Технология для детей начальной школы. Урок технологии. Аппликации, мозаики и украшения из бумаги

Структура урока технологии в начальных классах

Урок технологии сложен по своему строению, т.к. в его ходе должны быть сформир о ваны у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции.

  1. Постановка цели, темы, трудовой и учебных задач урока.
  2. Подготовка к выполнению трудового задания.
  3. Организация и подготовка рабочего места.
  4. Выполнение трудового задания.
  5. Подведение итогов урока.

Название этих частей урока говорит о содержании деятельности детей. Каждая часть (этап) урока состоит из нескольких элементов. Порядок их расположения в ходе урока з а висит от учебных задач, содержания урока, подготовленности детей и т.д.

Структурные комп о ненты урока

Организационный момент:

Организация детей с перемены на урок, проверка готовности к уроку.

Беседа и сообщ е ние темы урока:

Введение учащихся в тему урока. Здесь обобщаются и пополняются зн а ния детей о назначении изделия, об истории его создания, о материалах, из которых выполнено изделие, их свойствах, производстве. Беседа должна опираться на жизненный опыт учащихся с привлечением зр и тельного ряда. Беседа сочетается с рассказом, сопровождается показом натуральных и изобразительных пособий. Тема урока может быть соо б щена учащимся, как в начале беседы, так и в ее середине или конце (на усмотрение учителя).

Опыты и наблюд е ния:

Данный этап урока включается при знакомстве с новыми материалами и их свойствами. Главная цель этого этапа включить анализаторы ребенка в познание предметов окружающей действительности.

Проводится показ отдельных технологических приемов (в зависимости от урока может присутствовать или нет).

Анализ образца изделия или

Анализ образца конструкции изд е лия:

Данный этап очень важен и направлен на создание у детей общего представления об объеме и характере трудового задания. Основная цель – определение учащимися совместно с учителем конструктивных и техн о логических особенностей трудового задания. По-возможности, самосто я тельный поиск рациональных способов их реализации, выявления извес т ного и неизвестного. Проводится в вопросно-ответной форме (диалог о вой). Учитель задает наводящие вопросы, дети отвечают. Вопросы дол ж ны быть корректными, грамотными. Направлены на выяснение констру к ции изделия, частей, деталей, способа их изготовления, соединения, кре п ления, композиционных особенностей и т.д. Этап организуется с опорой на образец изделия, технический рисунок, активизацией правил безопа с ной работы. Устное описание образца может быть организовано с пом о щью следующих вопросов учителя: (И.П.Фрейтаг « Урок технического труда в начальных классах», с. 11, анализ образца):

  • Что это за изделие? Каково его назначение? Какова его общая форма?
  • Из каких частей оно состоит, каково назначение каждой части? Какая часть главная (или самая трудоемкая)? Какова форма каждой части?
  • Из каких деталей собрано изделие (или каждая его часть)? Сколько один а ковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены д е тали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? К а кая особенность в конструкции изделия?
  • Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?
  • Какие инструменты потребуются для работы?

Например, учитель показывает образец изделия (рис. 1, а), выполненный в ма с штабе 2:1, и задает вопросы учащимся:

Что это? Для чего может быть использовано это изделие? (Это закладка, она нам понадобится для учебника).

Из каких частей состоит закладка? Каково назначение каждой? (Закладка состоит из основы и украшения).

Какая часть главная? (Главная часть – основа, она может служить закла д кой и без украшения).

Какая часть самая трудоемкая? (Украшение).

Какова форма основы? Сколько в ней деталей? (Основа имеет четыре х угольную форму, она изготовлена из одной детали).

Из каких деталей состоит другая часть – украшение? (Орнамент украшения составлен из круга и частей круга).

Сколько и какие детали составляют орнамент? Нарисуйте их и сосчитайте количество одинаковых. (Вызванные к доске ученики изображают 1 целый круг, 2 половины круга, 4 детали по ¼ круга и 6 деталей по 1/6 круга (рис. 1, б). О с тальные учащиеся рисуют на листах бумаги.).

Сколько нужно будет заготовить целых кругов для всех деталей? (4 целых круга).

Как соединены детали в изделие? (Детали наклеены).

Из каких материалов выполнено изделие? (Основа сделана из плотной б у маги, украшение – из более тонкой и цветной).

Какой еще будет нужен материал? (Нужен будет клей).

Какие инструменты потребуются для работы? (Для работы нужны будут карандаш, циркуль, линейка, ножницы, кисть и все необходимое для работы с клеем).

Планирование предстоящей пра к тической деятел ь ности детей:

Устное составление общего плана предстоящих трудовых действий с опорой на ПИК или ГИК, ТИК и образец изделия. По данным картам уч и тель должен провести инструктаж, показывая поэтапно и обсуждая с детьми последовательность выполнения трудовых действий.

При ознакомлении ребенка с продуктом труда, опираясь на ПИК или др. ИК, учитель задает наводящие вопросы. Каждая деталь – это помощь р е бенку в понимании того, что изображено на рисунке или чертеже, какова основная форма, размеры, какие операции необходимо выполнить. Идет коллективное планирование работы, в котором принимает участие весь класс. Этот этап предполагает выбрать и найти оптимальную последов а тельность выполнения изделия. Начинаем с вопроса: «С чего начнем р а боту?» , «Что будем делать дальше?» и т.д. Проводя планирование с оп о рой на чертеж (ГИК), необходимо учитывать, что дети в нач.школе не строят чертеж, они выполняют технологические операции: разметки, р е зания и др. операции. Учащиеся работают по готовому чертежу учителя.

Чтобы начать работу по чертежу, необходимо его прочитать, используя следующие вопросы (Фрейтаг « Урок технического труда в начальных кла с сах», с. 15, чтение чертежа, ГИК, ПИК) :

Вопросы для чтения комплексного чертежа:

1. Чтение изображения.

Что изображено на чертеже? Докажи! Покажи все изображение заготовки детали или развертки. Покажи части изделия на чертеже, назови их. Какой формы заг о товка детали или развертка (если она правильная геометрическая)?

2. Рассмотрение конструкции изделия.

Как будут соединены части изделия? (Подвижно, неподвижно, в разъем). С п о мощью чего будет сделано соединение?

3. Чтение размеров.

Каковы размеры частей заготовки? Что обозначает размер такой-то? Каков о б щий габаритный размер заготовки?

4. Планирование технологических операций.

Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? Что обозначает линия такая-то? Каков порядок выполнения этих операций (разметка по габари т ным размерам, размерам, разметка по частным размерам, сгибание, раскрой по контуру и надрезы, сборка изделия).

Например:

  1. рассмотрение рисунка изделия.

(Что изображено на рисунке? Для чего может быть использовано это изд е лие? – Это конверт для хранения обрезков ткани, бумаги или семян.)

(Какова его общая форма? – Прямоугольная.)

(Из каких частей состоит изделие, каково назначение каждой? – Передняя и за д няя стенки образуют сам конверт, боковые клапаны – для сборки изделия, бол ь шой верхний клапан, чтобы закрывать конверт.)

(Из скольких деталей собирается изделие? – Изделие изготавливается из одной детали – развертки, точнее, выкройки.)

  1. рассмотрение чертежа.

(Что изображено на чертеже? – Развертка конверта. – Докажи! – Если разметить и вырезать такую развертку, согнуть ее по линиям сгиба и склеить, будет ко н верт. Сопровождается показом на чертеже .)

(Покажи и назови части изделия на чертеже и на рисунке. – ученик называет и показывает.)

(Каковы размеры передней стенки конверта? – 90*60мм. – Что можно сказать о размерах задней стенки? – Они равны размерам передней стенки. – Что обозн а чает размер 15*60мм? – Это размер бокового клапана (и т.д.). – Каков габари т ный размер всей заготовки? – 120*145мм.)

3. планирование работы.

(Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? В каком порядке их нужно выполнять? – Разметка, затем раскрой по габаритным размерам, сгиб а ние, раскрой по контуру, склеивание.)

Чтение операционного чертежа развертки

На примере чтения операционного чертежа развертки кораблика – детали счетного материала.

Что изображено на рисунке? – Общий вид изделия «Кораблик». – Какова его общая форма? – Кораблик имеет форму квадрата, но повернутого уголком вниз.

Что изображено на первом чертеже? – Заготовка для кораблика: она квадратная и ее стороны равны 5см. – Что нужно сделать, опираясь на чертеж? – Разметить и вырезать заготовки 5*5см.

Что изображено на втором чертеже? – Линии разметки проведены из угла в угол. Заготовку нужно разметить.

Что изображено на третьем чертеже? – Линия разреза. Заготовку нужно надр е зать по линии разметки до центра.

Что изображено на четвертом чертеже? – Линия сгиба. Одну часть треугольной формы нужно загнуть по линии разметки.

Что изображено и что нужно сделать, опираясь на пятый чертеж? – Загнутую часть намазать клеем по лицевой стороне и приклеить.

На операционном чертеже читается сначала само изображение, потом разм е ры и условные линии, помогающие определить операции, необходимые для изг о товления изделия.

Чтение графической инструкционной карты (ГИК).

Всегда проводится после анализа образца или его рисунка. Пример чтения графической инструкционной карты (ГИК) по изготовлению бумажного стака н чика:

  • Что изображено на первом рисунке? – Заготовка для стаканчика.
  • Какой она формы? – Она квадратная, но повернута одним уголком вниз.
  • Что изображено на втором рисунке? – Линия сгиба. Нужно заготовку сл о жить уголком к уголку.
  • Что изображено на третьем рисунке? – Сложенная заготовка. Она стала тр е угольной формы. – Что еще изображено на этом рисунке? – Изображена линия сгиба. Нужно загнуть правый нижний уголок.
  • Посмотрите на четвертый рисунок, как нужно загнуть правый нижний уг о лок? Уголок должен коснуться противоположной стороны заготовки, его св о бодные края направляются так же, как и нижний сгиб. – Что еще показано на этом рисунке? – Левый нижний уголок загнуть так же, как правый.
  • Что изображено на пятом рисунке? – Сложенная заготовка. Линия сгиба п о казывает, что нужно отогнуть верхние углы. Для этого нужно заготовку пове р нуть верхними углами вниз.
  • Что изображено на шестом рисунке? – Верхние углы отогнуты в две прот и воположные стороны. Заготовку нужно повернуть вниз «дном». Стаканчик г о тов.

Чтение ГИК сложнее для учащихся тем, что кроме чтения самого изображения, размеров и условных линий, помогающих определить операции, необходимые для изготовления изделия (как при чтении операционного чертежа), необходимо обозначить словом все пространственные изменения заготовки при выполнении из нее изделия.

Параллельно анализу ГИК, ПИК или ТИК ведется составление плана р а боты учащихся над изделием и в практической деятельности с практич е скими действиями учеников, т.е. порядок выполнения операций, который составляется с использованием глаголов-действия (разметим, вырежем, приклеим, оформим и т.д.) план может быть составлен устно, а запись на доске сделана заранее и открыта только после его составления. На этом этапе активизируем правила безопасной работы по ходу определенного порядка выполнения операций. Если выполнение изделия рассчитано на несколько уроков, то проводится планирование времени работы. Учащи е ся намечают, сколько пунктов плана можно выполнить на данном уроке. После окончания совместного планирования предстоящей практической деятельности детей, еще раз повторяем весь процесс работы, используя план на доске (при затруднениях – ИК), спрашивая самых слабых уч а щихся или тех, кто отвлекался во время разбора. Затем спрашиваем у класса: «Есть ли вопросы по изготовлению изделия?» При необходимости отвечаем на вопросы, затем закрываем план работы на доске и дети пр и ступают к работе.

Практическая р а бота по изгото в лению изделия:

На этот этап отводится бо ¢ льшая часть урока, примерно 25-30 минут, в зависимости от общей продолжительности урока. Практическая работа может проходить самостоятельно с индивидуальным инструктажем уч а щихся учителем или под комментарий учителя, детей.

Формы практической работы:

Индивидуальная: ученик самостоятельно оценивает стоящие перед ним задачи, намечает пути их выполнения, осваивая весь технологич е ский процесс.

Коллективная: имеет смысл проводить, когда нет возможности в и н дивидуальном изготовлении изделия, достаточно ярко и наглядно пр о демонстрировать те или иные художественные идеи или если для изг о товления отдельному ученику потребуется слишком много времени.

Групповая: дети выполняют в группах отдельные изделия, после чего можно объединить их в общую композицию.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную п о мощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонс т рирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей.

Контроль учителя за ходом и качеством выполнения учащимися техн о логических операций может быть проведен визуально.

По окончании изготовления изделия проводится его проверка в действии и при необходимости доработка.

В течение всей практической деятельности важен и самоконтроль учащихся. По времени проведения: предваряющий, корректирующий, констатирующий. Особенно важен в начальных классах корректирующий (приемы самоконтроля см. – Фрейтаг И.П. Формирование умения сам о контроля на уроках труда// Начальная школа, 1985. №6).

Итог урока:

Проводится выставка и анализ работ учащихся с коллективным пр о смотром и обсуждением. Определяются критерии качества выполн е ния трудовых операций (точность и качество линий разметки, то ч ность и качество линий разреза, точность и качество линий сгиба, точность и качество сборки и т.д.). Приемы организации оценки работ детей могут быть разными: коллективная оценка детьми св о их работ, выставленных на доске, индивидуальная оценка работ учителем (при обходе класса или вызове учеников к столу по мере окончания ими работы и др.). Также д ети должны выразить общую оценку изделий, отмечая качество выполнения работы, наличие или о т сутствие творческой идеи и т.д. Учителю следует поощрять детей не только за собственные достижения, но и за умение увидеть их в работах других учащихся. Подводятся выводы по уроку (повторение и обобщение пройденного на уроке) и выставляются 2 отметки: за работу и за выпо л нение технологических операций. Общая оценка учителем работы класса.

Уборка рабочих мест.

Под руководством учителя дети тихо убирают свои рабочие места.

Оформление конспекта урока технологии

Вид труда : Определяется в соответствии с разделом программы , к которому относится данная тема. Например: обработка бумаги и картона, обработка ткани, с а мообслуживание, техническое моделирование, ОХОРМ.

Тема : Отражает основное содержание работы на уроке. Тема не должна сводит ь ся к наименованию изделия (собачка, ежик и т.д. ), которое является лишь средством, п о зволяющим реализовать запланированное содержание. Также тема не может формулир о ваться и как наименование используемого материала или техники, вида работы (бумага, ткань, природные материалы или «Аппликация», «Бумажная пластика» и т.д .). Тема может быть сформулирована, например, так: « Изготовление закладки способом пл е тения» или «Изготовление модели карельского дома» и т.д.

Объект труда : Это конкретное изделие , которое ребенок должен сделать сам. Н а пример: панно «Цветы», елочная игрушка «Фонарик», модель грузовой машины и т.д.

Цель : Формулируется всегда только одна и определяется с учетом следующих комп о нентов:

По расширению политехнического кругозора; знакомство со свойствами, видами, п о следствиями.

Обучение планированию работы по образцу, графическому рисунку, инструкционным картам.

Формирование и совершенствование практических навыков.

Например: Научить учащихся изготовлять декоративную аппликацию или Научить и з готовлять скульптуру домашнего животного (на выбор) из пластилина или Научить и з готовлять модель грузового автомобиля...

Задачи :

а) образовательные : Направлены на формирование у учащихся общих и специальных знаний и умений:

умение организовать свой труд и свое рабочее место, место для коллективной работы,

умение анализировать трудовые задания и планировать работу,

умение использовать технические чертежи, инструкционные карты,

Умение выполнять разметку материала разными способами, а также основные технологические операции.

владение знаниями о производстве, свойствах материалов, а также основных технологических операций.

владение знаниями о профессиях людей, технике и т.д.

Например: познакомить с понятием «Аппликация» и ее видами…

б) развивающие : Направлены на совершенствование сенсорной сферы ребенка, на ра з витие его образного и логического мышления, пространственного представления, конс т рукторских и творческих способностей, а также на развитие мелкой моторики (мелкой мускулатуры пальцев рук). Например: развитие у учащихся мелкой моторики...

в) воспитательные : Предполагают воспитание рядя положительных качеств и черт х а рактера: трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости и т.д. Например: воспитание бережного отношения к материалам.

Оборудование :

а) материалы : - это то, из чего будет выполняться изделие, например: бумага, картон, клей, природные материалы…

б) инструменты : - это то, с помощью чего будет выполняться изделие, например : но ж ницы, карандаш, линейка, кисточка для клея, стека…

в) приспособления : - это то, что помогает выполнять изделие, например : шаблоны, кл е енка, тряпочка для притирания клея, коробочка для сора…

д) наглядность : - это то, что помогает представить будущее изделие и процесс его изг о товления, например : образец изделия в натуральную величину и в увеличенном размере (для того, чтобы дети, сидящие за последними партами хорошо его видели), инструкц и онные карты, литературный, иллюстративный ряды.

Графическое оформление доски :

Ход урока : оформляется в таблице

Структурные единицы урока:

Деятельность учителя:

Предполагаемые ответы и деятельность учащи х ся:

Организационный момент

Беседа и сообщение темы урока

Опыты и наблюдения

Анализ образца изделия или

Анализ образца конструкции изделия

Планирование предстоящей практич е ской деятельности детей

Практическая работа по изготовлению изделия

Итог урока

Уборка рабочих мест

Методический анализ урока технологии

Первый этап - самоанализ и оценка. Называется тема и задачи. Кратко излагается программа действий, которая была намечена, для достижения поставленных задач, обосновывается задума н ная структура урока, логика выбора данных этапов. Сравнение запланированного хода урока с его реальным течением, анализ причин отступления от первоначального замысла, обоснование дост и жений и неудач.

Самоанализ урока.

Удалось ли реализовать намеченный план? Что из задуманного удалось осуществить лучше всего? Какие моменты на уроке оказались неожиданными?

Соответствует ли содержание урока требованиям программы, допущены ли отклон е ния? Почему?

Все ли вопросы и задания, обращенные к детям, были грамотно и четко сформулир о ваны?

Заметили вы какие-либо свои ошибки, в том числе речевые?

Уделяли ли вы внимание формированию логического умения анализировать, сравн и вать, делать выводы, приведите примеры; специальных умений проводить наблюд е ния, работать с инструментами? Каковы причины невыполнения (недостаточного в ы полнения) этих требований?

Как решались образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока? Дости г нуты ли они?

Выдержана ли запланированная структура урока?

Осуществлялся ли дифференцированный подход к ученикам класса в процессе обуч е ния? Все ли учащиеся активно работали на уроке? Было ли потеряно время? Как этого избежать?

Какие средства наглядности использованы на разных этапах урока? Их эффекти в ность?

В самоанализе необходимо сделать выводы для себя, в которых желательно оценить следующее :

Насколько полно достигнуты цели урока.

Правильность выбранной методики, дидактических материалов, ТСО и т.д.

Трудности при подготовке и проведении урока, которые обусловлены:

  1. уровнем подготовки учащихся;
  2. их отношением к труду;
  3. уровнем материально-технической базы трудового обучения;
  4. уровнем методической базы трудового обучения;
  5. особенностями класса и отдельных учащихся;
  6. уровнем личной теоретической и практической подготовки; особенностями личн о сти самого практиканта.

Общая самооценка урока (что из задуманного удалось реализовать, причины неудач).

Второй этап анализа урока - обсуждение урока с коллегами: студентами-практикантами, методистом, учителем.

К какому виду может быть отнесен данный урок по содержанию?

Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они виду данного урока?

Соответствует ли запланированная система действий студента-практиканта виду урока и поставленным задачам?

Насколько реальные действия студента-практиканта на уроке адекватны тому, что б ы ло первоначально запланировано?

Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, н а сколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты можно отметить?

Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы уч а щихся? Какова общая оценка речи студента-практиканта (ее правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использов а ния)?

Какова общая оценка поведения и деятельности студента-практиканта на уроке (ур о вень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовател ь ность, компетентность, артистизм)?

Удалось ли студенту-практиканту установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге?

Имело ли место на уроке формирование внимательного, заинтересованного и учас т ливого отношения учащихся друг к другу? В чем это выражалось?

Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого сужд е ния?

Какими могут быть пожелания студенту-практиканту?

Для уроков технологии обязательны оценки специфических аспектов занятия:

  • организация и методика вводного инструктажа;
  • соблюдение правил техники безопасности;
  • самоконтроль, самостоятельность работы учащихся;
  • уровень использования технологической документации;
  • соблюдение графической культуры на уроке;
  • применение новых инструментов, приспособлений и приемов труда.

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся по технологии в начальных классах

В 1–м классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а дается словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше. Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологическ4ие операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, пр а вильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и ово щ ных растений, за выращивание растений и уход за ними.

Выполнение изделия в целом

Отметка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при с о блюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Отметка «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

Отметка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия. За проявленную самостоятельность и творчески выпо л ненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой. Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его н6азначению, не оц е нивается, оно подлежит исправлению, переделке. За готовое изделие во время проверо ч ной работы оценка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда.)

2. Отдельные технологические операции

Отметка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, ра с кроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделий из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; бе з ошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и р а циональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно с о ставлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план после самостоятельного анализа изделия (4-й класс); умение продемонстрировать изделие в действии (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы).

Отметка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое – отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал м а териал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознав а нии 4-5 видов семян допустил не более одной ошибки; составил план работы по навод я щим вопросам учителя (2-й класс), вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно сост а вил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й к4ласс).

Отметка «3» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в 3-м классе, до 2 мм в 4-м классе; неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (2-й класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (4-й класс). Для об ъ ективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учет усвоения пр о граммных требований каждым ребенком. Примерная схема учета программных знаний и умений для 1-го класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для 2-4-х классов. Оценка может быть объективн6ой в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. В план урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников – умения правильно и точно резать по линиям разметки, у следующих 3-4 учеников – умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйс т венного труда. Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом сл у чае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке. Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения .

Формы работы студентов

Самостоятельная подготовка и проведение уроков технологии с использованием совр е менных технологий.

Подготовка и проведение различных видов внеурочной работы по художественно-эстетическому циклу дисциплин.

Профессиональные умения и знания

Студент должен:

  • знать образовательный стандарт начального общего образования по технологии (см. приложение);
  • уметь отбирать содержание и оптимальные приемы обучения и воспитания, обе с печивающие эффективную учебную деятельность, активность, самостоятельность, познавательный интерес учащихся;
  • уметь анализировать содержание экспериментальных (альтернативных) программ и учебников, вносить необходимые изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический и наглядный материал;
  • владеть способами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в н а чальной школе;
  • уметь осуществлять индивидуальный подход к учащимся, сочетать индивидуал ь ную, групповую и коллективную деятельность младших школьников в учебной и внеучебной работе по художественно-эстетическим дисциплинам;
  • уметь разрабатывать материалы для проведения обучающего этапа эксперимента и реализовывать их в практике работы в школе.

Критерии оценки деятельности студента

При оценивании урока методист должен ориентироваться на умения, составля ю щие основу деятельности учителя по подготовке и проведению урока. Анализируя урок, проведенный студентом, методист руководствуется следующими критериями:

Умение студента определить место данного урока в системе всей темы;

Умение верно сформулировать тему, цели урока, реализовать их на уроке;

Умение определить структуру урока в соответствии с целью и логические связи между отдельными фрагментами;

Умение организовать познавательную деятельность детей на уроке, обеспечить выбор оптимальных методов и приемов обучения;

Умение ставить учебную задачу и реализовать ее в содержании урока и в выборе метода;

Умение сформулировать вопросы и задания ученикам, ставить их в определенной посл е довательности;

Умение организовать на уроке работу с учебником и другими средствами обучения;

Умение устанавливать межпредметные связи;

Умение контролировать процесс и результаты учебной работы, оценивать достижения учащихся.

В итоге методист определяет, достигнуты ли цели урока, реализован ли намеченный план, высказывает свои пожелания для дальнейшей работы студента и оценивает урок в целом.

«Отлично» - ставится за урок, самостоятельно и творчески подготовленный (ст е пень самостоятельности возрастает от этапа к этапу педагогической практики), на котором решены поставленные задачи; правильно определено содержание и объем учебного мат е риала; использованы оптимальные методы и приемы работы; учащиеся усвоили материал урока; у них сформировались необходимые представления и понятия по теме; максимал ь но активизировалась самостоятельная работа учащихся; выдержаны этапы урока и их с о размерность; эффективно использованы наглядные материалы и другие средства обуч е ния; объективно выставлены оценки; студент не допустил фактических и методических ошибок, обнаружил общую, педагогическую и речевую культуру.

«Хорошо» - ставится за урок, удовлетворяющий всем основным требованиям, предъявленным к отличному уроку, но имеющий некоторую нечеткость в работе студе н та; студент допустил незначительные фактические и методические ошибки; недостаточно выдержал соразмерность этапов урока и т.п.

«Удовлетворительно» - ставится за урок, на котором цели и задачи выполнены не полностью; работа носила нечеткий характер, были допущены некоторые ошибки в изл о жении фактического материала.

«Неудовлетворительно» - ставится за урок, на котором цели и задачи не были в ы полнены; учащиеся не поняли материал; студент допустил грубые фактические и метод и ческие ошибки; познавательная активность учащихся не стимулировалась.

Отметка «неудовлетворительно» ставится также за неявку на урок без уважительной пр и чины и без предупреждения.

Приложение

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПР О ГРАММ

ТЕХНОЛоГИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЕНО НА ДОСТИЖ Е НИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

  • приобретение начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, их примен е ние в практической деятельности;
  • формирование представлений о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • развитие творческих способностей, пространственного воображения, сенсорики и мелкой м о торики рук в процессе различных видов технологической деятельности;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, уважительного отношения к людям и результатам тр у да;
  • овладение практическими способами планирования, организации и объективной оценки своей деятельности, применения правил сотрудничества в коллективной деятельности;
  • получение опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно знач и мой объектов труда.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

общетрудовые знания, умения, навыки и способы деятельности

Трудовая деятельность человека. Мир профессий (общее представление об особенностях разли ч ных профессий). Традиционные ремесла . Семейные трудовые традиции. Предметы рукотворного мира. Современная техника. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека (общее представление). Организация трудовой деятельности. Пост а новка цели, планирование, оценка своей деятельности. Распределение рабочего времени. Осущ е ствление кооперирования и сотрудничества в трудовом процессе. Умение рационально размещать инструменты и материалы на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после заверш е ния деятельности. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструме н тами и материалами. Моделирование несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности): выдвижение идеи , поиск решения и коллективный выбор лучшего варианта, выбор средств достижения поставленной цели, изготовление изделия , оценка результатов.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ДОМАШНИЙ ТРУД

(опыт практической деятельности).

Многообразие материалов: природные материалы, древесина, бумага, картон, металл, ткань, пластичные материалы (называние, сравнение, использование). Сферы применения различных материалов. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное и с пользование и экономное расходование материалов . Поиск и применение информации для реш е ния практических задач: определение формы, размеров, последовательности сборки и изготовл е ния изделий по рисункам, схемам и чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов (линейки, угольника, циркуля). Использование измерений для реш е ния практических и учебных задач. Оценка и контроль качества изделия . Выявление дефектов и их устранение .

Изготовление плоскостных и объемных изделий из различных материалов. Основные техн о логические операции: резание, лепка, тиснение, плетение, сгибание, складывание,. Способы с о единения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Сборка изделий из деталей конструктора. Типовые детали. Овладение приемами сборки и демонтажа изделий из деталей конструктора. Сборка моделей и макетов машин, механизмов, а р хитектурных сооружений, электроприборов из деталей конструктора. Изготовление изделия по техническому рисунку, сборочной схеме, образцу. Внесение изменений в конструкцию изделия . Проверка модели в действии. Создание изделия по собственному замыслу.

Домашний труд. Мелкий ремонт одежды и предметов быта. Декоративное оформление д о машней утвари и жилища. Несложный ремонт книг.

Понимание назначения и использования бытовой техники. Современная бытовая техника . Меры безопасности при использовании бытовых электроприборов. Экономное расходование эле к троэнергии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ

Знать:

  • рассказывать о роли трудовой деятельности в жизни человека;
  • представлять последствия влияния технологической деятельности человека на окружа ю щую среду и здоровье человека;
  • называть сферы применения и назначение различных машин, технических устройств и и н струментов;
  • называть свойства и сферы применения различных материалов.
  • Уметь:
  • на основе наблюдения сравнивать и выделять особенности содержания различных профе с сий;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом;
  • моделировать несложные объекты из деталей механического конструктора и различных материалов по собственному замыслу;
  • определять материалы по внешним признакам, используя различные ощущения;
  • на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы и чертежи;
  • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕ Я ТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изд е лия;
  • применять информацию для решения технологических задач;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу; эскизу, чертежу;
  • собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной сх е ме;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;
  • соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инстр у ментами, электроприборами;
  • осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

Особенности уроков технологии

Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе

План:

1. Особенности уроков технологии.

2. Типы и структура урока технологии.

3. Планирование учебной работы. Подготовка учителя к уроку технологии.

Литература:

Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 192 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7695-03947.

Методика преподавания труда с практикумом [Текст]: курс лекций / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. - 172 с. - 100 экз.

Педагогическая практика для студентов ОЗО факультета учителœей начальных классов по специальности ʼʼПедагогика и методика начального образованияʼʼ [Текст]: методическое пособие / Л. Я. Кульбякина, Т. А. Брагина, Л. Г. Колтакова, Е. В. Островская и др.; Под ред. Л. Я. Кульбякиной, Е. В. Островской; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. – 106 с. - 100 экз.

Контрольные вопросы:

1. Выделите особенности уроков технологии в начальной школе.

2. Назовите типы и опишите структуру урока технологии.

3. В чем заключается подготовка учителя к уроку?

5. Каковы возможности использования предмета ʼʼТехнологияʼʼ для кружковой работы в начальной школе?

Термины и понятия:

календарный план, перспективное планирование, репродуктивный урок, творческий урок, творчество, урок-опыт, урок-практикум.

Цели:

Раскрыть особенности подготовки и проведения уроков технологии в начальной школе.

Отличительная особенность уроков технологии состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а практические действия с предметами обеспечивают ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. И именно уроки технологии предоставляют для этого уникальные возможности. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической деятельности, когда ученик должен учитывать в каждом действии свойства материалов, более ценен.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее ʼʼувидетьʼʼ многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается ʼʼв умеʼʼ, мы стремимся по возможности смоделировать на предметах. Смысл этих действий состоит в том, что человек просто использует закономерность: мыслительная деятельность облегчается, в случае если она сопровождается моторной, практической деятельностью.

К особенностям урока технологии относится требование тратить основное время (до 80%) на практическую работу, иначе трудовые умения просто не будут сформированы.

Третья особенность, учитель постоянно вынужден считаться с тем, что всœе дети работают с разной скоростью и подтягивание их под общий ритм (делай, как я, делай вместе со мной) не дает желаемых результатов, учитель устает, дети шумят, изделия получаются плохими.

Четвертая особенность, несмотря на то, что авторитет учителя в младших классах высок, деловая обстановка на уроке технологии удерживается только тогда, когда он идет в плотном, насыщенном (но не быстром) темпе, на высоком уровне заинтересованности детей. Интерес же удерживается, в случае если у ребенка хорошо получается работа. А для этого он должен понять задание и путь его осуществления, запомнить план работы и без излишних затруднений его реализовать. По этой причине учителю крайне важно правильно строить урок, подкрепляя каждый его этап не просто отдельными средствами обучения, а их комплексами, которые обеспечат достижение цели, создадут условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме.

На уроках технологии большое значение имеет также обстановка психологической разгрузки. Созданию такой обстановки помогает неспешность в работе, спокойная, размеренная деятельность детей. При этом не следует смешивать её с вялостью и скукой, которые имеют в высшей степени отрицательное воздействие на ребёнка. На уроке должен быть психологический комфорт: нормальный эмоциональный тонус, продуманная смена видов деятельности. Это и обеспечивает органическую связь обучения с творчеством в ручном труде.

Еще одной особенностью является то, что большое значение имеет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский (28.9.1918 – 2.9.1970) писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и др.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т.к. руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. Иван Михайлович Сеченов (13.8.1829 – 15.11.1905) был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределœенности развития движений ребенка, как результат созревания определœенных нервных структур.
Размещено на реф.рф
Он писал, что ʼʼдвижения руки человека наследственно не предопределœены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средойʼʼ.

Какой вывод из всœего этого следует? Уроки ручного труда, с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы в современной школе, в т.ч. в школах самых серьезных образовательных ориентаций (скажем, в математических, языковых и пр.).

Особенности уроков технологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности уроков технологии" 2017, 2018.

На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.
Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показываю рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления игрушек из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
А мы, как руководители, должны помочь нашим детям преодолеть неудачи, научить доводить начатое дело до конца, формируя у них целеустремлённость контроль и оценку собственной деятельности, воспитывать старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.
"Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"- В.А. Сухомлинский.
Наши ученики - это творческие личности!




Трудолюбивые!


Старательные!


Урок технологии в начальной школе
(изготовление аппликации ко Дню защитника Отечества).
Цель: формирование эстетическо­нравственной направленности у младших
школьников, развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
 формировать у детей знания о празднике «День защитника Отечества».

закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик,
пограничник, подводник;
 расширить практические навыки по изготовлению аппликаций;
 развивать внимание, воображения, творческие способности;
 развивать умение планировать свою деятельность;
 воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими
руками.
Оборудование:
Мультимедийный проектор для демонстрации презентации; аппликация ­
образец;
для каждого ребенка: распечатанное стихотворение, надпись
«Поздравляем!», эмблемка с якорем, треугольник – тельняшка, набор
шаблонов, картон, цветная бумага, альбомный лист, ножницы, карандаш, клей,
черный фломастер.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Подготовительная часть занятия.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Мишка – моряк Николай Дик
Косолапым часто мишку
Называют ребятишки.
Вовсе это и не так ­
Мишка ходит как моряк.
Моряки в открытом море
Научились поневоле,
Чтоб за борт не угодить,

Вперевалочку ходить.
Вот и ходит мишка важно,
Как морской моряк отважный,
Вдаль внимательно глядит
И без толку не рычит.
Так что зря его ребята
Называют косолапым,
Вовсе это и не так ­
Мишка ходит как моряк.

III. Практическая часть.
1. Исследование:
­ Показ аппликации. Нравится ли вам аппликация? Как вы думаете, для чего
изготовлена данная работа?(Чтобы можно было подарить). Кому ее можно
подарить? На какой праздник?
Приближается мужской праздник – День Защитника Отечества.
­ Кого называют защитниками? Защитниками Отечества?
­ Какие роды войск вы знаете?
­ В каких войсках служили ваши папы? (если не знают, посоветовать дома
расспросить)
­ В праздник приятно получить подарок. Надо успеть приготовить подарки
папам и дедушкам. Конечно же, самым желанным и оригинальным станет
подарок, сделанный своими руками.
­ Внимательно рассмотрите готовую аппликацию. Какие материалы и
инструменты необходимы для ее изготовления?
(Для изготовления открытки понадобиться лист цветного картона, который
будет основой аппликации, цветная бумага, белый лист, простой карандаш,
клей и ножницы.)
­ Приятно ли получить в подарок работу, выполненную небрежно? Ваше
старание – залог аккуратной аппликации.
2. Подготовка к практической части. Техника безопасности:
Чтобы работа принесла радость вам и вашим близким, она должна быть
прежде всего безопасной. Вспомним правила безопасной работы с ножницами
и клеем. (Ответы детей)
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно
прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
3. Практическая работа
– А сейчас можно приступить к практической работе.
Презентация сопровождает этапы работы
­ Какой цвет картона предпочтительнее использовать для фона? Почему не
желательно синий? Коричневый?
­ Готовим основание­ на лист цветного картона приклеиваем белые полоски­
рамку.­слайд 3
­ С обратной стороны приклеиваем поздравление в стихах­ слайд 4

Спасибо, милый папочка,
Что ты достался мне!
Люблю улыбку ясную,
Она ­ как свет в окне!
Хочу, чтобы ты был счастлив,
Успешен и здоров!
Ты ­ самый замечательный
И лучший из отцов!
­ Обводим, вырезаем и приклеиваем мишку.­ Слайд 5
­ Из синей бумаги вырезаем рубашку и одеваем ее на мишку.­ Слайд 6
­ Приклеиваем уголок­ тельняшку. -Слайд 7

­ Приклеиваем ушки, нос, лапки из светло­розовой бумаги. -Слайд 8
­ Добавляем глазки, носик черного цвета.- Слайд 9
­ Одеваем белую шапку-Слайд 10

­ Добавляем лужицу и кораблик. Важно, чтобы кораблик не сливался с
фоном. Парус приклеиваем только за уголки, придав ему объемность.­ Слайд
11
­ Украшаем шапку якорем, приклеиваем надпись «Поздравляем!».­ Слайд 12

В методике преподавания технологии для классификации уроков используется различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по собственным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок: представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система, которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока следующая: организационная часть, сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущие инструктирование учителя; итоговая часть.

Теоретические уроки проводятся при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала. Они учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии. Структура теоретического урока может включать в себя организационную часть, сообщение его темы и целей, изложение материала, закрепление его путем краткого опроса учащихся, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок: ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры. Примерная структура практического урока следующая.

Организационная часть обычно несколько сложнее, чем у теоретического урока, поскольку на практическом занятии, кроме собственно учебного, организуется и трудовой процесс.

Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке. На протяжении всего урока проводятся инструктажи, вводный, текущий и заключительный. Завершается урок уборкой рабочих мест.

Урок лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер.

Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение темы, целей и задач, изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача заданий на лабораторную работу; ее выполнение; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов.

Структура урока решения технических задач такова: сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление.

Контрольно-проверочный урок: имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно по окончанию изученной темы, а также в конце четверти, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу; выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Организация работы учащихся на уроке технология

Обучение технологии в общеобразовательных учреждениях носит в основном практический характер. Большая часть учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность учащихся. Поэтому на этих уроках очень важно правильно ее организовать, чтобы она была целесообразной и эффективной с учебно-познавательной, организационно-технической и экономической точек зрения, что позволит им успешно овладевать имеющимся опытом технической деятельности, на основе которого у них будет формироваться свой опыт в области технологии. В практике обучения технологии получили распространение следующие формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, бригадно-звеньевая, индивидуальная.

При фронтальной форме организации работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания, продвигаются по учебному процессу как бы единым фронтом. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для них всех. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы. Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учащихся нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику.

Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца, осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат. Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои недостатки. Как уже отмечалось, ее нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех необходимым оборудованием и инструментами. К тому же индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий.

Бригадно-звеньевая организация работы предполагает деление группы занимающихся на уроке на отдельные звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные учащиеся занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.

Наиболее распространена на занятиях по технологии индивидуальная форма организации учебной работы. Как правило, учащиеся при этом выполняют общее задание. Но если учитель хорошо изучил своих учеников, знает возможности каждого, то может давать им задания индивидуального характера. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.

В помощь начинающему учителю по технологии прилагается словарь по тканям, из книги Ирины Журавлевой “Ткани” в Приложении 1 . Вам необходимо сделать только подборку тканей.