Золотая Орда: как она управляла Русью. Ордынское Иго в истории Руси по «понятиям». Что же мы видим

Оператор Морад Абдель Фаттах Сценарист Ольга Ларионова Художники Давид Дадунашвили , Юрий Григорович , Мария Юреско

Знаете ли вы, что

  • Написание сценария заняло два с половиной года.
  • У сериала есть две версии: одна из них предназначена для показа по Первому каналу, а более жестокая и эротическая - для видеосервисов в интернете.
  • Главный герой князь Ярослав является полностью вымышленным персонажем.
  • Кастинг для сериала проходил более пяти месяцев и в нем поучаствовало свыше 2000 актеров.
  • Павильонные съемки проходили на территории Москвы и Подмосковья, а натурные – в Крыму.
  • Всего для съемок было сшито и заказано более 2000 исторических нарядов. Часть из них использовалась на съемках советских картин «Садко» и «Руслан и Людмила».
  • Съемки сериала заняли 135 дней.

Больше фактов (+4)

Ошибки в сериале

  • В сериале татары устраивают пожар в Новгороде, а также переманивают в армию Орды русских воинов. На самом деле они ничего такого не делали.
  • В сериале хан Берке изображен жестоким человеком, который издевается над своими женами. Однако, согласно историческим источникам, он был достаточно миролюбивым, а к своим женам никогда не проявлял жестокости.
  • В сериале город Суздаль принадлежит князю Борису. Однако в действительности в тот период времени у Суздаля не было такого правителя.
  • Ордынцы в сериале изображены дикарями, живущими в палатках в степи, однако на самом деле Золотая Орда была очень хорошо развитой и имела крупные города.
  • В сериале хан Берке является обладателем титула великого хана. В действительности же в то время распалась Монгольская империя, и Берке так и не получил титул великого хана.
  • В сериале воины Золотой Орды являются язычниками. Однако на самом деле хан Берке был первым правителем Орды, принявшим ислам. И к тому периоду, который описывается в сериале, все ордынцы явно должны были уже принять то же вероисповедание, что принял их правитель.
  • Князь Ярослав в сериале – это вымышленный персонаж, в основе которого нет никакой реальной исторической личности. К примеру, в сериале Ярослав правит в городе Владимире, однако в тот период городом правил Александр Невский, который вообще не был упомянут в сериале.

Больше ошибок (+4)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Золотая Орда. Великий хан Берке узнает, что ильхан Персии Хулагу собирается на него идти войной. Он отправляет своего военачальника хана Менгу-Темира на Русь, чтобы собрать там вспомогательные войска. Всего нужно привести в Орду сорок тысяч русских воинов.

Берке болен, ему постоянно является убитый им Сартак. Врач говорит хану, что дни его сочтены, но Берке его прогоняет. Он еще надеется встретить женщину, которая родит ему сына. А пока он избивает кнутом своих жен, другие формы любви хану уже недоступны.

Во Владимире великому князю Ярославу сообщают о приближении татарского посольства. Дань уже выплачена. Поэтому князь догадывается о цели визита. Отдавать столько воинов после того, как в Орду и так уведено множество людей не хочется. Поднимать восстание против ига? Ярослав собирает князей на совет. К нему прибывает из Новгорода его сын Владимир, из Суздаля брат Борис. Вместе с Борисом приезжает и его жена Устинья. На совете Владимир предлагает поднять восстание, воевода Ярослава рекомендует отдать войско. Борис воздерживается от высказывания своего мнения.

Приезжает татарское посольство. На пиру в честь Менгу-Темира княгиня Устинья ведет светскую беседу. Татарский посол не сводит с нее глаз.

Ярослав пытается отговорить Менгу-Темира от исполнения приказа Берке в полном объеме. Тот говорит, что согласен уступить. Но за это он хочет получить Устинью. Тогда Ярослав может отправить в Орду не 40, а 10 тысяч воинов. Ярослав отвечает отказом: нельзя отдавать замужнюю женщину.

Устинья предлагает мужу самостоятельно отправиться к Менгу-Темиру и поговорить с ним наедине. Если ему удастся договориться с татарским послом, брат ему этого не забудет. А они давно мечтают сменить Суздаль на более престижный Переславль. Если добиться расположения Менгу-Темир, тот может замолвить слово за Бориса, когда будет решаться вопрос о том, кому передать ярлык на великое княжение. Борис отправляется к Менгу-Темиру. Тот говорит, что у Бориса есть то, что ему нужно, но он едва ли захочет это отдать. Борис клянется, что исполнит любое желание Менгу-Темира. Тот говорит, что ему нужна Устинья. Борис сообщает жене о требовании посла Берке. Сидела бы ты в Суздале, не лезла бы куда не следует! А теперь я тебя отдам, пусть тебя хоть на веревке в Орду тащат. Перед отъездом Устинья устраивает такую истерику, что в городе едва не начинается восстание.

Русская Орда

Можно найти множество россиян с большей или меньшей примесью татарской крови в жилах. От святого Пафнутия Боровского (1394–1477), ученика Никиты Серпуховского, ученика преподобного Сергия Радонежского, учителя и наставника Иосифа Волоцкого. Пафнутий (Парфений по рождению) родился в селе Кудинове, около города Боровска, в семье сына баскака, крестившегося татарина Мартина и его жены Фотинии.

Назовем великого историка Карамзина, потомка Кара-Мурзы, и более поздних носителей фамилии Кара-Мурза, философов Сергея Георгиевича и Алексея Владимировича Кара-Мурза, тележурналиста Владимира Алексеевича Кара-Мурзу. Это даже не родственники – однофамильцы… Много, видимо, было «кара-мурз», «черных мурз» на Руси.

Потомки татар – и носители фамилий Гайдар, Гадаров, Гайдаров, Шайдур, Шайдуров. Гайдаром по-татарски называется передовой всадник отряда, шайдуром – замыкающий.

Легко назвать татарами Михаила Илларионовича Кутузова и Бориса Петровича Шереметева… Но, во-первых, Чингизидами или потомками иных знатных татарских родов стали почти все дворянские семьи Московии.

Во-вторых, ведь вовсе не в крови тут дело.

Проблема и не в том, что русский язык заимствовал из татарского до 10 % своего словарного запаса, что одежда и утварь «отатарились» и по названиям, и по форме.

Намного серьезнее то, что в независимой Московии правили люди, нравы, образ жизни, сам способ мышления которых были сформированы Ордой. Они – слуги иноземного владыки. Теперь владыка сидит в Москве, но все равно осознает себя иноземцем. Его власть взята не от Земли, а дана извне, источник ее не отсюда.

Знать Московии служит владыке, а не Земле. Неважно, что хорошо и что плохо для народа. Важно, что велит владыка и что хорошо для владыки. Они – временщики по определению, чужаки в собственной стране.

«Собирая Русь», русские ордынцы несут это мировоззрение временщиков и нравы Орды в русские княжества Северо-Запада и Запада. Во время Ливонской войны – в Прибалтику. Уже в XVIII веке, через преемницу Московии, Российскую империю, те же нравы русские ордынцы понесут в земли Великого княжества Литовского и Русского.

Конечно, с ходом лет ордынская традиция ослабнет. После Смутного времени 1605–1613 годов, под скипетром новой династии Романовых внутренняя татарщина истончится. Сама династия, выбранная Землей, поневоле станет править, опираясь на Земские соборы, самоуправление и отечественную бюрократию. Как ни относиться к Романовым, но начинали они как намного более национальные цари, чем отатарившиеся потомки варяга Рюрика.

К началу 1680-х, в правление царя Федора Алексеевича, тихо скончается Касимовское ханство… Но как раз к тому времени поднимется новая компрадорская сила – немцы!

автора

1. Орда – это Славянская Рада, то есть совет или Казачья Орда Нельзя не отметить очевидной близости слов Орда и русско-украинского Рада, то есть Совет или ряд – порядок.Отсюда же происходит и русское слово род.Все эти слова одного корня – «род» и означают «упорядоченное

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. 2. «Монголо»-Русская Орда описана в Библии и Коране как знаменитый народ Гог и Магог Как мы покажем в ХРОН6, многие части Библии были написаны в XV-XVI веках. То есть гораздо позже «монгольского» = великого завоевания. Поэтому неудивительно, что в Библии «монгольское»

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. 3. Русская «Монголо-Татарская» Орда воюет с «античным» Александром Македонским 4. 3. 1. Войны с Гогом и Магогом и гигантская стена, за которой они были «заперты» Приведем интересные сведения, собранные Райтом в специальном параграфе под названием «Гог и

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

4. Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси.Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно - САРАЙ БАТУ, САРАЙ БЕРКЕ и НОВЫЙ САРАЙ.О трех центрах

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. «МОНГОЛО»-РУССКАЯ ОРДА XIV–XVI ВЕКОВ ОПИСАНА В БИБЛИИ И КОРАНЕ КАК ЗНАМЕНИТЫЙ НАРОД ГОГ И МАГОГ Как мы показали в нашей книге «Библейская Русь» (см. также ее вариант «Русь-Орда на страницах библейских книг»), многие части Библии были написаны в XV–XVI веках. То есть, гораздо

Из книги Великая смута. Конец Империи автора Носовский Глеб Владимирович

3. Слово Орда означает Рада, то есть Сход, Совет Казачья Орда и Рать Нельзя не отметить очевидной близости слов ОРДА и русско-украинского РАДА, то есть СОВЕТ или РЯД, ПОРЯДОК. Кстати, слово РАДА давно и хорошо известно на Руси. Например, в эпоху «Грозного Царя» действует

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

4. Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси. Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно, - САРАЙ БАТУ, САРАЙ БЕРКЕ и НОВЫЙ САРАЙ. Как

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда А) Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси.Б) Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно: САРАЙ БАТУ, | САРАЙ БЕРКЕ и | НОВЫЙ САРАЙ.В) Как мы

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

3. Орда - это славянская рада, то есть совет, или казачья орда Нельзя не отметить очевидной близости слов ОРДА и русско-украинского РАДА, то есть СОВЕТ или РЯД = ПОРЯДОК. Отсюда же происходит и русское слово РОД. Все эти слова одного корня и означают упорядоченное общество,

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Джучи и его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани Известно, что Чингиз-хан отдал своему сыну Джучи, который умер в феврале 1227 г., на шесть месяцев раньше самого Чингизхана, долины к западу от Иртыша, где находятся современные Семипалатинск, Акмолинск, Тургай,

Из книги Русское Средневековье автора Горский Антон Анатольевич

Глава 10 Русь и Орда (очерк 2-й): Тверь, Москва и Орда в начале XIV века Теперь обратимся к пункту второму традиционной схемы развития русско-ордынских отношений: тверские князья в начале XIV в. возглавили борьбу за свержение ига, в то время как московские в это время были

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

6.2. Русская Орда XIV–XVI веков описана в Библии и Коране как знаменитый народ Гог и Магог Согласно нашим исследованиям - см. наши книги «Математическая хронология библейских событий» и «Библейская Русь» - многие части Библии были написаны в XV–XVI веках. То есть гораздо

автора Носовский Глеб Владимирович

4.2. «Монголо»-Русская орда XIV–XVI веков описана в Библии и Коране как знаменитый народ Гог и Магог Как мы покажем в книге «Библейская Русь», многие части Библии написаны в XV–XVI веках. То есть гораздо позже «монгольского» = великого завоевания. Поэтому неудивительно, что в

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

4.3. Русская «Монголо-Татарская» орда воюет с «античным» Александром Македонским Войны с Гогом и Магогом и гигантская стена, за которой они были «заперты»Приведем интересные сведения, собранные Дж. К. Райтом в специальном параграфе под названием «Гог и Магог». Опираясь на

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Библейский Вавилон - это Белая Орда или Волжская Орда А после османского завоевания Вавилон - это, вероятно, Царь-Град Вавилон - одна из столиц Ассирии. Вавилонские цари часто являются в то же время и Ассирийскими царями. Как и наоборот. Например: «И привел Господь на

Золотая Орда эпохи ее расцвета (до конца XIV в.) представляла собой огромное государство, протянувшееся с запада на восток от Дуная до Алтая; на юге границей был Кавказ, на Севере - районы Центральной России (Курск, Тула и Калуга), где местное население управлялось татарской администрацией. Держава хана Бату сохранила четкое административное деление на четыре улуса (Хорезм, Сарай, Крым, Дешт- и-Кипчак) и 70 провинций во главе с «темниками». Экономической базой государства были около 100 процветавших городов (Азов, Старый Крым, Астрахань, Тюмень) во главе со столицей Сараем с 75-тысячным населением. Ордынцы гордились тем, что их города не имели стен - их оберегали многотысячная конница и бескрайние степи. В городах действовали водопровод и канализация, работали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия, виллы ордынских вельмож были украшены мозаичными панно, имели бассейны и паровое отопление. Развитое ремесленное производство и торговля стимулировались единой и устойчивой денежной системой и обустроенными дорогами с караван-сараями через каждые 30 км. Власть хана опиралась не только на многочисленное войско, но и на централизованный государственный аппарат, где работали среднеазиатские чиновники и составлялись документы на уйгурском языке. Ближайшими помощниками хана были беклярибек (командующий армией и верховный судья) и везир (министр финансов и глава правительства - дивана).

Позиция русских князей в отношении Орды не отличалась единством. Даниил Галицкий и брат Александра Невского, великий князь Владимирский Андрей Ярославич, заключили в 1250-1251 гг. союз против Орды. Другую тактику выбрал Александр Невский. Его отец, великий князь Владимирский Ярослав Всеволодич был отравлен в Монголии при дворе великого хана в 1246 г., а сам Александр в 1248 г. проехал через всю империю (7 тыс. км) в ее столицу Каракорум, где получил ярлык на великое киевское княжение. Раздел власти между братьями оказался недолгим. В 1252 г. Александр обратился в Орду с жалобой на брата по поводу несправедливого получения великого княжения и невыплате хану «выхода и тамги». В результате последовал карательный поход («Неврюева рать»), войска Андрея были разбиты, и великим князем Владимирским стал Александр Невский (1252-1263).

История возложила на плечи Александра Ярославина ответственную задачу выбора направления политического развития Руси. Эта задача осложнялась характером отношений с Западом и Востоком. Политика строилась с учетом тех реалий, которые определялись монгольским нашествием на востоке и напряженным положением на западе.

В начале XIII в. на границах западных русских земель - Новгорода, Пскова и Полоцка - появились новые соседи. После основания в 1201 г. Риги в Прибалтике набирал силу духовно-рыцарский Орден меченосцев, который постепенно продвигался на восток, в современную Эстонию («Чудь» в русских летописях), землю ливов, латгалов, земгалов и куршей (современную Латвию) и на юг в языческую Литву. В 1219 г. датские войска захватили северную Эстонию и основали город и крепость Ревель (Таллин). В это же время на нижней Висле обосновался прибывший из Палестины Тевтонский орден, наступавший на земли литовцев и родственных им пруссов с запада.

После 20-летней борьбы большинство местных племен было покорено завоевателями, и вскоре их экспансия вошла в столкновение с интересами Новгорода и Полоцкого княжества, также собиравших дань с ливов и эстов. В 1224 г. была взята русская крепость Юрьев (Дерпт, нынешний Тарту).

Объектом шведско-русских конфликтов стали земли южной и центральной Финляндии, населенные племенами суоми , хяме (сумъ и емь в русских летописях) и карелов. Сюда новгородцы периодически посылали за даныо военные дружины, а в состав русской знати входили представители племенной верхушки - боярин Микула Чудин и тысяцкий Семен Емин. Однако своих крепостей русские не строили и христианство не навязывали. Шведы новели себя иначе: с середины XII в. их морские походы - ледунги - превратились в хорошо организованные государственные мероприятия - крестовые походы против язычников. Шведские отряды не только получали дань, но и колонизовали местные земли, строили там крепости, вводили свои административные порядки и церковное устройство.

Укрепившись на севере Финляндии, шведы в начале XIII в. предприняли наступление на юг - на земли карел и берега Невы. В 1237 г. шурин короля Эрика Биргер возглавил очередной крестовый поход, в ходе которого произошла битва новгородцев и шведов на Неве летом 1240 г. Русское войско возглавил князь Александр Ярославич, прозванный после победы Невским. Еще в 1234 г. князь Ярослав Всеволодич разбил ливонских рыцарей, а через два года войско Ордена было разгромлено литовцами при Шауляе. С 20-х годов XIII в. начинаются литовские набеги на земли Полоцка, Новгорода и Смоленска. Однако отношения с «немцами» и «лит- вой» не ограничивались только военными действиями.

В сложной политической борьбе русских феодальных земель и княжеств противостоящие друг другу группировки обращались и к соседям. С Орденом заключили союз псковичи против Новгорода в 1228 г.; позднее псковские воины вместе с рыцарями ходили в походы против литовцев. И в Новгороде соперничавшие группировки обращались «в немцы» за помощью: в 1213 г. туда бежал изгнанный из Пскова князь Владимир Мстиславич; позднее он помогал рижскому епископу в борьбе с Полоцком и даже стал фогтом одного из орденских замков. В Ливонии же оказался его сын Ярослав и новгородский тысяцкий Борис Негочевич со своими сторонниками.

По-видимому, какую-то часть новгородской знати, заинтересованной в прибалтийской торговле, больше привлекали порядки феодальной ливонской конфедерации, чем властная рука «низовских» князей - Ярослава Всеволодича и его сына Александра, которого после невской победы изгнали из города. В 1240 г. немцы вместе с князем Ярославом Владимировичем захватили Изборск. Им открыли ворота и власти Пскова, поскольку «перевет держаче с немцы пльсковичи».

Только серьезная военная угроза и опасность народного возмущения заставили правителей Новгорода вновь призвать Александра Ярославича. Он отвоевал Псков, и разгромил силы ордена в апреле 1242 г. на льду Чудского озера. В то же время римские папы Гонорий III и Григорий IX в посланиях к «королям Руси» 1227 и 1231 гг. призывали их отречься от православия и перейти «к преданности и повиновению апостольскому престолу». Однако союз с папством - как это показал опыт Даниила Галицкого - не давал реальной помощи в борьбе с татарами.

Экспансия в новгородские пределы была остановлена, но борьба за сферы влияния в Прибалтике продолжалась и после Ледового побоища: в 1262 г. новгородцы взяли Дернт, а в 1268 г. поход против датских владений в Эстонии закончился кровопролитным сражением под Раковором. В XIII-XV вв. Новгород и Псков не раз вели разорительные пограничные войны, и каждый раз они завершались миром и восстановлением торговых отношений. В них были заинтересованы богатые прибалтийские города, входившие в Ганзейский союз - федерацию 200 крупных североевропейских городов от Норвегии до Нидерландов. Шведы, несмотря на невское поражение, к середине XIII в. покорили Финляндию и в конце столетия приступили к завоеванию Карелии, где поставили крепости Выборг на берегу Финского залива (1293 г.) и Ландскруну на Неве (1300 г.). В ответ новгородцы разорили Ландскруну, и только мир в 1323 г. на долгое время разграничил владения Новгорода и Швеции на Севере.

В сложившейся в середине XIII в. ситуации Александр Невский выбрал политику подчинения Орде - и эта тенденция возобладала в поведении русских князей XIII-XIV вв.

При Александре Ярославиче оформилось и собственно иго - система экономических и политических мер , при помощи которых Орда контролировала и эксплуатировала русские земли. Эта система включала в себя несколько элементов.

  • 1. Летописи и акты XIII-XV вв. называют 14 видов различных даней и повинностей: поплужное , торговая пошлина - тамга , почестье и корм татарским послам, ям - повоз, чрезвычайные «запросы» и др. Самым тяжелым среди них был ордынский выход - дань серебром: по данным 1384 г. он составлял полтину с деревни (столько стоили 2 тонны зерна). Обычный «выход» для XIV в. - 10-15 тыс. руб., т.е. около 2 т серебра. Регулярную выплату «выхода» обеспечивали проведенные в 1257-1259 гг. и 1275 г. по всей монгольской империи переписи населения - записи в число.
  • 2. Все русские князья утратили свой суверенитет: с 1243 г. получение ими княжеского стола зависело от воли хана, подтверждавшейся выдачей им соответствующего документа - ярлыка на княжение. По призыву хана князья должны были выступать со своими войсками и участвовали в походах на Польшу, Литву и Северный Кавказ. Для закрепления своего господства Орда использовала систему великого княжения Владимирского. Получивший в Орде ярлык на великое княжение прибавлял (временно) к своим владениям и обширную территорию великого княжества (Владимир, Переславль-Залесский, Кострому, Нижний Новгород, Вологду) и становился новгородским князем. Таким образом, он оказывался самым сильным среди прочих князей - был обязан поддерживать порядок, прекращать усобицы и обеспечивать бесперебойное поступление дани. Но как только сила и могущество такого князя вызывали в Орде опасение, ярлык на великое княжение передавался его сопернику, что гарантировало раздоры среди князей и их борьбу за ярлык при ханском дворе; именно так развивалось противостояние московских и тверских князей в первой половине XIV в.
  • 3. Для контроля и своевременной информации о положении на Руси в крупных городах оставались доверенные лица - баскаки, которые наблюдали за сбором дани и деятельностью князей. С этой же целью в приграничной полосе целые города с округой (Переяславль, Коломна, Тула, Елец) передавались татарским правителям. Периодически на Русь наведывались «сильные послы» из Орды с вооруженными отрядами, которых необходимо было обеспечить подводами и всем необходимым («татарский проезд» и «татарский ям»). В случае неповиновения следовали карательные экспедиции («Нсврюева рать» 1252 г., «Дюдснева рать» 1293 г., поход на Тверь в 1327 г. и др.). По мере упрочения господства Орды сбор дани переходил из рук откупщиков - «бесерменов» (среднеазиатских купцов) к самим князьям, а карательные походы сменялись репрессиями против отдельных князей - казнь Михаила (1318 г.) и Александра (1339 г.) Тверских, Ивана Рязанского (1327 г.), Федора Стародубского (1330 г.).

Продуманная система мер обеспечила Орде 200-летний и достаточно эффективный контроль за русскими землями. Что же касается последствий татарского ига, то еще в 1826 г. Российская академия наук объявила премию за победу в конкурсе на лучшее исследование по этой теме, которая так и не дождалась фундаментального изучения. Но если попытаться обобщить накопленные в науке факты, то можно говорить о непосредственном и опосредованном влиянии ордынского господства.

Первое включает в себя прежде всего разорение. Археологические исследования говорят о погроме 49 городов, но еще не все древнерусские города исследованы. Предметы той поры свидетельствуют об огрубении ремесленной техники, исчезновении целого ряда ремесленных технологий (мозаики, перегородчатой эмали, зерни). Упадок производства и торговли привел к ослаблению торговых связей, сокращению импорта. Разорение затронуло и сельскую округу: полевые археологические исследования дают основание говорить о серьезном демографическом сдвиге. На Черниговщине к концу XIII в. сохранились только 2% селищ домонгольской поры. Население лесостенной полосы частично было уничтожено, частично покинуло свои жилища и пашни, находившиеся в опасной близости от ордынских набегов. По той же причине прекратили развитие и многие южнорусские городки. Подмосковные «волости» потеряли не менее половины сельских жителей. Сократилось на треть население даже далекой от степи Смоленщины. Людские потери, в том числе количество угнанных рабов и ремесленников, учесть невозможно. Многочисленные жилища русских «переселенцев» - ремесленников (тесные землянки с русской керамикой и крестиками и даже целые «общежития» рабов) раскопаны в ордынских городах Булгаре и Сарае. Рабочая сила в качестве товара была обычным явлением на рынках Крыма и Кавказа. Оттуда рабов, в том числе и русских, продавали в Египет и страны Западной Европы: во французских и итальянских актах XIV-XV вв. упоминаются имена «белых татар» - Марфа, Мария, Катерина.

Применительно к опосредованному влиянию ига можно говорить о создании самой системой господства условий, на протяжении столетий тормозивших или деформировавших развитие экономики, социальной структуры, самого типа политического развития. Регулярные поборы постоянно выкачивали из страны огромные средства, которые при иных условиях могли быть вложены в развитие собственного производства и культуры. Истребление в ходе завоевания знати - князей и дружинников - прервало процесс складывания основных ячеек феодального общества - боярских вотчин. Их возрождение в XIV в. происходило уже в новых условиях в результате княжеских раздач. В итоге русский боярин оказывался прежде всего княжеским слугой и был гораздо более тесно связан с верховной властью, чем английский или немецкий барон: на Руси XIV-XV вв. не было феодальных замков, и боярские фамилии происходили не от названий владений (на Западе - с помощью предлогов «де» и «фон»), а от имен и прозвищ предков. Сами же владения могли быть легко отобраны, т.е. меняли хозяев; массовые переселения своих слуг московские князья начали проводить с конца XV в. Так же легко могли потерять престол и дотоле суверенные князья, ставшие данниками хана.

Не менее тяжелым последствием ига было ослабление русских городов, а ведь именно средневековые города являлись очагами новых форм экономики, социального строя и культуры. Исчезновение многих старых центров (Старая Рязань) и угнетенное положение оставшихся придавали русским городам аграрные черты, сохранявшиеся вплоть до XVHI-XIX вв., и привели к ликвидации элементов «городского строя». К XVI в. жители примерно 180 русских городов составляли всего 2% населения, тогда как в Нидерландах на долю 300 городов приходилось 40%. На Руси «городской воздух» не делал свободным беглого крестьянина. К XVI в. исчезают вечевые собрания в городах, а по мере объединения все города становятся «государевыми» и управляют ими назначаемые из Москвы наместники.

На Руси же в XIII-XV вв. не сложилось ни куртуазно-рыцарской, ни «городской» культуры как самостоятельных направлений. Религиозное мировоззрение именно в этот период завоевывает господствующие позиции в обществе, проникая и в крестьянскую среду. Не появилось ничего нового в традиционных методах образования. Ослабли контакты Руси с другими странами, сузился горизонт русских летописцев. Владимирский епископ Серапион (1274-1275) передавал в проповедях ощущение конца целой эпохи, осознание того, что «величество наше смирися, красота наша погыбе», и искал причины этой трагедии в духовном кризисе, нравственном оскудении современного ему общества. В глазах современников хан Золотой Орды считался правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей, он именовался «царем», но в то же время эта власть рассматривалась как наказание за грехи.

Ордынское владычество означало не только потерю суверенитета и материальные тяготы; оно произвело сдвиг в традиционном укладе жизни и отменило привычные морально-правовые нормы. Князья разоренных и ослабленных северо-восточных земель после смерти Александра Невского вели почти беспрерывную борьбу за великокняжеский престол.

Золотой Ордой назвали задним числом в XVI веке государство потомков Чингисхана – Улус Джучи, которое с 1240-го по 1480-й год осуществляло верховный сюзеренитет над значительной частью русских земель. Этот порядок управления вассальными территориями был назван историками «монголо-татарским игом» только в XIX веке.

Иго – искажённое латинское iugum (ярмо). У древних римлян и их соседей существовал обычай проводить побеждённое племя под символическим ярмом из двух воткнутых в землю копий с перекладиной из третьего. Этот обряд означал сдачу на волю победителя, который милостиво даровал жизнь побеждённым. Применительно к отношениям между Русью и Ордой слово iugum впервые использовали, тоже задним числом, поляки в конце XVI века – во время войны с Россией. Русским это понятие было неизвестно.

Установление «ига»

После походов Батыя (Бату-хана) на Русь в 1237-1240 годах русские князья были приведены к покорности многоязычной империи потомков Чингисхана. В 1243 году Батый велел владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу идти к нему в Сарай на Нижней Волге признать господство хана, грозя за ослушание новым жестоким разорением русской земли. Ярослав не посмел противиться, и хан пожаловал его ярлыком на великое княжение – главенство над всеми русскими землями. Однако это решение требовало тогда утверждения в столице всей империи Чингисидов – Каракоруме в Монголии. В 1245 году князь Ярослав отправился в далёкий путь, из которого уже не вернулся – умер по дороге домой.

Ярлык на великое княжение после долгой борьбы с братом Андреем получил в 1252 году Александр Ярославович (прозванием Невский). По русским свидетельствам, хан Батый милостиво принял покорного Александра и, угощая его кумысом, приговаривал: «Ты уже совсем наш, татарин, пей наше питьё».

Хан Улуса Джучи выдавал ярлыки русским князьям ещё тогда, когда он оставался формально зависимым от верховного хана в Каракоруме. Впрочем, это время было недолгим. Невозможно было контролировать огромную империю из одного удалённого центра, от которого до окраин надо было ехать не один год. Уже в 1269 году хан Менгу-Тимур окончательно сделал Золотую Орду независимой, и русские князья перестали ездить на поклон дальше низовий Волги.

Хана Золотой Орды на Руси называли царём, и впоследствии этот титул перешёл на московских царей. Эпитет iugum к зависимости русских князей от ордынских ханов возник, возможно, в связи с обрядом поклонения, которому подвергали всех царских вассалов, прежде чем допустить пред царские очи. Вассальные князья обязаны были при входе в царский шатёр пройти между двумя «очищающими» кострами и поклониться духам царских предков. По преданию, за отказ исполнить такой обряд в 1246 году был подвергнут в Орде мучительной казни черниговский князь Михаил Всеволодович. Судя по тому, что такой обряд применялся ко всем князьям, приезжавшим в Орду, проблем с верой не возникало больше ни у кого из них – все они считали нормальным уважать обычаи сюзерена.

Ярлык

Ханский ярлык считался важнейшим источником княжеских прав на Руси. В своих спорах за старшинство князья сами прибегали к арбитражу царя Орды. Чаще всего они жаловались ему на соперника, что он-де хулит царя и собирается восстать против него, приводили с собой ордынскую рать и разоряли землю соперника. Так поступили, например, Александр Невский в 1252 году, Иван Калита в 1327 году и многие другие. Иногда дело решалось мирным судом.

Так, в 1431 году между московским князем Василием II Васильевичем и его дядей Юрием Дмитриевичем вспыхнула распря за великое княжение. Оба поехали в Орду, и хан Улу-Мухаммед присудил ярлык Василию. При этом, по свидетельству летописи, некий московский боярин вовремя сообразил сказать хану: «Юрий ищет великого княжения по древним правам русским, а государь наш – по твоей милости, ведая, что оно есть твой улус: отдашь его кому хочешь». Хану понравилась раболепная речь, и он утвердил великокняжеский стол за московским претендентом.

Для торжественного поставления на престол, которое совершалось во Владимире, великий князь приезжал с ханским вельможей. Последний передавал ему там, в Успенском соборе, в присутствии митрополита ярлык – аналог западноевропейской инвеституры, предварительно зачитав его по-русски и по-татарски. Эту процедуру проходили все русские великие князья ордынского периода, включая последнего – Ивана III, основавшего после распада Орды независимую Россию.

Русские князья обязаны были предоставлять ханам свои дружины для военных походов. Так, в 1277 году по приказу хана Менгу-Тимура дружины великого князя Дмитрия Александровича и вассальных ему князей участвовали в кампании Орды против ясов-осетин на Кавказе. В дальнейшем упоминания о столь далёких походах русских войск в составе ордынских ратей отсутствуют: видимо, ханы невысоко ценили их боевые качества.

Баскаки

Первоначально ордынские ханы, не вполне доверяя своим ставленникам в лице великих князей, правили в Руси через своих наместников – баскаков. Баскаки назначались в каждый княжеский центр и были своего рода надзирателями над князьями, а при великом князе неотлучно находился великий баскак владимирский. Без его совета и одобрения великий князь не имел права начинать войну и заключать мир с соседними русскими князьями и западными государствами. Так, в 1269 году великий баскак Амраган, приехавший вместе с великим князем Ярославом Ярославовичем в Новгород, одобрил его намерение идти войной на Тевтонский орден.

Баскаки и подчинённый им штат писцов вели учёт населения подвластных земель и раз в пятнадцать лет производили раскладку подушной дани. В 1257 году Александр Невский привёл с собой баскаков в ранее свободный Новгород, где против них вспыхнуло восстание, жестоко подавленное княжеской дружиной без участия татар. Основное недовольство горожан вызвало то, что дань обязаны были платить все поровну, независимо от доходов. Баскаки отдавали сбор дани на откуп богатым купцам из Хорезма, против которых тоже время от времени вспыхивали восстания. Где-то с конца XIII века упоминания о баскаках и восточных откупщиках сходят на нет – ханы передоверяют сбор и доставку дани князьям.

Заинтересованность верхушки в «иге»

Не одни князья извлекали выгоду из включения Руси в многонациональную империю. Века ордынского ига – время нового подъёма экономики Руси. Об этом свидетельствует возобновившееся в XIV веке монетное обращение, исчезнувшее на Руси ещё в XII веке, в период раздробленности. Ходили ордынские денги с именами ханов и двуглавым орлом (символом Тюркского каганата ещё в VI веке), на которые с конца XIV века московские князья начали ставить свой чекан.

Церковь пользовалась в Орде большими привилегиями даже после принятия правящей верхушкой Орды ислама в начале XIV века. Сказание об убиении в Орде рязанского князя Романа Ольговича в 1270 году за отказ перейти в ислам очевидно недостоверно, так как ни о каких других попытках ордынцев обращать русских в свою веру неизвестно.

С учётом вышеизложенных фактов очевидно, что традиционная версия «татаро-монгольского» нашествия, ига и шире - создания империи Чингисхана, это миф. Причём этот миф очень выгоден геополитическим «партнерам» России как на Западе, так и Востоке. Он позволяет резко сузить историческое, хронологическое и территориальное пространство русской цивилизации и суперэтноса русов.

Временные рамки обычно ограничивают первыми князьями династии Рюриковичей и крещением Руси (IX-X вв.). Хотя с появлением теории государства «Украина-Русь», когда все первые века Русского государства во главе с династией Рюриковичем и все первые князья «украинизированы», русскую историю обрезали уже вплоть до сложения «древнерусской народности», создания Владимиро-Московской Руси. При этом русских даже лишили славянской общности - они теперь потомки «угро-финнов, тюрков, монголов с незначительной примесью славянской крови». А «украинцев» объявили «истинными» наследниками древней Киевской Руси.

Территориальные же рамки расселения суперэтноса русов ограничены районом Поднепровья, Припятскими болотами. Оттуда русские якобы расселились по остальным землям, вытеснив и ассимилировав финно-угров, балтов и тюрков. То есть всё в рамках мифа о «тюрьме народов», где русские якобы с древнейших времен покоряли и угнетали соседние племена народы.

Таким образом, суперэтнос русов был лишен многотысячелетней истории, идущий от Великой Скифии и легендарной Гипербореи. А территория расселения русов - от Европы на западе до Тихого океана на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до границ Ирана, Индии и Китая на юге, была сокращена до «Киевской Руси».

Понятно, что некоторые исследователи видели слабые места официальной версии «татаро-монгольского» нашествия. Пытаясь восстановить подлинную историю, они пошли несколькими путями. Первая попытка дать иное объяснение событий XIII столетия - это т. н. «евразийство» Г. Вернадского, Л. Гумилева и других. Историки этого направления сохраняют традиционную фактологическую основу «монгольского» нашествия, но проводят полный идеологический пересмотр, где минусы становятся плюсами.

То есть «евразийцы» не подвергали сомнению происхождение «монголов». Но, по их мнению, «татаро-монголы» в целом были дружелюбны к Руси и находились с ней в составе Золотой Орды в состоянии идиллического «симбиоза». Приводятся в целом здравые факты о положительном влияние власти Чингисхана и первых за ним правителей на огромные азиатские просторы. В частности, купцы могли спокойно преодолевать огромные расстояния, не боясь разбойников, те были уничтожены; была создана прекрасно организованная почтовая служба. Северо-Восточная Русь, при поддержке Батыя, выстояла в борьбе с западными «псами-рыцарями». Позднее Москва стала новым центром «евразийской империи», продолжив общее дело.

Евразийская версия полезна тем, что она нанесла сильный удар по «броне» классической истории написанной немцами и западниками для России. Она показала обман стереотипа о вечной вражде «леса» и «степи», несовместимости славянского мира с культурами степной Евразии. Западники же приписывали славянский мир к Европе. Мол, славяне попали под ордынское иго, и их история подверглась вредным «искажениям» со стороны «степи». Вроде «тоталитаризма и тирании» монгольских владык. Москва наследовала «азиатские» традиции и установки Орды, вместо того чтобы вернуться в «европейскую семью».

Значительную популярность приобрела версия «татаро-монгольского ига», которую предложили авторы теории радикального пересмотра истории, т. н. «новой хронологии» - А. Т. Фоменко, Г. В. Носовский и другие авторы. Надо сказать, что авторы «новой хронологии» использовали более ранние идеи русского учёного Н. А. Морозова. «Фоменковцы» пересмотрели традиционную хронологию в сторону её сокращения, и считают, что существует система исторических двойников, когда одни события повторяют в другое время и другом регионе. «Новая хронология» надела много шума в историческом и околоисторическом мире. Создан целый мир «новой хронологии». В свою очередь, ниспровергатели написали целую кучу разоблачительных работ.

По мнению Фоменко и Носовского, существовала единая Русско-Ордынская империя (Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси; Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Русь и Орда. Великая Империя средних веков):

- «Татаро-монгольское иго» было просто периодом военного управления в русском государстве. Никакие иностранцы Русь не завоевывали. Верховным правителем являлся полководец - хан-царь, а в городах сидели гражданские наместники - князья, которые собирали дань на содержание войска.

Древнерусское государство было единой евразийской империей, в составе которой было постоянное войско - Орда, состоявшее из профессиональных военных, и гражданская часть, не имевшая постоянной армии. Пресловутая дань (ордынский выход), знакомая нам по традиционному изложению истории, была просто государственным налогом внутри Руси на содержание регулярной армии - Орды. Знаменитая «дань крови», - каждый десятый человек, забираемый в Орду, - это государственный воинский набор. Вроде призыва в армию, но на всю жизнь. Позднее также забирали рекрутов - на всю жизнь. Так называемые «татарские набеги-рати» были обычными карательными экспедициями-рейдами в те русские области, где местная администрация, князья не хотели подчиняться царской воле. Не зря Александр Невский так жестко устанавливал контроль Орды в Новгородско-Псковской земле. Для него единство державы было очевидной необходимостью в условиях вторжения с Запада. Русские регулярные войска наказывали мятежников, как позже это будут делать в другие периоды истории.

- «Татаро-монгольское нашествие» - это внутренняя война русских, казаков и татар в рамках одной единой империи. Золотая Орда и Русь были частью огромной державы «Великая Тартария», которая была преимущественно заселена русскими. Большая Русь («Тартария») была расколота на два фронта, на две соперничающие династии - западную и восточную, и восточная Русская Орда и была теми «татаро-монголами», которые брали, штурмовали города Владимиро-Суздальской, Киевской и Галицкой Руси. Это событие и вошло в историю как «нашествие поганых», «татарское иго».

Русско-ордынская империя существовала с XIV века до начала XVII века, и ее эпоха закончилась великой смутой. В результате смуты, которую инициировали в Риме с помощью части русской «элиты», к власти пришла прозападная династия Романовых. Она провела «чистку» источников, вызвала раскол церкви с выхолащиванием православия, когда религия стала формальностью и одним из инструментов контроля народа. Россия при Романовых (кроме некоторых периодов, когда во главе России были императоры-патриоты) взяла курс на «восстановление» единства с Западом. Однако этот курс противоречил «русской матрице» - культурному коду русского суперэтноса. В результате отсутствие единства «элиты» с народом привело к новой смуте - катастрофе 1917 года.

Романовым, чтобы удержать и сохранить власть, а также проводить прозападный курс, нужна была новая история, идеологически оправдывающая их власть. Новая династия с точки зрения прежней русской истории была незаконной, поэтому требовалось в корне изменить освещение предшествующей русской истории. Этим и занялись немцы. Они «написали» новую историю Руси, убрав факты, которые противоречили новому порядку и обрезав русскую историю в интересах Запада и новых властей. Работали профессионалы, не меняя фактов по существу, они смогли до неузнаваемости исказить всю русскую историю. История Руси-Орды с ее сословием земледельцев и воинским сословием (ордой) была объявлена эпохой «иноземного завоевания», «татаро-монгольского ига». При этом русское войско (орда) превратилось в мифических пришельцев из далекой незнаемой страны.

Этой же версии придерживается знаменитый писатель Василий Головачёв: «Вот нам всю жизнь твердили: татаро-монгольское иго, татаро-монгольское иго, подразумевая, что Русь пребывала в многосотлетнем рабстве, не имея своей культуры, своей письменности. Какая чушь! Не было никакого татаро-монгольского ига! Иго вообще с древнеславянского - «правление»! Слова «войско» и «воин» не являются исконно русскими, они церковнославянские и введены в обиход в семнадцатом веке вместо слов «орда» и «ордынец». До насильственного крещения Русь была не языческой, а ведической или, скорее, вестической, она жила согласно традициям Весты, не религии, а древнейшей системы универсального знания. Русь была Великой империей, а нам навязали взгляды немецких историков о якобы рабском прошлом России, о рабских душах ее народа… Заговор против истинной русской истории существовал и действует до сих пор, а речь идет о гнуснейшем искажении истории нашего отечества в угоду тем, кто заинтересован в сокрытии тайн восшествия на престол династии Романовых, а главное - в уничижении рода русского, якобы рода рабов, стонавших под непосильным бременем трехсотлетнего татаро-монгольского ига, не имевших своей культуры. … Была великая Русско-Ордынская империя, управляемая казачьим атаманом - батькой, - отсюда, кстати, и имя-кличка - Батый, - раскинувшаяся на территории большей, чем бывший СССР. Это ли не повод для фарисеев, живших в Америке и Европе, представить, что все было наоборот, что не они занимали главенствующее положение, а славяне?»

«Новая хронология» Фоменко и Носовского вызывает много вопросов и, видимо, ошибочна. Но главное - это то, что «фоменковцы» в своих трудах опубликовали большое количество следов присутствия русских-русов в Европе и по всей Евразии. Хотя согласно «классической» версии истории, восточные славяне (русские) повылезли из болот и лесов только где-то в период V-VI вв. (другие дают ещё более позднюю дату), их государственность создали «викинги-шведы», и русские якобы не имеют никакого отношения к «настоящей истории», которая шла в Европе и Азии.

Правда, найдя многочисленные следы пребывания русских в Европе и Азии, где их официально быть не должно, Фоменко и Носовский сделали странный вывод: русские совместно с казаками и тюрками во времена правления Ивана III завоевали Европу и долго правили ею. Европа входила в Русскую империю. Затем постепенно русских вытеснили из Европы, а их следы постарались уничтожить, чтобы не было сомнений в величии европейской цивилизации.

Здесь можно согласиться с последним выводом: Ватикан, более поздние масонские ордена и ложи действительно сделали всё, чтобы уничтожить следы славян, русов в Европе, а также написать «историю» Руси-России в своих интересах. Но это не удалось сделать полностью, т. к. русские не были кратковременными захватчиками Европы, как это кажется сторонникам «новой хронологии». Никакого завоевания Европы не было, русы были автохтонным (коренным) населением Европы, так как проживали в Европе с древнейших времен. Наши предки - венеды, венеты, вены, вандалы, вранцы-вороны, руги-рароги, пеласги, расены и т. д. жили в Европе с самых древних времен.

Это подтверждает большая часть топонимики Европы (название рек, озер, местностей, гор, городов, поселений и т. д.). Русы издревле населяли просторы Балкан, включая Грецию-Горецию и Крит-Скрытень, современной Польши, Венгрии, Австрии, Германии, Дании, Северной Франции, Северной Италии, Скандинавии. Процесс их физического уничтожения, ассимиляции, христианизации, и вытеснения из Европы начался примерно в середине 1-го тыс. н. э. Именно славянорусские племена сокрушили полностью поздний прогнивший Рим («германские» племена, которые причисляют в немцам, не имеют к ним никакого отношения, к примеру, «германцы»-вандалы - это славяне-венеды). Но флаг «римской заразы» подхватил уже западно-христианский Рим и Ромейская (Византийская) империя, началась затяжная война, которая шла тысячу лет (и продолжается до настоящего времени, т. к. «русский вопрос» ещё не решён). Славянорусов уничтожали, превращали в «немцев-немых», которых бросали на братьев, ещё не забывших свой язык и род, теснили на восток. Значительная их часть была уничтожена или ассимилирована, превратившись в «немцев», включена в состав новых романских и германо-скандинавских народностей. Так, была уничтожена целая славянская цивилизация в центре Европы - Западная (Варяжская) Русь. Об этом можно почитать в работе Л. Прозорова «Варяжская Русь: Славянская Атлантида» или труде Ю. Д. Петухова «Норманны. Русы Севера».

Другим славянорусам привили вирус католицизма, славян подчинили западной матрице, сделав врагами своих братьев. В частности, таким образом, превратили в упорных врагов Руси поляков-полян. Ныне по той же схеме превращают в «укров-орков» южную и западную часть суперэтноса русов. В Белоруссии из русских делают «литвинов». В самой России русских превращают в этнографическую массу, биоматериал - «россиян».

Таким образом, позитивность «новой хронологии» в том, что она показывает отсутствие «монголов из Монголии» на просторах Руси. Доказывает тот факт, что подлинная история России во многом обрезана, искажена в угоду хозяевам Запада.

Третью версию предлагают сторонники идеи о том, что русская цивилизация и суперэтнос русов, существовали всегда, часто создавая великие (мировые державы), причём в границах Северной Евразии. Северную Евразию издревле населяли наши предки, русы, которых источники знают под разными именами - гипербореи, арии, скифы, тавроскифы, сарматы, роксоланы-россоланы, варяги-венеды, росы-русичи, «моголы» («могущественные») т. д.

Так, в работе Н. И. Васильевой, Ю. Д. Петухова «Русская Скифия» отмечается, что на территории Северной Евразии - от Тихого океана и границ Китая до Карпат и Черного моря антропологическое, культурное (духовная и материальная культура), часто политическое единство прослеживается со времён неолита и бронзового века (время протоиндоевропейцев, ариев) до средних веков.

Есть факты, говорящие о том, что наши прямые предки жили на территории современной Руси-России с самого появления человека современного типа - кроманьонца-европеоида. Так, группа ученых из России и Германии после многолетних исследований пришла к выводу, что именно русская земля была колыбелью европейской цивилизации. Результаты новейших изысканий доказали, что человек современного европеоидного типа возник к 50−40-ому тысячелетию до н.э. и изначально обитал исключительно в пределах Русской равнины, и только потом расселился по территории всей Европы.

Как сообщает британская радиокомпания ВВС, такие выводы ученые сделали исследовав человеческий скелет, обнаруженный в 1954 году под Воронежем в древнейшем захоронении Маркина гора (Костенки XIV). Выяснилось, что генетический код этого человека, погребенного около 28 тысяч лет назад, соответствует генетическому коду современных европейцев. К настоящему времени комплекс «Костёнки» под Воронежем признан мировыми археологами самым древним местом обитания человека современного типа, европеоида. Таким образом, современная территория России была колыбелью европейской цивилизации.

По мнению Ю. Д. Петухова, автора ряда фундаментальных исследований по истории русов («История русов», «Древности русов», «Дорогами Богов» и т. д.) огромные лесостепные пространства от Северного Причерноморья через Южный Урал и до Южной Сибири, современной Монголии, которые западными историками были отданы «монголо-татарам», в XII-XIV вв. фактически принадлежали т. н. «скифосибирскому миру». Европеоиды освоили огромные пространства от Карпат до Тихого океана ещё до ухода волны ариев-индоевропейцев во 2 тыс. до н. э. в Иран и Индию. Память о рослых, светловолосых и светлоглазых воинах сохранилась как в Китае, так и в соседних регионах. Военной элитой, знатью Забайкалья, Хакасии и Монголии были европеоиды-индоевропейцы. Именно отсюда возникла легенда и русобородом и голубоглазом (зеленоглазом) Чингисхане-Темучине, европейском облике Батыя и т. д. Именно эти наследники великой северной цивилизации - Скифии, и были единственной реальной военной силой, которая могла покорить Китай, Среднюю Азию (которая ранее входила в сферу их влияния), Кавказ, Русь и другие регионы. Позднее они были растворены в среде монголоидов и тюрков, дав пассионарный импульс тюркам, но сохранили о себе память, как о светловолосых и светлоглазых «гигантах» (для физически менее развитых монголоидов они были богатырями-гигантами, как русы Киева, Чернигова и Новгорода для арабских путешественников).

Сравнительно быстрая ассимиляция (в рамках исторического процесса - всего несколько столетий) русов Орды не должна удивлять. Так, северные европеоиды не раз захватывали Китай (в Поднебесной об этом вспоминать не любят), но все они растворились в массе монголоидов, своих подданных. Также после катастрофы 1917 года в Китае оказались тысячи и десятки тысяч русских. Где они? Они должны были бы составлять заметную часть современного китайского общества. Однако они были ассимилированы. Уже во втором, третьем поколении все стали «китайцами». Утрачены не только расовые, но и языковые, культурные, отличия. Только в Индии потомки ариев-индоевропейцев (наши родные братья) смогли сохранить свой облик, культурные традиции (древнерусский язык - санскрит) в огромной массе «черного» населения, благодаря жесткой кастовой системе. Поэтому современные касты кшатриев-воинов и брахманов-жрецов сильно отличаются от остальной массы индийского населения.

В Орде принципов кастового разделения не придерживались, поэтому ордынцы в Китае и других областях, которые освоили монголоиды, растворились, передав часть своих признаков и пассионарный заряд - монголоидам и тюркам.

Часть этих скифов-русов и пришла на Русь. Антропологически и генетически эти поздние скифы были такими же русами, как и русичи, проживающие в Рязани, Новгороде, Владимире или Киеве. Внешне их отличала манера одеваться - «скифосибирский звериный стиль», свой диалект русского языка, и то, что они были в массе своей язычниками. Поэтому летописцы и называли их «погаными», т. е. язычниками. Вот в чём разгадка того явления, что трёхвековое «монгольское» иго не внесло ни малейших антропологических изменений в коренное население Руси. Поэтому скифы-русы Орды (слово «орда» есть искаженное русское слово «род», «рада», в немецком языке сохранилось как «орден, орднунг») быстро нашли общий язык с большинством русских князей, роднились, братались. Сомнительно, что таким же образом русичи стали бы налаживать отношения с абсолютными чужаками-монголоидами.

Города скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.). 1 - скифы приднепровские; 2 - невры; 3 - агафирсы; 4 - андрофаги; 5 - меланхлены; 6 - гелоны; 7 - будины; 8 - сарматы; 9 - тавры; 10 - тиссагеты; 11 - иирки; 12 - скифы отколовшиеся; 13 - аргиппеи; 14 - исседоны; 15 - аримаспы; 16 - гипербореи; 17 - предки калмыков; 18 - массагеты; 19 - скифы царские; 20 - скифы енисейские; 21 - скифы индигирские; 22 - скифы заволжские; 23 - скифы волго-донские.

Скифские свастики-солнцевороты

Такая версия сразу ставит на место многие куски мозаики, которые не находят себе места в традиционной версии. Сибирские скифы-русы имели многотысячелетнюю развитую духовную и материальную культуру, производственную базу, воинские традиции (похожие на позднее казачество) и могли сформировать армию способную сокрушить Китай и дойти до Адриатического моря. Нашествие скифо-сибирских русов-язычников втянуло в свой могучий вал язычников-тюрков, язычников-половцев и алан. В дальнейшем сибирские русы создали Великую «монгольскую» империю, которая стала перерождаться и деградировать только после нарастающей исламизации, которой способствовал приток в Золотую (Белую) Орду значительного количества арабов. Исламизация стала главной предпосылкой гибели могучей империи. Она развалилась на множество обломков, среди которых начала подниматься Московская Русь, которая восстановит империю. После битвы на Куликовском поле, Москва постепенно выходит на первый план, как столица новой русской империи. Примерно за полтора столетия новый центр сможет восстановить основное ядро империи.

Таким образом, Русское государство в XVI-XIX столетиях не завоевывало чужие земли, а возвращало в свой состав территории, которые с древнейших времен входили в северную цивилизацию.

Поэтому не удивительно, что XVI-XVII вв., а иногда до XVIII века большую часть Евразии в Европе называли Великой Скифией (Сарматией) или Великой Тартарией-Татарией. Истоки того времени отождествляли древних скифов-сарматов и современных им русских-славян, считая, что вся лесостепная Евразия, как и прежде заселена одним народом. Так считали не только авторы, которые пользовались литературными источниками, но и путешественники. Римский гуманист XV столетия Юлий Лэт совершил путешествие в «Скифию», побывал в Польше, на Днепре, в устье Дона и описал быт и нравы «скифов». Путешественник рассказал о «скифских» медах и браге, о том, как «скифы» сидя за дубовыми столами, провозглашают здравицы в честь гостей, записал несколько слов (оказались славянскими). Он сообщил, что «Скифия» простирается до границ Индии, где правит «хан азиатских скифов».

Арабский (египетский) историк середины XIV столетия Аль-Омари сообщая о «землях Сибирских и Чулыманских» сообщает о сильной стуже и том, что там живут красивые, замечательно сложенные люди, отличающие белизной лица и голубыми глазами. В Китае под властью династии Юань (1260-1360-е годы) в столице большое значение имела гвардия, набранная из ясов, аланов и русских. Известны и некоторые имена «аланских» полководцев - Николай, Илие-багатур, Юваши, Арселан, Кюрджи (Георгий), Дмитрий. Славянское языческое имя носил прославленный полководец «Стоглазый» Баян. В 1330 году император Вэнь-цзун (правнук Кубилая) создал русское соединение в 10 тыс. воинов - в переводе с китайского на русский его название звучит как «Вечно верная русская гвардия». Учитывая тот факт, что к середине 14 столетия бывшая единая «монгольская» империя распалась, то трудно представить, что тысячи русских воинов взялись в Китае из Владимиро-Московской Руси. Скорее всего, они были из более близких мест. Так, жившие в XIV столетии китайцы Ван Хой и Юй Тан-Цзя писали: «Русские есть потомки древнего народа усунь». А усуни - это сибирские скифы, которых в античной Европе называли исседонами (они занимали территории Южного Урала и Сибири).

Русская историческая традиция до вмешательства извне прямо возводила происхождение русского народа к аланам-сарматам. Отождествлял сарматов-савроматов с русскими автор «Скифской истории» А. Лызлов. В «Истории» В. Н. Татищева и у М. Ломоносова сообщается, что русские произошли от сарматов-роксаланов (восточных русов), с одной стороны, и от вендов-венедов (западных славянорусов) - с другой.

Таким образом, ясно, что практически вся история Западной Европы - это миф. Победители, т. е. хозяева Запада, просто заказали историю под себя, ненужные страницы постарались подчистить или спрятать. Но нам их миф не нужен, нельзя строить свою державу на чужих сказках. Нам необходима своя, русская история, которая поможет сохранить нашу цивилизацию и русский род.