Белгородские писатели и их произведения. Литературная гостинная "поэты белгородчины". Методическая разработка по литературе (7 класс) на тему: Урок литературы «Поэтическая Белгородчина

Цель:

  • способствовать восприятию детьми информации о значимых событиях в истории Белгородчины;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю, чувство гордости за его героическое прошлое и настоящее, уважение к людям труда и стремление внести свой вклад в жизнь родного села, края;
  • развивать логическое мышление, творческое воображение.

Оборудование: карта Белгородской области, символы Белгородской области, района и г.Белгорода, запись песни “Белый город”, компьютер, проектор, диск “Добро пожаловать на Белгородчину”, рисунки детей, портреты известных людей Белгородчины.

Ход праздника

1. Организационный момент

Дети читают стихотворение И.Чернухина “Мы славим тебя, Белогорье!”

Наш край порубежный, державный
С далеких и грозных времен
Надежда России и слава,
И щит пограничный ее

Мы славим тебя, Белогорье:
Хлеба золотые, жнивье
И рудные клады, и Белый твой город,
И ратное поле твое.

Топтали враги это поле,
И танки жгли нивы твои,
Но пели о жизни и воле,
О счастье твои соловьи.

Мы славим тебя, Белогорье,
Твой Родины первый салют,
Твое возрождение из пепла и горя.
Мы славим твой подвиг и труд

Шумят твои нивы, дубравы,
И радуют песни в полях,
И дети – надежда державы,
И храмы на белых холмах.

Мы славим тебя, Белогорье,
Хлеба и огни рудников…
Так славься, так славься, земля белгородская,
Славься вовеки веков!

Над моею землей Белгородской,
Занялась, заалела заря,
Улыбаются доброму солнцу
С золотыми хлебами поля.
Перелески, холмы и пригорки,
И старинные села кругом
Журавлевка, Орловка, Петровка-
Это наш Белгородский район.
Белгородской земле поклонимся,
На просторах её мы живем.
Белгородским районом гордимся,
Свои песни слагаем о нем!

На доске появляются карточки со словами

Россия, Белгородчина, Белгород, Белогорье,

– Назовите похожие слова? Чем они сходны?

– Почему так называется наша маленькая родина?

– Наш праздник мы посвящаем…

– Кто догадается, чему? (55-летию Белгородчины )

  1. Милая Родина! Тихая Родина!
    Выгон да клен у плетня,
    Все ль еще вьется за огородами
    Тайная тропка моя?
  1. В желтом ли платье, в шелках ли березовых
    Видится мне наяву поле родное и небо со звездами-
    Все, чем на свете живу.
  1. Как люблю я родное село,
    Когда небо едва рассвело,
    Когда солнце у всех на виду
    Утопает в вечернем пруду.
    Село моё, мои края –
    БЕЛГОРОДЧИНА МОЯ!

2. Путешествие по Белгородчине

1 ученик: Давайте сегодня совершим путешествие по нашему родному краю. Вы согласны?

Выберите вид транспорта, на котором будем путешествовать (на доске картинки автобуса, машины, троллейбуса, самолета, поезда)

– Что нам нужно будет взять в дорогу, чтобы наше путешествие не стало беспорядочным и бесполезным? (Карту)

Карта вывешивается на доску, на ней отмечены станции: “Белогорье”, “Историческая”, “Промышленная”, “Известные люди”, “Экологическая”)

– Итак, садимся удобнее и поехали…

Мы на станции “Белогорье” (звучит музыка)

(Дети читают стихотворение П.Карпенко “Отчий край”)

Вот и вновь я с тобой, край задумчивый мой,
Край овеянной славой отваги.
Где на тысячи лет свой оставили след
Меловые морщины – овраги.

Мне с тобой сердце общее подарил счастливый май,
Дорогая Белгородчина, незабвенный отчий край!

Где такое найдешь, чтобы буйная рожь
Колосилася рядом с гречихой.
Где, как звезды манят, хороводы девчат,
Где гармони играют так лихо.
За высоким плетнем мой родительский дом
Спрятал крышу под старую грушу.
Можно все пережить, только вас не забыть,
Вы корнями вросли в мою душу.

2 ученик. – Белогорье! Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие. Эту землю завещали нам деды и прадеды.

3 ученик: Черноземные поля, меловые холмы, спокойные речки, сосновые боры и дубравы Белгородской области расположены на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности.

4 ученик: На севере наша область граничит с Курской областью, на востоке – с Воронежской, с юга и запада примыкают Луганская, Харьковская и Сумская области Украины.

5 ученик: Чтобы пересечь нашу область с запада на восток, через Белгород, нужно преодолеть 260км, а если с юга на север – 95км

6 ученик: Территория Белгородской области чуть больше 27 тыс. кв.км. Это почти столько же, сколько занимает европейское государство Бельгия

– О чем пойдет разговор на этой станции?

– Что вы знаете о прошлом нашего края?

7 ученик: У белгородской земли суровая история. Здесь, возле векового леса и прозрачной речной воды, издавна жили люди, называющие себя славянами. В Х в. по территории нашего края пролегала граница Киевской Руси, позже – южный рубеж Московского, а затем Русского государства.

8 ученик: Чтобы защитить землю русскую от хищных набегов врагов, в 1593 году поставили города – крепости Белгород, Оскол, Валуйки. Позже появились Усерд, Яблоново, Болховец, Новый Оскол – и вокруг них рвы, земляные валы и другие укрепления.

9 ученик: В 1712г. Белгород получил свой герб. Это щит, где на голубом фоне изображен желтый лев, лежащий на зеленой земле, а над ним черный орел (показывает на доске)

10 ученик: С 24 октября 1941г. по 5 августа 1943 года Белгород был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. 4 раза города и села переходили из рук в руки. За период оккупации было уничтожено 3.5 тыс. жителей: 1500 погибли в застенках гестапо; 2000 заживо сожжено в сараях камышитового завода; 20 000 угнано в Германию. После освобождения в городе осталось 150 из 35 тыс. жителей.

11 ученик: 12 июля 1943г. произошло Прохоровское танковое сражение. В нём участвовало 1200 танков.

12 ученик: 5 августа 1943 года В Москве состоялся Салют в честь освобождения Белгорода из 120 орудий 12 залпами.

13 ученик: 6 января 1954г. образована Белгородская область с областным центром город Белгород.

14 ученик: В мае 2007г. городу Белгороду присвоено звание Города Воинской Славы.

15 ученик: В настоящее время в Белгородской области развита промышленность и сельское хозяйство.

1 ученик: – Какие предприятия города вам известны?

– Какую продукцию выпускают предприятия Белгородчины?

16 ученик: Завод “Энергомаш” – крупнейшее предприятие города Белгорода. Завод выпускает оборудование для электростанций, металлургической промышленности.

17 ученик: На карте нашей области 21 район. Мы с вами побывали в соседних районах с Белгородским: Шебекинском, Корочанском, Чернянском, Борисовском и Яковлевском – на местах посещённых экскурсий к карте прикреплены флажки)

1ученик: Следующая Станция “Известные люди”

Белгородчина славится своими людьми.

– Кого из них вы знаете?

18 ученик. Н.Ф.Ватутин. (Рассказ об известном полководце)

19 ученик. М.С.Щепкин. Мы с вами побывали на экскурсии в селе Красном Яковлевского района –

Артисты: В.Подмогильный, Н.Черныш, Е.Ярцева – актеры Белгородского государственного драматического театра

20 ученик: Поэты В.Молчанов, И.Чернухин (рассказы о поэтах)

21 ученик: Художники Косенков, Гридчин. (Рассказ о художниках, сопровождаемый демонстрацией репродукций).

Светлана Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка, 3-кратная абсолютная чемпионка мира, 4-кратная абсолютная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта России по спортивной гимнастике, Почётный гражданин Белгородской области

В нашем Белгородском районе руководит колхозом им.Фрунзе дважды Герой Социалистического Труда Горин Василий Яковлевич;

Пономарёв Алексей Филиппович – первый секретарь Белгородского обкома партии.

Заслужили почетную славу
Земляки – белгородцы за труд.

1 ученик: Приехали. Выходим. Станция “Экологическая”

22 ученик: Для защиты природы создаются заповедники – участки земли, где вся природа неприкосновенна.

Есть заповедники и на территории Белгородской области.

Заповедник “Ямская степь”- в нем сохранены 12 видов исчезающих растений.

Заповедник “Лес на Ворскле”. В лесу много дубов, которым 250–300 лет. Мы там были. Расскажите, что видели.

(Под мелодию песни “Белый город”.)

5. Подведение итогов. Рефлексия

Дети читают стихи О. Костиной "Хороша ты, земля Белгородская".

Хороша ты, земля Белгородская.
И куда бы ни кинул свой взгляд,
Всюду стройки, раздолье широкое,
Колосистые нивы шумят.
Но припомним мы время суровое-
Скрежет танков и пушечный гром,
Полыхавшее небо багровое,
Мать – земля, твой мучительный стон.
Поднимались на бой сыновья твои
И со славой громили врага.
Никогда не сотрется из памяти
Легендарная наша дуга.
Славься, славься, моя Белгородчина,
Героический светлый мой край.
Ты цвети, расцветай, словно сад весной,
И в труде, как в бою, побеждай.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по дисциплине «Литература Белгородского края»

Тема: «Поэзия Белгородского края»

Белгород, 2014

Введение

Почему мы так часто возвращаемся к хорошо изученным, исследованным произведениям классиков, и так мало уделяем внимания своим современникам, поэтам, живущих с нами в одном ритме и одном городе в то же время умеющим так распорядиться нашей речью, использовать обыденные слова, что берет за душу.

Как и во все времена, судьбы многих современных поэтов достаточно трагичны. Их имена становятся известными только после смерти.

Вероятно, легче оценить созданное по прошествии времени, когда само время голосует забвением за неталантливых. Но я чувствую в этом небрежении к современным поэтам некоторую несправедливость.

Мне показалось интересным сделать сравнительный анализ поэтического творчества известных классиков и нашего современника, одного из белгородских поэтов. Данная тема, на мой взгляд, действительно актуальна, свежа.

Мне известны многие замечательные поэты Белгородчины. Это и Владимир Михалев, и Игорь Чернухин, и Николай Грищенко, и Валерий Черкесов, и Владимир Молчанов. Творчество именно этих талантливых белгородцев я решила исследовать в своей работе.

творчество поэт стихотворение

1. Игорь Чернухин

Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина. Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Не подчинен только одной узкой теме и поэтому интересен читателю на протяжении всего своего творческого пути.

Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщенный, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем. Объемный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.

Поэт и его лирический герой живут в одном локусе, приметы его известны и дороги Белгородским читателям: меловые горы, реки и речки со знакомыми с детства названиями, деревни и села, однако их мир - Россия, Земля, Вселенная. Их волнует не только история края, но и история человечества, не только будущее окружающего, но и будущее как категория философского. Думается, что менталитет героя сформирован не в узком мерке мелких забот, требований и желаний, а широком пространстве мировой культуры, в традициях отечественной культуры, которая, прежде всего, была совестлива и исповедальная. Поэтому стихотворений с библейскими образами и ритмами молитвы с годами становится больше, они так же искренни и органичны, как и стихи посвященные женщине, дочери, внучке, родному городу. О чём бы ни писал И.Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен. Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.

Я говорю тебе опять:

До встречи!

И слышу там за окнами галчат.

Проснулись таки бестии, галдят…

Не любишь ты.

Ты снова к ней вернёшься…-

Устало и печально улыбнёшься

И отведёшь рассеянно свой взгляд.-

2. Владимир Михалев

По другому звучат поэтические строчки Владимира Михалева, всю жизнь свою посвятившему стихам и дому и родным просторам, которые он исходил с пастушьим посохом и стадом. Его лирический герой не замкнут на быте и не отгорожен от большого мира околицей села - он сохраняя свою самобытность, смело открывает для себя пространство и время человечества. Герой патриархален, ценности его - это ценности человеческой жизни, прожитой на своем месте, в гармонии и радости, порой вопреки невзгодам. Честность это одно из почитаемых поэтом качество, поэтому любовь и поэзию он сопоставляет и меряет единой мерой - сердечностью. Почти все стихи В. Михалёва посвящены тому, что происходит на земле сегодня. Среди них лишь несколько звучат как бы из давних времен. Но и они -- живое дыхание поэта, а не стилизация под старину.

Степь-поля -- мой дом. Роща -- горница. В моей горнице Стонут горлицы. Белый свет не мил -- Извела жена, -- Ловил голубя, Поймал коршуна. Пойду к старосте -- Гонит староста. Скажу барину -- Бьёт безжалостно. Поп, мой батюшка, Кади ладаном, Душа грешная, Жисть нескладная!..

Сверстники Владимир Молчанов, Николай Грищенко, Валерий Черкесов - следующее поколение Белгородских поэтов. Разные индивидуальные судьбы - следовательно разные лирические герои, разные ритмы, настроения, мировоззрения, при общности судьбы поколения, пережившего поколения перемен, развала страны в которой выросли, тематическая общность, обусловленная постоянным интересом всякого пишущего стихи, к вечным вопросам любви и ненависти, вере и безверью, к природе, России, земле.

3. Владимир Молчанов

Владимир Молчанов родился на Белгородчине, и его талант питает вырастившая его земля. Ему дорого ее прошлое, настоящее и будущее. В прошлом его привлекает подвиг, совершенный его земляками, настоящее растущего и процветающее края, дает основания верить в поистине светлое будущее. Это главная тема лирики. Лирический герой - это философская и мудро мыслящая личность. Жизнь и смерть, память и забвение, смысл существования на земле, кратковременность отпущенного человеку времени для его земного пребывания, любовь материнская и сыновья, чувство вины преодоление боли потери во имя жизни - этот круг волнует поэта. Возникает мысль о том, что именно здесь обнаруживается, та степень исповедальности, которая позволяет говорить о максимальном сближении поэта и его лирического образа.

Жизнь моя - на волоске,

Но надежды - не убиты.

Я тоскую о тоске,

Обижаюсь на обиды.

То усну мертвецким сном,

То бессонницею маюсь.

Но и все ж при всем притом

Умирать не собираюсь.

Воскресив в себе мечту,

Я, как в юности - поверьте! -

Тяжесть жизни предпочту

Даже самой легкой смерти.

4. Николай Грищенко

Николай Грищенко тоже связан своими корнями с Белогорьем. Его лирическому герою внятна тишина и покой мира природы, а жизнь его проходит в тесноте и шуме города. Но не только антитеза как принцип мировидения свойственно герою Грищенко: он ищет ответ на главные вопросы бытия в более сложных проявлениях человека и его окружающих сфер. Поэтому он обращен к Богу, он идет в храм, и этот путь приносит ему умиротворение, ощущаемое лирическим героем во всем Божьем мире.

Храмы божьи, храмы божьи,-

Столько храмов на Руси

Из бесчисленного множества

Храмов светлых на Руси

Есть одни, что всех дороже,

Ближе сердцу оттого,

Что во мраке бездорожья

Освятила ты его…

Валерий Черкесов

Истину в книгах в книгах своих стихов приобретает и Валерий Черкесов, приехавший в наш город четверть века назад. Этот поэт, в отличие от представленных здесь традиционалистов, по-иному слышит время. Стихам его свойственна ироничность (порой ее недостает в стихах других Белгородских поэтов), сложность рифмовки, он старается найти новую форму строки и строфы. Его лирический герой смотрит на мир как на неизбежное соединение непредсказуемо разных состояниях, как на смешение в принципе несочетаемого по существующим где-то законам гармонии.

Вот его «презентация» братства поэтов современников: «Пасынки великой литературы, выросшие как сорняки, в среде, из которой чаще выходят воры, чем поэты, мы надрываем голос, надсаживаем душу, пытаясь доказать свое право на существование. Но, увы, Отечество глуховато». Как всякое поэтическое высказывание, это миниатюрное стихотворение имеет множество толкований: дело за читателем и его читательской компетенцией. Но лексика, интонация не оставит никого безразличным, а пробудить чувства в равнодушном, задеть за живое - это уже успех. Его лирический герой со своей усмешкой над собой и над всеми так и норовит попасть, то в интеллектуалы, то в неформалы, то в оригиналы: и содержание и форма соответствуют, и стихи его читаются, и находят отклик у каждого, кто готов, читать, слушать, понимать поэтическое слово.

До рассвета - чуток.

Прорезаются светлые полосы

по - над лесом туманным - угрюмой стеною стоит.

Пробудить тишину: вскрикнет, всхлипнет и вновь замолчит.

Заключение

Тайна мастерства поэта и тайна его воздействия на читателя не может быть разгадана до конца. Это аксиома. Можно выстроить концепцию жизни поэта и лирического героя, опираясь на ключевые слова его творений, можно воссоздать парадигму ценностей, присущих его поэзии, найти доминанту, но есть нечто, что только угадывается и остается не названным и в поэзии и в около поэтических изысканиях. Может быть это чудо, явленное в вывериности ритмического строя, волшебстве и гармонии интонации, и обязательно (!) соответствии созвучий слов живых. В этом сила настоящего поэта.

Поистине, в «краю белгородском» осуществилась давняя мечта Маяковского: «много поэтов хороших и разных…». Они профессионалы члены Союза писателей. Их печатают, читают, слушают, соглашаются и спорят читатели, вводя лирических героев названных поэтов в контекст своей жизни…

Я выбрала данную тему, потому что считаю, что каждый житель Белгородчины должен знать своих выдающихся земляков. Проделанная работа помогла мне понять красоту моей малой родины, присмотреться внимательнее ко всем милым сердцу истинного патриота мелочам, научила уважать труд на родной земле. Я думаю, что результаты моего исследования внесут определенный вклад в развитие белгородского литературоведения и краеведения, а также будут полезны тем, кому небезразлична судьба нашей земли и кто хочет оставить свой след в ее летописи.

Используемые источники

1. Слово - слову»: сборник/ Белгор. обл. издат. совет [сост.: В.Е. Молчанов, М.А. Кулижников] - Белгород: Константа, 2009.-500 с.

2 Антология современной литературы Белгородчины. - Белгород, 1993. - 296с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы и особенности эволюции лирического героя в поэзии А. Блока. Своеобразие мира и лирического героя цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Тема "страшного мира" в творчестве великого поэта, поведение лирического героя в одноименном цикле произведений.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2014

    Анализ творчества А. Блока, великого русского поэта начала ХХ века. Сопоставление мировоззрения с идеями Уильяма Шекспира на примере произведения "Гамлет". Доказательство присутствия в творчестве поэта так называемого "Гамлетовского комплекса" героя.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2011

    Детские годы Бориса Александровича Ручьева. Обучение в школе крестьянской молодежи. Становление поэта. Пейзажные зарисовки из стихотворений. Летописец Магнитогорского металлургического комбината. Поэзия Ручьева – поэзия верности. Символика творчества.

    реферат , добавлен 08.02.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского писателя и поэта Ивана Бунина, отличительные черты его первых произведений. Темы любви и смерти в творчестве Бунина, образ женщины и крестьянская тематика. Поэзия автора.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    История создания стихотворения. Кто является лирическим героем данного стихотворения. Что объединяет лирического героя с людьми. Какая поэтическая лексика используется. Особенности поэтического языка. Как изменяется речь и настроение лирического героя.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода "поэтического возрождения" Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2009

    Особенности изучения лирического произведения в школе. Система изучения поэзии А.С. Пушкина в различных классах согласно школьной программе, анализ методов и приемов. Классная и внеклассная формы преподавания поэтического наследия поэта в школе.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Есенин Сергей Александрович - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Основные вехи биографии поэта: детство, юность, личная жизнь, гибель. Изучение творчества Есенина, анализ стихотворений.

    презентация , добавлен 05.02.2012

    Краткий очерк жизни и творчества А.И. Солженицына как советского и российского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля. Лауреата Нобелевской премии. Тематика и основное содержание самых известных произведений.

Летопись войны

Остались их книги, их память и боль

В Белгородском музее народной культуры до 13 мая работает выставка «Вернусь живым» - из фондов Белгородского литературного музея. Работая над ней, сотрудники литературного музея попытались представить фронтовые судьбы белгородских писателей, соединив факты биографии, творчество военных лет и произведения, тематически связанные с войной.

Открывают экспозицию поэтические строки В. Молчанова, ставшие эпиграфом и аннотацией:

Поэты фронтового поколения,

Спасавшие страну от покорения,

Писавшие не строки мимолётные,

А огненные строки пулемётные, -

Я чувствую солдатом необстрелянным,

А перед вашей нежностью и кротостью

Стою я с неосознанною робостью.

Поэты фронтового поколения,

Вы жили по высокому велению,

Вам пелось нелегко, и песня - с горечью,

И стали на земле для нас вы совестью…

Военный переводчик

Среди тех, кто в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, была Елизавета Сергеевна Романова (1922-2000).

Службу начала в Смоленском окружном эвакогоспитале медсестрой, участвовала в боях под Москвой и на Северо-Западном фронте. В декабре 1942 года Е. Романову направили на курсы военных переводчиков. С октября 1943 года служила военным переводчиком, участвовала в боях на территории европейских стран. Елизавета Сергеевна награждена орденом Красной Звезды, боевыми медалями. Фронтовые воспоминания были положены ею в основу рассказов, публиковавшихся в журналах, и составивших книгу «Трехцветная кошка».

«Меня не целовали, провожая...»

Мой стих наполнен горечью утраты,

Пропах он едкой гарью городов,

Пропитан кровью русского солдата,

Облит слезами матерей и вдов.

Эти строки предваряют раздел выставки, посвящённый Константину Яковлевичу Мамонтову (1918-2000).

Детские и отроческие годы рано осиротевшего мальчика прошли на Урале. В 1930-е годы беспризорником, скитавшимся по разным городам, он начал писать стихи. В 1939 году призван в армию, в июне 1941-го К. Мамонтов находился на службе.

Константин Яковлевич прошел всю войну, освобождал Белгород. Награждён орденом Красной Звезды, боевыми медалями. На фронте продолжал писать стихи. В 1944 году после тяжёлого ранения и контузии он потерял блокноты, в которых было около трёхсот стихотворений. Поэт считал, что стихи утрачены навсегда. Позднее выяснилось, что некоторые блокноты сохранил санитар госпиталя. Их передали в издательство «Молодая гвардия», и в 1960 году в сборнике «Имена на поверке» появилась подборка «потерянных» стихов К.Я. Мамонтова. Автора указали погибшим.

Полковой разведчик

Леонид Григорьевич Малкин (1924-2002) с началом войны был направлен в Воронежскую спецшколу военно-воздушных сил, окончил училище штурманов. Но, боясь, что война закончится без него, сбежал на фронт. Воевал на Ленинградском, Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах полковым разведчиком, связистом телеграфно-кабельной роты. Награжден боевыми медалями.

Первые рассказы о войне писателем были включены в сборники 1960-х годов. Но главная его книга о войне - «Фронт без генералов».

Вернулись живыми

Наталья Глебовна Овчарова (в девичестве - Бурная, 1923-2008) ушла на фронт в июле 1942 года добровольно. Служила секретарём в военной прокуратуре Карельского фронта, затем делопроизводителем 135-й стрелковой дивизии. Награждена орденом Красной Звезды.

Стихи писала с детства, но самые ранние, сохранившиеся в архиве, - рукописи стихотворений и вырезки

из публикаций в армейских газетах - относятся ко времени службы в армии. Однако тема войны в творчестве Н.Г. Овчаровой прочно заняла своё место лишь в 1970-е годы. Ей не довелось бывать на передовой, но картины военных пожарищ и фронтовые будни были хорошо знакомы. Поэтому писатель-романист, фронтовик М.М. Обухов так настоятельно рекомендовал Н. Овчаровой рассказать о жизни на войне. В результате в 1974 году отдельной книгой была издана первая повесть «Вернусь живым». Позднее повести и рассказы военной тематики были включены в разные сборники. Стихи, написанные в годы войны, Н. Овчарова стала публиковать ещё позднее: они составили разделы сборников «Многоцветье» (2006) и «Тропою памяти» (2008).

Ребёнок

Ещё от боя город не остыл,

ещё вокруг развалины дымились…

Разбитый тополь ветви опустил

над местом тем, где мы остановились.

Изрыта вся снарядами земля.

У камня, искалеченного взрывом,

неловко, боком, женщина легла,

не устояв над глинистым обрывом.

А возле мертвой маленький лежал,

уткнувшись в грудь ей темной головёнкой.

И кто-то пальцы матери разжал.

И молча поднял на руки ребёнка.

Ему расти, ему смеяться, петь -

За тех, что не дожили, не допели,

За тех, что вот сейчас, презревши смерть,

Его спасли из огненной купели.

Май 1945 г., Польша.

«Мы сошлись лицом к лицу»

Николай Степанович Краснов (1924-2010) был призван в армию в 1943 году, воевал на Ленинградском фронте, награждён медалью «За отвагу». Но в 1944 году получил тяжелое ранение - была сильно повреждена правая рука. После долгого лечения Николая Краснова демобилизовали.

Стихи писал уже в школьные годы. В архиве писателя -многочисленные рукописи военных лет. Сохранились записи, сделанные и в вагонах по пути на фронт, и на передовой, и в госпитале.

Под чужим и под своим огнём,

Где войной изрыта вся земля,

Мы сошлись - лицом к лицу - вдвоём

Биться смертным боем: враг и я…

Если б всё не въявь, не на войне,

Если б это снилось мне во сне,

Я врага не смял бы сгоряча,

Я проснулся б, в ужасе крича.

В его биографии немало вех, которые он считал важными в своей писательской судьбе. К ним относятся и годы жизни на Белгородчине. В автобиографии Краснов отмечал: «…Десятилетие нашей белгородской жизни -для меня в творческом плане самое благоприятное время». В Белгороде поэт впервые обратился к прозе. Повесть «Русь Марья», изданная в Воронеже, была первым прозаическим произведением о войне.

Рядовой пехоты

Белгородец Алексей Зиновьевич Кривцов (1925-2003) в армию был призван в конце февраля 1943 года. Рядовым пехотинцем прошел боевой путь от Ленинграда до Берлина. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями. Был дважды ранен, второе ранение 24 апреля 1945 года под Берлином было очень тяжёлым. Более суток пролежал Кривцов на поле боя: санитары, не подбирали его, посчитав убитым. Мать получила похоронку на сына. Но Кривцов выжил, хотя потерял ногу.

Писать стихи и прозу Алексей Зиновьевич начал в 1970-е годы, отдавая предпочтение военной тематике.

Бьётся память, как знамя святое, Бьётся память о грозных годах Над священным солдатским покоем В обагрённых войною ветрах.

Во всех поэтических сборниках стихи о войне всегда преобладали и составляли целые разделы. Война предстала перед читателями и в автобиографическом сборнике прозы «Память солдатского сердца».

Ольга МАТВЕЕВА

ФОТО ИЗ ФОНДОВ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

Урок литературы «Поэтическая Белгородчина»

(учебная встреча в литературной гостиной), 7 класс

Цель:

Познакомить учащихся с творчеством поэтов Белгородчины,

Вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности,

Воспитывать патриотические качества у учащихся.

Оборудование: выставка книг поэтов Белгородской области, фотовыставка «Мой край родной», портрет Д. С. Лихачёва, выставка его книг.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Основной этап урока

Вступительное слово учителя

Дорогие друзья, в очередной раз мы собрались в нашей литературной гостиной. По уже сложившейся традиции мы познакомимся с памятным литературным событием.

28 ноября необычный день. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. 2006 год был объявлен годом Д. С. Лихачёва.

Об этом замечательном человеке нам расскажет наш библиотекарь.

Слово библиотекаря

Слово учителя

Определение темы урока и целеполагание.

Тема нашей встречи: «Поэтическая Белгородчина». Мы познакомимся с биографией поэтов Белгородской области, почитаем их стихотворения, понаблюдаем за тем, что же объединяет их.

У нас в гостях выпускник Хотмыжской школы, поэт, автор гимна Международного фестиваля славянской культуры «Хотмыжская осень», лауреат Всероссийского конкурса патриотической песни в Санкт-Петербурге Александр Фёдорович Кофанов.

Александр Фёдорович, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы начали писать стихи, почитайте свои стихотворения.

Выступление гостя.

Слово учителя

Мой край – родная Белгородчина,

Железорудный,

Хлебный край,-

проникновенно звучат слова поэта-земляка Владимира Михалёва.

И любят самозабвенно эту землю жители городов и деревень, и возвеличивают её своим героическим трудом, а славят в богатом и ярком поэтическом творчестве.

Сейчас ребята познакомят нас с творчеством поэтов Белгородской области.

Слово ученикам 7 класса.

1 ученик

Жанна Николаевна Бондаренко родилась 7 сентября 1973 года в селе Ивановская Лисица Грайворонского района.

Училась в специализированной школе-интернате для детей-инвалидов, а старшие классы средней школы окончила, занимаясь на дому.

Училась заочно на факультете журналистики Воронежского государственного университета.

Стихи пишет с детства.

Жанна Николаевна член союза писателей с 2001 года.

В 2003 году вышел её сборник стихов «Спасибо за то, что ты есть…»

2 ученик

Стихотворение Ж. Н. Бондаренко «Мой край и я…»

Мой край и я – неразделимы,

Здесь родилась я и росла,

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

Судьбой изменчивой ведома,

Жила я в разных городах,

Но улыбались только дома

Мне звёзды в ясных небесах.

Здесь солнце ярче и добрее

И звонче музыка дождей.

Здесь сердцу любится вольнее

И в счастье верится сильней.

Мой край и я - неразделимы.

Пускай мечту не скроет мгла

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

3 ученик

Дмитрий Акимович Маматов родился 22 апреля 1931 года в селе Призначном Прохоровского района Курской (ныне Белгородской) области в семье крестьянина. Много трудностей выпало на его долю. Голод, потом коллективизация, которая лишила Дмитрия Акимовича почти всех родных. Великая Отечественная война, опять голод. Служба в армии.

По демобилизации работал на нескольких предприятиях, в ряде газет.

Публиковался в периодической печати, альманахах и журналах.

Дмитрий Акимович выпустил в свет шесть стихотворных сборников.

4ученик

Стихотворение Д. Маматова «Седой мой край»

Там, где разлукой пахнет клевер скошенный,

Хрустальный ключ волнуется на дне.

Седой мой край- любимый и заброшенный,

Дай Бог побыть с тобой наедине!

Любуюсь вновь твоей крестьянской новиной

Перед бессмертным знаменем зари.

Отчизна-Русь, в тиши нерасколдованной

Ты мне молитвой душу озари!

Чтоб воссияла гранью светлой вечности

Весна любви без мрака и погонь,

И на закате радужной беспечности

Не гас во мне лирический огонь!

5 ученик

Стихотворение «Тепло»

Ничего мне не надо от Родины

Только б видеть лесов её цепь,

Да простор с меловыми отрогами,

Уходящий в туманную степь.

Синь ржаную с дорогами длинными,

С одинокой церквушкой вдали,

Где холмами седыми былинными

Облака отдохнуть прилегли.

Там заря загрустила над явором,

Словно юность на зыбком краю,

Что ушла за кочующим табором

Тихой болью сквозь душу мою.

Прокатилась виденьями давними,

Связь порвав золотую со мной

И от вязов, склонённых над ставнями,

Свет небесный в избушке земной.

Льётся он одиноко и ласково

Сквозь ненастья и звоны оков.

Пусть тепло его чисто славянское

Не остынет во веки веков!

Слово ученикам 6 класса

1 ученик

Анатолий Павлович Форов родился в 1956 году в деревне Раисовка Прохоровского района Белгородской области. С 1961 года проживал в селе Дорогобужино Белгородского района, где прошли детство и юность.

Закончил Разуменскую среднюю школу. Служил в Германии. После службы работал на предприятиях города Белгорода. С 1982 года проживает в поселке Разумное Белгородского района.

Печатался в армейских, районных и областных газетах, в журнале «Звонница», коллективном сборнике поэтов Черноземья «Первый взгляд».

Автор книг «Перепаханные дороги», «Боль», «Пропахну лесом и дождем», книга памяти «Горячий август у Таврово». Все книги вышли в «Издательском Доме В.Шаповалова», а также детские книги «Гололед», «Гости», «Про крутого пацана».

2 ученик

Стихотворение «Доброе утро!»

Доброе утро, мой край Черноземный!

Низкий поклон и лугам, и полям,

Речкам, оврагам, лесам многозвонным,

И городам твоим, и деревням.

Кланяюсь в пояс здесь людям живущим

Тем, кто войну, задыхаясь, глотнул.

Кто засевает зерно в день грядущий

С верою в жизнь и в родную страну.

Милые дали, живите спокойно,

Музыка жизни пусть льется без слез.

Доброе утро, мой край Черноземный,-

Песен раздольных и чистых берез!

3 ученик

Владимир Ефимович Молчанов родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекинского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. Автор 7 книг, стихотворений, поэм и переводов. Стихи переводились на немецкий, польский, болгарский, украинский и азербайджанский языки.

Член Союза писателей с 1990 года, член Союза журналистов России, лауреат премии Белгородского комсомола, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Шебекино и Шебекинского района.

4 ученик

Стихотворение «Белогорье»

Белогорье…

Поле отчее.

По-над лугом светлый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет под горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Над песчаной зыбкой кручею

Пролетел стрелою стриж.

Юрких ласточек певучее

Щебетанье из-под крыш.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье…

Поле отчее-

Что зову своей судьбой.

Слово ученикам 8 класса

1 ученик

Сообщение об Игоре Чернухине

2 ученик

Стихотворение «За Ворсклой»

Ты о чем там,

Сорока-воровка,

Как тебя в этот край занесло?

Где за дымкой годов-

Томаровка,

Вечно белое наше село.

Со времен, утверждают, петровских

По пути на Полтаву

Царем

Где-то здесь, за туманною Ворсклой,

Срублен был незатейливый дом.

С той поры по округе деревни

И пошли с легкой царской руки

Вдоль задумчивой, тихой и древней,

Затерявшейся в вербах реки.

Томаровка, Борисовка…

Кровный

Край мой детства - земля и зенит,

Где на месте подворья Петрова

Лес столетний за Ворсклой стоит.

Дух таинственный прячут дубравы,

Поднимает туманы река,

И до самой зеленой Полтавы

Заревые плывут облака.

И ничто не тревожит покоя.

Только громко поют соловьи,

Как и после полтавского боя,

Сочиняя кантаты свои.

3 ученик

Сообщение о Викторе Белове

4 ученик

Стихотворение «О, край лучезарный и синий»

О, край лучезарный и синий,

Где крепость на склоне крутом

Служила опорой России,

Надежным и грозным щитом.

Лихие ветра здесь летели

И столько осилить пришлось!

А сколько свинцовых метелей

И огненных бурь пронеслось?!

Белые горы,

Рябинки с березками,

Руда под холмами,

Под солнцем - хлеба.

Славься вовеки,

Земля белгородская.

Храни тебя Бог!

Да святится судьба!

Из пепла смогла возродиться,

Дворцы твои как кружева,

России тобою гордиться,

Пока она будет жива.

Летят колокольные звоны.

Надежда в тех звонах и грусть.

И Белгород, в даль устремленный,

Зовет к единению Русь.

Слово учителя:

Ученики нашего класса тоже пробуют писать стихи. Сейчас они их нам почитают.

Ученики читают стихи собственного сочинения.

Слово учителя:

Заканчивается наша встреча.

Что интересного вы узнали?

Что объединяет прослушанные стихотворения?

Всем известно, что Родина начинается с тех дорогих мест, где мы родились, учились, росли. На всей земле это место – самое дорогое для человека. И чем больше пройдёт человек по земле, тем дороже ему и люди, и стихи, и все приметы родного края.

Эту встречу предлагаю закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».


- этот портал создан для того, чтобы любой, вошедший на него, был в курсе самых интересных и важных событий, произошедших в культурном пространстве Белгородской области.
Культурная жизнь России неотрывно связана с культурной и духовной жизнью её регионов. На этом портале Вы сможете ознакомиться с объектами культурного наследия области, творческими коллективами, музыкантами, писателями, художниками нашего края. А край наш всегда был щедр на таланты. В области динамично развивается фестивальное движение, молодые поэты и прозаики всё увереннее заявляют о себе. Они хотят отстаивать своё право нести свой литературный дар в окружающий мир. И задача проекта «Литературная Белгородчина» - помочь им в этом.
Русская литература прошлого века, русская современная литература, события в мире культуры, современные российские писатели и творчество литераторов ушедших от нас - вот что ждёт Вас на этом портале. Но всё же мы решили не замыкаться только на литературе, хотя проблемам и радостям русской литературы здесь будет уделяться огромное внимание. Но культурная жизнь плотно связана с жизнью общественной, поэтому было бы нелепо говорить об одном и умалчивать о другом.

Здесь можно узнать о самых последних значимых событиях в области, а также найти информацию о культурном наследии края.
который был задуман, прежде всего, для молодых поэтов и прозаиков. Мы рассчитываем, что эти публикации станут для начинающих авторов первой ступенькой на лестнице, ведущей к вершинам мастерства.
- здесь современный автор приходит на виртуальную встречу с собратьями по перу и предлагает вниманию участников свои произведения. С его творчеством внимательно знакомятся и высказывают своё мнение.
- здесь можно найти новую белгородскую литературу и публицистику, прочесть и обсудить данные произведения.
- рубрика посвящена культурному наследию области. Российские писатели и поэты Белгородской области, которых, к сожалению, уже нет с нами, выставляются здесь в первую очередь, тем самым, восполняя пробел практического их отсутствия в Интернете. Белгородские авторы имеют право на то, чтобы существовать в Сети и быть доступными вниманию множества читателей
Также на портале работает , куда может прийти любой и найти себе тему по интересам. А новые авторы, которые хотят участвовать в работе студии «Современник», могут представить там свои произведения самостоятельно.

Добро пожаловать на портал о культурной жизни Белгородчины!!!