Театральная импровизация упражнения. Мастер - класс по актерскому мастерству со взрослыми на тему "игровая импровизация - упражнения". Приемы и упражнения на импровизацию

Выход есть!

Количество игроков: любое. Реквизит: заранее приготовленные карточки с заданиями.

Участникам предлагаются затруднительные ситуации, из которых им необходимо найти оригинальный выход. Игроки наугад вытаскивают по одной карточке, вслух читают написанные там вопросы, либо это делает ведущий. Для подготовки им дается немного времени.

Примеры ситуаций:

  • Вы проиграли зарплату своих подчиненных (общественные деньги) в казино. Ваши действия?
  • Вас случайно закрыли в чужом доме (на работе) поздно вечером. Ваши действия?
  • Ваша собака съела очень важную бумагу, которую вы должны утром представить в суде. Ваши действия?

Примеры ситуаций для женщин:

Побеждает игрок, который окажется самым находчивым, а степень находчивости определяется аплодисментами зрителей.

Телефонный разговор

Реквизит: заранее приготовленные карточки с заданиями.

Ведущий: В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако неверно утверждение, что общаться по телефону проще простого. Для телефонных переговоров очень важно умение слушать (и слышать!), четко формулировать свои мысли, грамотно задавать вопросы, убеждать и т.д. Пусть сейчас участники продемонстрирую нам технику телефонного разговора. Оцениваются фантазия и юмор!

Итак, в конкурсе участвуют два игрока. По условию игры один игрок звонит по телефону, а другой отвечает на его звонок. Условия разговора указаны в карточках:

1-й вариант карточек

1) Вам нужно убедить своего собеседника в необходимости делать зарядку по утрам. Продолжайте разговор, во что бы то ни стало, заставьте собеседника выслушать вас.

2) Вы - злостный грубиян и лентяй. Вам хочется поскорее «отвязаться» от собеседника, но откровенно хамить нельзя, нужно стараться быть вежливым. Трубку класть запрещается.

2-й вариант карточек

1) Вам скучно, и вы звоните своей подруге и болтаете о всем, о чем угодно: рассказываете ей новости про себя и других приятельницах, жалуетесь на своего начальника, делитесь новыми кулинарными рецептами, говорите о моде и т.д. Вы настолько увлечены, что вам не хочется ни в коем случае прекращать разговор.

2) У вас ужасно плохое настроение и вам совершенно неинтересно, что рассказывает подруга. Вы пытаетесь ей деликатно намекнуть об этом. Первой заканчивать разговор нельзя.

Красноречивая картина

Количество игроков: любое. Реквизит: карточки с заданиями — распечатанные изображения известных картин.

Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины. Для того, чтобы войти в образ, примите позу, в которой находится персонаж на полотне и… говорите, что вы думаете и чувствуете!

Варианты заданий – картины, которые игрокам нужно «оживить»:

  • «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
  • «Аленушка» Васнецова
  • «Юдифь» Джорджоне
  • «Кающаяся Марина Магдалина» Тициана
  • «Демон сидящий» Врубеля
  • «Три богатыря» Васнецова
  • «Охотники на привале» Перова и т.д.

Игрокам дается определенное время на придумывание монолога (диалога, разговора). Побеждает самый красноречивый участник.

Рекламный ролик

Участники делятся на пары, им на выбор предлагаются различные предметы (стиральный порошок, шоколад, чайник, часы, утюг и т.д.). Задача игроков – за 10-15 минут отведенного времени придумать рекламный ролик выбранного предмета. Оцениваются смекалка, юмор, артистичность. Победителей определяют зрители аплодисментами.

В художественной дидактике импровизация рассматривается и как один из путей развития творческих способностей учащихся.

Занятия импровизацией преследуют несколько взаимосвязанных целей: одна из них - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить заданное учителем действие или предлагаемое обстоятельство.

И самое важное здесь - свобода творчества. Только при активном отношении учащихся к делу пробуждается интерес к искусству

Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Импровизация - это неповторимое художественное явление. По этой причине, занимаясь импровизацией, желательно обеспечить присутствие зрителей, которые со стороны могут увидеть и оценить сыгранный исполнителем эпизод.

Стимулом для возникновения импровизации является игра, игровое творческое начало и связанная с ним творческая свобода.

Для создания легкой, непосредственной атмосферы урока педагог может использовать импровизационный экспромт - один из приемов, который применим только в состоянии свободы.

Многие выдающиеся режиссеры современности уделяли исключительно большое внимание созданию импровизационной атмосферы творчества. Огромное значение импровизационному состоянию артиста придавал К.С.Станиславский. Он ценил в импровизации способность естественно и непосредственно пробуждать к действию скрытые ресурсы творческого поведения.

Е.Б.Вахтангов предложил участникам Мансуровской студии: «Дадим спектакль-импровизацию. Это отличнейшее упражнение: приглашается публика, вы не знаете, как играть, но знаете, что играть. Сочиним сами пьесу».

Импровизация была излюбленным методом работы Вахтангова. Он не признавал так называемого застольного периода репетиций, долгих разговоров с артистами о пьесе и ролях. Выяснение задач и сверхзадач, обсуждение предлагаемых обстоятельств, уточнение частностей и деталей происходили в действии, по ходу работы на сценической площадке. Он давал своим студийцам часто весьма неожиданные, но всегда очень конкретные и действенные задания. Борясь со штампами сценического поведения, намеренно подстраивал артистам на репетиции всевозможные ловушки и хитрости, тем самым вынуждая их мгновенно, правдиво и точно реагировать на изменившиеся предлагаемые обстоятельства.

Импровизационный характер работы как одна из самых ярких отличительных черт творческой манеры Вахтангова не только не противоречил, но, напротив, полностью опирался на систему Станиславского. Методика Станиславского не теряет своего значения даже при совершенно иной эстетике.

В равноправных взаимоотношениях учителя и ученика важно увидеть способности последнего, жертвуя временем, включить его собственный опыт работы. Педагог - союзник и партнер ученика. Педагогический принцип совместной деятельности требует от педагога развития способности к импровизации, личного участия в ней. Педагог должен обладать такими профессиональными качествами, как внутренняя и внешняя свобода, свежесть восприятия, артистичность и заразительность.

Условием успешности обучения является развитие творческой личности самого педагога. Импровизация является и приемом обучения, и одной из форм общения педагога и учеников, т. е. способом воспитания личности студента, а также способом репетирования. Импровизация - это гибкость в принятии самостоятельных решений и противостояние жесткости, какие бы привлекательные формы последняя ни представляла. Воспитание способностей к импровизации зависит от гибкости, мобильности самого процесса обучения.

Г.А. Товстоногов писал: «Импровизация - это полет фантазии, окрыленность и вдохновение. Импровизация - это творческая раскованность, это свобода замысла и свобода выражения. Импровизация - сердце и душа искусства. Импровизация - это поэзия творчества»

В современной методической литературе выделяются основные принципы и основанные на них технологические элементы развития у учащихся способностей к сценической импровизации:

  • 1. Пробудить у учащегося чувство индивидуальной свободы. В свою очередь, это развивает у него творческую свободу. На пути к творческой свободе, необходимой для импровизации, встают различного рода препятствия: стереотипное мышление или штампы, блокировки или зажимы. Возникновение блокировок может быть вызвано сильно выраженным стремлением к успеху. Наработанное на уроках импровизационное самочувствие органично возникает и в работе на публике. Процесс обучения и раскрытия индивидуальности учащегося, в отличие от театрального процесса, идет медленно. Другими словами, на этапе обучения художественные задачи уступают место задачам педагогическим: определить индивидуальность ученика, развить природные способности, обучить приемам, методам подхода к роли, к работе в театре и т.д. Во время тренинга от каждого учащегося требуется одно - он должен искать собственные варианты упражнений, исследовать границы своих возможностей и стараться их преодолевать. Когда актер технически уже овладел упражнениями и по-своему расширил круг их применения, он стремится к их «обактериванию», т.е. есть к «игре» ими, к ассоциациям, к вариантам неожиданным, необычайным.
  • 2. Напряжение, мешающее созданию импровизационного самочувствия, может идти от атмосферы высокой соревновательности, когда исчезает чувство партнерства. Существуют тренинги на освобождение мышц и внутреннее раскрепощение ученика. Для усиления эффекта работы над развитием непосредственности воображения в импровизации учащийся должен следовать определенным правилам: 1) не стараться быть оригинальным, т.е. не заниматься «оригинальщиной» (доверять своему воображению); 2) снять с себя всякую ответственность за результаты работы воображения (установка на ослабление контроля и критического начала). Ежи Гротовский предупреждал, что «гимнастика, невзирая на то, что актеры должны быть физически тренированными и ловкими, дает лишь блокирующий эффект. Путь для актера - освобождение тела. Дать телу шанс. Дать ему возможность жизни. Если реакция живая, она всегда начинается в недрах тела и только оканчивается в руке. Спонтанность в линиях поведения тела невозможна, если детали носят характер жестов, то есть воплощаются только в ногах и руках, а не укоренены в целостности тела»
  • 3. Импровизирующий исполнитель должен умело воспринимать новые обстоятельства и включать их в развитие действия. Толчком к импровизации в спектакле, конечно, являются репетиции, где закладывается и обусловливается возможность импровизационного самочувствия актера. Этюдный метод репетирования обращается, прежде всего, к интуитивным, импровизационным свойствам участников будущего спектакля. Импровизационный метод на репетициях приносит иногда такие результаты, которых не достичь никакими иными способами.
  • 4. Принцип доведения технических приемов до уровня навыка, т. е. до уровня подсознательного. Научить творчеству нельзя никого, и никаких идеальных моделей, следуя которым можно было бы научиться творить, не существует. ученику предлагается прежде всего определить, что ему мешает, что в нем служит преградой и что «сопротивляется» в нем. Ученик должен найти для себя индивидуальный тренинг, позволяющий исключить эти помехи, эти препятствия на данном этапе своего развития.
  • 6. Выстроенность и логическая последовательность упражнений и всей работы на занятии в применении импровизации. Здесь следует проводить тренинги на освобождение мышц от зажимов и блокировок, упражнения на развитие фантазии и воображения, упражнения на актерскую смелость.
  • 7. Активность и самостоятельность учащихся в работе. Импровизация предполагает авторство исполнителя, его творческую самостоятельность. Личностное начало - это собственный, оригинальный взгляд на мир, на самого себя, на искусство.

Импровизация не только не исключает детальной композиции роли, но и, напротив, подлинная, а не поддельная импровизация достижима только на почве точной актерской партитуры. Иначе нет подлинности. Недисциплинированная импровизация, по сути дела, рождает анархию, хаос приводит к реакциям аморфным и случайным. Истинная же импровизация легка и свободна. Одна из самых больших опасностей, ограничивающих актера, - отсутствие дисциплины. Конечно, можно выразить себя и в формах анархии. Но в таком случае как раз и говорят, что «сказать, видимо, нечего». Импровизационное самочувствие и дисциплина составляют две стороны одного и того же творческого процесса. Мейерхольд сделал осью своей работы дисциплину, разработку и тренировку внешних форм; Станиславский же - импровизационность каждодневной, обыденной жизни. По сути же это два взаимодополняющих аспекта творческого процесса.

Важной характеристикой импровизации является необходимость концентрации на происходящем на сцене именно здесь и сейчас. Надо видеть и слышать все, что говорят или делают партнеры по сценическому действию. Любой нюанс (иногда это ошибка или непроизвольная реакция) подчас меняют весь контекст хода действия и изменяют обстоятельства. Исполнитель в процессе импровизации должен ориентироваться на предъявленные обстоятельства, а не на те, которые заложены в пьесе или те, которые возникали в процессе подготовки или на предыдущих спектаклях. Особенно важно, что в ряду предъявленных обстоятельств должны находиться эмоциональные реакции и все поведение в целом партнеров по сцене. При этом импровизация не должна переходить в произвол на сцене. Исполнитель не должен искажать ни мизансцен, ни текста автора. Без важных моментов импровизация не имеет основы. Свобода импровизирующего подростка выражается в том, как он произносит слова автора, как следует мизансценам, как нюансирует интерпретацию роли, найденную в период репетиций. Всякая импровизация должна быть подготовлена.

Второй ряд принципов развития сценической импровизации определяет качественные состояния психофизического аппарата исполнителя:

I . Настоящие эмоциональные состояния

  • · простые действия с простыми предметами физического мира
  • · простые действия с воображаемыми предметами

II. Открытое восприятие

  • · внимательное изучение окружающего пространства
  • · освоение нюансов окружающего пространства
  • · непрерывное наблюдение за изменениями в окружающем пространстве

III. Непрерывное взаимодействие с партнером

  • · наблюдение за внешними проявлениями поведения партнера
  • · внимательное восприятие вербальной информации, воспроизводимой партнером
  • · внимательное изучение эмоциональных реакций партнеров
  • · постоянное изучение эмоционального состояния партнера

IV. Эмоциональная память

  • · невозможно вызвать не пережитую эмоцию
  • · этюдное проживание формирует эмоциональную память
  • · эмоции активно формируются при взаимодействии между партнерами, такие эмоции сильнее, правдивее, многообразней, и хорошо запечатлеваются на репетиции, а на спектакле моментально вспыхивают вновь
  • · эмоции это базис для запоминания материала драматической ситуации

В качестве вывода по второй части исследования можно заключить, что наблюдение за театральной импровизацией и включение в импровизационную сценическую игру дает возможность подросткам - учащимся театрального творческого объединения обучаться навыкам эмпатии, сенситивным навыкам, активно включаться в коммуникативные процессы, процессы восприятия. Развиваться в плане умений в самоорганизации своей психической жизни. Эта самоорганизация направлена на развитие личностных навыков вхождения и поддержания творческого процесса:

  • · Навыки межличностной коммуникации.
  • · Проявление спонтанного поведения.
  • · Управление процессами восприятия.
  • · Развитие эмоционального интеллекта.

Общаясь с опытным переговорщиком, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов.

Это искусство словесной импровизации – умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании.

Кому-то умение легко жонглировать словами далось с рождения. Остальные же могут ему обучиться, регулярно выполняя упражнения сегодняшнего урока.

Конечно, для этого придется потрудиться. Но однажды развив в себе навык словесной импровизации, он будет выручать вас всю жизнь!

Словесная импровизация поможет вам:

Снять паузы и зависания, когда нужно говорить, а в голову ничего не приходит;

Не заучивать дословно текст выступления, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;

Выступать на высокой энергетике;

Легко отвечать на вопросы, в том числе провокационные;

Уменьшить страх публичных выступлений;

Легко поддерживать светскую беседу и деловые переговоры;

Быстро ориентироваться в смене ситуаций общения и мгновенно находить нужные доводы и аргументы.

Как научиться импровизировать на любую тему?

Следующие приемы помогут вам развить этот навык. Причем – довольно быстро.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

Основные приемы словесной импровизации

Прием 1. Ассоциации

Суть приема заключается в том, что вы немного отступаете от непосредственной темы разговора, переключаетесь на близкую к ней тему, и некоторые время ее развиваете.

Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середина – основная тема, лепестки – ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью...

В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы. Построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.

Разберем пример:

Предположим, вам нужно сделать небольшой доклад на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?

Погода...

Для начала раскроем такую ассоциативную связь, как «прогноз погоды».

«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно. Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут...»

Поговорили... Теперь можно затронуть такую тему, как «глобальное потепление».

«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та, что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год» .

Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? Пусть «погода – традиционная тема для начала беседы».

«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому, что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике, более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей, начинаются с обсуждения погоды...»

Чтобы облегчить вам поиск возможных ассоциаций, я предлагаю вам использовать технику направленных вопросов . Эта техника взята из журналистики, где ее используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы.

Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.

Например, тема «живопись» :

Что такое живопись?

Когда появилась живопись?

Какие стили живописи бывают?

Что в живописи сейчас наиболее популярно?

Каковы перспективы развития живописи?

В чем польза от живописи для обычного человека?

Вот у вас уже есть 6 вопросов, которые можно использовать в дальнейшем, может быть, с легкой переработкой, для развития практически любой темы.

Если же вы загрузите в свою память 50 подобных вопросов, то они будут вас выручать в сложные моменты, когда потеряна мысль и нет понимания, в каком направлении может развиваться дальше ваша словесная импровизация.

Приведу небольшой список подобных вопросов:

1. Что это такое?

2. Когда это появилось?

3. Какие способы приготовления этого бывают?

4. Какой вид этого наиболее популярен?

5. Какие перспективы развития у этого?

6. В чем польза от этого для обычного человека?

7. Чем это можно при желании заменить?

8. Как это используют?

9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?

10. Каким это будет через некоторое время?

11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?

12. Самый известный пример этого?

13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?

14. Какие проблемы это позволяет решить?

15. Кто чаще всего этим пользуется?

16. Какое отношение к этому принято в обществе?

17. Как этим правильно пользоваться?

18. Из каких частей это состоит?

При желании вы можете легко дополнить этот список своими вопросами.

Чтобы лучше прочувствовать, как эти вопросы позволяют вытаскивать из головы различные интересные факты, давайте разовьем такую тему, как гитара».

1. «Гитара - это струнный музыкальный инструмент, который...»

2. «Первые гитары, похоже, появились в XVI-XVII веке (они пришли на замену лютне)...»

3. «Сейчас наиболее популярна шестиструнная гитара. Популярность обусловлена, скорее всего, тем, что...»

13. «Хорошая гитара может стоить от... до... рублей. Цена зависит от таких параметров, как...»

18. «Гитара состоит из полого корпуса, грифа и, как правило, 6 струн...»

Прием 2. Задайте риторический вопрос

Предположим, вы снова не знаете, что говорить дальше.

Тогда естественным и красивым ходом будет задать аудитории (собеседнику) риторический вопрос.

И пока вы задаете вопрос, пока держите паузу после вопроса, пока слышите односложные, короткие ответы от слушателей – у вас более чем достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.

Важно, что это именно риторические или закрытые вопросы, т.е. не требующие ответа или требующие очень короткого и легко предсказуемого ответа. Иначе есть шанс заполучить второго оратора, который, услышав ваш вопрос, с радостью начнет на него отвечать, перехватывая у вас инициативу.

Например, темой вашего выступления являются «самолеты» . Вы встраиваете в него несколько нужных вам вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Эти примеры показывают, что в любой текст можно при желании добавить вопросы. И почти любое утвердительное предложение можно или переработать так, чтобы оно звучало как риторический вопрос, или дополнить вопросом.

Если же вопросы в голову не приходят, можно вначале мысленно сформулировать то, что вы хотите сказать, в утвердительной форме, а потом просто переработать эти утверждения в вопросы.

Прием 3. Импровизация по маршруту

Очень часто случается так, что развиваемая в данный момент тема общения не слишком вас устраивает.

Например, вы пришли на вечеринку, где идет разговор, абсолютно вам неинтересный. Вы хотите перевести разговор на другую, более занимательную тему. Если у вас есть навык импровизации по маршруту, то вы сделаете это легко и незаметно.

Во время вашего выступления из зала звучит вопрос, уводящий в сторону от темы. Навык импровизации по маршруту поможет ответить на вопрос, а затем плавно вернуть беседу в нужное русло. Если же такого навыка у вас нет, то, уйдя в сторону от темы, вам будет довольно трудно плавно вернуться к ней.

В светской беседе или деловых переговорах вы сумеете плавно подвести разговор к нужной вам теме. Например, нужно попросить у начальника повышения зарплаты. Прямо так сразу: «Доброе утро. Повысьте мне зарплату», – это неудобно. Умело направляя беседу, вы легко переведете ее на нужную вам тему.

Есть две техники импровизации по маршруту.

1. Переход по последнему слову

Вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.

Например, если вы начали свой рассказ на тему «яблоки», то это может звучать следующим образом. Сперва очередная ассоциация с яблоком:

«А еще всем известна история о великом ученом Ньютоне, которому на голову упало яблоко. Он задумался, почему яблоки падают вниз – и открыл закон всемирного тяготения». ПЕРЕХОД!

«Удивительно, что миллионы людей видели, как падают яблоки, но не открывали никаких законов, а Ньютон задумался – и сделал великое открытие!» НОВОЙ ТЕМОЙ СТАНОВИТСЯ НЬЮТОН.

«Ньютон открыл еще много важнейших физических законов, его называют основателем классической физики, которая со времен Ньютона практически не изменилась. Жил он, кстати, в бурное, опасное время – в 17 веке, в Англии…» ПЕРЕХОД!

«Тогда Англия сделала огромный шаг в собственном развитии и начала превращаться в могущественную Британскую империю – «Империю, над которой никогда не заходит солнце» – НОВОЙ ТЕМОЙ СТАЛА АНГЛИЯ…

Прислушайтесь к тому как говорят политики и телеведущие. Вы заметите, что это один из их излюбленных приемов.

2. Переход по маршруту

Вы берете любые 3-4 слова и произносите речь, в которой плавно перетекаете из одной темы в другую, по очереди раскрывая их.

Основные стратегии перехода по маршруту:

Стратегия № 1. Последовательно

Темы раскрываются по очереди. Сначала импровизация по первому слову, потом плавно перетекаем ко второму, раскрываем его, переходим к третьему, говорим о нем и завершаем.

Стратегия № 2. Через общую тему

Берем общую тему, которая будет объединять все три слова. Начинаем раскрывать эту тему, используя первое слово, затем – второе и, наконец, третье слово и плавное завершение.

Пример импровизации по маршруту в исполнении батюшки на одном семинаре, который проходил в православном монастыре. Волею судеб батюшке достаются слова «трава», «носки», «микроб».

Батюшка выходит и начинает свое выступление:

«Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня хочу проповедовать вам о любви! Все на этой земле заслуживает любви. Каждый человек, каждое деревце, даже каждая травинка... Да-да! Даже трава, которую мы топчем своими ногами, которую косим на сено, которую часто просто даже не замечаем, - заслуживает любви...»

«Но иногда любовь вдруг уходит из нашей жизни. Из-за чего? Из-за каких-то мелочей: из-за невымытой посуды, из- за невынесенного мусора, из-за грязных носков, которые лежат посреди комнаты. Как, скажите мне, какие-то носки способны разрушить нашу любовь? Носки, которые...»

«И точно так же, как мы моем руки, чтобы уничтожить микробов, которые могут разрушить наше тело, мы должны очищать нашу душу от душевных микробов: злости, зависти, обиды, ненависти, т.к. эти душевные микробы способны разрушить любовь, которая живет в наших сердцах...».

Прием 4. Сочинение сказок

Справка из «сказкотерапии»: при изучении сказок ученые установили, что сказки состоят из типовых 30-40 модулей, таких как: «появление врага», «изгнание главного героя», «помощь друзей», «первая битва с врагом», «решение загадки» и т.д. Любая сказка складывается из модулей, которые в зависимости от сюжета образуют разные комбинации.

Основываясь на этом принципе, можно создать простейший сюжет, состоящий из 7 шагов.

1. Где происходят события

2. Кто главный герой

3. Событие, перевернувшее жизнь героя

4. Какую цель он поставил перед собой после события

5. Главный враг (препятствие) на пути к цели

6. Кто помогал герою в решающей битве

7. Что решил сделать герой после битвы (достижения цели)

Осваивать этот прием интереснее всего в группе, состоящей из нескольких человек. Сперва случайным образом заполняется сюжетная линия. Кто-то один пишет, где происходят события, заворачивает эту часть листка и передает следующему. Тот решает, кто главный герой, не зная, что написано в предыдущей ячейке, и так далее, пока не получается безумный сюжет.

Теперь задача оратора, взглянув на этот листок, попытаться увязать все со всем и сходу сочинить сказку, которая пройдет по этим 7 ключевым точкам маршрута.

Как показывает практика, сказки часто получаются очень веселые. И какие бы, казалось, несвязные вещи ни были написаны в ячейках, всегда удается придумать сюжет, в котором все это идеально сочетается.

Такая игра, кстати, может послужить вам хорошим развлечением на любой вечеринке.

Развитие навыка словесной импровизации

Ниже приведена подборка упражнений на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать в одиночку, но если есть возможность потренироваться в небольшой группе, то эффект от занятий будет гораздо выше.

Эти упражнения создают новые нейронные связи, которые позволяют вам быть гибким в общении, интересным собеседником.

Ступень 1. Увеличение словарного запаса

Лучший способ обогатить свой словарный запас заключается в том, чтобы читать вслух художественную литературу, по 1-2 страницы в день.

При чтении вслух ваш ум будет пробовать на вкус новые слова, а в будущем поможет их воспроизводить, во время диалогов и публичных выступлений.

Итак, вы берете любую художественную книгу и начинайте читать хотя бы по одной странице в день. Возьмите русских классиков, ставьте таймер и начинайте читать. Ваша задача не допускать ошибок в чтении. Когда чувствуете, что можете читать вслух легко, начинайте менять интонацию голоса, громкость, скорость. В диалогах меняйте голоса, озвучивайте героев разными голосами.

Но даже выполнив контрольное задание, не стоит прекращать выполнять это упражнение. Продолжайте читать вслух каждый день по одной странице. Читайте расслабленно, никуда не спешите. Читайте вслух минимум месяц.

Ступень 2. Импровизация на заданную тему

Поздравляю! Вы смогли прорваться на вторую ступень! Было тяжело? Ну ничего, сейчас будет полегче. Здесь уже начинается начальная импровизация.

Откройте книгу на любой странице. Смотрите, с какого слова эта страница начинается. Возьмите это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать выбранную тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с ней, которые приходят вам в голову, а также используя такие приемы импровизации, как ассоциации и риторические вопросы.

Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.

Условие упражнения – пауза между словами не больше пяти секунд.

Начните выполнять упражнение с двух минут, без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.

Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится достаточно много любопытных фактов – нужно только вытащить их из темных закоулков памяти на белый свет.

Легко идут две минуты? Увеличивайте до трех минут. Можете легко говорить три минуты? Увеличивайте до пяти минут.

Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.

Контрольное задание: непрерывно говорить на выбранную тему в течение 10 минут.

После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на третью ступень.

Если же вы работаете в паре, то можете перед переходом на третью ступень отработать дополнительное упражнение, которое улучшит ваш навык поиска ассоциаций на заданную тему.

Дополнительное упражнение. Импровизация «пинг-понг ассоциаций»

Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.

Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.

«Говоря о живописи, в первую очередь хочется рассказать о жанрах. Это...»

Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему, произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40 импровизирует.

«Продолжая тему живописи, хотелось бы напомнить о самых известных художниках, картины которых знают во всем мире. Это...»

Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера № 1, затем от партнера № 2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5 ассоциаций. Потом меняете тему.

Ступень 3. Импровизация в бесконечность

В этом упражнении мы тренируем навык импровизации по последнему слову. Вы случайным образом выбираете тему выступления. Начинаете ее раскрывать. Но на этот раз задачи возвращаться к теме нет. Вы можете спокойно уйти в любую другую тему, потом в третью, потом в четвертую... И так далее. Получается непрерывный рассказ, уходящий в бесконечность. Смену темы рассказа вы можете осуществлять, на свой выбор, по последнему слову предложения либо по хлопку партнера.

В этом упражнении вполне нормально, если, начав с живописи, вы через некоторое время придете к антивоенным манифестациям, а потом к особенностям французской кухни.

Например, начинаем с живописи:

«Говоря о живописи, хотелось бы упомянуть самые известные картинные галереи в России. Это, в первую очередь, Третьяковская галерея...»

Хлопок!

«...а Третьяковская галерея, как вы, наверное, знаете, была создана богатым купцом...»

Хлопок!

«...купечество на Руси всегда славилось своей любовью к благотворительности. Возможно, таким образом они рассчитывали искупить свои грехи, ведь зарабатывание денег...»

Хлопок!

«...тех самых денег, которые когда-то придумали, чтобы облегчить товарообмен и которые сейчас являются символом...»

В этом примере хлопки были раз в 5-7 секунд. В реальном упражнении желательно хлопать чуть реже, примерно один раз в 20-30 секунд, давая оратору возможность хоть чуть-чуть развить тему.

Контрольное задание: продержаться в выбранном темпе в течение 10 минут, без пауз и зависаний, и стараясь делать так, чтобы переход к новой теме был максимально плавным и незаметным.

После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на четвертую ступень.

Ступень 4. Фотография из Интернета

Что дает прохождение этой ступени. Вы научитесь говорить естественные комплименты, научитесь отмечать интересные детали у человека.

Найдите любую фотографию человека в интернете. Выделите любую деталь, которая привлекла ваше внимание в человеке (одежда, лицо, тело, бижутерия, аксессуары, характер, типаж). Начинайте говорить о том, что привлекло ваше внимание. Говорите одну минуту. Теперь возьмите две детали и говорите две минуты (на каждую деталь одну минуту). Теперь возьмите три детали и говорите три минуты. Условия – вы можете предполагать о человеке, кто он если у него это есть, чем он занимается, что любит, почему он такой, какой он был в прошлом и т.д.

Контрольное задание: говорить только о двух деталях десять минут (на одну деталь пять минут).

После того, как вы выполните контрольное задание, возьмите это упражнение на вооружение, начинайте говорить уже о людях, которых вы встречаете в своей жизни. А сами переходите к следующей ступени.

Ступень 5. Импровизация-интервью

Вы представляете, что вы – известный человек и журналисты задают вам вопросы. В этом упражнении потребуется помощь партнера, который будет играть роль журналиста.

Журналист поочередно задает вам вопросы на различные темы, которые касаются как общих вопросов («Что для Вас любовь?», «Сколько Вам денег нужно для счастья?», «Как Вы относитесь к нашему президенту?» и др.), так и различные провокационные вопросы («За что Вы были судимы в молодости?», «По какой причине от Вас ушла Ваша жена?» и т.д.).

Вы должны кратко за 30-40 секунд, но достойно ответить на вопрос, импровизируя на его тему.

Контрольное задание : продержаться 10 минут, отвечая на самые провокационные вопросы журналиста.

Ступень 6. Вижу и говорю

Это упражнение выполняется на улице. Для кого-то оно может показаться неудобным. Но подобная тренировка очень полезна, и позволит вам легко решить проблему неловких пауз во время общения с новыми людьми.

Вы идете по улице и видите что-то перед собой, например снег. Начинаете говорить о снеге. Что угодно можете говорить, но делаете это осмысленно. Например, рассказываете историю из детства, историю друга, свое мнение о снеге и т.д. Говорите одну минуту.

Если вы не хотите показаться окружающим людям сумасшедшей бабушкой, которая говорит сама с собой, тогда выполняйте упражнение, когда нет рядом людей, или говорите шепотом.

Условие – про себя говорить нельзя, только вслух (можно тихо, но вслух).

Делаете это легко? Теперь два слова и две минуты, потом три слова и три минуты. То есть вы рассказывали одну минуту, потом ваш взгляд упал на что-то другое, смените тему, расскажите о новом предмете, который вы увидели.

Контрольное задание : пять слов, пять минут.

Если вы справились с контрольным заданием, это означает, что отныне вы можете говорить, о чем угодно. Проблемы неловких пауз в разговоре для вас больше существовать не будет.

Зеркало

Разогрев, внимание, передача инициативы

Это упражнение делается в парах. Возьмите партнера и встаньте друг напротив друга. Расстояние между вами должно быть около метра. Один из вас Ведущий, а второй - его Отражение. Ведущий показывает любые движения, а Отражение его копирует. Старайтесь действовать синхронно. Ведущий может предлагать бытовые или абстрактные движения. Торопиться не надо - следите, что бы Отражение успевало настроиться на общую волну!

Следующий шаг - спонтанная смена Ведущего. В любой момент любой из партнеров может перехватить инициативу и начать вести. Второй партнер обязательно подстраивается!

Зеркало с отставанием

Разогрев, внимание

Принцип тот же - один из партнеров Ведущий, второй - Отражение. Только Отражение повторяет движения с отставанием на одно! Это упражнение отлично развивает внимание.

Зеркало и ассоциации

Разогрев, внимание

Берем вариант упражнения "Зеркало" и добавляет к нему игру в Ассоциации!

Раздваиваем внимание - тело и воображение.

Один из вас показывает движения, второй его копирует и одновременно с этим вы играете в простые ассоциации.

Ассоциации - это обязательно имена существительные, которые ассоциируются друг с другом (стол - стул - мебель - магазин - продавец - очки - взгляд и т.д.)

Скульптуры

Разогрев, спонтанность, чувство партнера

Это упражнение лучше всего делать в группах по 3 человека.

Распределите очередность - первый, второй и третий!

Первый участник принимает любую позицию тела, второй пристраивается к ней так, что бы получилась скульптура, а затем к ним присоединяется третий. После этого первый снова отмирает и пристраивается к той скульптуре, которая осталась) И дальше по кругу!

Главное в этом упражнении - скорость мышления и реакции. Когда вы отмираете и вам надо найти себе место и позу, то не размышляйте - действуйте быстро, без паузы. Будьте спонтанными и творческими!

Вариация 1: задайте некий образ, который скульптуры будут олицетворять. Например: лето, облака, подводный мир, цветочный магазин и т.д.

В этом случае не нужно разгадывать что именно имеют ввиду другие пратнеры, просто отталкивайтесь от заданного образа и реальных скульптур!

Вариация 2: озвучивайте каждую скульптуру звуком или словом. Если вы озвучиваете словами, то это упражнение превращается в игру ""Ассоциации" с движением!

Это упражнение развивает ассоциативное мышление, воображение и расширяет ваш репертуар движений.

Режиссер - актер

Разогрев, актерское мастерство, раскрепощение

Упражнение делается в парах. Один из вас - режиссер, второй - актер. Дальше все просто: режиссер дает актеру различные задания, и актер их выполняет!

Задания можно поделить на три типа:

  • простые действия
  • актерские игры
  • творческое мышление

Простые действия - это задания типа: сядь на стул, подойди к двери, выгляни в окно и т.д. Они должны быть максимально простыми и в них нужно использовать только реальные предметы.

Актерские игры - это задания, которые начинаются со слова Покажи!

Покажи тигра, стул, закат солнца вручную, воодушевление, раскрепощение и т.д. Режиссер может придумывать любые образы, чувства, понятия, которые актер показывает. Главное тут - импровизация, кураж и актерское мастерство.

Если вы в роли актера, то смело отпускайте воображение и бросайтесь в игру!

Творческое мышление. Режиссер дает простые задания: принеси стул, сядь на диван, налей стакан воды и т.д. Только в этом варианте актер должен выполнить это задание не впрямую, а модифицировать его.

Например, если нужно принести стул, то актер сначала тщательно проверит его на устойчивость, и только потом принесет)

Если нужно налить стакан воды, то актер может поставить этот стакан себе на голову и в таком положении его наполнять водой! Главное, что бы эти действия были внутренне оправданы. К примеру, актер репетирует номер со стаканом воды, или он проспорил другу.

История по слову

Это и упражнение, и очень веселая импро-игра!

Вам нужно вместе с партнером сочинить яркую, интересную и связную историю.

Только в этой истории вы говорите по одному слову.

Например:

А: Вчера

Б: Мария

А: вышла

Б: из избушки.

А: Она

Б: увидела

А: большого

Б: красивого

А: медведя! и т.д.

Здесь главное - слушать пратнера и принимать все, что он дает.

Нужно сотрудничать и сочинять вместе. Не тяните одеяло на себя!

Смело берите инициативу - назначайте места действия, героев, события.

Следите за связностью сюжета. Лучше, если у вас будет один главный герой, с которым происходят разные события.

Один из хороших приемов тут - это игра с прилагательными: "Большой, красивый, белый, влюбленный.. медведь!"

Вы описываете то, чего еще нет, и всегда интересно что же из этого пролучится.

Удачи и практики!

Алфавит

(форма игры, внимание, партнерство)

Это отличная игра для развития скорости мышления и чувства целого.

Начните с партнером диалог на любую тему. Только каждая следующая реплика должна начинаться на следующую букву алфавита.

Например:

А: А вгуст заканчивается..

Б: Б удет осень!

А: В аленки пора доставать)

Б: Г орные лыжи тоже!

А: Д авай лучше коньки достанем - я всегда мечтала научиться на них кататься!

Б: Е здить на лыжах - веселее! И т.д...


Как вы понимаете, пауз между репликами быть не должно! Диалог происходит быстро и динамично. Называйте любое слово, которое приходит в голову на нужную букву и вплетайте его в текст беседы.

Найдите логичный финал вашего диалога!

Вариация 1 : Возьмите одну букву, и начинайте все реплики только с нее! Старайтесь не повторяться, меняйте стартовые слова.

В этом варианте тоже нужно сохранять динамику и найти финал диалога.

Например, вы с партнером выбрали буквы "Н" и "Р":

А: Н адо покрасить забор!

Б: Р уки не хочу пачкать)

А: Н адень перчатки!

Б: Р езиновые?

Вариация 2 : Повторяем каждую букву алфавита по два раза. В этом варианте у вас будет более долгий и развернутый диалог!

Например:

А: А ктерское мастерство у тебя на высоте!

Б: А вот наш режиссер так не считает..

А: Б орис Борисович вообще редко кого хвалит, не переживай!

Б: Б удто он не знает - как это важно для актера!

А: В дохновение и игра важнее, чем похвалы!

Б: В оодушивил ты меня, спасибо) И т.д.

Разминка

Какая последняя творческая идея вас посетила?

Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?

Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. Вспомните свое детство.

Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?

Проверка гибкости ума

У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.

Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.

Вы претендуете на должность руководителя рекламной компании. Утром в день собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?

Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисный мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?

Практика творчества

Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно - проготовление пищи, проведение презентации, подготовка месячного отчета, - и придумайте способ сделать это занятие более творческим.

Развитие метафорического мышления

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах.

Вода для корабля то же, что... для бизнеса.

Цветок вызывает радость, так же как... гнев.

Кран для... то же, что... для свободы.

Мой дом - это...

Моя работа - это...

Мой супруг - это...

Беспокойство - это...

Правда - это...

Любовь - это...

Власть - это...

Идеалы - это...

Успех - это...

Размышление - это...

Счастье - это...

Жизнь - это...

Займитесь синтезом

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

Чем пахнет слово “участвовать”?

Каково на ощупь число семь?

Какой вкус у голубого цвета?

Как выглядит идея свободы?

Какая форма у среды?

Каков вкус радости?

Каким образом вы

Создадите командную игру с двумя мячами?

Переконструируете человеческое тело?

Переконструируете человеческое лицо?

Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?

Повседневное творчество

Каждый день принимайте в постели такую позу, какой вы еще никогда не принимали.

Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.

Каждый день выдумывайте новую мысль.

Каждый день делайте умственную гимнастику.

В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.

Спонтанная иллюстрация

Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворил ваш карандаш?

Программирование снов

Сон часто является источником творческих озарений. Если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем вы думали, засыпая накануне, и постарайтесь записать. Выплесните мысли на лист бумаги, не вставая с кровати.

Две минуты на творчество

Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.

Выполните следующие упражнения.

За две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером” с наибольшим количеством различных интонаций.

На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.