной ниже 30˚ С.

Наиболее низкие температуры воздуха отмечаются на северо-востоке Сибири. Эта территория считается полюсом холода Северного полушария. При средней температуре января 48˚ С абсолютный минимум составил 77,8˚ С. При таких температурах воздуха резина колется, подобно стеклу, и застывает даже керосин.

Формирование столь низких температур воздуха определяется сочетанием многих климатообразующих факторов – низким углом падения лучей, отсутствием отепляющего влияния океанов, сильным радиационным выхолаживанием в условиях антициклональных типов погод, скапливанием и застаиванием холодного воздуха в межгорных котловинах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

по теме «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»

Цели работы:

    определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения;

    учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите рисунок 30 на странице 81 в учебнике. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

    Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Суммарная радиация, ккал/см 2

Мурманск

Санкт-Петербург

Екатеринбург

Хабаровск

    Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

    Рассмотрите рисунок 34 на странице 87 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунок 35 на странице 88 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунок 36 на странице 89 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?

    Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

по теме «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

Цель: Определить влияние климата различных территорий страны на деятельность человека.

Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.

! Климат Деятельность человека

Количество тепла

Сельское хозяйство


Количество осадков

Способствуют развитию


Климатические курорты


Коэффициент увлажнения


Суровая зима

Сельскохозяйственные работы


затрудняют


Избыточная влага

Строительство


Большая засушливость

Освоение новых территорий


Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу 6.

Таблица 6.

Природный район

Климатический пояс

Черты климата

Влияние климата на деятельность человека

способствует

затрудняет

Север Восточно – Европейской равнины

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Юг Восточно-Европейской равнинв

Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

по теме «Составление характеристики одной из рек с использованием

климатических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования»

Цель: развитие умений давать характеристику рекам, используя карты и другие источники информации.

Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.

Инструктивная карточка

1. Дайте определения следующих понятий:

«питание реки» -

«режим реки» -

«годовой сток реки» -

«падение реки» -

2.Дайте характеристику одной из рек России по плану:

    Название реки.

    Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну какого океана при­
надлежит.

    Источники питания.

    Режим реки.

    Падение и уклон реки.

    Характер течения.

    Хозяйственное использова­ние.

    Проблемы экологии и воз­можные пути их решения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

по теме

«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»

Цели работы:

    установить связь между водами суши, рельефом и климатом территории;

    проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Инструктивная карточка

1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

Воды суши:

  • Многолетняя мерзлота

    Подземные воды

Опасные природные явления:

    Наводнения

  • Снегопады

Районы распространения:

    Районы Кавказа

    Реки Северного стока

    Горы Южной Сибири

    Реки Дальнего Востока

    Западно-Сибирская равнина

    Северо-запад Русской равнины

    Бассейн Амура

    Васюганье

    Восточная Сибирь

    Камчатка

    Северный Урал

Данные занесите в таблицу

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

Сделайте вывод:

2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8.

по теме «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования»

Цели:

    Закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

    Формирование умений определять причинно-следственные связи, давать характеристику по плану.

    Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную речь.

    Формирование умений работать с различными источниками информации.

    Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.

Инструктивная карточка

    Используя текст учебника, определите понятие «водные ресурсы» (ВР), «водный кадастр».

    Дайте характеристику водным ресурсам по плану:

а) значение;

в) составные части;

г) распространение по территории;

д) пути и способы рационального использования.

    Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

    Какие из этих видов ВР благоприятно воздействуют на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Почему?

    Какие из этих видов ВР затрудняют жизнь и хозяйственную деятельность человека? Почему?

    Как человек влияет на использование ВР в настоящее время на территории объекта*? Сделайте прогноз об обеспеченности ВР объекта*.

    Дайте общую оценку ВР для жизни и хозяйственной деятельности человека на территории объекта*.

Практическая работа № 9

по теме «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности»

Географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности

1. Рассматривая карты многолетнего среднего распределения температуры воздуха на уровне моря для отдельных календарных месяцев и для всего года, мы обнаруживаем в этом распределении ряд закономерностей, указывающих на влияние географических факторов.

Таково прежде всего влияние широты. Температура в общем убывает от экватора к полюсам в соответствии с распределением радиационного баланса земной поверхности. Это убывание особенно значительно в каждом полушарии зимой, потому что вблизи экватора температура мало изменяется в годовом ходе, а в высоких широтах зимой она значительно ниже, чем летом.

Однако изотермы на картах не вполне совпадают с широтными кругами, как и изолинии радиационного баланса. Особенно сильно они отклоняются от зональности в северном полушарии. В этом ясно видно влияние расчленения земной поверхности на сушу и,море, что мы подробнее рассмотрим дальше. Кроме того, возмущения в распределении температуры связаны с наличием снежного или ледяного покрова, горных хребтов, с теплыми и холодными океаническими течениями. Наконец, на распределение температуры влияют и особенности общей циркуляции атмосферы. Ведь температура в каждом данном месте определяется не только условиями радиационного баланса в этом месте, но и переносом воздуха из других районов. Например, самые низкие температуры в Евразии обнаруживаются не в центре материка, а сильно сдвинуты в его восточную часть. В западной части Евразии температуры зимой выше, а летом ниже, чем в восточной, именно потому, что при преобладающем западном направлении воздушных течений с запада в Евразию далеко проникают массы морского воздуха с Атлантического океана.

2. Год. Отклонения от широтных кругов меньше всего на карте средних годовых температур для уровня моря (карта XI). Зимой материки холоднее океанов, а летом теплее, поэтому в средних годовых значениях противоположные отклонения изотерм от зонального распределения частично взаимно компенсируются. На средней годовой карте мы находим по обе стороны от экватора в тропиках широкую зону, где средние годовые температуры выше 25 °С. Внутри этой зоны очерчиваются замкнутыми изотермами острова тепла над Северной Африкой и, менее значительные по размерам, над Индией и Мексикой, где средняя годовая температура выше 28 °С. Над Южной Америкой, Южной Африкой и Австралией таких островов тепла нет; однако над этими материками изотермы прогибаются к югу, образуя <языки тепла>: высокие температуры распространяются здесь дальше в сторону высоких широт, чем над океанами. Мы видим, таким образом, что в тропиках в среднем годовом материки теплее океанов (речь идет о температуре воздуха над ними).

Во внетропических широтах изотермы менее отклоняются от широтных кругов, особенно в южном полушарии, где подстилающая поверхность в средних широтах представляет собой почти сплошной океан. Но в северном полушарии мы все-таки находим в средних и высоких широтах более или менее заметные отклонения изотерм к югу над материками Азии и Северной Америки. Это значит, что в среднем годовом материки в этих широтах несколько холоднее океанов.

Самые теплые в среднем годовом места Земли лежат на побережьях южной части Красного моря. В Массауе (Эритрея, 15,6° с. ш., 39,4° в. д.) средняя годовая температура на уровне моря 30 °С, а в Ходейде (Йемен, 14,6° с. ш., 42,8° в. д.) даже 32,5 °С. Самым холодным районом является Восточная Антарктида, где в центре плато средние годовые температуры -50 ... ... 55 С. 1

3. Январь (карта XII). На картах для января и июля (центральные месяцы зимы и лета) отклонения изотерм от зонального направления значительно больше. Правда, в тропиках северного полушария январские температуры на океанах и материках довольно близки между собой (под каждой данной параллелью). Изотермы проходят не особенно сильно отклоняясь от широтных кругов. Внутри тропиков температура мало изменяется и с широтой. Но вне тропиков в северном полушарии она быстро убывает к полюсу. Изотермы проходят здесь очень густо в сравнении с июльской картой. Помимо того, мы находим над холодными материками северного полушария во внетропических широтах резко выраженные прогибы изотерм в направлении к югу, а над более теплыми океанами - к северу: языки холода и тепла.

Карта XI. Распределение средней годовой температуры воздуха на уровне моря (°С).

Особенно значителен прогиб изотерм к северу над теплыми водами Северной Атлантики, над восточной частью океана, где проходит ветвь Гольфстрима - Атлантическое течение. Мы видим здесь яркий пример влияния океанических течений на распределение температуры. Нулевая изотерма в этом районе Северной Атлантики проникает за полярный круг (зимой!). Резкое сгущение изотерм у берегов Норвегии говорит еще об одном факторе - о влиянии прибрежных гор, за которыми скапливается в глубине полуострова холодный воздух. Это усиливает контраст между температурами над Гольфстримом и Скандинавским полуостровом. В районе Тихоокеанского побережья Северной Америки можно заметить сходное влияние Скалистых гор. Но сгущение изотерм на восточном побережье Азии связано преимущественно с характером атмосферной циркуляции: в январе теплые массы воздуха с Тихого океана почти не попадают на материк Азии, а холодные континентальные воздушные массы быстро прогреваются над океаном.

Над северо-востоком Азии и над Гренландией мы находим даже замкнутые изотермы, обрисовывающие острова холода. В первом районе, между Леной и Индигиркой, средние температуры января достигают -48°С, а на уровне местности -50 °С и ниже, абсолютные минимумы - даже -70 °С. Это район якутского полюса холода. Самые низкие температуры наблюдаются в Верхоянске (67,5° с. ш., 133,4° в. д.) и Оймяконе (63,2° с. ш., 143,1° в. д.).

Северо-восток Азии зимой имеет очень низкие температуры во всей толще тропосферы. Но возникновению чрезвычайно низких минимумов температуры у земной поверхности способствуют в указанных районах орографические условия: эти низкие температуры наблюдаются на впадинах или долинах, окруженных горами, где создается застой воздуха в нижних слоях.

Вторым полюсом холода в северном полушарии является Гренландия. Средняя температура января на уровне местности здесь понижается до -55 °С, а наинизшие температуры в центре острова доходят, по-видимому, до таких же низких значений, как в Якутии (-70 °С), На карте изотерм для уровня моря этот гренландский полюс холода выражен не так хорошо, как якутский, вследствие большой высоты гренландского плато. Существенное отличие гренландского полюса холода от якутского состоит в том, что и летом температуры над льдами Гренландии очень низки: средняя температура июля на уровне местности до - 15°С. В Якутии же температуры летом сравнительно высоки: того же порядка, что под соответствующими широтами в Европе. Поэтому гренландский полюс холода является постоянным, а якутский - только зимним. Очень холоден и район Баффиновой Земли.

Карта XII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в январе (°С).

В области Северного полюса средняя температура зимой выше, чем в Якутии и Гренландии, так как циклоны сравнительно часто заносят сюда воздушные массы с Атлантического и Тихого океанов.

В южном полушарии в январе лето. Распределение температуры в тропиках южного полушария над океанами весьма равномерно. Но над материками в Южной Африке, Южной Америке и особенно в Австралии намечаются Хорошо выраженные острова тепла со средними температурами до 34 °С в Австралии. Максимальные температуры достигают в Австралии 55 °С. В Южной Африке температуры на уровне местности не так высоки вследствие значительных высот местности над уровнем моря: абсолютные максимумы температуры не превышают 45 °С.

Во внетропических широтах южного полушария температура падает более или менее быстро примерно до 50-й параллели. Затем идет широкая зона с однородными температурами, близкими к 0-5 °С, до самых берегов Антарктиды. В глубине ледяного материка температура падает до -35°С. Следует обратить внимание на языки холода над океанами у западных берегов Южной Америки и Южной Африки, связанные с холодными океаническими течениями.

4. Июль (карта XIII). В июле в тропиках и субтропиках северного, теперь летнего полушария хорошо выражены острова тепла с замкнутыми изотермами над Северной Африкой, Аравией, Центральной Азией и Мексикой. Нужно заметить, что как Мексика, так и Центральная Азия обладают большими высотами над уровнем моря, и температуры на уровне местности там не так высоки, как на уровне моря.

Средние июльские температуры в Сахаре достигают 40 °С (на уровне местности несколько ниже). Абсолютные максимумы температуры в Северной Африке доходят до 58 °С (Азизия в Ливийской пустыне, южнее города Триполи; 32,4° с. ш., 13,0° в. д.). Немногим ниже, 57°С, абсолютный максимум температуры в глубокой впадине среди гор в Калифорнии, в Долине

Карта XIII. Распределение средней месячной температуры воздуха на уровне моря в июле (°С).

Рис. 28. Зависимость средней температуры воздуха у земной поверхности от географической широты. 1 - январь, 2 - июль, 3 - год.

Смерти (36,5° с. ш., 117,5° з. д.). В СССР абсолютные максимумы температуры в Туркмении доходят до 50 °С.

Над океанами воздух холоднее, чем над материками, как в тропиках, так и во внетропических широтах.

Островов тепла и холода с замкнутыми изотермами во внетропических широтах северного полушария нет, но заметны прогибы изотерм к экватору над океанами и к полюсу над материками. Прогиб изотерм к югу мы видим и над Гренландией с ее постоянным ледяным покровом. Низкие температуры над Гренландией, конечно, лучше выражены на уровне местности, где средняя температура в центре острова ниже -15 °С.

Интересно сгущение изотерм у берегов Калифорнии, связанное с соседством перегретых пустынь и холодного Калифорнийского течения. Средняя температура июля на побережье Северной Калифорнии около 16°С, а в пустыне внутри страны до 32 °С и выше. Следует также отметить языки холода над Охотским и Беринговым морями и над Байкалом. Температура над последним в июле понижена примерно на 5°С по сравнению с районами, удаленными от озера на 100 км.

В южном полушарии в июле зима и замкнутых изотерм над материками нет. Влияние холодных течений у западных берегов Америки и Африки сказывается и в июле (языки холода). Но в общем изотермы особенно близки к широтным кругам. Во внетропических широтах температура довольно быстро понижается в направлении к Антарктиде. На окраинах материка она достигает -15...-35 °С, а в центре Восточной Антарктиды средние температуры близки к -70 °С. В отдельных случаях наблюдаются температуры ниже -80 °С, абсолютный минимум ниже -88 °С (ст. Восток, 72,1° ю. ш., 96,6° в. д., высота 3420 м). Это полюс холода не только южного полушария, но и всего земного шара.

Территория России расположена в нескольких климатических поясах. Большая её часть находится в умеренном климатическом поясе, в котором выделяются несколько климатических областей. Северные материковые районы и острова Северного Ледовитого океана, за исключением южного острова Новой Земли, островов Вайгача, Колгуева и других в южной части Баренцева моря, лежат в арктическом и субарктическом поясах. В субтропическом поясе расположено Черноморское побережье Кавказа. Климат нашей страны характеризуется наличием четырёх сезонов года.

Распределение температур июля на территории России определяется в первую очередь географической широтой. Минимальные температуры (0˚ С) отмечаются на севере страны, где угол падения солнечных лучей минимален, хотя продолжительность освещения значительная (полярный день). С увеличением угла падения солнечных лучей возрастает среднемесячная температура воздуха. На широте Москвы она достигает +16˚ С, а на Прикаспийской низменности +24-28˚ С. Таким образом, изотермы июля на большей части нашей страны имеют широтное простирание.

На распределение температур января решающее влияние оказывает не географическая широта, а движение воздушных масс. Относительно тёплый в зимнее время Атлантический океан в связи с западным переносом воздуха распространяет своё отепляющее влияние вплоть до Енисея. Чем ближе к Атлантике, тем теплее. Изотермы января имеют субмеридиональное простирание: на западе страны 8˚ С, в Москве 12˚ С, в Западной Сибири 20˚ С, в восточной ниже 30˚ С.

Наиболее низкие температуры воздуха отмечаются на северо-востоке Сибири. Эта территория считается полюсом холода Северного полушария. При средней температуре января 48˚ С абсолютный минимум составил 77,8˚ С. При таких температурах воздуха резина колется, подобно стеклу, и застывает даже керосин.

Формирование столь низких температур воздуха определяется сочетанием многих климатообразующих факторов низким углом падения лучей, отсутствием отепляющего влияния океанов, сильным радиационным выхолаживанием в условиях антициклональных типов погод, скапливанием и застаиванием холодного воздуха в межгорных котловинах.

Пространственное распределение осадков в целом напоминает распределение температур января: чем ближе к Атлантике, тем осадков выпадает больше. На западе страны годовое количество влаги составляет 600-800 мм, в Западной Сибири 400-500 мм, а в Восточной 250-400 мм. Общая картина нарушается из-за разнообразия рельефа. На западных наветренных склонах гор Урала, Кавказа, Алтая количество осадков увеличивается в сравнении с их восточными склонами, а так же прилегающими частями соседних равнин. Большое количество осадков (до 1000 мм) выпадает на побережье Тихого океана. При относительно равномерном распределении осадков в течение года (за исключением области муссонного климата) максимум их выпадения на большей части территории страны приходится на лето. К фронтальным осадкам, выпадающим круглый год, в летнее время добавляются осадки конвективного происхождения.

В целом климатические условия России трудно считать благоприятными. В связи с широтным положением невелики общие запасы тепла. Там же, где тепла достаточно, имеется дефицит влаги. Большая часть пашни нашей страны находится в зоне рискованного земледелия, поскольку периодически случаются засухи. Значительная часть территории имеет экстремальные климатические условия в связи с низкими зимними температурами.

Остались вопросы? Хотите знать больше о климате России?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Практическая работа (урок №1) Характеристика географического положения России.

Ход работы:

План характеристики географического положения страны

    На каком материке находится страна, в какой его части?

    Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

    В каких поясах освещенности находится страна?

    Каковы сухопутные и морские границы страны?

    Какой город является столицей?
    В какой части страны он находится?
    Какие имеет географические координаты?

На контурной карте России:

    Красным цветом обозначьте государственную границу России;

    Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

    Подпишите названия приграничных с Россией государств;

    Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа (урок №3)

Тема: "Определение поясного времени по карте часовых поясов"

Цели работы:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы
1. Теоретическая часть (время выполнения /5 мин).

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

    Какое время называется местным?

    Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

    Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

    Какой часовой пояс принято считать нулевым?

    Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

    В каком часовом поясе находится Ставрополь?

    Что называется поясным временем?

    Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

2. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени

Пример: определить поясное время в Я кутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва – 10 ч.

Якутск -?

Последовательность выполнения задания:

1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - В 8-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:

8 - 2 = 6;

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

10 + 6 = 16.

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске- Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Практическая работа (урок №9)

Тема : «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа (урок №12)

Тема: "Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа (урок №17)

Тема: " Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

    Проведите анализ синоптической карты

    Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Иркутск

Хабаровск

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Практическая работа (урок №20)

Тема: " Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. "

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, го дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ ники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб ника, табл. «Реки России», составьте характеристику реки Лена по предло женному плану.

Река Лена

1. Исток, направление течения, устье

2. К бассейну какого океана принадлежит

3. Источники питания

4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки

5. Годовой сток

6. Длина реки

7. Падение реки

8. Уклон реки

9. Возможность ее хозяйственного использования

Справочный материал «Реки России»

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Вы сота устья

Притоки

Лена

Байкальский хребет

море Лапте вых

4400

930

Алдан, Вилюй, Олекма, Витим

Практическая работа (урок №25)

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.

Ход работы

    Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами

    Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.

    Каковы закономерности распределения речного стока?

    Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.

Высказать свои предложения по использованию вод данного региона

Практическая работа (урок №28)

Тема: " Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах."

Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов.

Л. С. Берг

Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными компонентами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

    Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.

Практическая работа (урок №32)

Прогнозирование изменения одного природного – территориального комплекса при заданом изменении другого

Ход работы:

    Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:

Глобальное потепление

климата

Опустынивание

Изменение годового

количества осадков:

_________________

_________________

Изменение внутренних вод:

_________________

_________________

Изменение почв:

_________________

_________________

Изменение растительности:

_________________

_________________

Изменение животного мира:

_________________

_________________

Практическая работа (урок №36)

Тема "Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по Восточно-Европейской равнине"

Цели работы:

1 . Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

3. Определить закономерности распределение температур и осадков, научиться объяснять причины такого распределения.

4. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы

Последовательность выполнения работы

    Определите температурами января и температуры июля

    Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах.

    Определите количество выпадающих осадков.

    Результаты работы оформите в виде таблицы.

север

центр

юг

запад

восток

Суммарная радиация,

ккал/см 2

Температура января

Температура июля

осадки

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается. Объясните полученные результаты.

практическая работа. (урок №41) составвление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа

Северный Кавказ (по схеме в учебнике стр. 202, рис.162)

Географические задания учащимся, отправляющимся в поход на Северный Кавказ.
1. Как располагаются пояса снизу вверх в горах Северного Кавказа.
2. Описать растительность каждой зоны.
3. Сделать схематические рисунки высотных поясов.
Выявить причинно - следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности. Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.
5. Почему смена природных условий в горах происходит по вертикали и проявляется более резко, чем на равнине
6. Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

1.

Выявить причинно - следственные связи

Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.

Практическая работа (урок № 45)

Тема: " Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа "

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы:

1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их освоения на Урала.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа установите, какими природными ресурсами богат данный район.

    На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны соответствовать знакам легенды атласа.

    На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

практическая работа (урок №49)

«Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»

Планируемые результаты :

- личностные:

понимание и принятие правил работы при проведении практической работы, осознание целостности мира, осознание себя гражданином РФ

- метапредметные:

познавательные умения:

работать с различными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой , устанавливать причинно-следственные связи, создавать ЛОК

регулятивные умения:

ставить учебные задачи , планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу и работу одноклассников

коммуникативные умения:

организовывать работу в группе, выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог

предметные умения:

использовать различные формы географической информации: рисунки учебника, карты атласа, описания для выполнения практической работы, работать на контурной карте, объяснять закономерности распространения болот на территории Западной Сибири, составлять логическую схему по теме, определять влияние заболоченности на освоение региона;

Источники знаний, на основе которых выполняется работа: атлас по географии 8 класса, текст и рисунки учебника: География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС». 2010

Способы познавательной деятельности учащихся: аналитико-синтетические (анализ и сопоставление карт, установление причинно-следственных связей, характеристика условий)

Форма представления учащимися результатов работы:

    работа на контурной карте;

    схема причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири;

    устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий

Задания учащимся

1. Западно-Сибирской низменности принадлежит мировой рекорд по количеству болот на единицу площади (площадь заболоченной территории около 800 тысяч квадратных километров).

Пользуясь необходимыми картами атласа, рисунками 47, 50 учебника, выполните задания на контурной карте:

А) обозначьте районы распространения болот на территории Западной Сибири;

Б) нанесите границы природных зон, вычислите и напишите коэффициент увлажнения для каждой природной зоны;

В) нанесите границу распространения вечной мерзлоты.

2. Подпишите названия крупнейших рек Западной Сибири. Вспомните, что такое уклон реки и как он определяется. Рассчитайте уклон Оби на отрезке от Нижневартовска до устья, если известно, что урез реки у Нижневартовска составляет 35 м, а расстояние до устья – 1711 км.

Подпишите величину уклона Оби на контурной карте.

    Проанализируйте информацию на контурной карте и составьте схему причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири.

Задание 4, 5 и 6 выполняются в паре.

4. Сильная заболоченность территории Западно-Сибирской низменности вызывает большие трудности в ее освоении, резко ухудшают условия труда и быта людей.

Пользуясь необходимыми картами атласа, устно определите:

А) среднюю плотность населения и особенности размещения населения Западной Сибири;

Б) общую особенность транспортно-географического положения большинства городов;

В) основные районы нефтяных и газовых месторождений

5. Проанализируйте следующие факты:

А) в Западной Сибири лесов гораздо больше, чем на Русской равнине, тем не менее большая часть древесины заготавливается на европейской территории.

Б) основной метод работы нефтяников – вахтовый, без постоянного проживания.

Ярко описал свои впечатления Сергей Медведев:

Вспоминать тебя мне неохота,

память не тревожа и не зля,

В вечном утонувшая болоте

Западно-Сибирская земля!

Нефть, брусника – это позолота,

а за тонким слоем позолот –

Мерзлота и вечные болота,

ужасы погоды круглый год!

В тех краях зимой трещат морозы,

заметают местности снега,

Летом комаров, жару и грозы

терпят озверевшая тайга

6. На основании изученных материалов составьте устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.

Данная практическая работа является программной, была проведена в конце изучения темы Западная Сибирь, когда учащиеся уже познакомились с особенностями природы данного региона. Поэтому она носит обобщающий характер, ведь для определения причинно-следственных связей формирования болот на территории равнины необходимо знать особенности и рельефа, и климата, и внутренних вод. На выполнение практической работы программой отведен отдельный урок.

Практическая работа выполняется учащимися индивидуально, предусматривает разные формы работы: на контурной карте, в тетрадях составление схемы причинно-следственных связей, составление устного описания. Это также позволяет закрепить и проверить умения учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, хорошо успевающим ребятам была предложена схема не заполненная, у слабо успевающих – часть схемы уже заполнена (как на образце).

Практическая работа (урок №52)

«Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска»

Цель:

    выявить тесную связь в жизни, быте, хозяйственной деятельности человека и природных условий территории проживания;

    проверить умение получать информацию из разных источников, делать выводы.

Ход работы:

Задание 1. Заполнить таблицу, взяв данные из атласа учебника и используя свой кругозор и жизненный опыт:

Животные

лето

зима

Климатических условий

Др. климатических явлений

Главные черты природы

Норильска

Влияние природных компонентов:

а) на быт;

б) на хоз. деятельность

Задание 2. Какие из природных условий Норильска можно назвать комфортными (благоприятными), а какие экстремальными (неблагоприятными)?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (урок №59)

по теме «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая на»

Цели: 1. Установить зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Ход работы: Составьте в тетради характеристику рельефа и полезных ископаемых Алтая по следующему плану:

    Где находится территория?

    К какой тектонической структуре приурочена?

    Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают? Как это отразилось в рельефе?

    Как изменяются высоты по территории?

    Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа? Какие формы они создали?

    Какие полезные ископаемые есть на равнине, где и почему они распространены?

Практическая работа (урок №64)

Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:

1. В какой части России находится описываемый регион?

2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?

3. Основные климатические показатели данной территории:

Средняя температура января и июля;

Годовое количество осадков и их сезонность;

Коэффициент увлажнения.

4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа(урок № 67)

Составление географического прогноза изменение ПТК какого-либо участка при строительстве через него автомагистрали

Ход работы:

    1. работаем в группах

      Определяемся по специальностям 6 проектировщики, население, экологи

      Каждая группа подготавливают свою точку зрения на данный вопрос

      Слушаем выступление каждой группы и задаем вопросы

.