Способ перехода из одной части речи в другую. Переход одних частей речи в другие

Словарный состав русского языка постоянно изменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения частей речи и образования новых классов слов является процесс перехода слов из одной части речи в другую.

Конве?рсия (лат. conversiō «обращение», «превращение») - способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения

Под переходом понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит к перемещению слова из одной части речи в другую или к перемещению слова из одного морфологического разряда в другой в пределах одной части речи.

Следствием процессов переходности является синкретизм.

Синкретизм – постоянное объединение в одной форме несколько значений или компонентов значения, разделенных между разными формами.

Синкретичными называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в категориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах) в той или иной степени признаки двух или более частей речи.

В русском языке выделяется два пути образования синкретичных слов (два типа переходности):

· групповой, приводящий к образованию новых классов слов (новых частей речи),

· индивидуальный, касающийся отдельных слов и приводящий к пополнению существующих частей речи или существующих разрядов слов.

Первый путь – это длительный путь развития, путь исторического формирования на базе взаимодействия двух или более исходных частей речи новых классов слов (новых частей речи) или новых разрядов слов.

Так сформировались

· имя числительное,

· причастие, деепричастие,

· формы прошедшего времени глагола с суффиксом -л-,

· имена собственные – фамилии на -ов, -ин (Солнцев, Пушкин) и др.

Второй путь – это путь индивидуального перехода слова из одной части речи или из одного разряда слов в другую часть речи или в другой разряд слов. Количество таких слов может быть самым разным, но в любом случае исходная часть речи или исходный разряд слов не исчезает из языка, так как при этом типе трансформации происходит раздвоение, расщепление исходной лексемы на две, по-разному функционирующие в языке; в одной из них появляются и развиваются признаки иной части речи, а другая чаще остается без изменения и продолжает функционировать в исходной части речи.

В русском языке слова любой части речи могут подвергнуться процессу индивидуальной переходности. Выделяются следующие процессы:

· Субстантивация (переход в существительные) прилагательных и причастий.

v в форме мужского рода, прилагательные и причастия приобретают значение «лицо - носитель признака, названного прилагательным или причастием». (Ухаживать за больным ребенком.Больной уже встал с постели).

v В форме женского рода субстантивированные прилагательные обозначают, как правило, помещение, где что-нибудь находится, происходит:(приемная, проходная, операционная, парикмахерская, шашлычная и т. п.)

v В форме среднего рода субстантивированные прилагательные и причастия называют

O обобщенный, отвлеченный носитель признака(прошлое, будущее, новое, прекрасное, отживающее, предстоящее;

O названия кушаний, лекарств (съестное, сладкое, заливное, мороженое, снотворное),

O представителей различных видов и классов растительного и животного мира (млекопитающее, земноводное, цитрусовое).

O Субстантивированные прилагательные в форме мн. ч. представляют собой слова pluraliatantum, обозначающие преимущественно различные виды денег и платежей(командировочные, премиальные, суточные и т. п.; ср. также позывные).

Грамматический механизм субстантивации основан на том, что родо-падежно-числовая парадигма прилагательного или причастия сокращается: от нее остается лишь часть - система словоформ одного рода (в ед. числе) или только мн. числа.

Субстантивироваться могут и другие части речи:

· наречия (дорога в никуда; Сегодня рушится тысячелетнее прежде.Маяковский),

· междометия (Далече грянуло ура.Пушкин)

· любые другие словоформы и их сочетания при передаче произносимых кем-либо слов (работать через «не могу»).

Во всех таких употреблениях субстантивированные слова и их сочетания выступают как несклоняемые существительные среднего рода. Сущность этого явления, в отличие от субстантивации прилагательных и причастий, - чисто синтаксическая; оно сводится к постановке того или иного слова, словоформы, сочетания слов в синтаксическую позицию существительного.

2. Адъективация (переход в прилагательные) причастий. Сущность этого явления - семантическая: потеря причастием глагольных признаков вследствие его семантического отрыва от соответствующего глагола, например: выдающийся, блестящий в сочетаниях типа выдающиеся, блестящие способности; выдающийся, блестящий ученый; убитый, растерянный, потерянный, потрепанный и т. п. в сочетании со словами типа вид, взгляд, лицо. Такие причастия отрываются от глагольной парадигмы и становятся самостоятельным словом - прилагательным при сохранении адъективного типа склонения.

3. Адвербиализация (переход в наречия).

· деепричастия, теряя глагольные признаки и отрываясь от глагольной парадигмы, подобно причастиям при адъективации, например: шутя (Он сделает это шутя - «очень легко, без напряжения»), лежа (Читать лежа вредно).

· формы косвенных падежей и предложно-падежные формы существительных, например формы твор. п. в наречиях типа осенью, зимой, летом, вечером, временами, шагом, рысью, формы вин.п. с предлогами в наречиях вбок, вверх, вниз, вдаль, в одиночку, наполовину, наудачу и т. п. При этом, отрываясь от парадигмы существительного, такие формы становятся неизменяемыми словами, а флексии и предлоги исходных падежных и предложно-падежных форм функционально преобразуются: флексии становятся суффиксами наречий, а предлоги - префиксами.

4. Прономинализация (переход в местоимения) - явление чисто семантическое.

· Существительные –

v «вещь» (Бал - вещь хорошая, неволя-то горька.Грибоедов),

v «дело» (Отпуск - хорошее дело),

v «человек» (при указании на лицо:Он человек неплохой и т. п.),

· Прилагательные

v «известный, определенный» в значении «некоторый, кое-какой» (в известном смысле, на определенном этапе и т. п.).

v Данный (как указ.местоим.)

v Последний («этот, только что упомянутый»)

· причастия,

v Данный (как указ.Местоим.)

v следующий («тот, который сейчас будет упомянут»),

v указанный и др.

Все они приобретают функцию указания на предмет или признак.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 35. Охарактеризуйте процесс перехода одной части речи в другую и проследите за изменением парадигматических свойств (субстантивация, адъективация, адвербиализация, прономинализация).:

  1. 19. Определите отношение современных исследователей к местоименным словам. Какие признаки лежат в основе выделения местоимения как части речи? Каков объём данной части речи?
  2. Порядок и особенности перевода земель и земельных участков из одной категории в другую.
  3. 18. Как определяется наречие в современной морфологии, объем этой части речи? Какие части речи имеют сходство с наречием и почему? Можно ли отнести к наречиям модальные слова и слова категории состояния?
  4. 16. Укажите принципиальные различия качественных и относительных прилагательных. Охарактеризуйте притяжательные прилагательные и определите их место в системе данной части речи.
Из какой части речи перешло и что обозначает В какую часть речи перешло и что стало обозначать Примеры
1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет) Рабочий инструмент, мороженое мясо Рабочий на стройке, вкусное мороженое
2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения Первый (лучший) студент в классе
3. Причастие (признак предмета по действию) Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид
4. Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно
5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом
6. Наречие (признак действия) Командир шел впереди Впереди отряда шел барабанщик
7. Деепричастие (добавочное действие) Предлог (выражает зависимость от глагола) Ушел, благодаря за помощь Благодаря помощи, выполнил работу
8. Местоимение (указывает на предмет, признак, количество) Частица (выражает ограничительное значение) Старик приехал один Один (только) старик не вышел встречать гостей

Образование частей речи

Способ образования Примеры
1. Имя существительное
1. Суффиксальный Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота, учить - учитель, плавить - плавка
2. Приставочный Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье
4. Бессуффиксальный Заплывать - заплыв, глухой - глушь
5. Сложение (различные способы) Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход
6. Переход прилагательных, причастий в существительные (субстантивация) Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании - присутствующие встали
2. Имя прилагательное
1. Суффиксальный Комната - комнатный, солдат - солдатский
2. Приставочный Удалой - разудалый, добрый - предобрый
3. Приставочно - суффиксальный За городом - загородный, избежать - неизбежный
4. Сложение (различные способы) Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый
5. Слияние (сращение) Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый
6. Переход слов из других частей речи Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент, блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности
3. Имя числительное
1. Суффиксальный Три - тридцать, один - одиннадцать
2. Сложение Три + сто = триста
4. Местоимение
1. Суффиксальный Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь
2. Приставочный Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько
5. Глагол
1. Суффиксальный Синий - синеть, умыть - умыться,
2. Приставочный Писать - написать, выполнить - перевыполнить
3. Приставочно - суффиксальный Столб - застолбить, бежать - разбежаться
6. Наречие
1. Суффиксальный Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком
2. Приставочный Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как
3. Приставочно - суффиксальный Далеко - издалека, новый - по-новому
4. Переход слов из других частей речи Лежа на диване (дееприч.) - читать лежа, медленным шагом (сущ.) - ехать шагом
7. Производные предлоги
1. Приставочный Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы
2. Переход слов из других частей речи Показаться впереди (наречие) - впереди отряда, благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи

Словообразовательные выразительные средства языка

СРЕДСТВО ПРИМЕРЫ
1. Суффиксы субъективной оценки: а) уменьшительно - ласкательные Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка; мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек
б) со значением преувеличения, преуменьшения Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший; холод - холодина; дом - домишко, домище
в) со значением пренебрежительности, презрительности, иронии Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя
г) со значением неодобрения и др. Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка; интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга
2. Приставки со значением преувеличения / преуменьшения (пре-, раз-, сверх- и др.) Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной; маленький - премаленький; весёлый - развесёлый
3. Удвоение слов (иногда с добавлением приставки, суффикса) Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый; зимушка - зима

Основные типы ошибок словообразования

Суффиксы Формы слов
-е-(выш-е); -ее/-ей (быстр-ее) -ше (рань-ше), -же (глуб-же) простая сравнительная степень прилагательных и наречий
- ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий) простая превосходная степень сравнения прилагательных
-л (чита-л) прошедшее время глагола
-и(пиш-и) повелительное наклонение глагола
-ть/-ти(писа-ть, пас-ти) (часто этот суффикс рассматривается как окончание.) неопределенная форма глаголов (инфинитив)
-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий) -ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий) -вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий) -ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый) -енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый) -т- (разби-т-ый) действительные причастия страдательные причастия
-а/-я (держ-а, нес-я) -в/-вши/-ши(удержа-в, удержа-вши, принес-ши) деепричастие

ТИП ОШИБКИ

ПРИМЕР ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт
2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха

Формообразующие суффиксы

(не образуют новые слова, образуют формы слова)

суффикс прошедшего времени – Л-

суффикс повелительного наклонения – И-

суффиксы причастия – УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ОМ-, - ЕМ-, -ИМ-, -ВШ-, -Ш-, -Т-, -ЕНН-, -НН-

суффиксы деепричастия – А-, -Я-, -В-, -ВШИ-, -ШИ-, -УЧИ-,

-ЮЧИ-

суффиксы степени сравнения – ЕЕ-, -Е-, -ШЕ-, -ЖЕ-, -АЙШ-, -ЕЙШ-

Например: пришёл , сшит ый, говорящ ий, подскочив , новее , идя , сильнейш ий, сидючи , будучи , умывши сь, скажи , расскажи те

ЩЕРБА Лев Владимирович (03.03(20.02).1880, г. Игумен (теперь г. Червень) Минской губ. – 26.12.1944, Москва). Филолог, специалист в области фонетики. Член-коррес-пондент АН СССР (1924). Академик АН СССР (1943).

Родился в семье инженера. В 1898 г. он с золотой медалью закончил 2-ю Киевскую гимназию и поступил на естественный факультет Киевского университета. В 1899 г. перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета, который закончил в 1903 г. По рекомендации И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щерба был оставлен при кафедре сравнительной грамматики и санскрита. В 1906 г. после успешной сдачи магистерских экзаменов был отправлен в научную командировку в Германию и Италию. В 1907–1909 гг. работал в Париже, где в лаборатории Ж.-П. Руссло (Коллеж де Франс) изучал методы и приемы экспериментальной фонетики. В этот же период во время летних каникул занимался изучением лужицкого диалекта лужицкого языка.

После возвращения в 1909 г. на родину Щерба был избран на должность приват-доцента кафедры сравнительной грамматики Петербургского университета. Основное направление научных интересов Л.В. Щербы – фонетика и фонология. Ученый разработал оригинальную теорию фонемы, которая понималась им как звуковой тип, способный дифференцировать слова и грамматические формы и объединять более частные звуковые оттенки, не влияющие на целостность понимания слова всеми говорящими. Он показал, что характер фонем зависит от особенностей звукового строя языка, и предложил понятие типичного, т.е. наиболее независимого от позиции, оттенка. Одновременно ученый уделял большое внимание артикуляторно-акустическому аспекту фонетики. Наряду с В.А. Богородицким он заложил основы экспериментальной фонетики в России. В 1912 г. Щерба защитил магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении», где представил акустический анализ звуков, который связал с отношениями фонем и их оттенков. В этой работе были использованы записи речи, сделанные в лаборатории Ж.-П. Руссло.

ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)

Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ

Переход слов одной части речи в другую

Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.

Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.

Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.

Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.

Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.

Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .

Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.

Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.

Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.

Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.

Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.

Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:

Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:

Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).

В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:

рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).

Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:

золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).

Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе

Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:

А) морфологический способ (с помощью слово-образовательных морфем - приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.

А) Морфологический способ словообразования

Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) - самый распространённый в современном русском языке.

При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.).

Например:

    Существительное силач (основа силач -) образовано от существительного сила (основа сил -) с помощью словообразовательного суффикса -ач . Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач

    сил-ач □ ← сил -а (сил- - производящая основа; -ач - словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).

    Глагол шагнуть (основа шагну -) образован от глагола шагать (основа шага -) с помощью суффикса -ну -. Это суффиксальный способ словообразования. При образовании глагола шагнуть производящая основа шага - усекается - шаг /а -. Графически образование слова шагнуть можно обозначить следующим образом:

    шаг-ну -ть ← шаг/а -ть (шаг/а- - производящая основа; -ну- - словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).

    Наречие невдалеке (основа невдалеке ) образовано от наречия вдалеке (основа вдалеке ) с помощью приставки не -. Это префиксальный способ словообразования. Графически образование слова невдалеке можно обозначить следующим образом:

    не-вдалеке ← вдалеке (вдалеке- - производящая основа; не- - словообразовательная приставка; приставочный способ).

    Наречие по-флотски (основа по-флотски ) образовано от прилагательного флотский (основа флотск -) с помощью приставки по - и суффикса -и . Это приставочно-суффиксальный способ образования. Графически образование слова по-флотски можно обозначить следующим образом:

    по -флотск-и ← флотск -ий (флотск- - производящая основа; по- - словообразовательная приставка, -и - словообразовательный суффикс; приставочно-суффиксальный способ).

Морфологический способ словообразования включает в себя несколько разновидностей.

Основные разновидности
морфологического способа словообразования

Способ словообразования Примеры
1. Приставочный В -ли -ть ← ли -ть ; не -глубок -ий ← глубок -ий ; бес -порядок □ ← порядок □ ; на -завтра ← завтра .
2. Суффиксальный Прыг-ну -ть ← прыг/а -ть ; киевл-янин □ ← Киев ; горяч-о ← горяч -ий .
3. Нулевая суффиксация Рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; зелень -Ø * □ ← зелён -ый .
4. Приставочно-суффиксальный Без-вер-и [ j ] -е ← вер -а ; при -школь-н -ый ← школ -а .
5. Сложение Лес-о -степь □ ← лес □ , степь □ ; овощ-е -хранилищ -е ← овощ □ , хранилищ -е .

* Знаком Ø принято обозначать нулевой суффикс, т.е. значимое отсутствие суффикса при словообразовании способом нулевой фиксации.

Б) Сращение словосочетания в одно слово

Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных.

Быстрорастворимый, вечнозелёный.

Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию.

Ср.: быстрорастворимый кофе - кофе, быстро растворимый в воде .

В) Переход из одной части речи в другую

Суть способа - образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий).

Рулевой, командующий, мороженое, гостиная .

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий ) - субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ¬ заведовать , заведующий - ‘тот, кто заведует".

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
- существительных (дома, весной ),
- прилагательных (попусту, в открытую ),
- деепричастий (сидя, лёжа ),
- числительных (вдвое ).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ¬ зима, леж-а ¬ лежать, по-пуст-у ¬ пустой.

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
- отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счет, по поводу,
- отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
- наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере ; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу . Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего ), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя ). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.