Взаимодействие сознания и бессознательного. Научная электронная библиотека

Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Соотношение сознания и бессознательного

Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в результате продолжительной психотерапевтической практики З. Фрейда и под влиянием философских теорий Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.

По мнению З. Фрейда, первым двум областям психики – сознательному и бессознательному – присуща постоянная борьба, воздействующая на функционирование всей психической жизни человека. Следствиями этой борьбы становятся душевный акт или человеческий поступок.

Сознание не всегда контролирует поступки и чувства и определяет направленность человеческих мыслей. Необходимым и важным составным элементом психической структуры является система бессознательного. Зачастую оно и является движущей силой, детерминирующей в том числе и поведенческую модель человека.

Бессознательное в психике является врожденной инстинктивно-рефлекторной деятельностью. На уровне бессознательного поведенческие акты (например, направленные на удовлетворение биологических потребностей, таких как сохранение организма или вида, в том числе продолжение рода) регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. При этом генетически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформировавшихся мозговых структур. Данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции в крайне редких случаях, в критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта).

В личности человека бессознательное предстает в виде качеств, интересов, потребностей и т. д., не осознаваемых, но присущих ему и проявляющихся в разнообразных непроизвольных реакциях и психических явлениях. Систематизировав, их можно разделить на три группы бессознательных явлений личностного характера:

1) ошибочные действия : оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов;

2) непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и т. п., что опосредованно или непосредственно связано для человека с неприятными переживаниями;

3) представления, связанные с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).

Основной причиной этого явления считается существование разных типов бессознательных психических явлений, различным образом соотносящихся с сознанием. Некоторые бессознательные психические явления находятся на подсознательном уровне психической деятельности, являясь обобщенными, автоматизированными в опыте отдельного индивида стереотипами его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция). К ним же относят импульсивно-эмоциональную сферу (неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки). Это непроизвольная сфера личности, «центр» индивидуальных поведенческих штампов, так называемая вторая натура.

Очень устойчивая и неподвижная сфера подсознательного определяет поведение, которое можно лишь слегка откорректировать только методами психотерапии и гипноза. Говоря метафорически, сознание вооружено понятиями, а подсознание – эмоциями и чувствами.

В психике человека сознательное и бессознательное противостоят друг другу. Одновременно они неразрывно связаны. В области бессознательного главная роль принадлежит подсознанию, которое хранит всю информацию о человеческом теле на текущий момент и о духовном развитии человека.

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

1. Соотношение обучения и развития Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР Стержень человека – это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций:

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Из книги Проблема «бессознательного» автора Бассин Филипп Вениаминович

Соотношение понятий «ум» и «интеллект» Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними.1. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление интеллекта.В данном соотношении

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

12.1. Соотношение любви и секса Известный социолог Питирим Сорокин писал в начале XX в., что любовь проявляется в двух формах. «Если внимательно присмотреться к тем формам, в которых в наше время проявляется любовь между полами, то нельзя не поразиться одним весьма странным

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания - внимание Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях:

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики

Из книги автора

Соотношение мифов и реальности «В СМИ отражается наше коллективное беспокойство о старении. Мне нравится называть его „миф о несчастье“». * * *Чтобы спокойно принять свой возраст, мы должны помнить о старых и новых мифах о старении, которые нередки в нашей современной

Из книги автора

Соотношение постоянства и разнообразия Когда вы стремитесь чем-то увлечь человека, важно также учитывать такие аспекты, как постоянство и разнообразие. Все мы в жизни стремимся и к постоянству, и к разнообразию, но вот в чем и как – этим люди здорово отличаются друг от

Психология

Сознание.

1. Бессознательное и сознание.

3. Взаимодействие сознания и бессознательного.

2. «Я-концепция».

Бессознательное это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие «сознание», «социальное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Подсознание отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в подсознании невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов . В подсознании зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении).

Сознание.

По определению В.Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния.

У.Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом.

По определению Л. Выготского, сознание это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно – продукт деятельности общества, которое его производит.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я" .

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Взаимодействие сознательного и бессознательного.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания . Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать . Выделяют:

подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

« Я – Концепция»

Я-концепция - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.

Я-концепция содержит следующие составляющие:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр.;

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4)социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Логика и философия

Фромм- социум как основной фильтр при формировании сознательного и бессознательного в человеке. Взаимодействие сознания и бессознательного. Как возникает это скрытое знание И как определить значение сознания и бессознательного в жизни человека Ведь сознание не всегда может контролировать поступки мысли чувства человека.

PAGE \* MERGEFORMAT 18

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философия »

Сознательное и бессознательное

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель Разработал

Доктор наук студент гр._______

Быстрова А.Н. __________Басалаев А.В.

_____________ ________________

2012 год

ПЛАН

1.Введение .

Структура сознания и психоанализ З.Фрейда.

Архетипы К.Г.Юнга

Э.Фромм - социум, как основной фильтр при формировании сознательного и бессознательного в человеке.

3. .

4. Вывод.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь любого человека зависит от его поведения в окружающем мире: умения приспособиться к действительности, правильного взаимодействия с людьми, оценки ситуаций, принятия определённых решений и умения нести ответственность за последствия этих решений. Эти свои действия человек осознаёт, то есть они являются осознанными. Но очень часто человек поступает необдуманно, а иногда и сам не может понять- почему он так поступил- по какому-то внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации и без понимания возможных последствий, то есть, вне логики. Обычно это происходит в минуты опасности, настоящей или возможной, а так же в моменты вдохновения. Например, у художников, музыкантов, других творческих личностей. Бывает, учёные совершают какое-либо открытие по наитию или во сне, как Менделеев.

Когда человек обдумывает свои действия, то, обычно сопоставляет происходящее с какими-то схожими событиями, произошедшими с ним или с другими людьми в прошлом, с известными ему фактами, законами. Он оценивает ситуацию, упорядочивает свои знания и опыт,который имеет. Когда же он поступает неосознанно, то сам не понимает, откуда к нему приходит скрытое знание, как оно возникает. О бессознательном можно услышать в обыденной жизни. Часто можно услышать о мыслях, которые «всплыли в голове», инстинктивном поведении, ощущении, интуиции, невменяемости, озарении, идее, предчувствии, внутреннем голосе. Как возникает это скрытое знание? И как определить значение сознания и бессознательного в жизни человека? Ведь сознание не всегда может контролировать поступки, мысли, чувства человека. Часто поведение человека, его решения формируются неосознанно.Ознакомившись с трудами выдающихся исследователей в этой области, а именно: австрийского психолога Зигмунда Фрейда, швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга и немецкого социолога, философа и социального психолога Эриха Фромма, которые практически всю свою жизнь посвятили изучению процессов, происходящих в сознании и душе человека, вывели теории и каждый по-своему обосновали их, я увидел, какой огромный интерес вызывала и вызывает эта тема и как мало известно на самом деле о душевной жизни человека, его внутреннем мире.

Проблема сознания и особенно бессознательного актуальна и сейчас, поскольку много споров, гипотез и предположений о сути и происхождении

бессознательного и того, как оно взаимодействует с сознанием, возникает в современном мире. А вопрос – как извлечь наибольшее количество полезной информации для выживаемости из сферы бессознательного, а затем использовать её на практике, важен для всех людей.

Для этого необходимо определить само понятие этих терминов и особенности, основные функции сознания и бессознательного в жизни человека, их взаимодействие, связь, степень важности в личной жизни и жизни коллектива, а так же проанализировать работы выдающихся учёных в этой области.

2.Понятия « сознание» и « бессознательное» в философии.

В своей книге «Кредо» американский психоаналитик Эрих Фромм сказал: «Я убеждён, что человек-продукт естественной эволюции, он - часть природы, но, наделённый разумом и самосознанием, он превосходит её» («Кредо» с.1).Сознание- это то, что отличает человека от животного. Платон определял сознание как «..совокупность сигналов, поступающих из органов чувств..». ? По его мнению, задачей сознания является их сравнение, установление сходства и различия между ними, а так же противопоставление индивидуального и отслеживание общего, для того, чтобы можно было привести их к одной форме.

И.Кант ? понимал сознание, как взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Человек, наблюдая внешний мир и, получая из него массу чувственных явлений, усваивает их, вносит в них определённый порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются время, пространство, причины, все, с помощью чего накапливается опыт, основа, по мнению Канта, присущая всем людям. Её он называет сознанием.

В современном словаре сознание определяется как « высший уровень развития психики и форма отражения действительности, свойственные только человеку. Как уровень психики сознание есть результат общественноисторического развития человека и прежде всего общественно-производственной деятельности и речевого общения. Как форма психического отражения сознание проявляется в осознании человеком окружающего мира и самого себя. Активность сознания выражается в познавательной и практической, преобразующей объективный мир деятельности человека». (Краткий психологический словарь.Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М.: Политиздат, 1985.)

Из этого определения можно понять, что сознание- это совокупность знаний об окружающем нас мире, и что человек постоянно изучает этот мир и узнаёт о нём всё больше и больше, накапливает знания и опыт.

Так же человек может выделить себя в этом мире, осознать своё «я» и понять своё отличие от других живых существ, то есть он может исследовать самого себя, оценивать свои поступки, иметь самосознание. Человек может ставить перед собой цели и осуществлять определённую деятельность для их достижения. Он обдумывает свои действия, координирует и вносит необходимые изменения, применяет волю и сообразительность.Сознанием

управляется всё поведение человека, требующее внимания и контроля. Это решение сложных интеллектуальных проблем и задач, физическое преодоление каких-либо препятствий, разрешение конфликтов с помощью волевых усилий и выход из угрожающих жизни ситуаций, требующий немедленного выполнения правильных действий.

Сознание так же связано с речью. Речь необходима для названия предметов, осмысленности разговора, общения с окружающими людьми, передачи другим своих знаний. При помощи языка выражаются эмоции, внутренние состояния, люди могут рассказать, что они видят, слышат, понимают, то есть сообщить информацию об окружающем мире.Сознание помогает переработать и логически привести эту информацию в определённый порядок, сохранить её, выделить главное и классифицировать, выработать правила отбора. Речь – это средство общения и мышления, поэтому сознание без неё невозможно.Таким образом, сознание- это результат общения, обучения и трудовой деятельности.

Но не только словами человек мыслит, у него есть представления, воображение, образы. Например, искусство, литература, музыка отражают окружающий мир образно.

Одновременно с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Им никто точного определения дать не может, именно потому,что это неосознаваемые процессы, которые не связаны с объектами или явлениями окружающего мира, к ним нельзя применить логику, трудно объяснить, то есть осознать.

Впервые о бессознательном заговорили в XVII в. в связи с признанием необходимости по-разному объяснять поведение человека и животных. Тогда никто не сомневался в том, что только человек наделен сознанием, а у животных его нет. Хотя животное рассматривали как сложно устроенный биологический автомат и объясняли его поведение с точки зрения механических действий, в отношении человека вопрос об исключительно сознательном объяснении его поведения тоже уже не стоял. Ученые уже признавали, что у человека одновременно с сознательными могут существовать и бессознательные проявления. Немецкий философ Готфрид Лейбниц ? отвергал равенство сознания и психики и ввёл понятие о бессознательной психике. Свои предположения он изложил в книге «Монадология» (1720г.), в которой говорил о том, что в сознании каждого

человека идёт непрерывная, скрытая от него самого работа психических сил в виде развития неосознаваемых восприятий, которые он назвал «малыми перцепциями». Он утверждал и доказывал, что человек может бессознательно воспринимать окружающий мир, что внутренняя психическая активность человека может протекать не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Так же Лейбниц считал, что даже то, что находится в сознании человека, может подвергаться воздействию бессознательных сил.(Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник,изд.2 М.,1997.с.7-8)

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и от внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательном уровне. Всене осознаваемые психические явления, называются «бессознательным». Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать. Человек не может связать свои ощущения с каким-либо конкретным объектом или явлением внешнего мира и выразить логически. Он автоматически совершает знакомые действия на уровне рефлексов, непроизвольно - в то время как причина их ещё не успела дойти до сознания или когда он спит, находится под гипнозом, сильно пугается.Например, отдёргивание руки от горячего, чувство равновесия, зажмуривание глаз и вздрагивание при очень громком звуке, умение говорить, ходить, читать.Над всеми этими действиями человек не задумывается, но они появились у него раньше, под контролем сознания, а затем перешли на бессознательный уровень.

События, происходящие в сновидениях, человеком воспринимаются как реальность, и его не удивляет несовпадение пространства, времени и событий, происходящих с ним.Например, во сне можно увидеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые вещи. Когда перед человеком стоит какая-то сложная задача, решение которой он не может найти, то бессознательное может прийти на помощь сознанию во сне, как это было с великим химиком И. Менделеевым, которому приснилась периодическая таблица химических элементов.

Находясь под гипнозом, человек тоже делает то, что никогда бы не сделал в ясном сознании, а если гипнотизёр даёт ему указание сделать что-то после того как его выведут из состояния гипноза, то он делает, хотя не понимает

зачем. Значит бессознательное влияет на принятие решения о совершении каких-либо действий и связано с сознанием.

Особое место среди психологов ХХ века принадлежит австрийскому доктору Зигмунду Фрейду. Этот великий психолог, крупнейший мыслитель века стал основателем учения, теории о бессознательном, которая показала, что «за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний»(«Психология бессознательного» с.3).Фрейд создал направление в психологии, которое получило название «психоанализ».Подход со стороны психологии к этой огромной философской проблеме позволил Фрейду внести ясность в понятие и сущностьсознания. Основной его предпосылкой явилось деление психики на сознательное и бессознательное. По его теории сознание – это не сутьпсихики, а только её качество. « Быть сознательным-это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надёжное восприятие. …состояние осознанности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестаёт быть таковым, однако может вновь стать сознательным…»(«Психология бессознательного» с.426).

Сознательным Фрейд называет « то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». («Психология бессознательного» с.427) Но бессознательное он считал более главным компонентом человеческой психики, и говорил в своих лекциях о том, что всё, что осознается человеком, вначале было неосознанным, а затем перешло в осознание.

Его учение об устройстве внутреннего мира личности, её переживаний и основного конфликта между тем, чего очень хочется и чувством долга, совести, и сегодня вызывает огромный интерес. Фрейд открыл, что за сознанием человека, в его глубине скрываются многочисленные стремления, влечения и желания, которые человеком не осознаются. «Мы…вынуждены были признать, что существуют весьма сильные душевные процессы или представления,….которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, хотя сами в действительности не являются сознательными.» («Психология бессознательного».С.426.)Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами, чем сознание.

Первое свойство заключается в том, что содержание этой области, не осознаётся, но оказывает очень сильное влияние на наше поведение.

Второе свойство заключается в том, что информация, которая находится в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления . Так как он был лечащим врачом, то, практикуя, столкнулся с тем, что эти переживания могут очень сильно тяготить человека и даже довести его до нервно- психических заболеваний. Пытаясь помочь своим пациентам избавиться от этих мук, Фрейд и создал свой метод исцеления души,который назвал психоанализом. По мере упорной работы по восстановлению психического здоровья своих больных, он создал теорию, которая помогла объяснить переживания и поведение здоровых людей. Эта теория стала очень популярной, особенно в странах Запада, и получила название «фрейдизм».

Конечно, не Фрейд первым обнаружил, что в нас глубоко таятся мысли и стремления, которые мы не осознаем, т. е. бессознательное, что наша психика живет своей скрытой жизнью. Но Фрейд был первым, кто сделал это открытие основой своей психологической системы и стал изучать бессознательные явления очень вдумчиво и получил результаты. Фрейд исследовал несоответствия между мышлением и существованием. Человек думает, например, что его поведение обусловлено любовью, привязанностью, чувством долга, но он не осознает, что вместо этого мотивом может быть желаниевластвоватьили неспособность быть самостоятельным. Фрейд открыл, что наше представление о себе может не соответствовать реальности. То, что человек думает о себе, может отличаться и обычно отличается от того, что он есть, и даже полностью противоречит тому, чем он является на самом деле, что большинство людей живут в мире самообмана, и нам только кажется, что наши мысли соответствуют действительности.

В своей книге «Я и Оно» Фрейд высказывает своё предположение о том, что сознание состоит из трёх компонентов.

В основе лежит психическая энергия желаний, которым требуется немедленное удовлетворение. Она может быть как творческой, так и разрушительной. Фрейд назвал этот компонент «Оно». По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем располагаются различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и

вытесненные из сознания идеи.Суть вытеснения в том, чтобы не допустить до осознания какое-либо нежелательное представление, которое должно остаться бессознательным и быть его частью. « Состояние, в котором представления находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению…..сопротивление» («Психология бессознательного» с.426)«Вытеснение мы рассматриваем, как типичный пример бессознательного…есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным.»(«Психология бессознательного» с.427)Большую часть бессознательного составляет то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю моральную цензуру. Сознание стремится к добруи старается подавить в себе все зло - в своем субъективном понимании. Это и составляет суть сопротивления.

К латентному(скрытому, т.е. знаниям, которыми человек располагает, но, которые в данный момент отсутствуют в сознании и проявляются, когда появляется стимул) бессознательному, являющемуся бессознательным только в описательном, но не в активном смысле, Фрейд применяет термин "предсознательное". Термин "бессознательное" закрепляется за вытесненным динамическим бессознательным. Однако Фрейд считал, что структурирование психики на бессознательное, предсознательное и сознательное является недостаточным и должно быть дополнено введением представлений о структуре личности. "Связную организацию душевных процессов в одной личности" Фрейд обозначает как "Я" этой личности. "Я" связано с сознанием и выполняет функции контроля и цензуры над психическими процессами. «Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т.е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и всё же руководит цензурой сновидений.»(«Психология бессознательного»с.427)В то же время в "Я" присутствуют бессознательные составляющие.

Я – это второй компонент. Он является отпечатком реальностей внешнего мира на уровне влечений и неосознанных эмоций. Он играет роль посредника между внешним миром и «Оно». Только управляет им уже не желание, а долг. Фрейд назвал ещё этот компонент «Эго». "Я" стремится заменить принцип удовольствия, действующий в "Оно", принципом

реальности и согласовать влечения "Оно" с требованиями внешнего мира, позволяет адаптироваться к среде.Его функция - самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов. "Я" олицетворяет разум и рассудительность, а "Оно" содержит страсти. Они постоянно находятся в конфликте, в борьбе друг с другом.

Последний компонент сознания Фрейд вывел, как «Я- идеал»,«сверх-Я» или «супер-эго». Ему Фрейд придавал особое значение. По мнению учёного, оно служит источником моральных и религиозных чувств в человеке, контролирующим и наказывающим агентом, это продукт влияний, исходящих от других людей. Это система правил, запретов – всего того, с чем человек вынужден считаться и то, что им усваивается с детства, «..оно отражает важнейшие черты как индивидуального, так и родового развития и даже больше: оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением….Я-идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке.»(«Психология бессознательного» с.438-439).В сознании этот компонент проявляет себя как совесть, которая вызывает чувство страха, стыда, вины, депрессии.

Вся эта структура по Фрейду начинается от бессознательного и возвращается к нему. Настоящее сознание находится между этими крайними компонентами.Тогда возникает вопрос: из чего состоит сознательное, каково его содержание? Основнаямысль Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.По мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой силы. Возможно, это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине ушли из сознания, «забылись».

Сновидения это еще одна сторона поведения, которую Фрейд считает выражением бессознательных желаний. Он полагает, что в сновидениях выражаются бессознательные желания, от осознания которых нас удерживает внутренний контроль, когда мы находимся в состоянии бодрствования. Эти подавленные мысли и чувства проявляются во время сна. «Итак, формула этих сновидений такова: они суть замаскированные исполнения вытесненных желаний»(«Психология бессознательного»с.338).

Фрейд считал, что во сне оживают побуждения, существование которых мы не хотим или не осмеливаемся признавать, когда бодрствуем. Во сне находят выход такие чувства, как ненависть, честолюбие, ревность, зависть и в особенности кровосмесительные или извращенные сексуальные желания, которые человек старается исключить из сознания. Так же, он считал, что такие бессознательные желания есть у всех, но люди подавляют их, подчиняясь требованиям общества, но совсем от них избавиться не могут. Во время сна контроль сознания ослабевает, и эти желания выходят наружу и становятся явными в сновидениях.

Он связывает свою теорию сновидений так же самой с функцией сна. Так как сон -это физиологическая потребность, то организм старается как можно лучше его оберегать. Если бы мы испытывали во сне сильные бессознательные желания, они бы беспокоили нас, и мы, в конце концов, проснулись бы. Эти желания, очевидно, мешают осуществлению биологической потребности оставаться спящим. Что же мы тогда делаем, чтобы сохранить сон? Мы воображаем, что желания исполнились, и они не мешают сну. « В действительности в сновидении проявляется не то будущее, которое наступит, а то, наступление которого мы желали бы…»(с.338«О сновидении").

Важное значение для понимания бессознательного так же имеют работы К. Г. Юнга (1875 — 1961) — швейцарского психолога и психиатра, ученика и последователя Фрейда. Он достаточно долго разделял взгляды своего учителя на устройство человеческой психики. Но со временем их мнения разошлись. Юнг был согласен с Фрейдом, что бессознательное содержит вытесненные из сознания переживания, но считал, что помимо этого в нем содержится что-то еще, что попало туда не в процессе индивидуальной жизнедеятельности, а по наследству от всего человечества. То, что объединяет всех людей на земле, независимо от их места рождения, языка и воспитания. Юнг привел множество примеров тому, как в некоторых случаях люди из совершенно разных культур демонстрируют одинаковые психические реакции. Он объехал весь мир и нашел массу подтверждений тому, что всех людей на психическом уровне объединяет какая-то наследственность, и назвал ее коллективным бессознательным — в отличие от личного бессознательного.Так же как физический организм и его генетическая наследственность содержат в себе опыт многих тысяч лет выживания, коллективное бессознательное содержит в себе опыт выживания

психологического за те же тысячи лет. Менялись условия обитания, менялись культуры, менялся уровень сознания, но проблемы, стоящие перед человеком всегда оставались одними и теми - отношения с людьми, отношения с окружающим миром, отношения с собой. Ребенок, рождаясь на свет, уже содержит в себе мудрость всего человечества, как биологического вида. От его поведения и правильного отношения к событиям окружающего мира выживание зависит так же, как от его физиологического устройства.К.Г.Юнг впервые сделал попытку структурировать бессознательное. Он предположил, что его можно разделить на личное и коллективное(архетипы).В личное человек вытесняет опыт своего существования, что оно «включает все психические содержания, которые забываются в течение жизни». (К.Юнг Аналитическая психология. История зарубежной психологии (30-60гг.ХХв.):тексты-Москва.1986,с.153.) К личному бессознательному он относил все недостаточно сильные подсознательные впечатления и восприятия, которые не смогли достигнуть сознания, а так же то, что осознаётся, но не может постоянно находится в памяти и до нужного момента хранится в бессознательном. И вторая форма бессознательного – коллективное, она принадлежит не одному человеку, а группе лиц. Народу и даже всему человечеству. Это тоже вытесненный опыт, но уже существования всего человечества за всю его историю. По мнению Юнга, вколлективном бессознательном находится вся информация об эволюции. Это врождённые инстинкты и первобытные формы познания мира- архетипы. «Архетип…представляет, по существу, бессознательное содержание, которое заменяется в процессе всего становления сознательным и чувственным, и притом в духе того индивидуального сознания, в котором он появляется. Наше бессознательное – это действующий и страдающий субъект, чью драму примитивный человек находил по аналогии во всех больших и малых процессах природы». (К.Юнг Аналитическая психология. История зарубежной психологии (30-60гг.ХХв.):тексты-Москва.1986,с.160). «Страдающий» субъект – потому что вытесненный. Это смутные ощущения, неосознанные провидения, которые доходят иногда до сознания человека, как опыт всех поколений, которые жили до него. Коллективное и личное бессознательное очень тесно связаны. Человек рождается, уже имея коллективное бессознательное и в, процессе жизни, в него вытесняется то, что временно не требуется сознанию. Но у каждой личности свои особые вытеснения, а так как личное бессознательное - это часть коллективного, то они принадлежат так же ещё огромной массе индивидов.

У З.Фрейда всё вытесненное связано с индивидуальной жизньючеловека, а архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода ипередаются по наследству из поколения в поколение. К. Г. Юнг отмечал: «В отличие от личного бессознательного, которое является, в известной степени, относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуры мозга.» (Юнг К.Г.«Проблемы души нашего времени». М., 1994. С. 57). Элементы этого коллективного бессознательного — архетипы — «являются в определенной степени обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений. Они представляют собой, так сказать, психические осадки бесчисленных переживаний подобного типа» («Проблемы души нашего времени», с. 57-58). «Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь» («Проблемы души нашего времени»с.131).

Известный американский психоаналитик, философ Эрих Фромм (1900-1980) переосмыслил и творчески развил учение Фрейда. Он ввёл понятие социального бессознательного для описания вытесненных элементов, которые свойственны большинству членов общества. По убеждению Фромма, психоанализ Фрейда способствовал обогащению знаний о человеке, но в нем преувеличено значение биологического аспекта человеческой жизни. Фромм считал, что нельзя понять человека, если не рассматривать его, прежде всего, как социальное существо. Представления Э. Фромма о социальном бессознательном содержались в его работе «Из плена иллюзий» (1962). Он исходил из того, что З. Фрейд очень хорошо рассмотрел природу индивидуального бессознательного и раскрыл то содержание, которое человек вытесняет в соответствии с индивидуальными обстоятельствами личной жизни, но не уделял внимания тому, что можно назвать социальным бессознательным. Но, как считал Э. Фромм, человеку в реальной жизни

приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, которые общественные законы не позволяют осознать, и они вытесняются. Эти законы направлены на сохранение и укрепления данного общества.У каждого общества они свои. Например, если в воинствующем племени убийство считается нормой, то, наоборот – в миролюбивом оно неприемлемо. То есть социальное бессознательное – это часть общего социального опыта, которая вытесняется в сферу бессознательного в связи стем, что не соответствует изменившейся социальной реальности. Эрих Фромм впервые указал на самый важный фактор вытеснения, так как считал, что любое общество с помощью специальных средств может регулировать и определять степень осознания человеком окружающей его реальности. «Бессознательное представляет в действительности некоторую мистификацию. Нет такой вещи, как бессознательное; есть только те чувства, которые мы осознаём, и те, которые не осознаём»(«Из плена иллюзий» с.95) Хочет человек того, или нет, но он вынужден очень часто в своей жизни подавлять осознание многих чувств и эмоций. Содержание бессознательного и сознания находятся в непрерывном конфликте, и как только бессознательное осознаётся- конфликт исчезает. Фромм считал, что содержание бессознательного составляет вытесненное, которое является не индивидуальным, а «..общим для большинства членов данного общества…» и само общество препятствует осознанию с помощью «социально обусловленного фильтра». «Чувственно переживаемый опыт не может быть осознан, если он не смог пройти через этот фильтр» («Из плена иллюзий» с.125). Важно понять, как работает социальный фильтр и почему одни переживания его проходят, а другие нет.Разрешённые обществом нормы и правила, которые разделяет подавляющее большинство его членов, определяет, по мнению Э. Фромма, содержание социальной деятельности человека, «То, что человек часто принимает за истинное, реальное, разумное, — считает Э. Фромм, — есть не что иное, как клише, принятые в обществе, и все то, что не подходит под это клише, исключается из сознания, является бессознательным» («Из плена иллюзий» с.137).

Фильтры-это язык, логика, социальные табу. Последнее – самое важное, так как «не позволяет определённым чувствам достигнуть сознания и стремится вытолкнуть их из этой сферы, если они достигли её. Она состоит из социальных табу, которые объявляют её некоторые идеи и чувства неправильными, запрещёнными, опасными и которые всячески мешают им достигнуть порога сознания» (« Из плена иллюзий» с. 131). Это такие вещи, которые не только нельзя делать, но не позволительно даже думать, которые

несовместимы с требованиями данного общества и угрожают его стабильности. Общество не может контролировать или уничтожить скрытые переживания человека. Но может вытеснить их из сознания. И этот процесс вытеснения постоянно сопровождается наполнением сознания человека различными идеологическими заменителями, для того чтобы интересы человека и социума совпадали.

Таким образом, Фромм полагал, что личность развивается в соответствии с требованиями, которые предъявляет ему общество. А общество выдвигает только те требования, которые необходимы ему для сохранения своей экономической, политической и социальной системы. В процессе воспитания человек как бы «встраивает» общественные запросы в структуру своего характера, превращая их в мотивы своего поведения. Иначе, если он не сумеет приспособиться, общество сочтёт его ненормальным.В каждый период исторического развития общество вырабатывает свои требования, а значит и качества социального характера. Фромм отмечал, что один тип общества может привести к созданию аскетических наклонностей, другой - к доминированию бережливости и накопительства, третий - к жажде потребления. В качестве примера можно привести Спарту. Все жители её должны были быть в хорошей физической форме и быть обученными искусству боя. Это было вопросом выживания. Поэтому физически слабых младенцев там просто сбрасывали со скалы. Спартанцы- единственный народ, который не оставил после себя произведений искусства, оно им было не нужно, этому обществу требовались сильные воины. Поэтому каждый житель Спарты подчинялся и соответствовал этому требованию, потому что боялся оказаться в изолированном положении. Ещё одним примером могут служить различия в требованиях к своим гражданам в капиталистическом и социалистическом обществе.

3. Взаимодействие сознания и бессознательного .

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом.Сознание и бессознательное в человеке находятся в постоянном взаимодействии и непрерывном конфликте. Сознание – это результат развития человека, а бессознательное – низшее начало, его страсти и желания. Сознание постоянно контролирует эти желания и, если по каким-то причинам не приемлет их, то они вытесняются в сферу бессознательного, туда же вытесняются опыт и переживания не нужные в данный момент. Но

когда нужно, этот опыт проявляется в определённых осознаваемых действиях.

Так же их взаимосвязь очень хорошо видна во время сна человека. Во снесохраняется память, так как сон можно пересказать, приходит решения сложных проблем, человек может пробудиться, если ему это очень нужно, может обучаться, например, иностранному языку, может разговаривать. Это не обособленные области человеческой личности, а постоянно обменивающиеся информацией друг с другом.

Выводы.

Ознакомившись со взглядами З. Фрейда, К. Юнга и Э. Фромма на значение сознания и бессознательного, их роль в развитии личности человека, взаимодействие и проявления в жизни, я увидел, что благодаря работам Фрейда, бессознательной стала считаться большая частьпсихики человека, которая охватывает такие явления как: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь, черты характера, способности, потребности, мотивы поведения и межличностные отношения.А так же,чтона «сознание», его суть, они смотрят одинаково – это осознанный опыт взаимодействия человека с окружающим миром. А относительно бессознательного их взгляды совпадают в том, что его содержание – это всё вытесненное из сознания вследствие неприемлемости этого содержания. Общее в их трудах – это теория подчинения требованиям морали, общества и вытеснение нежелательного или временно ненужного представления,недопущение его до осознания. Но Фрейд видел источник вытеснения в бессознательном страхе, основанном на сексуальности, у него речь шла об индивидуальном бессознательном, у Юнга - о коллективном бессознательном. В отличие от них, Фромм исходит в своем учении из социальн ого бессознательного, которое не является уровнем или элементом человеческой психики. По его мнению, социальное бессознательное - это идеи, настроения, переживания людей, нормы и правила поведения, которые не осознаются человеком и сформированы под влиянием общества, а источник вытеснения - угроза изоляции, которая висит над всяким инакомыслящим. Люди ведут себя так, как того требует общество, что сознательное и бессознательное являются по своей природе социально обусловленными. Человек способен осознавать лишь те чувства и мысли, которые прошли сквозь тройной фильтр: специальный, т. е. язык, фильтр логики и фильтр запретов социального характера. На уровне же

неосознанных остаются все побуждения, не прошедшие сквозь данный фильтр.

Так же они едины во мнении, что между сознанием и бессознательным часты противоречия и конфликты , что сознание контролирует бессознательное, и определяет общее поведение человека, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и могут достигать гармоничного единства. В бессознательном содержатся огромные возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно творчестве.

5.Список используемой литературы.

1. Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник,изд.2 М.,1997.

2. Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М.: Политиздат, 1985.

3.Фрейд.З.Психология бессознательного: Сб. произведений. сост.М.Г.Ярошевский.-М.:Просвещение,1990г.

4.Фромм Э. «Кредо», Большая электронная библиотека, Интернет

5.Фромм Э. «Из плена иллюзий», Душа человека. М.: Республика, 1992

6.К.Юнг «Аналитическая психология. История зарубежной психологии (30-60гг.ХХв.):тексты»-Москва.1986

7.Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени», М., 1994.

8.Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени», М., 1994г.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59361. Сценарій. Загадки про тварин і пори року 220 KB
Вгадайте хто вона Бабуся чепурна Зима 8. Хто наткав полотна аж від лісудо вікна І сміється задається: От така ширина Зима 10. Відгадали хто вона Ця красуня чарівна Весна 13. Всі його люблять всі його чекають А кожен хто подивиться той одразу скривиться.
59362. CЦЕНАРІЙ «СВЯТО СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА» 76.5 KB
Святково прибрана зала. На сцені – слова “У чарах кохання”. На великому плакаті зображено розкішне дерево, але без листя. В залі на стелі розвішені зорі та сердечка. Лунає музика. На сцену виходять ведучі.
59363. З чого починається Батьківщина 44.5 KB
Що таке Батьківщини Під віконцем калина Тиха казка бабусі Ніжна пісня матусі Дужі руки у тата. Під вікнами мальви в саду материнка Оспівані щедро в піснях. Тут мамина пісня лунає і нині Й підхопили поля і гаї її вечорами по всій Україні...
59364. Квіткове королівство 51 KB
Жив він з єдиною дочкоюпринцесою яка бавилась зі своїми друзямиквіточками й слухала поради доброї Феї. У глибині сцени трон на якому спить король і принцеса. Принцеса. Король із принцесою йдуть на авансцену.
59365. Сценарій. Вечір зустрічі з випускниками 59 KB
Ми сьогодні вас зібрали Працьовитих знатних славних Щоб згадати юність свою Щоб зустріти друзів давніх Прийміть вітання наші щирі Хай доля ваша розквіта Нехай в здоровї щасті мирі Рясні красуються літа. Нехай любов незгасно світить Хай сонце радісно сія Нині...
59366. Сценарій. Мужність і біль Чорнобиля 44.5 KB
Не залишили пости Мужньо стояли на герці Памятник їм вознести Треба у кожному серці. Вічна память їм низький уклін усім покійним від усього людства. Лейтенанти хлопці непохитні Молоде вогняне покоління Ви як память у тривожнім світі...
59367. Сценарій: “Математична зоряна година” 37.5 KB
Скільки кг має 1 ц Площа квадрата дорівнює. Скільки це людей На уроці фізкультури учні стали в один ряд на відстані 1 м один від одного. скільки було учнів Підземна частина рослини і розвязок рівняння. Скільки років машиністові Як правильно сказати 75 буде 13 чи дорівнює 13 Мотоцикліст їхав у селище.
59368. Сценарій позакласного заходу “У пошуках Синього Птаха” 103.5 KB
Лежіть Мати Сира Земля оповита темрявою, подолана чарами богині зла Мари Всюдисущої та безгосподарністю людини недбалої. Засмічено Матір-Землю хімікатами, радіонуклідами, завис над нею Домоклів Меч Чорнобиля.
59369. Казочка про яйце, Лисичку та хороброго Бровка 30 KB
Ой яке ж воно гарненьке Накриває Яйце сіном Я до подруг побіжу Новину їм розкажу. Яйце в гнізді ворушиться і піднімає голову потім виходить на середину зали. Яйце співає пісню Яйця Я Яєчко невеличке Маю кругле біле личко Я сьогодні народилось У гніздечку опинилось каже...

Понятия "сознательное" и "психическое" неравнозначны. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний); подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень) и бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное - неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций).

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением.

Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Большинство физиологических процессов (например, процессы обмена веществ) вообще не осознаются, другие (сердцебиение, дыхание) могут быть частично осознаны, если направить на них свое внимание. Сознание не участвует и в таких безусловно рефлекторных реакциях, как моргание или отдергивание руки при уколе, хотя можно сознательно тормозить, задерживать эти реакции. Сознание практически не участвует и в таких автоматизированных действиях, как ходьба или езда на велосипеде. Здесь речь идет не о выборе направления, а о самих двигательных актах, хотя иногда, задумавшись, человек может автоматически (бессознательно) обходить препятствия.

На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические процессы. Мы можем частично воспринимать и запоминать предметы и звуки, на которые наше внимание не было сознательно обращено. При мышлении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно образом он пришел к определенному заключению. В таких случаях мы говорим об интуиции, т.к. начало мышления и его завершение (вывод) осознанны, но вся промежуточная часть цепочки мыслительных операций человеком не осознается. Особенно велика роль неосознаваемых психических процессов в возникновении и проявлениях эмоций и чувств. Во многих случаях человек не может дать обоснование на уровне сознания причинам антипатии или симпатии к кому-либо в своем окружении или чувству страха каких-то предметов и явлений.

Взаимоотношения между осознаваемыми и неосознаваемыми психическими процессами очень сложны. Многие наблюдения психологов показали, что в каждый данный момент в зону ясного сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.

Отсюда допускают, что сознательное управление - пошаговое (поэтапное, дискретное), и сознание привлекается к данному объекту только на относительно короткий интервал времени. Если сознание принудительно сосредотачивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению сонливости и сна. Очень многие техники медитации и гипноза используют эти эффекты сосредоточенности на монотонных раздражителях с целью получения измененных состояний сознания.

Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и переживания, составляющие внутренний мир человека, могут им не осознаваться, но определенным образом влиять на его поведение. 3. Фрейд (1922) показал, что бессознательные побуждения часто лежат в основе очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания. Длительные наблюдения за своими больными позволили 3. Фрейду в начале XX в. выдвинуть психологическую концепцию влияния подсознательных влечений на человеческое поведение (психоанализ), которая значительно повлияла на становление современной психологии.

Сознание и бессознательное не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Предполагают, что в сферу сознания попадает информация, представляющая трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т. е. всего того, чем располагает сознание. Но как только решение найдено, вновь включается в работу «автопилот» (бессознательное), а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций.

Между сознанием и бессознательным нет четких «таможенных» переходов. Тем не менее общее психическое поле условно делят на участки, называя их фокусом сознания, периферией и границей. В фокусе сознания находятся те процессы, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии сознания сосредоточены психические процессы, контроль над которыми может быть ослаблен ввиду их слабой актуальности в данной ситуации. Через границу же, в сферу бессознательного, направляется все, что отработано до уровня автоматизма (навыка).

Из приведенных рассуждений следует, что в обычных состояниях основные действия индивида постоянно находятся под тем или иным уровнем контроля сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает сфера бессознательного.

Взаимосвязь сознания и бессознательного просматривается на феномене сновидений
. Сон - особый вид активности человека. Во время сна человек:
- сохраняет память (может пересказать сновидения);
- может размышлять (иногда удается найти выход из сложной ситуации);
- может перемещаться (ходить, переворачиваться с боку на бок);
- может реализовывать намерения (пробудиться в желаемое время);
- может обучаться, например, иностранному языку;
- может выкрикивать имена людей (или фрагменты пережитых им ситуаций), выдавая тем самым их значимость для себя и свою причастность к ним.

Сон включает в себя две циклически повторяющиеся фазы: медленную и быструю. Обычно они повторяются 4-5 раз за время ночного сна. Во время медленной фазы падает общая активность человека, он погружается в глубокий и крепкий сон. Он как бы перестает существовать в этом мире, не может воспроизвести сновидения. Эта фаза более характерна для первой половины ночи. Во время быстрой фазы, наоборот, все процессы активизируются (быстрые движения глаз, подъемы и спады кровяного давления, сновидения с возможностью их воспроизведения).

Сновидения занимают около одного часа времени от ночного сна. Это еще мало изученный процесс. Существуют прямо противоположные точки зрения относительно сущности сновидений. Например, И. Павлов утверждал, что сновидения свидетельствуют о неглубоком сне, который не может полностью восстановить работоспособность человека. 3. Фрейд утверждал, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его «внутренняя цензура». Во сне эта цензура теряет бдительность и в сознание человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования.

Вот таким образом сновидения уменьшают накопленную днем напряженность (в этом заключается их реабилитационная функция) и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне. И наоборот, потребность во сне снижается в периоды хорошего настроения, самочувствия и уверенности.