Занимательные задания по русскому яз 2 кл. Задания для интеллектуального марафона. задание: Конкурс «Кто быстрее?»

В данном пособии представлены материалы к занятиям с второклассниками курса «Занимательный русский язык».
Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к великому русскому языку.
В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «тантрам», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и так далее. Учащихся ждут каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия», которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок».
Рабочие тетради и методическое пособие к ним рекомендованы учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования, а также родителям и гувернёрам.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕКСИКА?
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»; формировать умение определять лексическое значение слова, а также называть слово по его лексическому значению; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, речь.

Оборудование: у учащихся - цветные карандаши.
Вы помните, ребята, что звуки изучает фонетика, буквы - графика. А как называется наука, изучающая все слова нашего языка?

Лексика - это наука, изучающая все слова нашего языка. Запас слов, которым владеет человек, называется лексикон. У одних людей лексикон бедный, у других богатый. В нашем современном русском языке 150 тысяч слов. А если прибавить к ним слова иностранного происхождения (например, пальто, кафе), научные термины (например, фонетика, графика, лексика), устаревшие слова (например, кафтан, картуз, треуголка), а также недавно появившиеся слова (например, информатика, компьютер, плеер)... Получится не меньше полумиллиона!

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занимательный русский язык, Задания по развитию познавательных способностей, 7-8 лет, Методическое пособие, 2 класс, Мищенкова Л.В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!

Сколько раз в этом диалоге встречается звук [ш] ?

1) шесть 2) два 3) три 4) четыре

5) пять 6) правильного ответа нет

  1. Незнайке нравится игра «Составь пару» , но не всегда у него получается. Ребята, соедините с помощью стрелочек предложения с совпадающими по значению словами и выражениями.
  1. Глаза на лоб лезут 1. Очень быстро
  2. Глаза слипаются 2. Очень темно
  3. Хоть глаз выколи 3. Сильно удивляться
  4. В мгновение ока 4. Быстро
  5. Не успел глазом моргнуть 5. Сильно хочется спать
  1. Лунтик составлял слова из букв, но все буквы рассыпались и перепутались. Восстановите их и найдите лишнее слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Рлео, ьрасак, ртксеа, болва

  1. Внимание, внимание! Интересное задание: «Пять ос» название.
  1. Ос _ _ а.
  2. Ос _ _ а.
  3. _ ос _ а.
  4. _ ос _ _ _ а _ _.
  5. _ ос _ с _ а.

1. На этой осе в октябре позолота.

2. А эта растёт на лугу и в болотах…

3. У этой на лапках зелёные иглы.

4. Эта оса на луну летает.

5. Эта боится горчицы и вилки.

  1. Любознательной Даше помогите подобрать к данной пословице похожее по смыслу выражение.

Один в поле не воин:

а) Чистое золото ценится дорого.

б) Трудно и дереву одинокому расти.

в) Два сапога - пара.

г) О книге не судят по переплёту.

д) Не делай из мухи слона.

1) д 2) г 3) а 4) б

5) в 6) правильного ответа нет

  1. Матроскин и Шарик увлеклись чтением интересных стихотворений. Но чтобы прочитать, нужна смекалка, потому что «потерялись» предлоги. Ребята, помогите им «найти» предлоги.

Я утра лесу гуляю,

Росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Берёзку и мох.

  1. Ребята, определите, сколько предложений должно быть в тексте?

На реке Коля удил рыбу рядом с ним был кот Васька кот таскал рыбу из ведра ай да хитрец.

1) два 2) пять 3) четыре 4) три

5) одно 6) правильного ответа нет

  1. Если хочешь умным стать, развивай внимание. Чтобы получилась строка из известного вам стихотворения, внимательно запишите вторую букву каждого слова.

Умение, сор, крыша, домик, узор, лист, усы, нос, клад, иней, сцена, дети, удав, село, юнга, вьюга, очки, куртка, одежда, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

  1. Мудрый Лосяш придумал для вас, ребята, задание. Какие буквы вы здесь видите?
  1. Попробуйте стать поэтом, продолжите и закончите стихотворение:

Вот и осень наступила

И листву позолотила…


Пояснительная записка.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно, т.к. чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. И тут на помощь приходит дидактическая игра. Включение в урок игр и игровых моментов, нестандартных творческих заданий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Систематическое проведение занимательных словарно орфографических упражнений на уроках способствует сознательному усвоению программного минимума орфографических правил, развитию у второклассников интереса к изучению русского языка и развитию речи.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Содержание.

    Рецензия…………………………... 1

    Пояснительная записка…………... 2

    Содержание ………………………. 3

    Звуки. Буквы……………………… 4

    Наука орфография………………... 5

    Безударные гласные буквы……… 6

    Непроверяемые буквы…………… 11

    Жи-ши ……………………………. 14

    Ча-ща……………………………… 18

    Чу-щу …………………………….. 21

    Разделительный Ь………………... 24

    Твёрдый знак……………………... 26

    Имя существительные…………… 29

    Имя прилагательное……………… 33

    Глагол……………………………... 37

    Предлоги ………………………… 39

    Список литературы ……………… 42

Розы дают шерсть, пух и молоко.

Ребята побежали купаться на печку.

В каких словах ошибки? Запиши предложения правильно.

__________________________________________________________________________

Д А Й У Т: _________________

П А Б И Ж А Л И: _________________

Закрась кружок зелёным цветом возле слов, где звуков меньше, чем букв. Красным - где звуков больше, чем букв.

крепость ель

сугроб пою

яма ёлка

пальто берёза

улица день

Допиши «соседей» букв.

Вв____ Гг_____Ее ____Ёё_____ ____Ь_____

Пп____ Ээ_____Яя ____Жж____ ____Фф____

Лл____ Ии _____ Кк ____Сс_____ ____Нн_____

Составь из букв слова. Запиши их.

Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки.

О, Р, У, К_______________________ Т,Ё,К,А,Щ______________________

И,Р,А,Г ________________________ О,Н,К,О________________________

А,Р,У,К ________________________ Е,К,Щ,О,Н______________________

А,Л,П,И________________________ Х,У,П,Е,Т______________________

К,А,Л,О,Ж______________________ Н,К,О,Ь,К,И_____________________

Допиши ответ:

Учит правильно писать слова.

Ученая сова.

Сова написала своё имя так: Сава .

Исправь ошибку. Придумай предложение о сове.

__________________________________________________________________

Выбери и запиши ту группу букв, которая расположена по алфавиту.

А) а,б,в,г,д,к,л,о,и,р

Б) а,б,в,г,д,е,ё,ж,з

__________________________________________________________________

Как проверить?

Сильный всегда помогает слабому. Даже если он один. В слове СЛОН гласный под ударением. Он стоит в сильной позиции.

В слове СЛОНЁНОК гласный без ударения. Он стоит в слабой

позиции.

Буква О под ударением в слове СЛОН помогает правильно написать

безударную букву О в слове СЛОНЁНОК.

СЛОН – это проверочное слово.

ЗАЩИТНИКИ.

Вставь пропущенные слова и орфограммы.

Если сл…нёнку грозит опасность, взрослые ___________________ защищают его. Они встают вокруг малыша, выставив навстречу вр…гам острые _____________.

Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные.

Делай так: сл о ны.

Однажды в джунглях слоны плясали.

Что было в джунглях представьте сами.

СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ .

Соедини стрелками.

ЧТО ПРОВЕРЯТЬ?

Отметь слова, которые нужно проверять, объясни.

Тигр

цветок

сом

Пчела

листок

мёд

О или А? Е или И?

Волк – в…лчата ёж - …жата

грач – гр…чата тигр – т…грята

лось – л…сята пень – п…нёк

конь – к…нёк медведь – медв…жата

На какой вопрос отвечают все слова? Запиши ответы на вопросы:

Кто живёт в море?

__________________________________________________________________

Кто живёт в лесу?

__________________________________________________________________

Какие безударные гласные пропущены?

Кит – к…тёнок заяц – з…йчонок

белка – б…льчонок лис – л…сёнок

морж – м…ржёнок сом – с…мёнок

Допиши предложение.

В норе спят

СЛЫШУ: [ в"идро] , [ вална], [кукушка], [ б"ир"ига], [ п"ила], [ св"ича]. ПИШУ:_____________________________________________________________________________________________________________________________

КОГО ХОЧЕШЬ – ВЫБИРАЙ!

Выбери проверочные слова.

В…рить – варил, варит. В…зать – вязал, вяжет.

Н…сить – носил, носит. Х…дить – ходил, ходит.

В…зить – возил, возит. С…лил – солил, солит.

К…пить – копил, копит. Св…тить – светило, светит.

ЛИНЬ.

Слово ЛИНЬ родилось от слова ЛИНЯТЬ: на берегу эта рыба меняет свой цвет.

Отметь родственные (однокоренные) слова:

    Линь и лень –это родственные слова.

    Линь и линять – это родственные слова.

Нарисуй звуковые портреты слов.

Лень - [ __________ ]

Линь - [ ____________ ]

Допиши предложение.

Не любит л…вить л…ней.

Какие правила нужно вспомнить?

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

В МОРЕ.

Морская зв…зда – это ж…вотное. Оно похоже на зв…зду. У м…рской зв…зды пять или шест… но… - «лучиков».

Морской к…нёк – это ж…вотное. Он похож на шахматного к…ня с загнутым хв…стом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

А или О?

    Пришёл солдат в деревню и просится н…чевать к мужику.

    Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с мол…ком.

    Вык…пал мужик яму в лесу, прикрыл её хворостом.

    Жил – был мужик, была у него пегая лош…дь.

    Один царь очень пост…рел и гл…зами обнищал.

Выпиши слова по вопросам.

КТО?_______________________________________________________________________________________________________________________________

ЧТО?_______________________________________________________________________________________________________________________________

ЗОРКИЙ ГЛАЗ! и

.

Конь бижит, зимля дражыт, из ушей дым сталбом валит, из наздрей пламя пышет. Вскочил иванушка на каня и поскакал по двару. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принёс дамой.

Вот вам, хозяюшки, гребков.

НАДО или НЕ НАДО?

ПОД УДАРЕНИЕ или В КОНЕЦ СЛОВА?

Какие слова нельзя проверить? Раскрась.

СЛОВАРЬ ИМЁН.

Анна Геннадий Кирилл Жанна Алла Римма

Впиши имена.

Утром с…стра ________________ пок…рмила кр…льч…т.

Брат _______________ к…сил тр…ву.

ЗОРКИЙ ГЛАЗ.

Выпиши слова с удвоенными согласными. Раздели их на слоги для переноса.

Аквариум – это стеклянный домик для рыбок.

Танк – это военная машина с пушкой.

Пассажиры корабля едут в каютах.

В бассейне плавают летом и зимой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАПОМНИ!

Придумай клички. Запиши.

С…бака _____________________

п…р…сёнок__________________

п…пугай_____________________

с…рока______________________

П…ук, мур…вей, б…ран, …кула.

Исправь ошибки.

П…ук поймал б…рана.

__________________________________________________________________

Мур…вей попал в сети.

__________________________________________________________________

В…рблюд, дят…л, п…тух, м…дведь, д…льфин,

стр…коза, щ…нок, б…рёза.

Исправь ошибки.

У в…рблюда тонкие крылышки.

__________________________________________________________________

П…тух любит малину.

__________________________________________________________________

Кур…ца, с…ница, п…нгвин, а…ст, ф…лин.

Исправь ошибку.

Кур…цы улетают на юг.

__________________________________________________________________

ЗАПАСЛИВЫЕ МЫШИ

Жили мыши - не тужили,
Шишки на зиму сушили,
Из шиповника с малиной
Чай варили витаминный.

ЖИ, ШИ.

Однажды буквы решили составить сказку, но сразу же столкнулись с трудностью. Как известно, каждая сказка начинается с «жили-были», а они не знали, какая буква должна встать после Ж .
– Желаю стоять рядом с
И , – заявила Ж . – Мне нужна подружка с мягким характером. Мы с Ы не уживемся. Она жестковата.
– Шикарно мыслишь! Соглашаюсь. Я тоже твердая, и с нежной
И мне стоять будет хорошо, – поддакнула Ш .
– И-и-их! – воскликнула от радости
И , а Ы , глядя на нее, проворчала:
– Быть затычкой в каждой бочке – не мой стиль. Я буква в высшей степени редкая.
Так, ко всеобщему удовольствию, они и решили, что
ЖИ , ШИ всегда будут писаться с И .
Если не хочешь испортить им настроение, то тоже следуй этому правилу.

ЛЮБИТ – НЕ ЛЮБИТ.

Зачеркни неверный ответ.

Отгадай ребусы.

С 3 ЖИ ______________________

КА

_________________________

УЖИ или ЕРШИ?

Любят жить в болоте, едят лягушек, хорошо плавают и ныряют.

ГДЕ ОРФОГРАММА? Подчеркни.

Лужи, лыжи, живёт, скажи, моржи.

ЧТО ЛЮБЯТ МАЛЫШИ?

Напиши ответы на вопросы. Допиши ШИ или ЖИ.

Малыши любят лу….?

__________________________________________________________________

Малыши не любят мыть у….?

__________________________________________________________________

Малыши любят грызть каранда…..?

_________________________________________________________________

Малыши не любят рано ло….ться спать?

________________________________________________________________

И или Ы?

Пчела _____________________________.

Собака ____________________________.

Чайка ________________________________.

Мышь _______________________________.

и

Найди ошибки! Исправь так мышы .

В мае цветут ландышы. Это белые душыстые цветы. Они похожы на колокольчики. Ландыши растут в тенистых местах. Летом цветки опадают и появляются красные агоды. Цветки и ягоды ландыша ядовиты.

Напиши ответы на вопросы.

    Где растут ландыши? __________________________________________________________________

    Когда цветут ландыши? __________________________________________________________________

ГДЕ ОРФОГРАММА? Подчеркни.

«Лиса и кувш…н».

«Как муж…к гусей делил».

«Чёрная курица, или подземные ж…тели».

Запиши название своей любимой книжки.

__________________________________________________________________

Выбери отгадку:

Носик стальной, хвостик льняной.

А) копье

Б) иголка швейная

В) маленькая мышка

Выпиши сначала названия животных, а потом - растений. Вставь пропущенные буквы.

Ш…повник, ш…ншилла, душ…ца, ж…раф, ш…мпанзе, кувш…нка, ёж…к, круш…на.

Животные __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Растения __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вычеркни все буквы И.

Жили два медвежонка в чащобе глухой.

Один был Хороший, другой был Плохой.

Хороший твердил своё: «Дважды один»,

Плохой постоянно немытый ходил.

ЖИ, ЖЫ, ШИ, ШЫ.

СКАЗКА О ТОМ, КАК ЧА И ЩА ПОДРУЖИЛИСЬ.

В чаще леса, у ручья,
Жили-были Ча и Ща.
Ча – резвушка, хохотушка,
Ща – сварлива, как старушка.
Вот однажды у ручья
Появилась саранча.
Ща сказала: "Ах, как страшно!
Выходить сейчас опасно!
Лучше дома посидим
Да в окошко поглядим!"
Ча ответила ей тихо:
"Что боишься ты, трусиха!
Лучше перестань трещать
И зверей вокруг стращать!
Ну а я пойду к ручью
Прогоню ту саранчу!"
Подошла она к ручью
И, увидев саранчу,
Как овчарка зарычала,
Так, что роща задрожала.
Саранча перепугалась
И по чаще разбежалась.
С той поры, забыв печали,
Ча и Ща дружнее стали,
Ща дала всем обещанье,
Что забудет про трещанье,
Ну а если вдруг беда,
То поможет всем всегда!

ЛЮБИТ – НЕ ЛЮБИТ.

Зачеркни неверный ответ.

    ЧА и ЩА любят Я.

    ЧА и ЩА любят А/

Что делают? Вставь пропущенные буквы.

Мальчишки крич…т.

Цыплята пищ…т.

Старушки варч…т.

Кто любит жадничать?

Спиши предложение о себе. Подчеркни орфограмму.

Я люблю ябеднич…ть, жаднич…ть, сплетнич…ть и бездельнич…ть.

Я не люблю ябеднич…ть, жаднич…ть, сплетнич…ть и бездельнич…ть.

РОЩА или ЧАЩА? _____________________________________

Как называется небольшой берёзовый или дубовый лес?

(Первый звук в отгадке – непарный звонкий согласный.)

ЩАВЕЛЬ или САЛАТ? ______________________________________

У какого растения кислые листья?

(Все согласные в отгадке – мягкие.)

Придумай предложения со словами - отгадками.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГДЕ ОРФОГРАММА? Подчеркни.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай.

Сколько чаек – отвечай!

и

Найди ошибки! Исправь так мышы .

Чужые грехи перед очями, а свои за плечями.

Горьким лечят, а сладким портят.

ВРЕМЯ ПО СОЛНЦУ.

Запиши предложения по порядку.

Их придумали древние египтяне. Ч…сы показывают время. Первые на Земле ч…сы – солнечные.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выбери правильное написание и обведи в кружок:

ЧА, ЧЯ, ЩА, ЩЯ.

Кто больше? Выпиши слова с орфограммами .

Волки рыщут, пищу ищут. В роще щебечут стрижи и чижи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставь ЩУ или ЧУ.

Гру….., хохо…..

Смешное кино – я ____________________.

Грустное кино – я______________________.

ЧТО ДЕЛАЮ? Ответь на вопрос.

Если больно, я ______________________(кричу, молчу).

Если страшно, я _____________________(молчу, кричу).

Если трудно, я ______________________(ворчу, шучу).

Если скучно, я ______________________(шучу, ворчу).

Собери слово. Запиши.

    У кальмаров и осьминогов есть

(цальпащу?)_____________________.

    У (икущ)_____________длинное тело, пятнистая шкура и острые зубы.

Любимые книжки.

«По щ…чьему велению».

«Пеппи Длинный ч…лок»

«Ч…десная рубашка»

У меня есть любимая ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЮБИТ – НЕ ЛЮБИТ.

Зачеркни неверный ответ.

    ЧУ и ЩУ любят Ю.

    ЧУ и ЩУ любят У.

Вставь пропущенные сочетания.

Олень очень красивое, … ткое … вотное с боль…. ми ……десными рогами. Человек должен защи…...ть зверей и птиц. Ведь они тоже защи….ют нас. Стри…. за лето могут уничто…. ть огромное количество комаров и мошек.

Отгадай загадки. Запиши отгадки.

Идут, идут, а всё тут, да тут.

_____________

Не поедет без бензина наша быстрая

________________.

Собирают ребятишки в парке жёлуди и __________________.

ГУСИ - ЛЕБЕДИ. Подчеркни орфограммы.

Ёжик говорит:

Куда я покачусь, туда и ты иди!

Покружились гуси – лебеди, покружились, покричали, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе – яге.

и

Найди ошибки! Исправь так мышы .

Стекло делают из белого песка. Песок плавят в печи – получяется прозрачная тягучяя струя. Она застывает и превращяется в стекло.

Выбери правильное написание и обведи в кружок:

ЖЫ, ШИ, ШЫ, ЖИ, ЧА, ЧЯ, ЩА, ЩЯ, ЧУ, ЧЮ, ЩЮ, ЩУ.

Прочитай текст. Выпиши слова в два столбика.

Собрались на большом камне крылатые муравьи. Пришло им время лететь на новые места. Ветер подхватит их и понесёт вдаль. На новом месте сбросят муравьи крылья и построят новое жильё.

смягчающий Ь разделительный Ь

Отметь правильный ответ.

    Разделительный Ь стоит между гласными буквами.

    Разделительный Ь стоит между согласными буквами.

    Разделительный Ь стоит между согласной и гласной буквой.

Отгадай загадки.

ВЬЮН или ВЬЮНОК?

Эта рыбка похожа на змейку (в отгадке один слог).

Придумай и запиши предложения: о рыбке – со словом ПЛЫВЁТ, о цветке – со словом РАСТЁТ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УДОЧКА или РУЖЬЁ ?

Из- за чего пёс Шарик чуть не утонул в реке? (в отгадке есть разделительный Ь).

Сделай фонетический разбор этого слова.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О ТОМ, КАК БУКВЫ ПОССОРИЛИСЬ, КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД, И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВСЕГО ВЫШЛО

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы е, ё , ю , я с буквами д , т , б , з , ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.

И вот наступил Новый год. Буквы е, ё , ю и я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.

А в доме букв-подружек е , ю , я и ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник.

Взяли подарки и вышли на улицу.
"Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква ю . – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3". "Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква з . А что такое подезд?" – спросила буква е . Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному "Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква ю .
"А может, все-таки может?! – прокричала буква
я . – Смотрите, Твердый Знак идет!" Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти. "Я, кажется, поняла, – сказала буква е . – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!" Буквы взяли конверты:
"Объездная улица!" – прочитала буква
т .
"Оказывается, это подъезд!" – закричала буква
е . Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными е , ё , ю , я . Такова моя судьба – разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".
Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?

Прочитай. Выпиши слова с разделительным Ъ.

Всё вокруг объято страхом.

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги,

Даже несъедобный ёжик

Съёжился от страха тоже.

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗОРКИЙ ГЛАЗ. Раскрой скобки, запиши слова с разделительным Ъ.

(Под)ехал, (под)прыгнуть,(раз)единить, (под)ёмный, (от)лететь, (с)бежать, (за)грязнить, (по)слушать, (пред)явить, (с)ехать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответь на вопросы словами, в которых есть Ъ.

    Кран, который поднимает тяжёлые грузы? _______________________________

    Грибы, которые нельзя есть? ______________________________________

    Дорога, круто поднимающаяся вверх? ______________________________________

    Сообщить о чём-то? ______________________________________

Распредели слова. Докажи, что эти слова - имена существительные.

Что любят девочки? Что любят мальчики?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смех, шутки, словарь, тренировки, хоккей, приключения, игры, сказки, конфеты.

Выбери правильный ответ:

    Предметы в русском языке – это вещи: шапка, варежки, шарф, пальто.

    Предметы в русском языке – это не только вещи: шапка, варежки, ветер, зима, снежки.

Выпиши слова по вопросу.

Кто?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскрась облачка с одушевлёнными существительными – зелёным карандашом, неодушевлённые – голубым карандашом.

Допиши слова.

один много

самолёт _____________________

паровоз _____________________

вертолёт _____________________

теплоход _____________________

Пусть их будет больше!

Раскрой скобки. Запиши существительные во множественном числе.

В лесах живут (волк, лиса, медведь, белка, лось, олень).

В морях плавают (дельфин, морж, тюлень, котик).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого хочешь – выбирай!

Соедини слова стрелками.

ЗОРКИЙ ГЛАЗ. Выпиши имена существительные.

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

Тема: Занимательные игры по русскому языку.

Цели:

  • обогащать словарный запас и речь учащихся,
  • формировать орфографическую зоркость,
  • развивать внимание, память, мышление,
  • прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
  • воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Ход занятия

В игре принимают участие 2 класса:

  • 1 команда - 4 «а» класс
  • 2 команда – 4 «в» класс

В каждой команде выбирается капитан.

Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

Капитан выбирает конверт (внутри задание).

1. Составь из букв название команды.

1 конверт:

Знатоки.

2 конверт:

Умники.

Ведущий:

Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

1 задание: «Игра слов»

Каждая команда получает задание на листе.

Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы : ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

2 задание: «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ )

Ответы : мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

(На экране)

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  • Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
  • Чем кончается лето? (О)
  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  • Игра в мячик с ракетками. (Теннис)
  • Пчелиная стая называется…(Рой)
  • Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)
  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
  • Сушёный виноград. (Изюм)
  • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
  • Что такое салочки? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

СТРАНА – существительное;

ИДТИ – глагол.

Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем… ».

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

(Исправь ошибки.)

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.

(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

Музыка. Подсчёт баллов.

6 задание : игра: «Составь пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

Подсчёт баллов. Музыка.

7 задание: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

Чья команда первая справиться, поднимает руку.

Музыка. Подсчёт баллов.

8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Данные очки заносятся на табло.

9 задание: «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

Музыка. Подсчёт баллов.

10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Команды по очереди зачитывают слова.

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

Литература

  1. «5000 игр и головоломок».
  2. В.Волина «Праздник букваря».