Самое раннее изображение водолаза. Морские глубины. Что хранит океан

Исследование

океана

Работу выполнил: Гуляев Вячеслав

ученик 8 «б» класса

Руководитель: Духлинцева Т.С.


  • Мировой океан изучен полностью.






В знаменитой поэме Гомера "Илиада", созданной примерно три тысячи лет назад, упоминается ловец устриц, ныряющий вниз головой со своей лодки:

... "Воскликнул Патрокл-конеборец:

Как человек сей легок! Удивительно быстро ныряет!

Если бы он находился и на море, рыбой обильном,

Многих бы мог удовольствовать, устриц ища, для которых

Прядал бы он с корабля, несмотря что и море сердито.

Как он, будучи на поле, быстро нырнул с колесницы).

("Илиада", песнь XVI).




Рассказ о подвигах Скилла - первое упоминание в античной литературе о военной деятельности водолазов. В период Пелопонесской войны в 425 году до н.э. при осаде Пизы афинянами лакеде-монские водолазы доставляли продовольствие осажденным: "Водолазы ныряли и плыли под водой, таща за собой на веревке козьи бурдюки с маком, смешанным с медом, и с толчеными семенами льна".


При обороне Сиракуз на Сицилии в 413 году до н.э., по свидетельству того же Фукидида, осажденные соорудили подводные заграждения против вражеских кораблей: сваи были вбиты так, что они не поднимались над водой, а потому подплывать к ним было опасно, и всякий неосторожный корабль набегал на них, как на подводный камень. "Но и эти сваи распилили водолазы за вознаграждение", добавляет он дальше


Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола.



Позже водолазное снаряжение «заново изобрел» великий флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519).






Много лет спустя английский астроном и геофизик Эдмунд Галлей (1656-1742) предложил дополнительно снабжать такой колокол воздухом из погруженных резервуаров. Сохранились свидетельства, что сам Галлей спускался на глубину 17 м.



В 1718 г. Петр I получил челобитную от Е.П.Никонова - крестьянина подмосковного села Покровское-Рубцово, работавшего плотником на казенной верфи, о постройке "потаенного судна" (подводной лодки) с целью нанесения повреждений подводной части корпусов неприятельских кораблей. Из этого подводного судна водолаз должен был выходить в автономном водолазном скафандре. Идея создания такого скафандра не получила практического применения, а построенное по его проекту деревянное "потаенное судно" "Морель" было повреждено при испытаниях весной 1724 г.


Водолазная техника колокольного типа не позволяла мужественным подводникам прошлого покорять мало-мальски значительные глубины. Нужны были новые подходы к созданию водолазного снаряжения.

На это человечеству понадобилось немало времени: лишь в конце XVIII века немецкий изобретатель Клейнгерт создал водолазный костюм с металлическим шлемом и подачей воздуха при помощи насоса.



Водолазное снаряжение А. Клингера

Скафандр А.Зибе


Скафандр Кемпбелла

Скафандр О.Денейруза




Как ни хорош был бронированный скафандр, но и он имел свои пределы погружения. Более удобными для этой цели были уже известные к тому времени наблюдательные камеры.



Кессонная болезнь была если не побеждена, то укрощена при помощи ступенчатой декомпрессии, когда подъём из глубины проходил не быстро, а постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности.

Именно эти потребности и привели в конце концов к изобретению акваланга.






Спустя несколько лет после описанных событий швейцарский физик Огюст Пиккар сконструировал, изготовил и испытал первый в мире батискаф – автономный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах.












Затонувшие храмы Махабалипурам (Индия)

В апреле 2002 года под водой у берегов Махабалипурама в штате Тамилнад, Южная Индия, на глубинах от 5 до 7 метров были найдены руины крупных строений.


Павлопетри (Греция)

Древний город Павлопетри лежит на глубине 3-4 метра у самого берега в северной Лаконии, в Греции. Руины датируются самое раннее 2800 годом до нашей эры.



Вводный тест по русскому языку для 10 класса 1вариант

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) дОсуг
б) пОняв
в) сОзыв
г) (он) дозвонИтся
А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
а) давайте попробоваемб) около пятисот человек
в) менее быстрый
г) много яблок

А3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
а) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
б) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
в) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
г) Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
а) у вас остаётся мало времени для развлечений.
б) в значительной степени развиваются творческие способности.
в) у меня появилось много интересных знакомых.
г) я познакомился с нотной грамотой.

А5. В каком слове нет суффикса –щик-?
а) табельщик
б) кровельщик
в) подлещик
г) мусорщик.

А6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН.
В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
а) 1,2, 4
б) 2,4
в) 3
г) 3,4

А7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а) разобид...шься, высуш...нныйб) наде...шься, раскле...вшийв) услыш...шь, просе...нныйг) брос...шь, вид...мый.

А8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) тщетно
б) тщательно
в) бессмысленно
г) напрасно

А9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В картине « Боярыня Морозова» Суриков запечатлел трагический эпизод русской истории () и несокрушимой духовной силе национального характера он придал осязаемые черты.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
а) 1,2,4
б) 2, 4
в) 2,3.4
г) 1,3.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В4.

(1) Говорят, писателем надо родиться.
(2) Правильно говорят. (3) Всё можно приобрести: жизненный опыт, знания, даже культуру. (4) Но литературный талант - никогда.
(5) Талант, как и его отсутствие, видны сразу. (6) Но в наше время всеобщей грамотности и вполне естественного в этих условиях желания сотен и сотен попробовать себя на литературном поприще граница утратила здесь свою чёткость, размылась, и отнюдь не случайно в критическом лексиконе появился этот реестр, та градация писательской ценности: одарённый, способный, умелый, опытный, перспективный... (7) Отсюда и идея массового обучения литературному труду, выразившаяся в создании разного рода «кузниц» писательских кадров, призванных повышать профессиональную квалификацию работников художественного слова.
(8) Вот NN закончила Литинститут.(9) Наряду со многим другим она, конечно же, слышала там о ружье, которое уж висит на стене, то рано или поздно обязано выстрелить. (10) В литературе, как и во всех остальных проявлениях человеческого интеллекта, есть накопленный опыт, практикой многих и многих мастеров выстраданные законы. (11) Это та самая азбука, которую начинающий литератор должен знать назубок. (12) Без этого знания он вряд ли сделает хоть один заметный самостоятельный шаг. (13) Именно азбуке надо учить, по азбуке студента надо понять. (Юрий Томашевский)

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово правильно (предложение 2)?
В2. Из предложения 9 выпишите союзное слово.
В3. Какой тип связи используется в словосочетании время грамотности (предложение 6)?
В4. Напишите номер предложения из 4-го абзаца, в котором присутствует сравнительный оборот.
Часть3

Вводный тест по русскому языку для 10 класса 2вариант

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?а) намЕрениеб) дАвнишнийв) бантЫг) бАлуясьА2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) пятьюстами машинами б) пара полотенецв) килограмм яблоковг) наисложнейшийА3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Прочитав пьесу Вампилова,а) многое для меня осталось непонятым.б) передо мной возникли образы персонажей.в) мне захотелось посмотреть её постановку в театре.г) я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга
А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) высуш...нный, наде...шьсяб) раскле...вший,разобид...шьсяв) услыш...шь, просе...нныйг) брос...шь, вид...мый.
А5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
а) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
б) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.
в) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то летящими птицами то острыми льдинками.
г) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Благородные пропорции белого храма (1) отражающиеся больше восьми веков в водах реки (2) естественно вписываются (3) в окружающий его (4) пейзаж.
а) 1,3,4 – выделяются два причастных оборота.
б) 1,4 – выделяются два причастных оборота.
в) 1,2 – выделяется причастный оборот.
г) 1,3 - выделяется деепричастный оборот.

А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.
б) Ивану Ильичу (НЕ) здоровится.
в) На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.
г) Петя (НЕ) мог отвечать.

А8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.
а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
в) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание.
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
а) 1, 3 б) 2 в) 3 г) 2, 4
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Ночные бабочки(1) привлечённые светом(2)кружились возле фонаря(3) освещавшего дорогу к дому.
а) 1,2, 3
б) 2,3
в) 3
г) 1,3

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1)... (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.
В1.Дайте характеристику второго (2) предложения текста.
В2. Выпишите из текста страдательные причастия
В3. Из предложений 17-19 выпишите все числительные.
(17) Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным» ...В4. Какой тип связи используется в словосочетании первый труд (предложение 19)?
Часть3
С1.Почему слова досуха и досрочно заканчиваются по-разному, хотя оба имеют приставку –до?
Ответы вариант 1:
Часть 1.
А1 – г
А2 – а
А3 – в
А4 – г
А5 – в
А6 – г
А7 – г
А8 - б
А9 – г
А10 – в
Часть 2.
В1. Наречие
В2. Которое
В3. Управление
В4. 10
Часть3.

Ответы вариант 2:
Часть 1.
А1 – а
А2 – в
А3 – г
А4 – а
А5 – в
А6 – в
А7 – г
А8 - г
А9 – б
А10 – аЧасть 2.
В1.Простое осложнённое предложение
В2. Обнаруженное, обнаружен.
В3. Два, первый
В4. согласование
Часть3.
Слова образованы разными способами. Досуха образовано от прилагательного сухой приставочно-суффиксальным способом, а досрочно от прилагательного досрочный суффиксальным способом

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1)... (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З) Примерно на восемь веков Моложе сходные г тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4)В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть н него с моря. (б)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сражений, в которых решались судьбы целых государств.
2) Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми еще в древности.
3) Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.
4) Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно застыла сама История.
А7. Какое из привёдённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1)Потому что 2) Однако 3) Несмотря на это, 4) Вскоре
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения текста?
1) моложе рисунки (предложение 3)
2) использовали (предложение 4)
3) Александр Македонский знакомился (предложение 5)
4) город был (предложение б)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) простое, осложнённое
4) сложноподчинённое
А1О. В каком(-их) предложении(-ях) есть страдательные причастия?
1) 3.5 2) 2 3) 3,5,6 4) 2,6
А11. Укажите значение слова вóды в предложении 5.
1) полезные минеральные источники
2) питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода
3) водные пространства морей
4) водный раствор вещества
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
1)1,3 2)2 3)3 4)2,4
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) обозн..чение, задр..жать, т..инственный
2) обог. .щаться, к. .ричневый, прик. .сновение
3) зап. .х, г..реть, раск. .ленньий
4) обл. .котиться, б..гровый, прил..жение
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) под..брать, пр..образ, н..илучший
2) пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост
3) в..лелеять, обе..доленный, ра..грести
4) из..скательный, от..скать, по..сковый
А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
1) люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
2) стро..щийся дом, иголки кол..тся
3) крас..щие вещества, травы стел..тся
4) пен..щиеся волны, соседи разбуд. .т
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. приветл..вый
Б. обд..ться
В. ноздр..ватый
Г. благоустра..вать
1) А, Б, Г 3) В,Г
2) А, Б, В 4) А,Г
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(З) пойдёт н(4) на обман на коллег, н(5) на искажение фактов.
1) 2, 4, 5 2) 2 3)1, 2, 3 4) 4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) СКОЛЬКО радости он вам доставит!
2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил КНИГИ, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не ВОЗНИКЛО сомнения в том, ЧТО подарить ему в день рождения.
3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) ХОРОШО, как вчера, я накопал свежих Червей.
4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), ЧТО мне дали возможность изучить ЭТОТ проект.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой ИЛИ ее отсутствия в предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистам () и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, и перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед СОЮЗОМ И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед СОЮЗОМ И нужна Запятая.
А2О. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте Которых в предложении должны СТОЯТЬ запятые?
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на желтые розы.
1)1,3 2)2 3)3 4)1,2,3