Вилла папирусов в геркулануме и ее библиотека. Вилла папирусов возле геркуланума Вилла папирусов

Вилла Папирусов - роскошная древнеримская загородная вилла, раскинувшаяся на площади 2790 м² и удалённая от Геркуланума на расстояние нескольких сотен метров. Погребённая под слоем пепла вместе с Помпеями и Геркуланумом при извержении Везувия в 79 году, она была открыта в конце 1740-х годов. Под руководством швейцарского инженера Карла Вебера она исследовалась на протяжении шести лет путём пробивания коридоров в породе, но в 1765 году из-за выхода газа раскопки были свёрнуты. Археологические работы возобновлялись в 1930-х и 1990-х годах, когда за восемь лет было очищено от породы около 10 % территории виллы. В 1998 году раскопки были приостановлены из-за нехватки средств.

Вилла была воздвигнута предположительно в I веке до н. э. и изначально имела гораздо более скромные размеры, но позже была достроена. Территория виллы имела форму прямоугольника в четверть километра длиной. В её западной части располагался просторный перистиль размером 90 х 35 м с бассейном по центру и десятками бронзовых и мраморных статуй (часть из них выставлена в Национальном археологическом музее Неаполя).

На территории виллы было установлено множество бюстов античных литераторов и государственных деятелей - полководца Сципиона Африканского, писателя Аристофана, царя Спарты Архидама III, поэтов Паниассиса и Фесписа, оратора Демосфена, философа Эпикура и многих других. Эти находки позволяют предположить, что владелец виллы был высокообразованным человеком и почитателем искусств. Считается, что вилла принадлежала Луцию Кальпурнию Пизону Цезонию, отцу Кальпурнии, третьей жены Цезаря.

Наиболее впечатляющим открытием виллы является уникальная частная библиотека (единственная сохранившаяся библиотека времён Античности) из 1800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Свитки (та часть, которая расшифрована) содержат преимущественно сочинения Филодема, а также Цецилия Стация, Хрисиппа, Колотеса, Эпикура и его учеников Лукреция, Метродора из Лампсака, Полистрата и других.

Установить авторов удалось не сразу. В результате извержения папирусы превратились в обугленные и спёкшиеся свёртки, которые ломались при первых попытках развернуть и прочесть их. В 1756 году Антонио Пьяджо, священник из Библиотеки Ватикана, соорудил машину, которая была способна разворачивать свитки, не повреждая их. Хотя этот способ отнимал много времени, некоторые наименее обуглившиеся папирусы были расшифрованы.

В настоящее время исследование свитков ведётся с помощью многозональной съёмки, но содержание около половины из них всё ещё остается сокрытым. Учёные также предполагают, что в неисследованных областях виллы могут храниться свитки с утраченными текстами диалогов Аристотеля, пьес Софокла, Эврипида и Эсхила, и неизвестные книги «Истории от основания города», фундаментального труда Ливия.

Wiki: en:Villa of the Papyri uk:Вілла Папірусів de:Villa dei Papiri es:Villa de los Papiros

Это описание достопримечательности Вилла Папирусов в Эрколанном, Кампании (Италия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Вилла папирусов- огромная древнеримская загородная вилла за пределами древнего города Геркуланум. Вилла была так названа из- за гигантской коллекции папирусных свертков, найденной здесь. Возможно из всех находок именно Вилла Папирусов является самой важной. Историки давно пытались развернуть обугленные свертки и прочитать их. Сегодня это делают с помощью компьютеров. Возможно мы сможем прочитать самое полное собрание античной литературы. Сегодня лишь часть этой виллы раскопана. Нас еще ждет много интересных сюрпризов и находок.

Вилла Папирусов находится на некотором расстоянии от остальной части раскопанной города Геркуланум. Эта великолепнoe здание имеет прямоугольную форму (более 250 метров в длину) и расположена параллельно древнему берегу Неаполитанского залива и была построена в I веке до н.э, богатым аристократом Луцием Кальпурнием Пизоном Цезонином. Он был римским консулом, а его дочь Кальпурния стала третьей женой Юлия Цезаря. В этой вилле Луций Кальпурний Пизон Цезонин жил, уйдя на пенсию. Изначально Вилла была небольшая, но позже была увеличена. Изюминкой загородней дачи был просторный перисталь размером 90 на 35 метров с центральным бассейном в середине. На этом открытом пространстве был разбит сад с более, чем 80 брозовых и мраморных статуй. Часть этих статуй разбросаны по всей Европе, но большая часть хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Среди этих статуй есть изображения философа Эпикура, Спартанского царя Архидама III, писателей Фесписа, Аристофана, Паниассиса, греческого политика Демосфена и влиятельного полководца Сципиона Африканского, прозванный так за свои победы над армией Карфаген в конце Пунических войн.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Археологические раскопки

Вилла Папирусов была впервые открыта в 1740-х годах. Археологические раскопки проводились под руководством швейцарского инженера Карла Вебера в течение 6 лет, начиная с 1750 года. Раскопки Виллы Папирусов проводились методом копания тоннелей. Рабочие как кроты прорывали себе путь, а Вебер составлял приблизительное описание всего здания. Слева на фотографии снимок одной из таких тоннелей. Работа продолжалась под патронажем короля Карла II, Бурбона короля Неаполя. Вебер и его рабочие по сути занимались воровством. Назвать эти раскопки археологическими очень сложно. Рабочие собирали статуи, а мелкие вещи они попросту выбрасывали или уничтожали. Около 90 великолепных статуй были вынесены из виллы. Некоторые из них были отданы в качестве подарков различным главам государств.

Многие жители современного Еркуланума пытались протестовать проводимым раскопками так как боялись, что их дома будут разрушены или обрушаться. В 1765 году выход газа прекратило раскопки и засыпало свои тоннели. Археологические раскопки продолжились в 1930-х и 1990-х, однако даже сегодня лишь 10 % всей виллы открыты. Помимо прекрасных статуй, и богатого внутреннего декора, Вилла Папирусов славится своей коллекцией папирусных свитков, который были обуглены и сохранились в течение многих столетий.

Библиотека Виллы Папирусов

Люциус Кальпурний Пизон был богат грамотным человеком, который покровительствовал искусствам и наукам в своей стране и Геркулануме, в частности. Ему удалось собрать одну из самых больших библиотек своего времени. Последующие хозяева Виллы Папирусов увеличили коллекцию книг. Ученые сразу оценили ценность свитков, но не было технологии развертывать эти свитки. Многие ученые пытались это делать, но получалось это у них не очень хорошо. Зачастую они уничтожали эти хрупкие артефакты. Священник из Ватиканской Библиотеки Антонио Пиажио или Пьяджо создал первую машину для развертывания свитков в 1756. Он разработал механическое устройство, которое медленно разворачивало папирус и делало его видимым и относительно целым. Ему удалось прочитать только несколько оригинальных документов Геркуланума. Однако многое изменилось с приходом компьютеров. Только сегодня мы можем открыть свертки и прочитать их содержимое. Многочисленные свитки могут вернуть нам произведения античных авторов, которые были уничтожены во время нашествия варваров.

Свитки сохранились благодаря облаку, охвативший город и поднял температуру до 750 градусов по Фаренгейту убив всех жителей, но каким-то чудом, сохранил произведения античных авторов, обуглив их. Ученым удалось обнаружить огромную коллекцию произведений греческого философа Эпикура. Известно, что хозяин виллы Луций Кальпурний Пизон Цезоний был большим поклонником эпикурской философии. Более того было найдено более 1800 обугленных свитков работ, принадлежавших Филодема, Цицилия, Стация, Хрисиппа, Колотеса, а также учеников Эпикура Лукреции, Метродора из Лампсака, Полистрата и многих других. Большая часть папирусов еще не прочитана. Да и сама вилла хранит еще большую часть библиотеки.

К сожалению, раскопки в Геркулануме задача не из легких. В то время как Помпеи были покрыты слоями пепла в которых было довольно легко копаться. Геркуланум же был покрыт слоем горячей грязи 30 метров в высоту, которая затвердела в течение многих столетий. Грязь сохранила деревянную мебель и свитки папируса, но она же делает работу археологов чрезвычайно трудным. Кроме того, большая часть современного Эрколано (или Геркуланум) находится прямо над древним городом. Для того, чтобы раскрыть древние строения надо очистить много современных зданий, в том числе Муниципальные здания.

Вилла Гетти

Однако, Виллу Папирусов можно увидеть сегодня в Малибу в Калифорнии. Американский архитектор и предприниматель Поль Гетти реконструировали Виллу Папирусов в 1974 году. Его вилла следовало плану Карла Вебера, первооткрывателя великолепного поместья. Копия конечно не точная так как Карл Вебер не успел открыть Виллу Папирусов полностью, но очень близка к оригиналу по размеру и внешности. Также здесь он открыл комплекс музея античности.

Вилла папирусов − загородная вилла эпохи Древнего Рима, находящаяся в нескольких сотнях метров от Геркуланума. Предположительно, владельцем виллы был отец жены Цезаря − Луций Пизон Цезоний. Извержение вулкана Везувий в 79 году нашей эры погребло данную виллу под пеплом и лавой на семнадцать столетий. Группа археологов под руководством Карла Вебера обнаружила ее в конце 1740-х годов. Ими проводились раскопки виллы путем пробивания коридоров в породе на глубине двадцать семь метров. Исследования велись в течение одиннадцати лет − с 1750 года по конец 1761 года, затем были приостановлены из-за выхода газа. После этого к раскопкам виллы приступали в 1930-х и 1990-х годах. Всего к настоящему времени раскопано немногим более десяти процентов территории виллы.

Согласно археологическим раскопкам строительство виллы началось в первом столетии до нашей эры, и изначально у нее были довольно скромные размеры. Впоследствии вилла была перестроена и расширена.

Вилла папирусов имела форму прямоугольника и занимала площадь две тысячи семьсот девяносто квадратных метров. Она была вытянута вдоль морского побережья с северо-востока на юго-запад на двести пятьдесят метров. В ней находилось два перистиля. Один − большой, продолговатый, с обширным (более девяноста четырех метров в длину и около тридцати двух метров в ширину) водоемом в центре. Другой − гораздо меньше, в форме квадрата (10 х 10 колонн), с узким и длинным водоемом. К меньшему перистилю с юга примыкал этрусский атрий с имплувием. К северу от данного перистиля располагалось помещение с одним рядом колонн и апсидой в виде полукруга, предназначенное для физических упражнений и отдыха.

Его пол покрывала мозаика геометрической формы. Большой перистиль представлял собой сад с аллеями, отгороженный от окружающей местности стеной. Его огромный водоем сопоставим только с водоемом в тосканской вилле Плиния Младшего.

Во время раскопок было найдено множество статуй, бюстов, герм из мрамора и бронзы. Они располагались в четырех помещениях: в большом перистиле, в этрусском атрии и в двух комнатах, находящихся между двумя перистилями.

Во время раскопок на вилле была обнаружена уникальная частная библиотека, состоящая из тысячи восьмисот свитков папирусов с текстами на греческом языке. Уникальность ее состоит в том, что она является единственной сохранившейся библиотекой времен Древнего Рима. Часть свитков, тексты которых расшифрованы, содержат произведения Эпикура, Цецилия Стация, Филодема, Хрисиппа, Колотеса, Лукреция, Полистрата и пр.

Извержение вулкана превратило папирусы в спекшиеся свертки, ломающиеся при попытках их развернуть. В 1756 году священником Антонио Пьяджо была создана машина, способная разворачивать свитки. Это изобретение существенно облегчило работу исследователей. В наши дни свитки исследуются методом многозональной съемки.


Мог остаться самым незаметным
В перечне полузабытых мест,
Если бы ты не был съеден Этной,
Геркуланум, за один присест.

С тех пор как было доказано, что прославленные Гомером «златообильные Микены», «крепкостенный Тиринф» и «песчаный Пилос» не выдумки, слово «чудо», столь часто сопрягавшееся с наукой, призванной выводить легенды на чистую воду, что оно, кажется, уже подверглось полной девальвации. Однако трудно предложить другое, более краткое и точное определение Виллы папирусов, раскопанной четверть тысячелетия тому назад, задолго до археологических чудес XIX в. и даже до рождения археологии как науки.

И дело не только в размерах этого сооружения, самого крупного из памятников такого рода в Кампании и вообще в Италии, и не в уникальном по богатству скульптурном и живописном декоре. Значение Виллы папирусов выходит за рамки истории искусства и быта. Этот памятник позволяет прикоснуться к одному из высочайших проявлений античного духа, к эпикуреизму, к тому, что нашло отражение в поэме Лукреция Кара «О природе вещей», равно как в трактате Цицерона «О природе богов» и, в известной мере, в одах и посланиях Горация.

Никакой, даже самый крупный ученый не застрахован от превратных оценок, вызываемых личными эмоциями. И если вспомнить, что пришлось пережить Винкельману во дворце Портичи, в котором тогда находились все находки Виллы папирусов, то его можно если не простить, то, во всяком случае, понять.

Винкельман прибыл из Рима, полный воодушевления, желая, увидеть и изучить памятники, только что извлеченные из земли, он не сомневался в том, что расскажет о них миру. Эту уверенность подкрепляли рекомендации римских покровителей и его уже сложившаяся репутация знатока античного искусства. Однако он натолкнулся на непробиваемую стену. Полмесяца Винкельман добивался разрешения посетить дворец Портичи, но, получая все время отказ, однако, смог получить аудиенцию у влиятельного министра короля Карла Бурбона - Тануччи. Министр был также неумолим, но помогла маленькая хитрость: Винкельман высказал мнение, что иностранцев не пускают во дворец Портичи, поскольку им нечего там показать. Это было оскорблением! Чтобы посрамить наглого чужестранца, Тануччи разрешил впустить его во дворец, но запретил останавливаться возле находок. Он должен был просто пройти по всем двадцати двум залам в сопровождении хранителя Королевского музея Камилло Падерни, на которого была возложена роль Цербера.

Разумеется, эта ситуация не могла не сказаться на оценках раскопок самолюбивым Винкельманом. Об их директоре, испанском гранде Рокко Алкубьере, Винкельман говорит, используя итальянскую поговорку: «Он имел с античностью столько же общего, сколько рак с луной». Мимоходом упомянут помощник Алкубьере, молодой швейцарский инженер Карл Вебер, без какого-либо объяснения, в чем заключалась его помощь. Однако Винкельман приводит убийственный для организаторов раскопок Виллы папирусов случай, будто, находя надписи из медных букв, их бросали в корзину, чтобы каждый мог складывать какие угодно тексты. Все эти утверждения, граничащие с инсинуациями, опровергаются документами XVIII в.

Вилла папирусов раскапывалась на протяжении одиннадцати лет, с 1750 г. по конец 1761 г. в экстремальных условиях, на глубине 27 м. Сохранился составленный К. Вебером план этой виллы с пояснением на полях красными чернилами мест находок, а также его дневник с перечнем всего найденного.

По фронту Вилла папирусов была вытянута на 250 м вдоль берега моря, с севера-востока на юго-запад. В ней имелось два перистиля: один из них - крупный, продолговатый, с огромным водоемом в центре, другой - меньших размеров, квадратный, с длинным узким водоемом. К квадратному перистилю примыкал тусканский атрий с имплувием. К северу от него находилось помещение для отдыха и физических упражнений. Пол его с полукруглой апсидой и одним рядом колонн был покрыт оригинальной мозаикой в виде геометрических фигур. Продолговатый перистиль представлял собою сад с аллеями для прогулок и был отгорожен от окружающей местности стеной.

В ходе раскопок 1950-1961 гг. Виллы папирусов было обнаружено 67 статуй, бюстов, герм из бронзы и мрамора. Они концентрировались в четырех помещениях: продолговатом перистиле, в тусканской атрии и двух комнатах, находящихся между продолговатым и квадратным перистилями. В обширной комнате, через которую из квадратного перистиля открывался вид в сад, обнаружено девять скульптурных изображений - статуя жреца Исиды, фламина, бюстик Эпикура, бюст Геракла, статуи Афины, бюсты юноши, взрослого мужчины, предположительно Суллы, Демосфена и женщины.

Установлено, что наиболее древний библиотечный фонд Виллы папирусов сформировался вне Кампании, будучи привезен самим Филодемом либо из Гадары, его палестинской родины, либо из Афин, где юный философ его самостоятельно собрал или унаследовал от своего учителя (или учителей) . Этот факт, установленный на основании исторических доводов и графических соображений, по мнению профессора Марчелло Джиганте, показатель того, что Филодем сознательно и планомерно осуществлял миссию распространения эпикуреизма на почве Италии, куда он перенес зажженный Эпикуром и поддержанный его учениками факел учения.

Вместе с трудами Эпикура в библиотеке Филодема оказались произведения эпикурейца Деметрия Лаконского (согласно Диогену Лаэртскому: главы школы после Зенона из Сидона): «Дискуссия о жизненном поведении», «Апория Полнена», «Геометрия», «О поэзии», «Величина солнца». Все эти произведения были, как полагают исследователи геркуланских папирусов, частью одной и той же издательской программы, которую Филодем присоединил к ядру книжного собрания, обогатив первоначальный фонд.

Благодаря тому, что эти папирусы, ранее квалифицируемые как нечитаемые, ныне стали читаться, выявилось место Деметрия Лаконского в развитии эпикуреизма. Идя в проблемах геометрии и астрономии по следам Полнена, он вел полемику со стоиками, подобно тому, как это делал до него Зенон из Сидона; дополнил учение Эпикура произведениями по теологии (антропоморфизм образов богов, гносеология божества с позиций человеческого сознания) и предвосхитил то освещение эпикурейской системы, которое дали Бион из Борисфена, а после него Филодем из Гадары. Будучи текстологом, Деметрий Лаконский, обращаясь к сочинениям, которые приписывались Эпикуру, стремился выявить его подлинные мысли и то, что не заслуживало доверия, вызывая полемику в самой эпикурейской школе. Ныне изучен стиль Деметрия Лаконского с его взволнованностью и приподнятостью, так что теперь его уже никто не путает с перипатетиком Деметрием из Византия, жившим в середине I в. до н.э. и написавшим труд «О стихах». Деметрий Лаконский предстал перед нами не только как философ, но и как блестящий филолог.

Наиболее значительная часть книжных фондов библиотеки Виллы папирусов - книги I в. до н.э. и, прежде всего, книги самого Филодема и других эпикурийцев, в том числе написанные после смерти Филодема. К первому периоду деятельности Фидодема относят также четыре книги его трактата «Музыка». В противовес стоику Диогену Вавилонскому, доказывавшему, что музыка содержит этическое начало, Филодем разграничивает ее с этикой, подчеркивая эстетическую сущность музыки. Для него музыка - мера ощущения. Она дает удовольствие, которое, однако, не является насущно необходимым. Она не содержит мудрости, не обязательна для юноши, ищущего мудрости, равно как доблести и счастья.

Дополнением к трактату «Музыка» является трактат «О риторике», который должен был насчитывать, по крайней мере, шесть книг. Филодем полемизирует с группой авторов, доказывая, что риторика софистическая - это искусство, в то время как политическая риторика искусством не является. Трактаты о риторике и музыке были дополнены трактатом «О стихах», что позволяет говорить о трилогии Филодема. Давая общую оценку трилогии Филодема о «свободных науках», можно повторить вслед за итальянским исследователем М. Джиганте, что Филодем пытался опровергнуть мнение Цицерона о бескультурье Эпикура, которое разделяли многие противники эпикуреизма.

Тогда же появился трактат «О хозяйственности», полемически направленный против рекомендаций Ксенофонта и Феофраста о необходимости извлечения из хозяйства наивысшей выгоды, равно как и против жизненной практики киников, отрицавших всякую собственность. Опираясь на труды Эпикура, Филодем призывает к умеренности, поскольку богатство приносит больше опасности и неудобств, чем удовольствий, а безудержная погоня за наживой лишает мыслящего человека спокойствия духа. По всей видимости, эта рекомендуемая Филодемом линия поведения мудреца находится в связи с развиваемой поэтами Августовой поры идеи «золотой середины».