Вновь я посетил история создания. Анализ стихотворения пушкина вновь я посетил. Возможно вам будет интересно

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Стихотворение «Вновь я посетил» (1835 г.) написано в поздний период творчества Пушкина. Оно связано с последним приездом поэта в Михайловское, которое сыграло в ее судьбе большую роль. В произведении Пушкин подводит философский итог своей жизни. Оно вспоминает прошлое, анализирует настоящее и обращается к будущему поколению.

Посещение Михайловского наводит поэта на грустные размышления. С этим селом у него связано множество как счастливых, так и печальных воспоминаний. В нем он провел два года ссылки, которые озарялись разговорами с няней и приездом близких друзей. Михайловское всегда становилось для Пушкина новым источником вдохновения, где он черпал идеи для своих произведений. В жизни многое изменилось. Эти изменения сказались и на самом поэте, но родное село вновь возвращает его в прошлое. Знакомые черты природы и всей деревенской обстановки создают впечатление, что автор покидал Михайловское ненадолго. Его чувство ностальгии обостряется тем, что уже нет в живых близкого друга – Арины Родионовны.

Созерцание Пушкиным родного пейзажа также проникнуто печалью. Если раньше он описывал его невероятную красоту и первозданность, то теперь замечает элементы упадка («убогий невод», «скривилась мельница»).

В центральной строфе возникает образ трех сосен, которые на первый взгляд не подверглись изменениям. Но при внимательном осмотре Пушкин видит, что вокруг двух близко стоящих деревьев «младая роща разрослась». Это символизирует счастливую семью, существование которой устремлено в будущее и не омрачается с течением лет. В одиноко растущем третьем дереве, вокруг которого так же пусто, Пушкин, несомненно, видит самого себя. Это странно, так как в 1835 г. поэт стал отцом уже в третий раз. Вероятно, свое одиночество он связывал не с семейной, а с общественной жизнью. Его творчество стало причиной появления множества недоброжелателей. Постоянные придирки цензуры также больно били по самолюбию автора. Пушкин боялся, что не оставит последователей, которые бы продолжили развитие его основных идей и убеждений.

В финале поэт обращается к будущему, но не напрямую к своему потомку, а к молодой зеленой поросли. Пушкин надеется, что когда-нибудь она также станет источником вдохновения для его внука и напомнит ему о своем деде.

В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин размышляет над своей жизнью в неизбежном потоке времени. Учитывая, что жить поэту оставалось меньше двух лет, произведение можно рассматривать в качестве духовного завещания потомкам и последователям.

Элегия «...Вновь я посетил...» была написана Пушкиным через 10 лет после завершения михайловской ссылки; тема воспоминания, как то и положено в элегии, организует лирический сюжет стихотворения. Она возникает в самом начале («Уж десять лет ушло с тех пор.../Минувшее меня объемлет живо...»), подхватывается в середине («Вот холм лесистый, над которым часто/ Я сиживал недвижим - и глядел/ На озеро, воспоминая с грустью/ Иные берега, иные волны...»), вспыхивает в финале («...Ho пусть мой внук/ Услышит ваш приветный шум, когда/ .../ И обо мне вспомянет».).

Ho что это за воспоминание? И главное, с каким измерением времени оно связано?

Обычно воспоминания возвращают нас в прошлое. Мы забываем о настоящем, не думаем о будущем, и только прошедшее для нас в эту минуту актуально, имеет жизненно важное значение. He случайно романтическая элегия так часто строится на мотиве памяти. Помните строки Батюшкова: «О память сердца, ты сильней/ Разлуки памяти печальной...»? Уход в прошлое позволяет романтику хотя бы ненадолго преодолеть неразрешимый конфликт с современностью, избавиться от страдания, которое, впрочем, в итоге лишь усилится, потому что сладость прошедшего обманчива, а горечь реальности неизбывна.

Казалось бы, все эти смысловые «ходы» романтической элегии в стихотворении Пушкина воспроизведены.

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Интонация, стихотворный ритм (пятистопный ямб), белый, то есть безрифменный стих, темп речи, размеренный, чуть замедленный даже, указывают на эмоциональное состояние лирического героя. Мысленное возвращение в прошлое доставляет ему сладость; в настоящем не все безмятежно - «...покорный общему закону,/ Переменился я...». Ho на этой черте он останавливается; следующий смысловой шаг, который непременно сделал бы поэт-романтик, так и остается нереализованным, переход от легкой грусти к глубокой печали не совершается.

Более того, заводя речь о минувшем, поэт использует слово живо: «Минувшее меня объемлет живо». То есть вольно или невольно превращает прошлое - в настоящее; вспоминая о том, что было десять лет назад, он не вырывается из тесных пределов современности, а, напротив, оживляет прошедшее, внутри дня сегодняшнего. Именно поэтому из строки в строку, из периода в период он подчеркивает свое присутствие здесь и сейчас: «Вот опальный домик...», «Вот холм лесистый...», «...три сосны/.../ По той дороге/ Теперь поехал я и пред собою/ Увидел их опять...»

В пространстве пушкинского стихотворения происходят удивительные вещи: тут не просто одно время (теперешнее) меняется на другое время (давнее), а оба измерения единого времени одномоментно присутствуют в сознании лирического героя и в ощущении читателя. Этого Пушкину мало; еще раз повнимательней прочитайте следующие строки:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

Лирический герой сейчас впоминает о том, как он в прошлом элегически вспоминал еще более давнее прошлое. Вместе с ним мы раздвигаем границы минувшего; время отражается во времени, как небо отражается в глади синеющего озера.

Ho и это еще не все. Сначала лирический герой мысленно покидает прошлое и давно прошедшее, ненадолго полностью сосредоточивается на настоящем времени:

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко...

Затем, описывая молодую сосновую рощу, переходит к будущему. Мысленно перенесясь в будущее, оглядываясь оттуда назад, глазами своего далекого потомка смотрит на себя сегодняшнего, на свое собственное настоящее, которое в этот миг становится для него прошлым:

Ho пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Только что лирический герой раздумчиво (но не печально!) вспоминал себя самого, грустно вспоминавшего о еще более далеком прошлом; теперь он представляет, как его внук весело будет вспоминать о нем нынешнем.

Что все это значит? Это значит, что в границах стихотворения «...Вновь я посетил...» время протекает сразу во всех измерениях, оно способно охватывать всю протяженность человеческой жизни и даже выходить за ее пределы: ведь лирический герой способен переживать даже те времена, когда его на земле уже не будет («...И обо мне вспомянет».).

Образ нескончаемого времени, непрерывающегося течения жизни символически олицетворен в пейзаже, который детально прописывает поэт. Лесистый холм, озеро, отлогие берега, по которым рассеяны деревни, - все это было и в те годы, когда поэт провел здесь «изгнанником два года незаметных», есть сейчас, будет и потом, во времена его внуков и правнуков. Корни трех сосен названы «устарелыми», деревья словно готовятся к неизбежной старости и уходу в прошлое, но уже возле двух из них разрастается зеленая молодая роща - олицетворение будущего. Поэт, попрощавшийся со своей покойной няней («Уже старушки нет - уж за стеною/ He слышу я шагов ее тяжелых,/ Ни кропотливого ее дозора»), теперь приветственно обращается к «зеленой семье» молодых деревьев:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я

Часто эти строки цитируют в отрыве от контекста, так что получается, будто слова «Здравствуй, племя/ Младое, незнакомое!..» адресованы не соснам, а непосредственно грядущему поколению, внукам и правнукам. В переносном смысле так оно и есть; молодая сосновая поросль символизирует следующую генерацию. Ho для Пушкина очень важен сам момент сопоставления, соотнесения человеческой жизни с жизнью природы, которая подчиняется бесконечным циклам смерти и возрождения. Поэтому он обращается к соснам так, как обычно обращаются к людям, а смену человеческих поколений описывает так, как обычно описывают смену времен года. За прошлым настоящее, за настоящим будущее, а будущее превращает настоящее в прошлое и само становится настоящим.

Как же этот образ нескончаемого времени сказывается на построении стихотворения, на его лирической композиции?

Первая же строка задает композиционный принцип стихотворения. Она является полустишием, начинается с ритмической середины, зрительно это подчеркнуто отступом и отточием. Отступ и отточие указывают на то, что внутренний монолог лирического героя начался давно, мы лишь включились в него.

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел...

В романтической традиции отточие в начале стихотворения было формальным признаком жанра отрывка, а сам жанр отрывка связывался с идеей невыразимости поэтической мысли. Так ли обстоит дело у Пушкина? С какой идеей связан этот композиционный прием в его стихотворении?

Мы поймем это, если обратим внимание на другие полустишия, - а они часто встречаются в стихотворении «...Вновь я посетил...». Вот лирический герой переходит от воспоминаний о минувшем к описанию нынешней реальности, и Пушкин разбивает «переходную» строку на два полустишия:

Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.

Здесь полустишие графически изображает мысленное возвращение героя из прошлого в настоящее. То есть границу времени. В следующий раз оно будет графически изображать границу пространства: взгляд героя перемещается, картинка реальности фокусируется, приближается к нам.

Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят...

Через несколько строк поэт вновь прибегает к помощи полустишия, чтобы переключить сразу оба регистра: и пространства, и времени. Он смещает свое и наше внимание с печального образа одинокого «товарища» сосен на образ юной рощи. И переходит из настоящего в будущее:

...Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст...

Так что череда полустиший не связана здесь с идеей невыразимости поэтической мысли, с жанром отрывка. Скорее наоборот, с мыслью о бесконечности времени, с ощущением неостановимого потока жизни. Недаром последнее полустишие в этом стихотворении встречает нас непосредственно на выходе; мощный разбег последней строки внезапно остановлен на высшей эмоциональной точке:

...С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Это излюбленный пушкинский прием. Он часто обрывал стихи на полустишии, создавая ощущение: дальше говорит уже не поэт, дальше говорит сама жизнь. Вспомните, например, финалы стихотворений «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Была пора: наш праздник молодой...». Ho в элегии «...Вновь я посетил...» все еще интереснее, все еще сложнее, все еще красивее - особой красотой композиционной завершенности. Ведь она начинается вторым полустишием, открывается с середины строки, а завершается первым, на середине строки останавливаясь. Конец и начало как будто вкладываются друг в друга, как в пазы, и образуют графическое и смысловое целое. Так прошлое, настоящее и будущее проникают друг в друга и образуют целое:

...Вновь я посетил...
...И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил» написано Пушкиным в предпоследнюю в его жизни поездку в Михайловское, в сентябре 1835 года. Следующий приезд поэта в деревню был связан с печальным событием - похоронами матери. А через полгода и гроб с телом самого Пушкина был привезен в родовое поместье к месту последнего приюта на Святых Горах.

Главная тема стихотворения

Поэта связывали с Михайловским детские воспоминания и два года ссылки, с июля 1825 по сентябрь 1827 года, которые пришлись на пору юношества. Одиночество, удаление от привычного образа жизни были тягостны для Пушкина, хотя и дали ему бесценный опыт творчества, переосмысление жизненных установок, взросление, становление, как личности.

Утешением в ссылке для Пушкина стала его няня, под «кропотливым надзором» которой он чувствовал любящую, сострадательную заботу. Теперь «старушки нет - уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Воспоминаниями о годах изгнания, печалью от потери близкого человека объясняется тот мотив грусти, которой наполнены первые строки стихотворения.

Произведение тематически можно поделить на три части. В начале поэт предается воспоминаниям о прошедшем времени. Он грустит о няне. Вспоминает, как «сиживал недвижим и глядел на озеро», сравнивая его с южным морем, где был еще недавно так счастлив.

Видя три сосны у дороги, он замечает изменения, произошедшие за годы его отсутствия - в тени их крон растут молодые деревья. Мысли поэта возвращаются в сегодняшний день, ему посвящена вторая часть. Сегодня Пушкин - отец большого семейства и это для него отрадно знать. В композиции трех сосен он видит, что одна сосна стоит в отдалении от двух других, вокруг нее не растет молодая поросль. Она - «как старый холостяк», отмечает поэт.

Третья часть - гимн новой жизни. Поэт освобождается от грусти и приветствует «племя младое, незнакомое». Течение времени принимается им, как естественная закономерность жизни. Он принимает перемены, которые происходят с ним и с миром вокруг него.

Структурный анализ стихотворения

Произведение строится, как записанные на бумагу в ту минуту, когда возникли, размышления. Ощущению непосредственности происходящего служат многоточия в начале и других местах текста. Как будто бы поэт выхватил мысль из череды других и перенес ее на бумагу. Строки не имеют рифм, многие слова и образы приближены к разговорным формам. Использование торжественной манеры пятистопного ямба говорит о значимости для поэта мыслей, которые звучат в произведении.

Искренность и непосредственность поэтического повествования, которые поэт хочет передать читателю, требуют скупого использования эпитетов. Их в стихотворении немного, но применяются они всегда к месту. «Унылый невод», которым управляет рыбак, создает ассоциацию с образом старца Харона, перевозящего пойманные души умерших через Лету. «Зеленая семья» подсказывает читателю, что размышляет здесь поэт и о своей семье.

Стихотворение «Вновь я посетил» - это своего рода подведение итогов жизни поэта. Но в отличие от «парадного» «Я памятник себе воздвиг», здесь Пушкин оценивает свою жизнь не с точки зрения ее значения для общества. Он верит в ее ценность для родных и надеется на добрую память внука.

Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последне-
го приезда Пушкина в село Михайловсков. Здесь
прошло детство поэта, здесь он провёл два года
ссылки.
Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло про-
стить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее
поэта событие: полиция распечатала его письмо к
жене. Теперь поэт понимает свободу и как личную
духовную независимость.
Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством. Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с
природой. Он даже принимает решение поселиться в
Михайловском. Но этому не было суждено сбыться —
менее чем через полтора года Александр Пушкин
Погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту:

вернуться в Михайловекое и провести там остаток
своей жизни.
Начнём анализ стихотворения с его формы. Пуш-
кин обратился здесь к белому стиху, выдерживая
классический пятистопный ямб.
Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально
передаёт интонацию элегического раздумья. К тому
же отсутствие рифмы переносит центр тяжести на
смысловую и интонационную роль ритма и на вы-
разительность каждого слова — поэтому интересно
обратить внимание на средства поэтической вы-
разительности.
Отточием перед самой первой строкой поэт как бы
впускает читателя в продолжение каких-то своих
глубоких размышлений. В выборе почти каждого
слова угадывается или особый образ, или нужная
поэту краска: например, уменьшительная форма
слова уголок выражает особую близость Пушкина к
Михайловскому, слово изгнанник точно определяет
положение ссыльного поэта.
В выражении « минувшее меня объемлет живо »
тоже есть глубокий смысл: обое-млет — значит охва-
тывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое так
живо предстаёт в памяти поэта, что ему кажется,
будто всё происходило лишь вчера.
Автор использует и разговорную лексику (вечор,
ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень,
мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая),
но вся эта разнообразная лексика органически сплав-
лена в единое целое. В стихотворении можно найти
интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые
нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.
54

Поэт использует инверсию (нивы златые,’ пажити
зелёные). Инверсия — один из способов замедлить
чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный
смысл текста.
Автор часто использует приём переноса части фра-
зы с одной строки на другую:
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных …
Такой перенос даёт возможность почувствовать
нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая
рамками стихосложения.
В стихотворении используется аллитерация (си-
нея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох
их вершин …) передают шум и шелест ветвей в «мла-
дой роще».
Различные временныв формы глаголов помогают
автору передать связь между прошлым, настоящим
и будущим.
Стихотворение делится на три смысловые части:
привзд в Михайловское, описание природы, обра-
щение к потомкам.
От мыслей о незабвенном уголке, в который он
возвратился спустя десять лет, Пушкин переходит к
раздумьям о жизни вообще и о будущих поколениях,
которым суждено воспринять и почувствовать всю
Полноту земного бытия.
В стихотворении изображены реальные пейзажи
Михайловского — любимые места поэта.
Первая часть посвящена ностальгическим воспо-
МИнаниям — поэт говорит о том, что многое пере-

менилОСЬ и ОН, «покорный общему закону», переме-
нился тоже. «Общий закон» — это вечное обновление
жизни. Но перемены лирического героя объясняются
только возрастом. Взгляды и убеждения, отношение
к друзьям _ всё это осталось прежним, и в этом
убеждают последние строки экспозиции:
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Во второй части стихотворения лирический герой
упоминает « опальный домик » , Арину Родионовну и
своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина
всегда был очень дорог. С няней были связаны не
только тёплые воспоминания; поэт всегда противо-
поставлял её простую и цельную натуру, её народ-
ную мудрость внутренней пустоте людей светского
общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится
ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме
лирический герой вернётся в финале, когда вы-
разит свою надеждУ на то, что внук непременно
вспомнит о нём.
Точно И подробно Пушкин рисует пейзаж Михай-
ловского _ тот самый вид, который открывается с
лесистого холма, на котором он любил сидеть, глядя
на озеро. Этот пейзаж очень напоминает картину из
стихотворения « Деревня » , Отдельными штрихами
поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака,
скривившаяся от времени мельница.
Центральное место отведено описанию трёх со-
сен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.
Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шу-
56

моМ своих вершин они некогда приветствовали
его. 3а прошедшие годы про изошли разительные
перемены:
… около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась …
Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и
метафорам. В основе образа — эе лёная семья, так
названа лирическим героем молодая поросль. Кусты
теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподо-
блена угрюмому холостяку, лишённому потомства.
Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей
рощицы олицетворяет движение жизни, вечное об-
новление и, конечно, веру поэта в будущее.
Поэт видит бессмертие в вечной смене материи. Он
приветствует молодых людей, которые придут ему на
смену. Мысль о внуке, который услышит приветли-
вый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой
порослью, говорит о торжестве жизни и смене поко-
лений. Эта идея вечного обновления природы, идея
бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень
важная философская мысль стихотворения.
И Пушкин приветствует новые поколения афори-
стичной фразой: «3дравствуй, племя младое, незна-
комов! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук
окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны.
Стихотворение « … Вновь Я посетил … » часто назы-
вают своеобразным прощанием Пушкина с родными
местами и подведением жизненных итогов. Но в нём
нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению
лёгкость, возвышенность и романтичность.
Можно сказать, что в этом замечательном сти-
хотворении собраны все самые главные мотивы
пушкинской лирики. Здесь и его любовь ко всему
земному, и свет лая грусть от сознания быстротеч-
ности жизни, И мудрая вера в смену поколений,
которая всегда будет торжествовать над временем,
разрушением и тленом.

В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском - на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил...» - поэтический итог жизни поэта.

Композиция . Стихотворение делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он об­ращается к прошлому, поскольку настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быст­ротекущем времени, смене и преемственности поколений.

Это стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт Пушкина. Здесь поэт поднимает «веч­ные» темы : жизни и смерти, связи природы и человека.

Идейный смысл стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о смысле человеческой жиз­ни, ценить и любить жизнь.

В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая ро­ща («Здравствуй, племя младое, незнакомое!»). В его словах звучит легкая грусть:

...не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Но он принимает преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли, потому что таковы законы бытия:

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.