Я прошёлся по террасе. Контрольные работы

Утро на Атлантическом океане

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашёптывает, что в этих широтах, подтропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснёт на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет чёрную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе тёмный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесётся над водой маленькая серая петрель, направляясь к далёким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(164 слова)

(К. М. Станюкович)

Диктант 4. Тема "Обособленные определения и приложения"

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(По А. П. Чехову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор.

I вариант: действительного причастия;

II вариант: страдательного причастия.

Диктант 5. Темы: "Вводные слова", "Уточняющие обособленные члены предложения"

На реке осенью

Роса была холодная, обильная - настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы - плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.

(164 слова)

(По К. Г. Паустовскому)

Диктант 6. Темы: "Вводные слова", "Обособленные члены предложения"

Кувшинки в океане

По спокойной воде пруда медленно, лениво покачиваются широкие листья кувшинок. На своих длинных плетях-стебельках они напоминают кораблики, ставшие на якорь, или маленькие плавающие острова.

Может быть, именно они подсказали идею плавающего города.

Молодой французский архитектор Поль Меймон, долго работавший в Японии, первый предложил проект города на воде. На Японских островах уже нет почти места для городов. Так почему бы не создать искусственные города-острова?

Город на воде словно гигантская круглая чаша стадиона, только вместо сидений для зрителей террасами поднимаются жилища, а вместо футбольного поля - озеро с прекрасными пляжами и зелёными островками, небольшими бухтами и даже причалами для кораблей. С материком этот плавающий остров соединён мощным мостом-автострадой.

(По Л. Л. Яхнину)

Диктант 7. Темы: "Односоставные предложения", "Однородные члены предложения", "Обособленные члены предложения"

Бывало, встанешь рано утром… Бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и с размаху бухаешься в студёную, розовую от зари, ещё подёрнутую лёгким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность к великому ужасу целого утиного семейства, которое с тревожным кряканьем и писком поспешно расплывается в разные стороны из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести во всём теле спешишь к чаю, накрытому в густо заросшем палисаднике, в тени сиреневых кустов, образующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара расставлены: молочник с густыми жёлтыми сливками, большой ломоть свежего деревенского хлеба, кусок тёплого, только что вырезанного сотового мёда на листе лопуха, тарелка крупной малины.

(А. И. Куприн)

Примечание. Следует сказать ученикам о двоеточии в последнем предложении.

Приложение 4
Изложения

Изложение 1

Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино.

Его появлению мы обязаны двум французам - братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку, и были хорошо знакомы с фотографией.

В средине девяностых годов XIX века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда "движущимися фотографиями" - своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделённые перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение различных фаз движения человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения.

Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название "кинематограф", происходящее от греческих слов "кинема" - движение и "графо" - пишу. Позднее прибор, снимающий на плёнку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой.

1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.

2. Ответить на вопрос: "Какое значение имеет изобретение братьев Люмьер в современном мире?"

Изложение 2

Мир балета… Для обычного зрителя, идущего на спектакль, он может быть ограничен самим спектаклем. Для любителя балета, балетомана, он, естественно, намного шире. Для художника же, погружённого в этот мир, он становится поистине безграничным, необъятным. Для него балет - это и сам спектакль, и каждая его часть. Но прежде всего это люди балета. Прославленные примы и солисты, начинающие танцовщики, артисты кордебалета, балетмейстеры, репетиторы, артисты миманса - все вместе и каждый в отдельности.

Мир балета - это и жизнь театра во всех её проявлениях, его труд и быт. Мир непростой, многогранный, многоцветный, динамичный, притягательный и прекрасный.

У кого из зрителей не возникало в какой-то момент балетного действа впечатления невероятной простоты и лёгкости всего совершаемого на сцене, абсолютной невесомости, прямо-таки воздушности тела артиста? И лишь умом можно понять, что невесомость эта и лёгкость обманчивы и мнимы.

7. Осенью 1836 года, за год до гибели, Пушкин закончил «Капитанскую дочку» и сдал в цензуру на разрешение напечатать. Тут же он отправил цензору, некоему Корсакову, письмо. Как мы увидим, Пушкин придавал этому письму большое значение.

8. В. Г. Белинский писал: «Никакие описания путешественников не дадут вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока, как “Тысяча и одна ночь”».

9. По экранам всего мира прошагал бродяга в потрёпанной визитке, непомерно больших башмаках с чужой ноги, с маленькими усиками, в нелепом котелке. Фильмы Чаплина рождали и рождают чувство необыкновенной жалости к обездоленному человеку.

10. Гоголю был известен секрет слияния смешного и трогательного, комического и трагического, смеха и слёз. Именно слияние, а не только совмещение или чередование.

11. В эпоху Великих географических открытий велика была роль маяков. В Британии - тогдашней владычице морей и океанов - маяки признали делом поистине государственной важности. К примеру, в Шотландии, с её береговой линией в две тысячи пятьсот километров и частыми штормами, сигналы маяков стали вопросом жизни и смерти для всех, кто связан с морем (шотландские рыбаки и моряки редко доживали до сорока лет).

12. В свете утренней зари скалы окрашиваются в нежнорозовые и красноватые тона и только после полудня приобретают тёплый коричневатый оттенок. Округлые, мягкие контуры гор, местами занесённых светлой пылью, напоминают причудливое произведение кондитера.

Приложение 3

Диктанты

Диктант 1. Тема «Однородные члены предложения»

Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, вёсла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - всё готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звёздами небо.

(По М. Горькому)

Грамматическое задание

Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: первое предложение;

II вариант: последнее предложение.

Диктант 2. Тема «Односоставные предложения»

Воображение во время охоты работает на охотника. Идёшь по грибы и заранее рисуешь, как под тёмной елью стоят шоколадные белые грибы. Или видишь как наяву оранжевые блюдца рыжиков в зелёной траве. Говорят, такое охотницкое воображение помогает охотникам обнаружить тетерева, затаившегося в древесной кроне, зайца, слившегося со снежной белизной, любую дичь, тот же боровик под еловой тенью.

Но часто в жизни всё оказывается не так, как рисовало воображение. Заглядываешь под еловые лапы, а там тёмная пустота. Кажется, не может не быть под такой классической елью белого гриба, а его нет и нет. Найдёшь его потом под какой-нибудь ёлочкой-замухрышкой.

(В. А. Солоухин)

Диктант 3. Тема «Предложения с обособленными членами»

Утро на Атлантическом океане

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашёптывает, что в этих широтах, подтропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснёт на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет чёрную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе тёмный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесётся над водой маленькая серая петрель, направляясь к далёким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(164 слова)

(К. М. Станюкович)

Диктант 4. Тема «Обособленные определения и приложения»

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(По А. П. Чехову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор.

I вариант: действительного причастия;

II вариант: страдательного причастия.

Диктант 5. Темы: «Вводные слова», «Уточняющие обособленные члены предложения»

На реке осенью

Роса была холодная, обильная - настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы - плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, рассчитанной на 3 часа в неделю, в год 102 ч, Примерной программы по русскому языку Министерства образования, которая соответствует новым стандартам 2004 года, а также Методических рекомендаций Департамента Образования 2007г.

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю (105 ч. в год), что соответствует федеральному базисному плану 2004 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Цель: определить уровень овладения орфографическими знаниями по темам, изученным в 5 – 7 классах.

Диктант.

Гроза.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно – лиловая туча, взявшаяся ниоткуда, без малейшего ветра, быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, идущие от нее до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака начинают уже закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.

(По Л.Толстому) 128 слов

Грамматическое задание

  1. Обозначить графически изученные орфограммы.
  2. Подчеркнуть грамматические основы в одном простом и одном сложном предложениях.
  3. Обозначить графически причастный, деепричастный оборот и предложение с однородными членами.

2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сказуемое»

Цель: определить уровень овладения изученным материалом о словосочетании и сказуемом.

Диктант.

Весной в лесу.

Я не пошел тропой через скучный зеленый лес, а сделал крюк версты в две, чтобы полюбоваться березовой рощей и еловым корабельным бором – былинщиком.

Осторожно продвигаясь по заброшенной дороге, иду, внимательно рассматривая рощу.

Дорога ныряет под своды дивного бора. Застыли в безветрии вековые ели. Издали наплывает торжественная и строгая, будто музыка старого органа, песня мрачного, вечно сумеречного елового бора.

Всюду начали цвести ландыши. Между двух ярко – зеленых листков красуются на кисти изящные снежинки – бокальчики с шестью зубчиками. От них по всему бору плывет нежный аромат, который не спутаешь ни с каким запахом.

У самой дороги вделана в землю скамья, крашенная в белый цвет. Сажусь немного подумать и послушать голос елового бора.

Но вот замирает тревожная лесная музыка, и снова устанавливается тишина.

Грамматическое задание

1.Выпишите по три словосочетания с различными типами связи. Способ связи обозначьте.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант: От них по всему бору…

2 вариант Но вот замирает тревожная лесная…

3.Найдите предложение с составным именным сказуемым, обоснуйте наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

3 Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Цель: проверить знания, закрепить навыки синтаксического разбора.

Диктовка предложений

Примечания: одно предложение следует отделять от другого одной строчкой, чтобы позднее, при выполнении грамматического задания, вписать необходимые ответы.

  1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени.
  2. Я горько плакал и громко произнес имя моей любимой.
  3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
  4. От усталости он еле держался на ногах.
  5. При сильном ветре выходить в море опасно.
  6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг.
  7. В нашу гавань заходили корабли.
  8. На закате солнце кажется огромным красным шаром.
  9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.
  10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по – зимнему.
  11. Енот – полоскун – цирковой артист от природы.
  12. Ласковое слово что солнышко в ненастье.
  13. Внизу, как муравьи, сновали люди.
  14. Мы ученики восьмого класса.

Грамматическое задание

  1. Выделить грамматические основы предложений.
  2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, надписать, какими частями речи и в каких формах они выражены. Указать значение обстоятельств.

4. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

Цель: определить уровень овладения изученным материалом о словосочетании и предложении.

Диктант.

Лес поздней осенью.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. Кое – где на липах висят последние золотые листья. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки с собакой, и любимые образы, любимые лица приходят на память. Давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются. Всё очень ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то забьётся и страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами. Всею своею душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает. Нет ни ветра, ни шуму ни солнца… (132 слов) (По И.Тургеневу)

Грамматическое задание

  1. Сделаете синтаксический разбор предложений:

«Сквозь обнажённые ручья…»(1 вар.),

«Сырая земля..(2 вар.)

  1. Подчеркните в тексте односоставные предложения, охарактеризуйте их письменно.
  2. Выпишите два составных именных сказуемых, укажите, чем выражены их составные части.
  3. Разберите по составу слова:

длинные, задрожит, разлит (1 вар,);

обнажённые, опушка, страстно (2 вар.)

5. Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Цель: определить уровень овладения изученным материалом об однородных членах предложения и знаках препинания при них.

Тестовая работа.

  1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях и объясните их графически, начертив схемы однородных членов:
  1. Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.
  2. И туман и непогоду осень поздняя несет.
  3. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
  4. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
  5. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались нити осенней паутины.
  6. Сумерки шепот деревьев шорохи все это настраивало на таинственный лад.
  7. Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком.
  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте в тексте знаки препинания. Объясните графически их постановку.

Жаворонок.

Из множества звуков земли пения птиц треска кузнечиков журчания лесного ручья самый веселый и радос…ный звук пение п…левых жаворонков. Ра…ей весной когда на полях еще лежит сер…ватый рыхлый снег пр…летают и нач…нают петь наши весе…и ера…ие гости – жаворонки. Высоко подн…маясь в небо тр…пеща крылышками выше и выше взлетает в небо жаворонок и…чезает в сияющей голуб…зне.

С теплой землей связана жизнь жаворонков. На обработа…ых человеком полях среди зеленеющих хлебных всходов делабют они свои скрытые гнезда выводят и выкармл…вают птинц…в.

Над широкой степью над полями и лугами слышны их звонкие радос…ые песни.

6. Контрольная работа по теме «Обращение. Вводные слова и вводные предложения»

Цель: проверить знания об обращениях, вводных словах, вставных конструкциях, умение отличать эти слова и конструкции от членов предложения.

Диктант

Примечание: каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

  1. Куду ты, светлый ручеёк, стремишься?
  2. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью.
  3. С одной стороны, это был человек очень добрый, с дугой- вспыльчивый и резкий.
  4. Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам.
  5. Ночью, однако, не кому не спалось.
  6. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  7. Да, были люди в наше время…
  8. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
  9. Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.
  10. Монгольские лошади невысокие, однако выносливы.
  11. Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
  12. Вам, я полагаю, следует быть повежливее.
  13. Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты. И дворцы!
  14. До свидания, дорогие! Вам не пуха не пира! Пусть вам встретятся другие, лишь попутные ветра!

Грамматические задания

  1. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:

1 вариант- №4,5;

2 вариант- № 12,13

  1. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях:

1 вариант- № 2,10; 2 вариант- №5,8

7. Контрольная работа по теме «Обособление определений и приложений».

Цель: определить уровень овладения изученным материалом обособление определений и приложений и знаках препинания при них, навыки грамматического разбора.

Диктант.

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки: по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома. Где стояли тополя, сосны и старые липы- сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши. Такие высокие, что даже не верилось, что это груши

Сад спускался к реке, проросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(По А,П.Чехову) 140 слов

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.
  2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор:

1 вариант – действительного причастия:

2 вариант – страдательного причастия.

8. Контрольный диктант по теме « Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

Цель: проверка знаний учащихся.

Диктант.

О Мандельштаме.

Мандельштам вспоминать не умел, вернее, это был у него какой – то иной процесс.

Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников.

Он слушал не самого себя и отвечал не самому себе. В беседе был учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторялся. С необычайной легкостью Осип Эмильевич выучивал языки, «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски, незадолго до смерти просил выучить его английскому языку. Он хорошо знал и помнил чужие стихи, легко запоминая прочитанное ему. О стихах говорил ослепительно, пристрастно и иногда бывал чудовищно несправедлив, например, к Блоку. О Пастернаке говорил: «Я так много думал о нем, что даже устал».

Больше всего на свете боялся собственной немоты, называя ее удушьем. Когда она настигла его, он метался в ужасе и придумывал какие – то нелепые причины для объяснения этого бедствия.

Со свойственной ему самоиронией Осип любил рассказывать, как хозяин типографии, где печатались его стихи, поздравляя его с выходом книги, пожал ему руку и сказал: «Молодой человек, вы будете писать все лучше и лучше».

(По А.Ахматовой)

Грамматическое задание.

  1. Составьте схемы предложений с прямой речью.
  2. Замените прямую речь косвенной и запишите полученные предложения.

Урок русского языка в 8 классе.

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения»

Цели: закрепить и проверить знания по теме; закрепить навы­ки грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматическое задание.

Ход урока

I. Диктант

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветни­ков уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клены и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем про­сторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не ве­рилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Око­ло мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(140 слов) {По Л.П. Чехову)

II. Грамматические задания

    Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

    Найти в тексте и сделать морфологический разбор: вари­ант I - действительного причастия, вариант II - страдательного причастия.