Заря прощается с землею история написания. Анализ стихотворения "Заря прощается с землёю". “Заря прощается с землею…”

Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. ()

8. "Шепот, робкое дыханье…" – дата написания: 1850 г.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный

Анализ стихотворения

А.А. Фета «Заря прощается с землёю»

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки Марии Лазич. Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году . В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон». В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

Предметом описания данного стихотворения является закат.

Стихотворение состоит из четырех строф. Первая строфа - это зачи н, в ней автор заявляет тему, рассказывая о догорающей заре. Для этого он использует олицетворение. Заря, как живое существо, прощается с землею. В третьей строке строфы появляется лирический персонаж, внимание которого обращено на лес и его вершины. Здесь происходит разделение - противопоставление единого образа: «лес, покрытый мглою», а его вершины объяты ярким светом («огни его вершин»). В этой строфе поэт не выражает никаких эмоций по отношению к закату.

Основная часть стихотворения - это вторая и третья строфы. В них развивается тематический мотив. Созерцатель во второй строфе уже не просто констатирует факт заката, он любуется им. Теперь - это уже «пышная» сцена торжества природы.

В третьей строфе в центре внимания лирического персонажа оказываются тени от деревьев. Они наделены лёгкостью и словно улетают ввысь.

И, наконец, в четвёртой строфе, исходе стихотворения, деревья предстают подобием живых существ. Это строфа придаёт стихотворению новый смысл: переносит читателя из картины вечерней зарисовки заката в символическую сцену: от земли- к небу.

На лексическом уровне для создания прекрасного образа заката автор использует различные средства выразительности: олицетворение «земля прощается с землею», метафору «…купают деревья…свой венец», эпитеты «пышный венец», «лёгкий очерк», «двойную жизнь».

Синтаксически каждая строфа является самостоятельным развернутым сложным предложением . Первая, вторая, третья строфы - это бессоюзные предложения. Во второй строфе есть два несовпадения границ строки и логических пауз. Первая из них - это:

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

Благодаря этому переносу выделяется слово лучи. Это одно из ключевых слов текста, с ним связаны такие значения, как «свет» и «небо». Обращает на себя внимание еще одна особенность синтаксической композиции - нарушение правильного порядка слов(инверсия):« потухают лучи», «купают деревья». Она также способствует выделению ключевых слов. Одновременно ритмико-синтаксический перенос служит выражению мотива угасания лучей, предвещая наступление темноты.

В третьей и четвертой строчках второй строфы логическое ударение падает на глагол «купают». Таким образом усиливается мотив упоения деревьев воздушной стихией.

Завершается текст синтаксическим параллелизмом стро к, воплощающих мотив двойной жизни:

И землю чувствуют родную

И в небо просятся оне.

Обе строки начинаются с союза и, за которым следует существительное винительного падежа, а потом глагол-сказуемое.

На фонетическом уровне для одновременного разделения и слияния контрастных понятий: «небо», «свет», «заря», «вознесён» и «земля», «темнота», «гаснут» в стихотворении выделены парные согласные з-с (звонкие - глухие). С мотивом устремления к небу ассоциируется гласныйэ вместе с согласным в:

И ей овеяны вдвойне-.

Использование гласного звука а помогает передать расширение и преодоление границ земного:

Их тень растёт, растёт, как сон.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием в четвёртом стихе на месте первой стопы. При этом перекрёстно чередуются строки с женскими и мужскими окончаниями. Данная перекрёстная рифма отражает принцип двойственности жизни, лежащей в основе бытия.

Благодаря пиррихию на месте первой стопы («И на /огни /его /вершин/») создается интонационное ускорение в строке, выражающее мотив полёта, устремлённости «огней вершин» в небо.

Таким образом, можно заключить, что все композиционные пласты стихотворения неразрывно связаны между собой и направлены на раскрытие основной его идеи - восхищения красотой заката и причастности живых существ к двум противоположным сферам бытия, - земле и небу.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета

Фета всегда связывал жизнь человека с окружающей природой, умел найти в ней удивительно точные аналогии. Очень часто его произведения в жанре чистой пейзажной лирики содержали скрытые намеки на личную жизнь поэта, которые были понятны далеко не всем. Одним из примеров является стихотворение «Заря прощается с землею…» (1858 г.). В нем в образной форме описана личная трагедия Фета, связанная с потерей любимой девушки. Мучительная смерть М. Лазич тяготила поэта на протяжении всей жизни. Осознание собственной непоправимой ошибки обострилось после женитьбы Фета на М. Боткиной (1857 г.).

Автор предается размышлениям, наблюдая за угасающим днем. Картина погружающейся в темноту природы сначала вызывает лишь чувство умиротворения. Постепенно возникает ощущение непоправимой утраты. Последние лучи солнца «незаметно потухают», но даже этими остатками света стремятся в полной мере насладиться деревья. «Их легкий очерк» представляет собой прекрасную, но очень печальную картину на фоне прощальной зари.

В последней строфе появляется мысль автора о «жизни двойной», прямо указывающей на положение самого поэта. Деревья чувствуют свою связь с земным миром, но в мечтах хотят унестись в небеса вместе с солнечными лучами. Несбыточность такого желания очевидна. Прощание с земной жизнью означает только смерть, а загробное существование под большим вопросом.

После свадьбы с М. Боткиной Фет с горечью понял, что его стремление к обеспеченной жизни ставит крест на личном счастье. Отныне ему придется самому вести «жизнь двойную». В реальном мире он должен быть любящим и преданным жене семьянином, а в мечтах постоянно возвращаться к единственной девушке, которую он любил. Свое настоящее и будущее поэт представлял в образе погруженного во мрак леса. Скорее всего, жена догадывалась, что брак был заключен отнюдь не по любви. К тому же она видела, что в творчестве мужа появляются какие-то туманные намеки о несбывшихся надеждах и мечтах.

Впоследствии Фет неоднократно обращался к этой теме и развивал ее дальше. К старости он все чаще будет думать о своей смерти, как о возможном переходе в другой мир, в котором наконец-то сможет встретиться с возлюбленной. Вера в бессмертие души помогала ему справиться с ощущением вины. Фет надеялся, что у него еще будет возможность раскаяться в совершенной ошибке и заслужить прощение.

“Заря прощается с землею…”

Стихотворение, написанное в 1858 году, также демонстрирует черты импрессионизма в творчестве А. А. Фета. Творческий акт, по А. А. Фету, – это результат интуитивного озарения, и на первом месте при таком понимании, конечно же, не объект наблюдения, а впечатление, им вызванное. В письме к К. Р. (великому князю и поэту Константину Константиновичу Романову) А. А. Фет так формулирует эту мысль: “…для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление”.

Предметом описания в стихотворении “Заря прощается с землею” является закат. Изображая все превращения этого времени, игру света и тени, изменения на небе и на земле, показывая “таинственный” переход природы из одного состояния в другое, поэт думает о “жизни двойной”. Особое место в стихотворении занимает лес: “Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его

Вершин”. Деревья, на которых и тень и свет, “Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, – И землю чувствуют родную, /Ив небо просятся оне”. Таким образом, короткий момент заката составляет содержание целого стихотворения – вследствие того впечатления, которое произвел этот миг на поэта. Это мгновение, растянутое в динамику.

(No Ratings Yet)

  1. Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная...
  2. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев...
  3. Учился в Санкт-Петербургском коммерческом училище; в главном выкупном учреждении был представителем от министерства внутренних дел. Стихотворения Кускова впервые появились в 1854 в “Современнике”, затем помещались в “Русском слове” (1859), “Времени”...
  4. В. В. Маяковский. Стихотворения “Разговор с фининспектором о поэзии” Стихотворение “Разговор с фининспектором” было написано в 1926 году. Здесь Маяковский снова поднимает тему роли и места поэта и поэзии в...
  5. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание,...
  6. Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен...
  7. Ключевой образ стихотворения Б. Ахмадулиной “Свеча” переносит нас в пушкинскую эпоху, где сосредоточены доро­гие автору произведения жизненные и творческие ценности. В стихотворении пушкинская тема воссоздается при по­мощи целого ряда художественных...
  8. Стихотворение “Дочке” посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: “Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики”. Обращает на себя внимание и то, что автор называет не...
  9. Насколько многогранна русская природа! Каждое время года неповторимо, красиво по-своему. Смена сезонов всегда приносила неизменное вдохновение и поэтам, и художникам. Они воспевали в своих работах журчание весенних ручьев, краски знойного...
  10. Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание...
  11. Стихотворение Пушкина “Туча” проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча “наводит унылую тень”. Стихотворение “нетерпеливое”: и поэт, и природа, словно ждут, когда...
  12. МИФЫ НАРОДОВ МИРА КИТАЙСКИЕ МИФЫ Инь и ян Инь и ян – основные понятия древнекитайского мировоззрения, нашедшие отражение как в философии, так и в мифологии. Согласно общеизвестному мифу, в глубокой...
  13. В. В. НАБОКОВ ПАСХА Я вижу облако сияющее, крышу, Блестящую вдали, как зеркало… Я слышу, Как дышит тень и каплет свет… Так как же нет Тебя? Ты умер, а сегодня...
  14. Ромадин – узнаваемый российский живописец. Его “созидательный диапазон” очень широкий – он и график, и иллюстратор, и живописец театра. Более того, популярны великолепные работы Ромадина, а точнее – его виды,...
  15. Шишкин как никто другой смог передать всю красоту русской зимы в своей известной картине “Зима”. Он настолько живо изобразил зимний лес, в связи, с чем кажется, что это не картина...
  16. …В мой жестокий век восславил я свободу…” А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего...
  17. Н. А. Заболоцкий Николай Заболоцкий (1903-1958) – поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил читателям томик своих поэтических...
  18. Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи были посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в...
  19. А. В. КОЛЬЦОВ РАЗЛУКА На заре туманной юности Всей душой любил я милую: Был у ней в глазах небесный свет; На лице горел огонь любви. Что пред нею утро майское,...
  20. КЛАССИКА В. Г. КОРОЛЕНКО ЧЕМУ УЧАТ НАС ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. Г. КОРОЛЕНКО Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом “совести эпохи”. Вот что писал о нем И. А....
  21. Родился 23 февраля 1918 года в Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребенком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевке Яйского района Кемеровской области. Его трудовая...
  22. Любовная лирика Пушкина Насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой женщиной...
  23. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  24. Стихотворение Б. Ахмадулиной “Как никогда, беспечна и добра…” – небольшая зарисовка из городской жизни. Уже первые строки его “Как никогда, беспечна и добра, я вышла в снег арбатского двора…” характеризуют...
  25. Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета долгое время трактовалась неправильно. Фета считали “жрецом чистого искусства”, однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: “…Не знаю сам, что буду петь...
  26. Ф. И. Тютчев. Стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” В стихотворении “Певучесть есть в морских волнах…” (1865) пытливая мысль и “ропот”, протест человека, не способного примириться со своей участью смертной...
  27. УТОНЧЕННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В...
  28. После Пушкина в России был еще один “радостный” поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество –...
  29. Времена года Зима. Пришла зима. Пушистый снег укрыл все вокруг: надели белые шубки деревья, нахлобучили белоснежные шапки дома. Метель замела все дороги, перепутала все пути. Природа погрузилась в глубокий сон....
  30. Как цветовая палитра стихотворения “О красном вечере задумалась дорога…” перекликается с колористикой есенинского творчества? Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что “цветная Русь” С. А. Есенина разнообразна, она включает...
“Заря прощается с землею…”