Вольный посетитель лекций в вузе. В какие вузы можно попасть вольным слушателем

Вольные птицы на птичьих правах

Вольнослушатели бывают разные. Иногда это почти студенты. Они ходят не только на лекции, но и на практические занятия. Они даже могут сдавать экзамены. И прогуливать! При этом их не имеют права исключать из вуза. Потому что исключают только студентов – ежели те провинились, конечно.

Есть и другие вольнослушатели – на лекцию в университет своей мечты они желают проникнуть тайком, а на то, чтобы их, скажем, записали в студенческую библиотеку, уже и не рассчитывают. Исключить из вуза никто не вправе, разумеется, и их. Зато просто не пустить туда – пожалуйста.

Многие люди, в чьей жизни присутствовал опыт учебы вольнослушателем, сумели показать себя как настоящие профессионалы. Этнограф, антрополог и путешественник по юго-восточным пространствам Земли Николай Миклухо-Маклай, а также физиологи Климент Тимирязев и Алексей Ухтомский побывали вольнослушателями Петербургского университета; физиолог Иван Сеченов таким же образом посещал медицинский факультет Московского университета. Изобретатель радио Гульельмо Маркони был вольнослушателем Болонского университета.

В числе известных вольнослушателей немало художников. Особенно популярной среди них стала Академия художеств в Петербурге. В нее наведывались романтический живописец Василий Тропинин, пейзажист Архип Куинджи, автор исторических полотен Генрих Семирадский, создатель ярких и пестрых образов Филипп Малявин, участники объединения «Мир искусства» Александр Бенуа и Леон Бакст. Та же академия приняла на учебу в качестве вольнослушателей скульпторов Петра Клодта (кони на Аничковом мосту в Петербурге – его работа) и Марка Антокольского, чьи тонкие скульптуры москвичи и гости столицы могут увидеть в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Кстати, изучать искусство вольнослушателем можно было и в Москве – мастерица вырезать силуэты Елизавета Сергеевна Кругликова занималась на таких правах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Не отставали в своем свободном образовании и рыцари слова – поэты Федор Тютчев (словесное отделение Московского университета), Николай Некрасов (филологический факультет Петербургского университета), классик румынской литературы Михай Эминеску (ряд гуманитарных курсов Венского университета), Саша Чёрный (Гейдельбергский университет), Сергей Есенин (историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского); прозаики Николай Лесков (Киевский университет), автор «Очерков бурсы» Николай Помяловский (Петербургский университет), Антуан де Сент-Экзюпери (отделение архитектуры Школы изящных искусств в Париже); первый пушкинист Павел Анненков (Петербургский университет).

Обычен путь в искусство «от противного» – например, если не дается математика, волей-неволей начнешь изучать что-нибудь другое. Но не таков был композитор Милий Балакирев – его не пугала участь вольнослушателя на математическом факультете Казанского университета.

В ХХ веке стать вольнослушателями удавалось в основном актерам – Владимиру Этушу и Вениамину Смехову (Театральное училище имени Бориса Щукина), Андрею Ростоцкому (ВГИК), «Фандорину» Илье Носкову (ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова).

Ну и как не вспомнить о компьютерном революционере Стиве Джобсе – одном из главных вдохновителей современного поколения! Он же всё-таки восстановился в Рид-колледже в американском Портленде – и тоже вольнослушателем.

История с географией

Нормальная университетская жизнь во многом держится на понятии академических свобод – например, свободы исследования или выражении профессурой своих оригинальных взглядов. Да и в целом студенческие годы порой кажутся настоящей вольницей – есть время собираться с друзьями и веселиться, рабочий день «с 9 до 6» еще многим незнаком, так почему бы, мол, в довершение ко всему не пускать на лекции людей с улицы? Им же интересно, они тоже учиться хотят…

В разных историко-географических обстоятельствах этот вопрос решался по-разному. В дореволюционной России, как вы уже успели понять по вышеупомянутым именам – во многом положительно.

Но если в отношении юношей возможность посещать занятия в том или ином университете обсуждалась индивидуально, то женщины рассматривались уже как класс: могут все они переступать университетский порог даже на таких правах – либо нет. В начале 1860-х годов в совете Московского университета большинство не захотело видеть женщин на студенческих скамьях. В Санкт-Петербургском университете совет оказался либеральнее, в Казанском – еще либеральнее, а в Киеве и Харькове женщинам дали права студентов и даже позволили приобретать ученые степени. А когда спустя десятилетие по стране открылся ряд Высших женских курсов (постепенно приобретавших всё более университетский характер), статус вольнослушательницы некоторое время существовал и на них.

До октября 1917 года правила приема в вольнослушатели могли определяться самим учебным заведением. Так, Московский археологический институт принимал довольно много вольнослушателей, и они могли сдавать экзамены. Обучение было платным. А после революции любой, кому исполнилось 16 лет, мог выбрать себе вуз, чтобы ходить туда как вольнослушатель и при этом ничего не платить. (В том же статусе порой могли учиться и россияне по ту сторону СССР – например, русские эмигранты в Богословском институте святого Владимира в китайском Харбине.) Но в итоге развившаяся в СССР система вечернего и заочного образования вытеснила учебу вольнослушателем.

В современной России есть вузы, которые набирают вольнослушателей по своим правилам. Независимый московский университет (Москва), ориентированный на углубленное математическое образование (диплом этого учебного заведения признается Гарвардом), разрешает вольнослушателям посещать занятия и допускает их к сдаче вступительной сессии. А Университет практической психологии, также расположенный в столице, организовал для вольнослушателей специальный платный поток, на котором можно учиться в том числе заочно, а также сдавать экзамены и писать дипломную работу. Диплома государственного образца, правда, такому учащемуся тут не положено, однако если он сможет перейти в статус студента, то получит и причитающиеся студентам права.

За рубежом картина различается от страны к стране, от вуза к вузу. Скажем, в университетах Великобритании и США встречаются отделения для вольнослушателей, в Германии процент вольнослушателей за последнее время возрос, да и в более близко расположенной к нам Польше институт вольнослушателей живет и здравствует – и если абитуриенту не досталось студенческого места, он всё равно может присутствовать на занятиях, посещать лаборатории, брать учебные пособия в библиотеке и сдавать экзамены. Тем не менее такой «вольны слухач» не имеет студенческого билета, также в его отношении не действует система кредитов – набранных учебных баллов, ему не могут составить индивидуальный учебный план и предоставить академический отпуск. Когда пройдет год этого полустуденческого существования, рассматривается вопрос о включении вольного слушателя в списки студентов.

Если же вольнослушательство где-то запрещено, то чаще всего это происходит, когда остальные студенты платят за учебу, а тот, кто хотел бы стать вольнослушателем, курса не оплачивал.

Пустят ли вас послушать лекции

В российском Законе об образовании о вольнослушателях речи не идет. (Есть ЕГЭ? Вот и сдавайте ЕГЭ – и поступайте как полагается.) Но их «порой видят» – то в одном вузе, то в другом. Студенты-привидения! Так удается ли им туда пробраться или нет?

Помимо закона, на вольных слушателей часто не рассчитан сам распорядок жизни вуза. Только студенты да преподаватели проходят в учебные корпуса без проблем (если это не день открытых дверей, конечно). Так что, вероятно, вас выловят еще в дверях вуза и отправят восвояси. И всё же вопрос решается в каждом конкретном вузе по-своему: где-то вольнослушатели отсутствуют как класс, где-то вы можете спросить об интересующей вас тематике лекций, обратившись в вуз, и в итоге договориться с преподавательским составом, а где-то даже написать заявление по всей форме, а по окончании курса получить сертификат.

Желающим стать вольнослушателями было бы интереснее всего понаблюдать с задней парты за естественным учебным процессом. И, раз не всегда такая возможность есть, можно рассмотреть и другие предложения вузов – например, открытые лекции. Они устраиваются нарочно и порой находятся вне контекста курса, изучаемого основной массой студентов, однако на многие такие лекции можно прийти всем желающим – и ощутить атмосферу вуза, куда вы, возможно, вскоре будете поступать.

Другое дело, что сегодня ощутить атмосферу вузов, расположенных в любой точке земного шара, можно не выходя из дома.

Прогнозы

Сохранится ли институт вольнослушателей в его первозданном очном варианте, если вузы сегодня стремятся попросту вывешивать лекции онлайн, а количество подписчиков многих их каналов на YouTube и других ресурсах исчисляется огромными цифрами; если лучшие вузы мира объединяются в проект Coursera, а вузы по всему миру – в проект OpenCourseWare, если университетскими знаниями стало принято свободно делиться в Интернете? Со студентами всё понятно: им же еще и диплом нужен! Они всё равно будут ходить в вузы. А вот массовая вербовка в дистанционные вольнослушатели ставит под удар ваше желание хоть немного посидеть на самой настоящей студенческой скамье и послушать лекцию на самом настоящем студенческом потоке – не будучи при этом студентом. Оставайтесь, мол, дома, запускайте видеоролик вуза – и устраивайте себе вольные слушания сколько угодно. Вот и будет вам профориентация с подготовительными курсами, и никуда ходить не надо. И вообще сейчас любой информации полно – купил какой хочешь учебник да занимайся самостоятельно.

Самообразование – штука хорошая. Сегодня оно считается даже более достойным занятием, чем учеба «в строю» студентов: ведь самоучка лучше мотивирован и он лично принимает решения, что именно он будет учить, а студент довольствуется тем, что ему зададут. Впрочем, сторонник самообразования излишне привязывается к собственным достижениям и оттого часто притормаживает. Зато студент легко откладывает в сторону очередную решенную контрольную работу – одну за другой – и в итоге быстрее продвигается в освоении курса! Поэтому всегда есть резон стать или очным студентом, или как минимум вольнослушателем.

А вообще вольнослушателем необязательно хотеть становиться. Об этом феномене хорошо просто поразмыслить. Ведь были же и есть люди, которые не придают большого значения диплому, зато уважают знания настолько, что хотят получать их пусть даже не в общем студенческом потоке, а скромно сидя с краешку в аудитории. Этой тяги к знаниям имеет смысл постараться достичь в любом случае – она вам пригодится, когда станете студентом!

«Являясь студентом Санкт-Петербургского Государственного университета, вы имеете право посещать любые лекции на любом факультете СПБГУ» - так моему курсу было сказано в первый день обучения. «Будем надеяться, что вы, как будущие журналисты, воспользуетесь этой возможностью» - продолжил оратор.К сожалению, учась на первом курсе, я так и не узнала подробности программы «Вольные слушатели». Не до того было. Закончился второй семестр, отпала надобность работать. Вот ту-то и вспомнилось мне, что можно посещать «чужие» лекции.Тем более, что к этому моменту я поняла, что это просто необходимо. Журналисту нужно хорошо знать историю. У нас же на факультете, видимо, так не считают: на всю историю России от первых Рюриковичей и до наших дней отведено всего около двадцати восьми лекций. Уж про зарубежную историю молчу: она у нас вообще не преподается.А иностранный язык, который мы должны выучить за 46 занятий! А правоведение (один семестр, 14 занятий)? Это - ничто!Жажда знаний привела меня на филологический факультет. Через КПП прошла без проблем, свой показав студенческий. Далее отстояла очередь в деканат филфака.- Здравствуйте! Я хотела бы посещать лекции на вашем факультете в качестве вольного слушателя. Что для этого нужно? - Здравствуйте! Ничего не нужно. Просто приходите и слушайте то, что хотите. Главное - не мешать ходу занятий. И не забудьте спросить разрешение у преподавателя. Вы же не собираетесь посещать практические, языковые занятия?- Было бы желательно их все же посещать - В таком случае вам следует зайти в кабинет №14 к зам. начальника учебного процесса СПбГУ Ивановой Екатерине Павловне. Только сразу скажите ей, что хотели бы посещать практические занятия. У нее можно получить специальное разрешение на их посещение. Только вы на это не особо рассчитывайте. Если вы хотите изучить язык, можете записаться на наши курсы. Пройдете обучение шесть семестров, успешно сдадите все экзамены. Тогда в вашем дипломе кроме основной специальности будет написана дополнительная: переводчик иностранного языка.
Из деканата я помчалась в указанный кабинет, готовая побороться за знания. Но не тут-то было! Времени 12 часов дня, понедельник. Приемный час Е.П. Ивановой с 16.00 до 17.00. Что поделать, пришлось ждать. К четырем часам у кабинета уже стояла очередь. Потом Екатерина Павловна вышла ненадолго. И без десяти минут пять я открыла заветную дверь.- Здравствуйте! Я хотела бы посещать практические занятия на вашем факультете в качестве вольного слушателя. Что для этого нужно? - Здравствуйте! А от меня, что вам нужно? Идите в деканат.- Только что оттуда. Там мне сказали, что нужно у вас получить разрешение... - Почему я должна вам его дать? Вы хотите посещать практические занятия, выучить иностранный язык за бесплатно? Вы знаете, что в группе всего пять человек? Преподаватель будет тратить время на вас, давать задания вам, проверять. Тем самым вы отбираете время у студентов, которые поступили на бюджет. Это не справедливо по отношению к ним.- Я понимаю, но не собираюсь отнимать время у студентов. Я бы просто тихо посидела, послушала бы... - Вот дам я вам разрешение. Потом придут еще люди и еще. На практике будет балаган. Если хотите выучить язык - запишитесь на курсы.- Это те, которые дадут приписку в диплом? - Девушка, вам что важнее: выучить язык или получить запись в дипломе?- Выучить... - Тогда записывайтесь на курсы.- А как насчет посещения лекций? - Исключено. Программы «Вольные слушатели» в университете нет.
Вот так-то. Нет такой программы! Хочешь что-то знать - учи самостоятельно или плати деньги за курсы. А если у меня нет денег? Потом общественность сетует на безграмотных журналистов. А ведь качество образование на журфаке оставляет желать лучшего. Я не говорю про преподавателей, преподавательский состав великолепный. Но сама система...Пока что я посещаю занятия по истории в Институте печати, а иностранный язык пытаюсь учить по книжкам. И надеюсь, что «вольных слушателей», все-таки, разрешат. И что мы, студенты, сможем посещать все те занятия, которые хотим. Ведь считается, что у универсантов такое право есть.
Екатерина СТЕНЬКО

Вольный слушатель - это студент, имеющий возможность свободно посещать университетские занятия, не будучи при этом официально зачисленным и без права на получение диплома. На Западе за прослушанные лекции и курсы выдают сертификаты, но в российских вузах вы, скорее всего, не получите ничего, кроме собственно знаний.

У нас институт вольнослушателей был популярен в дореволюционные времена, но сейчас пришел в упадок. Большинство российских вузов резонно ссылается на то, что самого понятия «вольный слушатель» в современном образовательном законодательстве страны просто не существует. Я обратилась в МГИМО, РУДН, Российский государственный лингвистический университет, «Плешку», Бауманку и МФТИ - и все они отказывают в доступе студентам извне. И все-таки удалось найти несколько университетов, в которые, при упорстве и определенной сноровке, можно просочиться в качестве вольного слушателя.

МГУ

В МГУ, как и положено в классических университетах, существует практика свободного посещения занятий, поэтому теоретически возможность стать волнослушателем есть, но на практике вольный доступ к знаниям затруднителен из-за административных сложностей: для того чтобы войти в МГУ, надо иметь пропуск или студенческий билет университета, иначе охрана не пропустит.

Совет: надо определиться с тем, на какие именно лекции вы хотите попасть (на каком факультете, какой кафедры, в какое время) и прислать свой запрос на почту выбранного факультета. Успех затеи зависит как от благосклонности заведующего кафедрой, так и от лояльности охранников корпуса. Если на кафедре вам ответят согласием, попросите ее сотрудников составить для охраны письмо примерно следующего содержания: «Кафедра такая-то просит пропускать (ФИО + паспортные данные) по таким-то дням, в такое-то время, в аудиторию такую-то». Всегда имейте при себе паспорт и постарайтесь раздобыть телефоны лаборантов кафедры, чтобы при возникновении трудностей они могли встретить вас у входа.

Высшая школа экономики

В НИУ ВШЭ есть специальные дисциплины, доступные для всех желающих, - общеуниверситетские факультативы. На них надо успеть вовремя записаться, тогда у вас будет возможность посещать и курсы по стратегии лидерства, и по исторической конфликтологии, и по основам веб-дизайна. Есть специальная опция и для абитуриентов - студентам подготовительных курсов при «Вышке» можно посещать некоторые лекции первых курсов. И тем, кто потом поступит в вуз, эти лекции будут засчитаны заранее.

А вот посещение любых занятий какого-то конкретного факультета в массовой практике не наблюдается.

Совет: если у вас есть конкретный запрос и вы четко знаете, на какие именно лекции вы хотели бы ходить, можно попробовать обговорить условия посещения занятий с администрацией факультета.

РГГУ

В Российском государственном гуманитарном университете вольные слушатели приветствуются, так что лекции может бесплатно посещать любой желающий. Правда, проблему пропуска придется решать самому - этим специально для вас никто озадачиваться не будет.

Совет: администрация университета советует раздобыть пропуск либо через знакомых, либо обратившись в приемную комиссию.

ВГИК

Здесь достаточно строгая пропускная система (у студентов есть специальные карточки для прохода через турникет), но для тех, кто очень хочет попасть внутрь, чтобы хоть ненадолго оказаться в обществе потенциальных операторов, режиссеров, сценаристов и актеров, выход есть. Большинство занятий проходят в небольших группах, и на них вы не попадете, а вот на кинопоказы для всего университета - пожалуйста.

Совет : осенью, когда пропускные карточки сделали еще не всем вновь поступившим, вполне можно пройти внутрь вместе с группой других студентов, показав охраннику издалека что-то напоминающее студенческий.

Вольные птицы на птичьих правах

Вольнослушатели бывают разные. Иногда это почти студенты. Они ходят не только на лекции, но и на практические занятия. Они даже могут сдавать экзамены. И прогуливать! При этом их не имеют права исключать из вуза. Потому что исключают только студентов – ежели те провинились, конечно.

Есть и другие вольнослушатели – на лекцию в университет своей мечты они желают проникнуть тайком, а на то, чтобы их, скажем, записали в студенческую библиотеку, уже и не рассчитывают. Исключить из вуза никто не вправе, разумеется, и их. Зато просто не пустить туда – пожалуйста.

Многие люди, в чьей жизни присутствовал опыт учебы вольнослушателем, сумели показать себя как настоящие профессионалы. Этнограф, антрополог и путешественник по юго-восточным пространствам Земли Николай Миклухо-Маклай, а также физиологи Климент Тимирязев и Алексей Ухтомский побывали вольнослушателями Петербургского университета; физиолог Иван Сеченов таким же образом посещал медицинский факультет Московского университета. Изобретатель радио Гульельмо Маркони был вольнослушателем Болонского университета.

В числе известных вольнослушателей немало художников. Особенно популярной среди них стала Академия художеств в Петербурге. В нее наведывались романтический живописец Василий Тропинин, пейзажист Архип Куинджи, автор исторических полотен Генрих Семирадский, создатель ярких и пестрых образов Филипп Малявин, участники объединения «Мир искусства» Александр Бенуа и Леон Бакст. Та же академия приняла на учебу в качестве вольнослушателей скульпторов Петра Клодта (кони на Аничковом мосту в Петербурге – его работа) и Марка Антокольского, чьи тонкие скульптуры москвичи и гости столицы могут увидеть в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Кстати, изучать искусство вольнослушателем можно было и в Москве – мастерица вырезать силуэты Елизавета Сергеевна Кругликова занималась на таких правах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Не отставали в своем свободном образовании и рыцари слова – поэты Федор Тютчев (словесное отделение Московского университета), Николай Некрасов (филологический факультет Петербургского университета), классик румынской литературы Михай Эминеску (ряд гуманитарных курсов Венского университета), Саша Чёрный (Гейдельбергский университет), Сергей Есенин (историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского); прозаики Николай Лесков (Киевский университет), автор «Очерков бурсы» Николай Помяловский (Петербургский университет), Антуан де Сент-Экзюпери (отделение архитектуры Школы изящных искусств в Париже); первый пушкинист Павел Анненков (Петербургский университет).

Обычен путь в искусство «от противного» – например, если не дается математика, волей-неволей начнешь изучать что-нибудь другое. Но не таков был композитор Милий Балакирев – его не пугала участь вольнослушателя на математическом факультете Казанского университета.

В ХХ веке стать вольнослушателями удавалось в основном актерам – Владимиру Этушу и Вениамину Смехову (Театральное училище имени Бориса Щукина), Андрею Ростоцкому (ВГИК), «Фандорину» Илье Носкову (ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова).

Ну и как не вспомнить о компьютерном революционере Стиве Джобсе – одном из главных вдохновителей современного поколения! Он же всё-таки восстановился в Рид-колледже в американском Портленде – и тоже вольнослушателем.

История с географией

Нормальная университетская жизнь во многом держится на понятии академических свобод – например, свободы исследования или выражении профессурой своих оригинальных взглядов. Да и в целом студенческие годы порой кажутся настоящей вольницей – есть время собираться с друзьями и веселиться, рабочий день «с 9 до 6» еще многим незнаком, так почему бы, мол, в довершение ко всему не пускать на лекции людей с улицы? Им же интересно, они тоже учиться хотят…

В разных историко-географических обстоятельствах этот вопрос решался по-разному. В дореволюционной России, как вы уже успели понять по вышеупомянутым именам – во многом положительно.

Но если в отношении юношей возможность посещать занятия в том или ином университете обсуждалась индивидуально, то женщины рассматривались уже как класс: могут все они переступать университетский порог даже на таких правах – либо нет. В начале 1860-х годов в совете Московского университета большинство не захотело видеть женщин на студенческих скамьях. В Санкт-Петербургском университете совет оказался либеральнее, в Казанском – еще либеральнее, а в Киеве и Харькове женщинам дали права студентов и даже позволили приобретать ученые степени. А когда спустя десятилетие по стране открылся ряд Высших женских курсов (постепенно приобретавших всё более университетский характер), статус вольнослушательницы некоторое время существовал и на них.

До октября 1917 года правила приема в вольнослушатели могли определяться самим учебным заведением. Так, Московский археологический институт принимал довольно много вольнослушателей, и они могли сдавать экзамены. Обучение было платным. А после революции любой, кому исполнилось 16 лет, мог выбрать себе вуз, чтобы ходить туда как вольнослушатель и при этом ничего не платить. (В том же статусе порой могли учиться и россияне по ту сторону СССР – например, русские эмигранты в Богословском институте святого Владимира в китайском Харбине.) Но в итоге развившаяся в СССР система вечернего и заочного образования вытеснила учебу вольнослушателем.

В современной России есть вузы, которые набирают вольнослушателей по своим правилам. Независимый московский университет (Москва), ориентированный на углубленное математическое образование (диплом этого учебного заведения признается Гарвардом), разрешает вольнослушателям посещать занятия и допускает их к сдаче вступительной сессии. А Университет практической психологии, также расположенный в столице, организовал для вольнослушателей специальный платный поток, на котором можно учиться в том числе заочно, а также сдавать экзамены и писать дипломную работу. Диплома государственного образца, правда, такому учащемуся тут не положено, однако если он сможет перейти в статус студента, то получит и причитающиеся студентам права.

За рубежом картина различается от страны к стране, от вуза к вузу. Скажем, в университетах Великобритании и США встречаются отделения для вольнослушателей, в Германии процент вольнослушателей за последнее время возрос, да и в более близко расположенной к нам Польше институт вольнослушателей живет и здравствует – и если абитуриенту не досталось студенческого места, он всё равно может присутствовать на занятиях, посещать лаборатории, брать учебные пособия в библиотеке и сдавать экзамены. Тем не менее такой «вольны слухач» не имеет студенческого билета, также в его отношении не действует система кредитов – набранных учебных баллов, ему не могут составить индивидуальный учебный план и предоставить академический отпуск. Когда пройдет год этого полустуденческого существования, рассматривается вопрос о включении вольного слушателя в списки студентов.

Если же вольнослушательство где-то запрещено, то чаще всего это происходит, когда остальные студенты платят за учебу, а тот, кто хотел бы стать вольнослушателем, курса не оплачивал.

Пустят ли вас послушать лекции

В российском Законе об образовании о вольнослушателях речи не идет. (Есть ЕГЭ? Вот и сдавайте ЕГЭ – и поступайте как полагается.) Но их «порой видят» – то в одном вузе, то в другом. Студенты-привидения! Так удается ли им туда пробраться или нет?

Помимо закона, на вольных слушателей часто не рассчитан сам распорядок жизни вуза. Только студенты да преподаватели проходят в учебные корпуса без проблем (если это не день открытых дверей, конечно). Так что, вероятно, вас выловят еще в дверях вуза и отправят восвояси. И всё же вопрос решается в каждом конкретном вузе по-своему: где-то вольнослушатели отсутствуют как класс, где-то вы можете спросить об интересующей вас тематике лекций, обратившись в вуз, и в итоге договориться с преподавательским составом, а где-то даже написать заявление по всей форме, а по окончании курса получить сертификат.

Желающим стать вольнослушателями было бы интереснее всего понаблюдать с задней парты за естественным учебным процессом. И, раз не всегда такая возможность есть, можно рассмотреть и другие предложения вузов – например, открытые лекции. Они устраиваются нарочно и порой находятся вне контекста курса, изучаемого основной массой студентов, однако на многие такие лекции можно прийти всем желающим – и ощутить атмосферу вуза, куда вы, возможно, вскоре будете поступать.

Другое дело, что сегодня ощутить атмосферу вузов, расположенных в любой точке земного шара, можно не выходя из дома.

Прогнозы

Сохранится ли институт вольнослушателей в его первозданном очном варианте, если вузы сегодня стремятся попросту вывешивать лекции онлайн, а количество подписчиков многих их каналов на YouTube и других ресурсах исчисляется огромными цифрами; если лучшие вузы мира объединяются в проект Coursera, а вузы по всему миру – в проект OpenCourseWare, если университетскими знаниями стало принято свободно делиться в Интернете? Со студентами всё понятно: им же еще и диплом нужен! Они всё равно будут ходить в вузы. А вот массовая вербовка в дистанционные вольнослушатели ставит под удар ваше желание хоть немного посидеть на самой настоящей студенческой скамье и послушать лекцию на самом настоящем студенческом потоке – не будучи при этом студентом. Оставайтесь, мол, дома, запускайте видеоролик вуза – и устраивайте себе вольные слушания сколько угодно. Вот и будет вам профориентация с подготовительными курсами, и никуда ходить не надо. И вообще сейчас любой информации полно – купил какой хочешь учебник да занимайся самостоятельно.

Самообразование – штука хорошая. Сегодня оно считается даже более достойным занятием, чем учеба «в строю» студентов: ведь самоучка лучше мотивирован и он лично принимает решения, что именно он будет учить, а студент довольствуется тем, что ему зададут. Впрочем, сторонник самообразования излишне привязывается к собственным достижениям и оттого часто притормаживает. Зато студент легко откладывает в сторону очередную решенную контрольную работу – одну за другой – и в итоге быстрее продвигается в освоении курса! Поэтому всегда есть резон стать или очным студентом, или как минимум вольнослушателем.

А вообще вольнослушателем необязательно хотеть становиться. Об этом феномене хорошо просто поразмыслить. Ведь были же и есть люди, которые не придают большого значения диплому, зато уважают знания настолько, что хотят получать их пусть даже не в общем студенческом потоке, а скромно сидя с краешку в аудитории. Этой тяги к знаниям имеет смысл постараться достичь в любом случае – она вам пригодится, когда станете студентом!

Вольнослушатель

Вольнослу́шатель

Тот, кто допущен к занятиям и экзаменам в высшем учебном заведении без зачисления в число студентов (в Российском государстве до 1917 г. ) .


Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .


Смотреть что такое "Вольнослушатель" в других словарях:

    Вольнослушатель … Орфографический словарь-справочник

    ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЬ, вольнослушателя, муж. (дорев.). Лицо, допускавшееся к слушанию лекций и др. занятиям в высшем учебном заведении без зачисления в студенты. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЬ, я, муж. (устар.). Человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты. | жен. вольнослушательница, ы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Вольнослушатель персона, посещающая высшее учебное заведение и допущенное ко всем видам учебных занятий и к государственным экзаменам, однако без предоставления ему прав и льгот обычного студента. До Октябрьской революции в российских… … Википедия

    Лицо, допущенное ко всем видам учебных занятий в высшем учебном заведении, а также к государственным экзаменам (после сдачи всех зачётов и курсовых экзаменов), но без прав и льгот, предоставляемых Студентам. Институт В. существовал в… … Большая советская энциклопедия

    Лицо, допущенное к слушанию лекций и к другим занятиям в высшем учебном заведении, но не состоящее в числе студентов. По университетскому уставу 1863 г., прием В. определялся правилами, составленными советом каждого университета и утвержденными… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вольнослушатель, вольнослушатели, вольнослушателя, вольнослушателей, вольнослушателю, вольнослушателям, вольнослушателя, вольнослушателей, вольнослушателем, вольнослушателями, вольнослушателе, вольнослушателях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

    вольнослушатель - вольносл ушатель, я … Русский орфографический словарь

    Вольнослушатель - человек, не являющийся студентом, но посещающий лекции в высшем учебном заведении. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 40) … Педагогический терминологический словарь

    вольнослушатель - (2 м); мн. вольнослу/шатели, Р. вольнослу/шателей … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • , Астахова Н.В.. Учась в Военно-инженерном училище в Петербурге, К. Трутовский как вольнослушатель посещал и Академию художеств. Живописное начало перевесило в конце концов технические устремления молодого…
  • Великие мастера. Константин Трутовский , . Учась в Военно-инженерном училище в Петербурге, К. Трутовский как вольнослушатель посещал и Академию художеств. Живописное начало перевесило в конце концов технические устремления молодого…