«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» (По лирике А. С. Пушкина)


Первый вариант
19 век - один из самых сложных и противоречивых периодов в истории нашей страны. Первая его четверть связана с войной 1812 года. Россия тогда страдала от «великой армии» злого гения, покорившего всю Европу. Конец 1825 года - время вступления на престол Николая I. Его правление начинается с жестокой расправы над декабристами: пятеро были повешены, более 120 сосланы в Сибирь на поселение или на каторгу. А за этим последовали поспешные меры нового царя по укреплению полицейского аппарата. Так было создано Третье отделение. Особенно тяжелым для просвещенных людей России был цензурный устав, прозванный «чугунным». Как же в такое время можно было сохранить веру в лучшее будущее? Но люди жили и надеялись. (Введение чрезмерно затянуто и не совсем соотносится с темой сочинения.)
Именно в это время творил А. С. Пушкин. Отличительной чертой его лирики становится (грамматическая ошибка: единственное число вместо множественного, которое требуется при употреблении двух однородных членов) оптимизм и чрезвычайное жизнелюбие (речевая ошибка: оптимизм и жизнелюбие - одно и то же). (Фактическая ошибка: для лирики Пушкина характерен не только оптимизм.) Конечно, были и в его жизни трагедии, но всегда на смену кратковременному разочарованию (в чем?) приходило желание жить (если речь идет о трагедии, то есть о страшном несчастье, то оно не может здесь же называться кратковременным разочарованием; кроме того, автор не совсем прав: конечно, несчастья в жизни Пушкина были, но трагедии - вряд ли). Никакая цензура или правительственные указы не смогли подавить его (желание жить в человеке и писателе вряд ли могут уничтожить цензура или какие-либо указы).
Жизнелюбие и вера в добро А. С. Пушкина (упоминание веры в добро не слишком соотносится с темой сочинения) отражены в стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» (Важный содержательный недочет: ничего не сказано про то, что для Пушкина характерно осмысление жизни и ее цели уже в молодости, не упомянуты стихотворения «Телега жизни» и «Свободы сеятель пустынный…».) Его лирический герой признает «унылое настоящее» (речевая ошибка: можно признавать не настоящее, а его существование), но живет сам и призывает жить других ради будущего. И стоит смириться с этим «днем уныния», так как ему на смену все равно должен прийти «день веселья». А в таком (непонятно - каком?) будущем даже минувшие беды станут лишь «милыми».
А вот в стихотворении «Элегия» «годы веселые» уже в прошлом и «печаль в душе» сильна. Но желание жить не только не исчезает, но даже увеличивается. А связано это с тем, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Таким образом, жизнелюбие лирического героя Пушкина вполне естественно, ведь все закономерно (что - все?) и на смену печали придет радость (повтор того, что уже было выражено цитатой).
Но для чего же стоит жить, ждать и надеяться на лучшее? «Чтоб мыслить и страдать», - отвечает на этот вопрос поэт. Таким образом (только что это вводное слово было употреблено), разум становится необходимым для лирического героя (речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление - это понятия разные!) настолько, что «день каждый, каждую годину привык я душой провожать…» (грамматическая ошибка при цитировании: если цитата вводится в виде косвенной речи, то нельзя употреблять в ней местоимение «я»). Характерно для этого героя и восклицание: «Не дай мне Бог сойти с ума». Почему же разум имеет столь большое значение для Пушкина? Ведь лирический герой «пел бы в пламенном бреду». Но, не имея разума (та же речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление), у него не было бы и воли (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в предложении нет), его «запрут». Следовательно, воля невозможна без разума.
Кроме ума (вновь та же речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление), необходимы, конечно, чувства, любовь (непонятно почему). И даже страданья дороги, так как они отражение души (речевая ошибка: страданья не могут быть отражением души). «И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило…» (содержательный недочет: нельзя вводить цитаты подобным образом, не называя текста, не формулируя положения, которое должна эта цитата подтвердить). Все потому, что боль в душе - это и воспоминания, свидетельствующие о прекрасном чувстве, без которого невозможна жизнь: «И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может». Оптимизм, характерный для лирического героя Пушкина (неточность: не оптимизм, а желание жить), связан прежде всего именно с любовью. И «дни веселья» - это мгновения настоящей жизни, которые приходят вместе с большим чувством. Доказательством этого становится стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», лирический герой которого по-настоящему живет лишь в моменты появления «гения чистой красоты». А страданья еще дороги и потому (неправильный порядок слов: правильно - «страданья дороги еще и потому»), что в «слезах утешенья» душа «горькое находит наслажденье». И лирический герой Пушкина делает вывод: «Мне дорого любви моей мученье - пускай умру, но пусть умру любя!» (повтор содержательного недочета: нельзя вводить цитаты, не называя текста, иначе создается впечатление, что цитата - из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», а это уже будет расценено как фактическая ошибка).
И все для себя важное поэт объединяет в стихотворении «Вакхическая песня» (глагол «объединяет» не совсем точно называет то, что хотел сказать автор работы, поскольку обозначает «создавать единое целое»; кроме того, непонятно, что такое - «все важное»). Лирический герой восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Все это (непонятно, что «это») связано с Вакхом, богом вина и наслаждения. (Несколько важных содержательных ошибок: во-первых, автор ограничился цитатами, не раскрыв их содержание и не написав, что поэт прославляет любовь, искусство, человеческий разум и вообще все светлое и прекрасное в жизни, связанное с символическим образом света; во-вторых, Вакх, особенно как бог вина и наслаждения, не столь важен, чтобы его упоминать специально, в-третьих, нарушена логика изложения, так как более раннее стихотворение рассматривается после более поздних, и, наконец, не только не анализируются, но даже не упоминаются стихотворения «Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил…».)
Гениальность А. С. Пушкина заключается в том, что он понимал и видел (следовало бы поменять глаголы местами: прежде видел, а потом уж понимал) необходимость и разума, и чувств в человеческой жизни. В дальнейшем в литературе существовал постоянный спор (речевая ошибка: спор существовать, да еще в дальнейшем, не может - можно сказать «шли споры» или «существовали разногласия») о значении рационального и духовного для человека (духовное - связанное с внутренним миром, следовательно, включает в себя и рациональное, интеллектуальное, и душевное, эмоциональное), в котором участвовали писатели и поэты 19 и 20 вв. (слишком расплывчато). (В качестве важного недостатка сочинения нужно выделить неумение автора акцентировать внимание на философском аспекте стихов Пушкина, его размышлениях о смысле жизни и ценностях бытия.)

Второй (исправленный) вариант
Кто из нас не задумывался о смысле жизни? Для чего мы родились? Каково наше предназначение в жизни? Конечно, этот вопрос ставит перед собой любой мыслящий человек, и каждый отвечает на него по-разному. Мне особенно интересно понять, в чем состоит смысл жизни для писателя, поэта. Действительно, этот вопрос стал одним из основных в философской лирике многих поэтов. И, конечно, интересно посмотреть, как представляет эту тему творец поистине гениальный - А. С. Пушкин.
Попытка осмыслить жизнь появляется еще в ранней лирике поэта. Ярким примером служит стихотворение «Телега жизни», где, вероятно, представлены три этапа жизни человека: юность, зрелость и старость. Для юности характерен вечный порыв («Кричим: пошел!..») и опрометчивость. Зрелость связана со зрелыми суждениями и реализмом. «Косогоры и овраги» уже не кажутся столь безопасными, пропадает отвага, присущая юности. А вот старость - это уже время, когда человек «дремлет», то есть не вполне живет. Конечная станция - это место «ночлега». Но, может быть, наступит новый день, новая жизнь? Вероятно, душа находится в вечном странствовании, а сегодняшняя жизнь - лишь один день вечности.
Более трагично стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», в котором меняется представление лирического героя о мире, а соответственно, и смысл его жизни. Раньше его существование заключалось в том, чтобы «в порабощенные бразды» бросать «живительное семя». Но теперь лирический герой уверен, что стадам не нужны «дары свободы», что их «не разбудит чести клич». Перед поэтом встает вопрос о необходимости переосмысления ценностей, и это причиняет ему страдания.
Но для лирического героя Пушкина характерно прежде всего жизнелюбие, которое отражено в стихотворении «Вакхическая песня» Он восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное и прекрасное.
И вот в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Пророк», где точно формулирует, в чем состоит смысл его жизни: «Глаголом жечь сердца людей». Это задача, поставленная самим Богом (не очень удачная формулировка, когда речь идет о Боге): «И Бога глас ко мне воззвал…» Но этому пониманию смысла жизни предшествовало полное перерождение лирического героя («отверзлись вещие зеницы», «внял я неба содроганье»).
В том же году была написана «Зимняя дорога», где не просто описывается зимний пейзаж, а показывается такой этап жизни человека, как зрелость. Для лирического героя наступило то время, о котором он упоминал еще в стихотворении «Телега жизни»: «Но в полдень нет уж той отваги; порастрясло нас…» Жизнь стала «печальна», «скучна», «однозвучна» и даже «утомительна». Это тот период, когда исчезает «разгулье удалое» юности и остаются лишь «глушь и снег».
Постепенно в лирике поэта появляются и размышления о смерти. Ярче всего они представлены в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Мысли о смерти лирического героя не ужасают, он воспринимает конец жизни как нечто неизбежное: «Мы все сойдем под вечны своды…» Он пишет: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…» Так автор соединяет два противоположных, но невозможных друг без друга понятия: жизнь и смерть. И как бы в противовес увядающей жизни человека остается «вечная краса» природы (а ведь о необходимости прекрасного Пушкин писал еще в стихотворении «Вакхическая песня»).
Жизнелюбие поэта отражено и в стихотворении «Элегия», где он пишет: «Но не хочу, о други, умирать; / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот в чем заключается теперь смысл жизни для лирического героя. Составная часть этого страдания, без которого немыслима жизнь, и в то же время величайшая радость - любовь. И здесь нужно возвратиться к более раннему творчеству Пушкина, когда лирический герой стихотворения «Желание» воскликнул: «Мне дорого любви моей мученье - пускай умру, но пусть умру любя». Важно то, что с большим чувством у поэта обязательно связаны и слезы. «Я слезы лью; мне слезы - утешенье; моя душа… в них горькое находит наслажденье», - пишет он в «Желании». А в стихотворении «Погасло дневное светило…» появляется такая строка: «Чувствую: в очах родились слезы вновь…»
По-другому представлена жизнь и ее смысл в стихотворении «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Лирический герой вновь возвращается мыслями к смерти и приходит к довольно грустному выводу о том, что в жизни «счастья нет, а есть покой и воля». Гениальность А. С. Пушкина особенно ярко проявляется в последних строках стихотворения: «Замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Куда же? Возможно, это деревня, где на поэта снисходит вдохновенье. Не исключено, что это монастырь («обитель»). Но я больше склоняюсь к мысли, что это рай. Однако любой читатель может придерживаться своей точки зрения.
Все чаще начинает зрелый Пушкин задумываться о будущих «внуках», о вечности природы и краткости и непрочности жизни человека. Бессмертная природа как бы связывает многие поколения.
На различных этапах творчества Пушкин видит смысл жизни в разном, но всегда верит, что есть что-то, ради чего стоит жить. Гениальность поэта заключается в том, что он видит и понимает необходимость и разума, и чувства в человеческой жизни. И это то, чему научились у него многие другие русские писатели и поэты - от Л. Толстого и Ф. Достоевского до Б. Пастернака и И. Бродского.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837):
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

  • - «Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБ СВЕТ УЗНАЛ», стих. Л. ...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - С латинского: Vivere est cogitare . Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона: «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами...
  • - Из комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Слова Митрофанушки, обращенные к матери: «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из стихотворения «Домой!» Владимира Владимировича Маяковского. Иносказательно: о социальной роли поэзии, литературы вообще...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Претензия на полновластное распоряжение чем-либо, нежелание выслушивать чужие советы по использованию имеющегося...

    Словарь народной фразеологии

  • - Зависть к животным при возникших проблемах с поиском места для отправления естественных надобностей...

    Словарь народной фразеологии

  • - об отсутствии интереса к желаниям собе­седника...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан...
  • - Хочу, с кашей съем, хочу, масло пахтаю - моя воля, могу делать, как хочу Ср. Мои деньги, хочу парю, хочу жарю, хочу с маслом съем - и баста! и разговаривать нечего! Писемский. Тысяча душ. 4, 6...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты-жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ...
  • - Хочу па́рю, хочу жарю, хочу съ кашей ѣмъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ЖЕНИХ -...
  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Не любо - не смейся...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" в книгах

Я хочу, чтоб средь метели

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я хочу, чтоб средь метели Я хочу, чтоб средь метели В черной буре снеговой, Точно угли, окна тлели, Ясной вехой путевой. В очаге бы том всегдашнем Жили пламени цветы, И чтоб теплый и нестрашный Тихо зверь дышал домашний Средь домашней

Я хочу жить

Из книги Маленькая девочка из «Метрополя» автора Петрушевская Людмила Стефановна

Я хочу жить Потом все-таки какая-то тетка за мной приехала, забрала меня, уже имевшую образование в объеме первого класса (это в десять-то лет!), но при этом круглую отличницу. И меня повезли с Урала домой. По дороге попутчицы менялись. Какое-то время я прожила у чужой тети,

«ХОЧУ ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!»

Из книги Антишахматы. Записки злодея. Возвращение невозвращенца автора Корчной Виктор

«ХОЧУ ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!» По-видимому, я не получил должного советского воспитания в семье. Наверное, моему отцу воздалось за эту небрежность полной мерой - в числе нескольких сотен других плохо вооруженных ополченцев он погиб на Ладожском озере в ноябре 1941 года. Воздалось

Глава третья Мыслить и страдать или кого потеряла отечественная философия

Из книги Исповедь четырех автора Погребижская Елена

Глава третья Мыслить и страдать или кого потеряла отечественная философия Вот лично мне нравилось думать о себе, что я человек несентиментальный. И если у меня и были какие-то «безуханные» засохшие цветы между пожелтевшими страницами, то все это усилием воли давным-давно

Мечта («Не хочу, чтоб ты меня любила…»)

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Мечта («Не хочу, чтоб ты меня любила…») Не хочу, чтоб ты меня любила, Поджидала ночью у ворот, По пятам, как тень, за мной ходила, Надувала свой пунцовый рот. В этой жизни подлой, беспощадной, Стал и я бесчувственно-жесток. Как дурак, за будкой лимонадной Ни у чьих уже не млею

Хочу жить вечно

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Хочу жить вечно Все вокруг только и говорят: хотим жить дольше, богаче и, конечно, обложившись электронными гаджетами. Мы не первое поколение, считающее, что худшее из того, что может с нами случиться, – это смерть. Однако для древних худшим финалом была не смерть как

Жить значит мыслить

автора Серов Вадим Васильевич

Жить значит мыслить С латинского: Vivere estcogitare [вивэрэ эст когитарэ].Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н. э.): «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами. Я говорю о человеке разумном и

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837): Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо Из стихотворения «Домой!» (1926) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).Иносказательно о социальной роли поэзии, литературы

«Как сделать, чтоб жить совсем как в будни…»

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

«Как сделать, чтоб жить совсем как в будни…» Как сделать, чтоб жить, совсем как в будни, Все погасив ввечеру? Стыдно душе усталой и скудной Делать из жизни игру. Кто ходит за мной, всегда на страже, Всюду готовя пиры? В пустыне безлюдной сучья вяжет И распаляет костры? Хочу

Я хочу жить!

Из книги Освоение одиночества. О чем молчат любимым. автора Покрасс Михаил Львович

Я хочу жить! Я тогда уже долго пребывал в ощущении, что все бессмысленно и нереально. Как не со мной, что ли, или как на далёкой сцене. Будто надо проснуться, а я не умею.Я устал от этой принужденной пустоты. Хотел то ли сбежать, то ли встряхнуться, а может быть, измотать себя

«Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ…»

Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля

«Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ…» В моей смерти прошу винить мою жизнь.Г. МалкинДопустим, все складывается хуже некуда. Допустим, все против тебя, весь мир против тебя, и тебе кажется, что выхода нет. И что? Наложить на себя руки, так как сделали многие до тебя? Ты думаешь, ты одна такая? Нет,

Сцена 4 Я не хочу заставлять его страдать

Из книги Воспитатели-дебютанты [Как завоевать авторитет в глазах ребенка?] автора Сааб Ванесса

Сцена 4 Я не хочу заставлять его страдать «Мой приоритет в отношениях с детьми – сделать так, чтобы они не страдали. Жизнь так трудна, так жестока, что, пока они под моей крышей, я хочу видеть, как они смеются, как они не заботятся ни о чем. Нас с женой иногда упрекают в том,

XI «Жить, чтоб только проходить мимо»

Из книги Живая жизнь автора Вересаев Викентий Викентьевич

XI «Жить, чтоб только проходить мимо» «Раскольников бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались

Я хочу жить

Из книги Реинкарнация. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Я хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже

Читать стих «Я жить хочу! Хочу печали…» Лермонтова Михаила Юрьевича могут преподаватели на уроках литературы в старших классах. Учить на дом его обычно не предлагают. На нашем сайте стих можно прочитать полностью в режиме «онлайн». При желании его можно бесплатно скачать на планшет или телефон.

Текст стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! Хочу печали…» был создан в 1832. Михаилу Юрьевичу в тот момент исполнилось 18 лет. В своем произведении поэт пишет о том, что не хочет любви и веселья, как все его товарищи. Он хочет страдать. Лермонтов считает, что только так смогут «выйти из-под пера» стоящие произведения. Он не хочет писать стихи только ради забавы светского общества. Он мечтает о том, чтобы их читали впоследствии его потомки.

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Читать стих «Безумных лет угасшее веселье» Пушкина Александра Сергеевича задают в старших классах на уроках литературы. Это произведение появилось на свет осенью 1930 года. Поэт очень любил это время года. Тем не менее, текст стихотворение Пушкина «Безумных лет угасшее веселье» наполнен тоской. Дело в том, что, как и всякий человек, Пушкин мечтал о собственном семейном очаге, о счастливой жизни с безумно любимой женщиной Натальей Гончаровой. Разрешения на брак с ней он добивался целых два года, и, наконец, получил его. Так в чем же причина грусти Пушкина? А в том, что после свадьбы ему придется забыть о своей безудержной молодой жизни, о других женщинах, которые были его Музами, о выпивках в клубах и погрузиться в семейный быт. В стихотворении он тоскует о том, что с личной свободой после свадьбы ему придется проститься. Произведение полностью отражает наполненную смутой душу поэта, он пишет о собственных страданиях в связи с важным событием в жизни. Но он надеется на то, что в этой беспросветной темноте сверкнет луч света и ему удастся насладиться семейной жизнью с любимой женщиной. Учить стихотворение легко. Ведь скачать текст можно в режиме онлайн на нашем сайте.

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.