Убийца дракулы. Граф дракула, кто он - биография

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

Для Брема Стокера он послужил прототипом главного персонажа в романе «Дракула».

Его звали Влад III Басараб. Князем Валахии он был трижды: с октября 1448 по декабрь 1448, с 22 августа 1456 по 1462, с ноября 1476 по декабрь 1476. За это время он заработал себе репутацию садиста. Прозвище Дракула (рум. Dracul), что означает дракон, он унаследовал от своего отца, носившего на шее медальон рыцарского общества с изображением свернувшегося дракона. При правлении Влада дракон появился уже на монетах, которые вошли во всеобщее употребление. Цепеш же означало колосажатель от румынского țeapă, что переводится как кол.

Портрет Влада III

Биография

Точную дату рождения Влада установить не удалось: приблизительно он появился на свет в период с 1430 - 1436 года. Вместе с родителями и старшим братом Мирчи (рум. Mircea) проживал в Сигишоаре. В настоящее время адрес этого дома: г. Сигишоара, ул. Жестянщиков, 5.

После того, как отец Влада взошел на валашский престол, он перевез свою семью из Сигиашоры в Валахию. Там, после рождения третьего сына Раду (рум. Radu), умерла мать Дракулы.

Портрет Влада II, отца Цепеша

Из - за политических интриг в 1444 году Влад вынужден был уехать в Турцию на два года. По возвращению в Валахию многие замечали изменения в характере Дракулы. Он стал более пессимистичным. По мнению историков, причиной изменений послужило убийство в 1446 году отца и старшего брата Влада венграми, а так же психологическое насилие со стороны турок.

Осенью 1448 года при поддержке турецкого войска он взошел на трон Валахии, где, не теряя времени, принялся за расследование смерти брата и отца. Он узнал, что семеро бояр предали его семью.

10 ноября 1448 года Янош Хуньяди (лат. Ioannes Corvinus) объявил войну Владу и направил свои войска в Тырговишту, где по его данным должен был находиться Дракула со своим войском. Влад предпочел скрыться в Молдавии, где в марте 1449 года на престол взошел его троюродный брат Богдан II. В 1449 году Дракула покинул Молдавию и направился в Трансильванию, где набрал армию из добровольцев для возвращение своего трона.

Замок Дракулы в Трансильвании

Только 20 августа 1456 года Влад смог снова занять Валашский трон. Правление продлилось шесть лет, в ходе которого Дракула стал широко известен за пределами Валахии.

Начало его казней началось с «Пасхальной казни». Бояр, причастных к гибели его отца и брата, казнили на праздничном застолье. Было убито десять бояр.

Теодор Аман, «Бояре, застигнутые на пиру посланцами Влада Цепеша»

В 1461 году правитель Турции, недовольный отказом Дракулы платить дань, объявил ему войну. В ходе военных действий Влад проявляет себя грамотным полководцем, но чувствуя численное превосходство турецкой армии, он оставляет свою проигравшую армии на милость победителя и скрывается во владениях венгерского короля Матьяша. В Венгрии Влада заподозрили в заговоре с турками и посадили в тюрьму на 12 лет.

В 1475 году Влада III освободили из заточения, а уже в ноябре 1476 года он сверг с валашского трона Лайоту Басараба. 26 ноября знатные люди Валахии в третий раз избрали своим правителем Дракулу. Правил он всего месяц. В декабре 1476 года по приказу Лайота Басараба Влад Дракула был убит.

Отдельно стоит рассказать о его жестокости. Существует легенда, что своей любовнице, сообщившей о своей мнимой беременности, он вспорол живот со словами «Я же предупреждал, что не люблю лжи».

Влад Цепеш и трупы его врагов

Со своими врагами он расправлялся со всей оригинальностью: рубил головы, варила заживо, сдирал кожу и вспарывал животы. А сажание на кол было его излюбленной пыткой. Всем его подданным было известно, насколько Влад не любил предателей и воров.

Не каждый житель планеты Земля, знает, что граф Дракула — один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир — это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в XV в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют: Валахии.

Сегодня мы подробно разберем биографию Влада Дракулы и постараемся понять, почему он после смерти «стал вампиром».

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы, был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

В древнее время вампирами называли выдающихся воинов, героев


Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.


Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

«Цепеш» в буквальном переводе означает «сажатель на кол»


Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.


Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Заостренный кол во времена Влада III Цепеша был основным орудием казни


Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Правление графа Дракулы оказало большое влияние на его современников


Литературным героем Влад III Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, где по своим личным качествам демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Влад III Цепеш в массовом сознании стал чудовищем, которому нет равных


О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел», и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.

С начала 20-го века не ослабевает интерес к личности Влада III Басараба, правителя княжества Валахия, более известного в современности как граф Дракула, персонаж романа Брэма Стокера. Во всем мире Дракула признан одним из самых жестоких средневековых правителей, но в Румынии его считают национальным героем. Кем же на самом деле был правитель Валахии?

Почему Дракула?

Легендарное прозвище «Дракула» было унаследовано юным Владом от своего отца, Влада II, благодаря его членству в ордене Дракона. Этот рыцарский орден был основан королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургом в 1408 году. Задачей ордена была защита католической церкви от разнообразных язычников и еретиков, а также охрана венгерского королевского дома. По уставу ордена, рыцари должны были носить подвязки и щиты с изображением золотого дракона. Влад II вступил в орден в 1431 году, незадолго до его упадка, и это дало ему прозвище «Дракул» (румынская форма слова «дракон»). Вскоре изображение дракона появилось на золотых монетах, которые выпускал Влад II и на многочисленных геральдических изображениях. Влад III перенял прозвище у своего отца, однако через некоторое время добавил к нему частицу «а» в конце, поскольку в народе оно было наиболее известно именно в таком виде.

Жизнь Дракулы

Влад из династии Басарабов родился в период примерно между 1429 и 1431 годами. Точная дата не сохранилась, но историки установили приблизительный период, по косвенным данным, таким как возраст его старшего брата, о котором известно, что в 1442 ему было 13 лет. Кроме того, установлено начало первого правления Дракулы, ноябрь 1448 года, следовательно, в этот момент он был уже совершеннолетним, поскольку правил без регента. Период с рождения, и до 1436 года он провел в городе Сигишоаре, Трансильвания. Дом сохранился до наших дней и превращен в музей. Он находится по адресу ул. Жестянщиков, 5.

В то время княжество Валахия, впрочем, как и остальные европейские страны, вело бесконечные войны с турецким султаном, а также друг с другом. Время от времени заключались союзы и перемирия, которые, продолжались недолго. Ближайшим стратегическим союзником, и, в то же время, соперником, было королевство Венгрия. Король Янош Хуньяди пытался сделать правителем Валахии своего ставленника, Басараба II. Влад II не имел тогда военной возможности помешать его планам, и прибег к традиционному для христианской Европы способу, обратившись за помощью к турецкому султану Мурату II. Конечно, средневековые короли и правители ненавидели «неверных» турок, а религиозные деятели посылали им проклятия, с церковных кафедр. Однако, традиционная ненависть к своим единоверцам была также сильна. Когда возникала угроза потери власти или влияния от своих христианских «собратьев», союз с турками (если он был возможен на тот момент) был полностью оправданным решением.

«Отличавшийся большой богобоязненностью, неустанно строивший церкви Дракула говорил, что «Моя заслуга его перед Всевышним исключительно велика - ни один его предшественник не послал к Богу столько святых и великомучеников».»
―Влад III Цепеш

Влад II также не мог допустить потери трона, пусть даже его занял бы вполне христианский правитель Басараб II. Летом 1442 года Влад II отправился за помощью к турецкому султану Мурату II. Однако переговоры затянулись на 8 месяцев. В это время власть Басараба II достаточно укрепилась в Валахии, и маленький Дракула, вместе с остальной семьей Влада II, вынужден был скрываться. Переговоры с султаном завершились только весной 1443 года. К счастью, Влад II получил долгожданную возможность изгнать своих христианских собратьев из Валахии. Турецкие войска помогли сместить ненавистного Басараба II, и восстановить власть Влада II. Понятно, что султан рассчитывал извлечь выгоду из такого кратковременного союза.

В это же время, завершился очередной крестовый поход, проводившийся Яношем Хуньяди против турок. В переговорах о мире, участвовал также отец Дракулы. Янош Хуньяди признал, что Валахия остается под влиянием турок. В средние века подобные договора очень часто заключались «вечными», однако в данном случае речь шла лишь о 10 летнем периоде действия. Неудивительно, что уже 4 августа, всего через несколько дней после подписания договора, венгры приступили к подготовке нового крестового похода против турок.

Конечно, ни один здравомыслящий король или император, не стал бы доверять своим военным и политическим партнерам, а хищническая целесообразность диктовала потребность немедленно начать планирование действий против своих союзников. Поэтому, любой союз должен был подкреплен чем-то большим, чем просто бумага, пусть даже скрепленная многочисленными гербовыми печатями и клятвенными заверениями в вечной дружбе. Таким образом, возникла традиция «залога». В конце июля 1444 года Владу III вместе со своим младшим братом Раду пришлось отправиться в Турцию в качестве заложников, обеспечив выполнение союзнических обязательств со стороны своего отца. В этот период ему было примерно 12 лет.

Юный Влад находился в Турции около 4 лет, до осени 1448 года. Большинство историков согласны, что именно в этот период сформировался его знаменитый характер. Есть несколько теорий, что именно повлияло на него в Турции. Утверждают, что его подвергали пыткам, или пытались заставить принять ислам. Также существует версия о том, что его младший брат Раду подвергался сексуальному насилию со стороны Мехмеда, наследника турецкого султана. Все это могло крайне ожесточить Влада. Но скорее всего это мифы, поскольку не существует документальных свидетельств. Нрав средневековых турок действительно был суров, и Влад прошел у турок практику эффективного укрепления вертикали государственной власти. На самом деле, гнилой либерализм был не характерен для Влада еще с младенчества, поэтому обучение оказалось успешным, в чем предстояло убедиться его политическим оппонентам.

В это время венгры, как обычно, жаждущие территориальных приобретений, нарушили мирный договор, решив совместить полезное (очередной крестовый поход против «неверных» в лице турецкого султана), с приятным (устранить Влада II, усадив на его место очередную марионетку, князя, который по иронии судьбы также звали Владислав II). Первоначальный замысел Яноша Хуньяди удался. Отец Дракулы и его старший брат были обезглавлены, и таким образом отстранены от активной политической деятельности. Но тут турецкий султан наконец решил помочь братьям славянам, в ходе генерального сражения на Косовом поле 18 октября 1448 года, разбив войска венгерского короля. Именно эта битва стала ключевым моментом в биографии Влада II, приведя его к успеху. В ноябре он стал валашским князем, сменив венгерского ставленника (дальнейшая судьба которого не представляет интереса).

Первое правление Дракулы

Первый период правления молодого князя Валахии оказался относительно недолгим. Вернувшись в Тырговиште, столицу княжества, Влад проявил себя по настоящему хорошим правителем, и провел политические чистки среди бояр, которые поддерживали венгерского марионеточного правителя. В ходе чисток широко применялись традиционные методы укрепления централизованной власти, подсмотренные еще у турок. Предположительно, именно в это время впервые проявились решительные черты характера будущего Дракулы.

Однако венгерский король Янош все еще стремился вернуть утраченные позиции в Валашском княжестве, и Влад III был вынужден покинуть Тырговиште в том же 1448 году. Политическое убежище было найдено в Молдавии, где он и оставался примерно до 1455 года.

«Известен эпизод, когда в начале своего правления Дракула, созвав до 500 бояр, спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший помнит не менее семи царствований. Ответом Дракулы была своеобразная попытка положить конец «недостойному» порядку, когда бояре оказывались настолько долговечнее своих повелителей: все пятьсот «украсили» колья, вкопанные вокруг замка Дракулы.»

В 1456 году, Влад отправился в Трансильванию, где появилась возможность подготовки политического реванша. В это время там собирался очередной крестовый поход, на этот раз под эгидой монахов-францисканцев. Основу христианского воинства должны были составить ополченцы, стекающиеся со всей Европы. Однако, по идеологическим причинам, крестоносцы не принимали в свои сплоченные ряды православных христиан. Именно из числа этих отвергнутых ополченцев Влад набрал свое первое войско. В это время войска султана начали блокаду Белграда, войска францисканцев отправились туда же, с целью помешать им. Череда сражений, произошедших в июле 1456 года, между турками, и крестоносцами, позволила ополчению Влада беспрепятственно прорваться в Валахию. Часть валашских бояр, во главе с Мане Удрище, вовремя почувствовала изменение политической конъюнктуры, и создала фракцию, поддерживающую Влада III. Во многом благодаря их помощи, 20 августа 1456 года Влад во второй раз стал князем Валахии. Так началось второе правление Дракулы, продлившееся 6 лет. Именно в этот период Дракула совершил большинство своих подвигов, обеспечивших ему бессмертие в популярной литературе 20 века.

Второе правление Дракулы

Заняв высокую должность, Влад вновь занялся чисткой дворянского сословия. Оппозиция, в свое время способствовавшая казни отца и старшего брата, была устранена физически. Чтобы придать торжественность данному событию, был созван традиционный пасхальный пир, на котором агенты Влада III и арестовали недальновидных оппозиционеров. Некоторые румынские источники сообщают, что их казнь состоялась прямо во время пира.

Следующим шагом, который предпринял дальновидный Влад, стал поход в Трансильванию, которая тогда была автономным княжеством в составе Венгерского королевства. Поход, состоявшийся в 1457 году, преследовал две цели. Кроме милых сердцу средневековых королей грабежей и разорений, следовало проучить жителей городов Сибиу и Брашов, которые строили коварные планы отстранения Влада III от занимаемой должности. На это место планировали посадить младшего брата Влада, по кличке «Монах», слабого правителя, склонного к союзу с османскими империалистами. Дракула пресек эти антигосударственные планы, попутно разрушив в Трансильвании 4 крупных поселения и неустановленное количество мелких.

Сепаратистские тенденции однако оказались сильны в Брашове, крупном региональном центре восточной Трансильвании. Там обретался некий Дан, очередной претендент на Валашский престол, которого, как обычно, поддерживал венгерский король. Теперь эту должность занимал Ласло Хуньяди, старший сын Яноша, скончавшегося при подозрительных обстоятельствах в 1456 году.

С 1456 по 1458 год Дракула был вынужден лавировать между венгерским королевством и турецким султанатом, и ограничивался дипломатическом давлением на Брашов. В этот период, несколько раз разорялись окрестности города, но до самой региональной столицы Дракула пока не добирался. Эскалация конфликта продолжалась, и в апреле 1460 года наконец состоялось сражение между войсками Дракулы и Дана. Последний потерпел поражение, и попал в плен к Дракуле. Дальнейшая судьба Дана была вполне предсказуема. В дальнейшем Дракула проявил слабость, недостойную истинного монарха и государственного деятеля, ограничившись всего лишь массовым сажанием на кол военнопленных и мирного населения, в том числе стариков и детей. Центр оппозиции, город Брашов при этом не был ни разрушен, ни сожжен. Возможно, такая слабость объясняется тем, что войска Дракулы были ослаблены потерями, понесенными в ходе всей предыдущей кампании.

Осенью 1460 года, Дракула заключил мирный договор с Брашовым, и некоторыми другими регионами Трансильвании. Как обычно, подписание договора сопровождалось клятвами о мирном сотрудничестве и вечной нерушимой дружбе между народами. Дракула обязался защищать Трансильванию как от турецких агрессоров, так и от братского молдавского народа. В то же время, Дракуле была обещана аналогичная поддержка.

Во время всего периода второго правления Дракулы, значительное место занимало его сотрудничество с православной церковью. Благодаря усилиям Влада III, в Валахии было основано несколько монастырей, строились храмы. Некоторые села, такие, как, например Троэнеши и Тисман, были освобождены от любых повинностей, и закреплены за близлежащими монастырями. Очевидно, это было сделано сердобольным Владом с целью облегчить непосильный труд крестьян, ослабленных непосильным объемом податей, которые требовались для обеспечения многочисленных освободительных походов своего правителя. Впрочем, монастыри сразу же обложили обрадовавшихся крестьян новыми повинностями, но к деятельности Дракулы это уже не имеет отношения.

Политика Дракулы на ближнем востоке

В дальнейшем, фокус внешнеполитических интересов Влада окончательно сместился на Османскую империю. Подавляя сепаратистские тенденции в дворянской среде, Влад продолжил укрепление вертикали государственной власти. В тоже время, армия Валашского государства росла и крепла. В ряды вооруженных сил привлекались свободные крестьяне и горожане. Несмотря на формально действовавшие вассальные отношения, османский султан Мехмед II ждал удобного случая, чтобы вторгнуться в Валахию, и окончательно освободить ее население от угнетателей. Народ охотно вливался в армию Дракулы, ведь все понимали, чем грозит такое освобождение простым людям.

Когда численность войск достигла примерно 500 т., Влад стал действовать, плюс разведка сообщала, что потенциальная численность османских войск, готовых ко вторжению, составляет не более 150 тысяч. В 1461 году был совершен дипломатический демарш – Влад отказался платить дань султану. 150 тысячная армия турок немедленно вторглась в Валахию. Однако Дракула, помимо того, что был искусным дипломатом, проявил себя еще и выдающимся полевым командиром. В 1462 году, в ночном сражении 17 июня войска Дракулы внезапно атаковали турок, уничтожив около 15 000. Те османские солдаты, которым повезло попасть в плен, были казнены традиционным сажанием на кол, а самому Мехмеду II удалось сбежать в Турцию.

По иронии судьбы, вскоре после ночного сражения, фракция оппозиционно настроенных дворян сфабриковала обвинение против Дракулы о том, что он являлся турецким шпионом. Обвинение было сфальсифицировано при помощи очередного венгерского короля, традиционного недолюбливавшего Дракулу. Так завершилось второе правление Влада III, он был брошен за решетку, где и провел следующие 12 лет.

Конец карьеры

Долгожданное освобождение состоялось в 1475 году. Венгерскому королю понадобились военные таланты Дракулы. Возглавляя одно из подразделений венгерской армии, Дракула провел еще несколько сражений с турками. В ноябре 1476 Влад вернулся в Валахию, где сверг князя Лайоту. Благодарные жители избрали Влада своим правителем. Однако, вскоре после этого, рука наемного убийцы оборвала жизнь выдающегося политического деятеля Валахии.

Факты о Дракуле

Существует несколько исторических анекдотов, выразительно характеризующих Влада, и авторитет установленной им власти. На фонтане центральной площади Тырговиште была установлена золотая чаша. Любой горожанин мог воспользоваться ею, и выпить воды, однако за много лет, никто так и не попытался украсть ее.

На прием к Владу однажды пришли два странствующих монаха. Влад поинтересовался, что говорят о нем в народе. Один из монахов сказал, что Влада повсеместно восхваляют, а второй сообщил о многочисленных проклятиях в его адрес. Первый монах был немедленно казнен традиционным сажанием на кол, поскольку Влад не любил когда в его присутствии лицемерили.

Согласно еще одной легенде, Влад решил проблему с малообеспеченным населением в Валахии. Собрав вышеназванный контингент в столице, Влад устроил им шикарный пир. Когда гости хорошо наелись, Влад спросил у них, желают ли они раз и навсегда избавится от голода. Гости, конечно же, ответили согласием. После этого Влад приказал запереть все выходы из здания, и сжег его.

Происхождение прозвища Цепеш

Второе по известности прозвище Влада, «Цепеш», на самом деле появилось уже после его смерти. Оно означает «Кол», и было дано ему турками. А происходит оно от любимого вида казни, чаще всего применявшейся Владом для укрепления власти и государства. Сажание на кол применялось и раньше, но Влад внес в него определенное разнообразие. Например, форма кола могла изменяться. Также кол мог вводиться в подсудимого через горло или пупок. Когда высшей мере социальной справедливости подвергался дворянин, или высокопоставленный оппозиционер, его кол всегда находился выше простых крестьян.

Сказки о Дракуле

В условиях информационного вакуума, который был характерен для средних веков, сказки и легенды, слагаемые о Дракуле, часто являются единственным источником информации о его деяниях. Самые первые легенды о Дракуле сложились в среде простых людей, румынских крестьян, для которых он был героем, освободившим их от турок. Сказки передавались из поколения в поколение, постепенно обрастая невероятными подробностями. В наше время уже не представляется возможным определить, где реальные факты, а где откровенное народное творчество.

Дракула в кинематографе

В наши дни подсчитано, что о валашском правителе снято около 270 фильмов, показатель, достойный книги рекордов Гиннеса. В это число входит примерно 150 полнометражных картин. В большинстве они являются третьесортными фильмами ужасов, созданными для публики, не отягощенной интеллектом и познаниями в истории. Однако существуют фильмы, обласканные критиками и Голливудом.

Замок Дракулы

Замок Бран, прозванный «замок Дракулы», находится в 30 километрах от Брашова, являясь одной из приманок для туристов. Согласно местным легендам, Дракула проводил здесь много времени с1456 по 1458 год. Другая, совершенно уже неправдоподобная, легенда рассказывает о пытках, которым Дракулу в этом замке подвергали турки. Из-за отсутствия документов, ни одну из легенд подтвердить не удается. Скорее всего, хитрые румынские крестьяне просто сочинили их, чтобы заставить глупых туристов оставить часть своих денег в гостеприимном Бране.

Дракула сегодня

Трезвый анализ фактов, достоверно известных о Владе III, приводит к четким выводам. Влад Цепеш был типичным средневековым правителем, воспитанным соответственно своему времени. Возможно, он был чрезмерно жесток с пленными, крестьянами и дворянами-оппозиционерами, но это было характерно для абсолютного большинства тогдашних правителей. Время было жестокое, а власть нужно удержать любой ценой. Казалось бы, так бы и остаться ему одной из незначительных, хотя и кровавых,фигур средневековой истории. Но не тут-то было!

Давно известен интерес малообразованной массы к самым низменным и животным проявлениям человеческой натуры, а несчастный случай на улице моментально собирает толпу зевак. Современная поп-культура четко улавливает эту потребность и поощряет ее. В начале 20 века, такие писатели как Эдгар По, Брэм Стокер и Роберт Блох стали пионерами подобной эксплуатации массовым сознанием, создав первые романы ужасов. Тут то и пригодился средневековый князек местечкового масштаба, моментально превратившийся в икону. За первыми произведениями о Дракуле хлынул настоящий поток откровенно низкопробной литературы, конца которому не видно. Пока кровавый аппетит публики не будет удовлетворен, фильмы и книги о Дракуле будут появляться, а писатели будут создавать все более извращенные и кровавые сюжеты о Валашском князе, оставив далеко позади румынских крестьян, пугавших своих детей сказками о страшном Владе Цепеше.