Воду в ступе толочь. Толочь воду в ступе

Много в жизни бессмысленного, поэтому и пословиц, поговорок и разного рода присказок, отражающих тоже предостаточно. Поговорим сегодня об одной из них: значение фразеологизма «толочь воду в ступе» в центре внимания этой статьи.

Пословица «Воду в ступе толочь — вода и будет»

Один из путей образования фразеологизмов крайне прост: они возникают на руинах пословиц и поговорок. Этот случай именно такой. Пословица, которая помещена в подзаголовок, умерев, дала жизнь выражению «толочь воду в ступе». Согласно источникам, фраза эта очень древняя и имеет в разных языках аналоги. Известна она была еще в античности.

Кстати, для справки: ступа - это глиняная или металлическая емкость, предназначенная для измельчения чего-либо. Конечно, любителям сказок сразу вспоминается Баба-Яга и ее летательный аппарат, но обычная ступа - небольшая.

Вот такое богатое и древнее происхождение у изречения, знакомого с детства. Рассмотрим значение фразеологизма «толочь воду в ступе».

Смысл

Нетрудно понять, что речь идет о заведомо бессмысленном занятии, которое не имеет и не может иметь никакого результата. Мы можем легко подобрать более универсальный аналог такой деятельности - это Кстати, Сизифа боги наказали за его хитроумие и заставили заниматься в потустороннем мире бесполезным делом. Значение фразеологизма «толочь воду в ступе» имеет не только переносный смысл, но и прямой: так наказывали монахов за провинности.

Полезные и вредные занятия

Конечно, все могут дать какое-то свое определение насыщенной содержанием жизни или бессодержательному бытию человека. Но штука в том, что ныряя в бездумное существование, человек отдыхает (особенно в наше безумное время). Но когда речь идет о школьнике или ребенке, а он еще не может отличить хорошее от дурного в полной мере, можно говорить о пустой трате времени.

Например, школьник вместо чтения книг или подготовки домашнего задания смотрит мультики или играет в видеоигры. Чем он занимается? Значение фразеологизма «толочь воду в ступе» вполне подходит для описания его занятий. Как писал классик: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

Но иногда все же надо отдыхать.

Итоги

«Воду в ступе толочь» - значение фразеологизма подразумевает бесцельный труд, который не имеет ни личной, ни общественной пользы. Выражение в себе содержит некоторое моральное осуждение бессмысленной работы и намек на то, что заниматься надо тем, что принесет результат.

Танталовые муки

По античным мифом, сын бога Зевса Тантал был очень высокомерным, надменным, за что боги наказали его - бросили в подземелье. Там, стоя по горло в воде, он не мог утолить жажду, потому что только хотел напиться, как вода отступала от его ног; увидев сочные плоды, не мог их съесть, потому что только протягивал руку, чтобы сорвать плод, как ветви поднимались вверх. Жажда и голод были невыносимой мукой для Тантала.

Поэтому, когда кто-то терпит страшные страдания из-за невозможности достичь желаемой цели, употребляют фразеологизм "танталовые муки".

Таять как воск (свеча)

Пчелином воске, из которого изготавливают ритуальные свечи, приписывают свойства оберега. Его широко используют в народной медицине, магии и гадании. В заговорах воск выполняет функцию приумножения. В собственно магических практиках он является аналогом сердца, тает от любви, поэтому на воске гадают преимущественно на личную жизнь; предсказывают будущее по форме воска, который застыл в воде.

Человеческая жизнь часто сравнивают с зажженной свечой: как тает на ней воск, так тают и годы жизни, приближая человека к смерти.

Фразеологизм "таять как воск (свеча)" означает быстро терять силы, здоровье из-за болезни, горе; чахнуть, худеть.

Плясать под чужую дудку

Это один из многочисленных фразеологизмов, жизнь которому дал древнегреческий баснописец Эзоп. В произведении "Рыбалка и рыбы" он рассказывает, как однажды рыболов решил заманить к себе рыб игрой на свирели. Но у него ничего не получилось, тогда он поймал их неводом. Глядя, как рыбы подпрыгивают в сетке, рыбалка сказал: "Дурочка, когда я играл, то вы не хотели танцевать под музыку моей свирели, а теперь, когда я покинул играть, вы танцуете". С тех пор в язык вошел фразеологизм "плясать под чужую дудку", что означает действовать по собственному желанию, не по своей воле, постоянно находиться под чьим-то влиянием.

Тернистый путь

Терен - колючий куст с вяжущими плодами. Римские воины перед казнью Иисуса Христа сплели венок из тернового ветви и положили Ему на голову. Колючки вонзались в кожу головы, причиняя Господу нестерпимой боли. В этом венке Он прошел крестный путь на Голгофу и был распят. Поэтому поприще стал символом мучений, пытки, а выражение "тернистый путь" означает страдание, очень тяжелый путь жизни, усыпанный многочисленными терниями (колючками).

Тысяча и одна

Фразеологизм стал популярным после появления арабского сборника "Тысяча и одна ночь". В нем помещены более трехсот сказок, которые Шахерезада течение тысячи и одной ночи рассказывала своему мужу-халифу, чтобы оттянуть время своей смерти. Халиф имел обыкновение убивать собственных жен на утро после свадьбы. И Шахерезада рассказывала так увлекательно и долго, что он стремился слушать ее снова и снова, потому даровал жизнь.

Теперь выражение "тысяча и одна" употребляют, когда говорят о большом количестве чего-то.

Типун тебе на язык

Слово имеет большую силу, поэтому с ним обходились очень осторожно, чтобы не сглазить, не навлекать неприятностей или болезни. Пожелания "типун тебе на язык" было очень серьезным, поскольку носитель Типун становился молчаливым исполнителем воли знахаря и не мог отвечать на зло.

Типун - это болезнь птиц, при которой на кончике языка появляется хрящеватый нарост. Когда у человека на языке появляется нечто подобное, его по аналогии называют типун. Считалось, что на типун болеют нечестные люди.

Итак, знахарское Формула-заклинания "типун тебе на язык" имела целью наказывать лгунов, неправдивцив. Впоследствии значение фразеологизма изменилось в нехорошо пожелания кому-либо по поводу неуместных высказываний.

Толочь воду в ступе

Происхождение выражения связано с наказанием. В древности в монастырях монахам, которые в чем-то провинились, запрещали выходить из кельи и заставляли их с утра до вечера толочь воду в ступе. Такая монотонная работа воспитывала смирение, выдержку, терпение, однако не давала никакого практического результата. Толочь воду в ступе - значит заниматься ненужной работой, бесполезно тратить время или безрезультатно говорить одно и то же.

«Воду в ступе толочь». «Вилами по воде писать». «Баклуши бить»

Вы уже наверняка не раз слышали эти поговорки в тех или иных вариациях. Исконно же они появилась во , и иронично использовались для выставления в несуразном свете славянских Волхвов и Капищников. Причём, сами поговорки были отнюдь не придуманы «Пиар-кампанией» церкви, а просто были взяты со слов истинных Староверов и самих волхвов.
Но, к сожалению, понять истинное значение этих поговорок они до конца не смогли и интерпитировали это никак иначе, как выполнение бесполезной работы и бесцельного время препровождения. Поэтому и играли они на том, что мол «обязанности у ваших волхвов — только лень плодить да тунеядство развивать, а мы в церкви рабским трудом Богу своему молимся»…
Поэтому и появился сей материал, дабы развенчать это заблуждение и искоренить из вашего языка эти выражения или, по крайней мере, дать вам их истинные понятия.
Рассмотрим все поговорки по-отдельности:

Воду в ступе толочь

Вода — это самая большая загадка для человечества. Она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать, и всё это просто-напросто Вода .
Вода — это огромный кладезь информации, и от той информации, которую она несёт, зависит и жизнь человека. Ведь мы тоже на 70-80% состоим из воды.
Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд занятие совершенно беЗ полезное (т.к. не Бесам полезное, а Без (в отсутствии) пользы), но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Истинно чистой водой считается вода из родников и горных источников, в частности водопадов, и это неспроста, проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и деструктурируются. Их энергоинформационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.
Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить её в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания поступающую извне.
Отсюда и вытекает вторая задача волхва:

«Вилами» по Воде писать

«Вилами» назван здесь Триглав — три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (трёхлучевой вилки). Триглавие есть единство трёх Ипостасей: мира Яви, Нави и Прави. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо — это тройная сила.
Вот таким Триглавом волхв писал по истолчённой в ступе Воде, рисуя Руны, создающие определённую программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи или защиты, лечения или защиты от хвори и так далее.
Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, можно понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства той самой вылитой в неё кружки с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.
Вот такая «ленивая» обязанность волхва.
Третья же обязанность

Баклуши бить

Она ничуть не менее важна.
Когда в поселении рождался ребёнок, волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего ). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветёт, но раз в год излучает биоэлюминисцентное свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей высшей силы, светится своим светом) в определённый час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.
Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определённое время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребенок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил всё необходимое для чада. Всё, что было сделано из этого дерева, придавало ребёнку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот еще одна очень ленивая задача. А для тех, кто не верит, я предложил бы попробовать поискать цветущий папоротник… лет через 5 поймёте, что это не так-то и просто, я уж не говорю о том, чтобы найти правильное дерево.
Надеюсь, теперь используя эти выражения вы будете вкладывать истинный смысл в них и будете использовать их с умом. И помните, «вилами» на воде написано, это очень хороший задаток для удачного завершения дела.

Часто можно услышать в разговорах людей эту фразу: «не толки воду в ступе» или «что ты воду в ступе толчешь?» Да и сами мы, признаться, частенько употребляем ее для красного словца. А вот спроси, откуда пошла она и какое, скрыто в ней значение – вот тут уж и не каждый скажет что да и как!

Если обратиться к словарям, то практически все авторы толкуют эту фразу одинаково: толочь воду в ступе означает делать что-то, что не имеет смысла, или говорить о пустом, ненужном, бесполезном.

Давайте попробуем разобрать эту крылатую фразу на кусочки, на отдельные ее слова и ответить на вопрос, почему же возникло это выражение, что стояло у истоков ее рождения.

В разных религиях, у разных народов ступа имеет свое значение. Например, в буддизме это символ просветленного ума Будды, в японской культуре, в ночь на пятнадцатое сентября выпадает на землю целебная роса из ступы лунного зайца, который толчет в ней лунный лавр. А вот в славянских традициях ступа, это не просто домашняя утварь, издавна славянский народ приписывал ступе целебные свойства. Если в семье кто-нибудь заболевал, взрослый или ребенок, в ступе старались истолочь болезнь. Причем, толкли в ступе не только человеческие, но и болезни домашних животных. Ступа в доме считалась символом женского лона, а ее пест – мужского начала. В свадебных торжествах часто можно было увидеть «наряженных» в жениха и невесту ступу с пестом. А еще, когда семья жениха посылала в дом невесты сваху, ей вслед катили ступу, которая должна была обеспечить положительный результат сватовства.

Так что для славянской культуры, вовсе неудивительно рождение такого афоризма.

Теперь давайте найдем ответ на вопрос: так зачем же толочь воду в ступе?

В славянских свадебных традициях действительно был такой обряд, когда невеста толкла воду в ступе!

В первый понедельник после свадьбы, в дом новобрачных приезжали и приходили все родственники со стороны жениха. Все усаживались вокруг стола, вручали молодой жене ступу с водой и заставляли ее толочь. Молодая хозяйка усиленно толкла воду, обходя по кругу всех гостей. При этом, все ее старания были направлены на то, что бы как можно больше и быстрее расплескать на всех воду. Но! При этом, ни в коем случае, молодая жена не должна была показывать свое нетерпение и раздражение. В этом и был весь смысл этого обряда. Родственники испытывали молодую невестку на терпение и трудолюбие! При этом сами они громко веселились и забавлялись, подтрунивали и шутили над молодицей.

Есть еще одна старинная легенда, которая объясняет значение этого афоризма. Она довольно красивая и мудрая. Рассказывается в ней вот что: в далеком сибирском лесу жил старичок, и ходил по утрам за водой. Воду он набирал в семи разных источниках, смешивал ее в деревянной ступе с помощью песта, то есть толок там эту воду. Делать это нужно было до полного восхода солнца. И вот в этом процессе смешения, вода меняла свою химическую формулу и становилась целебной, живой. Так в мир пришла мудрость: смешивая некоторые компоненты, настои трав и прочего, получаем лекарства, способные принести человеку облегчение или даже избавление от боли.

Вот так-то. Получается, что не всегда толочь воду в ступе это совсем бесполезное занятие!

Сейчас ступка есть далеко не в каждом доме, не в каждом хозяйстве. Двадцать первый век - век техники и цифровых технологий. Старую добрую деревянную ступку заменили бытовые новинки – электрические кофемолки и мельнички. А может, стоит задуматься о традициях предков, да и завести у себя дома ступку с пестиком. Глядишь, и счастья прибавится! А?

Выражение толочь воду в ступе - одна из самых хлестких характеристик бессмысленного и пустого времяпрепровождения, когда люди повторяют бесцельно что-либо заведомо бесполезное, ненужное или попросту празднословят. Оно употребляется чаще всего в двух вариантах - толочь воду в ступе и просто толочь воду. Первое - благодаря конкретности образа и некоторой экспрессивной окрашенности слова ступа (невольно вспоминается: "Там ступа с бабою Ягой...") - заряжено, пожалуй, большей негативной энергией, чем его сокращенный вариант:

"С московскими моими приятелями об этом не рассуждайте. Они люди умные, но многословны и от нечего делать толкут воду в ступе. Оттого их может смутить всякая бабья сплетня и сделаться для них предметом неистощимыхспоров" (Н. Гоголь. Письмо А. О. Смирновой 22 февраля 1847); "Другие собирались в профессорской комнате и долго еще толкли воду в ступе, не наговорились во время заседания. И сейчас они толкли эту воду в комнате, звонили по телефону, спорили" (В. Росляков. От весны до весны); " - Так я и начну их,прения эти... Должны же они когда-то начинаться? Илн так и будем воду в ступе толочь?" (П. Лебеденко. Льды уходят в океан).

Не меньшую дозу экспрессивности имеет и субстантивированный вариант этого выражения - толчение воды в ступе: "Писание в газетах отныне я считаю пустым и бесполезным толчением воды в ступе" (С. Скиталец. Огарки).

Сопоставляя обороты толочь воду в ступе и толочь воду, легко обнаружить их динамическую иерархию, Ясно, пожалуй, что второй оборот образовывался усечением первого. Ясно потому, что глагол толочь неразрывно связан в нашем сознании со ступой, в которой что-то толчется, измельчается пестом.

Иное дело - динамическая иерархия оборота толочь воду в ступе и пословицы Воду в ступе толочь - вода и будет. Многие лингвисты уверенно утверждают, что и первый оборот образовался усечением - усечением пословицы (Бабкин 1964,27;Гвоздарев 1977, 103). Любопытно, что тот же путь развития предлагается и для белорусской фразеологической единицы ваду у ступе тарчы, хотя соответствующая пословица - Ваду у ступе таучы - вада і будзе - скорее реконструируется на основе русской, чем является народной белорусской (ср. ее отсутствие в двухтомном собрании белорусских пословиц и поговорок - Прьїказкі I, 57-58, стержневое слово вада). И. Я. Лепешев, предлагающий такую трактовку, не случайно замечает, что "выражение имеет то же значение, что и в пословице" (Лепешау 1981,27).

Языковые данные, однако, свидетельствуют об обратном развитии, т. е. об образовании пословицы на основе более древней поговорки. Во-первых, поговорка фигурирует в литературном языке с XVIII в. без соответствующего пословичного варианта (СРЯ XVIII в. III, 248). Во-вторых, в рукописном собрании русских пословиц Иоганна Вернера Пауса (1670-1735), одного из первых собирателей наших пословиц, записана пословица Терять воду - толчи воду в (неразборчиво), которая свидетельствует, что поговорка о толчении воды в ступе могла образовывать разные пословичные варианты (ППЗ, 45).

В-третьих, характерен и лексический вариант нашей поговорки, где вместо воды выступает песок: он в принципе несовместим с пословицей Воду в ступе толочь - вода и будет, ибо предполагает в таком случае замену обеих ее частей, что в пословицах случается реже, чем во фразеологизмах. Кстати, вариант этот, использованный Ф. М. Достоевским, подчеркнуто характеризует главное в значении нашей поговорки - удручающую бесполезность выполняемого "труда":

"Если б захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы. Если б заставить его, например, переливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, - я думаю, арестант удавился бы через несколько дней, чтоб хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда и муки" (Записки из Мертвого дома).

Наконец, решающим, быть может, аргументом в пользу вторичносги русской пословицы по сравнению с поговоркой являются древнегреческие и латинские поговорки типа hýdor hypérôi pléttein "пестом воду толочь" и aquam in mortario tundere "воду в ступе толочь". Они встречаются у древних писателей - например, у Лукиана (Тимошенко 1897,133-134). Оборот этот был буквально переведен на многие языки, особенно романские. На итальянском он активно употребляется и сейчас - battere (pestare, gettare) l"acqua nel mortaio. Не менее употребителен он и в некоторых славянских языках, близких к Средиземноморью. Сербохорватское (хорватско-сербское) выражение tući vodu u avanu (u mužaru, u tuchju) (Matesłć 1982, 750) имеет целых три лексических варианта. И все они - разные наименования знакомой нам ступы для толчения воды.

С толчением воды в ступе связывали весьма конкретный исторический факт. "Встарь, - писал В. И. Даль, - монахов на эпитимии ставили воду толочь" (Даль 1,412). И. М. Снегирев более 150 лет назад поэтому не случайно утверждал, что поговорка воду толочь известна "в кругу нашего духовенства" и буквально означает уже знакомое наказание в монастырях. По его мнению, и эта поговорка, и это наказание пришли от древних греков и римлян (Снегирев 1831-1834 I, 86-87; Михельсон 1901-1902 I, 112; Горбачевич 1964, 207; КЭФ, 1980, № 2, 64; Опыт, 145).

Чисто языковое сопоставление оборота толочь воду в ступе с другими близкими выражениями показывает, однако, что обычай наказывать провинившихся все-таки вторичен, как и конкретно "монашеская" мотивировка, к нему привязываемая. Во многих языках можно отыскать массу иронических выражений, где праздное и бесцельное времяпрепровождение ассоциируется с различными манипуляциями с водой. Французы говорят, например, об ударах палкой по воде (battre l"eau avec un bâton, battre Геаи a coups de bâtons) или раскалывании воды с помощью шпаги (fendre l"eau avec une épée), итальянцы - о бросках водой об стеиу или распахивании воды (gettare l"acqua sul muro, zappare in acqua (nelPacqua)), испанцы - о том же распахивании или рытье ее (агат (cavar) en el agua).

Самым популярным и, пожалуй, самым древним из них является оборот о ношении воды в решете или в сите: его "сюжет" с различными мифологическими переосмыслениями встречается не только во многих европейских странах, но также и в Латинской Америке, Индии и Японии (Аагпе 1964, 370-371; Топорков 1984). И носить воду в решете, и толочь воду в ступе - это фразеологизмы-шугки, основанные на внутреннем противоречии, оксюмороне. Эти формулы тесно связаны и со средневековыми европейскими обычаями наказывать монахов бессмысленным толчением воды в ступе, и с русскими народными пословицами, и с необозримыми по своему разнообразию присказками, былинками и легендами о ношении воды в решете или переливании ее из пустого в порожнее.