С чего начинается родина конспект. Конспект урока орксэ «с чего начинается родина. Организационная структура урока

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Формировать у детей представление о России как о родной стране;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Закрепить названия народных промыслов;

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Материалы:

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Сведения об участнике:

Ф.И.О.: Демченко Елена Николаевна

Место работы: МБДОУ детский сад 38

Образование: юридическое (Хабаровский государственный технический университет, юрист)

Должность: воспитатель

Педагогический стаж работы: 4 года

Ход мероприятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте песню (Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель. А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

Как они назывались – порты.

На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

Стихотворение:

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.

Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет.

Работа детей.

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет.

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Цель:

Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: Родина, малая родина - родной дом, родная школа, родной посёлок;

Способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства причастности к коллективу школы, желания поддерживать традиции и приумножать их;

Учить быть внимательными и заботливыми к близким.

Задачи:

содействовать формированию:

1. способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, воспитанию любви к Родине.

2. учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы.

3. развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в парах, коллективно, индивидуально.

Оборудование: фотографии достопримечательностей Крыма, фотографии родного посёлка, пейзажей, карточки с заданиями (для работы в парах)у уч-ся: альбом, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Если Вы были внимательны и любознательны, то уже ознакомились с фотографиями, представленными на доске.

Теперь Вам будет не трудно назвать тему, которой будет посвящён наш урок.

А чтобы Вы окончательно утвердились в своих рассуждениях, послушайте стихотворение:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой растём, Солнце в небе голубом.

И берёзки, вдоль которых И душистый, золотистый

Рядом с мамой мы идём. Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

4. Определение темы урока.

Конечно, вы догадались, о чём пойдёт речь.

Да, правильно, о самом дорогом, что есть у человека - Родине.

Многие люди пытаются объяснить, что же такое Родина?

Давай послушаем, как об этом понятии рассуждают Ваши ровесники.

(чтение отрывков из детских сочинений на тему: «Моя Родина»)

«Когда я слышу слово «Родина», то представляю ребёнка, который играет возле своей мамы, а показывая на старый дом произносит «это наша Родина». Иногда вспоминаю моменты из своей жизни: то свою старую квартиру на ул. Мира, то подружек играющих куклами во дворе.

Поэтому и слово «Родина» понимаю так:

Родина - это там, где ты родился.

Моя Родина - Украина, огромная и красивая, у неё есть и жаркое лето и холодная зима, прекрасная весна и золотая осень.

Я люблю свою Родину и не хочу никуда уезжать. (Бобошко Мария уч-ся 2-го кл.)

Моя Родина начинается с красавицы яблони под окном на даче, с куста смородины, листочки которой вкусно пахнут. Родина- это поле с огромным небом над ним, где мы пускали воздушного змея и любовались радугой. И лес, где так сильно пахнет земляникой и хвоей. А в разлитый как молоко туман,можно спрятаться. (Батюхнов Никита уч-ся 2-го кл.)

Сейчас и Вам предстоит ответить на вопрос:

С чего начинается Родина?

А поможет в этом песня « С чего начинается Родина?»

музыка В. Баснера, слова М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса.

5. Прослушивание песни « С чего начинается Родина..»

6. Беседа после прослушивания песни.

Слушая песню, какие ассоциации возникли у вас при слове Родина?

(ВЫСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ)

а) родной дом, семья, самый близкий и любимый человек на земле - это мама;

б) родная школа, одноклассники, друзья;

в) родной край, маленький уголок, где мы родились.

Всё это - есть наша маленькая родина.

А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша

общая, великая Родина!

(На доске строится схема:)

Родина Украина

малая родина

родной дом, родная школа, родной край,

семья одноклассники, где мы родились

7. Работа с фотографиями на доске (фотографии посёлка).

Докажите, что любовь к Родине начинается

с любви к родному дому, семьи;

с любви к школе, одноклассникам,

с любви к своему родному посёлку.

(Дети рассказывают о своих семьях, рассказывают о семейных традициях)

Родной дом, семья, самый близкий и любимый человек, мама- это исток, начала начал. У каждого он свой. Первую любовь мы получаем в семье.

(Дети рассказывают о своих друзьях, о школе, делятся своими впечатлениями, что им нравится в школе.)

Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома - родной школы, чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы.

Наверное уже из вас кто-то мечтал, кем он будет, когда вырастет? Расскажите, кем вы хотите быть и почему? (рассказы детей) физкультминутка

(Дети читают стих-ние о посёлке « Родной край»

Чтение сопровождается показом фотографий)
Родной край

По Вольному гордо мы шагаем:

Кругом берёзки, клёны, тополя.

Мы ничего прекраснее не знаем,

Чем наша крымская земля.

Идут года, а Вольное наше

Растёт и хорошеет с каждым днём.

Где мы работаем и где живём.

Пусть солнечнее станет настроенье!

Пусть будет ещё больше красоты!

Посадим на всех улицах деревья,

На всех газонах вырастим цветы.

В поход пойдём мы по родному краю.

Вокруг лесов - раздольные поля.

И дружно воронцами расцветает

Под мирным небом Родина моя.

Рассказ учителя о посёлке Вольное.

Вольное - поселок городского типа Джанкойского района АР Крым.

Население - 2231 человек.
В 20-е гг. ХХ в. на территории поселка немцы-колонисты основали село Фрайлебен (нем. - "свободная жизнь" ), жители которого занимались земледелием. Позднее здесь был организован колхоз "Фрайлебен".
Ныне в поселке действуют общеобразовательная школа, лечебная амбулатория, аптека, библиотека, пожарная часть, Дом культуры, клуб, несколько магазинов.

В поселке сооружен памятник воинам-авиаторам и установлены бюсты летчикам полка - Героям Советского Союза, памятный знак - советский реактивный истребитель.

Давайте внимательнее посмотрим на фотографии, так ли мы делаем как говорим, бережём ли свою Родину.

Что нужно делать для того чтобы беречь свою Родину? Чем лично Вы можете помочь?

(Ответы детей:

Не сорить,

Посадить деревья цветы и ухаживать за ними и т. д.)

8.Обобщающая беседа.
- Сейчас вы все рассказали, как любите свою малую родину, а значит и всю нашу Родину.

А что значит любить?
(Беречь, заботится, охранять, украшать, защищать, гордиться, никогда не предавать, а если потребуется и жизнь отдать)

9. Работа с пословицами о Родине.

У Вас на парте есть карточки с заданиями, посмотрите, пословицы нельзя прочитать потому что у них есть начало, а концовка не подходить по смыслу давайте восстановим пословицы - прочитаем их, а также объясним их значение.

Родина - мать, чужая мачеха.

Родная сторона мать, и зайцу дорог.

Родной куст умей за неё постоять.

10. Сообщение учителя.

Родина, родной край—это все, что нас окружает, это то, что с первых дней

нашей жизни становится для нас очень дорогим, как воздух, вода, еда, как улыбка близких людей. Это место, где живёт твой род, где мы растём, учимся, трудимся.

Родина-это то, что есть сегодня: наши города и сёла, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но и то, что было раньше: наша история и культура, памятники и традиции.

Родина—это наше БУДУЩЕЕ, то, что будет…

Родина—это всё то, без чего человек не может жить.

Мы живём в Украине на крымской земле, а в чём уникальность Крыма?

Что Вы знаете про Крым?

(ответы уч-ся)

Рассказ учителя о необыкновенных достопримечательностях Крыма, с опорой на фотографии.

Мраморная пещера

Мраморная пещера среди других пещер Крыма выделяется особо. Она стоит на первом месте по своей площади, протяженности и объему внутреннего пространства. Длина экскурсионных маршрутов в пещере доходит до полутора километров. В течение этого пути можно увидеть самые впечатляющие галереи пещеры. Если сложить все ее ходы, получится более двух километров. Это общая протяженность пещеры. Каждый год порядка ста тысяч туристов приезжают сюда на экскурсию.

Три основные части входят в пещеру: Главная галерея (достаточно прямая, ее длина - семьсот двадцать пять метров), Нижняя галерея (витиеватая, длина - девятьсот шестьдесят метров), Тигровый ход (боковое ответвление пещеры, длина - триста девяносто метров).

Клуб спелеологов в Симферополе охраняет пещеру. Сначала устроили Галерею сказок, это был первый этап оборудования пещеры. Обусловлено это тем, что Галерея сказок находится близко к входу в пещеру. Далее приступили к устройству Тигрового Хода. Был создан специальный туннель, горизонтальный и комфортный. По нему проложили обустроенные экскурсионные дорожки.

Воронцовский дворец

Воронцовский дворец строился 18лет. Дворец был построен по проекту английского архитектора.Архитектор в Алупку так не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Парадный двор, парадный кабинет, Ситцевая комната,Малая гостиная, или Китайский кабинет, вестибюль, Голубая гостиная, Переходом из Голубой гостиной в парадную столовую служит Зимний сад, в котором среди зелени размещено множество декоративных мраморных скульптур.

Парадная столовая — самый большой зал во дворце.

Алупкинский дворец окружен великолепным парком, занимающим площадь до 40 гектаров. Парк заложен 140 лет назад под наблюдением опытного немецкого садовода Карла Кебаха.

Ласточкино гнездо

"Ласточкино гнездо" построено на отвесной скале Ай-Тодорского мыса. Нынешнее здание напоминает средневековый рыцарский замок..

Первое деревянное строение на этом месте было возведено после русско-турецкой войны 1877—1878. ".

Свой нынешний вид "Ласточкино гнездо" преобрело благодаря нефтяному барону Штейнгелю. Он занимался нефтью, а отдыхать ему нравилось в Крыму. Он приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Рядом со зданием был разбит сад, который в результате землетрясения обрушился в море.

Грязевой вулкан

На Керченском полуострове, недалеко от села Вулкановка, в десятке километров к югу от поселка Ленинское, рядом с дорогой Керчь - Феодосия можно увидеть Джау-Тепе - единственный в своем роде грязевой вулкан. Джау-Тепе с крымскотатарского наречия переводится как «вражья гора» (или "опасная своими грязевыми потоками"). Другой вариант толкования названия предлагает Н.Н.Клепинин - «истекающая грязью». Грязь, многократно выливавшаяся с его вершины, застилает склоны холма. К югу от вулкана можно наблюдать сероводородный источник со значительным притоком воды.

Крупный холм появился в 17 веке, после очередного извержения. Раскинувшееся на склоне холма поселение было полностью разрушено грязевым потоком, идущим с вершины. В 19 столетии Джау-Тепе «спал». Бурная активность началась в первых десятилетиях 20 века, прошел ряд сильных извержений. Так, в феврале 1909 года на вершине вулкана образовалась крупная трещина. А через месяц произошло извержение. Согласно описанию, "сначала вздулась вершина вверх на сажень, потом она пошла вниз на несколько саженей ниже своего обычного положения, в результате возникли трещины, а затем прорвался внешний вал, и грязевой поток, медленно пополз по склону. На следующий день появилась жидкая грязевая масса с запахом сероводорода, возник поток. В течение третьего дня текла неспешно густая грязевая масса, но скоро она остановилась. ".

Джау-Тепе всю вторую половину 20 века был недействующим вулканом. Грязь из сопки постепенно стала выветриваться, буреть, в ней образовались трещины. Содержание этой грязи богато песчаниками, известняками и кристаллами кальцита.В недрах полуострова Керчь залегают майкопские глины. Нефтегазоносность этих глин стала причиной многочисленных извержений Джау-Тепе.

Музей шоколада

Этот музей находится в Симферополе, в Украине он единственный. Представляет он оригинальную, своеобразную экспозицию «История шоколада из шоколада». История шоколада обошлась местным мастерам-кондитерам в полторы тысячи килограмм этого сладкого вещества. Именно столько потребовалось, чтобы воссоздать в шоколаде всю долгую историю этого лакомства. Все предметы в музее - ручной работы, второго такого экземпляра не существует.

Начало истории шоколада идет от дерево какао, оно представлено в экспозиции. Здесь же рядом фигурки, изображающие индейцев, именно они впервые попробовали этот сладкий продукт. Выдающихся людей истории, которые предпочитали шоколад другим продуктам, также можно увидеть в музее. Разумеется, что все фигурки - шоколадные.

Из шоколада сделаны все предметы в музее: пейзажи, портреты, натюрморты. Мастера мечтают о создании в будущем шоколадницы высотой в человеческий рост. На сегодняшний день предметом гордости музея стала Эйфелева башня из шоколада. Потребовалась даже помощь ученого-математика, чтобы воссоздать в шоколаде эту сложную конструкцию.В музее можно прогуляться по экспозиции, все посмотреть, а вот дотрагиваться или съесть кусочек категорически запрещено. Срок жизни шоколадных экспонатов, по мнению кондитеров, порядка пяти лет. За это время не испортится их внешний вид, не потеряется качество продукта. Чтобы изделия из шоколада хранились долгое время, необходимо каждый день убирать пыль и поддерживать в помещении строго определенную температуру - эти условия обязательны. Посетить выставку можно в любой день с десяти до двадцати часов.

Долина приведений

Недалеко от Алушты, возле Южного склона у горы Демерджи находится скопление необычных каменных изваяний. Это - Долина Привидений. Самое большое скопление камней называется «голова Екатерины». Чтобы осмотреть это достопримечательное место, потребуется не один час.

Свое необычное название Долина Привидений получила благодаря такой особенности: камни, разбросанные у подножия горы, при закате солнца отбрасывают причудливые тени, похожие на привидения, которые быстро перемещаются. Удивительно в это время выглядит и сама гора - из-за изменения освещения на закате солнца она постоянно меняет свой цвет. Такие загадочные явления привлекают сюда туристов.

Также большое впечатление производят и сами горы: повсюду разбросаны скалистые сооружения разнообразных форм, которые напоминают лица и фигуры людей, животных, сказочных существ. В каждой скале можно увидеть что-то необычное.

Существует у местных жителей такая легенда: в древние времена эти места захватил колдун Чернобородый со своей свитой. Всех мужчин из округи они собрали на вершине горы в созданной ими кузнице. Пламя, которое раздувалось в кузнице, иссушило всю землю и озера, погубило вокруг всю природу. В деревне начался голод. И тогда молодая девушка, которую звали Екатерина, пошла к колдуну, чтобы попросить его оставить эти края. Но злой колдун не стал ничего слушать и убил ее. Тогда Бог покарал всех: с вершины горы вырвалось пламя, а по ее склонам прокатились огромные валуны, которые уничтожили все вокруг. Если верить легенде, то изваяния у вершины горы - это застывшие в камне воины, которые пытались убежать от Божьей кары.

11. Игра «Мои ассоциации»

Давайте поиграем, я буду называть слово, а каждый из Вас то с чем ассоциируется это слово.

нарисуйте свою Родину.

(после окончания работы над рисунками - выставка работ)

Елена Кошеварова
Конспект занятия «С чего начинается Родина!»

Познание : формировать познавательный интерес детей к малой родине , желание активно изучать ее растительный и животный мир.

Коммуникация : развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.

Социализация : формировать любовь и бережное отношение к родному краю. Способствовать нравственному становлению личности. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, толерантность.

Художественное творчество : Формировать эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

Материал : аудиозаписи, разрезные картинки с изображением растений, иллюстрации животных,

Непосредственная образовательная деятельность

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Воспитатель : Ребята, закройте глаза и представьте :

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина ")

Вопросы к детям : - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина ?

Воспитатель : У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт .

Как называется наша страна?

Дети. Наша страна называется Россия.

Воспитатель. Назовите столицу России.

Дети. Это город Москва.

Воспитатель. Ребята, а в какой области мы живем?

Дети. Нижегородская область.

Воспитатель. Назовите город в котором мы живем.

Дети. Наш город- Урень.

Воспитатель. Да, мы с вами живём в городе Урень, а район называется Уренский, для нас он родной.

Край ты мой Уренский, свет в моей судьбе

Запах деревенский в старенькой избе

И росой сверкает яблоневый сад

Тихо догорает за рекой закат. (В. Макаров)

Ребёнок :

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя .

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина .

(М. Пляцковский)

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине , и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего района. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)

А теперь мы с вами поприветствуем всё живое : (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на столе картинки с растениями.

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша. (ромашка)

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные.. (Ландыши) .

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый… (Василёк) .

Что же это за девица :

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет ,

А в иголках круглый год (ель)

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. (Берёзки) .

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины .

Ребёнок :

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Животные нашего района.

На доске изображены животные нашего района. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных) .

Воспитатель : Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте посидим на солнечной лужайке.

Релаксация : Представьте себе, что вы сидите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.

Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям :

Как вы понимаете эту пословицу?

Почему надо охранять природу?

Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель : Молодцы, ребята! Действительно природа нашего района красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок :

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок :

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Воспитатель : Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край, каждую травинку, каждый цветок, каждый кустик, растущий на ее плодородной земле.

Заключение : Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей:

Познавательно-речевая;

Художественно-эстетическая;

физическая

Программные задачи:

  • Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины, о Саратовской области, о родном посёлке;
  • Систематизировать знания детей о символике государства, Саратовской области и о посёлке Горный;
  • Развивать память, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.;
  • Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
  • Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
  • Развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа:

  • Беседы о российской символике, о символике Саратовской области и посёлке Горный;
  • Чтение стихотворений о Родине;
  • Заучивание стихотворений о гербе и флаге России;
  • Рассматривание иллюстраций о Москве, Саратове, Горном;
  • Слушание государственного гимна России.

Ход занятия:

Воспитатель. (показ глобуса) Дети, кто знает, что это?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Правильно, это глобус, модель земного шара. На земном шаре 5 континентов: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия. (показ на глобусе) . Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живём. «Наше Отечество, наша Родина-матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью зовём потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; одна у человека мать – одна у него и Родина.» Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи.

«Родина любимая, что мать родимая» .

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Аксельрод «Наш дом» .

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.

Слайд 2. (карта страны)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, - это карта нашей страны. Видите, какую огромную территорию она занимает: от запада до востока, от севера и до юга. Это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Правильно, - это Россия. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя –Россия.

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель. Давайте поиграем в игру. Я называю вам страну, а вы народ, который там живёт. Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?

Дети. (россияне)

Воспитатель. Америка

Дети. (американцы)

Воспитатель. Англия.

Дети. (англичане)

Воспитатель. Франция.

Дети. (французы)

Воспитатель. Индия.

Дети. (индийцы)

Воспитатель. Правильно, дети! Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, языку национальным традициям (слайд 3)

Воспитатель. Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть.

Воспитатель. Как называется столица нашей Родины?

Дети. (Москва) Слайд 4.

Воспитатель. Ребята, а кто же управляет такой большой страной?

Дети. (президент) . Слайд 5

Воспитатель. Назовите его имя.

Дети. (В. В. Путин)

Воспитатель. Одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей.

Воспитатель. А кто знает, как зовут нашего президента Р.А (Кумпилов)

Дети. (ответы)

(слайд 6 губернатор нашей области)

Воспитатель. В Кремле работает правительство России, которое помогает президенту управлять, руководить жизнью нашей страны. Слайд 7

Воспитатель. У каждой страны, ребята, есть свои отличительные знаки, государственные символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Вы уже догадались, о чём я говорю? Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у России Слайд 8,9

Воспитатель. Назовите три государственных символа.

Дети. (герб, флаг, гимн)

Воспитатель. Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наша родная Республика

Воспитатель. Как называется наша республика в которой мы живём?

Дети. Адыгея) Слайд 10.

Воспитатель. У нашей Республики есть тоже своя символика: герб, флаг.

Воспитатель. А вы знаете, что изображено на гербе Республике А

Дети. (ответы)

Воспитатель. В основе герба города Слайд 11.

Воспитатель. Ребята, а кто знает из каких цветов состоит полотнище флага Р.А

Дети. (ответы)

Воспитатель.. Слайд 12

Воспитатель. Ребята, а сейчас вам предлагаю поиграть в игру «К своему флагу беги»

(На стульчиках лежат флаги: России, р.а у детей в руках один из флагов. Дети под музыку двигаются врассыпную, по окончании музыки, дети должны как можно быстрее собраться около своего флага) .

Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете флаги.

Воспитатель. Как называется город в котором мы живём?

Дети. Майкоп

Воспитатель. Слайд 14. Дети, посмотрите, герб Горного представляет собой деление поля на красную и серебряную (водная гладь) части, что показывает берег канала и символизирует его огромное значение в жизни района. Символику гидросооружений дополняет волнистая оконечность переменных цветов - аллегория плотин и созданных людьми многочисленных водохранилищ.

Зерновое сельское хозяйство, как основа экономики района, отражена двумя колосьями - зеленым и золотым, аллегорически показывающими полный цикл выращивания сельскохозяйственных культур.

Во флоре Краснопартизанского муниципального района имеется ряд редких растений, занесенных в Красную книгу, но особой известностью и популярностью пользуется тюльпан Геснера (Шренка) . Цветы тюльпанов в гербе показывают не только любимый жителями цветок, но и образно отражают природное разнообразие района.

Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения, интеллекта, солнечного тепла.

Серебро – символ чистоты и совершенства, мира и взаимопонимания; серебро - цвет прозрачной воды многочисленных водоемов района.

Красный цвет - символ мужества, силы, красоты, труда, праздника, также указывает на название района - Краснопартизанский.

Зеленый цвет - символ природы, здоровья, молодости, жизненного роста.

Воспитатель. Мы с вами живём в посёлке Горный. Давайте раскрасим герб нашего посёлка. (Детям даётся готовый контур, они его раскрашивают) .

Воспитатель. В нашем посёлке много улиц. (стук в дверь, логопед получает письмо от звукоеда)

Воспитатель. Ребята, звукоед прислал нам письмо. Он пишет, что когда считал улицы нашего посёлка, то потерял один звук. А какой, не может понять. Просит вас срочно ему помочь. Вот послушайте: одна улиа, две улиы, три улиы, четыре улиы, пять ули

Воспитатель. Какой звук потерял буквоед?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Давайте правильно посчитаем улицы и отправим ему ответ звуковым письмом. (можно организовать скайп)

Игра «Считаем улицы»

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц.

Воспитатель. Слайд 15. Ребята, а это фото вы узнаёте?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Это наш любимый детский сад. Наш второй дом. Часть нашей Родины. В нём живут дети. В этом доме никогда не будет войны.

Воспитатель. Все люди мечтают о мире, мечтают, чтобы на их Родине всегда царил мир. Вы, дети, знаете, что есть ещё такие места на планете, где идёт война и гибнут люди. На земном шаре живут люди разных национальностей. Они хотят жить под солнцем вместе, дружной семьёй. Это главное желание всех людей, всех детей на планете.

Воспитатель. Давайте послушаем Аню, Лизу, Сашу.

Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,
Поля - с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!

Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей вселенной
Похожей нету.

Во всей вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?

Воспитатель. (звучит музыка) .

Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!

Давайте же, ребята,
Назло непогодам
Обнимем планету
Своим хороводом!

Развеем над нею
Тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!

Воспитатель. Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Чем оно вам понравилось?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Воспитатель. Весь мир открыт перед вами. Скоро вы вырастите, окончите школу, получите профессию, но куда бы, ни забросила вас судьба, всегда помните, что вы - граждане России. Любите и гордитесь своей Родиной!

«С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

(М.Матусовский)

Родина- это огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Родина-это земля, на которой мы родились и растём. Моя Родина - это цветущая, неунывающая Россия. Родина - это огромная часть меня, тогда как я - малая из множества часть своей Родины.

Родители всегда учили меня любить Родину так, как любят её сами. Стараться быть честным и справедливым, гордиться своей Отчизной. С самого раннего детства мне говорили о бережном отношении к родной земле, к красоте полей, лесов, озёр и рек, к бескрайним просторам родного края.

Для каждого человека Родина разная. Это и родной город, родная улица. Это и старый домик в деревне. Это и огромная страна с городами и сёлами, бескрайними полями и лесами, с заводами и дорогами. Но для каждого из нас Родина начинается с нашей мамы, с нашей школы, с нашего великого и могучего русского языка, с великой русской литературы.

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, слышу шум листвы, птичий щебет и ощущаю, как солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Открываю глаза и вижу утро. Оно ласкает меня и обещает погожий денёк, поэтому ко мне возвращается ощущение полноты жизни. Моё понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет.

Вспоминаются красивые слова поэта А.Межирова:

« Что означает Родину любить?

Во - первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться-

Не прерывать связующую нить…»

Чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, зелёный косогор с берёзами, лесная опушка. Родина- это очень много. Мы должны беречь это всё, чтобы грядущее поколение смогло бы любоваться такой красотой и гордиться ею.

« Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившие их гнёзда. Сюда они всю жизнь будут стремиться. То же самое – у людей!»- так писал В. Песков. И действительно, у нас, у людей, то же самое….

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира-

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок …. и я!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка-

Это тоже Родина!

(Т.Бокова)

Мне очень нравятся поэтические строки Михаила Лобова:

«Чтобы стать мужчиной - мало им родиться, чтобы стать железом – мало быть рудой… ты должен переплавиться, разбиться и, как руда, пожертвовать собой!..»

И это так точно сказано… Ведь каждый из нас обязан защищать Родину! Ведь мы здесь родились и живём.

Зачем это нам? Это идёт ещё с тех давних времён, когда наши далёкие предки защищали наши земли от врагов, передавая новым поколениям патриотизм и мужество стойко стоять за свою державу, за землю Русскую….

Русская культурная традиция свято хранит образы русских защитников от былинного Ильи Муромца до наших современников – это то, что воспитывает в нас патриотизм, стремление служить Отчизне и никогда не забывать о том, что она – наш отчий дом.

Великие полководцы Руси - А.Невский, Д.Донской, А.Суворов. Они, как и многие другие, по сегодняшний день своими подвигами учат нас, современных детей, быть всегда на страже границ своей страны и помнить о ней, где бы ты ни был.

Я горжусь, что мой земляк, А. Прохоренко, стал Героем России. Он погиб в чужой земле, но защищал он нас всех. Он проявил высокий героизм, мужество, выполняя воинский долг. Даже Запад восхитился его подвигом, назвав его Русским Рэмбо.

Жить по совести, не предавать интересов страны, быть верным идеалам своего народа - это то, главное, что воспитывают в нас с самого детства. Уважать веру отцов, уметь жертвовать собой, любить свою Родину, трепетно относиться к природе - все эти добродетели пришли к нам от героев былых времён и мы обязаны это беречь и приумножать.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали

Со старой отцовской буденовки,

Что где то в шкафу мы нашли…

А может она начинается

Со стука вагонных колёс,

И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс….