Речевая готовность детей к школе. Лингвистический анализ произведения

Языковой анализ и языковой синтез.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

Обратимся к наиболее употребимым приемам, которые соответствуют указанным методам обучения.

Виды и приемы языкового анализа:

а) звуко – буквенный (фонетико – графический) анализ слов, словосочетаний (ведущий в 1-м классе);

б) слоговой и акцентологический (выделение ударных и безударных слогов, при переносе слов);

в) семантический анализ (прямое и переносное значение, многозначность, выяснение коннотаций);

г) словообразовательный, морфемный и этимологический анализ (корень слов);

д) морфологический анализ – определение части речи, их форм, типов склонения и т.д. (падежные окончания, приставки и предложения и пр.);

е) синтаксический анализ – выделение предложения из текста, связь слов и предложений (правописание окончаний, личных и падежных и пр.).

1 Орфографический и пунктуационный разбор.

Приемы:

а) синтез на уровне звуков и букв (составление слогов и слов из фонематических и графических единиц, звукослияние в слоге и слове);

б) словообразование (синтез слов по образцу: приставка, корень, окончание);

в) синтез на уровне формообразование – склоняемые и спрягаемые, запись полученных форм;

г) синтез синтаксических конструкций (передача мысли говорящего, пишущего, составление словосочетаний и предложений);

д) построение компонентов текста (образец, ССЦ…)

Синтез в области орфографии – проверка текста.

Анализ и синтез переплетаются, сливаются (Например, при написании сочинения, сначала – синтез мысли, языковой синтез на уровне внутренней речи, затем мысленный анализ – выделение орфограмм, затем основа синтеза – в уме и графический, т.е. запись).

Самоконтроль, самопроверка – смысловой синтез (мысленный) и одновременный анализ с установкой на орфографию.

Запоминание – это психологическая основа имитационного метода.

Произвольное непроизвольное

(осознанное)

В начальных классах ориентируются на осознанное.

Приемы:

а) установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя;

б) установка на правильное безошибочное письмо, на создание в памяти остаются два образа слова, поэтому имитационный метод отвергает какографию);

в) использование словарей, плакатов с перечнем «трудовых» слов;

г) зрительные диктанты, письмо по памяти и самодиктовка, списывание;

д) использование наглядных пособий, таблиц, схем, словообразовательных моделей;

е) запоминание морфемного состава слов, словообразовательных гнезд, пословиц, поговорок и т.д.

Решение грамматико – орфографических задач

Значение этого метода вырастает от 1 к 4 классу. Он больше других способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения – алгоритм, выполнить все шаги решения, сделать выводы, произвести самопроверку.



Решение Грамматико – орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории (грамматики, словообразования и т.д.).

Учебная задача – это цель познавательной деятельности. содержит вопрос (задание), данные, на которые можно опираться в ее решении, условия выполнения, предполагает порядок выполнения (алгоритм) и ответ. !!! Способ проверки – новая учебная задача.

Итак: вопрос – данные условия – порядок решения – ответ – проверка.

Например, текст дан, ребенку следует найти и объект задачи (орфограмму, пунтограмму), определить ее тип, поставить цель, и выделить данные для решения, далее разобраться в условии, составить план решения, выполнить действие, получить ответ, проверить его.

На уроке русского языка ученик должен решить 20 – 30 задач.

Рассмотрим составные элементы и «шаги» ее решения.

Ситуация – диктант; ученик на основе своей орфографической зоркости задержал внимание на слове «часы». Вот ступени ее решения:

1. Вопрос, т.е. осознание цели того, что должно быть получено (какую букву следует писать после буквы Ч? То есть, определить фонему по ее сильной позиции в родственных словах.

2. Условия: отсутствие ударения, то есть слабая позиция для гласного. Важно определить место безударной гласной: в корне слова.

3. Порядок выполнения: выделение безударных гласных, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня.

4. Вывод или ответ: проверочное слово «час», ЧА – пишем А, значит в слове «часы» пиши А.

Решая грамматико – орфографическую задачу, школьник должен:

а) увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;

б) определить ее тип;

в) определить способ проверки;

г) определить шаги решения и их последовательность;

д) решить задачу;

е) сделать выводы о правильном написании (проверка);

ж) написать без ошибки и не потерять содержание текста, который он записывает.

Следовательно, все эти действия очень сложны для 7-9 летнего ребенка. Поэтому в помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плакатов, таблиц, схем.

Лингвистический анализ произведения


Введение. 3

1. Фонетический уровень. 6

2. Лексический уровень. 16

3. Морфологический уровень. 30

4. Синтаксический уровень. 35

Заключение. 40

Список использованных источников. 41


Лингвистический анализ – изучение языка художественного произведения на всех лингвистических уровнях, определение их роли в раскрытии содержания текста.

Понятие художественного текста является широким, в данной исследовательской работе предметом анализа является поэтический цикл. Лингвистический анализ поэтического текста абсолютно необходим потому, что язык любого произведения является многоплановым и разнослойным, в силу чего содержит в своем составе такие речевые инкрустации, без знания которых либо непонятно, о чем говорится, либо складывается искаженная картина образного характера слов и выражений, художественной ценности и новизны используемых языковых фактов, их отношений к современной литературной норме и т.д.

Лингвистический анализ сводится к анализу языковых единиц всех уровней, но без учета того, какое конкретно участие принимает каждая языковая единица в создании поэтического образа. Так в тексте описываются поочередно все уровни языковой структуры: фонетический и метрический (для поэзии), лексический уровень, морфологический и синтаксический уровни.

Язык поэтического текста живет по своим законам, отличным от жизни естественного языка, он имеет особые механизмы порождения художественных смыслов. Слова и высказывания художественного текста по своему актуальному смыслу не равны тем же словам, употребляемым в обыденном языке. Слово в художественном тексте, благодаря особым условия функционирования, семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффекты художественного текста, делает текст образным и выразительным.

Специфической характеристикой поэтического текста является его семантическая нагрузка, полисемантичность, метафоричность, обуславливающие множественность интерпретаций всякого художественного текста .

Таким образом, в поэтическом тексте существует совершенно уникальная и знаковая ситуация: естественный язык со своей собственной упорядоченностью, устойчивой системностью выступает как знаковая система первого уровня. Из этого языка формируется язык словесного искусства как знаковая система второго уровня. Описанная знаковая ситуация позволяет утверждать, что в лингвистическом анализе художественного текста фактически исследуется язык «первого уровня». Язык «второго уровня» - предмет анализов лингвопоэтического, эстетического и в некотором смысле литературоведческого .

При исследовании языковых единиц выделяются средства и приемы создания экспрессивности художественного текста, т.е. своего рода борьба общеязыковых и поэтических смыслов и значений.

Лингвистический анализ позволяет видеть картину эстетического целого в ее истинном свете, такой, какой создавал ее и хотел, чтобы воспринимали, писатель.

Актуальность данной работы состоит в том, что не один полноценный литературоведческий анализ не может состояться без целостного лингвистического анализа, который лишь является частью такого анализа.

Целью данной работы является исследование языка цикла «Персидские мотивы » С.А.Есенина, посредством которого выражается идейное и связанное с этим эмоциональное содержание данного цикла.

На данном этапе поставлены следующие задачи:

1) рассмотрение фонетического уровня названного цикла: ритмическую организацию и собственно фонетические средства создания экспрессивности текста;

2) исследование лексического уровня цикла «Персидские мотивы» С.А.Есенина: устаревших слов и оборотов, т.е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов, непонятных фактов поэтической символики, неизвестных современному носителю русского литературного языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов и индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости;

3) установление моделей словообразования некоторых авторских словоформ, выяснить количество словоупотреблений и слов в исследуемом тексте;

4) описание синтаксического уровня стихотворного цикла, ряд фигур и синтаксических конструкций.

Научная новизна данной работы состоит в попытке синтеза собственолингвистического анализа с литературоведческим, рассмотрение многих языковых фактов с точки зрения их существования в контексте литературы.

Материалы курсовой работы могут быть использованы при работе в школе на уроках русской литературы и языка, на семинарах, при исследовании цикла «Персидские мотивы» С.А.Есенина студентами ВУЗов и т.д.


Рассматривая фонетический уровень, отметим, что он не является главным в художественном тексте, однако нередко именно он помогает выражению содержания. Его роль может быть более или менее значительной в зависимости от многих особенностей текста. В стихотворном тексте данный уровень гораздо важнее, чем в прозаическом. Поэты некоторых художественных направлений - например, символисты - придавали особенное значение звуковому облику своих произведений, иногда даже в ущерб содержанию. Любой истинно художественный текст обычно организован фонетически в соответствии с законами языка: он не содержит неблагозвучных сочетаний, ритмически и интонационно соответствует содержанию.

Если понимать фонетический уровень при лингвистическом анализе в широком смысле - как общие особенности звучащей речи, то можно связать с ним и наблюдения над ритмикой текста.

Ритм создается повторением каких-либо явлений. Это повторение должно быть регулярным, упорядоченным, непосредственно воспринимаемым. Еще В.Гумбольдт утверждал, что благодаря ритмической и музыкальной форме, присущей звуку в его сочетаниях, язык усиливает наши впечатления от красоты в природе, еще и независимо от этих впечатлений воздействуя со своей стороны одной лишь мелодией речи на нашу душевную настроенность .

Таким образом, обратимся к исследуемому нами тексту. Цикл стихов С. А. Есенина «Персидские мотивы», написанный им в 1924 году в период поездки на Кавказ, состоит из 15 стихотворений. Говоря об особенностях фонетической структуры цикла «Персидские мотивы», обратим внимание на ритмическую организацию стихотворений, входящих в него.

Первое стихотворение из цикла, которое называется «Улеглась моя былая рана…», написано пятистопным хореем с пиррихиями, с чередованием женской и мужской рифмы:

Улеглась моя былая рана –

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Схема данного стихотворения выглядит следующим образом:

_ _ | _′ _ | _′ _ | _′ _ | _′ _ |

_ _ | _′ _ | _′ _ | _ _ | _′

Хореем написаны многие стихотворения цикла: «Я спросил сегодня у менялы…»:

Я спросил сегодня у менялы,

Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?

Схема стихотворения:

_′ _ | _′ _ | _′ _ | _ _ | _′ _ |

_′ _ | _′ _ | _ _ | _′ _ | _ _ | _′

_′ _ | _′ _ | _′ _ | _′ _ | _′ _ |

_ _ | _′ _ | _′ _ | _ _ | _′

« Руки милой – пара лебедей…»:

Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Схема стихотворения выглядит так:

_′ _ | _′ _ | _′ _ | _ _ | _′

_′ _ | _ _ | _ ′_ | _′ _ | _′ _ |

_′ _ | _′ _ | _′ _ | _′ _ | _′

_ ′_ | _′ _ | _′ _ | _ ′_ | _ _ |

« Ты сказала, что Саади…»:

Ты сказала, что Саади

Целовал лишь только в грудь.

Погоди ты, бога ради,

Обучусь когда-нибудь.

Для этого стихотворения схема представлена следующим образом:

_′ _ | _′ _ | _′ _ | _′ _ |

_ _ | _′ _ | _ ′_ | _′

_ _ | _′ _ | _′ _ | _′ _ |

_ _ | _′ _ | _′ _ | _ ′

Мы видим, что данные стихотворения написаны хореем. Этот стихотворный размер является основным в данном цикле: « Никогда я не был на Босфоре…», « В Хороссане есть такие двери…», « Голубая родина Фирдуси…», « Отчего луна так светит тускло…», « Голубая да веселая страна…», « Ты сказала, что Саади…». Причем во всех стихотворениях количество стоп варьируется от трех до пяти. Пиррихий встречается также во всех вышеуказанных стихотворениях. Здесь он выполняет не только экспрессивную функцию, но и содержательную. Слова, на которых приходится пиррихий, несут особую смысловую нагрузку. Их при чтении следует выделять интонационно. Это в основном сочетания прилагательного и предметного слова: ‘черную чадру’, ‘девушек весенних’, ‘нежное «люблю»’, ‘ласковое «поцелуй»’ ‘милой Шагане’, ‘золото холодное’, ‘голубой страны’, ‘призраки далекие’, ‘кладбищенской травою’, ‘задумчивая пери’, ‘красивое страданье’, ‘голубая родина’, ‘свежестью упругой’, ‘скитальческой судьбе’, ‘глыбой золотою’, ‘розы шелестящей’, ‘сиреневые ночи’, ‘милые края’ и т.д. Благодаря пиррихию (|_ _|) сила ударного слога перед безударными усиливается, и безударный интервал увеличивается, поэтому слова произносятся с интонацией протяженности, придающей им гротескное значение.

Речевая готовность детей к школе.

Консультация для родителей детей

старшего дошкольного возраста

учителя-логопеда

БГДОУ детский сад№ 16

Санкт-Петербург

Цель данной консультации - обратить Ваше внимание на основные компоненты речевого развития ребенка .

Можно ли прогнозировать проблемы письменной речи у детей? Можно.

Не пытайтесь протестировать своего ребенка сами. Это должен делать специалист. Если Вас что-то настораживает в развитии речи Вашего ребенка, Вы можете обратиться за консультацией к логопеду БГДОУ детский сад № 16

2, 4 среда с 16 до 19 час.,

либо в РМПК по

Речевая готовность к школе является одной из составляющих общей готовности ребенка к школе. От того, насколько хорошо развита речь детей, зависят его успехи в освоении всех предметов школьной программы.

К началу школьного обучения у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:

Звукопроизношение.

Фонематическое восприятие.

Языковой анализ и синтез.

Связная речь.

Все эти компоненты тесно взаимосвязаны.

Звукопроизношение. (Мы слышим и произносим звуки, а пишем и читаем буквы).

Дефекты произносительной стороны речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Если ребенок смешивает звуки в речи или искаженно их произносит, у него могут возникнуть затруднения в выборе нужной буквы для обозначения данного звука при письме.

Если же ребенок правильно произносит все звуки, то при письме он, скорее всего, выберет нужную букву. Но это еще не факт, так как у ребенка должно быть сформировано фонема тическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это умение слышать и различать все звуки родного языка. Один и тот же звук в разных словах звучит несколько различно, но основные его признаки сохраняются. Эти признаки составляют фонему, т. е. акустический (слуховой) образ звука. Ребенок по заданию должен услышать тот или иной звук в разных словах. Например: «я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши (подними руку), если услышишь в слове звук Ж.. Взрослый произносит слова: ЖУК, ПОЖАР, УЖИ, ЛУЖА, КОТ, МУКА НОЖИ, и т. д. Такие же упражнения проводятся и с другими звуками. Замечание: звук должен слышаться в слове отчетливо.

Кроме того, ребенок должен различать звуки, близкие по акустическому признаку (б-п, т-д, с-ш, и др.). Для этого ребенку предлагается повторить пары слов: МИШКА- МИСКА, БОЧКА - ПОЧКА, УТОЧКА -УДОЧКА, МАЛИНА - МАРИНА.

Дети также должны правильно воспроизводить звукослоговую структуру слова. Если ребенок говорит «аптобус» вместо автобус, «аквария» вместо аквариум, «псе» вместо все, пропускает звуки в словах: «весипед» - велосипед , то и писать он будет также.

Только при условии сформированного фонематического восприятия в процессе обучения чтению и письму формируется представление о графеме - букве, графическом образе звука, о правильном соотнесении буквы со звуком. В том случае, когда процесс овладения буквой начинается с её зрительного образа, усвоение и соотнесение её со звуком носит механический характер. Тогда у детей во 2-м, 3-м классах в письменных работах обнаруживаются смешение букв («саски» - шашки, «сусыра» - сушила). Поэтому, прежде, чем показать ребенку букву, например, Н, следует выяснить, слышит ли ребенок этот звук. На протяжении всего периода обучения дома следует и звуки и буквы называть одинаково, т. е. так, как звучит звук: М, Н, Ш, а не ЭМ, ЭН, ША, т. к. в данном случае мы произносим два звука.

Языковой анализ и синтез.

Языковой анализ- это умение делить текст на предложения, предложение на слова, слова на слоги, слоги и слова на звуки.

Языковой синтез - умение составлять предложения из слов, слова из слогов и звуков. Языковой анализ и синтез тесно связан с фонематическим восприятием. Ребенок должен слышать и понимать слова в предложении, понимать смысл предложения, понимать, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков. Можно предложить детям определить количество слов в предложении: «Котенок лакал молоко.», «Мальчик рисует дом». Следует обращать внимание и на то, как ребенок разговаривает. Речь «взахлеб», без пауз может быть на первых порах обучения причиной отсутствия границ предложения, а на более поздних этапах нарушением логических связей в предложениях. Задание на синтез предложения может быть таким: взрослый предлагает ребенку составить предложение из данных слов. Не обязательно употреблять термин «предложение», можно просто сказать ребенку: «поставь слова по порядку» «дети, на, катались, горке», «мальчик, рисует, листе, на, бумаги», «Маши, кукла, у», «Маша, играет, куклой, с».

Трудность звукового анализа и синтеза для ребенка-дошкольника заключается в том, что слово для него выступает как обозначение предмета. В повседневной жизни ребенок не сталкивается со словом как с элементом звучащей и письменной речи, у него не возникает необходимости анализировать его состав. Об этом свидетельствует такой пример. Если спросить ребенка, какое слово короче: «карандаш» или «карандашик», он уверенно ответит, что «карандашик», ведь он же маленький. Делить слово на слоги можно с помощью хлопков, шагов, ударов. Количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Обучение звуковому анализу - процесс достаточно сложный и длительный. В рамках данной консультации останавливаться на этом нецелесообразно.

Слоговой и звуковой синтез - это слияние слогов и звуков в слова. К началу школьного обучения ребенок должен уметь выделить начальный звук в слове, конечный звук в слове, назвать количество звуков в слове типа СОК, КОТ, КАША, БАНКА, уметь синтезировать слог и слово из звуков. Например, ребенку предлагается такое предложение: «У дома рос куст сирени». Вопросы: - сколько слов в предложении? (ребенок откладывает полоски или считает на пальцах) - на каком месте стоит слово «куст»? - сколько звуков в слове «куст»? - какой по счету звук «С»? Если ребенок на слух справляется с таким заданием, значит он владеет операциями фонематического анализа и синтеза.

Лексико-грамматический строй речи.

Лексико-грамматический строй речи - это словарный запас ребенка, умение согласовывать слова в предложении.

Обогащение и уточнение словарного запаса будущего школьника очень важный момент, т. к. на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. Ребенок читает буквы, произносит слово вслух, и не сразу «узнает» даже знакомое слово.

При недостаточном словарном запасе ребенок не всегда понимает смысл прочитанного. Например, дети объясняют слова следующим образом: «Сор - это когда ссорятся», «Рассада - это то, что блестит», «редиска –ириска», «водопой - водопад ». На письме по слуху бедность словаря выражается такими ошибками - «безделушки» - «везде Лушки», «Саша взял снасти и пошел на рыбалку» - «Саша взял с Настей и пошел на рыбалку».

Проверить и обогатить словарь детей можно за счет слов-антонимов, обозначающих параметры предметов:

высокий - низкий,

широкий - узкий,

длинный - короткий и т. д.;

состояние и качество предметов:

мягкий – твердый,

весело - грустно

холодный - горячий,; и т. д

положение предмета в пространстве:

далеко - близко,

высоко - ..., и т. д.,

обобщающих слов:

Словоизменение - это умение изменять слова по числам, родам падежам, т. е согласовывать слова в предложении. Очень часты ошибки в согласовании прилагательных с существительными. Например, дети говорят: «зеленыя груша», «зеленая (или зеленоё) яблоко», «синии флажки». Встречаются случаи, когда дети не договаривают окончания слов: «белы, красны, морожено». Эти ошибки, как правило, переносятся в письменную речь. Также дети испытывают трудности в согласовании существительных с числительными 2 и 5. Например, если ребенок говорит 5 окнов, а прочитал 5 окон, он не поймет этого слова.

Словообразование - образование слов с помощью суффиксов, приставок.

Это образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

стул - стульчик, огурец - огурчик и т. д.

Образование прилагательных:

стол из дерева - деревянный, сапоги из резины - резиновые, шапка из меха - … и т. д.,

притяжательных прилагательных:

заячья избушка, лисий хвост.

Образование глаголов с помощью приставок:

рисовать - нарисовать, зарисовать, срисовать; ходить - выходить, заходить, выходить, переходить и т. д.

Уметь строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами «а», «но», «когда», «потому что».

Имея большой объем словаря, ребенок будет быстрее схватывать смысл прочитанного, запоминать содержание, строить высказывания, понимать собеседника.

Связная речь

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь рассказать о себе, о своей семье, о событии, участником или свидетелем которого он был.

Знать свой домашний адрес, дату рождения.

Уметь пересказать знакомые рассказы и сказки.

Составлять рассказы по серии картинок, не фантазируя на тему картинок, а выстроив рассказ в соответствии с сюжетом.

Дети должны понимать значение таких предлогов, как НАД, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА. НА, ИЗ-ПОД; понимать логические ошибки в тексте. Например, Внизу над нами сияло солнце. Или: Расцвела сирень зимой в саду.

Хорошо развитая связная речь позволяет устанавливать логические связи между предложениями, согласовывать их между собой. В дальнейшем это поможет детям понимать прочитанный текст, условие задачи.

Родители должны обращать внимание на речь своего ребенка. Если он говорит, не замолкая, то это ещё не значит, что его речь хорошо развита. Послушайте, о чем и как говорит Ваш ребенок.

В заключение хочется сказать, что все-таки дети учатся своему родному языку и вместе с освоением языка у них формируется языковое чутье, которое помогает им овладеть письменной речью.

Цель данной консультации - обратить Ваше внимание на основные компоненты речевого развития ребенка.

Одним из наиболее распространенных видов анализа на уроках русского языка является лингвистический анализ текста. Его цель - выявить основные стилистические особенности текста, их функции в произведении, а также определить стиль автора.

Как и любой другой анализ, он имеет свой алгоритм, который стоит соблюдать. Итак, как же правильно сделать лингвистический анализ художественного текста?

Конечно, перед тем как рассматривать текст, его следует прочитать. Причем не просмотреть наскоро, а прочесть внимательно, вдумчиво и с выражением. Это поможет понять произведение, окунуться в него с головой.

Теперь можно приступать непосредственно к анализу. Давайте рассмотрим основную, наиболее распространенную схему.

  • В первую очередь стоит определить, к какому именно функциональному относится анализируемый текст. Научный ли он, художественный либо же официально-деловой, эпистолярный.
  • Определить основную коммуникативную цель анализируемого текста. Это может быть обмен информацией, выражение своих мыслей, попытка воздействия на эмоциональную сферу чувств.

Стилистические средства фонетики: звукоподражание;

Лексика: антонимы, паронимы, синонимы, омонимы, а также метафора и сравнения, диалектная лексика, архаизмы и историзмы, ономастическая лексика;

Стилистические средства фразеологии: пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые выражения, а также всевозможные цитаты;

Стилистические средства словообразования: суффиксы и приставки;

Морфологические средства языка: нужно найти в тексте полисиндетон и асиндетон, указать, какие функции в тексте выполняют те или иные части речи;

Стилистические ресурсы синтаксиса: наличие риторических вопросов, диалогов, монологов и полилогов, найти

Лингвистический анализ стихотворения, а также баллад и поэм следует выполнять по этой же схеме. При анализе стихотворного произведения следует уделить должное внимание ритмике текста, его звучанию.

Иногда в схему анализа могут включать и некоторые другие пункты:


Лингвистический анализ текста предполагает глубокое знание основных языковых средств, понимание того, какие именно функции в тексте они выполняют. Кроме того, он позволяет лучше понять автора, его замыслы и погрузиться в придуманный писателем мир.

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа.

При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического анализа

1. Разбить слово на слоги, указать количество слогов. Указать слог, на который падает ударение.

2. Записать слово в фонетической транскрипции.

3. Дать характеристику гласным и согласным звукам.

4. Указать количество букв и звуков. Прокомментировать их соотношение.

тетрадь [тʼитрáтʼ] вариант [тʼи э трáт’]

те-тр а дь

т [т’ ] — согл., глух., парн. [т-д], мягк., парн. [т, -т]
е [и ] — гл., безударн.
т [т ] — согл., глух., парн. [т-д], тверд., парн. [т-т, ]
р [р ] — согл., сонорный, звонк., непарн., тверд., парн. [р-р, ].
а ´ ] — гласн., ударн.
д [т’ ] — согл., глух., парн. [т-д], мягк., парн [т, -т]
ь [- ]
7 букв, 6 звуков.

Морфемный анализ слова

  1. Определите, какой частью речи является данное слово. Установите, изменяемая или неизменяемая это часть речи.
  2. Выделите окончание (для изменяемых частей речи) и основу.
  3. Определите, какая основа (производная или непроизводная).
  4. Найдите корень слова путем подбора и сопоставления родственных слов.
  5. Выделите в производной основе суффикс(ы) и приставку(и), охарактеризуйте их значение.

Придорожный

  1. Имя прилагательное. Изменяемая часть речи.
  2. Окончание -ый, основа придорожн-.
  3. Основа производная (членится на морфемы).
  4. Корень -дорож-; однокоренные слова дорога, подорожник.
  5. Суффикс -н- с общим значением «относящийся к чему-либо, состоящий из чего-либо». Приставка при- имеет значение нахождения вблизи чего-либо.

Графический морфемный разбор слова

Словообразовательный разбор

Цель словообразовательного анализа - определение способа образования слова . Он проводится в следующем порядке.

1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река , словообразовательный разбор произвести невозможно.

2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.

3. Устанавливается, что является производящей базой : основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний -весн а, невесело - весело , диван-кровать - диван , кровать .

4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово.

5. Определяется способ образования слова.

(суффиксальный)

Морфологический анализ

Сущность морфологического анализа заключается в разборе слова как части речи, в последовательном установлении всех грамматических значений слова в его конкретной грамматической форме.

При морфологическом разборе имени существительного следует:

2) поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.),

3) установить постоянные признаки: а) нарицательное или собственное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) тип склонения,

4) установить непостоянные признаки: а) падеж, б) число,

5) определить синтаксическую функцию слова.

Образец разбора

На пути 3 нам совсем не попадались встречные суда.

(На) пути - существительное.

I. (На чем? Где?) на пути.

Н.ф. - путь.

II. Пост. - нариц., неодуш., м.р., разноскл.; непост. - в предложн. п., в ед. ч.

III. Не попадались (где?) на пути .

При морфологическом разборе имени прилагательного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить прилагательное в начальную форму (И.п. ед. ч. м.р.),

3) установить постоянные признаки: разряд по значению,

4) установить непостоянные признаки: а) для качественных - степень сравнения и форму, б) падеж, род, число,

Образец разбора

Орешник начинает ронять лист с самых высоких 3 побегов.

(С) самых высоких - имя прилагательное.

I. Побегов (каких?) самых высоких.

Н.Ф. - высокий.

II. Пост. - качественное; непост. - в превосходн. ст., в полн. ф., в род. п., во мн. ч.

III. Побегов (каких?) самых высоких .

При морфологическом разборе имени числительного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить числительное в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) разряд по структуре,

5) определить синтаксическую функцию числительного.

Образец разбора

Экспедиция на двух парусных судах под начальством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в тысяча восемьсот девятнадцатом 3 году подошла к берегам Антарктиды.

(В) тысяча восемьсот девятнадцатом - имя числительное.

I. Подошла (когда?) в тысяча восемьсот девятнадцатом (году).

Н.Ф. - тысяча восемьсот девятнадцатый.

II. Пост. - порядковое, составное; непост. - в предложн. п., в м.р., в ед. ч.

III. Подошла (когда?) в тысяча восемьсот девятнадцатом (году) .

При морфологическом разборе местоимения следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить местоимение в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) лицо и число (у личных местоимений),

4) установить непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть),

5) определить синтаксическую функцию.

Образец разбора

Грядку лука в огороде, / Сажень улицы в селе, - / Никаких 3 иных угодий / не имел он на земле... (А.Т. Твардовский)

Никаких - местоимение

I. Угодий (каких?) никаких.

Н.ф. - никакой.

II. Пост. - отрицательное, непост. - в род. п., во мн. ч.

III. Угодий (каких?) никаких .

При морфологическом разборе глагола следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить глагол в начальную форму (инфинитив),

3) установить постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность,

4) установить непостоянные признаки - а) наклонение, б) время (для гл. изъявительного наклонения), в) лицо (для наст. и буд. вр.), г) число, д) род (для прош. вр.),

5) определить синтаксическую функцию.

Образец разбора

Уж тает 3 снег, бегут ручьи.

Тает - глагол.

I. Снег (что делает?) тает.

Н.ф. - таять.

II. Пост. - несов. в., I спр., невозвратный, непереходный; непост. - в изъяв. накл., в наст. вр., в 3 л., в ед. ч.

III. Снег (что делает?) тает .

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Студёный ветер резко рвал полы его шинели.

Образец разбора

какой?

↓──────×
студёный ветер
↓ ↓
прилаг. + сущ. Словосочетание именное.
Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.

Синтаксический разбор простого предложения

При анализе простого предложения следует:

1. Установить, что данное предложение простое.

2. Определить предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. Назвать предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).

4. Назвать предложение по составу главных членов (двусоставное или односоставное).

5. Определить тип односоставного предложения.

6. Назвать предложение по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).

7. Назвать предложение по полноте (полное или неполное).

8. Назвать предложение по наличию осложняющих категорий (осложненное или неосложненное). Для осложненного - указать, чем осложнено.

Образец разбора

Степь , двор , сад - всё было в холодной тени . (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом)

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Разобрать предложение по членам.

2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

4. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

5. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) по интонации (невосклицательное, восклицательное).

3) по количеству грамматических основ (простое, сложное - сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи).

1) по наличию одного или обоих главных членов (двусоставное или односоставное),

2) по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное),

3) по наличию пропущенных членов (полное, неполное),
4) по наличию осложняющих категорий (осложненное или неосложненное). Для осложненного - указать, чем осложнено.

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец разбора

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., СПП.

1-е предложение - главное, односост., неопред.-личное, распр., полное, неосложненное.

2-е предложение - придаточное, двусост., распр., полное, неосложненное .

[ ], (потому что _____ )

План анализа текста

1. Определите тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова, ключевые предложения и др.

2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а) указать синтаксические особенности текста:

количество предложений;

преобладающие типы предложений;

способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;

б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):

порядок слов (чередование данного и нового и др.);

ударение (расставить ударения для чтения);

логический повтор;

местоимения;

союзы и др.

3. Определить стиль текста:

а) отметить влияние речевой ситуации (где? с кем?) на стиль текста;

б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в) отметить стилистические средства:

фонетические;

лексические;

словообразовательные (морфемные);

морфологические;

синтаксические.

4. Орфографический и пунктуационный комментарий.