Были уверены что работой справятся. Кандидат уверяет, что легко справится с любой задачей. как понять, он профессионал или у него эффект даннинга – крюгера. Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок и презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е"

Урок и презентацию по русскому языку прислала: Юлия Александровна Мацкявичене, учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ 8 г. Елизово Камчатский край.

Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Цель:

  • формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –О и –Е,
  • повторить изученные орфограммы в написании других частей речи;
  • развивать речь: конструирование предложений по схемам;
  • повторить знания по грамматике – лингвистические разборы.

Оборудование: тетради, доска, проектор с компьютером, доска, перфокарты.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания (у. 229). На экране 1 слайд. У доски разбор морфемный слова наступивших.

3.Объявление темы урока, запись в тетрадях и на доске.

4.Объявление цели урока.

5.Словарная работа со словами в «рамочке» из учебника. 2 слайд.

А) Раскройте скобки, правильно выберите НЕ или НИ, укажите, к какой части речи относятся слова с НЕ и НИ. 3 слайд.

(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не) откуда не получал писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, шагу (ни, не)где ступить.

Б) Проверим работы. На экране 4 слайд.

В) Сделаем вывод: как пишутся приставки НЕ и НИ с наречиями на –О и –Е?

(Под ударением НЕ, без ударения – НИ).

6.Орфографическая работа. Вспомним слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

А) Объяснительный диктант.

Неглубокое озеро; небезынтересно; не вежливо, а грубо; невежливый; невкусный; невзлюбить; не дочитана; недобрый; не мог; не высоко, а низко; неестественно; не считая; недоверие; не приветливость, а грубость; невыученные; ничуть не примечательная; вовсе не смешно.

Б) Взаимопроверка. На экране 5 слайд.

7. Вспомним написание Н и НН у прилагательных и причастий. (Ребята устно объясняют условия выбора данных орфограмм).

А) А теперь напишем распределительный диктант (в 2 столбика: 1 – слова с Н, 2 – слова с НН).

Песчаный берег, желанный друг, раненый боец, местность пустынна, вовремя организовано собрание, смышленый малыш, тренированный спортсмен, соломенная шляпа, гусиное перо, внимательный ученик, уверенный ответ, мороженая рыба, тушенное в печке мясо.

Б) Проверка. На экране 6 слайд.

8. Объяснение новой темы. Слайд 7. (Прилагательное + суффикс О(Е) = наречие.

Причастие + суффикс О(Е) = наречие). У наречия столько Н, сколько у прилагательного или причастия, от которого оно образовано.).

Как наречие на –О(Е) отличить от краткого прилагательного и краткого причастия? (По вопросу и синтаксической роли в предложении. Примеры в 8 слайде.).

9. Закрепление. А) Выборочный диктант. Выпишите только наречия с Н и НН.

1) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 2) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 3) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. 4) Войско противника рассеяно, победа за нами! 5) Сегодня она рассеянна и невнимательна. 6) Поведение ее было странно. 7) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. 8) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги.

Б) Проверка. На экране 9 слайд.

10. Составьте предложения с прямой речью по схемам, используя наречия на –О(Е).

(посоветовал командир разведчикам).

(Девушка … произнесла)

11. Лингвистическая разминка.

А) Запишите предложение Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги и произведите синтаксический разбор. (Простое, осложненное)

Б) Произведите морфемный и словообразовательный разборы слова выклеенные. (Суффиксальный)

В) Произведите морфологический разбор слова искусно. (Наречие)

(Работа выполняется на доске и в тетрадях).

12. Проверочная работа с перфокартой (Правописание Н –НН).

1. Газированная вода, листва озарена, испуганно вскрикнул;

2. Странно посмотрел, местность пустынна, проблема изучена;

3. Оборудованный кабинет, квашеная капуста, рассказывает замечательно;

4. Небо облачно, исследование закончено, огорченно вздохнуть;

5. Ответить сдержанно, организованный отряд, жеваный лист;

6. Недостатки выявлены, насыщенный влагой, буйно разрастаться;

План-конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Правописание Н-НН в разных частях речи»

МБОУ «СОШ №17 города Йошкар-Олы»

Учитель: Ефименко Т.Н.

Для 10-11 классов общеобразовательных школ

2014 – 2015 уч.год

Тема занятия : «Правописание Н-НН в разных частях речи»

Вид занятия : комбинированный урок

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели занятия :

Обучающие:

- закрепить навыки правописания Н-НН в разных частях речи;

- обеспечивать овладение обучающими навыками грамотного письма;

- способствовать формированию у обучающихся умения находить и исправлять орфографические ошибки;

- определять именное и отглагольное происхождение слов и выработать навык определения именных и отглагольных образований выбора Н-НН в суффиксах;

- расширить полученные сведения о правописании Н-НН в наречиях, прилагательных, причастиях, существительных, образованных от прилагательных и причастий;

- научить различать краткие формы прилагательных и причастий, а также различать краткие страдательные причастия и наречия;

- закрепить знания о правописании слов-исключений.

Развивающие:

- совершенствовать орфографическую и речевую грамотность обучающихся;

- развивать навыки самоконтроля, необходимые при выполнении заданий.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи и русской литературе;

- способствовать повышению мотивации к учебной деятельности;

- воспитывать стремление к грамотной речи.

Требования к обучающимся:

- обучающиеся должны иметь представление об основных орфограммах, регламентирующих написание слов;

- обучающиеся должны знать части речи, их отличие и правильное написание;

- обучающиеся должны уметь находить и исправлять орфографические ошибки, вставлять пропущенные буквы в словах, анализировать текст, определять тему, основную мысль текста, тип речи и стиль, воспринимать звучащую монологическую и диалогическую речь, воспринимать письменную речь.

Методы обучения:

    Объяснительно-иллюстративный

    Частично-поисковый

    Репродуктивный

    Проблемный

Приёмы обучения:

    Постановка проблемных, частично-поисковых вопросов актуализации знаний обучающихся;

    Обращение к наглядным и компьютерным средствам обучения.

Формы организации учебного процесса :

    Фронтальная

    Индивидуальная

Междисциплинарные связи:

    Русский язык. Морфология.

    Русский язык. Лексика.

    Русский язык. Морфемика.

    Литература. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

    Литература. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

Внутридисциплинарные связи:

    Тема 1.1. Язык и культура. Типы норм.

    Тема 2.4. Употребление Ь и Ъ знаков.

    Тема 2.5. Правописание безударных гласных корня.

    Тема 2.6. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.

    Тема 2.7. Правописание приставок. Приставки пре – и при-

    Тема 2.9. Общие правила правописания сложных слов. Правописание гласных после шипящих и Ц.

    Тема 2.10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, деепричастий.

Средства обучения:

    Учебно-методическая литература:

- учебники

    Учебно-наглядные пособия:

- раздаточный дидактический материал

    Технические средства обучения:

- компьютер

Литература:

Основная:

1. Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: 2007.

2 . Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М.: Московский Лицей. - 2011.

3. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. М.: Паритет. - 2002.

4. Толстой Л.Н. Роман-эпопея «Война и мир». Том 1,2. Самара: Самарский Дом печати. 1994.

5 . Толстой Л.Н. Рассказы. М.: Дет. Лит.1978.

Дополнительная:

    Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 1994.

    Розенталь Д.Е. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2002.

    Словарь литературоведческих терминов

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие;

Оформление записей в журнале;

Определение отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания

Ребята, вы должны были найти разные виды орфограмм в данных на дом текстах.

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3

Вопрос к группе : Давайте вспомним изученные орфограммы и озвучим их.

    Изучение нового материала .

Сейчас мы проведём небольшую устную орфографическую разминку. Посмотрите на задание 1.

Давайте вставим пропущенные буквы в следующих словах: лу(н,нн)ый, деревя(н,нн)ый, сви(н,нн)ой, кожа(н,нн)ый, образова(н, нн)ый, агитацио(н,нн)ый, време(н,нн)ый, искусстве(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, взволнова(н,нн)ый.

Вопрос: Ребята, на какую тему подобраны данные слова?

Ребята отвечают и учитель называет тему урока «Правописание Н-НН в разных частях речи»

Откройте рабочие тетради

Запишите число

Укажите вид работы (классная)

Запишите тему урока

Звучат цели урока. Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, лингвистов, литературоведов. И начнём мы с изучения новой темы.

    Закрепление нового материала.

Задание 1. Фронтальный опрос

По тому, что вы прослушали, и подглядывая в таблицы, которые есть у каждого в папке, ответим на следующие вопросы и побываем в роли исследователей:

    Назовите одиночные суффиксы имён прилагательных

    Назовите двойные суффиксы имён прилагательных

    Назовите другие условия написания НН в имёнах прилагательных

    Перечислите слова-исключения

    Назовите, сколько Н пишется в кратких прилагательных

    Назовите, сколько Н пишется в кратких причастиях

    Назовите, сколько Н пишется в отглагольных прилагательных и в словах типа глаженый-переглаженый

    Назовите условия написания НН в полных причастиях

    Расскажите, как отличить отглагольное прилагательное от причастия

    Расскажите условия написания Н-НН в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий

Задание 2. Найдите в папке задание 2 и, пользуясь таблицей, исправьте в тексте орфографические ошибки на данную тему.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо его было очень румянное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведеными к усам бакенбардами и с зачесаными вперёд височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери была в его блестящих глазах и губах. Сложенн он был прекрасно, с широкой, небогато украшеной орденами грудью, с сильными плечами и длиными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

(Проверяем исправленный текст на слайде.)

Ребята, обратили ли вы внимание на автора текстов в домашнем задании и знаете ли вы автора данного отрывка? Можете ли вы назвать это произведение?

Правильно, это Л.Н.Толстой. А произведение – «После бала». Сегодня мы с вами будем анализировать отрывки из романа-эпопеи «Война и мир».

Учитель: Есть особый специфический вид общения между людьми с помощью письменных текстов. В нём участвует автор и читатель, а текст является между ними посредником. За текстом всегда стоит автор. Текст- это авторское открытие, осознание автором тех или иных сторон действительности и его умение выразить эту действительность средствами языка. Сейчас мы побываем с вами в роли лингвистов и литературоведов, и в этом нам помогут тексты Л.Н.Толстого, взятые из романа-эпопеи «Война и мир».

Просмотр фрагмента №1 из к/ф С.Бондарчука «Война и мир»

Фрагмент 1.

1) Князь Андрей безвыездно прожил 2 года в деревне.2) Все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довёл их ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, были исполнены князем Андреем.

3) Он имел практическую цепкость, которая без усилий с его стороны давала движение делу.

4) Одно имение его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы, в других барщина была заменена оброком. 5)В Богучарово была выписана на его счёт учёная бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. 6)Одну половину своего времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню…

7) Весной 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном.

8) Проехали перевоз, на котором он год назад говорил с Пьером.9) Проехали деревню, зеленя, подъём по размытой глине, полосы жнивья и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. 10)В лесу было почти жарко, ветру не слышно было.11) Берёза, вся обсеянная зелёными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы.12) Рассыпанные кое-где мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. 13)Лошади зафыркали, въехав в лес…

14) На краю дороги стоял дуб. 15)Он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы.16) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. 17)С огромными своими неуклюже, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. 18)Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. 19) «Весна, и любовь, и счастье! – как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам всё один и тот же глупый, бессмысленный обман.20) Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. 21)Вот смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков.22) Как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

23)« Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!» (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Вопросы к тексту:

    Ответьте, почему это текст?

Задание 4. Найдите в данном тексте слова с изученной орфограммой, объясните их написание. Определите части речи данных слов.

Вот мы с вами и попробовали себя в роли исследователей, лингвистов. Молодцы!

Задание 5. Смотрим 2-ой фрагмент из к/ф «Война и мир».

Учитель: Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приёмами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое спрятано в подтексте,- всё это и есть приёмы создания художественных образов.

Найдём этот текст в папке, прочитаем его и ответим на следующие вопросы:

    Какой художественный приём мы получаем, соединив два рассмотренных текста?

Фрагмент 2.

1) По опекунским делам рязанского имения князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. 2) Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

3) Был уже жаркий период весны. Князь Андрей, невесёлый и озабоче(н,нн)ый, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. 4)Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек…

5) Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть.6) Он читал, потом потушил свечу и опять зажёг её.7) Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова) , который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставле(н,нн)ы ещё, досадовал на себя за то, что остался.

8) Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его.9) Как только он открыл ставни, лу(н,нн)ый свет ворвался в комнату.10) Он отворил окно.11) Ночь была свежая и неподвижно-светлая.12) Перед окном был ряд подстриже(н,нн)ых дерев, чёрных с одной и серебристо-освещённых с другой стороны.13) Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на небе.14) Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали.15) Он услыхал сверху женский говор…

Соня! Соня!- послышался опять первый голос.- Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе.- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

16) Соня неохотно что-то отвечала.

17) -- Нет, ты посмотри, что за луна! Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так! …

18) В душе князя Андрея вдруг поднялась такая неожида(н,нн)ая путаница молодых мыслей и надежд, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе своё состояние, тотчас же уснул.

19) На другой день князь Андрей поехал домой.

20) Уже было начало июня, когда он, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так стра(н,нн)о и памятно поразил его…

21) «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, - подумал князь Андрей.- Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал.22) Старый дуб, весь преображё(н,нн)ый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.23) Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничто не было видно.24) Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились сочные, молодые листья.25) «Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричи(н,нн)ое весе(н,нн)нее чувство радости и обновления. 26)Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.27) И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризне(н,нн)ое лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнова(н,нн)ая красотою ночи, и эта ночь, и луна.28) «Нет, жизнь не конче(н,нн)а в 31 год,- вдруг окончательно, беспереме(н,нн)о решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, надо, чтобы все знали меня!...»

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы в данном отрывке и объясните их написание.

Стр. 104. Упр. 127.

Задание 8. Зачётная работа : работа с учебником Громова С.А. Стр.100. Упр.118. Стр.102.Упр.123.

4. Подведение итогов занятия.

Перечислите основные правила правописания Н-НН в разных частях речи

Вывод: Итак, мы повторили с вами ещё одно правило. Помните, что грамотная речь и грамотное письмо – это показатели образованного человека.

Домашнее задание.

    Составить кластер по изученной теме, взяв только одну часть речи.

    Написать небольшое сочинение-рассуждение, используя данные тексты, на тему: «Как вы понимаете смысл последнего предложения?»

«Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, надо, чтобы все знали меня!...»

Оценки за работу на уроке.

Заполнение обучающимися дневника.

Дневник урока

п/п

Критерий оценки (вопрос)

Варианты оценки

Твоё отношение к уроку

1. Отличный, интересный,
захватывающий.

2. Хороший, содержательный,
заставляющий работать.

3. Нормальный, обычный.

4. Скучный, работал без интереса.

5. Бесполезный

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

Чему новому ты научился на уроке?

Как ты оцениваешь

деятельность

преподавателя?

Доволен

Равнодушно

Разочарован

Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке?

Был активным участником.

Доволен.

Был пассивным слушателем.

Разочарован.

Правильные ответы на вопросы и задания

    Проверка домашнего задания.

Найти разные виды орфограмм в данных на дом текстах.

Текст 1. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов пригласил её, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я ухаживал прежде.

Текст 2. Крепостной наш лакей Петруша встретил меня со свечой и хотел помочь мне раздеваться, но я отпустил его. Вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным. Стараясь не шуметь, я на цыпочках прошёл в свою комнату и сел на кровать.

Текст 3 . Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Это был оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Дёргаясь всем телом, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад, то падая наперёд…И не отставая от него, шёл твёрдой походкой высокий военный.

Мы повторили следующие орфограммы:

Правописание гласных и согласных в корне слова, правописание О-Е после шипящих и Ц, правописание Ь – Ъ знаков, правописание приставок, правописание суффиксов, правописание сложных слов.

2.Изучение нового материала

Пропущены буквы в следующих словах: лунный, деревянный, свиной, кожаный, образованный, агитационный, временный, искусственный, серебряный, взволнованный.

3.Закрепление нового материала.

    Фронтальный опрос.

Суффиксы –ан-, -ян-, -ин-

Суффиксы –онн-, -енн-

С основой на –н-, от сущ.на –мя

Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный, ветряная, раненый

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полной форме

В кратких причастиях пишется всегда одна Н

В отглагольных прилагательных пишется одна Н, слова типа глаженый – переглаженый подчиняются правописанию отглагольных прилагательных

НН – есть приставка или зависимое слово; есть суффиксы –ова-, -ёва-, -ирова-; образовано от глаголов сов. вида

Причастия образуются от глаголов сов. вида, а отглагольные прилагательные от несов.вида

В наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий пишется столько Н, сколько н было в прилагательных и причастий, от которого они образованы

Задание 2. Исправленный текст.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо его было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперёд височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

Задание 3. Прочитаем первый отрывок из романа и ответим на вопросы:

    Ответьте, почему это текст?

    Определите тему данного текста.

    В чём заключена главная мысль?

    Определите тип речи, стиль данного текста.

    Что происходит с главным героем?

- Это текст, потому что все предложения связаны логически и грамматически, есть тема, отношение автора к происходящему

Тема: отъезд князя Андрея в рязанские имения своего сына, встреча со старым дубом

Идея в 23 предложении текста

Тип речи: повествование, описание и скрытое рассуждение

Стиль: художественный

Настроение главного героя упадническое, ему кажется, что, действительно, всё хорошее в его жизни уже позади. Князь Андрей смиряется со своей участью.

Задание 4. Найдите в данном тексте (1 фрагмент) слова с изученной орфограммой, объясните их написание. Определите части речи данных слов.

Безвыездно – наречие

беспрестанно – наречие

исполнены – кр.причастие

перечислено – кр.причастие

заменена - кр.причастие

выписана - кр.причастие

священник – существительное

обсеянная – причастие

зелёными – прилагательное

рассыпанные – причастие

обломанными – причастие

несимметрично-растопыренными – нар./прич.

бессмысленный – прилагательное

задавленные – причастие

ободранные – причастие

кончена - кр.причастие

Задание 5 . Прочитаем 2 фрагмент и ответим на следующие вопросы:

1 . Чем отличаются данные отрывки?

2.Какой художественный приём мы получаем, соединив два рассмотренных текста?

Данные отрывки отличаются лексикой, настроением, построением предложений (много сложных предложений, введён диалог). Если соединить рассмотренные тексты, мы получаем яркое противопоставление, которое называется антитезой.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы в данном отрывке (2 фрагмент) и объясните их написание.

Озабоченный – причастие

не доставлены – кр.причастие

лунный – прилагательное

подстриженных – причастие

неожиданная – причастие

странно – наречие

преображённый – причастие

беспричинно – наречие

весеннее – прилагательное

укоризненное – прилагательное

взволнованная – причастие

не кончена – кр.причастие

беспеременно - наречие

Задание 7. Работа с учебником Громова С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов.

Стр. 104. Упр. 127.

    Оратор говорил убеждённо. (наречие)

    Большинство было убеждено в его правоте. (кр.прич.)

    Слушали удивлённо. (наречие)

    Собрание удивлено.(кр.прич.)

    Говорили обоснованно. (наречие)

    Заявление было обосновано. (кр.прич.)

    Провели собрание организованно. (наречие)

    Мероприятие организовано школой. (кр.прич.)

    Поведение её было странно.(кр. прил.)

    Звуки падающих капель странно сливались со звуком часов. (наречие)

    Все были уверены, что с работой справятся. (кр.прил)

    Сейчас он делал это уверенно. (наречие)

    Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. (наречие)

    Войско противника рассеяно. (кр.прич.)

    Сегодня она рассеянна и невнимательна. (кр. прил.)

Задание 8. Зачётная работа

Упр.118.

Варёный суп

Варённый в кастрюле

Гружёный вагон

Гружённый песком

Крашеный пол

Некрашеный пол

Сеяная мука

Сеянная через сито

Плетёная корзина

Плетённая из веток

Гранёный стакан

Гранённый особым способом

Графлённый карандашом

Графлёный лист

Доёная корова

Доённая утром

Верченый мальчишка

Верченный резко

Упр.123.

Глаженый - переглаженый

В Модульбанк, я составила анкету для кандидатов. В анкете был вопрос «Как вы думаете, почему вы справитесь с этой работой?». Я прочитала шестьдесят анкет. Типичные ответы были такими:

я усидчивый, внимательный и старательный;

у меня пять лет опыта, я не боюсь трудностей;

не вижу ничего сложного в том, чтобы писать текст;

еще не было работы, с которой я не справлялся.

У этих ответов один смысл «Потому что я классный». Такой ответ был минусом.

Анкета для вакансии. Чтобы сэкономить время, я не смотрела резюме, а по шаблону отправляла анкету всем кандидатам. Идею и часть вопросов позаимствовала у Айтиэдженси

Правильный ответ

Это вопрос-ловушка. Единственный ответ, который я хотела увидеть, примерно таким:

К сожалению, я не знаю, справлюсь ли с этой работой. Я слишком мало знаю о задачах в Модульбанке, поэтому не могу гарантировать, что стопроцентно подхожу. Но вакансия мне очень интересна, поэтому я готов стараться изо всех сил ради хорошего результата.

Один этот ответ много рассказывает о кандидате:

Кандидат умеет вести переговоры. В этом ответе все по Кэмпу: право на «нет», отсутствие нужды, травление лески, принцип «не в порядке». Кандидат показывает, что не пытается получить работу любыми способами, и готов к отказу. При этом не любуется своими заслугами, а честно говорит от рисках. Если кандидат так отвечает, он шарит.

Не слишком любуется собой. Кандидат не кичится достижениями, а признает, что может ошибаться. С такими людьми работать гораздо проще, чем с теми, кто считает себя по умолчанию правыми во всем.

Не обещает лишнего. Если я берусь за новый проект, я не могу гарантировать на сто процентов, что справлюсь с ним. И никто не может, потому что это невозможно контролировать, слишком много факторов могут все испортить. Я могу только обещать, что буду впахивать на проекте изо всех сил ради крутого результата. Если кандидат обещает справиться, скорее всего, в будущем он будет тоже давать ложные обещания.

Прорабатывает ожидания. До этого вопроса в анкете пятнадцать других: об опыте, заслугах, отношении к труду, умении планировать. Понятно, что в них кандидат расскажет о себе лучшее и завысит ожидания. А вопрос «почему вы справитесь?» давал шанс понизить градус собственной крутости и проработать ожидания.

Из шестидесяти анкет только в трех был такой ответ. Эти кандидаты автоматически попадали в список финалистов. Отсюда вывод: не будьте так самоуверены.

Одной из самых серьёзных причин, по которой сотрудники увольняются, является тот факт, что они чувствуют себя недооцененными начальством. Психологи и специалисты по личностному росту уверяют, что подавляющее большинство людей ходят на работу не только ради зарплаты. Им важно ощущать, что их труд вносит серьезный вклад в успех компании. Поэтому если работодатель заботится о своих сотрудниках, то он будет делать так, чтобы они были счастливы и видели перед собой долгосрочную перспективу. Мы же предлагаем вашему вниманию признаки, которые указывают на тот факт, что вы безразличны компании, в которой трудитесь. Если вы поймете, что хотя бы несколько из них применимы к вам, то стоит серьезно задуматься о ваших перспективах на данном рабочем месте. Ведь, возможно, имеет смысл подыскать более перспективную вакансию.

Ваш босс не оказывает вам поддержку и не дает обратную связь

Если ваш начальник не желает тратить время на обсуждение ваших успехов и перспектив, то это может нанести серьезный ущерб вашей карьере. Ведь вам будет сложно понять, в каком направлении стоит двигаться, чтобы оправдать ожидания и достичь поставленных перед вами целей. Также помните о том, что если босс ведет себя подобным образом по отношению ко всем подчиненным, то это характеризует его как не очень хорошего руководителя. Но если подобное отношение вы наблюдаете только по отношению к себе, то это уже дурной знак.

Вам недостаточно платят

Это один из главных признаков того, что компания вами не дорожит. Ведь если начальство по-настоящему заинтересовано в сотруднике, то она постарается сделать все, чтобы он был доволен условиями оплаты труда. И самым тревожным сигналом может быть факт понижения вашей зарплаты. В этом случае имеет смысл начинать искать работу в другом месте.

Вы не получили повышение

Если вы отлично справляетесь с работой, но вместо вас в должности повышают менее способного сотрудника, то это также очень плохой знак.

Вашим мнением не интересуются

Если ваш босс не интересуется вашими идеями по тем или иным вопросам, то, вероятно, и вы, и ваше мнение ему абсолютно безразличны.

Ваши просьбы о помощи или предоставлении дополнительных ресурсов игнорируются

Компания, которая не заботится о вашем благополучии, будет игнорировать вас, когда вы будете просить оказать вам содействие для того, чтобы лучше и эффективнее выполнять свою работу. Также начальство может обещать вам сделать это, но в итоге не сдержать свое слово.

Отсутствие доверия

Если ваш начальник будет требовать справку от врача, подтверждающую, что вы пропустили рабочий день по причине болезни, вместо того, чтобы поинтересоваться вашим здоровьем, то наверняка он видит в вас лишь орудие труда, а не личность, заслуживающую уважения и доверия.

Отсутствие новых проектов

Крайне дурным знаком специалисты считают ситуацию, когда проект, над которым вы работаете, передают другому сотруднику, или же новые проекты, идеально подходящие под вашу специализацию, поручаются другим коллегам.

Босс запугивает вас

Если начальник использует тактику запугивания и ставит перед вами ультиматум, то вы, наверняка, столкнулись с серьёзной проблемой. Ведь подобный стиль общения, предполагающий пренебрежение вашими эмоциями, указывает на тот факт, что боссу на вас попросту наплевать.

Вам редко удается узнать о результатах проекта

Очень дурным признаком является ситуация, когда ваш босс принимает решения относительно вашей карьеры или рабочей нагрузки, предварительно не проконсультировавшись с вами.

Важные новости вы узнаете последним

Если вы понимаете, что все важные новости компании вам рассказывают в последнюю очередь, то можно сделать вывод, что вас не особо ценят.

Ваш босс совершенно не интересуется вашей личной жизнью

Некоторые руководители стараются поддерживать исключительно профессиональные отношения в коллективе и избегают разговоров о личной жизни. Однако если вы заметили, что ваш начальник спрашивает у ваших коллег об их супругах, детях, собаках, интересуется тем, как они провели выходные, но ваша жизнь его абсолютно не интересует, то вывод напрашивается сам собой.

Вы получаете от босса только упреки

Если ваш начальник никогда вас не хвалит, даже если 99% работы вы выполняете хорошо, но при этом цепляется к каждой мелочи, то это говорит о том, что он не особо ценит вас и совершенно не считается с вами.

Никто не принимает вашу помощь

Если вы осознали наличие нескольких вышеперечисленных признаков, то, возможно, решите начать работать лучше и усерднее. Однако есть риск, что подобное стремление может быть холодно принято начальством.

Босс игнорирует ваши запросы об изменении условий работы

Если ваш начальник не обращает внимания на ваши просьбы, к примеру, несколько сократить или перераспределить сверхурочную работу для того, чтобы вы могли больше времени уделять семье, то он наверняка совершенно не заботится о вашем благополучии.

Вам трудно точно оценить обстановку

Ситуация, когда ваш босс проводит политику, в результате которой вам сложно понять свои дальнейшие перспективы в компании, является крайне неприятной. Ведь, по словам специалистов, сотрудники лучше чувствуют себя, узнав, что их работой недовольны, нежели находясь в неизвестности.

Начальство заставляет вас работать во внеурочное время

Если ваш босс постоянно старается заставить вас трудиться по вечерам, по выходным и праздникам, а также во время вашего отпуска или болезни, то вряд ли его особенно заботит ваша личная жизнь.

Босс не стесняется говорить о своем безразличии

Некоторые руководители имеют привычку напрямую говорить сотрудникам, что их будет несложно заменить, и что есть масса людей, готовых на все, чтобы получить такую работу. Разумеется, подобные комментарии указывают на то, что начальнику вы совершенно безразличны, и он воспринимает вас как товар, который можно легко поменять при необходимости.

Начальство не предпринимает попыток удержать вас

Последней каплей может стать тот факт, что ваш босс не будет делать ровным счетом ничего для того, чтобы удержать вас от увольнения, если вы сообщите ему, что вам предложили новую работу.

«Не уходите с работы, прежде чем не найдете новую», - мы слышали эту мантру миллион раз. Вы устали? Больны? Вам нужна передышка? Это все отговорки, шепчет внутренний голос (который звучит подозрительно похоже на голос коллеги, друга или одного из молодых людей за соседним столиком, чей разговор вы нечаянно подслушали). Если вы уйдете сейчас - вы проиграете. Не уходите с работы. Не совершайте ошибки.

Что можно ответить этому голосу? Как минимум вот что: тот вариант, который кажется нам безопасным, не всегда самый разумный. Находясь в сильном стрессе, мы переключаемся на режим выживания. А в этом режиме мы не склонны размышлять трезво и обстоятельно. Мы боимся риска. Мы думаем только об одном: расслабиться и забыться.

Кроме того, в таком состоянии шансы найти что-то получше стремятся к нулю. Пытаясь вырваться из одного плена, мы легко попадаем в другой, если не можем адекватно взвесить все доводы за и против. Бывает, что у человека просто нет сил бороться за лучшие условия. Он измотан, его боевой настрой улетучился - осталось только вялое, безжизненное тело. Можно ли надеяться произвести впечатление на очередного кадровика в таком состоянии?

Прежде чем принять решение, стоит ли оставаться на изнуряющей или неприятной работе, проанализируйте свое состояние. Возможно, вам просто необходима пауза, для того чтобы прийти в себя. Вот некоторые моменты, к которым стоит присмотреться.

Вы не чувствуете себя в безопасности

Ваша безопасность превыше всего. Если вы не чувствуете себя в безопасности на работе, вам лучше бросить ее, даже если ваши финансовые дела не в лучшем положении. Некоторые рабочие места могут быть настоящими местами повышенной опасности - как неблагополучные районы города, зоны радиоактивного заражения и боевых действий.

Если вы терпите домогательства или угрозы на работе, скажите об этом руководству. Если вы будете молчать, никто не станет защищать вас. Если попытки отстоять свои права ни к чему не привели или после «затишья» давление на вас возобновляется с новой силой - уходите смело и как можно скорее.

Работа подрывает ваше здоровье

Запомните: ваше здоровье всегда важнее. Слово «стабильность», так любимое многими, действует как медленный яд. Мы становимся пассивными, не готовыми к действию - даже тогда, когда прежняя жизнь приносит только страдания. Работа убивает вас - физически или в любом другом смысле? Тогда вам стоит бросить ее как можно раньше, пока у вас еще остались силы. В некоторых местах люди работают в страхе все время. Как в таком состоянии идти на собеседование и ждать, что вас оценят по достоинству?

Вы ощущаете неуверенность в себе

Ненависть к работе со временем может стать настолько сильной, что в поисках спасения вы будете готовы схватиться за любую соломинку.

Это может быть несложная «халтурка», работа под крылом у друга, достоинства которой сводятся к тому, что она приносит немного денег и дает вырваться из ада прежней жизни. Но часто такие передышки затягиваются, и ваша решимость искать работу мечты незаметно улетучивается.

Вам нужна передышка

«Мне осточертела моя работа, - говорит Александр, - Но я был просто не готов сразу взяться за новую. Мне не хватало времени и внутреннего простора, чтобы понять, чего я хочу. Я был в ужасном состоянии. Я должен был уйти, прежде чем мог думать о чем-то еще».

Александр уволился, несмотря на то, что коллеги считали его поступок безумием. Но сам он признается, что ощутил облегчение: «Наверное, мое кровяное давление стало вполовину меньше в ту минуту, когда я вышел из здания». Он решил пройти трехнедельную стажировку в новой компании и получил работу через неделю после выпуска.

«Эта работа была совершенно не связана с моей прошлой карьерой, мне платили меньше, но что с того? - говорит Александр. - Я работаю, я помогаю людям. Теперь я вижу смысл в том, что делаю. И я могу спокойно планировать следующие шаги».

У вас нет времени на себя

«Я никогда не бросала работу, не зная, куда идти, - говорит Барбара. - Но теперь я вынуждена была сделать это. Прежняя работа поглощала все мои силы. Пока я была там, я не могла представить свою жизнь вне офиса. Я чувствовала, что застряла и не могу пошевелиться. Теперь я могу сконцентрироваться и понять, чего хочу на самом деле».

Если, возвращаясь с работы, вы чувствуете себя совершенно разбитым(ой) и выжатым(ой), как лимон, вы будете просто не в состоянии искать новую работу. Все может закончиться тем, что на новой работе вы точно так же не будете удовлетворены. Слушайте свое тело - оно вас не обманет.

Если вам нужно сначала бросить работу, просто чтобы взглянуть на себя в зеркало и понять, кто вы и чего хотите, - сделайте это без промедления!

Об эксперте: Лиз Райан - создатель консультационной компании Human Workspace.