Социальная и личностная идентичность

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СООТНОШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В.Н. ПАВЛЕНКО

До недавних пор в отечественной психологии понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях, этого понятия не найти даже в последних изданиях психологических словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати -, однако попрежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Вместе с тем в зарубежной психологии данное понятие, начиная с работ Э. Эриксона, впервые обратившегося к нему , завоевывало все большую популярность и сегодня является неотъемлемым атрибутом понятийного аппарата. Какое же содержание вкладывается в него современными западными психологами?

Личностная идентичность (иногда ее называют личной или персональной) трактуется как набор черт или иных индивидуальных характеристик, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.

Cоциальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе, включенности в какуюлибо социальную категорию. В социальной идентичности выделяются как бы два разных аспекта рассмотрения: с точки зрения ингруппового подобия (если мы члены одной общности, у нас одна и та же социальная идентификация и мы похожи) и с точки зрения аутгрупповой или межкатегориальной дифференциации (будучи похожи между собой, мы существенно отличаемся от "них " - тех, кто принадлежит не к нашей, а к "чужой " группе). Эти два аспекта взаимосвязаны: чем сильнее идентификация со своей группой, а значит, и ингрупповое подобие, тем значимее дифференциация этой группы от других.

Общим моментом для большинства современных исследований является противопоставление личностной и социальной идентичности. Действительно, если исходить из приведенных, наиболее распространенных представлений о социальной и личностной идентичности и попытаться соотнести их между собой, то становится очевидным, что социальная идентичность теснейшим образом взаимосвязана с ингрупповым подобием и

межгрупповой дифференциацией, личностная идентичность - с отличием от всех других людей и, что в данном контексте наиболее важно, в том числе - от членов своей группы. Поскольку же очень трудно представить, как можно в каждый данный момент, одновременно чувствовать себя и подобным членам ингруппы (проявляя социальную идентификацию), и отличным от них (в рамках личностной идентичности), то это противоречие породило идею о неизбежности определенного конфликта между двумя видами идентичности, об их несовместимости и, соответственно, о том, что в каждый данный момент времени только одна из них может быть актуализирована.

Эта идея получила свое первоначальное оформление в теории социальной идентичности Х. Таджфела - в идее существования определенного социальноповеденческого континуума, на одном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодействия, а на другом - взаимодействие людей как представителей определенных общностей. Первый вариант предполагает актуализацию личностной идентичности, второй вариант - социальной. Вопрос о том, какая из идентичностей будет актуализирована в данный момент, решается автором следующим образом: поскольку во главе угла данной теории стоит некая мотивационная структура - достижение позитивной самооценки, то человек будет прибегать к межгрупповым формам поведения (актуализируя социальную идентичность), если это кратчайший путь к достижению позитивной самооценки. Если же он может достичь ее на уровне межличностного общения (актуализируя личностную идентичность), ему нет нужды переходить к противоположным формам поведения данного континуума .

Разрабатывая теорию группового поведения, Дж. Тернер, как известно, отказался от мотивационной основы, осуществив качественный скачок от мотивационнокогнитивной теории социальной идентичности к чисто когнитивной теории самокатегоризации. Одним из постулатов его теории является возможность существования категоризации на трех разных уровнях, соответствующих общечеловеческой, социальной и личностной идентичности, при том, что между этими уровнями существует функциональный антагонизм. Таким образом, идея оппозиции личностной и социальной идентичности не только не исчезла, но стала даже еще более жесткой .

Представители когнитивной психологии и сегодня продолжают рассматривать социальную и личностную идентичности как взаимоисключающие понятия. Ярким, хоть и нетрадиционным примером современных исследований данного типа является работа М. Яромовиц , которая предложила несколько необычную трактовку соотношения личностной и социальной идентичности, методический инструментарий для его исследования и анализ последствий различных типов данного соотношения.

Личностная идентичность в понимании исследовательницы - это субсистема знаний о себе, которые формируются из сравнений себя с членами ингруппы и состоят из набора черт, но не просто характерных черт, а специфичных для Я. Социальную идентичность автор тоже предлагает рассматривать через набор специфических черт, но в данном случае выявляющихся в ходе социального сравнения представителей ингруппы и аутгруппы.

Для эмпирического изучения личностной и социальной идентичности М. Яромовиц разработан специальный "Опросник социальной перцепции " ("Questionnaire of Social Perception ") и особая процедура обработки и трактовки результатов. Опросник состоит из 70 позитивных характеристик. Он предлагается испытуемому трижды со следующими инструкциями:

Х в первой серии - отметить из предложенного набора те характеристики, которые, с точки зрения испытуемого, присущи представителям собственной группы, а затем из них отобрать десять наиболее часто встречающихся;

Х во второй серии - отметить из предложенного набора те характеристики, которые, с точки зрения испытуемого, присущи представителям другой группы, а затем опятьтаки из них отобрать десять наиболее часто встречающихся;

Х в третьей серии - просто отобрать десять характеристик, специфичных для себя лично.

Таким образом, в результате данной процедуры экспериментатор получает три набора характеристик из десяти пунктов каждый и начинает последовательно сравнивать эти наборы друг с другом, отбирая те характеристики, которые при сравнении не повторяются. Набор специфических характеристик, оставшийся после сравнения ингруппы и аутгруппы ("Мы - Они ", в терминологии автора) отражает социальную идентичность, а набор специфических характеристик, оставшихся после сравнения себя с членами ингруппы ("Я - Мы "), согласно автору, отражает личностную идентичность.

Социальная идентичность превалирует у тех, у кого высокий уровень отличий при сравнении "Мы - Они " и низкий уровень отличий при сравнении "Я - Мы ". И наоборот, личностная идентичность превалирует у тех, у кого высокий уровень отличий в случае сравнения "Я - Мы " и низкий - в случае сравнений "Мы - Они ". Предполагается, что чем выше уровень отличий, тем сильнее влияние идентичности на поведение индивида.

М. Яромовиц попыталась не только предложить новый взгляд на два основных вида идентичности и инструментарий для их исследования, но и определить влияние разных вариантов соотношений личностной и социальной идентичности на отношение к членам аутгрупп. Исследовательница выдвинула гипотезу, согласно которой низкий уровень отличий Я от Мы соотносится с недостаточно развитой способностью осознавать нужды, состояния и цели других (Они) и, наоборот, способность осознавать потребности и цели членов аутгрупп предполагает наличие развитого умения дифференцировать себя от членов собственной ингруппы.

В результате проведенных эмпирических исследований данная гипотеза в целом подтвердилась, что позволило сделать следующие выводы:

Х эгоцентризм, или ингрупповая ориентация - универсальное свойство человека;

Х дифференциация когнитивной схемы "Я - Мы - Другие " - необходимая предпосылка выхода за рамки эгоцентризма для осознания разных социальных перспектив и понимания других;

Х социальное Я и социальная идентификация вызывают синтонность и чувство ингрупповой включенности;

Х необходимой предпосылкой сосуществования с аутгрупповыми членами является способность отличения "Я - Мы ".

Формирование социальной и личностной идентичности необходимо для формирования способности переключения внимания индивида с одной перспективы на другую.

Несмотря на изобилие современных исследований, в которых соотношение личностной и социальной идентичности рассматривается в традиционном для теорий социальной идентичности и самокатегоризации ключе, в последнее время идея жесткого противопоставления личностной и социальной идентичности подвергается критике даже со стороны приверженцев когнитивной психологии. Так, Г. Бриквелл полагает, что несмотря на кажущееся несовпадение содержания этих понятий, на самом деле они очень близки. В данном случае в качестве аргумента предлагаются рассуждения такого типа: с одной стороны, за обычной социальной категорией (типа: женщина, профессор, американец и т.п.) всегда стоит некое более развернутое содержание (что значит быть женщиной, профессором, американцем?), описывающее данную категорию в терминах тех же черт, характеристик и особенностей поведения, которые ассоциируются с данной категорией. С другой стороны,

личностные характеристики также редко бывают действительно индивидуализированными. Так, если некто описывает себя или другого как, например, умного или веселого, то это тем самым означает, что описываемый идентифицирует себя с группой умных или веселых и отчуждает себя от тех групп, у членов которых данные качества отсутствуют . Г. Бриквелл высказывает интересную гипотезу о том, что личностная и социальная идентичности являются просто двумя полюсами в процессе развития. Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности: перцепция социального давления и адаптация к нему - это активный и селективный процесс, и личностная идентичность является его остаточным, резидуальным образованием.

Критично относятся к идее противопоставления личностной и социальной идентичности сторонники теории социальных репрезентаций С. Московичи . Ранее они в основном занимались изучением социальной идентичности, но в последнее время начинают уделять внимание и личностной идентичности. В частности, У. Дойс пишет о том, что личностную идентичность нельзя рассматривать только как набор уникальных характеристик и сводить индивидуальный уровень исключительно к различиям. С точки зрения исследователя, различия и подобия могут быть найдены как на уровне личностной идентичности, так и на уровне социальной. В целях демонстрации данного тезиса на уровне личностной идентичности автор выдвигает предположение о том, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная репрезентация, а значит - как организующий принцип индивидуальной позиции в системе символических взаимоотношений индивидов и групп.

Для доказательства данного положения необходимо было показать, что личностная идентичность организована социально, что она, как и другие социальные репрезентации, может быть представлена как когнитивная структура, ориентированная метасистемой социальных регуляций. Конкретно же это означало необходимость демонстрации того, что:

Х существуют некие разделяемые большинством членов общества представления о личностной идентичности;

Х в рамках этих представлений можно выделить некие организующие принципы, задающие каркас индивидуальной позиции;

Х различные социальные факторы и переживания могут оказывать влияние на эти позиции.

У. Дойс осуществляет эту задачу, пользуясь результатами исследований, проведенных в рамках теории социальных репрезентаций. Так, для доказательства первого утверждения он привлекает исследования разных авторов, построенных по единому принципу; в исследовании принимают участие две группы респондентов: либо швейцарцы и иммигранты второго поколения, проживающие в Швейцарии, либо ученики обычной школы и классов для детей с отклонениями в физическом развитии, либо молодежь, принадлежащая к различным формальным или неформальным организациям, и т.п. Респондентам обеих групп предлагается описать посредством одних и тех же методических приемов представителей своей группы в целом (т.е. актуализировать автостереотип), представителей "чужой " группы в целом (т.е. актуализировать гетеростереотип), конкретных индивидов из каждой группы и себя.

В этих исследованиях с помощью различных статистических процедур, использованных разными авторами, было показано, что хотя авто и гетеростереотипы в описаниях респондентов обеих групп существенно различались, их самоописания, независимо от того, к какой группе они принадлежат, очень схожи. Более того, содержательно очень схожи также описания конкретных индивидов из обеих групп. В терминах теории социальных репрезентаций это интерпретируется как доказательство того, что различия обнаруживаются на категориальном уровне,

но они не проявляются при описании индивидуальных членов этих категорий. Другими словами, казалось бы, отличительные черты категорий должны быть атрибутированы и единичным членам данных категорий, но этого не происходит. Высокая степень подобия между самоописаниями членов различных групп свидетельствует, с точки зрения автора, о том, что общие нормы данного общества имеют большее влияние на самоописания, чем специфическое групповое членство. Содержание подобных саморепрезентаций варьирует от культуры к культуре и от эпохи к эпохе, но в рамках некоего одного пространства и времени оно подобно.

Для анализа второго положения У. Дойс привлекает иной класс работ. Исследователь показывает, что образы Я, которые конструируют индивиды, схожи не только по содержанию, но и по своей структуре. Так, согласно автору, во многих исследованиях, проведенных в рамках теории социальных репрезентаций, показано, что можно выделить пять основных измеренийосей, вокруг которых и располагается все разнообразие индивидуальных характеристик. Они условно называются "Экстраверсия ", "Приятность ", "Зависимость ", "Эмоциональная стабильность " и "Интеллект ". У. Дойс трактует их как параметры, задающие способы поведения человека в системе социальных отношений, т.е. его позицию в обществе.

Для анализа третьего положения исследователь анализирует работы, демонстрирующие влияние группового членства или социального статуса на саморепрезентацию и идентичность. Наиболее выразительно У. Дойс иллюстрирует данное положение на примере исследований Д. Дельвинь (1992), которая изучала и сопоставляла самоописания мужчин и женщин различного возраста и социального статуса. Ею было показано подобие факториальной структуры ответов всех групп на французский вариант опросника половых ролей. Вместе с тем оказалось, что оппозиция между феминным и маскулинным полюсами в факториальной структуре женщин была выражена сильнее, чем у мужчин. Различия еще более очевидны, когда сравниваются характеристики мужчин и женщин с разным социальным статусом. Так, было выявлено, что баллы по маскулинности высоки у индивидов более высокого социального статуса, независимо от их половой принадлежности, а баллы по феминности особенно низки у мужчин с высоким статусом. Анализируя эти данные и результаты других авторов, исследовательница приходит к выводу, который важен в плане рассмотрения третьего положения: половая идентичность - это не набор атрибутов, автоматически продуцируемый принадлежностью к определенной половой категории; это социальный конструкт, связанный с разными социальными элементами и в том числе - с доминантностью статуса в обществе.

Продемонстрировав с помощью описанных исследований правомерность всех трех вышеописанных положений, У. Дойс подтвердил свою первоначальную гипотезу о том, что личностная идентичность является одной из социальных репрезентаций, а значит, жесткое противопоставление личностной и социальной идентичности неправомерно.

Идея о полярности двух основных видов идентичности подвергается критике и со стороны последователей символического интеракционизма. Так, одной из последних работ, написанных в рамках процессуального интеракционизма и посвященных исследованию идентичности, является опубликованная в 1996 г. монография Р. Дженкинса под названием "Социальная идентичность " . Анализируя современную литературу по идентичности, исследователь приходит к мысли о том, что основные недостатки современных работ сводятся к следующим двум:

Х идентичность рассматривается как данность, вне процесса ее образования. С точки зрения автора, как и всех процессуальных интеракционистов, это в корне неверно, потому что на самом деле идентичность может быть понята только

как процесс. Оба основных значения понятия идентификации, которые рассматриваются автором, - идентификация как классификация, категоризация вещей, событий, людей и т.д. и идентификация как отождествление кого-то с кемто или с чемто - подчеркивают момент активности человека. Они существуют только в рамках делания, общения, практики и вне процессов активности поняты быть не могут;

Х изучение идентичности сводится к самодетерминации, самокатегоризации без учета роли других людей в процессе ее формирования или трансформации. Согласно Р. Дженкинсу, это неверно, и автор не принадлежал бы к сторонникам интеракционизма, если бы думал иначе.

Однако если предыдущие положения, как правило, разделяют все процессуальные интеракционисты, то основной пафос данной работы заключается в том, что автор пытается сделать шаг вперед в развитии своего направления, и, отталкиваясь от работ своих предшественников - Г. Мида, Е. Гофмана и Ф. Барта, выдвигает центральное положение своей работы: в отличие от традиционного взгляда на существование качественного отличия между индивидуальной и коллективной идентичностями, автор утверждает, что индивидуальная уникальность и коллективная разделенность могут быть поняты как нечто очень близкое, если не то же самое, как две стороны одного и того же процесса. Наиболее значимое различие между ними заключается в том, что в случае индивидуальной идентичности подчеркиваются отличительные характеристики индивидов, а в случае коллективной - подобные. Однако эта разница, по мнению автора, относительна. Одна не существует без другой. Процессы, в которых они формируются или трансформируются, аналогичны. И обе они - по происхождению социальны.

Согласно исследователю, если идентификация - это необходимая предпосылка социальной жизни, то и обратное тоже верно. Индивидуальная идентичность, воплощенная в самости, не существует в изоляции от социальных миров других людей. Самость конструируется социально - в процессе первичной и последующих социализаций и в постоянных процессах социальных интеракций, в которых индивиды определяют и переопределяют себя и других на протяжении всей своей жизни. Восходящее к Г. Миду и Д. Кули представление о Я как о постоянно протекающем синтезе одновременно внутренних самоопределений и внешних определений себя другими стало исходной точкой для создания автором базовой "модели внешневнутренней диалектики идентификации " как процесса, посредством которого все идентичности - индивидуальная и коллективная - конструируются.

Очень интересный подход к трактовке взаимоотношений личностной и социальной идентичности недавно предложили Ж. Дешамп и Т. Девос . Авторы считают, что идея о жесткой полярности социальной и личностной идентичности должна быть пересмотрена. Анализируя в этом плане "эффект аутгрупповой гомогенности " (т.е. экспериментально продемонстрированное положение о том, что в глазах членов ингруппы собственная группа выглядит как менее гомогенная, чем аутгруппа), авторы приходят к выводу о том, что дифференциация между группами вовсе не всегда означает ингруппового подобия. И наоборот, согласно проведенным ими исследованиям, акцент на внутригрупповом подобии вовсе не ведет к усилению межгрупповых отличий. Поэтому исследователи приходят к следующему предположению: чем сильнее идентификация с группой, тем более значима межличностная дифференциация внутри групп. Уже существующим эмпирическим подтверждением этого положения является феномен "самосверхконформности " ("superior conformity of the self "). Он выражается в том, что чем более индивид идентифицирует себя с группой, тем более у него выражена тенденция воспринимать себя отличным от

других членов группы в том плане, что ему важно считать, что он более, чем другие члены группы, соответствует ее нормам и стандартам.

Ж. Дешамп и Т. Девос сформулировали модель межличностномежгрупповой дифференциации: процесс когнитивного центризма возникает, когда индивиды попадают в ситуацию дихотомизированного мира, разделенного на две взаимно исключающие категории. В этом случае при акцентировании данной категоризации будут одновременно усиливаться и ингрупповой фаворитизм или межгрупповая дифференциация (что может быть названо социоцентризмом), и аутофаворитизм или дифференциация между собой и другими (что может быть названо эгоцентризмом). Используя модифицированный вариант экспериментов Х. Таджфел по минимальной групповой парадигме, авторы получили экспериментальное подтверждение этой модели.

Вместе с тем дальнейшая работа над ней показала, что она срабатывает не во всех контекстах, поэтому итоговая "ковариационная модель взаимоотношений социальной и личностной идентичности ", предлагаемая авторами, рассматривает максимально широкий спектр их соотношений, в рамках которого и традиционный взгляд на их противопоставление, и предложенный авторами вариант модели межличностномежгрупповой дифференциации рассматриваются как ее частные случаи.

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопр. психол. 1996. № 1. С. 131143.

2. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 4. С. 3242.

3. Павленко В.Н. Разновидности кризиса социальной идентичности в Украине // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997. С. 8897.

4. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. С. 8395.

5. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Под ред. Л.М. Дробижевой и др. М.: Мысль, 1996. С. 296367.

6. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997. С. 97104.

7. Breakwell G.M. Integrating paradigms, methodological implications // Breakwell G.M., Canter D.V. (eds). Empirical approaches to social representations. Oxford: Clarendon Press, 1993. P. 180201.

8. Deschamps J.C., Devos T. Regarding the relationship between social identity and personal identity // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 112.

9. Doise W. Social representations in personal identity // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 1325.

10. Erickson E.H. Identity. Youth and crisis. L.: Faber & Faber, 1968.

11. Jaromowic M. SelfWeOthers schemata and social identifications // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 4452.

12. Jenkins R. Social identity. L.: Routledge, 1996.

13. Moscovici S. Notes towards a description of social representation // Europ. J. Soc. Psychol. 1988. V. 18. P. 211250.

14. Tajfel H. Individuals and groups in social psychology // Brit. J. Soc. and Clin. Psychol. 1979. V. 18.

15. Turner J.C. A selfcategorization theory // Turner J.C. et al. (eds). Rediscovering the social group: A selfcategorization theory. Oxford: Basil Blackwell, 1987. P. 4267.

Поступила в редакцию 10.I 1999 г.

источник неизвестен

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в 60-е годы, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями. С начала 70-х годов понятие идентичность заменяет собой понятие Я-концепция.

Понятие идентичность использовалось в ролевых теориях, где под идентичностью понималось структурная совокупность словных ролей, интериоризируемых в процессе обучения, а также в ряде исследований, направленных на изучение взаимодействия индивида и группы. Данное понятие также употреблялось и в философских работах. В частности, Фромм рассматривал персональную идентичность как результат индивидуализации человека и социальную идентичность как самоотождествеление себя с нормами, идеями, ценностями общества.

Э. Эриксон :

Идентичность - процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру.

Предполагается динамика идентичности на протяжении всей жизни человека.

Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, идентичность имеет определенную «организующую» функцию в развитии личности - данное понятие является для Э. центральным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.

Три основных уровня анализа человеческой природы (идентичности):

Индивидный: идентичность рассматривается как результат осознания человеком собственной временной протяженности - представление о себе как некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадлежащее ему прошлое и устремленного в будущее.

Личностный: идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тождественность самому себе.

Идентичность - тот личностный конструкт, который, отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Этот конструкт Э. назвал - социальной идентичностью.

А. Тэшфел : (Концепция социальной идентичности).

Социальная категоризация - система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе. Процесс социальной категоризации необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и для ориентации в своем социальном окружении. Межгрупповые формы взаимодействия рассматриваются как некоторый континуум: групповое членство – индивидуальные характеристики участников. Для объяснения возможных вариантов социального поведения личности в рамках данного континуума Т. опирался на когнитивную схему: роль регулятора в этом выполняет Я-концепция, включающая в себя две подсистемы - персональную и социальную идентичность. Это равнозначные структуры, первая из которых представляет самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая - в терминах субъективной принадлежности к различным социальным категориям: полу, этносу.

Дж. Тернер : (теория самокатегоризации).

Основная идея - актуализация личностного уровня идентичности подавляет социальный полюс самокатегоризации, снижая количество ролевых, стереотипных проявлений, а актуализация групповой идентичности тормозит установки и поведение, порождаемые личностным уровнем самокатегоризации, и ведет к деперсонализации. Самокатегоризация, продуцирует внутригрупповой фаворитизм, социальные стереотипы восприятия и нормативное поведение. Через самокатегоризацию индивиды могут использовать созданные группой прототипы для поддержания благоприятной самооценки. Прототипическое поведение наиболее яркое выражение социальной идентичности. Личностные и социальные компоненты являются частью Я-концепции.

Я-концепция имеет уровневое строение, процесс самокатегоризации может идти на 3 иерархизованных уровнях:

1. высший (я – человек).

3. низший (личностная самокатегоризация, на уровне персональной категоризации).

Социальная идентичность – общая сумма личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции.

Основной процесс, запускающий развитие социальной идентичности – сравнение.

Для концепций Тэшфела и Тернера процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:

Индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории

Человек включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, усваивает нормы и стереотипы им свойственные

Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними факторами его социального поведения.

Пути достижения позитивной социальной идентичности:

Индивидуальная мобильность: попытки члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной

Социальное творчество: переоценка самих критериев по которым производится сравнение.

Социальная конкуренция: прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней – социальная идентичности личности – осуществляется прежде всего через принятие психологических характеристик группы, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности.

Личность это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Проблема идентичности личности – одна из центральных проблем СП. Родоначальником постановки этой проблемы считают У. Джемса, который впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности: личностной и социальной.

Идентичность - это субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности, соединенное с опреде­ленной верой в тождественность и непрерывность некоторой кар­тины мира, разделяемой с другими людьми.

Личная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт индивида.

Социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.

Большая заслуга в разработке проблемы идентичности принадлежит Э.Эриксону , который показал, что формирование идентичности сопровождает человека на протяжении всей жизни. На определенных этапах этого процесса формируется именно социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с точки зрения общества, осознания себя как элемента социального мира.

Понятие идентичность введено в науку Э. Эриксоном, кото­рый рассматривает ее в двух аспектах:

1) в органическом и индивидуальном аспектах, т.е. как не­преложная данность физического внешнего облика, задат­ков, тождественности, подлинности и целостности челове­ческого индивидуального бытия;

2) в социальном аспекте , вследствие чего выделяется груп­повая и психосоциальная идентичность.

Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным ок­ружением.

Психосоциальная идентичность - ощущение человеком зна­чимости своего бытия для общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положи­тельный (то, каким человек должен быть с точки зрения социаль­ного окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть).

Формирование идентичности всегда сопровождается противобор­ством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряет­ся, и отрицательная идентичности может взять верх. Для позитив­ного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.

Наиболее полно проблема социальной идентичности разрабо­тана в двух современных концепциях: А. Тэшфела - «теория со­циальной идентичности» и Дж. Тернера - «теория самокатегори­зации». Тэшфелу принадлежит следующее определение социаль­ной идентичности:

Социальная идентичность - это часть Я-концепции инди­вида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным зна­чением, придаваемым этому членству.

Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологически группу по­средством категоризации себя с другими.

Концепция «зеркального Я» Ч. Кули - теория формирования личности посредством социального взаимодействия. Основана на том, что образ Я индивида является отражением того, как другие воспринимают данного индивида, или того, как это ему представляется. В соответствии с данной теорией, мы проявляем тенденцию признавать мнение другого как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Т.об. наше Я развивается в социальном взаимодействии.

В структуре социальной идентичности выделено три ком­понента:

1) когнитивный (знание о моей принадлежности к группе);

2) ценностный (позитивная или негативная оценка группы);

3) эмоциональный (принятие либо отвержение «своей» груп­пы).

Социальная идентичность личности позволяет человеку де­лить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих», и не случайно Тэшфел разрабатывал свою теорию в контексте изуче­ния межгрупповых отношений. Человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каж­дой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Челове­ку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу.

Позитивный или негативный образ своей группы формирует­ся в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку.

Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитар­ных обществах человек в большей мере привязан к группе, в де­мократических существует больше возможностей для индивиду­альной мобильности. Поэтому социальная идентичность лично­сти есть один из механизмов, связывающих личность и общество.

Выделяют следующие уровни идентичности личности:

Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Зем­ле.

Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к различным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.). Общно­сти среднего уровня (группы) конструируются как системы оппо­зиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, например, отцы и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые» и т. д.

Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способно позволяет человеку не только анализировать свою принадлежность к определенной группе сегодня, но и оценивать предшествующие группы, которым он принадлежал. Что еще более важно - планировать свою будущую, так называемую возмажную идентичность (X. Маркус, П. Нуриус).

Исследования последних лет выявили еще один аспект социальной идентичности – временные аспекты (М. Синирелла). Суть: потребность в позитивном образе своей группы заставляет человека анализировать не только свою принадлежность к определенной группе сегодня , но и оценивать предшествующие группы, к которым он принадлежал.

Что еще более важно - планировать свою будущую, возможную идентичность, т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своей дальнейшей жизни (Х.Маркус, П. Нуриус).

Разработка проблем социальной идентичности позволяет по-новому взглянуть на перспективы исследования личности в СП. Постановка проблемы – личность и группа – требует преодоления как минимум двух ложных стереотипов.

1. Предположение о том, что анализируется одна личность, даже если она рассмотрена внутри группы. Сама же группа при этом предстает как некоторая целостность, состав которой в данном контексте не уточняется. Группа, состоящая из личностей, - это такая реальность, в которой качества, присущие одному из ее членов, нельзя рассматривать чем-то принципиально отличающимся от качеств, присущих другим членам: все члены группы – личности и именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеятельность группы. Таким образом проблема «личность в группе» преобразуется в проблему «личности в группе» . Практическая перспектива такого подхода велика, особенно при анализе общественных процессов – демократизация, развитие социальной справедливости и т.п.

2. Рассмотрение личности в контексте одной группы. Исследования социальной идентичности показали необходимость рассмотрения личности в системе групп , в которые включен человек и в которых он действует.

Проблема личности в социальной психологии. Социальзация и социальная установка.

В настоящее время интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимаются и этика, и педагогика, и генетика. Совместность усилий многих наук предполагает комплексный подход к исследованию личности.

Общественные отношения как отношения между социальными группами предполагает наличие определенной личностной окраски, поскольку реализация законов общественного развития осуществляется только через деятельность людей. Следовательно, конкретные люди, личности являются носителями этих общественных отношений. Понять содержание и механизм действия законов общественного развития нельзя вне анализа действий личности. Однако для изучения общества на макроуровне принципиально важным является рассмотрение личности как представителя определенной социальной группы.

СП выясняет каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). В СП делается акцент на микросреду формирования личности, принимается в расчет такие регуляторы поведения и деятельности человека, как вся система межличностных отношений и их эмоциональная регуляция.

Для СП главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой. На основании таких отличий вычленяется проблематика группы. Возникают проблемы, характерные для социальных групп, но теперь рассматриваемые со стороны личности. Например, проблема лидерства, но с оттенком, который связан с личностными характеристиками лидерства как группового явления; проблема аттракции, рассмотренная с точки зрения характеристики некоторых черт эмоциональной сферы личности, проявляющихся особым образом при восприятии другого человека. Т.о. специфически социально – психологическое рассмотрение проблем личности – другая сторона рассмотрения проблем группы.

Специфика социально-психологической проблематики личности:

Для выявления того, через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность, важно изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые он проходит – это проблема социализации (1). Это специфическая проблема социальной психологии личности.

С другой стороны, важно проанализировать, каков результат, получившийся не в ходе пассивного усвоения социальных воздействий, но в ходе активного освоения все системы социальных связей. Как личность действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность – это проблема социальной установки (2) .

Итогом исследования проблем личности в СП следует считать интегрирование личности в группе: выявление тех качеств личности, которые формируются и проявляются в группе, возникающее на основе рефлексии этих качеств чувство групповой принадлежности – это проблема социальной идентичности личности (3) .

Социализация.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация, по своему содержанию, есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни. Выделяют три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, сознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением деятельности, т.е. освоением все новых и новых видов видов деятельности. При этом происходит еще три важных процесса:

- ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности;

- центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей;

Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение. Рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общение – умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения - переход от монологического общения к диалогическому, децентрации, т.е умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Развитие самосознания личности

Процесс становления в человеке образа «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

Самосознание не может быть представлено как простой перечень характеристик. Это понимание личностью себя в качестве некоторой целостности , определение собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких – то ее структурных элементов.

Развитие самосознания – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная коррекция представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений, внося в нее свой опыт и творческий подход.

Я-концепция и самооценка личности (К. Роджерс)

Я – концепция – это особым образом организованное знание человека о самом себе, которое он использует как для объяснения и понимания своих жизненных состояний и переживаний, своего жизненного пути, так и для объяснения и напоминания внешнего социального мира.

Если у человека наблюдается неустойчивая или заниженная самооценка, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности или другие проблемы, то конституциональные и физические отклонения от стандарта, вошедшие в его образ, могут вызвать болезненные переживания. Но заниженная самооценка и повышенная тревожность могут быть уже следствием осознания «нестандартности» своего физического состояния.

Неудовлетворительный для человека образ-Я формируется чаще всего под влиянием оценок окружающих, которые первыми замечают в его облике отклонения от нормы.

Самоопределение и самоактуализация личности неразрывно связаны с такой ее характеристикой как идентичность (от лат. identity - тождество, сходство). Идентичность рассматривается как ядро личности, ее внутренняя сущность, тесно связанная с ценностно-смысловой сферой (К. Юнг, В. Франкл), а стремление к обретению идентичности представляет собой стремление к целостности.

Понятию идентичности стали уделять значительное внимание в 70-е гг. XX в. благодаря работам Э. Эриксона, а позднее Дж. Марсии. В концепции Э. Эриксона оно имело ряд значений. Одно из них - "эго-идентичность", или "идентичность эго" (Ego-identity), означает чувство тождественности самому себе (несмотря на происходящие в процессе развития изменения), целостности, непрерывности своего существования во времени и пространстве, возможности контроля над собой и одновременно осознание того факта, что твои тождество и непрерывность признаются окружающими . Идентичность эго - это самые общие, личные, иногда неосознаваемые представления человека о себе.

Помимо этого, в концепции Эриксона используются такие понятия, как "личностная идентичность" и "социальная идентичность". Личностная (индивидуальная) идентичность рассматривается как более социальная и осознаваемая, характеризующая цели, ценности, способности, идеалы, потребности и другие индивидуальные особенности человека (в том числе профессиональные склонности, выбор избранника и проч.). Социальная идентичность определяется как отождествление себя с другими членами группы, принятие на себя определенных социальных ролей, приверженность групповым идеалам и целям.

Эриксоновский конструкт "идентичность" был операционализирован в целях его измерения рядом психологов. Наиболее удачной признана модель статусов идентичности, предложенная канадским психологом Дж. Марсией. Марсия рассматривает идентичность как гипотетическую психологическую структуру, феноменологически проявляемую через паттерны решения человеком проблем. В качестве поведенческих индикаторов, дифференцирующих наличие или отсутствие идентичности, им выделены принятие или непринятие обязательств (commitment) и прохождение или непрохождение кризиса, исследования альтернатив (crisis, exploration of alternatives). Первый критерий отражал наличие или отсутствие приверженности личностно значимым целям, ценностям и убеждениям; второй - наличие периодов исследования альтернатив, во время которых планы и ценности, принятые им на более ранних этапах, подвергались проверке, анализу. На пересечении двух названных критериев были выделены и описаны четыре статуса идентичности:

  • - диффузная идентичность (identity diffusion) - это отсутствие идентичности, когда ни поиск, ни выбор решения индивидом не осуществлялись;
  • - предрешенная (принятая) идентичность (foreclosure identity) - собственный поиск целей, идеалов не был осуществлен, однако имеется определенная и устойчивая система ценностей, убеждений и обязательств, сформированная под влиянием внешних обстоятельств;
  • - мораторий (moratorium) означает осуществляемый в данный момент активный поиск решения проблемы (активное проживание кризиса), при этом пока нет определенной и устойчивой системы ценностей, убеждений и обязательств;
  • - достигнутая идентичность (identity achievement) характеризуется самостоятельно выполненным активным поиском решения проблемы (пройден кризис) и достаточно устойчивой самостоятельно сформированной и личностно значимой системой ценностей, убеждений и обязательств.

В западной психодиагностике разработана целая группа методик диагностики статусов идентичности. Среди них есть и опросники, и проективные техники. В отечественной практике используются две методики. Для диагностики статусов идентичности Дж. Марсией в 1964 г. было разработано Полуструктурированное интервью (позднее модифицированное им совместно с С. Арчер и А. Вотерменом), которое может быть использовано для лиц в возрасте от 12 до 60 лет. Интервью начинается с нескольких общих вводных вопросов о месте проживания, возрасте, семейном положении и проч. Набор задаваемых диагностических вопросов хотя и определен, но может варьироваться в зависимости от получаемых ответов. Вопросы разбиты на относительно независимые по тематике блоки:

  • - профессиональная деятельность;
  • - брак и супружеские роли;
  • - родительские роли;
  • - семейные и профессиональные приоритеты;
  • - религиозные убеждения;
  • - политические убеждения;
  • - полоролевые установки.

Количество открытых вопросов варьируется в пределах 200- 300; количество закрытых вопросов - в пределах нескольких десятков. Каждый блок вопросов направлен на получение информации об индивидуальном опыте индивида в той или иной сфере. Вопросы сформулированы так, что позволяют респонденту дать развернутый ответ.

Эффективность использования интервью зависит от профессиональной подготовки психолога. Марсия предусмотрел специальное обучение как процедуре проведения, так и правилам обработки интервью. В руководстве подробно описаны индикаторы проявления каждого из критериев для выявления статусов идентичности.

Был переведен на русский язык Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (Objective Measure of Status Ego-Identity - OMEIS), разработанный канадским психологом Дж. Р. Адамсом в 1979 г. на основе концепции Дж. Марсии .

Первоначальный вариант опросника содержал 24 пункта, позже был пересмотрен ряд утверждений и расширено их число (до 64), позволяющее диагностировать два компонента эго-идентичности: идеологическую и иитерперсональную (социальную) идентичность.

Под идеологическим компонентом эго-идентичности автором понимается идентичность, которая отражает ценности и установки индивида, связанные с политикой, религией, профессиональной деятельностью, основные принципы и взгляды на образ жизни. Эта шкала опросника OMEIS была адаптирована для русскоязычной выборки и названа Шкалой идеологической эго-идентичности Дж. Адамса. В ней содержится 32 утверждения, с которыми следует выразить степень своего согласия по шестибалльной шкале (от "полностью согласен" до "полностью не согласен").

Примеры заданий

Надеюсь, что со временем появится что-нибудь более подходящее, чем то, чем я занимаюсь сейчас.

Я совсем не думаю о религии, она нисколько не волнует меня.

Выборка, на которой проводились психометрические проверки этой шкалы, была численностью 83 человека. Это студенты в возрасте от 18 до 24 лет. Показатели как гомогенности, так и ретестовой надежности (интервал 1 месяц) можно признать удовлетворительными. Данных о валидности нет.

Шкала интерперсональной идентичности также содержит 32 утверждения, с которыми следует выразить степень своего согласия по шестибалльной шкале (от "полностью согласен" до "полностью не согласен") . В утверждениях этой шкалы отражены представления индивида о дружбе, свиданиях, проведении свободного времени (досуга) и отдыха, а также взгляды на супружеские роли и обязанности в браке.

Примеры заданий

У меня нет близких друзей, и я не ищу никого.

Я никогда серьезно не обдумывал мужские и женские роли в браке; это мало беспокоит меня.

Психометрические проверки осуществлялись на студентах, численность выборки более 200 человек. Возраст испытуемых от 18 до 28 лет. Показатели гомогенности и ретестовой надежности (интервал 1-1,5 месяца) удовлетворительны.

Факторный анализ не подтвердил теоретически выделенную структуру обеих шкал опросника, вследствие чего авторы адаптации пришли к выводу о том, что Шкалы идеологической эго-идентичности и интерперсональной идентичности опросника OMEIS не имеют факторной структуры и относятся к группе эмпирических личностных опросников, построенных на основе эмпирического выделения некоторых психологических особенностей. Вопрос о валидности Шкал пока не решен и находится в процессе проверки.

В начале 1980-х гг. Д. Макадамсом было разработано Интервью о жизненной истории (Life Story Interview), направленное на диагностику идентичности. Он предположил, что именно жизненная история и представляет собой личностную идентичность, так как последняя не является каким-то объективным свойством человека, а заключается в интеграции событий, поступков, переживаний в связную жизненную историю, соединяющую прошлое, настоящее и будущее. Тем самым обеспечивается единство и целенаправленность жизни человека. С точки зрения Д. Макадамса, идентичность не может быть достигнута, так как это процесс, продолжающийся всю жизнь и характеризующийся периодами относительной стабильности и кризисами. Жизненную историю он называет нарративной идентичностью.

Адаптированный вариант русскоязычной версии Интервью о жизненной истории был выполнен Ф. И. Барским . В интервью респондента просят сыграть роль рассказчика и создать историю о своем прошлом, настоящем и будущем, сосредоточившись на самом важном в его жизни, на тех сведениях, которые раскрывают самое существенное в нем.

Интервью состоит из нескольких разделов и идет от общего к частному. Сначала респондента просят представить свою жизнь в виде глав книги и кратко изложить содержание каждой из них. Затем ему предлагают рассказать о наиболее значимых событиях из разных периодов жизни, вызвавших самое раннее переживание, самое сильное и негативное переживания, поворотную точку и т.д. Каждое событие требуется описать в деталях: кто в нем участвовал, что он чувствовал, делал, думал. Респонденту предлагается сообщить, как это событие повлияло на его жизнь и на него, представить наилучший и наихудший варианты своего будущего.

После этого беседа переключается на влияния на него со стороны других людей, а также книг, кинофильмов, историй, произошедших с другими. В заключение ему задаются вопросы о жизненных ценностях, религиозных и политических взглядах, а также предлагают обозначить центральную тему своей жизненной истории.

Интервью продолжается от полутора до трех-четырех часов и записывается на магнитофон, а затем расшифровывается дословно. С помощью специальных методов, созданных Д. Макадамсом, оцениваются такие параметры жизненных историй, как представленность тем "личной активности" и "общности", наличие последовательностей "компенсации/возмещения" и "поражения/порчи", степень интеграции персонажей жизненной истории, нарративная сложность (дифференцированность жизненной истории). В последние годы сотрудниками Д. Макадамса разрабатываются способы оценки и других параметров жизненных историй ("тихого Эго", личностного роста, осмысления опыта). Для работы с этой методикой требуется профессионально подготовленный психодиагност.

Социальная идентичность (термин Э. Эриксона) является процессом осознания индивидом своей принадлежности к определенной общности. Когда говорят о такой идентичности, имеют в виду социально-психологический уровень идентификации. Это представление о себе, которое формируется как производное от осознания человеком своей принадлежности к определенной социальной группе. Любая идентичность приобретается в процессе социализации.

В философии широко используется понятие "коллективная идентичность", под которым понимается чувство принадлежности индивида к той или иной общности, которое осознается им как значимая личностная характеристика и базируется на единстве интересов, убеждений, символов, стереотипов, поведенческих норм. Следовательно, коллективная идентичность - это родовое понятие для любых видов социальной идентичности. Разные виды идентичности - этническая, религиозная, профессиональная, организационная и проч. - в своей основе имеют различные основания, т.е. ощущение своей принадлежности к разным социальным группам опирается на общность национальности, религии, профессии и проч. и значимость для индивида такой принадлежности. Идентичность всегда предполагает признание со стороны других - как индивидов, так и институтов.

Этническая идентичность как система представлений о составляющих этнокультурного мира, интегрирующих индивида с его этнической общностью, формируется на основе осознания индивидом своей принадлежности к определенному этносу. Выделяют три типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую. Этноцентрическая идентичность обозначают ориентацию личности только на одну, свою этническую общность. Именно с ней она связывает свою судьбу, свои ожидания, планы, установки. Полиэтническая идентичность характеризуется одинаковым отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, стремлением побывать в нескольких культурах. Трансэтиизм отличает индивида, который не относит себя ни к одной нации, а рассматривает себя человеком мира.

Для диагностики этнической идентичности Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой разработан опросник "Типы этнической идентичности". Опросник содержит 30 утверждений, с которыми следует выразить степень своего согласия, использовав для ответов 5-ступенчатую шкалу (от "согласен" до " несогласен" ). Ответы распределяются по шести типам этнической идентичности:

  • - этнонигилизм - отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических групп не по этническому критерию;
  • - этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности;
  • - норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к своему народу с позитивным отношением к другим народам;
  • - этноэгоизм может выражаться в вербальной форме как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может проявляться и в раздражении и напряженности при общении с представителями других этнических групп, и в признании за своим народом права решать проблемы за "чужой счет";
  • - этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, ксенофобия;
  • - этнофанатизм - готовность идти на любые действия и признание любых жертв во имя этнических интересов вплоть до этнических чисток.

Пример

Я человек, который...

  • - считает, что межнациональные браки разрушают народ; предпочитает образ жизни только своего парода;
  • - обычно не скрывает своей национальности.

Авторы не сообщают о психометрических параметрах своего опросника, поэтому пока его нельзя рассматривать как психодиагностический инструмент. Он может использоваться в исследованиях для оценки этнического самосознания.

  • Барский Ф. И.. Грицук А. Г. "Интервью о жизненной истории" Д. Макадамса как метод исследования нарративной идентичности // Психологическая диагностика. 2008. № 5. С. 3-48.
  • Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шангеровой. М.. 2008.
  • Социология, социальная работа и статистика

    Агеев Белинская В психологии: Идентичность психологическое представление человека о своем Я; отождествление человеком самого себя частично осознаваемое неосознаваемое с теми или иными типологич. Социальная и личностная идентичность. Эриксон: идентичность возникающий на биологической основе продукт определенной культуры на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с социокультурным окружением поэтому важно чтобы ребенок общался со взрослыми с...

    13. Исследование личностной и социальной идентичности в психологии. (Агеев, Белинская)

    В психологии: Идентичность — психологическое представление человека о своем Я; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое/неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.). Половая И – внутр динамич-ая стр-ра, кот-ая упорядочиват стороны Л, связанные с осознанием себя как представителем пола. Гендерная И –ощущение половой И, психол-ий пол. Проффес-ая И –комплексная хар-ка соотвтествия Сб и Д. Проявляется в стабильном выполнении проф-х функций независимо от усл (Ермалаев, Климов, Холанд).

    В социальных науках различаются : Социальная И . - отождествление себя с социальной позицией, или статусом, Культурная И. - отождествление себя с культурной традицией, Этнич. И. (Стефаненко, Лебедева) - отождествление себя с опр. этнич. группой, Групповая И . - отождествление себя с той или иной общностью, или группой.

    По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей, принятия и усвоения разл. ролей во взаимодействиях с другими людьми его самоидентификации изменяются, и более или менее окончательно его И. складывается к концу юношеского возраста . Различаются позитивные и негативные И. (Э. Эриксон). Закреплению негативной И. (“преступник”, “сумасшедший” и т.д.) индивида может способствовать практика “навешивания ярлыков”, специальное или групповое давление (Эриксон).

    Возможна утрата И., связанная либо с возрастными психол. кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде. Утрата И. проявляется в таких явлениях, как отчуждение, деперсонализация, маргинализация, психич. патологии, ролевые конфликты, девиантное поведение и др.

    Социальная и личностная идентичность. Подходы к изучению идентичности.

    Эриксон : идентичность - возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с социо-культурным окружением, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми мог бы себя идентифицировать. Выделил 8 стадий, переход=кризис идентичности. Протекает в основном в сфере бессознательного. В процессе становления идентичности накапливаются представления о себе, которые влияют на расширение самосознания и самопознания.

    Идентичность - сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

    Индивидный – рез-т осознания тела, темперамента, задатков.

    Личностный - ощущение неповторимости, уникальности.

    Идентичность - личностный конструкт, отражает внутреннее согласие человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

    На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон ) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность - единство, 2 грани — процесса психосоциального развития ребенка.

    Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

    Исследования М. Шерифа : в условиях межгруппового конфликта - более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).

    Концепция социальной идентичности А. Тэшфела и Тернера . Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе ) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт ) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу ).

    Теория социальной идентичности: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

    Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения – чтобы понять, какая моя группа классная). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

    Эксперименты : разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе – брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой – делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.

    Механизмы становления социальной идентичности. 1. Человек самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними регуляторами соц поведения.

    Проблемы идентичности маргинальной личности.

    МАРГИНАЛ — человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой.

    В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая ни одной из них. Такие люди, путаясь в идентичностях, часто испытывают конфликты. Они могут быть агрессивно настроенными националистами – в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, какая из них имеет более высокий статус в обществе. Однако при сравнении своей этнической группы с другими, люди чаще всего стремятся сохранить или восстановить позитивную групповую идентичность.

    Национальная и половая идентичность.

    Половая идентичность – переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, психологических, физиологических и социальных особенностей своего пола, аспекта личной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку – мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина.

    Этническая идентичность – часть социальной идентичности личности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом) и аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней). Выделяется также и поведенческий компонент социальной идентичности, построение системы отношений и действий.

    Этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Пиаже . Развитие этнической идентичности рассматривает прежде всего как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.

    Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

    1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;

    2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;

    3) в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

    Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Чем полиэтничнее среда – тем лучше (развитие коммуникативных навыков, становится более выражена этническая идентичность).

    Множественная идентичность позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатством ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Это благотворно сказывается на личности, росте выходцев из межэтнического брака.

    Процесс становления социальной идентичности (три когнитивных процесса):

    Индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории

    Человек включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, усваивает нормы и стереотипы им свойственные

    Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними факторами его социального поведения.

    Пути достижения позитивной социальной идентичности :

    Индивидуальная мобильность – попытки члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной, - социальное творчество – переоценка самих критериев по которым производится сравнение, - социальная конкуренция : прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения.

    Основной процесс, «запускающий» актуализацию и развитие социальной идентичности - процесс социального сравнения (межличностного или межгруппового), за которым нередко лежит конфликт (также имеющий межличностную или межгрупповую природу). «Я как человек могу это понять, но как администратор — нет». Человек начинает активно оценивать свою группу и сравнивать ее с некоторыми другими группами.

    1. сравнение идет с похожими, близкими, релевантными группами (пятиклассник свой класс с другим пятым).

    2. в процессе сравнения задействованы не все параметры групп, а лишь ценностно значимые качества и характеристики (один класс может соревноваться с другим, выясняя вопрос, кто умнее, а другой — кто сильнее). Позитивная социальная идентичность основана на положительных, благоприятных отличиях своей группы от другой, имеющих социальную значимость для субьекта сравнения.

    Значит кризис идентичности – когда не совпадают свои ценности и ценности группы, когда группа негативно отличается от другой.

    Причины кризиса личной идентичности:

    1. неспособность человека идентифицировать себя со своим телом.

    2. отказ признать смертность. Когда «я» осознает смертность человека — обычно это случается в подростковом возрасте,— оно иногда отвергает жизнь, которая не может быть вечной: самоубийство из страха смерти является, несомненно, шагом не очень логичным и, тем не менее, имеющим место в действительности.

    3. Понимание несоответствия моего поведения всеобщим нормам.


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    29922. Отличие аудита от других форм эк.контроля 34 KB
    По мнению абсолютного большинства специалистов первое место принадлежит ревизии. Цель ревизии определение законности полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов а также эффективности и целевого использования государственных средств. Объекты ревизии все государственные органы в том числе их аппараты и учреждения в Российской Федерации государственные внебюджетные фонды а также органы местного самоуправления...
    29923. Оформление результатов аудиторской проверки 35.5 KB
    Аудиторское заключение официальный документ дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. Возможны четыре вида аудиторских заключений: заключение без замечаний безоговорочное заключение; заключение с замечаниями заключение с оговорками; отрицательное заключение; заключение не дается совсем либо дается отказное заключение. Заключение с замечаниями делается при выявлении...
    29924. Оценка финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации 31.5 KB
    Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов т. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу сгруппированных по степени убывающей ликвидности с обязательствами по пассиву которые сгруппированы по степени срочности их погашения.