Синтаксическая роль различных разрядов местоимений. Может ли местоимение замещать глаголы? Местоимения, соотносимые с существительными
МОРФОЛОГИЯ
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.
Разряды местоимений по значению
Разбор местоимения
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);
2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);
3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).
III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.
Знакомимся с основными понятиями раздела
1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?
Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?
2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.
3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.
Местоимения-существительные: себя, … .
Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .
Местоимения-числительные: столько, … .
4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.
5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.
Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?
1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.
§38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение
351 Эксперимент
1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.
1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.
2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.
Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.
352 Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?
2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.
По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).
Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.
Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.
В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)
1. Спишите текст.
2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?
Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.
Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.
Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.
По Ю. Сотнику
Личные местоимения
1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?
2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.
Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).
Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).
Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –
1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?
2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.
1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).
2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.
3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.
4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.
5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.
6. Они – их, им, о них, с ними, о них.
1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.
2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.
3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).
Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.
4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.
Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.
Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.
1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.
Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?
2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.
Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.
Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.
Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.
Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:
– Море! Море! Ура!
По Ю. Алешковскому
3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
359 Изложение
359 Изложения
1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.
2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.
Внимание!
Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….
Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.
1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.
3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.
Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения
Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.
361 Редактирование
1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.
2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.
1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.
2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.
Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.
Реквизит
362 Притяжательные местоимения
Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.
Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.
Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.
Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.
Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).
Внимание!
Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.
2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).
1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).
3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.
Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.
Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.
1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).
1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.
2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.
Возвратное местоимение
Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:
Р. п. – себя.
Д. п. – себе;
В. п. – себя.
Тв. п. – собой;
П. п. – (о) себе.
В предложении возвратное местоимение является дополнением:
1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.
2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.
1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….
Проверьте свои знания
Найдите неточность в утверждении.
1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.
2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.
3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.
368 Редактирование
1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.
2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж
Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…
Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.
Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.
Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.
По В. Катаеву
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.
Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.
Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.
Синтаксическая роль местоимений
Местоимение может быть любым членом предложения:
Я хочу спать (подлежащее).
Это она (сказуемое).
Миша — мой брат (определение).
Учитель вызвал его (дополнение).
До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?
Разряды местоимений
А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).
1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:
- указывают на предметы;
- отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
- изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
- связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:
- указывают на признаки предметов;
- отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
- связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
- изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).
3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:
- указывают на количество предметов;
- отвечают на вопрос сколько? ;
- связываются с существительными, как количественные числительные;
- обычно изменяются по падежам.
Б. Разряды местоимений по лексическому значению.
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).
2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .
7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).
Примечания:
1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).
План морфологического разбора местоимения
1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2. Начальная форма.
3. Постоянные морфологические признаки:
- разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
- разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
- лицо (для личных местоимений);
- число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
4. Непостоянные морфологические признаки:
- падеж;
- число (если есть);
- род (если есть).
5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).
Образцы разбора местоимений
Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).
- (представьте) себе
кому?
2. Н. ф. — себя .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
5. В предложении дополнение.
- какого-нибудь (ботаника)
какого?
2. Н. ф. — какой-нибудь .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.
- который
1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?
2. Н. ф. — который .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.
5. В предложении подлежащее.
- (до) этих (пор)
1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?
2. Н. ф. — этот .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
5. В предложении часть обстоятельства времени.
- ничья (нога)
1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?
2. Н. ф. — ничей .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
5. В предложении согласованное определение.
1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?
2. Н. ф. — он .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
5. В предложении подлежащее.
- свою (коллекцию)
1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?
2. Н. ф. — свой .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
5. В предложении согласованное определение.
- всякими (представителями)
1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?
2. Н. ф. — всякий .
3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
5. В предложении согласованное определение.
Источники:
- Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
- Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
Дополнительно на Геноне:
1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Я замираю в восторге.
Сказуемое: А кто этот господин?
Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.
Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.
2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.
Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.
3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:
Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?
Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?
Определением: Какой цветок упал к моим ногам?
4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:
Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.
Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.
Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.
Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.
5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.
Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.
Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.
Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.
6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:
Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.
Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .
7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:
Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.
Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.
Определением: Этот разговор не принёс облегчения.
Дополнением: В деревне только об этом и говорили.
Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .
8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .
В предложении может быть:
Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.
Сказуемое: Лара бывала разной, любой .
Определение: Солнце убрало все тени.
Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.
9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .
В предложении могут быть:
Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.
Дополнение: Дома никого не было.
Определение: Никакие уговоры не помогли.
1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Я замираю в восторге.
Сказуемое: А кто этот господин?
Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.
Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.
2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.
Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.
3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:
Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?
Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?
Определением: Какой цветок упал к моим ногам?
4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:
Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.
Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.
Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.
Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.
5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.
Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.
Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.
Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.
6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:
Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.
Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .
7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:
Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.
Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.
Определением: Этот разговор не принёс облегчения.
Дополнением: В деревне только об этом и говорили.
Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .
8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .
В предложении может быть:
Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.
Сказуемое: Лара бывала разной, любой .
Определение: Солнце убрало все тени.
Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.
9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .
В предложении могут быть:
Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.
Дополнение: Дома никого не было.
Определение: Никакие уговоры не помогли.