Врач на войне как называется. Врач военный. Описание и характеристика профессии

Военные врачи или, как их еще называли, военврачи – это военнослужащие, имеющие высшее медицинское образование и имеющие соответствующее звание. В свое время именно российские военные врачи внесли огромный вклад в военную медицину, так Николай Иванович Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии, основателем анестезии. В годы Великой Отечественной войны, а также во время локальных конфликтов современности: война в Афганистане и Чеченские кампании, российские военные врачи спасли сотни тысяч жизней.

13 июня 2013 года в Центральном академическом театре Российской армии состоялась очередная, 13-я по счету церемония вручения премии лучшим врачам России под названием «Призвание». Данную церемонию вели народный артист России Александр Розенбаум и известная телеведущая Елена Малышева. На церемонии в номинации «Военные врачи. Специальная премия врачам, оказывающим помощь пострадавшим во время войн, террористических актов и стихийных бедствий» награда досталась группе военных врачей Минобороны РФ, которые во время контртеррористической операции 1994-1995 годов на территории Чечни оказывали необходимую медицинскую помощь пострадавшим и раненным.


Премию военным врачам вручал лично министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. В приветственной речи Шойгу отметил важность работы военных врачей, а также высказал им слова признательности и благодарности за их самоотверженный труд не только во время ведения боевых действий, но и в мирной, повседневной жизни. На сцене номинантов поблагодарили российские офицеры Алексей Буздыгар и Сергей Музяков, которые в 1995 году сами прошли через заботливые руки награжденных военных медиков.

Группе военных врачей в составе начальника госпиталя Олега Попова, а также хирургов Александра Дракина, Михаила Лысенко, терапевта Александра Кудряшова в составе 696-го медицинского отряда особого назначения в декабре 1994 года пришлось развернуть свой военно-полевой госпиталь в районе города Моздок. В те дни военные медики работали по 16-18 часов в сутки, операции шли одна за другой без перерыва. Каждый день личный состав полевого госпиталя готовил к эвакуации и отправке на «большую землю» сотни раненых российских солдат и офицеров. За все время ведения боевых действий на Кавказе военные врачи спасли тысячи жизней российских военнослужащих.

Судьба доктора Олега Попова и его коллег во многом показательна и служит примером героизма и самоотверженности, преданности долгу. Всю первую войну в Чечне Олег Александрович Попов прошел, что называется «от звонка до звонка», будучи назначенным в 1993 году командиром 696-го медицинского отряда спецназначения. Именно силами врачей данного отряда в Моздоке был своевременно развернут госпиталь, где смог получить своевременное лечение почти каждый третий военнослужащий, раненный на территории Чечни. За свою отличную службу на Северном Кавказе Олег Александрович был отмечен орденом «За военные заслуги». Но это не единственные его боевые награды, предыдущие 4 боевых ордена военный врач получил, оказывая медицинскую помощь советским солдата и офицерам во время Афганской войны.

В марте 1996 года Олег Попов был уволен из рядов Вооруженных Сил: тяжелая контузия, которую он получил еще во время афганской кампании, в Чечне усугубилась, и его состояние здоровья больше не позволяло исполнять обязанности военного медика в прежнем ритме. После увольнения из российской армии Олег Попов – этот единственный во всех Вооруженных Силах офицер медицинской службы, который был награжден 5 боевыми орденами – 11 лет был простым военным пенсионером. Однако в 2007 году Попов был приглашен на свою нынешнюю должность. Олег Попов стал гендиректором межрегиональной общественной организации «Объединение ветеранов военно-медицинской службы России». С тех самых пор ветераны российской медицинской службы находятся под его непосредственной, личной опекой. Он старается сделать все возможное и невозможное, для того чтобы оказать своим коллегам необходимую социальную, медицинскую, а бывает и материальную помощь.


Если говорить о Чеченских кампаниях, то найдется немало солдат и офицеров, которые вспомнят российских военных медиков добрым словом. Относится к таким и капитан Александр Краско, которого на Кавказе «убивали» 3 раза. Два раза это был снайпер еще в первую чеченскую кампанию. В третий раз, уже полковником, он был подорван боевиками на дороге к Урус-Мартану. Он до сих пор не может забыть свое самое первое ранение. Тогда пуля снайпера вошла ему в шею и отбросила за бордюр. Этот бордюр и спас ему жизнь, снайпер не смог его добить. Позже через улицу его вытаскивал уже медик из их батальона. Во время спасения раненного он сам получил тяжелое ранение, но смог дотащить Краско до МТЛБ. Всего через 15 минут офицера уже оперировали в Ханкале.

После этого Александр Красно еще достаточно долгое время лечился в военных госпиталях. Вернулся в строй он только через год, а в августе 1996 года в Грозном он снова получил пулю. В этот раз офицера под плотным огнем боевиков эвакуировали на вертолете. Медицинская вертушка получила 37 различных пробоин. Но военные летчики и сопровождавшие раненых военные врачи смогли вовремя доставить 5-х тяжелораненых военнослужащих в военный госпиталь. С тех самых пор офицер Александр Краско отмечает свой день рождения 4 раза в году. И всегда поднимает рюмку и говорит тост за врачей в погонах. И таких историй, как с полковником Александром Краско, в российской военной медицине десятки, если даже не сотни.

Тем обиднее многим было смотреть на то, что происходило с российской военной медициной в последние годы. Недавно новый министр обороны России Сергей Шойгу отметил, что военные госпитали больше закрывать не собираются, по его словам у Минобороны России по этому вопросу существует своя «дорожная карта». «Закрывать мы больше ничего не планируем», – отметил генерал, который с визитом посетил Государственный летно-испытательный центр им. Чкалова, расположенный в Ахтубинске. При этом позднее Шойгу уточнил, что часть военных госпиталей будет передана в ведение Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). В частности, речь идет о тех военных городках и гарнизонах, в которых мало военнослужащих и нет смысла содержать там большое число медицинских работников.


«Все-таки у нас во многих местах клиники вроде бы хорошие, и оборудование замечательное, но вот со специалистами похуже. Поэтому будем готовить новые медицинские кадры в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге и направлять, в том числе, и в Ахтубинск», – отметил Сергей Шойгу. Напомним, что передать военные госпитали ФМБА глава Минобороны решил еще в конце 2012 года. Тогда сообщалось, что все переданные медицинские учреждения получат статус «гражданских», и обращаться туда за медицинской помощью смогут не только военнослужащие и члены их семей, но также и местные жители.

Массовое расформирование военных госпиталей, началось по инициативе бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова еще в 2008 году в рамках реформы российской системы военной медицины. Уже к 2009 году в стране было расформировано 22 госпиталя и несколько десятков поликлиник, а число военных врачей уменьшилось с 15 000 до 5 800 человек.

Уровень медобслуживания и его эффективность в военных госпиталях России и СССР были высокими с тех пор, как эти учреждения только стали появляться в наших городах. Качество оказываемых здесь военными специалистами медицинских услуг не подвергалось сомнению ни во времена существования Российской империи, ни во времена СССР. Казалось бы, если отрасль обладает славной и приносит очевидную пользу гражданам, то ее надо всеми силами поддерживать и развивать. Но на деле все обстоит иначе. Специалисты не устают говорить о том, что в наши дни военная медицина находится не в лучшем своем состоянии. В результате реформирования, которое осуществлялось в последние годы, была нарушена четкая преемственность от построения научного, клинического, реабилитационного комплексов до получения на выходе после прохождения всей этой медицинской цепочки здорового гражданина. И это лишь малая часть проблем, с которыми почти каждый день сталкиваются военные медики.

Одна из основных проблем – это плохое состояние материальной базы больниц и госпиталей. Многие из них были построены еще в прошлом веке, а их износ составляет от 80% до 100%. Понятно, что для их восстановления требуются существенные денежные средства. По словам Сергея Шойгу, сегодня 72% зданий эксплуатируется уже более 40 лет, большая часть из них нуждается в проведении реконструкции и капремонте, помимо этого есть острая потребность в новых помещениях. Не только ветхие здания, но и качество предоставляемых услуг сегодня оставляет желать лучшего, подчеркнул министр обороны. Вызывает тревогу слабое оснащение медицинских подразделений специализированной техникой. Это достаточно серьезный вопрос, так как отсутствие необходимой аппаратуры означает невозможность оказания качественной медпомощи в полевых условиях.


Есть проблемы и с обеспечением лекарственными препаратами. Потребность военной медицины в лекарственном обеспечении в прошлом году составила 10 млрд. рублей. Но выделено было лишь 40% от необходимой суммы. Отсутствие достаточных денежных средств в бюджете по данной статье, конечно же, никак не способствовало улучшению ситуации. Похожее положение наблюдается и по финансированию постройки новых лечебных учреждений. На сегодня процент обеспечения в строительстве и капремонте составляет не более 30–40%. Отсюда и длительные хронические недострои, и изношенность материальной базы. Некоторые медицинские объекты не вводятся в строй больше 10 лет, что не позволяет оказывать медицинскую помощь в полном объеме.

Как известно, примерно 17 регионов России полностью лишились медучреждений Минобороны. Это привело к тому, что примерно 400 тысяч военнослужащих, а также военных пенсионеров теперь вынуждены обращаться за медицинской помощью в и без того переполненные пациентами гражданские медицинские учреждения. Если в ряде регионов Центральной России военные пенсионеры, теоретически, без особых проблем могут себе позволить обратиться за медпомощью в гражданские больницы и поликлиники, то есть достаточно много уголков России, где от места проживания до населенного пункта с подходящей больницей приходится преодолевать не менее нескольких сотен километров.

Но ситуация все-таки будет выправляться. Министр обороны Сергей Шойгу распорядился выделить 1,4 млрд. рублей на приобретение новой медицинской техники, а также доукомплектацию военных госпиталей выпускниками медицинских вузов. Помимо этого должен быть разрешен вопрос по введению в эксплуатацию госпитальных судов и сделан подробный анализ необходимости и целесообразности сокращения количества военных медучреждений в ряде регионов России. Все это не может не радовать.

Источники информации:
-http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/9639-lechit-po-prizvaniyu
-http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/05/07/047mil
-http://newsland.com/news/detail/id/587854
-http://blog.kp.ru/users/2763549/post261039031

Медики бывают разные, есть среди них и такие, у кого на плечах - погоны. Военврач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. И уж точно самая гуманная среди всех военных специальностей. Прежде всего военный врач - это человек с высшим медицинским образованием и офицерскими погонами на плечах. В принципе, в армии военных медиков больше – это и рядовые-санитары, и сержанты-санинструкторы, и фельдшеры-прапорщики. Но на врачебных должностях могут находиться только офицеры, только к их званию добавляется словосочетание «медицинской службы», например, «старший лейтенант медицинской службы». В еще не столь отдаленном прошлом военврачами были исключительно мужчины. В наше время соотношение полов в медицинской службе практически выровнялось, некоторые женщины даже до полковников дослужились.

Чем занимается военный врач? Самый очевидный ответ – лечит раненых. На самом деле, это лишь одна из многочисленных задач военврача, да и то в основном в боевых условиях. В мирное время обязанностей у него море и далеко не все из них имеют отношение к медицине. Если говорить коротко, на нем держится всё медицинское обеспечение Вооруженных Сил, а это и лечебно-профилактическая работа, и санитарно-гигиенический надзор, и противоэпидемические мероприятия, и медицинское снабжение, и много других страшных слов. Если говорить более простым языком, военврач должен уберечь солдата и офицера от всего, что может помешать им выполнять свои боевые задачи. Собственно, поэтому медики никогда не были в армии на первых ролях, а всегда входили в состав частей и подразделений обеспечения.

Есть две больших группы военврачей. Первые на военно-медицинском сленге называются «организаторами», вторые – «лечебниками». Чем они отличаются – должно быть ясно из названий. Первые в основном занимаются административной и управленческой деятельностью. Вторые, соответственно, лечат. Первые – различного рода начальники (начальник медпункта, командир медроты, начальник медицинской службы части и т.п.), вторые – ординаторы в госпиталях, врачи-специалисты и т.п.

Первичное звено военврачей еще называют войсковым. Это врачи и начмеды батальонов, бригад и т.д. Они входят в штат воинских частей и обитают в местах их постоянной дислокации. Именно на них ложится основная работа по профилактике, а также максимально раннему выявлению заболеваний у солдат, контролю за качеством пищи, воды, должной температурой воздуха в казармах, регулярностью помывки в бане и смены нательного белья. Именно они первыми сталкиваются со вспышками ОРВИ или кишечных инфекций в частях, борются с инфицированными потертостями и прочими инфекциями кожи, ездят на ночные стрельбы, поднимаются по тревоге и уезжают с частями на учения.

Как стать военным врачем? Первый вариант – пройти путь от курсанта до лейтенанта, поступив в профильный военный вуз. Правда, после реформ г-на Сердюкова в России он остался один единственный: Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова в Санкт-Петербурге (ВМедА).Впрочем, возможен и второй вариант: с момента окончания гражданского медвуза и до 35 лет любой врач может поступить на службу по контракту.

Поступление в ВМедА существенно отличается от поступления в гражданский медицинский вуз. Например, есть жесткое ограничение по возрасту: поступать можно только в возрасте 16-22 лет, причем возраст считается на 1 августа года поступления. Если 16 лет исполняется 2-го августа, придется ждать целый год, а если 23 стукнуло 31 июля, от академии придется отказаться. Еще одно существенное отличие: поступлением нужно озадачиваться заранее. Заявление необходимо подавать в местный военкомат не позднее 20-го апреля года поступления. Здесь же, в местных военкоматах, проходит первый тур отбора. Самый главный рубеж, который предстоит преодолеть – медицинская комиссия. Проводится она в соответствии с «Положением о военно-врачебной экспертизе», точнее, пунктом «г» Таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья граждан. Чаще всего препятствием для поступления становится зрение, оно должно быть не менее 0,8/0,5 для близи без коррекции и не менее 0,8/0,5 для дали с коррекцией, а «плюсы» или «минусы» в очках не должны превышать 4 диоптрий. Также закроет путь к погонам военврача аллергия на прививки и антибиотики. Самое интересное, что солдатом служить при всех вышеперечисленных патологиях можно, а вот стать офицером-медиком уже нельзя. Второй этап отбора проводится по документам. Причиной отказа может быть, например, судимость. На третий этап абитуриенты приглашаются с 1 по 30 июля в учебный центр ВМедА в Красном Селе. Здесь они еще раз проходят расширенную медицинскую комиссию, профессионально-психологический отбор в виде многочасового тестирования (в соответствии с приказом министра обороны №50 от 2000 года), а также сдают нормативы по физической подготовке – бег на 100 метров, кросс 3 км и подтягивание (приказ министра обороны №200 от 2009 года). Требования к физподготовке достаточно жесткие, а балльная система позволяет отсевать практически неограниченное количество кандидатов. Относительной гарантией могут считаться 170 баллов и выше. В более понятных цифрах: 15 подтягиваний (70 баллов), 3 км за 12 мин 24 сек (50 баллов), 100 м за 13,9 сек (51 балл). Возможны варианты, скажем, можно меньше подтянуться, но быстрее пробежать «трешку». Или пробежать стометровку за 11,8 сек и получить за это 100 баллов. Для девушек, которые с некоторых пор тоже могут поступать в военные вузы, требования мягче. Им достаточно пробежать 1 км вместо 3, а подтягивания для них заменяют на наклоны туловища. И только после всего этого смотрят результаты ЕГЭ по русскому, биологии и химии, причем один из них обязательно является профилирующим, т.е. при равной сумме баллов преимущество у того абитуриента, который лучше сдал, например, химию, как в этом году. Определение итоговых критериев приема (аналог «проходного балла») определяется академией ежегодно, так что заранее невозможно спрогнозировать – каковы шансы на поступление у вашего ребенка.

Особенности учебы. В ВМедА на факультетах подготовки врачей (а их три: II, где готовят сухопутчиков, III, летный и IV, морской) учатся 6 лет. 6 лет уходит на получение диплома врача, а еще один год – на первичную врачебную специализацию (интернатуру). С 1 по 5 курс – курсанты (с солдатскими и сержантскими званиями), 6-й курс – лейтенанты.

К сложности учебы в медвузе добавляются «тяготы и лишения воинской службы». Хождение строем, казарменное положение первые 2 курса, ранний подъем, обязательная утренняя зарядка, соблюдение формы одежды, суточные наряды и т.п. Поэтому юношам, у которых есть большие проблемы со словом «надо», лучше избегать курсантских погон. Будущие военврачи регулярно бегают кроссы, проходят лыжную подготовку, сдают нормативы по плаванию и стрельбе. Учтите, что при наличии у вас лишнего веса, все это будет проблематично.

Медики бывают разные, есть среди них и такие, у кого на плечах - погоны. Военврач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. И уж точно самая гуманная среди всех военных специальностей.

Кто такой

Человек с высшим медицинским образованием и офицерскими погонами на плечах. В принципе, в армии военных медиков больше – это и рядовые-санитары, и сержанты-санинструкторы, и фельдшеры-прапорщики. Но на врачебных должностях могут находиться только офицеры, только к их званию добавляется словосочетание «медицинской службы», например, «старший лейтенант медицинской службы».

В еще не столь отдаленном прошлом военврачами были исключительно мужчины. В наше время соотношение полов в медицинской службе практически выровнялось, некоторые женщины даже до полковников дослужились. Генералов медслужбы, правда, среди них пока нет, но что-то мне подсказывает, что еще будут.

field-medics.jpg

Самый очевидный ответ – лечит раненых. На самом деле, это лишь одна из многочисленных задач военврача, да и то в основном в боевых условиях. В мирное время обязанностей у него море и далеко не все из них имеют отношение к медицине. Если говорить коротко, на нем держится всё медицинское обеспечение Вооруженных Сил, а это и лечебно-профилактическая работа, и санитарно-гигиенический надзор, и противоэпидемические мероприятия, и медицинское снабжение, и много других страшных слов.

Если говорить более простым языком, военврач должен уберечь солдата и офицера от всего, что может помешать им выполнять свои боевые задачи. Собственно, поэтому медики никогда не были в армии на первых ролях, а всегда входили в состав частей и подразделений обеспечения.

Есть две больших группы военврачей. Первые на военно-медицинском сленге называются «организаторами», вторые – «лечебниками». Чем они отличаются – должно быть ясно из названий. Первые в основном занимаются административной и управленческой деятельностью. Вторые, соответственно, лечат. Первые – различного рода начальники (начальник медпункта, командир медроты, начальник медицинской службы части и т.п.), вторые – ординаторы в госпиталях, врачи-специалисты и т.п.

Первичное звено военврачей еще называют войсковым. Это врачи и начмеды батальонов, бригад и т.д. Они входят в штат воинских частей и обитают в местах их постоянной дислокации. Именно на них ложится основная работа по профилактике, а также максимально раннему выявлению заболеваний у солдат, контролю за качеством пищи, воды, должной температурой воздуха в казармах, регулярностью помывки в бане и смены нательного белья. Именно они первыми сталкиваются со вспышками ОРВИ или кишечных инфекций в частях, борются с инфицированными потертостями и прочими инфекциями кожи, ездят на ночные стрельбы, поднимаются по тревоге и уезжают с частями на учения.

Госпитальные и поликлинические врачи считаются военврачебной элитой. Между «войсковыми» и «госпитальными» существует… эээ… ну пусть некоторая напряженность. Те, кто работают «в полях», считают своих коллег «ненастоящими» военными, а персонал ЛПУ подтрунивает над «ремесленниками» и «недотепами» из войск. Но в общем и целом, конечно, пикировка носит скорее дружеский характер, поскольку и те, и другие повязаны одними змеями. Теми, которые у них на погонах и в петлицах.

управление-академии.jpg

Первый вариант – пройти путь от курсанта до лейтенанта, поступив в профильный военный вуз. Правда, после реформ г-на Сердюкова в России он остался один единственный: Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова в Санкт-Петербурге (ВМедА). Раньше военно-медицинские факультеты были в мединститутах в Саратове, Самаре и Томске. Буквально на днях нынешний министр обороны Сергей Шойгу объявил о возможности восстановления военфаков, но это только разрушать можно быстро, обратный процесс требует времени, сил и средств. Если военфаки вернут, то после 4 лет учебы в гражданском медвузе можно будет поступать туда и доучиваться уже на военного врача.

Впрочем, возможен и второй вариант: с момента окончания гражданского медвуза и до 35 лет любой врач может поступить на службу по контракту, правда, в войсках такой вариант не очень любят и ласково именуют таких оборотней военврачей «пиджаками».

Фото из группы «ВМедА» ВКонтакте, а также из личного архива автора

В третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Накануне профессионального праздника врачей наш корреспондент побывал в Военно-медицинской академии имени Кирова, где узнал, зачем российской армии робот-санитарка, как будущие военные хирурги учатся не бояться крови с помощью плачущих манекенов и каково будущее российской военной медицины.

Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова без преувеличения можно назвать уникальным высшим учебным заведением. Только здесь готовят врачей для Вооруженных сил России. Семь факультетов, 63 кафедры и около 30 клиник при них — потенциал, которому позавидуют многие гражданские медицинские вузы.

В отличие от гражданских институтов в академии большое внимание уделяется занятиям по военной экстремальной медицине. Наряду с изучением общепринятых медицинских дисциплин слушатели постигают работу в полевых условиях, проводят военно-медицинские учения и стажируются в войсках. Факультеты, на которых учатся военные врачи, делятся по видам Вооруженных сил.

Будущие специалисты медицинских подразделений Военно-воздушных сил углубленно изучают проблемы, связанные с воздействием на человеческий организм многократных перегрузок и недостатка кислорода на больших высотах. Также на факультете преподают методику специального контроля за состоянием здоровья летчиков и систему их медицинского обследования.

Факультет подготовки врачей для РВСН и Сухопутных войск готовит специалистов по широкому кругу вопросов. Как правило, его выпускники становятся врачами войсковой части и на них ложится ответственность не только за оказание медицинской помощи, но и за санитарно-эпидемиологическое состояние подразделения, а также за профилактику заболеваний. Без военврача не обходится и боевая подготовка — стрельбы, марши, полевые выходы всегда проходят под его контролем.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Своя специфика и у военно-морского факультета. Здесь особое внимание уделяется влиянию глубоководных погружений и повышенного давления воздуха на здоровье моряков-подводников: врач на субмарине должен уметь оказывать помощь при кессонной болезни и в случае чрезвычайных происшествий, связанных с резкими перепадами давления.

К тому же все выпускники военно-морского факультета получают квалификацию хирурга. Корабельный врач, что на подлодке, что на надводном корабле, в дальних походах часто работает в одиночку и потому обязан уметь проводить операции на борту. Как правило, это ушивание ран, удаление воспаленного аппендикса или вскрытие гнойника.

Отработка ушивания резаных ран. Фото: Анна Горбань

Наука лечить

Обучение слушателей Военно-медицинской академии построено в соответствии с государственным стандартом, однако учебный процесс военных медиков имеет ряд преимуществ по сравнению с их гражданскими коллегами. В первую очередь это возможность учебы «у постели больного». Как было сказано выше, кафедры ВмедА обладают собственными клиниками. Они одновременно работают на медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и на практическое обучение слушателей.

Эти клиники оборудованы самой современной медтехникой, и будущие военврачи имеют возможность знакомиться с ней уже в процессе учебы. В то же время студенты гражданских вузов иногда сталкиваются со сложной аппаратурой только после выпуска.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Еще одно новшество Военно-медицинской академии — Центр симуляционного обучения. Роботизированные манекены, напичканные датчиками, изображают различные повреждения и травмы. Специальная компьютерная программа, контролируемая преподавателем, выдает на диагностические мониторы изменения в работе «организма». Если слушатель допускает ошибки, то «пациент» начинает истошно кричать от боли, умирать и даже брызгать красной краской из поврежденных «конечностей».

Как рассказал корреспонденту «Защищать Россию» заместитель начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майор медицинской службы профессор Богдан Котив, применение интерактивных симуляторов облегчает подготовку слушателя к практической врачебной работе.

Отработка реанимационных мероприятий на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Помимо манекенов в занятиях используются и макеты отдельных участков человеческого тела, которые покрыты специально выделанной свиной кожей, а также имитируют всю структуру мягких тканей под ней. На них слушатели отрабатывают множество навыков — от внутримышечных и внутривенных инъекций до наложения и снятия швов.

«Раньше нужно было определенное время, чтобы адаптироваться, не бояться работать с тканями и понимать границы болевых ощущений человека», — отметил профессор Котив, — «А на симуляторах это делать безопасно и комфортно. Слушатель может повторить это много раз. Это перспективный метод обучения, потому что многократное повторение без риска навредить живому человеку позволяет хорошо закрепить навыки».

Богдан Котив. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Работа с симуляторами также является одной из стадий в психологической подготовке будущего врача. Вообще же процесс его созревания имеет комплексный многоступенчатый характер. Поначалу вид крови, мертвых или живых тканей вызывает у человека эмоциональное потрясение или страх. Побеждают его за счет систематических занятий, на которых слушатель постепенно знакомится со строением человеческого тела, изучает нормальные и патологические процессы в организме.

Затем обучаемые получают первичные навыки реанимации, хирургии, перевязок, обезболивания. В определенный момент весь этот комплекс знаний и навыков формирует у слушателя спокойное восприятие пациента, находящегося в тяжелом состоянии. После третьего курса обучения, подчеркнул Богдан Котив, слушатель уже способен оказывать медицинскую помощь на достаточно серьезном уровне.

Диагноз «Ратника»

Наряду с учебой в Военно-медицинской академии ведется интенсивная научная работа. О некоторых реализованных научных проектах «ЗР» побеседовал с начальником отдела подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы Евгением Ивченко.

Евгений Ивченко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Так, в ВМедА продолжается разработка мобильного стоматологического кабинета, предназначенного для переброски в удаленные и труднодоступные войсковые части. В медицинские подразделения российской армии уже поступил один такой кабинет на базе автомобиля КАМАЗ с прицепом, однако его пробная эксплуатация выявила ряд недостатков, которые были учтены при постройке других стоматологических комплексов. В ближайшее время на снабжение войск будет передано четыре модернизированных кабинета.

Другая разработка научного коллектива академии — индивидуальные аптечки нового образца. В отличие от общеизвестных аптечек АИ-2 и АИ-4 , содержавших в себе противохимические и противорадиационные препараты, новые комплекты содержат в себе кровоостанавливающие и перевязочные средства. Также в нее включен новый противошоковый препарат ибупренорфин, которым заменили устаревшее обезболивающее промедол, вызывавшее у раненых угнетение дыхательного аппарата.

Что касается перспективных направлений, то сегодня в академии ведется разработка автоматизированной системы дистанционной оценки состояния здоровья военнослужащих. Электронный модуль, интегрированный в комплект боевой экипировки « », с помощью нескольких датчиков будет измерять температуру тела, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений бойца, и на основе этих замеров выдавать ответ о состоянии его здоровья.

Боевая экипировка «Ратник». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также планируется оснастить этот модуль системой геопозиционирования и соединить его с цифровым комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» (командирский планшет), также входящим в состав «Ратника». Одновременно идет разработка планшета начальника медицинской службы. На его экране военнослужащие будут обозначены точками, цветовая гамма которых будет сигнализировать об их состоянии по шкале «здоров-ранен-убит» . Глядя на них, военный медик будет решать, куда посылать бригаду санитаров.

В дальнейшем устройство мониторинга состояния военнослужащего будет доработано до возможности оценки психофизиологического состояния человека на поле боя. Эта система позволит командиру решить, кто из его подчиненных наиболее пригоден для выполнения конкретной задачи в бою.

Что касается сегодняшних медицинских исследований, то ученые академии совершили несколько интересных открытий в области лечения черепно-мозговых травм контузионной природы. Евгений Ивченко отметил, что полученные данные являются ноу-хау российских военных медиков, поэтому от дальнейших комментариев по этому поводу он отказался.

Фото: Анна Горбань

Срочная работа

Вместе с кадровыми сотрудниками академии изысканиями занимаются и солдаты срочной службы в недавно созданной в ВМедА научной роте. Она включает в себя три взвода: биофармацевтический, медико-профилактический и инженерно-технический. В первом служат выпускники гражданских медвузов, которые сегодня занимаются вопросами раневой баллистики. С помощью баллистического мыла и геля они моделируют повреждения мягких и твердых тканей. В последующем результаты модельных расчетов войдут в разработку государственного стандарта по оценке заброневой контузионной травмы.

«Это очень важное направление, которым кроме Военно-медицинской академии никто не занимается», — подчеркнул Евгений Ивченко, — «В ряде случаев тяжесть повреждения при попадании в бронежилет пули может оказаться больше, чем если бы эта пуля прошла насквозь».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Медико-профилактический взвод вместе с сотрудниками кафедры общей и военной гигиены участвует в исследованиях комплекта боевой экипировки «Ратник». Среди научно-практических вопросов — сколько можно держать в ухе гарнитуру рации, чтобы не образовалось пролежня, как чувствуют себя мягкие ткани в подременном пространстве и т. д.

Инженерно-технический взвод разработал и представил на форуме « » концепт робота-доставщика лекарств до постели больного. По проекту, лечащий врач будет делать назначения больному через компьютер, лекарственный терминал отсортировывать необходимые препараты по контейнерам, а робот — забирать их и развозить по палатам. Также инженеры научной роты планируют разработать робота-уборщика. Конечно, эта техника не заменит труд младшего медперсонала, но существенно облегчит его работу. В боевой же обстановке, когда каждая пара рук необходима для приема раненых, такие робот будут очень востребованы.

Отработка остановки кровотечения на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Будущее военной медицины

Одним из перспективных направлений станет дальнейшая работа по вопросам психофизиологического обеспечения военнослужащих, в частности дистанционная оценка их состояния. Связано это с тем, что сегодня в Вооруженных силах появилось много должностей, на которых военнослужащие работают со сложной компьютеризированной техникой, однако, с точки зрения их медицинского обеспечения, никаких рекомендаций сегодня, по большому счету, не выработано. Также будет развернута работа по вопросам пребывания наших воинских формирований в различных климатических условиях, в том числе экстремальных. Например, специалисты будут изучать возможности безопасного потребления в пищу российскими военнослужащими животных и растений, обитающих в разных регионах мира.

Одним из главных направлений развития военной медицины специалисты Военно-медицинской академии называют телемедицину, когда врач на экране монитора сможет не просто посмотреть на пациента, но и увидеть его электрокардиограмму, результаты ультразвукового исследования или рентгеновский снимок. В далеком же будущем, когда наука изобретет сверхнадежные каналы связи, военные врачи станут дистанционно делать хирургические операции с помощью робота. Но до этого пока далеко.

Солдат научной роты за работой в лаборатории. Фото: Анна Горбань

В 1864 году закрепила особый нейтральный статус медицинского персонала, обозначив их обязанностью выполнение «исключительно медицинских» функций и оказание «беспристрастной» медицинской помощи всем жертвам войны и вооруженных конфликтов:

  • Ст. 1. Походные лазареты и военные госпитали будут признаваться нейтральными и на этом основании почитаться неприкосновенными и пользоваться покровительством воюющих сторон во все время, пока в них будут находиться больные или раненые.
  • Ст. 2. Право нейтральности будет распространяться на личный состав госпиталей и походных лазаретов, включая части интендантскую, врачебную, административную и перевозочную для раненых, а также включая священнослужителей, когда он будет в действии и пока будут оставаться раненые, коих требуется подобрать или оказать им помощь.
  • Ст. 7. Для госпиталей и походных лазаретов и при очищении таковых будет принят особый, для всех одинаковый, флаг. Он должен, во всех случаях, быть постановлен вместе с флагом национальным. Равным образом для лиц, состоящих под защитою нейтралитета, будет допущено употребление особого знака на рукаве; но выдача оного будет предоставлена военному начальству. Флаг и знак на рукаве будут белые с изображением красного креста.

Военные врачи в древности

Ещё у древних греков при войсках были особые врачи. Одни из них занимались лечением исключительно внутренних болезней, другие хирургических (само старое название врача означало «извлекающий стрелы»). Врачи составляли неизменную принадлежность войска; их мнение спрашивали при устройстве лагеря. Образование они получали в духовных и светских медицинских школах.

В первые века существования Рима медицина носит черты доисторического периода при лечении болезней применяются заклинания, изгнание духов и различные суеверные схемы. Во время войны против эпидемии в войсках назначаются молитвы, жрецы проделывают различные религиозные церемонии. Полученные во время сражений повреждения солдаты лечат друг у друга или пользуются услугами случайных врачей. Постоянных военных врачей не имеется, так как нет постоянного войска. Со временем римское войско становится постоянным и при нём есть появляются военные врачи, разделённые на разряды. Каждая значительная войсковая единица, каждый военный корабль имел своего врача или своих врачей. Представителями врачебного сословия почти исключительно были греки, применявшие усвоенную ими научную греческую медицину.

В Византийской империи при войсках также были постоянные врачи, подобно римским, они делились на разряды и были подчинены главному медицинскому инспектору.

После падения Римской империи постоянных врачей для лечения солдат не было до XI века, также отсутствовали больницы. Впервые лечебницы стали устраивать в Италии для возвращавшихся крестоносцев. Большие итальянские города также имели свои войска и для них начали нанимать врачей и строить лазареты во Флоренции, Болонье и других местах. Скоро и в других государствах городские магистраты (в Париже, Вене) ввели у себя подобные учреждения; их примеру последовали феодальные князья и короли. Однако врачей в войсках было очень мало.

Военные врачи в новое время

После появления огнестрельного оружия число повреждений на войне резко увеличилось. Военные люди увидели что ранения часто влекут за собою смерть; ничтожная на вид рана приводит к обширному воспалению. Для всех необходимость во врачах стала очевидной, и, начиная с XIV века в каждом большом отряде имеются цирюльники , фельдшера с помощниками и особые хирурги и врачи. Для больных военнослужащих устраиваются больницы и аптеки. Врачи ещё не лечили хирургических болезней, а хирурги были немногим лучше цирюльников. Врачей, которые были бы одинаково хорошо знакомы с внутренней медициной и хирургией начали выпускать медицинские училища лишь в XVIII столeтии.

Для армии и флота всегда требовались врачи, всесторонне образованные, и притом хорошие хирурги. В военно-медицинских школах XVIII векa впервые происходит полное соединение медицины и хирургии; все большие отрасли медицины считаются равноправными и преподаются с возможной полнотой.

Подготовка военных врачей в России при Петре I

Пётр I задался цeлью обеспечить русские войска в ходе боевых действий необходимым числом русских врачей (лекарей). Для этого было необходимо иметь постоянный источник, откуда выпускались бы врачи, и Пётр основал первую врачебную школу на 50 учеников в Москве и при ней первый в России военный госпиталь (ныне Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко), который начали строить в 1706 году, а закончили в 1707 году. Во главе был поставлен энергичный и всесторонне образованный врач Николай Бидлоо :

…За Яузой рекою против Немецкой слободы, в пристойном месте, для лечения болящих людей. А у того лечения быть доктору Николаю Бидлоо, да двум лекарям, Андрею Репкину, а другому - кто прислан будет; да из иноземцев и из русских, изо всяких чинов людей, - набрать для аптекарской науки 50 человек; а на строение и на покупку лекарств и на всякие к тому дела принадлежащие вещи, и доктору, и лекарям, и ученикам на жалованье деньги держать в расход из сборов Монастырского приказа.

Уже в начале ХХ века в 1907 году «Московский листок» писал: «До этого времени все на Руси - от холопа до думного боярина лечились только у знахарей , а наезжавшие временами иностранные врачи пользовались вниманием только при Дворе, да и то к ним относились с недоверием и подозрительностью…Великий Петр решил создать свою русскую больницу, которая была бы не только местом врачевания, но и первой школой для русских врачей».

В этот период надолго устанавливается связь врачебного сословия с духовным: сыновья служителей церкви пополняют ряды военных врачей. Случилось это так: госпиталь и училище при нём находились в ведении Синода, и, когда появилась потребность в учениках для новой школы, Синод указал на источник, откуда могли набираться будущие врачи - греко-латинские училища. Из них отобрали требуемое число учеников для госпиталя, позже ученики присылались из духовных семинарий.

По образцу московской были основаны школы в Петербурге и Кронштадте. В 1715 году на набережной Выборгской стороны был открыт большой сухопутный госпиталь; в 1719 году около него возник адмиралтейский госпиталь, а в 1720 году основан подобный же госпиталь в Кронштадте. Все эти больницы были названы генеральными и при них предполагалось устроить врачебные школы, что было исполнено только после смерти Петра в 1733 году, когда были основаны хирургические училища в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и в Кронштадте. В первых двух было предположено иметь 20 учеников и 10 подлекарей, а в третьем 15 учеников и 8 подлекарей.

Военно-медицинская академия

Коренная реформа в подготовке военных врачей произошла с образованием по указу Павла I Петербургской медико-хирургической академии (с 1881 года - Военно-медицинская академия).

Военные врачи в Красной Армии

По постановлению ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года были установлены следующие звания для военных врачей:

  • Старший военфельдшер
  • Военврач 3-го ранга
  • Военврач 2-го ранга
  • Военврач 1-го ранга
  • Бригврач
  • Дивврач
  • Корврач
  • Армврач

При поступлении или призыве в армию лицам, имеющим высшее медицинское образование, присваивалось звание «Военврач 3-го ранга» (эквивалент звания капитана).

См. также

Примечания

Источники

  • Императорская военно-медицинская и медико-хирургическая академия. Исторический очерк. Часть 1. СПб, Синодальная типография,1902.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Воейкова, Александра Андреевна
  • Военизированная организация

Смотреть что такое "Военный врач" в других словарях:

    Врач - I специалист с законченным высшим медицинским образованием. Подготовка врачей в СССР осуществляется в мединститутах и на медицинских факультетах университетов (см. Медицинское образование) по следующим специальностям: лечебное дело; педиатрия;… … Медицинская энциклопедия

    ВРАЧ - ВРАЧ, термин, в современном его применении обозначающий лицо, получившее законченное высшее медицинское образование. История. Наименование В. встречается в древнейших русских документах. Так, напр., в уставе князя Владимира, относящемся к 996 г … Большая медицинская энциклопедия

    ВОЕННЫЙ - ВОЕННЫЙ, ая, ое. 1. см. война. 2. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих. Военная промышленность. В. врач (военврач). Военная форма, шинель, фуражка. В. человек (военнослужащий). В. городок (жилой комплекс, в к ром живут … Толковый словарь Ожегова

    врач военно-морской - военный В,., состоящий на службе в Военно Морском Флоте … Большой медицинский словарь

    Военный округ (Германия) - Военные округа во время Второй мировой войны Во время Второй мировой войны Германия использовала систему военных округов (нем. Wehrkreis), которые эффективно сна … Википедия

    военный - I. ВОЕННЫЙ ая, ое. 1. к Война (1 зн.). В ое время. В ые события. В. союз. В ые приготовления. В ая провокация. Карта военных действий. В ое дело (круг знаний, охватывающий вопросы теории и практики ведения войны; такие знания как учебный предмет) … Энциклопедический словарь