Способ перехода из одной части речи в другую. Переход одних частей речи в другие
Словарный состав русского языка постоянно изменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения частей речи и образования новых классов слов является процесс перехода слов из одной части речи в другую.
Конве?рсия (лат. conversiō «обращение», «превращение») - способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения
Под переходом понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит к перемещению слова из одной части речи в другую или к перемещению слова из одного морфологического разряда в другой в пределах одной части речи.
Следствием процессов переходности является синкретизм.
Синкретизм – постоянное объединение в одной форме несколько значений или компонентов значения, разделенных между разными формами.
Синкретичными называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в категориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах) в той или иной степени признаки двух или более частей речи.
В русском языке выделяется два пути образования синкретичных слов (два типа переходности):
· групповой, приводящий к образованию новых классов слов (новых частей речи),
· индивидуальный, касающийся отдельных слов и приводящий к пополнению существующих частей речи или существующих разрядов слов.
Первый путь – это длительный путь развития, путь исторического формирования на базе взаимодействия двух или более исходных частей речи новых классов слов (новых частей речи) или новых разрядов слов.
Так сформировались
· имя числительное,
· причастие, деепричастие,
· формы прошедшего времени глагола с суффиксом -л-,
· имена собственные – фамилии на -ов, -ин (Солнцев, Пушкин) и др.
Второй путь – это путь индивидуального перехода слова из одной части речи или из одного разряда слов в другую часть речи или в другой разряд слов. Количество таких слов может быть самым разным, но в любом случае исходная часть речи или исходный разряд слов не исчезает из языка, так как при этом типе трансформации происходит раздвоение, расщепление исходной лексемы на две, по-разному функционирующие в языке; в одной из них появляются и развиваются признаки иной части речи, а другая чаще остается без изменения и продолжает функционировать в исходной части речи.
В русском языке слова любой части речи могут подвергнуться процессу индивидуальной переходности. Выделяются следующие процессы:
· Субстантивация (переход в существительные) прилагательных и причастий.
v в форме мужского рода, прилагательные и причастия приобретают значение «лицо - носитель признака, названного прилагательным или причастием». (Ухаживать за больным ребенком.Больной уже встал с постели).
v В форме женского рода субстантивированные прилагательные обозначают, как правило, помещение, где что-нибудь находится, происходит:(приемная, проходная, операционная, парикмахерская, шашлычная и т. п.)
v В форме среднего рода субстантивированные прилагательные и причастия называют
O обобщенный, отвлеченный носитель признака(прошлое, будущее, новое, прекрасное, отживающее, предстоящее;
O названия кушаний, лекарств (съестное, сладкое, заливное, мороженое, снотворное),
O представителей различных видов и классов растительного и животного мира (млекопитающее, земноводное, цитрусовое).
O Субстантивированные прилагательные в форме мн. ч. представляют собой слова pluraliatantum, обозначающие преимущественно различные виды денег и платежей(командировочные, премиальные, суточные и т. п.; ср. также позывные).
Грамматический механизм субстантивации основан на том, что родо-падежно-числовая парадигма прилагательного или причастия сокращается: от нее остается лишь часть - система словоформ одного рода (в ед. числе) или только мн. числа.
Субстантивироваться могут и другие части речи:
· наречия (дорога в никуда; Сегодня рушится тысячелетнее прежде.Маяковский),
· междометия (Далече грянуло ура.Пушкин)
· любые другие словоформы и их сочетания при передаче произносимых кем-либо слов (работать через «не могу»).
Во всех таких употреблениях субстантивированные слова и их сочетания выступают как несклоняемые существительные среднего рода. Сущность этого явления, в отличие от субстантивации прилагательных и причастий, - чисто синтаксическая; оно сводится к постановке того или иного слова, словоформы, сочетания слов в синтаксическую позицию существительного.
2. Адъективация (переход в прилагательные) причастий. Сущность этого явления - семантическая: потеря причастием глагольных признаков вследствие его семантического отрыва от соответствующего глагола, например: выдающийся, блестящий в сочетаниях типа выдающиеся, блестящие способности; выдающийся, блестящий ученый; убитый, растерянный, потерянный, потрепанный и т. п. в сочетании со словами типа вид, взгляд, лицо. Такие причастия отрываются от глагольной парадигмы и становятся самостоятельным словом - прилагательным при сохранении адъективного типа склонения.
3. Адвербиализация (переход в наречия).
· деепричастия, теряя глагольные признаки и отрываясь от глагольной парадигмы, подобно причастиям при адъективации, например: шутя (Он сделает это шутя - «очень легко, без напряжения»), лежа (Читать лежа вредно).
· формы косвенных падежей и предложно-падежные формы существительных, например формы твор. п. в наречиях типа осенью, зимой, летом, вечером, временами, шагом, рысью, формы вин.п. с предлогами в наречиях вбок, вверх, вниз, вдаль, в одиночку, наполовину, наудачу и т. п. При этом, отрываясь от парадигмы существительного, такие формы становятся неизменяемыми словами, а флексии и предлоги исходных падежных и предложно-падежных форм функционально преобразуются: флексии становятся суффиксами наречий, а предлоги - префиксами.
4. Прономинализация (переход в местоимения) - явление чисто семантическое.
· Существительные –
v «вещь» (Бал - вещь хорошая, неволя-то горька.Грибоедов),
v «дело» (Отпуск - хорошее дело),
v «человек» (при указании на лицо:Он человек неплохой и т. п.),
· Прилагательные
v «известный, определенный» в значении «некоторый, кое-какой» (в известном смысле, на определенном этапе и т. п.).
v Данный (как указ.местоим.)
v Последний («этот, только что упомянутый»)
· причастия,
v Данный (как указ.Местоим.)
v следующий («тот, который сейчас будет упомянут»),
v указанный и др.
Все они приобретают функцию указания на предмет или признак.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 35. Охарактеризуйте процесс перехода одной части речи в другую и проследите за изменением парадигматических свойств (субстантивация, адъективация, адвербиализация, прономинализация).:
- 19. Определите отношение современных исследователей к местоименным словам. Какие признаки лежат в основе выделения местоимения как части речи? Каков объём данной части речи?
- Порядок и особенности перевода земель и земельных участков из одной категории в другую.
- 18. Как определяется наречие в современной морфологии, объем этой части речи? Какие части речи имеют сходство с наречием и почему? Можно ли отнести к наречиям модальные слова и слова категории состояния?
- 16. Укажите принципиальные различия качественных и относительных прилагательных. Охарактеризуйте притяжательные прилагательные и определите их место в системе данной части речи.
Из какой части речи перешло и что обозначает | В какую часть речи перешло и что стало обозначать | Примеры | |
1. Прилагательное (признак) | Существительное (предмет) | Рабочий инструмент, мороженое мясо | Рабочий на стройке, вкусное мороженое |
2. Числительное (порядок при счете) | Прилагательное (признак) | Первый год обучения | Первый (лучший) студент в классе |
3. Причастие (признак предмета по действию) | Прилагательное (признак) | Подтянутые резервы | Подтянутый вид |
4. Деепричастие (добавочное действие) | Наречие (признак действия) | Читал, стоя на сцене | Читать стоя неудобно |
5. Существительное (предмет) | Наречие (признак действия) | Медленным шагом | Ехать шагом |
6. Наречие (признак действия) | Командир шел впереди | Впереди отряда шел барабанщик | |
7. Деепричастие (добавочное действие) | Предлог (выражает зависимость от глагола) | Ушел, благодаря за помощь | Благодаря помощи, выполнил работу |
8. Местоимение (указывает на предмет, признак, количество) | Частица (выражает ограничительное значение) | Старик приехал один | Один (только) старик не вышел встречать гостей |
Образование частей речи
Способ образования | Примеры |
1. Имя существительное | |
1. Суффиксальный | Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота, учить - учитель, плавить - плавка |
2. Приставочный | Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород |
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье | |
4. Бессуффиксальный | Заплывать - заплыв, глухой - глушь |
5. Сложение (различные способы) | Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход |
6. Переход прилагательных, причастий в существительные (субстантивация) | Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании - присутствующие встали |
2. Имя прилагательное | |
1. Суффиксальный | Комната - комнатный, солдат - солдатский |
2. Приставочный | Удалой - разудалый, добрый - предобрый |
3. Приставочно - суффиксальный | За городом - загородный, избежать - неизбежный |
4. Сложение (различные способы) | Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый |
5. Слияние (сращение) | Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый |
6. Переход слов из других частей речи | Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент, блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности |
3. Имя числительное | |
1. Суффиксальный | Три - тридцать, один - одиннадцать |
2. Сложение | Три + сто = триста |
4. Местоимение | |
1. Суффиксальный | Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь |
2. Приставочный | Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько |
5. Глагол | |
1. Суффиксальный | Синий - синеть, умыть - умыться, |
2. Приставочный | Писать - написать, выполнить - перевыполнить |
3. Приставочно - суффиксальный | Столб - застолбить, бежать - разбежаться |
6. Наречие | |
1. Суффиксальный | Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком |
2. Приставочный | Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как |
3. Приставочно - суффиксальный | Далеко - издалека, новый - по-новому |
4. Переход слов из других частей речи | Лежа на диване (дееприч.) - читать лежа, медленным шагом (сущ.) - ехать шагом |
7. Производные предлоги | |
1. Приставочный | Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы |
2. Переход слов из других частей речи | Показаться впереди (наречие) - впереди отряда, благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи |
Словообразовательные выразительные средства языка
СРЕДСТВО | ПРИМЕРЫ |
1. Суффиксы субъективной оценки: а) уменьшительно - ласкательные | Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка; мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек |
б) со значением преувеличения, преуменьшения | Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший; холод - холодина; дом - домишко, домище |
в) со значением пренебрежительности, презрительности, иронии | Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя |
г) со значением неодобрения и др. | Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка; интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга |
2. Приставки со значением преувеличения / преуменьшения (пре-, раз-, сверх- и др.) | Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной; маленький - премаленький; весёлый - развесёлый |
3. Удвоение слов (иногда с добавлением приставки, суффикса) | Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый; зимушка - зима |
Основные типы ошибок словообразования
ТИП ОШИБКИ | ПРИМЕР | ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ | ||||||||||||||||
1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) | пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. | использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт | ||||||||||||||||
2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ | преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. | поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха |
Формообразующие суффиксы
(не образуют новые слова, образуют формы слова)
суффикс прошедшего времени – Л-
суффикс повелительного наклонения – И-
суффиксы причастия – УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ОМ-, - ЕМ-, -ИМ-, -ВШ-, -Ш-, -Т-, -ЕНН-, -НН-
суффиксы деепричастия – А-, -Я-, -В-, -ВШИ-, -ШИ-, -УЧИ-,
-ЮЧИ-
суффиксы степени сравнения – ЕЕ-, -Е-, -ШЕ-, -ЖЕ-, -АЙШ-, -ЕЙШ-
Например: пришёл , сшит ый, говорящ ий, подскочив , новее , идя , сильнейш ий, сидючи , будучи , умывши сь, скажи , расскажи те
ЩЕРБА Лев Владимирович (03.03(20.02).1880, г. Игумен (теперь г. Червень) Минской губ. – 26.12.1944, Москва). Филолог, специалист в области фонетики. Член-коррес-пондент АН СССР (1924). Академик АН СССР (1943).
Родился в семье инженера. В 1898 г. он с золотой медалью закончил 2-ю Киевскую гимназию и поступил на естественный факультет Киевского университета. В 1899 г. перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета, который закончил в 1903 г. По рекомендации И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щерба был оставлен при кафедре сравнительной грамматики и санскрита. В 1906 г. после успешной сдачи магистерских экзаменов был отправлен в научную командировку в Германию и Италию. В 1907–1909 гг. работал в Париже, где в лаборатории Ж.-П. Руссло (Коллеж де Франс) изучал методы и приемы экспериментальной фонетики. В этот же период во время летних каникул занимался изучением лужицкого диалекта лужицкого языка.
После возвращения в 1909 г. на родину Щерба был избран на должность приват-доцента кафедры сравнительной грамматики Петербургского университета. Основное направление научных интересов Л.В. Щербы – фонетика и фонология. Ученый разработал оригинальную теорию фонемы, которая понималась им как звуковой тип, способный дифференцировать слова и грамматические формы и объединять более частные звуковые оттенки, не влияющие на целостность понимания слова всеми говорящими. Он показал, что характер фонем зависит от особенностей звукового строя языка, и предложил понятие типичного, т.е. наиболее независимого от позиции, оттенка. Одновременно ученый уделял большое внимание артикуляторно-акустическому аспекту фонетики. Наряду с В.А. Богородицким он заложил основы экспериментальной фонетики в России. В 1912 г. Щерба защитил магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении», где представил акустический анализ звуков, который связал с отношениями фонем и их оттенков. В этой работе были использованы записи речи, сделанные в лаборатории Ж.-П. Руссло.
ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)
Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ
Переход слов одной части речи в другую
Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.
Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.
Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.
Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.
Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.
Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .
Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.
Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.
Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.
Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.
Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.
Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:
Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).
Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:
Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).
В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:
рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).
Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:
золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).
Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе
Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:
А) морфологический способ (с помощью слово-образовательных морфем - приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.
А) Морфологический способ словообразования
Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) - самый распространённый в современном русском языке.
При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.).
Например:
Существительное силач (основа силач -) образовано от существительного сила (основа сил -) с помощью словообразовательного суффикса -ач . Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач
сил-ач □ ← сил -а (сил- - производящая основа; -ач - словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).
Глагол шагнуть (основа шагну -) образован от глагола шагать (основа шага -) с помощью суффикса -ну -. Это суффиксальный способ словообразования. При образовании глагола шагнуть производящая основа шага - усекается - шаг /а -. Графически образование слова шагнуть можно обозначить следующим образом:
шаг-ну -ть ← шаг/а -ть (шаг/а- - производящая основа; -ну- - словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).
Наречие невдалеке (основа невдалеке ) образовано от наречия вдалеке (основа вдалеке ) с помощью приставки не -. Это префиксальный способ словообразования. Графически образование слова невдалеке можно обозначить следующим образом:
не-вдалеке ← вдалеке (вдалеке- - производящая основа; не- - словообразовательная приставка; приставочный способ).
Наречие по-флотски (основа по-флотски ) образовано от прилагательного флотский (основа флотск -) с помощью приставки по - и суффикса -и . Это приставочно-суффиксальный способ образования. Графически образование слова по-флотски можно обозначить следующим образом:
по -флотск-и ← флотск -ий (флотск- - производящая основа; по- - словообразовательная приставка, -и - словообразовательный суффикс; приставочно-суффиксальный способ).
Морфологический способ словообразования включает в себя несколько разновидностей.
Основные разновидности
морфологического способа словообразования
Способ словообразования | Примеры |
---|---|
1. Приставочный | В -ли -ть ← ли -ть ; не -глубок -ий ← глубок -ий ; бес -порядок □ ← порядок □ ; на -завтра ← завтра . |
2. Суффиксальный | Прыг-ну -ть ← прыг/а -ть ; киевл-янин □ ← Киев ; горяч-о ← горяч -ий . |
3. Нулевая суффиксация | Рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; зелень -Ø * □ ← зелён -ый . |
4. Приставочно-суффиксальный | Без-вер-и [ j ] -е ← вер -а ; при -школь-н -ый ← школ -а . |
5. Сложение | Лес-о -степь □ ← лес □ , степь □ ; овощ-е -хранилищ -е ← овощ □ , хранилищ -е . |
* Знаком Ø принято обозначать нулевой суффикс, т.е. значимое отсутствие суффикса при словообразовании способом нулевой фиксации.
Б) Сращение словосочетания в одно слово
Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных.
Быстрорастворимый, вечнозелёный.
Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию.
Ср.: быстрорастворимый кофе - кофе, быстро растворимый в воде .
В) Переход из одной части речи в другую
Суть способа - образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий).
Рулевой, командующий, мороженое, гостиная .
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий ) - субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ¬ заведовать , заведующий - ‘тот, кто заведует".
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
- существительных (дома, весной
),
- прилагательных (попусту, в открытую
),
- деепричастий (сидя, лёжа
),
- числительных (вдвое
).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ¬ зима, леж-а ¬ лежать, по-пуст-у ¬ пустой.
Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
- отыменные: ввиду, в виде
, в течение, за счет, по поводу,
- отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
- наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере ; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу . Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего ), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя ). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.