Семейный праздник "папа, мама и я - читающая семья". Конкурс. Тема: "Мама, папа, я читающая семья" - Конкурс. Г. Х. Андерсен

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Задачи:

  1. изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
  2. расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
  3. развивать творческие способности;
  4. оказать семье информационную помощь;
  5. выявить самую читающую семью.

Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.

При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:

  1. за эстетичность оформления книги;
  2. за сложность в ее изготовлении;
  3. за творческие идеи;
  4. за содержательность книги.

Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы,творческие задания и т.д.
Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении»,«Писатели и поэты», «Отгадай художника»,«Литературная викторина», «Волшебное средство»и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».

По своему усмотрению библиотекари могут выбирать для конкурсов №2, №3, №6 («Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Угадай сказку»)портреты писателей, иллюстрации художников,картинки к сказкам. Выбранный мною материал для данных конкурсов выслать нет возможности, так как презентации очень объемные, т.е. больше 3 Мб.

Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.

Предварительная работа: разработка положения о конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья»: цель, задачи, форма проведения (см. Приложение 1 ).

Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, пластилин,пластинки, стеки, досочки, подарки.

Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи – участницы викторины.

Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы – сада.

Выходит мальчик, читает стихотворение :

Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!

(И. Токмакова)

Библиотекарь: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М.Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему«Презентация моей читающей семьи».

Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.

Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс .
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше.
(«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь»,«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека»,«Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов,а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я.Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н.Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен. )

Конкурс № 3. «Отгадай художника»

– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации.Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников.Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, И.Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич )

Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей

Вопросы для детей (родители помогают):

  1. Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар )
  2. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф )
  3. Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица )
  4. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом )
  5. Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
  6. Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть )
  7. Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом )
  8. Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке )
  9. Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда )
  10. Что болело у бегемотиков? (Животики )
  11. Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа )
  12. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир )

Вопросы для родителей :

  1. Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка )
  2. Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм )
  3. Какому автору принадлежат строки:

«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов )

  1. Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь )
  2. В чем была сила Черномора? (В бороде )
  3. Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность» )
  4. На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет )
  5. В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет )
  6. Что потерял Питер Пен? (Свою тень )
  7. Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни )
  8. На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад )
  9. Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три )

Конкурс № 5. «Волшебное средство» и«Путаница»

Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.

Волшебное средство:

  1. у Буратино (золотой ключик )
  2. у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик )
  3. у Оле-Лукойе (зонтик со снами )
  4. у солдата из сказки Андерсена (огниво )

Путаница:

  1. Наша Маша громко плачет:
    Уронила в речку мячик. (
    Таня )
  1. Идет медведь , качается,
    Вздыхает на ходу:
    «Ох, доска кончается,
    Сейчас я упаду» (
    Бычок )
  1. Жил старик со своею женою
    У самого синего моря. (
    Старухой )
  1. Плутовка к дереву
    На цыпочках подходит.
    Вертит хвостом,
    С
    лягушки глаз не сводит… (Вороны )

Конкурс № 6. «Угадай сказку»

В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

  1. Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;
  2. Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;
  3. Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;
  4. Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»
  5. Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;
  6. Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Заключительный конкурс «Творческий»

Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя.Успехов в работе!

В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок .


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

__________________________________________________

«Папа, мама, я – читающая семья»

Семейный конкурс литературного чтения

Составила:

Даминова Алия Ураловна,

Педагог - библиотекарь

МБОУ СОШ №2

2016г

Цели :

    Прививать любовь к чтению художественной литературы;

    Сплотить коллективы детей и родителей, помочь им лучше узнать друг друга, обратить внимание взрослых на то, чем интересуются их дети, что они читают;

    Развивать познавательную активность детей;

    Цель: Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, развитие чувства солидарности и здорового соперничества.

    Задачи :

    Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

    Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.

    Вовлечь родителей в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

    Оказать семье информационную помощь.

    Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

Оборудование : компьютер, проектор, жетоны.

Предварительная работа :

    Разработка положения конкурса «Папа, мама, я – читающая семья»

    Оформление выставки художественной литературы «Мои любимые сказки».

    Подготовка заданий для конкурса.

    Подборка музыкального оформления к конкурсу.

    Подготовка грамот для награждения.

Аудиозаписи: песни Г. Гладкова «Читайка», песни «Тот, кто любит читать».

Ход мероприятия

Команды и их болельщики занимают свои места. Звучит записи песни «Песенка читателей», «Тот, кто любит читать - песня для юных читателей». Слайд 1,2

Библиотекарь : слайд 3

Добрый день, уважаемые родители, гости, учителя! Дорогие дети!

Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу

Для начала я бы хотела, чтобы вы отгадали загадку: слайд 4

Склеена, сшита, без дверей,

А закрыта,

Кто её открывает,

Тот много знает.

Слайд 5 . Вот именно книга и собрала нас всех сегодня здесь на конкурсную игру «Папа, мама, я – читающая семья».

Выходит _________, читает стихотворение:

Когда мне книжечку читает мама,

Совсем не то, что сам себе читаю.

Хотя я буквы все прекрасно знаю,

И «Айболита» сам уже прочел.

Но если мама с книжкой сядет рядом,

Как эту книжку слушать интересно!

Как будто в рубке капитан отважный,

Который не боится злых пиратов,

Как раз и есть я сам!

Или хожу в дозор я на границе,

Или в ракете направляюсь к Солнцу,

И космонавт бесстрашный – тоже я.

Прошу тебя, ты почитай мне, мама,

Сегодня я как будто стану птицей

И бедную Дюймовочку спасу!

Не только в саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

(Стук в дверь)

Вот кто-то к нам

Стучится в дверь,

И двери открываются.

Ты хочешь верь

Или не верь –

Сюрпризы начинаются.

Читайка : Здравствуйте, дети! Здравствуйте родители! А что вас привело сюда? Да, действительно.

Книга поможет

Узнать обо всем:

Про одежду и дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В веселых стихах,

О разных часах;

О числе и о счете

Тоже прочтете.

О мудрости древней

Про лето в деревне.

Веселые стихотворения

Про изобретения,

Про случаи в школе

И про добычу соли.

Всего и счесть.

Советую вам прочесть.

(Звучит запись песни Г.Гладкова «Читайка)

Дорогие дети, уважаемые взрослые, я думаю, вы много читаете и поэтому для вас все сегодняшние конкурсы будут по плечу. А я очень люблю умных и начитанных, глядишь и сам что-нибудь новенькое узнаю.

Библиотекарь :

Дорогие гости!

Читайка будет сегодня моим помощником.

А сейчас я представлю участников, а впрочем, они сами и представят себя и расскажут нам о своих любимых книжках.

Эти семейные команды познакомят нас с миром своих увлечений, и мы убедимся, что они любят не только читать, но и применять полученные знания в жизни. А чтобы оценить все качества участников, нужны судья. Я с удовольствием объявляю имена авторитетного жюри.

    ___________________________________________________________

    ____________________________________________________________

И так, кажется все предусмотрено. Команды готовы? Жюри на месте? А вы уважаемые болельщики, готовы?

Ну, тогда дорогие участники я желаю вам удачи, и мы начинаем наш праздник!!!

Конкурс №1. «Визитная карточка моей читающей семьи» слайд 6

Домашнее задание, где они должны рассказать о своей семье, о своих увлечениях, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека. Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по-своему. Давайте же убедимся в этом. На этот конкурс отводить по 4 минуты.

Оценивается этот конкурс по 5 балльной системе.

Итак команды просим вас.

Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения.

Теперь уважаемые конкурсанты следующий конкурс:

Конкурс №2. «Сколько?». Слайд 7

Я буду по очереди задавать вам вопросы вы должны отгадать, сколько чего или кого было в данной сказке?

За каждый правильный ответ жюри присуждает по одному баллу.

Слайд 8

    Сколько сказочных героев тянуло репку? (6) Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка

    Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (12 месяцев)

    Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (4 животных). Осел, собака, кошка и петух

Слайд 9

    Сколько козлят похитил волк? (6 козлят)

    Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (4 годика)

    Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4 просьбы) (корыто, изба, дворянка, царица).

Слайд 10

    Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?(5 монет)

    Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (4) сын жабы, майский жук, крот и король эльфов.

    Сколько мартышек составляют длину удава? (5)

Слайд 11

    Сколько лет спала спящая красавица? (100)

    Сколько лет жил старик со своей старухой у самого синего моря? 30 лет и 3 года

    Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет)

Слайд 12

    Скольких разбойников перехитрил Али-Баба?(40)

    Сколько героев хотели съесть колобка? Ответ: Шесть.

    Сколько человек тянуло репку? (Три)

    Сколько желаний исполняет волшебная палочка?(Три)

Конкурс для болельщиков «Буква» Слайд 13

Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.

Я вам буду называть любую букву алфавита вы мне имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» - Айболит, «Б» - Буратино, … «Я» - Яга. За правильный ответ получаете по жетончику от Читайки.

Начали. Имя сказочного героя на букву СЛАЙД 14

В - Василиса Прекрасная, Винни-Пух, Водяной, Варвара краса-Длинная коса

З - Золушка, Золотая рыбка

Ч - Чиполлно, Чудо-юдо, Чебурашка

Конкурс № 3. «Блиц-опрос». Конкурс для капитанов команды. Слайд 15

    Что потерял ослик Иа? (Хвост)

    Девочка, у которой голубые волосы.(Мальвина)

    В какой стране Буратино закопал свои монеты? (В стране Дураков)

    Из чего сделана Снегурочка? (Из снега)

    Какое яичко снесла Курочка Ряба? (Золотое)

    Кто разломал теремок? Ответ: Медведь.

    Кто тянул репку последним? Ответ: Мышка.

    Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)

Молодцы!!!

Пока жюри подводит итоги. Мы пока поиграем с болельщиками.

Конкурс для болельщиков «Блиц - опрос» Слайд 16

    Что болело у бегемотиков? (Животики )

    Как зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска)

    Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом )

    Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

МОЛОДЦЫ!!! Давайте дадим слово жюри.

Конкурс № 4. «К каким героям сказок принадлежат эти вещи?». Конкурс для мами пап». Слайд 17

Дорогие наши папы и мамы вот и пришло время вам.

Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать к какой сказке принадлежат эти вещи? Получите еще по одному дополнительному баллу, если назовете еще и автора.

    Слайд 18.

Горошина . «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсен

Топор. «Каша из топора» Русская народная сказка

    Слайд 19

Хрустальная туфелька «Золушка» Ш.Пьерро

Кремень. «Огниво». Г.Х.Андерсен

    Слайд 20

Цветочек. «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков

Рыба-щука . «По щучьему веленью по моему хотенью» русская народная сказка

    Слайд 21.

Зеркальце . «Сказка о мертвой царевны и семи богатырях» А.С.Пушкин

Полено. «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстой

Спасибо большое. Вы пока присядьте, чуть-чуть отдохните, пока жюри подводит итоги мы поиграем с болельщиками.

Конкурс для болельщиков «Транспорт» Слайд 22

Не которые сказочные герои имели свой транспорт. Давайте вспомним о них. Я буду называть по очереди сказочного героя, а вы его «авто».

    Емеля - печка

    старик Хоттабыч - ковёр-самолёт

    Иван-дурак -"конёк-горбунок

Молодцы!!! Давайте выслушаем наше жюри и перейдем к следующему конкурсу.

Конкурс № 5. «Писатели и поэты». Слайд 23

Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии. Этот конкурс жюри оценивает за каждый правильный ответ по 1 баллу.

    Самуил Яковлевич Маршак слайд 24

    Сергей Владимирович Михалков слайд 25

    Шарль Перро слайд 26

    Александр Сергеевич Пушкин слайд 27

    Носов Николай Николаевич слайд 28

    Эдуард Успенский̆ слайд 29

    Агния Барто слайд 30

    Ганс Кристиан Андерсен слайд 31

Конкурс для болельщиков «Дополни имя сказочного героя » Слайд 32

Сказочные герои часто носят длинные имена. Я вам буду говорить только часть имени, а вы должны назвать полное имя героя.

За правильно угаданного героя вы получаете жетончик от Читайки

Кощей… (Бессмертный)

Спящая…(красавица)

Змей…(Горыныч)

Баба- …(Яга)

Гуйбан Татьяна ПетровнаГБОУ СОШ №1 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской областиУчитель начальных классов

Условия игры . Каждой команде задаётся вопрос. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов, становится победителем игры. В жюри выбираются родители и дети из зрителей, а также присутствующие на празднике учителя. Ведущий представляет участников семейных команд.

Р а з м и н к а.

(Дается I минута, за это время нужно дать как можно больше правильных ответов на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - I очко.)

Вопросы к команде 1 :

1. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.)

2. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

3. Второе название скатерти. (Самобранка.)

4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)

5. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет? (Ступа.)

6. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.)

1. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя.)

8. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала.)

9. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники.)

10. Кукла из театра Карабаса Барабаса. (Мальвина.)

11. Художник из цветочного города. (Тюбик.)

12. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу.)

13. Веселый человечек - луковка? (Чиполлино.)

14. Лиса - спутница кота Базилио? (Алиса.)

15. Мальчик, у которого самый лучший в мире Друг. (Малыш.)

16. Прозвище дяди Степы? (Каланча.)

17. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля.)

18. Содержимое Страшилы? (Солома.)

19. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена.)

20. Кто такой дядя Федор? (Мальчик.)

Вопросы к команде 2:

1. Герой рассказа В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»? (Денис.)

2. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло.)

3. Кенгуру из повести - сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все»? (Кета.) -

4. Музыкант из цветочного города? (Гусля.)

5. Царь из сказки А. Пушкина? (Салтан илиДодон.)

6. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска.)

7. Великий и ужасный? (Гудвин.)

8. Оружие железного дровосека? (Топор.)

9. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)

10. Герой русской народной сказки, который поймал необыкновен­ную щуку? (Емеля.)

\ 1. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкчн.)

12. Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бо­бовое зернышко.)

13. Пантера, друг Маугли? (Багира.)

14. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка.)

15. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на восток», (Женя.)

16. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова? (В принца.)

17. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем.)

18. Какое волшебное средство есть у Алладина? (Лампа с джином.)

19. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда».)

20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)

Конкурс «Добавь нужное слово»:

1. Сказка Ш. Перро «Красная...» (шапочка).

2. Сказка Ш. Перро «Синяя...» (борода).

3. Рассказ В. Осеевой «Синие...» (листья).

4. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (курица).

5. Рассказ А. Куприна «Белый...» (пудель).

6. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (туман).

7. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (шейка).

8. Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (горлышко).

Конкурс «Соедини героев книг с их авто­ рами» (Каждой команде выдается список., выполняют на листах).

I команда

/ столбик II столбик

Дениска Кораблев К. Булычев

Алиса Селезнева Л. Лагин

Хоттабыч П. Бажов

Незнайка А. Барто

Серебряное копытце В. Драгунский

Вовка - добрая душа Н. Носов

Муха-цокотуха Э. Успенский

Крокодил Гена К. Чуковский

( Ключи: Дениска Кораблев - В. Драгунский, Алиса Селезнева –

К. Булычев, Хоттабыч - Л. Лагин, Незнайка - Н. Носов, Серяброе

копытце - П. Бажов, Вовка - добрая душа - А. Барто, Муха-цокоту­ха

К. Чуковский, Крокодил Гена - Э. Успенский.)

2 команда

/ столбик II столбик

Чипполино С. Михалков

Дядя Степа Н. Некрасов

Айболит Д. Родари

Саша К. Чуковский

Балда Г.Х. Андерсен

Человек рассеянный Э. Успенский

Дюймовочка А. Пушкин

Чебурашка С. Маршак

(Ключи: Чипполино - Д. Родари, Дядя Степа - С. Михалков, Айбо­лит –

К. Чуковский, Саша - Н. Некрасов, Балда - А. Пушкин, Человек

рассеянный - С. Маршак, Дюймовочка - Г.Х. Анднрсен, Чебураш­ка

Э. Успенский.)

В это время игра со зрителями «Узнай литературного героя»

Угадай литературного героя

1. Многим долго не известный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовётся…
(Чиполлино). 2. Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерть ткала, шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая). 3. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор…
(Айболит). 4. Он весел и незлобен, этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник! И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник, медвежонок…(Винни-Пух).
5. Он дружок зверям и детям. он живое существо. Но таких на белом свете больше нет ни одного. Потому что он не птица, не тигренок.не синица. Не котенок, не щенок,не волчонок, не сурок. Но заснята для кино и известна всем давно Эта милая мордашка, что зовется.....(Чебурашка). 6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя )
7. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка )
8. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино )
9. На сметане мешен,
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок ).
10. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее? (Красная шапочка ).
Конкурс «Кто потерял эти вещи?»:

    Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

    Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

    Скорлупа грецкого ореха; (“Дюймовочка Г.Х. Андерсен);

    Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

    Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

    Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

    Золотой ключик ( Буратино, “Золотой ключик или приключения Буратино”, А.Толстой ).

    Посылка (почтальон Печкин, “Дядя Фёдор, пёс и кот”, Э.Успенский ).

    Корзинка с пирожками (Красная Шапочка, “Красная Шапочка”, Ш.Перро ).

    Хрустальная Туфелька (Золушка, “Золушка”, Ш.Перро ).

    Перо Жар-птицы (Иванушка, “Конёк-Горбунок”, П.Ершов ).

    Аленький цветочек ( Настенька, купец или Чудище, “Аленький цветочек”, С.Аксаков ).

    Зеркало (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

    Золотое яичко. (Русская народная сказка «Курочка Ряба».

    Разбитое корыто. (А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке »).

Семейное чтение скороговорок.
Коси коса, пока роса. Коса долой и мы домой. Везет Сеня с Саней Соню на санях. Бобры добры, бобры бодры. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Дом у дуба. дуб у дома. Шесть мышат в шалаше шуршат. Сшила Саша Сашке шапку.

Конкурс для родителей “Продолжи стихотворение

А.Л. Барто Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…
(Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения. )
С.Я. Маршак Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!…
(Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить ).
К.И. Чуковский У меня зазвонил телефон… (- Кто говорит?
- Слон… )
С.В. Михалков Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…
(Дело было вечером,
Делать было нечего ).

Задание: “Найди лишнее”

Детям предлагается 2 плаката, на каждом из которых написаны названия 4 сказок и их авторы. Учащиеся должны исключить “лишнюю” сказку и обосновать свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Задание для 1 команды: Конёк- Горбунок” П.Ершов.
“Аленький цветочек” С.Аксаков.
“Волк и семеро козлят” народная.
“Рикки-Тикки-Тави” Р.Киплинг. Варианты ответов: “Волк и семеро козлят” (народная, остальные авторские), “Аленький цветочек” (в этом названии упомянуто растение, а в остальных – животные), “Конёк Горбунок” (сказка в стихах, остальные – в прозе), “Рикки-Тикки-Тави” (зарубежная литература), “Волк и семеро козлят” (в названии упомянуто несколько персонажей, а в остальных – по одному) и так далее. Задание для 2 команды: Дюймовочка” Г.-Х.Андерсен.
“Русалочка” Г.-Х.Андерсен.
“Стойкий оловянный солдатик” Г.-Х.Андерсен.
“Золушка” Ш.Перро. Варианты ответов: “Золушка” (сказка Ш.Перро, а остальные - Г.-Х.Андерсена), “Стойкий оловянный солдатик” (в названии персонаж мужского рода, а в остальных названиях – женского), “Русалочка” (морская жительница, остальные живут на суше), “Золушка” (человек, остальные – сказочные существа) и так далее.

Библиотечный конкурс.

Тема: "Мама, папа, я - читающая семья"

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Задачи:

    изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

    расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;

    развивать творческие способности;

    оказать семье информационную помощь;

    выявить самую читающую семью.

Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.

При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:

    за эстетичность оформления книги;

    за сложность в ее изготовлении;

    за творческие идеи;

Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы, творческие задания и т.д.
Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении», «Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Литературная викторина», «Волшебное средство» и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».

По своему усмотрению библиотекари могут выбирать для конкурсов №2, №3, №6 («Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Угадай сказку») портреты писателей, иллюстрации художников, картинки к сказкам. Выбранный мною материал для данных конкурсов выслать нет возможности, так как презентации очень объемные, т.е. больше 3 Мб.

Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.

Предварительная работа: разработка положения о конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья»: цель, задачи, форма проведения

Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, подарки.

Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи – участницы викторины.

Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы.

Выходит мальчик, читает стихотворение :

Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!

(И. Токмакова)

Библиотекарь: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».

Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.

Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс .
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен. )

Конкурс № 3. «Отгадай художника»

– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич )

Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей

Вопросы для детей (родители помогают):

    Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар )

    Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф )

    Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица )

    Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом )

    Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

    Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть )

    Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом )

    Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке )

    Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда )

    Что болело у бегемотиков? (Животики )

    Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа )

    Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир )

Вопросы для родителей :

    Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка )

    Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм )

«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов )

    Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь )

    В чем была сила Черномора? (В бороде )

    Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность» )

    На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет )

    В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет )

    Что потерял Питер Пен? (Свою тень )

    Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни )

    На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад )

    Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три )

Конкурс № 5. «Волшебное средство» и «Путаница»

Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.

Волшебное средство:

    у Буратино (золотой ключик )

    у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик )

    у Оле-Лукойе (зонтик со снами )

    у солдата из сказки Андерсена (огниво )

Путаница:

    Наша Маша громко плачет:
    Уронила в речку мячик. (Таня )

    Идет медведь , качается,
    Вздыхает на ходу:
    «Ох, доска кончается,
    Сейчас я упаду» (Бычок )

    Жил старик со своею женою
    У самого синего моря. (Старухой )

    Плутовка к дереву
    На цыпочках подходит.
    Вертит хвостом,
    С лягушки глаз не сводит… (Вороны )

Конкурс № 6. «Угадай сказку»

В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

    Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;

    Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;

    Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;

    Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»

    Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;

    Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Заключительный конкурс «Творческий»

Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!

В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок .

Литература :

    г. «Дошкольное образование» № 9/2007, с. 17–18

    г. «Начальная школа» № 18/2001, с. 16

    Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1–2 классы: В 2 ч. Ч. 2 . – М.: Дрофа, 1997., 128 с.

    Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. – М.: Дрофа, 2002., 112 с.

    Пушкин А.С. Сказки. – М.: Детская литература, 1983., 136 с.

    Утренники в начальной школе. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002., 240 с.

    Хрестоматия для дошкольников /Сост. Лунин В.В. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005., 144 с.

    Чарушин Е.И. Тюпа, Томка и Сорока. – М.: РОСМЭН, 1996., 64 с.

    Чарушин Е.И. Волчишко. – М.: Детская литература, 1988., 16 с.

Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие

«Мама, папа и я – читающая семья»

Цели:
1) Совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ориентироваться в мире книг.
2) Развивать познавательные и творческие способности учащихся.
3) Воспитывать культурного читателя.
4) Распространять опыт семей, в которых чтение стало традицией.
Оформление: макеты учебников, плакаты:
Книга – Учитель.
Книга наставник,
Книга - Надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и стариться, Если ты выпустишь книгу из рук.

Ход праздника.

1-й ведущий .

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс «Мама, папа и я – читающая семья» . Самый лучший ваш друг- это книга. Нет ничего увлекательней, замечательнее книги. Чтобы много знать, надо много читать.

2-й ведущий.
Мы долго ждали этот день счастливый,
Вот и настал он, наконец, для нас.
Часы и дни считали терпеливо,
Чтоб всех порадовать сейчас.
- Стихотворения о книге прочитают наши учащиеся.
1) Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.
2) В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе
Начинающий читатель держит книгу на столе.
3) Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пеленок-
Просит книжку показать.
4) В день рождения подарок
Хочешь другу подарить-
Принеси ему ты книгу
Будет век благодарить.
5) Наша книга детская,
Детская, известная,
Смелая и честная –
Верный друг ребят!
6) Книгу всем понятную,
Умную, занятную-
Мальчики и девочки,
Папы, мамы, дедушки –
Все хотят читать.

Входит королева Книга.

Королева Книга.
-Здравствуйте, ребята!
-Как много хорошего я услышала о себе. Спасибо вам.

Не счесть всех подданных моих,
Они во всех краях.
С людьми толкуют на своих,
На разных языках.
Вы подданных моих узнать
Смогли б в теченье мига,
Лишь стоит мне назвать себя:
Я – королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого.
Смеяться, плакать и любить
Мне помогает слово.

1-й ведущий
- Сегодня в нашем конкурсе «Мама, папа и я – читающая семья» принимают участие 3 семьи:
Семья Артемьевых, Ивановых и Виноградовых
Оценивает конкурс жюри

Итак, мы начинаем. Команды, приготовиться!

1 конкурс: Литературная викторина.
По три вопроса задает ведущий каждой команде.
1) Из какой они сказки: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка («Ховрошечка»)
2) Какая сказка заканчивается такими словами « «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? (А.С Пушкин « Сказка о золотом петушке»
3) Что сильнее всех в сказке «Репка» (Дружба)
4) Как звали котенка в рассказе Н.Носова «Живая шляпа» ? (Васька)
5) Как звали мышей из мультфильма про кота Леопольда? (Серый и белый)
6) Сколько раз ходил старик из сказки А.С Пушкина к синему морю? (6)
7) Кто питался мочалками? (крокодил)
8) Кто на соревнованиях по прыжкам через яму поплатился за свое обжорство? (волк)
9) Это кто, попав на бал, сразу всех очаровал? (Золушка)

Королева Книга.
- Я пришла к вам на праздник не одна, а со своими друзьями – книжными героями. Встречайте их!

Появляется Мальвина.

Мальвина
-Добрый день, девочки и мальчики! Добрый день, уважаемые родители! Интересно, приходиться ли сегодня девочкам заниматься воспитанием мальчиков? Правда, это очень трудное дело? Вот мне когда-то пришлось заниматься с одним мальчиком. Он был совершенно невоспитанным ребенком. Например, он сидел, подогнув под себя ноги. Кофе он пил прямо из кофейника, а пирожки запихивал в рот и глотал их не жуя. Залезал в вазу с вареньем пальцами и с удовольствием их обсасывал. Конечно, я объяснила ему, как надо себя вести. Вы, наверное, догадались, кто этот мальчик?

Входит Буратино.

Буратино
-Привет, ребята! Ух, как вас много! Все вы пришли на представление? Это замечательно! Только советую не поступайте так, как я когда-то: взял и продал свою азбуку, чтобы купить билет на представление кукольного театра. Сейчас я сожалею об этом, ребята, ведь благодаря азбуке я научился читать. И еще я благодарен королеве Книге.

2 конкурс: «Аукцион пословиц о книге, о чтении» (кто больше?)

Слово жюри.

2-й ведущий.
-иА теперь продолжим наши конкурсы.

3 конкурс: Конкурс для родителей.

Принимают участие только мамы и папы. В случае затруднения помогают дети

Продолжить стихотворение.

1)Мистер – Твистер
Бывший министр…
2) В доме 8 , дробь 1
У заставы Ильича…

3) Я – великий умывальник...

4) Ищут пожарные,

Ищет милиция…

5) Дали туфельку слону...

6) У Лукоморья дуб зелёный...

7) Мы едем, едем, едем..

8) Мама спит, она устала...

9) Идет бычок качается...

Конкурс на лучшее знание сказок.

1)Спойте песенку 3х поросят.
2)Какую песенку пел Колобок?
3) Что пела коза своим семерым козлятам?

4) Позовите петушка, чтобы он выглянул в окошко.

5) Что говорила Машенька, сидя в коробке у медведя за спиной?

6) Что говорил волк, опустив хвост в прорубь.

2-й ведущий

4 конкурс: Кто здесь был и что забыл?

Входит Красная Шапочка.

Здравствуйте, ребята, папы и мамы! Шла я лесом к своей бабушке и по дороге нашла кем-то потерянные вещи. Помогите мне вернуть их в сказки. Что это у меня здесь в корзиночке лежит?

Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Яичко («Курочка Ряба»)

Ключик («Золотой ключик»)
-пузырек с надписью: «Выпей меня» («Алиса в стране чудес»)

Цветик - семицветик

Слово жюри.

1- й ведущий.
-А сейчас посмотрим сценку «Витя-поэт»

Входит Витя с блокнотом и карандашом, пишет, бормочет.

Входит Маша.

1) Маша: Вить! (Нет ответа)
А Вить!
2) Витя: Подожди, не мешай!
1) – Как это «не мешай?» У меня, может быть, дело к тебе есть.
Что ты бормочешь?
2) – Я не бормочу, а стихи сочиняю.
1) – Стихи? Ты стихи сочиняешь?!
2) – А что?
1) – Нет, я ничего… Нам всем будет интересно послушать твои стихи.
Правильно, ребята? Ну вот, все мы просим тебя прочитать нам твои стихи.
2) – Что ты, что ты! Как это можно? Столько народу…
Даже неудобно.
1) – Ты не стесняйся. Ребята, давайте попросим Витю, похлопаем ему. Вот видишь, как все хотят, чтобы ты прочитал свои стихи.
2) – Делать нечего, раз уж просят…
Я… могу… (встает в позу, задумывается, начинает)
Ехали медведи на велосипеде.
1) (недоуменно) – Витя… Как тебе не стыдно?
2) – Что такое? Чего стыдно?
1) – Это же не твои стихи.
2) – Я тебя не перебивал, и ты меня не перебивай. Дослушай до конца.
Ехали медведи
На велосипеде
Вдруг видят-
Стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
(Маша сначала недоумевает, потом смеется)
- Ты что смеешься?
1) – Ой, не могу! ... Ой, не могу!
2) – Ребята, почему она смеется?
1) – Ой, не могу! … Ты долго эти стихи сочинял?
2) (скромно) – Не очень Но все- таки пришлось потрудиться.
1) –А я могу такое стихотворение мигом сочинить.
2) – Мигом?
1) – Мигом!
2) (категорически) – Не сочинишь!
1) –Ну, слушай:
У лукоморья дуб зеленый,
Идет – гудет зеленый шум...
2) – Постой, постой! Это же не твои стихи!
1) (лукаво) – А чьи?
2) – «У лукоморья дуб зеленый» - это Пушкин написал. Так, ребята? А «Идет – гудет зеленый шум» - это Некрасов.
1) – А твои стихи кто написал?
2) – Мои? Я
1) – Давай-ка у ребят спросим (Построчно разбирает стих-е, прочитанного Витей) Вот видишь, Витя, ребята лучше тебя знают, кто твои стихи написал.

5 конкурс. Поэтический турнир.

2-й ведущий.
- А сейчас проведем поэтический турнир семейных команд (Кто удачней и быстрей сочинит стихи по заданным рифмам)
Библиотека Книжка
Дискотека Мальчика
Ура
Детвора

Конкурс для болельщиков.

1) В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков?
(В цветочном городе «Приключения Незнайки и его друзей»)

2) Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она на умывалась? (волшебница Бастинда не умывалась более 500 лет)
Волков « Волшебники изумрудного города»

1-й ведущий
- Хозяйка учебник весь год изучает,
А он для себя кое-что подмечает и может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки.

Инсценировка басни М. Ильина «Две книжки»

Входят две книжки: одна растрепанная, измазанная чернилами, опирается на палочку;
Другая – чистая, аккуратная.

1-й ведущий
-Однажды в нашем доме встретились две книжки. Разговорились они меж собой.

1-я Книжка – Ну, как твои делишки?

2-я Книжка (тяжело опускается на стул) – Ох, милая, мне стыдно перед классом…

Хозяин мой обложку вырвал «с мясом»

Да что обложка – оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя как белы бока?

1-я. Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв, чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильных не увидишь точек.
Про кляксы я молчу,
О них и говорить – то не прилично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!

2-я. Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
Ох, милая, мне стыдно перед классом!...

Вторая Книга уходит, опираясь на палочку, первая Книга провожает её.

2-й ведущий.

В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книги, и тетради
Какой ты ученик!

7 конкурс: Домашнее задание.

(Сочинить, написать сказку, стих или рассказ. Оформить в книжку.)

Жюри подводит итоги.

Буратино
Мы с книгой умней и богаче,
Нам с нею расти и дружить,
Она задает нам задачи
И учит, как думать и жить.

Мальвина
В библиотеке столько книг!
Внимательно всмотрись.
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.

Красная Шапочка.
Стоят на полках и молчат,
Затронешь – вмиг заговорят,
Расскажут про все на свете.
Дружите крепко с ними, дети.

(хором) До новых встреч!

Слово жюри: награждение семейных команд.

1-й ведущий
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьям заходят в дома.
Читайте все жизнь, набирайтесь ума.

2-й ведущий.
Закончен праздник, он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ.

Обе (хором): « Любите книгу круглый год!!!»

Детям вручается подарок – книга
(родители покупают заранее, учитывая интересы ребят)

Папа, мама, я – читающая семья.

Цель:

- расширить знания детей о творчестве известных детских писателей;

- привить интерес к чтению.

Читательское назначение:

учащиеся 3–х классов с родителями.

Оборудование:

    Выставка книг « Книги о книгах»

    Презентации литературной викторины по творчеству С. Михалкова.

    Презентация «Ребусы».

    Листы – задания к 4 конкурсу.

    Изображения литературных героев на 0.25 листе ватмана с прорезью для лица.

    Призы для зрителей и участников игры.

Место проведения:

Библиотека.

Ход урока:

Библиотекарь читает отрывок из стихотворения С. В. Михалкова « Как бы жили мы без книг».

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку

На вопрос найди ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы и романы? Да. Действительно таких людей называют писателями. Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всём, что нас окружает?

Дети: Это поэты.

Библиотекарь: Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения, это будет небольшая разминка:

Сказки пишут….(сказочники);

Басни сочиняют…(баснописцы);

Переводят с других языков…(переводчики);

Театральные пьесы пишут…(драматурги);

Статьи в газеты и в журналы пишут…(журналисты).

А теперь, внимание вопрос, и возможность получить первые баллы в нашем весёлом состязании:

Назовите фамилию человека, герои книг которого вам давно известны.

    Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. (Это Сергей Владимирович Михалков).

Давайте вспомним его творчество. Внимание на экран. Перед вами вопросы литературной викторины на которые нужно ответить.

Демонстрируется презентация «Литературная викторина».

Теперь, когда мы немного размялись поддержать свои команды можно и болельщикам. Чем больше правильных ответов у болельщиков, тем больше шансов командам получить дополнительный бал.

    Вопросы для болельщиков:

Конкурс « Отгадай загадки», которые сочинил Маршак.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сегодня на носу?(Очки).

Всегда шагаем мы вдвоём.

Похожие на братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью. (Ботинки)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час,

А вы друзья не бейте нас! (Часы)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

ТО назад, то вперёд.

А за ним такая гладь – не морщинки не видать! (Утюг)

Подведение итогов жюри.

    Внимание, конкурс номер два: конкурс называется, угадай ребус.

На экране презентация « Ребусы».

    Следующий конкурс на сообразительность. Ребята вместе с родителями должны

болельщикам, снова помочь своим командам.

    Задание для команд.

Военная тайна

Молодая гвардия

Дубровский

Чуковский

Тарас Бульба

Дядя Стёпа

Стивенсон

Дон Кихот

Андерсен

Сын полка

Принц и нищий

Мойдодыр

Путешествие Гулливера

Остров Сокровищ

Таинственный остров

Дюймовочка

Михалков

Король Матиуш I

Сервантес

Всадник без головы

Кондуит и Швамбрания

    Игра со зрителями.

Дорогие зрители, сейчас вы услышите отрывки из пьесы Маршака « 12 месяцев». Вам надо

угадать, какой месяц говорит эти слова.

1.Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Буд-то раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше. (Март)

2.Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и

Расцвёл подснежник! (Апрель)

    Четвёртый конкурс самый весёлый.

Сейчас каждый из ребят по очереди должен определить с помощью наводящих вопросов в какого литературного героя он превратился. А на вопросы будут отвечать мамы и папы.

Предлагается определить Буратино, Чебурашка, красная шапочка, золотая рыбка, доктор Айболит, Вини-пух.

Все справились с такими весёлыми заданиями. Молодцы. И наконец,начинаем самый сложный конкурс нашей программы – интеллектуальный тир. Я задаю вопрос, и если готов ответ, вы должны поднять опознавательный знак. За правильный ответ команда получает 5 баллов.

  • Интеллектуальный тир

    Каких добрых волшебников писатель Волков поселил в волшебной стране? (Стелла, Виллина, Гудвин).

    Как звали знаменитых богатырей в русских былинах? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и др.)

    Какие повести написал А. Гайдар? (“Школа”, “Дальние Страны”, “Военная тайна”, “Судьба барабанщика”, “Тимур и его команда” и др.)

    Какие сказки принадлежат перу А.С. Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о Золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”, “Руслан и Людмила”).

    Как звали друзей Винни-Пуха? (Пятачок, ослик Иа, Сова, Ру, Тигра, Кенга).

    Какие имена имели гномы в сказке “ Белоснежка и семь гномов? (Понедельник, Вторник, Среда и т.д.).

    Какие сказы были сочинены П.П. Бажовым? (“Медной горы Хозяйка”, “Серебряное копытце”, “Малахитовая шкатулка”).

    Какие пять романов о Натти Бампо по прозвищу кожаный чулок написал американский писатель Фенимор Купер? (“Прерия”, “Зверобой”, “Следопыт”, “ Пионеры”, “Последний из могикан”).

    Назовите врагов Чиполлино в сказке Джанни Родари? (Сеньор Помидор, Принц Лимон, Барон Апельсин, Герцог Мандарин, Графиня Вишня).

    Какие сказки написал М. Е. Салтыков-Щедрин? (“Повесть о там, как один мужик двух генералов прокормил”, “Премудрый Пескарь”, “Медведь на воеводстве”, “Карась-идеалист”).

    Какие юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (“Хамелеон”, “Лошадиная фамилия”, “Злоумышленник” и др.)

    В названии каких повестей и романов, созданных русскими и зарубежными писателями, можно прочитать фамилию и имя главного героя? (“Евгений Онегин”, “Тарас Бульба”, “Анна Каренина” и др.).

    Какие русские писатели носили двойную фамилию? (Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Соколов-Микитов).

    Какие фантастические произведения были созданы англичанином Г. Уэллсом? (“Машина времени”, “Война миров”, “Человек – невидимка”).

    Какие популярные до сих пор фантастические повести написал Александр Беляев? (“Голова профессора Доуэля”, “Человек-амфибия”, “Продавец воздуха”).

Пока жюри подсчитывает баллы предлагаем зрителям и болельщикам немного размяться.

    Вопросы для зрителей:

Юмористическая литературная викторина для зрителей

    Как зовут литературного героя, который посеял деньги? (Буратино)

    Как называется сказочный театральный роман? (“Золотой ключик”)

    Из какой книги пришла к нам обширная, но карликовая страна? (“Путешествие Гулливера” Свифта)

    Как звали капитана, которого выводили “в люди” собственные дети? (Капитан Грант)

    Как зовут дядю Сергея Михалкова? (Дядя Стёпа)

    Как звали царя, который “допетушился”? (Додон)

    Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

Жюри определяет победителей. Благодарит всех участников. Награждает всех ценными призами и подарками.

Задание для конкурсной программы «Папа, мама, я – читающая семья».

Басни

Крылов

Военная тайна

Катаев

Молодая гвардия

Твен

Дубровский

Чуковский

Тарас Бульба

Свифт

Дядя Стёпа

Стивенсон

Дон Кихот

Верн

Ревизор

Андерсен

Сын полка

Войнич

Принц и нищий

Гайдар

Мойдодыр

Фадеев

Путешествие Гулливера

Корчак

Остров Сокровищ

Пушкин

Таинственный остров

Гоголь

Дюймовочка

Михалков

Овод

Кассиль

Король Матиуш I

Сервантес

Всадник без головы

Кондуит и Швамбрания

МБОУ « Шегарская СОШ № 2»

Учитель начальных классов

Читаем всей семьей …

(семейная конкурсная программа, отборочный тур)

Цель: Активизация культурного семейного досуга через общение с книгой.

Задачи: Прививать любовь к книге – источнику знаний.

Прививать навыки совместного общения детей и взрослых.

Оборудование: компьютер, презентация с заданиями, листы бумаги для групповой работы

Домашнее задание: инсценировка эпизода из любимой сказки.

1 ведущий : Добрый день дорогие мамы, папы, бабушки, тети, братишки и сестренки.

2 ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те дружные семьи, которые рискнули принять участие в нашем конкурсе «Книги мы семьей читаем…»

Фамилии и имена участников. Представление жюри.

1 ведущий : Болельщикам и зрителям тоже не придется сегодня скучать, потому что для них приготовлены самые разнообразные задания.

2 ведущий: А я надеюсь, что в читальном зале библиотеки сегодня собрались те, кто действительно любит читать.

А если нет, то наша конкурсная программа поможет вам понять, как интересно и весело дружить с книгой, как разнообразна и насыщенна жизнь такого человека.

Ведь книжные знания сопутствуют жизненному успеху и открывают перед вами все дороги.

Наш первый конкурс: «Сказочное лото»

1 ведущий : Всем нам в детстве читали сказки, затем мы сами читаем их своим детям, а потом и они тоже это делают. И так происходит со всеми и с каждым. Поэтому есть сказки, которые известны всем людям, в каком бы они не были возрасте.

И сейчас мы проверим в какой же команде лучшие знатоки русских народных сказок. (раздаются листочки с заданием)

С – имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде» (Синеглазка)

К – его пытались съесть пятеро, а удалось шестому (колобок)

А – сестра в одной из сказок (Аленушка)

З – пресмыкающееся с тремя головами (змей)

К – его смерть в яйце (Кощей)

И – распространенное мужское имя в сказках (Иван)

Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев (Рукавичка)

У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку (Уточка)

С – на этой реке Иван бился с Чудом – Юдом (Смородина)

С – кличка сказочного коня (Сивка)

К – без этого парнокопытного не обходится большинство сказок (конь)

И – жилище Бабы Яги (избушка)

Е – имя героя (Емеля)

(Листочки сдаются жюри.)

2 ведущий: пока жюри проверяет задание, мы проведем игру со зрителями, и тоже по сказкам.

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую. За правильный ответ жетон, а в конце мероприятия мы подведем итоги не только среди команд, но и среди зрителей.

Кощей – (Бессмертный)

Елена – (Прекрасная)

Финист – (Ясный сокол)

Братец – (Иванушка)

Крошечка – (Хаврошечка)

Марья – (Искусница)

Никита – (Кожемяка)

Царевна – (Несмеяна)

Иван – (крестьянский сын)

Слово жюри.

1 ведущий: В каждом доме у отдельного члена семьи свои обязанности, кто-то ведет хозяйство, кто-то решает денежный вопрос, а кто-то совмещает в себе все сразу.

Так и вы сейчас должны выбрать того члена команды, который будет участвовать в следующем конкурсе. Выбирайте самого сообразительного, умного и эрудированного.

Начинаем конкурс капитанов.

2 ведущий: Сейчас я буду зачитывать вам крылатые выражения. Их слышали, их знают, ими пользуются. Однажды написанные кем-то они стали частью нашей разговорной речи. Мы произносим их, даже не задумываясь о том, кто их автор. Так кто же он, а точнее они, эти авторы!? В каком произведении впервые появились эти выражения, предстоит ответить нашим игрокам.

Не хочу учиться, хочу жениться! (Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»)

«А король-то голый» (Г.-Х. Андерсен, сказка «Новое платье короля»)

«Сезам, откройся» (арабская народная сказка «Али- Баба и сорок разбойников)

«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» (И.Ильф и Е. Петров, роман «Двенадцать стульев»)

«Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери, сказка «Маленький принц»)

«На деревню дедушке» (А.П. Чехов, рассказ «Ванька Жуков»)

«Быть или не быть – вот в чем вопрос» (В.Шекспир, трагедия «Гамлет»)

«Все смешалось в доме Облонских» (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»)

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин, поэма «Руслан и Людмила»)

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов, стихотворение «Поэт и гражданин»)

«Все мы учились понемногу чему – нибудь и как-нибудь» (А.С.Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин)

1 ведущий: Пока участники думают, мы немного отдохнем и поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте «да» или «нет». Начали!

Вы ребята милые?

И здоровьем хилые?

Сильные?

Смелые?

Ловкие?

Умелые?

Защищаете детишек?

Наставляете им шишек?

Лезете всегда к прохожим?

На Незнайку вы похожи?

Помогаете зверюшкам?

Расставляете ловушки?

Вы читаете газеты?

Очень жадны на конфеты?

Смирно ходите по школе?

И деретесь прямо в холле?

На занятиях кричите?

А на празднике молчите?

2 ведущий: Сдаем свои работы жюри, пока идет проверка выполненных работ команды готовятся к выполнению домашнего задания – инсценировка отрывков из произведений.

1 ведущий : А чтобы зрители не скучали, разыграем еще несколько жетонов. Посоревнуемся на знание наших любимых стихов! Я зачитываю начало строчки, а вы продолжаете, поднимаем руку. Кто первый поднимает руку, тот и отвечает.

Белеет парус одинокий… (в тумане моря голубом)

Белая береза под моим окном …. (принакрылась снегом, точно серебром)

У Лукоморья дуб зеленый … (златая цепь на дубе том)

Однажды в студеную зимнюю пору … (я из лесу вышел, был сильный мороз)

Травка зеленеет, солнышко блестит … (ласточка с весною в сени к нам летит)

2 ведущий: Ну что ж, настало время выступить командам, а жюри оценит мастерство и подготовку каждого выступления (инсценировка ).

1 ведущий: Дорогие участники, сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: «Книга на своем месте». Где бы мы не оказались, книга всегда будет уместна. Сейчас вы будете вытягивать название того или иного места и должны будете объяснить жюри, какую книгу вы с собой возьмете и почему.

  • Какую книгу вы взяли бы с собой в поход? (учебник химии, справочник туриста, русские народные сказки)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой на дачу (сборник народных примет, справочник садовода – огородника и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров? («Робинзон Крузо», «Остров Сокровищ» и др.
  • Какую книгу вы бы взяли с собой в очередь к стоматологу? (стихи – страшилки, триллер Стивена Кинга и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой в больницу (доктор Айболит, рецепты народной медицины и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой на спортивную площадку? (сборник игр на свежем воздухе, справочник доктора и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой в поездку на автобусе (детектив, путеводитель и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой идя в гости? (этикет, фокусы, сборник анекдотов и др.)

Жюри объявляет результат.

1 ведущий: А сейчас мы проведем заключительный конкурс «Кто кого?»

Я задаю вам вопрос, а вы записываете на него столько ответов, сколько можете, главное условие – слово должно быть одно и в тему.

  1. Где не нужна книга?
  • В зоопарке
  • В кино
  • В театре
  • На концерте
  1. Какая бывает книга?
  • Умная
  • Поучительная
  • Скучная
  • Научная и др.
  1. Что есть у книги?
  • Заглавие
  • Автор
  • Обложка
  • Содержание

А теперь каждая команда по очереди зачитывает по одному ответу, у кого совпадает, тот вычеркивает у себя слово. Сколько окажется не вычеркнутых слов столько баллов зарабатывает семья.

Это было последнее задание и для зрителей, давайте подведем итог.

Награждение зрителей.

2 ведущий: А сейчас пришло время заслушать жюри, оно объявит нам итоги нашего сегодняшнего конкурса.

Выступление жюри.

Награждение.

1 ведущий: Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело, мы очень рады! И пусть всегда к вам на помощь приходит КНИГА!