Анализ стихотворения Маяковского «Трус. Анализ стихосложения маяковского

В стихотворении «Трус» поэт обличает такое качество чиновников-бюрократов как трусость, боязнь ответствен­ности, пресмыкание перед начальством (и даже его род­ней). «Каждый зав для труса - туз», и поэтому чиновник старательно прячет свои взгляды и вкусы, подстраиваясь под мнение вышестоящих

Владимир Маяковский - Трус

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, -
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса -
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
"Схорониться б
за приказ...
Спрятаться б
за циркуляр..."
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли -
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
"Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать..."
Ухо в метр
- никак не менее -
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
- Мненье -
это не именье,
потерять его
не страшно. -
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
"Наше дело
маленькое -
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я".
Трус
оброс
бумаг
корою.
"Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?"
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета -
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело...
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Ильинский Игорь Владимирович. 11 (24) июля 1901, Москва - 13 января 1987, Москва. Советский артист театра и кино, мастер художественного слова, режиссёр.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

1. А.П.Чехов "Человек в футляре". Беликов, учитель греческого языка, боится мира, жизни. Он носит калоши, длинное пальто, ходит с зонтом, постоянно опасается, "как бы чего не вышло". "Пугливость" героя обернулась в шпионство и в доносы. Итогом становится рабский страх жителей города. Беликов угнетал окружающих, они стали бояться громко говорить, знакомится с кем-то, помогать бедным и писать друг другу письма.

2. В.Железняков "Чучело". Димка Сомов - трус. Он боится сознаться ребятам в том, что он предатель. Он рассказал учительнице, что класс сбежал в кино, а Лена Бессольцева взяла всю вину на себя. Сомов предаёт лену, её дружбу, её любовь и участвует в сожжении чучела.

3. М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита".

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, будучи смелым и доблестным воином, оказался трусом, когда ему нужно было принять решение о судьбе бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор знал, что, несмотря на дерзкие речи о кесаре, Иешуа не преступник, и не желал ему смерти. Но страх пойти против власти, страх потерять своё место заставили Пилата поступить наперекор своей совести и вынести смертный приговор.

4. Л.Н.Толстой "Война и мир". Николай Ростов струсил во время своего первого сражения: вместо того чтобы выстрелить в нападающих французов, он кинул в пистолет в их сторону и побежал прочь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Трус» Владимир Маяковский

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, —
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса —
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
«Схорониться б
за приказ…
Спрятаться б
за циркуляр…»
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли —
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
«Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать…»
Ухо в метр
— никак не менее —
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
— Мненье —
это не именье,
потерять его
не страшно. —
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
«Наше дело
маленькое —
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я».
Трус
оброс
бумаг
корою.
«Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?»
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб —
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета —
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело…
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз —
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Анализ стихотворения Маяковского «Трус»

Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он считает трусость. Маяковский убежден, что в эпоху построения нового общества культивировать эту черту характера недопустимо, так как защита революционных достижений требует стойкости духа, целеустремленности и силы воли. Именно эти мысли поэт высказывает в своем стихотворении «Трус», написанном в 1928 году и ставшем своеобразным поэтическим гимном для целого поколения людей.

С учетом того, что по законам революционного времени к расстрелу могли приговорить даже за незначительную провинность, страх стал синонимом безопасности для многих советских граждан. Именно это чувство заменяло людям инстинкт самосохранения в далеких 20-х годах. Маяковский, никогда не сталкивавшийся лично с мощной репрессивной машиной государства, с трудом мог себе представить, как можно бояться открыто выражать свои мысли и чувства. Однако он хорошо был знаком с теми, кого новая власть лишила такой возможности. Тем не менее, такие люди не вызывали у поэта сострадание. Наоборот, он считал, что такое поведение, когда «опускает глазки трус и уходит в воротник», для советского человека является недопустимым.

Высмеивая трусость как порок, Маяковский в своем стихотворении отмечает, что люди с подобными личностными качествами никогда не имеют собственного мнения, и готовы согласиться с любым, кто наделен властью или же занимает более высокую ступень на социальной лестнице. При этом трусость толкает даже вполне здравомыслящих людей на совершение глупых и непредсказуемых поступков . Этому качеству сопутствуют желание угодить другим, идолопоклонничество, самоуничижение и стремление превратиться в бесполое существу, незаметное для окружающих. Поэтому Маяковский задается вполне закономерным вопросом о том, нужны ли современному обществу такие люди. Правда, автор не учитывает тот факт, то именно общество с его исковерканными догмами и породило целую армию трусов, которые предпочитают оставаться в стороне при решении жизненно важных вопросов, тем самым отводят от себя удар и, возможно, сохраняя собственную жизнь, которая благодаря революции уже ничего не стоит. Впрочем, поэт придерживается иного мнения и утверждает: «Революция требует, чтобы имелась смелость». Однако при этом не уточняет, что данное качество является привилегией избранных.

В стихотворении «Трус» поэт обличает такое качество чиновников-бюрократов как трусость, боязнь ответствен­ности, пресмыкание перед начальством (и даже его род­ней). «Каждый зав для труса - туз», и поэтому чиновник старательно прячет свои взгляды и вкусы, подстраиваясь под мнение вышестоящих

Владимир Маяковский - Трус

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, -
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса -
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
"Схорониться б
за приказ...
Спрятаться б
за циркуляр..."
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли -
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
"Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать..."
Ухо в метр
- никак не менее -
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
- Мненье -
это не именье,
потерять его
не страшно. -
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
"Наше дело
маленькое -
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я".
Трус
оброс
бумаг
корою.
"Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?"
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета -
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело...
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Ильинский Игорь Владимирович. 11 (24) июля 1901, Москва - 13 января 1987, Москва. Советский артист театра и кино, мастер художественного слова, режиссёр.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mayakovskogo

В 1821 г. Федор Тютчев завершил обучение в университете и начал работать в Государственной коллегии иностранных дел. Служба поэта проходила в Мюнхене. В 1839 г. он на время отстранился от дипломатических дел, но на родину ехать не спешил. Спустя четыре года император Николай I поручил Тютчеву всеми силами способствовать созданию положительного образа Российской империи заграницей. В родные пенаты поэт вернулся в 1844 г. Спустя год он поступил на государственную службу в качестве старшего цензора, а в 1858 г. получил назначение на должность Председателя комитета иностранной цензуры. На этом месте поэт проработал вплоть до своей кончины, случившейся в 1873 г.

Политическая лирика всегда занимала важное место в творчестве Тютчева, хотя широким массам она не так известна, как любовная. “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!..” – стихотворение, датированное 1850 г. и посвященное графу Карлу Васильевичу Нессельроде, министру иностранных дел Российской империи с 1816 по 1856 гг. Карликом поэт его называет, намекая одновременно на рост и имя. Обвинения в трусости связаны с аккуратной политикой

чиновника в области, касающейся “Восточного вопроса”. Нессельроде считал, что трудности, возникшие в отношениях с Турцией, необходимо решать через совместное вмешательство государств Европы. Эта позиция и раздражала Тютчева сильнейшим образом. Интересно, что впоследствии карьера Нессельроде завершилась из-за Крымской войны, так как во многом по вине графа Россия осталась в изоляции и проиграла противостояние с Турцией.

По мнению ряда исследователей творчества Тютчева, “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!..” – своеобразная переделка отрывка из поэмы “Руслан и Людмила” Пушкина. Причем речь идет о достаточно пикантном фрагменте, исключенном из многих изданий и считающемся одним из примеров безнравственности поэта. В нем рассказывается о попытках Черномора соблазнить Людмилу перед появлением в замке Руслана. Процитируем только три первых строки:
О страшный вид! Волшебник хилый
Ласкает сморщенной рукой
Младые прелести Людмилы…
В своем стихотворении Тютчев явно сопоставляет Нессельроде с Черномором. Посягательства пушкинского карлика на девственность невесты Руслана поэт сравнивает с желанием графа “соблазнить святую Русь”.

Обращение к чужому тексту в той форме, в которой оно присутствует в стихотворении “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!..”, – случай для творчества Тютчева нетипичный. Тем удивительнее, что это произведение поэта редко удостаивалось серьезного анализа литературоведов.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читате­ля подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подоб­но земледельцу-труженику. В народном сознании живет...
  2. “Живым сочувствием привета…” (1840). В стихотворении рассматривается роль поэтического творчества: поэт служит жи­вому слову и красоте, а не властям: Поэт, я знаю, суеверен, Но редко...
  3. Природа в стихотворении Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836) одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют...