Аргументы в рассказе конь с розовой гривой. Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой. Уроки доброты по рассказу конь с розовой гривой астафьева

Сочинение 6 класс.

Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей. « для детей я всегда пишу со светлой радостью, – говорил В.П.Астафьев, – и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Это сирота, оставшийся на попечении своей бабушки. Ребенку одиноко. Единственные друзья – дети соседей Левонтьевых.

Но бабушка не одобряет эту дружбу. Ей не нравится их безолаберный образ жизни, постоянные скандалы, нерасчетливость в быту. «Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя по бедрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом». Дом Левонтьевых стоял «сам собою, на просторе, и ничего-то не мешало ему смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». У Левонтьевых всегда не хватало денег, жили они впроголодь, и Левонтьиха частенько прибегала к бабушке попросить в долг. Но когда Левонтий приносил свой нечастый заработок в семью, устраивался настоящий праздник.

Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Однажды «левонтьевская орда» отправляется за земляникой.

Наш герой идет вместе с ними: собранную землянику можно продать на базаре, а это неплохое подспорье для маленькой семьи, вынужденной экономить на всем. Сбор земляники очень трудное и нудное занятие, но бабушка обещает внуку купить на вырученные деньги пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Мальчик уже давно мечтал о таком прянике: когда-то ему довелось его попробовать. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, братьев Левонтьевых, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».

Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество – он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Бабушка ничего не замечает. Мальчик переживает, страдает от собственного обмана, он не может уснуть ночью, наконец, он решается утром признаться во всем бабушке, но не успевает. Рано утром она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки даже не хочет идти домой.

Но возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.

Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Сочинение

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой — обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.

Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость — набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник — коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, — все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна — ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше — на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки — слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал — и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему — она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок — ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.

Технологическая карта

Ф.И.О. педагога: Скрынько Светлана Ивановна

Предмет: литература

Класс: 6 «А»

Тип урока: комбинированный

Технология: технология развития критического мышления

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая

Тема урока

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

Цель урока

Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Анализировать героев произведения.

Планируемые результаты

Личностные- создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Метапредметные- развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структуировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Предметные- углубить понимание идейного замысла рассказа, позиции автора.

Оборудование

Мультимедийная презентация, раздаточный материал

Виды контроля и измерители

Текущий, самооценивание, взаимопроверка

Основное содержание темы урока

Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Формы контроля

Время

Организационный

момент

Приветствие, включение в деятельность

Включение в деловой режим

Фронтальная работа

Вызов

Цель этапа: создать мотивацию,

определить тему урока, цели и задачи

Предлагает просмотреть анимационную притчу «Два волка».

Предлагает ответить на проблемные вопросы.

Знаете ли вы, что такое нравственность?

Что такое нравственные ценности?

Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям.

Подводит учащихся к определению темы и цели урока.

Просмотр и осмысление притчи

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём.

Анализируют ряд понятий и делают выбор.

Пытаются сформулировать тему и цель урока.

Фронтальная работа

Познавательные: поиск информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Устные ответы

Осмысление

Цель этапа:научить извлекать информа цию из текста

Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж.

1 группа «Как воспитывали Витьку»

2 группа « Как воспитывали детишек Левонтия?»

Предлагает ответить на вопросы.

Какие нравственные ценности есть в семье Вити?

Есть ли такие ценности в семье Левонтия?

Предлагает детям найти взаимосвязь между примерами семей и примерами из притчи.

Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься?

Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе.

Предлагает обсудить содержание рассказа при помощи ромашки вопросов («Ромашка Блума»).

Простой вопрос:

Как герой был втянут в обман?

Уточняющие вопросы:

Как менялось настроние героя после того, как он вернулся домой, и на следующий день? В каком эпизоде это больше всего ощущается? Найдите описание в тексте.

Интерпретационные вопросы:

Почему же бабушка, несмотря на обман внука всё-таки купила ему пряник?

Почему считается, что уроки доброты- самые действенные уроки?

Творческие вопросы:

Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана. Что бы вы ему посоветовали?

Оценочные вопросы:

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства при этом вы испытывали?

Практические вопросы:

Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

Задаёт вопросы, побуждающие сделать вывод о прочитанном рассказе

Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы. Готовят отчёт.

Выступления учащихся о семьях.

Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод, какая семья нравственна, а какая безнравственна.

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.

Заполнение опросного лиска

Отвечают на вопросы, при необходимости просят помощи у одноклассников, рассуждают, представляют себя в похожей ситуации, обращаются к своему личному опыту, делают выводы на основе сказанного и почитанного.

Групповая работа

Фронтальная работа

Регулятивные: умение выполнять учебные действия, умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать. Познавательные: обосновывать свое мнение, на основе взаимосвязей и сопоставлений делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в группах, прислушиваться к мнению одноклассников, быть корректным в их оценке.

Познавательные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию

Взаимоконтроль, монолог, мини-размышления

Лист обратной связи

Устные ответы

Рефлексия

Цель этапа:

формулирование выводов

Предлагает учащимся попросить прощения от лица Вити у бабушки (приём «РАФТ»)

Предлагает выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Домашнее задание: стр.84, творческое задание

Обращаются к личному опыту. В устной или письменной форме (записка, письмо) выражают мысли, чувства

Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная работа

Познавательные: умение делать вывод.

Регулятивные: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать.

Письменные работы, монологи учащихся

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.


В рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева описана жизнь глухой сибирской деревни, расположенной на берегу Енисея. Это были годы, когда Гражданская война только закончилась. Люди все жили бедно, но одни трудились, стараясь наладить жизнь, а другие просто плыли по течению.

Автор рассказа описывает свое детство, повествуя о том, как, казалось бы, рядовое событие, способно повлиять на жизнь человека. Воспитывали его бабушка с дедушкой. Все свободное время он проводил в обществе ребят, живших по соседству. Друзья жили в семье, отличавшейся от остальных особой бедностью. Семья многодетная и отцовской зарплаты не хватало на всех, но причина эта не единственная. Из рассказа главного героя видно, что даже и теми небольшими заработанными деньгами распоряжались безалаберно. Все проедалось и пропивалось, как только деньги попадали в дом. Хозяин много пил, напившись, бил все, что попадало под руку, разгонял домашних, да даже и трезвым по хозяйству не делал ничего. Такими же росли и дети, не трудились сами и не ценили ничей труд. Им ничего не стоило залезть в чужой огород, украсть, испортить то, что кому-то давалось большим трудом.

Вот с этой семьей и связано неприятное событие, произошедшее с главным героем. Забыть об этом он не мог, даже став взрослым. Однажды вместе с соседями, Витя отправился собирать землянику. Бабушка сказала ему, что если он насобирает туесок ягод, она продаст их и привезет пряничного коня с гривой розового цвета. Он давно мечтал о таком гостинце и прилежно собирал ягоды. Старший из соседских ребятишек тоже занимался сбором земляники, а остальные просто съедали найденное. По этой причине началась потасовка, закончившаяся тем, что была съедена и земляника из посуды старшего брата.

Один из левонтьевских - Санька стал дразнить соседа – боится, мол, он своей бабушки, поэтому старается так и ягоды съесть, никогда не осмелится. Чтобы не показаться трусом, Витя высыпал ягоды, вся компания набросилась на них и скоро из собранного ничего не осталось. Беззаботные соседи отправились на речку, мальчик с ними. В играх быстро пролетел день, пришло время возвращаться. Витя очень переживал, что ничего не принесет домой, а Санька посоветовал положить в корзинку травы и прикрыть ее земляникой. Так и было сделано.

Обман раскрылся только тогда, когда бабушка попала в неловкое положение, продав туесок с ягодами на рынке. Женщина, купившая его, обнаружила мошенничество. Витя искренне раскаялся и попросил у бабушки прощения. Та отчитала его, но все же простила, а потом оказалось, что она даже заветного пряничного коня привезла из города. Этот бабушкин пряник и запомнился автору на всю жизнь.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - -