Самый лучший соционический тест. Краткое описание социотипов

Татьяна ПРОКОФЬЕВА,

Марина КУЗЬМИНА

Предлагаем вам, дорогие читатели, познакомиться поближе с соционическими типами. Возьмем для описания по четыре функции: две сильные и две слабые. Так мы сможем увидеть и достоинства и недостатки каждого типа.

Интуитивно-логические экстраверты (ИЛЭ, Дон Кихот) – прирожденные исследователи и изобретатели. При этом они изучают не только то, что полезно, а “все, что интересно”, начиная от теории машин и механизмов, до бабочек и гусениц. Их хлебом не корми, дай прочитать о чем-нибудь загадочном и таинственном. Полученные знания ИЛЭ стремятся тут же применить на практике, но при этом редко бывают заинтересованы в получении реальной выгоды от своих открытий. Благодаря интуиции (1 канал) и логике (2 канал) представители данного типа способны в кратчайший срок перелопатить огромное количество литературы по интересующей их теме, как говориться, объять необъятное и “прорубить просеку” для идущих вслед за ними. Их теории и методы порой носят неординарный характер, что может привести к перевороту в уже устоявшихся взглядах.

Сенсорно-этического интроверта (СЭИ, Дюма) можно назвать мастером компромиссов. Жизненное кредо СЭИ заключается в возможности полнокровно наслаждаться жизнью и не мешать это делать другим. Как правило, у представителей данного типа личности на редкость уютное жилище, в котором они любят отдохнуть душой и телом (сенсорика ощущений – базовая функция). В доме много удобных вещей. Все подобрано в тон и заранее продумано. Свободное время СЭИ проводит за приготовлением пищи – это его любимое занятие. Представитель данного типа – прирожденный дизайнер, парикмахер и визажист. Он тонко чувствует цвет, форму и объем предметов. Собирая друзей за обеденным столом СЭИ не редко становится тамадой, шутником и душой компании (этика эмоций находится в творческом канале). Смешной историей или байкой он способен расположить к себе даже самого угрюмого человека.

Недостатком СЭИ является отсутствие способности принимать важные, стратегические решения. Он не обладает упорством, настойчивостью и дальновидностью в ответственных делах. СЭИ живет одним днем, любые выводы на будущее для него особо мучительны (интуиция времени и логика действий – слабые функции). За представителями данного типа была неоднократно замечена еще одна негативная черта – они тратят массу драгоценного времени на мелочи.

Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, Робеспьер) стремится во всем увидеть и создать систему и закономерность. Как правило, это широко эрудированные люди, которые не любят афишировать разносторонние познания. Они аккуратисты и педанты не только в образе мыслей, но и в окружающем их внешнем мире. Среди ЛИИ вы вряд ли встретите человека, верящего в чудеса и надеющегося на “авось”. Обозначив цель, они делают ставку на собственное трудолюбие и организованность в делах. Последовательность, обязательность, следование однажды данному слову – вот те хорошие эпитеты, которыми можно охарактеризовать представителей данного типа личности.

Недостатком ЛИИ является слабость этики отношений, что порой выливается в неуверенность, меланхоличность в эмоциональных оценках людей. Особенно это заметно в незнакомой обстановке. Глядя на окружающих, ЛИИ пытаются понять, что удобно, принято в данной компании, а что нет. Однако, подстроиться под обстановку им не всегда удается. Они могут оказаться невпопад веселыми или угрюмыми. Вследствие отсутствия способности различать эмоциональные нюансы, представители данного типа видят людей в черно-белых тонах: плохой - хороший, добрый – злой, друг - враг. ЛИИ нередко характеризуют, как твердолобых и упрямых (гипертрофированность функции волевая сенсорика). Дело в том, что они не выносят даже малейшей фальши и лжи. В принципиально важных для себя вопросах могут быть чрезмерно твердыми, как скала.

Этико-интуитивного экстраверта (ЭИЭ, Гамлет) можно охарактеризовать, как человека расточительных эмоций. Недаром среди них много артистов, режиссеров и музыкантов (этика эмоций в первом канале). “Весь мир – театр, и люди в нем актеры” – девиз ЭИЭ. Он способен даже неинтересный материал преподнести аудитории на удивление живо и занимательно. Вообще с ними никогда не бывает скучно. Представители данного типа живут от одной эмоциональной грозы, начавшейся неожиданно, подобно майской грозе, до другой. Он мастер ввернуть в разговор цитаты, шутки, каламбуры и анекдоты. Часто ЭИЭ является истинным знатоком и ценителем прекрасного. Интуиция времени дает возможность оценить искусство и с ходу определить, что будет пользоваться популярностью, а что нет. Среди представителей данного типа много приверженцев авангардных течений в литературе, музыке и живописи. ЭИЭ – человек богемный, тонко чувствующий настроение эпохи. Это самые аристократичные люди, настоящие принцы и принцессы.

Недостатком ЭИЭ является “работа на публику”. Равнодушие и безразличие к их позерству и внешним эффектам порой слишком губительно. Не найдя подходящую аудиторию энтузиазм ЭИЭ затухает, поведение становится скованным и появляется обида на слушателей. Их отличает чрезмерная брезгливость (хромает сенсорика ощущений). Но даже несмотря на это жилище представителя данного типа обычно содержится в “художественном беспорядке”. Во внешнем облике тоже могут проявляться противоречия. ЭИЭ способен надеть зеленое с красным, объясняя это модой и своеобразным стилем. Болезненное неумение следовать логики (данная функция является болевой точкой) иногда гипертрофируется в подчеркнутое желание слыть деловым человеком. У ЭИЭ в карманах много записных книжек, визитных карточек и чеков. Их он предъявляет во всех подходящих случаях. Представитель данного типа не выносит физической боли. Стоматологи их заклятые враги. Малейшая царапина способна надолго выбить их из колеи, а богатое воображение приписывает ей тяжелейшие последствия. Вспомните “Принцессу на горошине” – это как раз тот случай.

Логико-сенсорные интроверты (ЛСИ, Максим) предпочитает действовать тихо, планомерно и рационально. В их представлении мир устроен по закону логики (соответствующая функция является базовой). Эти люди уважают дисциплину и порядок. Они являются приверженцами сильной власти. Ярчайшим представителем данного типа личности можно назвать И. В. Сталина. В своей политике он предпочитал действовать тайно, порой интригуя, без “шума и пыли” устранял конкурентов. Упорству и терпеливости ЛСИ завидуют многие, не обладающие данными качествами типы личности. Они отступают, видя тихую, но решительную позицию ЛСИ. Логико-сенсорные интроверты – лидеры небольшого коллектива, точно и в положенный срок справятся с поставленной бизнесом или учебой задачей.

ЛСИ нередко обвиняют в эмоциональной глухоте. Их недостаток в слабой проявленности этики эмоций. Например, они редко способны почувствовать настроения, царящие в подведомственном им коллективе. Отношения с людьми предпочитают строить на эффекте обожания. Представители данного типа редко способны выслушать, а главное принять даже конструктивную критику в свой адрес. Слабость интуиции возможностей проявляется у них в том, что они склонны бороться с “излишней” информацией, стараются придерживаться одного, ранее принятого мнения. Дискуссии и прения представляются им ненужными пререканиями, мешающими работе. ЛСИ редко прислушиваются к советам, потому что свою точку зрения считают единственно верной. Если же корректно указать им на данные недостатки, то они способны затаить обиду и при случае отомстить. Вспомнить хотя бы сталинские репрессии, в результате которых были физически уничтожены инакомыслящие представители интеллигенции.

Интуитивно-этического интроверта (ИЭИ, Есенин) можно охарактеризовать как фантазера и мечтателя. Воспоминания о будущем и думы о прошлом занимают мысли ИЭИ. Представители данного типа любят полежать на диване с книжечкой в руках или съездить за город и воссоединиться с природой. Правда, природа – коварная штука, может преподнести катаклизмы в виде снега, дождя и ветра. Поэтому, подобные мероприятия ИЭИ в основном проводит в собственном воображении. Сильная интуиция времени (первый канал) дает данному типу склонность к мистике и суевериям. ИЭИ верят в вещие сны и приметы. Этика эмоций (творческая функция) помогает им подстраиваться к незримым чувствам собеседника, уловить тонкие стремления чужой души.

К сожалению, творческую функцию люди не всегда способны употребить во благо. Порой встречаются ИЭИ с гипертрофированной этикой эмоций, проще говоря, эмоционально распущенные. Вместо того чтобы согревать внутренним теплом, начинают манипулировать людьми и становятся капризным. В экзальтированном порыве ИЭИ может закатить истерику, потому что “все не так” и “ничего не складывается” (сенсорика ощущений и логика действий – слабые функции). Одним словом, представитель данного типа не создан для трудностей. Под воздействием интуиции времени он способен погрязнуть в мире иллюзий, грез и фантазий. Он вряд ли доведет до логического конца долгосрочное дело. ИЭИ могут годами делать ремонт в квартире или, начав утром перестановку мебели, бросить это занятие уже к обеду.

Сенсорно-логические экстраверты (СЛЭ, Жуков) не витают в облаках и не мечтают лежа на диване о том, что было бы, если... Это люди земных, практичных дел. Честолюбивые, волевые и целеустремленные – так можно охарактеризовать представителей данного типа. Это прирожденные руководители и администраторы, способные взять на себя ответственность за принятие важных решений. Они ценят логику и аргументацию. Иррациональность СЛЭ проявляется в том, что их деятельность порой подвержена настроению. Если они с утра не встали “с левой ноги”, то способны подписать любую бумажку или поставить заветную троечку заядлому прогульщику, если же нет – берегись! Про таких говорят: круты на расправу. Несмотря на это, если обратиться за помощью к представителям данного типа в критической ситуации, они не будут разглагольствовать и давать бесплатных советов, а предпочтут помочь делом. В этом их главное достоинство.

К недостаткам можно отнести неспособность предвидеть будущее и последствия резких слов и поступков (слабая интуиция возможностей). В следствие этого, им кажется, что проблемы наваливаются ниоткуда и разрастаются подобно снежному кому. Свою главную задачу они видят в том, чтобы выстоять, не сломаться. СЛЭ также не способны разобраться в тонкостях человеческих отношений. Сильная волевая сенсорика в данном случае, как бы переклинивает слабые функции и со стороны создается “эффект танка”. Словно таран, они идут напролом по людским мнениям и слабостям.

Сенсорно-этические экстраверты (СЭЭ, Наполеон) – прирожденные лидеры и вожаки. Область их интересов: земные, практичные дела через которые можно ощутить свое беспредельное влияние на окружающих. Представители данного типа уважают власть и стремятся к ней, а за одно и ко всем привилегиям даруемым ею. Их девиз “пришел, увидел, победил”! Это люди волевые (волевая сенсорика – базовая функция) и одновременно дипломатичные (этика отношений в творческом канале). Если для других типов информационного метаболизма свойственно раскачивание и раздумье прежде чем приступить к ответственному мероприятию, СЭЭ бросаются сразу в омут с головой. “Главное ввязаться в бой, а там посмотрим” - говорил Наполеон Бонапарт, яркий представитель этого типа. “А я в любовь, как в омут, бросаюсь с головою” – вторит ему Алла Пугачева, тоже яркий представитель СЭЭ. Это люди необузданных страстей, уж если дружат, то до конца, а если любят, то без остатка. Они живут настоящим, для них будущее всегда прекрасно, но оно в будущем, а о прошлом и сожалеть нечего, его не вернуть.

Недостатком СЭЭ является их желание сиять для всех и всюду подобно Солнцу. Четвертый канал (болевая функция) занят логикой отношений, не дружат они с компьютером, не любят разные формальности: схемы, расписания, терпеть не могут наводить порядок. Отсюда же их максимализм. Чувства “любовь – ненависть” к одному и тому же человеку могут сменять по несколько раз на день. СЭЭ нередко надевает на себя маску искусного манипулятора и комбинатора, но в связи с тем что интуиция возможностей явно не его конек, быстрые победы, подчас оборачиваются проблемами и поражениями в дальнейшем. СЭЭ скрывают неудачи от посторонних глаз, поскольку ничто не должно нарушать имидж победителя. СЭЭ нередко обвиняют в эгоцентризме, завышенных амбициях и самомнении. Представители данного типа живут одним днем, по принципу “здесь и сейчас”, а вспышками гнева, порой наживают себе врагов.

Интуитивно-логического интроверта (ИЛИ, Бальзак) можно назвать главным стратегом из всех стратегов. Мощнейшая интуиция в совокупности с логикой дает представителям данного типа мудрость и знание жизненных законов. Отличительная черта ИЛИ – осторожность. Яркий представитель данного типа информационного метаболизма М. И. Кутузов. Он воевал всю жизнь, но не выиграл ни одного знаменательного сражения, все его победы двусмысленны – с ничейным счетом. Несмотря на это мы называем его величайшим полководцем. А Наполеон и Суворов величали Михаила Илларионовича не иначе, как хитрой лисой. Почему? Ум Кутузова проявился в простом признании очевидного факта – победить Наполеона в открытом бою нельзя. Наполеон был мастером атаки, он продумывал планы сражений заранее и в деталях, а Кутузов умел отступать. Это сложнейшая военная задача – действуя лишь частью сил, надо сдерживать все силы неприятеля, постоянно чередуя, то разворачивать их в боевой порядок, то сворачивать в походный. Кутузов точно рассчитал, что Наполеону не удастся обеспечить фуражом лошадей кавалерии, и оказался прав. От великой “Гранд Арми” в конце войны в живых осталось лишь 5000 человек. Это от пятисот или шестисот тысяч! Кутузов же сохранил половину армии для генерального сражения.

Главным недостатком ИЛИ можно назвать болезненное неумение активно проявлять эмоции. Вспомнить хотя бы исторический факт поедания Кутузовым курицы в разгар Бородинской битвы. Представители данного типа нередко производят впечатление хмурых и унылых людей. Однако под маской вечных скептиков и пессимистов скрывается истинный мечтатель и идеалист. Чтобы не показаться “скупым рыцарем” ИЛИ способны на мотовство или безрассудные поступки. Например, подарить мало знакомому человеку дорогой подарок. Но и тут они редко спустят все деньги до конца, скорее заранее просчитают, сколько нужно потратить и когда поставить точку. Слабая сенсорика ощущений проявляется в равнодушии к внешнему облику, порой доходящем до расхлябанности и неряшливости. В целом же тяготеют к простому стилю в одежде.

Логико-интуитивные экстраверты (ЛИЭ, Джек Лондон) – это прирожденные предприниматели, бизнесмены, рационализаторы. Все их можно охарактеризовать одним словом – труженики. Однако они не любят бессмысленной деятельности, во всем должна быть конечная цель. Голова ЛИЭ напоминает компьютер (сильный канал логики). Они способны быстро уловить суть проблемы, просчитать детали и вычислить оптимальные пути решения проблемы (проявления интуиции). Одновременно представители данного типа – неисправимые романтики, склонные к путешествиям, приключением и риску. Среди них много каскадеров, спасателей, испытателей. Работают они легко и весело, для них важно чувство локтя и товарищества.

Основная проблема ЛИЭ – внешний вид (хромает сенсорика ощущений). Поэтому они нередко выглядят, будто только что из похода: мужчины не бриты, женщины не причесаны. У них столько важных дел, что собой заняться совершенно некогда. То же касается и проблемы кулинарии. На кухне представители данного типа не любят импровизации. Скорее возьмут поваренную книгу и приготовят блюдо согласно написанному рецепту. На дежурный вопрос о здоровье, они могут удариться в описание сомнительных симптомов, возникших у них в последнее время. Своеобразная стихийность в проявлении эмоций (слабая этика эмоций) сравнима с неожиданно обрушившимся водопадом. В такие моменты их бывает “слишком много для окружающих”.

Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ, Драйзер) – настоящий стоик и хранитель моральных устоев общества. Среди представителей данного типа много юристов, следователей, медиков и воспитателей (этика отношений в первом канале). Женщины-ЭСИ отличаются глубокой привязанностью семье. Взвалив на себя непосильную ношу в виде работы, хозяйства и детей, они не жалуются на судьбу, а героически переносят тяготы. По степени самоотверженности и надежности с ЭСИ не сравнится ни один психологический тип (волевая сенсорика – творческая функция). Тип ЭСИ умет быть врачевателем не только духа, но и тела. Борьба с злом – отличительная черта данного типа.

Недостаток ЭСИ кроется в сверхрациональности данного типа. Определенная ортодоксальность и максимализм негативно отличает их. Вспомним многочисленные древнегреческие сюжеты. Что выбрать главному герою: любовь или долг? ЭСИ выбирают последнее. Делая подобный выбор, они не редко становятся заложниками внутреннего одиночества. Интересные люди и отношения, не вписывающиеся в их систему ценностей, выпадают из их поля зрения. Представители данного типа не в ладах с интуицией возможностей, поэтому способны проявить несвоевременную или неуместную инициативу. В последствии это оборачивается многочисленными неприятностями – “инициатива наказуема”.

Логико-сенсорного экстраверта (ЛСЭ, Штирлиц) отличает умение отделить главное от второстепенного. Как и все логики данный тип не терпит спешки, суеты и сопутствующей им нервозности. ЛСЭ деловиты, собраны, последовательны. В целом представители данного типа здраво оценивают собственные силы, поэтому в работе стремятся занять соответствующую им нишу. Сенсорика ощущений в творческом канале дарит ЛСЭ изысканный вкус и способность создавать красоту собственными руками. Женщины-ЛСЭ предпочитают в одежде эффектные, подходящие к фигуре фасоны и аксессуары. Красота в сочетании с функциональностью и полезностью – залог их успеха.

Недостатком ЛСЭ можно назвать их чрезмерную склонность к предсказуемости и стабильности (слабая интуиция времени). За боязнь жить одним днем их упрекают в консерватизме и недальновидности. Слабая этика эмоций дает неуверенность в незнакомой обстановке. Несмотря на то, что ЛСЭ экстраверты, они не склонны заводить новых отношений, руководствуясь принципом “старый друг лучше новых двух”. Даже если семейная жизнь по каким-либо причинам не устраивает, ЛСЭ вряд ли пускаться в одинокое плавание.

Для этико-интуитивного интроверта (ЭИИ, Достоевский) на первом месте в иерархии приоритетов стоят вопросы человеческой этики и морали (этика отношений – базовая функция). Все его творчество заполнено поиском новых, более совершенных форм человеческих взаимоотношений. ЭИИ старается быть внимательным к каждой личности, поскольку она представляется ему целым миром, сосудом, в котором наравне с прекрасным заключены грубость, злоба и ненависть. Тип ЭИИ – это духовный и нравственный пастырь, наставник не зависимо от возраста. К нему устремляются “поплакать в жилетку” когда случилось горе или на душе скребут кошки. Совершая путь от понимания к прощению, представитель ЭИИ осуществляет свое предназначение.

К недостаткам типа ЭИИ относится недостаточная проявленность волевой сенсорики, выражающаяся в непримиримости к насилию над личностью. При этом их любимые выражения – все эпитеты “долженствования”. В результате возникает излишняя суета там, где ее не должно быть. Проводя в философских размышлениях, порой не имеющих конкретного, земного применения дни напролет, ЭИИ не способен организовать собственный быт. Внешнее силовое давление губительно для ранимого, не способного противостоять натиску, ЭИИ. Представители данного типа отстаивают высокие, духовные идеалы, при этом отбрасывают и критикуют “мещанские” проявления: стремление хорошо одеться, вкусно поесть. Жертвенность ЭИИ порой может быть направлена на тех, кто в этом не так уж и нуждается.

Сенсорно-логические интроверты (СЛИ, Габен) – люди предпочитающие иметь синицу в руках, чем годами ловить журавля в небе. Сильная функция сенсорика ощущений дарует СЛИ талант во всем, что связано с работой руками. Отличительная черта данного типа – обустройство собственного быта. Эти люди знают толк в дизайне, мебели и обладают отменным вкусом. Одежду они предпочитают дорогую, подчеркивающую их солидный статус. А статус у них действительно высок. Как мужчины, так и женщины способны организовать доходный бизнес в торговле или производстве. А еще СЛИ – прирожденные кулинары. Процесс приготовления пищи для них сродни священнодействию. В этом им помогает сильная функция сенсорики ощущений. И даже если у них нет виллы на Канарах, а есть небольшой домик в ближайшем Подмосковье, поверьте, они сумеют по земному насладиться прелестью утренней пробежки по росе, запахом цветущей сирени и кружкой парного молока.

Недостаток СЛИ заключается в слабых функциях этики эмоций и интуиции времени. Как и ИЛИ, СЛИ испытывает трудности в выражении чувств и эмоций. Подспудно боясь быть неправильно понятым (СЛИ очень ранимы), он предпочитает не демонстрировать своего истинного отношения к людям вовсе. Однако если их унизить или публично осмеять, способны расплакаться и сорваться, накричав на обидчика. Представители данного типа помнят даже мелкие обиды, а уж после крупных разногласий способны вовсе разорвать отношения до конца жизни. Слабая интуиция времени у СЛИ проявляется в желании заранее распланировать всевозможные дела. Сюда относится их излишний консерватизм и осторожность. Они никогда не примут окончательного решения не разобравшись в вопросе до конца и не учтя всех деталей.

Интуитивно-этические экстраверты (ИЭЭ, Гексли) – прирожденные психологи, консультанты и посредники. Представители данного типа самые живые, непосредственные люди из всех. Интуиция в первом канале дает им возможность с ходу уловить суть человеческих проблем и желаний. Они мыслят нетривиально, необычно и порой обнаруживают в собеседнике неизвестные ему достоинства и таланты. Среди ИЭЭ много изобретателей и первооткрывателей в области компьютерных программ и технике. Интуиция в сочетании с этикой проявляется в драгоценном чувстве такта. О таланте ИЭЭ в работе людьми хочется сказать отдельно. Все представители данного типа непосредственно обаятельны, теплы и внимательны. У них много разноплановых друзей и при этом все их любят за тонкое понимание человеческих проблем и особенностей. Если вам на пути встретился человек способный поддерживать хорошие отношения с бывшими женами, мужьями и коллегами по работе, то это скорее всего ИЭЭ.

Недостатком ИЭЭ можно назвать неумение заниматься работой, требующей кропотливости, планомерности, одним словом любой “сидячей работой”. Представители данного типа подолгу тянут со сдачей дипломной работы, квартальной отчетности и любой другой важной документации (недостает проявления волевой сенсорики). Миролюбие и дружелюбие порой играет в жизни ИЭЭ злую шутку. Правда, иногда (чаще всего невпопад) они способны проявить железную волю и решимость идти до конца. Но потом сожалеют о резких словах и поступках, ищут возможности примирения.

Список литературы:

А. Барсова. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или типология личности. – М.: “АСТ-пресс”, 2001г.

С. Е. Кашницкий. Среди людей. Соционика – наука общения. – М.: “Армада-пресс”, 2001г

Соционика - достаточно молодая наука, которая занимается изучением личности. Первой научной работой по соционике можно считать книгу советского ученого Аушры Аугустинавичюте «Дуальная природа человека» (1978 г.). Этот труд открыл много нового в области человеческих взаимоотношений и предложил оригинальную методику построения психологического портрета человека.

Что такое соционический тип?

Соционические типы - фундаментальное понятие в соционике. Всего их 16, и они отражают 16 моделей поведения человека в обществе. Соционические отражают способ взаимодействия того или иного человека с окружающими, его понятия о том, как должен быть устроен социум, как следует поступать, что приемлемо, а что - нет. Конечно, на взгляды любого из нас влияет еще и воспитание, и полученный жизненный опыт, и Но соционические типы отражают истинную природу человека и его желания, его настоящую «зону комфорта» в нашем многогранном обществе.

Виды соционических типов

Каждому соционическому типу присвоено имя реального известного человека или всем знакомого литературного персонажа, максимально соответствующего данному описанию. Например, Джек Лондон (логико-интуитивный экстраверт) охарактеризован как «Предприниматель»: никогда не упускает своих возможностей, умеет извлекать выгоду из любого дела, умеет слушать подсказки интуиции и идти на риск.

Штирлиц (логико-сенсорный экстраверт) - является ярким представителем хорошего «Администратора»: напористый, чрезвычайно трудолюбивый, ставящий высокое качество работы превыше всего, умеющий правильно распоряжаться временем.

Гамлету (этико-интуитивный экстраверт) удобнее всего занимать в обществе нишу «Наставника»: он хорошо чувствует эмоции других людей и может воспринимать их будто свои собственные, обладает даром убеждения, всегда заранее готовится к непредвиденным ситуациям.

Гюго (этико-сенсорный экстраверт) - большой «Энтузиаст»: своей излишней эмоциональностью он «заражает» людей идеями и подталкивает к активным действиям, заядлый оптимист, с удовольствием опекает своих родных и близких.

Робеспьер (логико-интуитивный интроверт) отличается упорядоченностью своих мыслей, четкостью высказываний, стремлением для всего разработать четкую систему, которая была бы применима на практике, и вообще стремлением все улучшать и совершенствовать. Именно поэтому его иногда называют еще и «Аналитиком».

Максим Горький (логико-сенсорный интроверт) - типичный «Инспектор»: пытается до конца разобраться в деле, которым занимается, хочет знать о поднятом вопросе всю информацию от начала до конца, любитель справочной литературы, ценит во всем полнейший порядок и подчинение системе.

Достоевский (этико-интуитивный интроверт), или истинный «Гуманист» - любит наблюдать за человеческими взаимоотношениями со стороны, добр и великодушен, ценит полнейшую честность в отношениях, не умеет оказывать психологического давления, не склонен проявлять агрессию, поэтому может стать замечательным учителем или воспитателем.

Драйзер (этико-сенсорный интроверт), или «Хранитель» - мастер по определению «своих» и «чужих», выбирая людей в «свой» круг, он готов оберегать их и делать всё возможное для их благополучия. Никогда не высказывает своё мнение, пока оно не становится действительно необходимым.

Следующий тип - это «Искатель», или «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт): интересуется абсолютно всем, что его окружает, склонен часто менять род своих занятий, любит креативные идеи, зато тяжело переносит монотонный труд и всякого рода условности.

Жуков (сенсорно-логический экстраверт) - прирожденный «Маршал»: решительный, напористый и влиятельный, в любом деле стремится одержать победу, не сомневается и не колеблется, просчитывает заранее несколько планов действий и т.д.

Методы типирования

Сложно совершенно точно установить для тех или иных людей соционические типы. Определение должен осуществлять специалист в этой области.

Самой же распространенной методикой типирования является тестирование или определение типа по внешним признакам.

Типирование по внешним признакам

Когда изучались соционические их рассматривалась как отдельный интересный вопрос. Соционики, изучив тысячи фотографий людей, относящихся к тому или иному типу, заметили, что, например, Штирлиц отличается идеально прямой, негнущейся спиной, Достоевский - полностью беспристрастной Джека Лондона можно узнать по «голливудской» улыбке и неопрятному, «растрепанному» виду, а Есенина - по утонченному элегантному внешнему виду и застенчивой улыбке.

Идеальные сочетания соционических типов

Соционические типы имеют идеальные пары, которые называются дуалами. Например, Есенин будет комфортно чувствовать себя в компании Жукова, Штирлицу как раз не хватает чуткости и мягкости Достоевского, а Дон Кихот будет счастлив с человеком типа Дюма.

Если рассматривать данную науку с точки зрения практического применения, то соционические типы помогают осознать людям свои слабые и принять их и извлечь максимальную пользу из собственных особенностей, а также найти идеальных партнеров для создания семьи, дружбы или бизнеса.

Сталкивался с вопросом, как определить свои типы личности в этих типологиях. К сожалению, стопроцентно надежных методик в настоящее время не существует. Но если использовать несколько различных способов, можно получить вполне приемлемый с точки зрения достоверности результат.

Прежде чем типироваться, нужно знать несколько важных моментов.

  1. Самое распространенное заблуждение - то, что соционический тип определяет целиком и полностью характер человека, его привычки и поведение. Это не так, на самом деле социотип - это особенности восприятия информации, своего рода фильтр, который пропускает те или иные ее виды. Поскольку поведение человека зависит от принимаемой им информации, социотип, конечно же влияет, но не следует забывать про другие факторы: предыдущий опыт, воспитание, ценности, которые так же могут оказывать не меньшее влияние.
  2. Психософский и соционический типы могут сочетаться между собой любым образом. При этом одни из сочетаний являются гармоничными, а другие - противоречивыми. Как правило, гармоничные сочетания типируются легко, а противоречивые дают большой разброс версий как по соционике, так и по психософии. Подробнее о том, как такие сочетания влияют на самого человека, рассказано в статье «взаимосвязь соционики и психософии» .
  3. По описаниям те или иные типы могут нравиться или не нравится, что может сказаться на желании «попасть/не попасть в этот тип». Чтобы такого не происходило, желательно читать описания типов только на завершающем этапе типирования, после того, как типировщик назвал свою версию (или несколько версий).
  4. Описания типов пишутся с гармоничных сочетаний, поэтому обладатели противоречивых сочетаний могут узнавать себя с трудом. Но даже у гармоничных типов полное совпадение с описанием встречается редко. Нормальным для соционики является совпадение описания на 70-80%. Кроме того, почти во все существующие сейчас описания соционических типов попало много того, что на самом деле к соционике как к учению об информационном метаболизме отношения не имеет (так называемые «поведенческие описания»). Наиболее свободными от этого являются пофункционные описания, размещенные на сайте Wikipedia в статье "Соционический тип ", а также описания Юлии Колесниченко, размещенные на нашем сайте SOCTYPE.RU .
  5. В психософии желательно читать описания не типов в целом, а пофункционные за авторством самого Афанасьева или Александры Василенко aka Spyke. Описания психософских типов в целом от Афанасьева хорошо показывают связь типа и мировоззренческой картины человека, но узнать себя по ним достаточно трудно.

Тесты. С чего же начинается типирование? Большинство людей начинает его с прохождения тестов , так как это самый быстрый способ получить результат, но вместе с тем и самый ненадежный. Поэтому желательно пройти все доступные тесты несколько раз в различных состояниях: утром, после пробуждения, вечером (ночью), когда начинает хотеться спать, и днем, на пике активности.

Если у вас гармоничное сочетание ТИМа и ПЙ-типа, то разброс будет небольшим: 2-3 типа максимум, которые будут отличаться между собой одной или двумя дихотомиями. (Посмотреть таблицу соответствия типов и признаков можно в статье «Как образуется соционический тип ».) И те признаки, которые совпадают, можно считать надежно определенными. Если же разброс типов будет существенно больший (более 4 типов), то скорее всего, у вас противоречивое сочетание ТИМа и ПЙ-типа, и необходимо прибегнуть к более надежным методикам.

Анкетное типирование. Анкетное типирование обладает оптимальным соотношением между затратами времени и надежностью результатов. Основная сложность при определении типа по анкете - невозможность проверить достоверность ответов типируемого. Причин этому несколько: это и желание быть лучше (или хуже), чем есть на самом деле, и переключение с базовой на ролевую, и искажение квадральных ценностей.

Поэтому заполнять анкету рекомендуется в спокойной обстановке, убрав все раздражители (радио, телефон, телевизор, сторонние сайты в броузере). После заполнения желательно показать анкету человеку, который хорошо вас знает и которому вы доверяете. Если он решит эта анкета - совершенно не о вас, то надежность типирования будет низкой и целесообразно перезаполнить анкету.

Типироваться по анкетам желательно там, где типировщики типируют по обеим типологиям: и соционике и психософии. Примером такого сайта является TIPIRUEM.RU . Определение типа желательно начать с психософского типа, а уже потом переходить к соционическому, так как психософский тип менее подвержен искажениям.

Типирование по анкете в простых случаях идет до конкретного типа, в более сложных - выдаются две наиболее вероятных версии (или два возможных сочетания ТИМ+ПЙ-тип). После того, как эти версии названы типировщиками, следует прочитать описания типов, рассказать типировщикам о найденных несоответствиях, а так же сообщить версии, полученные в результате тестов. Это даст дополнительную информацию, на основе которой версия может быть скорректирована (или наоборот, типировщики объяснят вам, почему эти несоответствия несущественны). Не бойтесь задавать дополнительные вопросы или даже спорить с типировщиками! Не забывайте, что вы себя знаете всю жизнь, а они про вас - только то, что вы написали про самих себя в анкете.

Если в результате всего этого не удалось прийти к однозначной версии или у вас остались сомнения, имеет смысл попробовать протипироваться по другим методикам.

Типирование по внешности. Типирование по внешности является одним из самых спорных вопросов, особенно в соционике. Существуют как противники, так и сторонники этого метода. С точки зрения Единого Типологического Проекта, типировать по внешности можно, если тип виден сразу, и такое типирование не может быть описано с помощью формальных признаков (хотя в некоторых соц. школах такие попытки предпринимались), ему можно научиться только опытным путем.

Поэтому при типировании все же целесообразно прикладывать к анкете несколько фотографий: возможно, это даст дополнительную информацию, которая помогает определиться в сложных случаях, особенно когда по результатам анкетного типирования получаются два непохожих друг на друга ТИМа.

Альтернативные методики типирования. Сюда относится проективное типирование и типирование по почерку. При проективном типировании вам будет предложено нарисовать рисунок на заданную тему (например, дом, дерево и человека), по которому и будет производиться определение типа. При типировании по почерку вас попросят прислать скан какого-либо написанного вами текста. Оба подхода хороши тем, что позволяют минимизировать влияние искажений типа в результате наработанного (или наоборот, недостаточно проработанного) опыта и влияния окружения. Однако на данный момент эти методики находятся скорее в экспериментальном состоянии, кроме того, достаточно малое количество типировщиков владеет этими методиками.

Типирование в форме интервью. Может осуществляться либо очно, либо с помощью удаленных средств связи (Skype, Mail.Agent) и, как правило, является платной услугой. Распространено мнение, что такое типирование «у профессионалов» или «в соционических школах» - самое надежное. Это утверждение верно только для индивидуальных консультаций длительностью не менее 30 минут. Различные групповые экспресс-типирования, когда за час типируют группу из десятка или более человек, задав каждому по 3-4 вопроса, по надежности сопоставимы разве что с типированием по тестам и фото. Кроме того, типироваться следует у профессиональных типировщиков, то есть таких, у которых имется наличие статей, книг, выступлений на конференциях и целостного, законченного взгляда на соционику.

Самотипирование. В соционических кругах существует мнение о том, что самостоятельно определить свой ТИМ нельзя (в некоторых сообществах доходит до дискриминации самотипированных). Это неверно. Определить свой тип личности как в соционике, так и в психософии вполне возможно, однако для этого нужно адекватно воспринимать себя, не делить типы на «плохие» и «хорошие» и достаточно глубоко разобраться в соответствующей типологии.

В частности, в соционике необходимо изучить не только дихотомии базиса Юнга, но хорошо разобраться в семантике аспектов, описанной в аспектонике, изучить свойства функций модели А, определить квадральные ценности и хотя бы 2 или 3 признака Рейнина. Если результаты, полученные с помощью всего вышеперечисленного, будут непротиворечивыми, можно говорить о надежном определении ТИМа.

В психософии для определения типа следует изучить не только особенности проявления функции в той или иной позиции, но и дополнительные признаки: процессионность/результативность, согласнованность/несогласованность (он же подстраивающаяся/доминирующая), высокая/низкая, а так же особенности влияния Воли на другие функции.

И еще раз хотелось бы подчеркнуть: ни в коем случае нельзя самотипироваться по описаниям!

В заключение остается отметить, что не следует восприимать свой тип личности как приговор. Нет хороших или плохих типов (хотя есть более или менее востребованные обществом на определенном этапе его развития). Соционический ТИМ - это всего лишь показатель потенциала развития в тех или иных областях деятельности, а психософский тип - показатель субъективной значимости этих областей. Решение, что с этим делать: развивать ли слабые функции, чтобы в любом деле быть не хуже других, или же сосредоточиться на достижении результатов по сильным функциям, доверив прикрытие слабых дуалу, - остается за вами.

В соционике выделяют два глобальных типа личности: экстраверт и интроверт. Экстраверт в своем поведении, мыслях преимущественно ориентируется на внешний мир, а интроверт – на внутренний. Экстравертированные типы в соционике условно называются «черными», а интровертированные – «белыми».

Интуиты, сенсорики, этики и логики в соционике

Типы экстраверт и интроверт в соционике подразделяются – каждый – еще на 4 типа:

  1. Интуит
  2. Сенсорик
  3. Логик

Интуиты ориентируются на мир идей, на мир нематериальных сущностей, сенсорики – напротив – предпочитают взаимодействовать с миром вещей, материальным миром. Логикам легче обрабатывать информацию, а этикам – общаться с другими людьми, взаимодействовать, поддерживать контакт.

Экстравертированные и интровертированные типы личности в соционике

В итоге получаем четыре экстравертированных типа и четыре интровертированных:

  1. Экстравертированный интуит,
  2. Экстравертированный сенсорик,
  3. Экстравертированный логик,
  4. Экстравертированный этик,
  5. Интровертированный интуит,
  6. Интровертированный сенсорик,
  7. Интровертированный логик,
  8. Интровертированный этик.

Экстравертированные интуиты ориентированы на идеи, описывающие законы жизни окружающего мира, интровертированные интуиты обращаю внимание на свой внутренний мир, на образы, состояния, переживания, населяющие его.

Экстравертированные сенсорики комфортно чувствуют себя во всех сферах, связанных с активным освоением физического пространства. Интровертированные сенсорики прекрасно ориентируются в мире собственных телесных ощущений.

Экстравертированные логики любят факты, списки, алгоритмы. Интровертированные логики заинтересованы, в первую очередь, в поиске внутренних взаимосвязей между фактами.

Экстравертированные этики – эксперты в сфере влияния на большие массы людей, умеют привлечь к себе внимание, с помощью эмоций выражают свое отношение к происходящему. Интровертированные этики отлично разбираются в отношениях между людьми, у них развиты эмпатические способности, они умеют подстраиваться под собеседника.

16 типов личности в соционике

Однако соционический тип строится таким образом, что в его структуре из восьми обозначенных позиций ведущие – всегда две. Но при этом лидировать может либо одна, либо вторая.

  • При этом одна из ведущих позиций в соционическом типе всегда экстравертированная, а вторая - интровертированная.
  • Сочетаться между собой в паре ведущих позиций могут интуиция с логикой или этикой, сенсорика с логикой или этикой.
  • Слово "экстраверт" или "интроверт" в названии соционического типа личности всегда относится к первой позиции. Например, если тип называется "Интуитивно-логический экстраверт", это значит, что первая позиция в этом типе - экстравертированная интуиция, а вторая - интровертированная логика.

В итоге мы получаем 16 возможных типов личности в соционике:

  1. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)
  2. Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
  3. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
  4. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
  5. Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
  6. Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
  7. Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
  8. Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
  9. Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
  10. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
  11. Сенсорно-логический интроверт (Габен)
  12. Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
  13. Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
  14. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
  15. Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
  16. Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Каждый из 16 соционических типов личности имеет свои специфические особенности, благодаря уникальному строению соционического типа.

Проявления соционического ТИМа, его основные установки, программы на восприятие информации в наибольшей степени объясняются аспектами блока Эго модели А - двух наиболее сильных и осознанных функций. Далее приведены описания программных установок для каждого ТИМа.

Однако следует отметить, что соционический тип определяет возможности человека, его потенциал в тех или иных областях, но не приоритет или субъективную значимость этих областей для человека (за это отвечает психософский тип). Поэтому следует учитывать, что при противоречивых сочетаниях соционического и психософского типа, например, если речь идет о СЭИ-«Дюма» с 3Э+4Ф по психософии или о ЛИЭ-«Джеке Лондоне» с 3Л+4Ф, базовый блок будет проявлен иначе.

1 квадра Альфа

СЭИ-«Дюма», БС+ЧЭ

Этика эмоций для сенсорики ощущений.
Самый широкий и чистый канал восприятия у Дюмы – сенсорика ощущений, первое, что приходит на ум, что имеет значение – физические ощущения. Такой человек умеет стремиться к уюту и комфорту, неторопливости, сохранению здоровья и красоты, знает в этом толк.

Чаще не любит боль, напряжение. Основной инструмент для осуществления всего этого – эмоции. Могут кокетничать ради того, чтобы получить помощь с целью обеспечения комфорта. Умеют создать радостную атмосферу, чтобы в ней можно было расслабиться.
Могут экспериментировать с интенсивностью и многообразием эмоций, чтобы задать нужную обстановку в своем пространстве.

ЭСЭ-«Гюго», ЧЭ+БС

Сенсорика ощущений для этики эмоций.
Самый широкий и чистый канал воспринимает информацию об эмоциональном фоне, веселье, радости. Такие люди могут хорошо уметь устраивать праздники, сборища, возможно с разнообразием вкусной еды. Умеют хорошо одеваться, хорошо выглядеть, умеют привлекать внимание. Для них может быть важно вызывать к себе уважение и хорошее отношение. А какой инструмент для этого? Сенсорика ощущений. «Создам комфорт и всем будет весело. Буду красиво выглядеть и все меня будут любить.»

Умеют экспериментировать в области сенсорики ощущений, в зависимости от того, какой создается эмоциональный фон.

ЛИИ-«Робеспьер», БЛ+ЧИ

Интуиция возможностей для структурной логики.
Умеют использовать возможности, новые и разные, для поддержания некоторой логической концепции. Умеют глубоко понять суть предмета, разобраться в нем, тогда предмет вписывается в систему, через призму которой базовый блок БЛ+ЧИ воспринимает мир. Умеют любое событие, любое ощущение, чувство объяснить, вписать в определенную логическую концепцию.

ИЛЭ-«Дон Кихот», ЧИ+БЛ

Структурная логика для интуиции возможностей.
Такой базовый блок позволяет хорошо объяснять и использовать логику для поиска новых возможностей. Искать объяснения, чтобы понять и показать другим суть предмета. Такой человек может удачно и легко генерировать идеи. А для их продвижения используется структурная логика – структурирование, объяснение их другим. ЧИ+БЛ внимательны, своим логическим мышлением могут постоянно искать новое. Умеют выйти за рамки ограничений (как в науке, так в социуме), норм, проявить свою уникальность.

2 квадра Бета

ИЭИ-«Есенин», БИ+ЧЭ

Этика эмоций для интуиции времени.
Умеет чувствовать любое мельчайшее изменение. Особенно – изменение в настроениях себя и людей. Умеет обращать внимание на события и чувствовать, как они будут развиваться дальше. Разбирается в тенденциях развития событий, умеет хранить память о том, что дорого (особенно, что было дорого). Умеет проявлять капризность в своих целях. С помощью эмоций, формируя нужное отношение к себе, может тонко манипулировать людьми и ситуацией.
Создают фон, при котором события воспринимаются нужным образом.
Важные изменения умеют подсвечиваться неким оттенком эмоций. Эмоциональным фоном может создаваться наиболее удачная и гармоничная обстановка.
Может быть интересно экспериментировать с интенсивностью эмоций.

ЭИЭ-«Гамлет», ЧЭ+БИ

Интуиция времени для этики эмоций.
Умеют чувствовать эмоциональное состояние объекта и то, как и когда влиять эмоционально. В какое время отыграть соответствующую роль. Умеет отыгрывать одну и ту же роль с разной эмоциональной окраской.
Базовый блок позволяет подстраивать ситуацию и подстраиваться под нее так, чтобы проявить именно те эмоции, которые нужны для достижения желаемой цели, и выбирать для этого идеальный момент. Также вызвать уважение и отношение к себе. Базовый блок хочет находиться в нужном эмоциональном состоянии в подходящее время. Умеет выбрать идеальный момент для эмоционального воздействия.

СЛЭ-«Жуков», ЧС+БЛ

Структурная логика для волевой сенсорики.
Такой блок позволяет структурировать пространство, создавать иерархии, командовать и заставлять других функционировать в своих целях. Умеет ставить стратегические задачи. Определять оптимальную ему расстановку сил, располагая других участников каждого в своей ячейке. Человек умеет объяснить любую возникшую ситуацию. Переупорядочить ее нужным образом. Задача блока – утвердить свою уверенность, свой статус, положение.

ЛСИ-«Максим Горький», БЛ+ЧС

Волевая сенсорика для структурной логики.
Такой базовый блок позволяет его обладателю хорошо разбираться в том, как хранить порядок, как закреплять законы и правила и контролировать их выполнение. Такой базовый блок дает восприятие всего вокруг, словно некой структуры, статичной картинки, где все объекты связаны иерархически. И не позволяет этому восприятию лишний раз меняться. Умеет отслеживать выполнение планов точно, как требуется. Умеет уверенно настаивать на своем там, где это касается важных убеждений и правил.

3 квадра Гамма

ЛИЭ-«Джек Лондон», ЧЛ+БИ

Интуиция времени для деловой логики.
Время для дел. Самое ясное в восприятии такого блока – дела, действия, потоки активности. Эффективность действий. Что бы ни происходило, умеют разобраться в ситуации, в том, как извлечь пользу и куда двигаться дальше, как решать проблемы. Инструмент – интуитивное мышление, планирование, умение видеть развитие событий в будущем и в соответствии с этим распределять дела. Человек может хорошо чувствовать время, например, сколько времени уйдет на какие дела, планировать. Чем закончится тот или иной процесс, имеет ли он перспективы, какие перспективы нужны. Могут экспериментировать с организацией и планированием рабочего процесса для получения оптимального результата.

ИЛИ-«Бальзак», БИ+ЧЛ

Деловая логика для интуиции времени
Здесь основная функция подразумевает наблюдение. Умеют смотреть за ходом событий, отслеживать изменения. И в нужный момент лишь включать свой инструмент – деловую логику, быстро и эффективно что-то сделать, получить требуемую пользу. Они терпеливо умеют наблюдать, дожидаясь того единственного момента, участие в котором принесет оптимальную пользу. Результат которой пойдет на обеспечение дальнейшего ожидания.

ЭСИ-«Драйзер», БЭ+ЧС

Волевая сенсорика для этики отношений.
Базовый блок работает на сохранение отношений. В частности, своего отношения к объектам. Если у человека есть определенное отношение к человеку ли к ситуации или к коллективу, то усилия волевой сенсорики умеют быть направленными на то, чтобы это отношение не менялось. Умеют влиять на людей, отстаивать свою позицию, своей уверенностью закрепляя свои моральные принципы. Могут определять и хранить дистанцию между собой и людьми такую, чтобы к ним было определенное отношение.

СЭЭ-«Наполеон», ЧС+БЭ

Этика отношений для волевой сенсорики.
Базовый блок работает так, что отношение человека к другим или к объектам умеет меняться и проявляться в том виде, а который для ситуации оптимален. Базовый блок направлен на получение власти над ситуацией, увеличение уверенности в ней. Человек умеет быть уверенным, чувствовать свою значимость, свой (и не только) статус. С помощью этики и своим отношением к окружающему миру умеет формировать ситуацию так, как требуется.

4 квадра Дельта

ЭИИ-«Достоевский», БЭ+ЧИ

Интуиция возможностей для этики отношений.
Базовый блок БЭ+ЧИ работает на создание отношений и сохранение отношений с помощью разных возможностей. Дает глубокое понимание сути отношений между людьми, этических норм. Человек умеет искать новые возможности для сохранения своей этической картины мира. Умеет абстрагироваться от внешнего мира, если отношения с последним не устраивают. Может найти способ относиться к другим так, как полагает система ценностей конкретного обладателя.

Если отношения вокруг складываются не так, как хочется, программа ТИМа найдет способ уйти от этих отношений, избежать ненужных столкновений. Может видеть разные способы подходы к людям. Разные возможности установления контактов между людьми. Умеют оправдывать поступки других людей для сохранения прежнего отношения к ним. Либо ищут способ отстраниться абстрагироваться.

ЛСЭ-«Штирлиц», ЧЛ+БС

Сенсорика ощущений для деловой логики
Базовый блок дает способность детально и качественно выполнять свою работу, к любым процессам подходить внимательно, изучать кропотливо с целью обеспечения эффективной деятельности. Умеет заниматься детальной проработкой планов. Умеет создать комфортные условия для работы, любой деятельности. А также – оказывать заботу с целью благополучной жизни.

Такой базовый блок позволяет внимательно и подробно разобраться в волнующей проблеме. Обладатель умеет быть самостоятельным, осмотрительным. Может разобраться в технологических процессах, как и что где устроено, как нужно организовать процесс. Починить что-либо, чтобы работало, как нужно. Комфорт и аккуратность обеспечиваются для поддержания дел и процессов.

СЛИ-«Габен», БС+ЧЛ

Деловая логика для сенсорики ощущений.
Дела, работа, обеспечение эффективности для создания максимально комфортной обстановки для себя и близкого окружения. Такой базовый блок дает умение создавать комфорт своими действиями. Может умело работать с техникой. Умеет быть аккуратным, рациональным. Хорошо чувствует обстановку вокруг, пространство. Умеет рационально решать финансовые и бытовые вопросы. Технологии, техники умеют использоваться для обеспечения комфорта.

Базовый блок работает на сохранение и улучшение физических ощущений, ощущения комфорта. При желании его обладателя, умеет следить за внешностью, выглядеть красиво (по критериям обладателя), не особо напрягаясь, а уместными рациональными действиями. Умеет найти способ обеспечить себе максимум комфорта за счет рационального расходования сил и средств.

ИЭЭ-«Гексли», ЧИ+БЭ

Этика отношений для интуиции возможностей.
Базовый блок Гексли работает на поиск и открытие новых возможностей. Могут налаживать разные контакты, строить отношения с разными людьми. Отношение к другим может меняться в зависимости от ситуации. Человеку интересны новые возможности. С помощью контакта с людьми, коллективами - расширяют свое мировоззрение, ищут новые интересы, идеи.

Базовый блок требует разнообразного, нового общения. Базовый блок позволяет экспериментировать в отношениях с людьми, гибко используя разную тактику в разных ситуациях. Чувствует другого человека, и может выстраивать с ним самые разные отношения.