Что представляет собой социальная система. Социальная система управления и ее свойства

Система - упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство . Такое определение присуще всем системам.

Определение системы предполагает:

  • виденье элементов, компонентов системы в целом
  • понимание связей между элементами системы
  • взаимодействие элементов системы между собой
  • обособленность системы от среды
  • взаимодействие системы со средой
  • появление в результате выше обозначенных явлений новых явлений, состояний и процессов

Понятие социальной системы одно из основных понятий социологии, а также социологии управления.

Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, их взаимосвязи и взаимодействие.

Социальная система - объединения людей, совместно реализующих некоторую целевую программу и действующих на основе определенных норм, правил, процедур.

Основные характеристики (признаки) социальной системы:

  1. иерархия статусов ее элементов
  2. наличие в системе механизма самоуправления (субъект управления)
  3. различная степень самосознания объектов и субъектов управления
  4. наличие различных целостных ориентаций ее элементов
  5. наличие формальных и неформальных межличностных и межгруповых отношений

Свойства социальной системы:

  1. Целостность . Система – совокупность элементов, в ней представлены связи между ними, которые упорядочены и организованы. Целостность характеризуется силой сцепления или силой связи между элементами системы и между субъектом и объектом управления. Целостность сохраняется, пока сила связи внутри системы превышает силу связи этих же элементов с элементами других систем (текучесть кадров);
  2. Структурность – внутреннее строение чего-либо, расположение элементов. Структура сохраняет основные свойства системы при разных внутренних и внешних изменениях. Социальная структура включает в себя деление по социально-демографическим (пол, возраст, образование, семейное положение, национальность, общий стаж работы, уровень дохода); и квалификационным (профессия, квалификация: занимаемая должность, стаж работы на этой должности, уровень специального образования). Структура с одной стороны показывает расчленение системы, а с другой взаимосвязь и функциональную зависимость между ее элементами (компонентами), что и определяет свойство системы в целом;
  3. Иерархичность – принцип структурной организации сложных, многоуровневых систем, обеспечивающий упорядоченность взаимодействия между уровнями системы. Необходимость иерархического построения систем обусловлена тем, что процесс управления связан с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. Происходит перераспределение информационных потоков как бы по этапам и функциональным службам управленческой структуры (пирамиды). В социальных системах иерархия – это система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения от низших к высшим и соблюдение субординации между ними. Строгой системой субординации характеризуются бюрократические организации с тесно организованной структурой. Иерархичность построения системы управления определяет следующие задачи:
    • четко определять иерархию цели в концепции и практики управления (дерево целей);
    • отслеживать и постоянно корректировать меру централизации и децентрализации, т.е. меру зависимости и автономности между уровнями управления;
    • прорабатывать организационно-правовые нормы, рассредоточение центров принятие решений, уровней ответственности и власти;
    • создавать условия и нарабатывать процедуры развития самоуправления и навыков самоорганизации;
    • выявлять и учитывать в процессе управления иерархию потребностей и мотивов сотрудников разных структурных звеньев;
    • анализировать иерархию ценностей разделяемых различными группами персонала для разработки и реализации программы организационная культура;
    • учитывать в практике управления иерархическую весомость, т.е. значимость отдельных групп и личностей в структуре неформальных отношений.
  4. Энтропийность – мера неопределенности в поведении и состоянии системы, а также мера необратимости реальных процессов в ней; степень неупорядоченности системы – низкий уровень ее организованности. Такое состояние, прежде всего, связано с дефицитом организующей информации, с несимметричностью информационного обмена между субъектом и объектом управления. Информация выполняет важнейшую социальную функцию. Она определяет поведение людей вообще, и организационное поведение в частности. Хорошо налаженный информационный обмен уменьшает энтропийность (неопределенность) поведение индивидов и системы в целом. В социологии и психологии управления отклоняющееся поведение называют девиантным. Оно нарушает организационный порядок, что может привести к разрушению системы. Это реально существующая в каждой системе тенденция и поэтому нужны управленческие действия для ее локализации. Для этого используются 4 вида воздействия:
    • прямой внешний контроль с применением необходимых санкций;
    • внутренний контроль (самоконтроль) – культивирование норм и ценностей соответствующих данной организационной культуре;
    • косвенный контроль, связанный с идентификацией человека с референтными группами, личностями;
    • расширение возможностей для удовлетворения жизненно важных потребностей в рамках конкретных систем.
  5. Самоуправление – общее состояние систем зависит от качества управления и (или) способности к самоорганизации. Любая социальная система для своего выживания, функционирования и развития самоорганизуется и самоуправляется. Эти свойства реализуются под влиянием объективных и субъективных факторов. К объективным относятся:
    • значимые потребности общества, отраслей народного хозяйства, различного масштаба поселений, трудовых организаций и отдельного человека;
    • указы, приказы, законы, уставы;
    • политический строй;
    • уровень развития производительных сил;
    • пространство и время как объективно действующие;
    • социальные роли, как модели ожидаемого поведения;
    • принципы управления;
    • традиции, ценности, нормы и другие культурные универсалии.

Субъективные факторы:

  • цели, идеи, их организационный потенциал;
  • общность интересов;
  • доверие между людьми (руководитель и исполнитель);
  • личность руководителя, его организационные способности и лидерские качества;
  • инициативность, предприимчивость индивидов или групп людей;
  • профессионализм организационно-управленческой деятельности.

Совокупность этих факторов воспроизводит сеть функциональных связей и обеспечивает порядок в системе.

  1. Адаптивность. Каждая система зависит от окружающей среды и ее изменений, поэтому в процессе управления необходимо обеспечивать внешнюю адаптацию системы путем внутренней интеграции ее элементов, адекватной внешней среде. Внутренняя перестройка должна быть эластичной, мягкой… В связи с этим интересна концепция структурно-функционального анализа Парсенса. Его ключевая идея категория равновесия он понимает особое состояние во взаимодействии системы с внешней средой. Это равновесное состояние обеспечивается следующими факторами:
    • способность системы адаптироваться к внешней среде и ее изменениям;
    • целеполагание – выработка цели и мобилизации ресурсов для их достижения;
    • внутренняя интеграция – поддержание внутреннего организационного единства и упорядоченности, ограничения возможных отклонений в организационном поведении;
    • поддержание ценностных образцов, воспроизводство значимых для индивидов систем ценностей, норм, правил, традиций и других культурных компонентов системы;

На равновесное состояние системы по-разному влияют социально-демографические и профессионально-квалификационные группы. Степень влияния каждой группы зависит от того, насколько ее представители признают цели, нормы системы и реализуют их своем поведении. При недостаточном уровне самоуправления возникает необходимость управленческого воздействия властных структур системы.

  1. Саморазвитие – наличие в системе движущих сил, понимающих необходимость развития и способных делать этот процесс управляемым. Важны аспекты:
    • есть ли у элементов системы потребность в саморазвитии, насколько она осмыслена и как объективируется;
    • насколько индивиды как элементы системы осознают взаимосвязь собственного развития с развитием системы;
    • осознание субъектом управления этой системы первого и второго аспектов, а главное осознание своей роли «генератора идей» развития системы и организатора процесса материализации этих идей.

Факторы, которые препятствуют саморазвитию системы:

  • отсутствие лидеров и творческих личностей;
  • частая смена управляющих;
  • нестабильность стратегии управления;
  • бездельность руководства, аппарата управления на всех уровнях;
  • отсутствие внимания к потребностям сотрудников;
  • низкий профессионализм сотрудников и руководителей;
  • бюрократизация – избыточная зависимость структурных компонентов системы, особенно по вертикали.
  • Масштабность определяет структуру социальной системы. Структура общество сложнее и многограннее, чем структура трудовой организации.

Социальной называется система, в набор которой входит человек или предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

    общая цель всей совокупности компонентов;

    подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

    выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;

    отношения субординации и координации между компонентами системы;

    наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Важнейшим компонентом социальных систем является человек (рис. 6.1) - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента - самая важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем (рис. 6.2.).

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений - экономических, политических, собственно социальных, духовных и экономических; в этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.

Второй уровень социальных систем - это сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - это организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - это цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность - непосредственные контакты, каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, например административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объединения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уровней, в свою очередь, представляет собой сложную систему с множеством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйствo, транспорт, связь, строительство; промышленность, сельское хозяйство и т.д., в свою очередь, разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фирмы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культурные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассоциации и т.п.

1Социальная система - это способ организации жизни коллектива людей, который возникает в результате взаимодействия индивидов на базе диктуемых социальных ролей. Система возникает как объединение в упорядоченное и самосохраняющееся целое с помощью норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимость частей системы и последующую интеграцию целого.

Социальная система может быть представлена как иерархическая структура следующих организационных уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера . На каждом уровне иерархической пирамиды (рис.1) мы описываем поведение индивида, как члена некоторой группы, посредством определенных правил поведения, направленных на достижение поставленной цели.

На нижнем, биосферном, уровне группа людей представляет собой подсистему экологической системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую в обмене биомассой с другими подсистемами данного уровня. Биосфера Земли рассматривается с точки зрения теории В.И.Вернадского . Общество в таком случае - это совокупность отдельных, не оказывающих друг на друга какого-либо заметного влияния, потребителей чужой биомассы, отдающих свою биомассу в результате биологической смерти. Данное общество лучше называть популяцией.

На втором, этническом, уровне группа - это уже коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям и характеризующихся одинаковыми неосознанными ответными реакциям на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое общество называется этносом. Этнос живет за счет изначально полученной при рождении биохимической энергии пассионарного толчка, растрачиваемой на характерные только для него культуру и искусство, технические новшества, войны и на поддержание кормящего окружающего ландшафта. Основой для построения модели на данном уровне является этническая теория историка Л.Н.Гумилева .

На третьем, социальном, уровне группа - это социум. Каждый индивид имеет собственную систему действия, которая согласуется с общественным сознанием. Здесь мы рассматриваем социум на основе теории социального действия Т.Парсонса . Объединяя индивидов в сплоченную группу, общество регулирует поведение каждого в пределах данной группы. Поведение членов группы основывается на социальных действиях, обусловленных социальными статусами и набором социальных ролей.

На четвертом, психическом, уровне группа - это толпа. Каждый член группы имеет совокупность коллективных рефлексов. Коллективный рефлекс - это ответная синхронная реакция группы людей на внешний стимул. Поведение группы представляет собой цепь последовательных коллективных рефлексов. Основой модели на данном уровне является теория коллективных рефлексов В.М.Бехтерева .

На последнем уровне группа - это мыслящая организация, каждый член которой имеет собственный внутренний мир. Для конструирования мульти-агентной модели общества на данном уровне, мы можем выбрать теорию аутопоэтических систем Н.Лумана . Здесь элементами системы являются коммуникации. Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и самореферентный процесс.

Для моделирования социальной системы могут использоваться различные теории, описывающие общество. Но эти теории скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Моделируя социальную систему на основе выбранной теории, мы получаем модель определенного уровня. Далее мы объединяем эти модели по иерархическому принципу. Такая многоуровневая модель будет наиболее адекватно отражать динамику развития реального общества.

б)Понятие иерархичности строится на основе такого явления, как социальный статус.

Социальный статус – это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях – авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п. 1

Существуют различные виды статусов.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус – положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).

У каждого человека в обществе имеется не один статус, а скорее статусный набор – совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. В этой связи возникает необходимость выделять главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

Таким образом, социальная стратификация - это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация - определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. 2 Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям неравенства:

1) неодинаковые доходы,

2) уровень образования,

3) доступ к власти,

4) престиж профессии.

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности. 3

Указанные критерии принимаются за основу социальной стратификации. Выделяют стратификации:

    экономическую (доходы),

    политическую (власть),

    образовательную (уровень образования),

    профессиональную.

Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое место на шкале экономической стратификации он и занимает.

Политическую стратификацию трудно строить по единому критерию – такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной иерархии от президента и ниже, посты в компаниях, организациях, посты в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе и вузе – это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета - в середине, а получивший степень доктора или профессора – наверху.

Престиж профессий можно определить только путём социологического опроса. Чтобы получить сведения в масштабах всего общества, опрос следует проводить на общенациональной выборке.

В) Социетальное сообщество

Наше центральное понятие - социетальное сообщество – имеет своей основной функцией (как интегративной подсистемы) определение обязательств, вытекающих из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. Так, в большинстве современных обществ готовность к военной службе является проверкой лояльности для мужчин, но не для женщин. Лояльность состоит в готовности откликнуться на должным образом “обоснованный” призыв, сделанный от лица коллектива или во имя “общественного” интереса. Нормативная проблема состоит в определении тех случаев, когда подобный отклик устанавливает обязанность. В принципе в лояльности нуждается любой коллектив, но особую важность она имеет для социетального сообщества. Обычно от имени и в интересах социетальной лояльности выступают государственные орга­ны, они же следят за выполнением соответствующих норм. Однако существуют и другие общественные инстанции, пользующиеся таким же правом, как государство, но не являющиеся раз­новидностями его структур.

Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и индивидов по отношению к социетальному коллективу, то есть всему обществу, и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются. Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению обществ современного типа. Поэтому одной из значительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом, является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему самому и к другим коллективам. Индивидуалистская социальная теория настойчиво преувеличивала значимость индивидуального “личного интереса” как препятствия, стоящего перед интеграцией социальных систем. В целом же личные мотивы индивидов эффективно канализируются в социальную систему через лояльность и членство в различных по отношению к ним коллективах. Непосредственной проблемой для большинства индивидов является проблема выбора и уравновешивания своих обязательств в случаях конфликта конкурирующих между собой лояльностей. Например, нормальный взрослый мужчина в обществах современного типа одновременно является работником и членом семьи. И хотя требования, предъявляемые этими двумя ролями, часто находятся в конфликте, большинство мужчин жизненно заинтересованы в сохранении лояльности обеим ролям.

Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга. А каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает несколько человек, и из многих локальных сообществ.

Лояльность по отношению к социетальному сообществу должна занимать высокое место в любой устойчивой иерархии лояльностей и потому является предметом особой заботы общества. И все-таки высшее место в этой иерархии принадлежит культурной легитимизации нормативного порядка общества. В первую очередь она действует через институционализацию системы ценностей, которая является составной частью и социетальной, и культурной систем. Затем выборочные ценности, являющиеся конкретизациями общих ценностных образцов, становятся частью каждой конкретной нормы, интегрированной в легитимный порядок. В системе норм, которые управляют лояльностями, следовательно, права и обязанности коллективов должны быть согласованы не только между собой, но и с легитимными основаниями порядка в целом.

2) общество, как социальная система.

общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

    Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

    Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

    Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

    Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

    У него есть собственное название и своя история.

    Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

    Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Характеристики общества как системы

Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивительно, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие характеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, универсальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определения общества могут быть разделены на три группы:

субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»;

деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности людей;

организационное - когда общество рассматривается как,.социт альный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева отмечает, что общество представляет собой универсальный способ социальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, - самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся

Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть - должно определяться, скорее всего, конкретной задачей исследования.

Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характерен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как механическая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система определяется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широко используются общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение». Достоинства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общества, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.

Анализ общества как системы предполагает:

Выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;

Определение целостности системы, системообразующего фактора;

Изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития;

Анализ социальных изменений, основных форм таких изменений

Разумеется, при анализе общества как системы следует учитывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:

множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;

Разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникальность ее основного элемента - человека,; обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости.

Понимая общество как объединение субъектов социального действия, в рамках которого происходит более-менее постоянное и устойчивое взаимовлияние и взаимодействие, общество представляется нам уже как некая система . Под системой понимают совокупность взаимодействующих элементов, в рамках которой изменение одного элемента влечет за собой изменение других, а система в целом приобретает новое (системное) качество, несводимое к сумме свойств ее элементов. Известны механические, физические, химические, биологические и социальные системы. Основными признаками любой системы являются: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость элементов.

Общество представляет собой сверхсложную систему. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения приобретают новое качество – системное, которое уже не позволяет рассматривать общество как простую сумму элементов. Этого системного качества нет ни у одного из включенных в общество элементов в отдельности.

Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

Общество (социум) как социальная система имеет следующие характеристики:

1) общество – открытая система

2) это самоорганизующаяся система

3) это кумулятивная система (т.е. система «с памятью», в роли которой выступает культура)

4) это информационная система

Системный подход к анализу общества дополняется детерминистским : общество как целостная система состоит из подсистем – демографической, экологической, экономической, политической и пр. Каждую из этих подсистем можно рассматривать отдельно как самостоятельную систему. Взаимоотношения этих подсистем определяются причинно-следственными связями. Эти подсистемы образуют иерархическую структуру, т.е. находятся в отношении подчитенности (можно говорить об экологическом, технологическом, демографическом, экономическом и пр. детерминизме).

Детерминистский подход к обществу дополняется функциональным . Основные принципы функционального подхода, сформулированные Г.Спенсером:

Ø общество – целостный, единый организм, состоящий из множества частей (экономической, политической, религиозной, военной);

Ø каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет строго определенные функции;

Ø функции означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества;

Ø чем больше отличаются функции, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции какой-либо одной части;


Ø социальная система сохраняет стабильность во многом благодаря элементам социального контроля: управлению, органам порядка, религиозным институтам и моральным нормам и ценностям. Главное условие сохранения целостности – согласие большинства общества с принятой системой ценностей.

Р.Мертон сформулировал ряд дополнительных принципов функционализма:

Ø как один элемент может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными элементами;

Ø одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим;

Ø различаются явные и латентные (скрытые) функции. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано таковым. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица.

Дополнение в понимании функционального подхода внес и Т.Парсонс: любая общественная система выполняет 4 основных функции (которые обеспечиваются основными подсистемами): функция адаптации (экономическая подсистема), целедостижения (политическая), интеграции (правовые институты и обычаи), воспроизводства структуры (система верований, мораль, агенты социализации).


Как уже отмечалось, общество, как система, имеет свою структуру (состоит из взаимосвязанных подсистем), благодаря которой оно и отличается от хаотичного скопления людей. Составными элементами общества (как социальной системы) являются люди, социальные связи, взаимодействия и отношения, социальные группы и общности, социальные институты и организации, социальные нормы и ценности. Каждый из этих составных элементов в свою очередь может быть рассмотрен как самостоятельная система. Совокупность связей и отношений между названными социальными системами обозначают как систему систем (или социетальную систему ). Системный подход к обществу предполагает изучение его в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных ракурсах – структурном, функциональном и динамическом, что позволяет объяснить: как устроено общество (какова его структура); как оно функционирует в целом и как функционаруют (какие функции выполняют) его подсистемы; как общество развивается.

Социальная система – это упорядоченность взаимодействующих индивидов, вещей и процессов, образующих интегративные качества, не свойственные данным компонентам, рассматриваемым автономно.

Уровни социальных систем.

А) Все конкретно историческое общество, т.е. это совокупность членов данного общества, а так же весь комплекс общественных отношений: экономических, политических, социальных и духовных.

Б) сообщества и объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, этнические группы, поселения и т.д.)

В) организации, действующие в реальных секторах экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные и образовательные учреждения, фирмы, общественные объединения и т.д.)

Г) первичный 3уровень социальных систем(отделы, подразделения, участки работ, проектные группы в рамках фирм и предприятий)

Синергетический эффект формирования социальных систем.

Синергетический эффект формирования социальных систем позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечение выживания

2) Увеличение народа, населения

3) Расширение и освоение территории

4) Объединение, сохранение и использование ресурсов

5) Разделение, специализация и распределение труда

6) Формирование необходимого разнообразия для существования

7) Осуществление гармоничного и комплексного развития.

Основные компоненты социальных систем.

1. Человек , т.е. существо общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми множеством отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента – это сущностная и важнейшая черта социальной системы, которая отличает ее от других систем.

2. Процессы . Экономические, социальные, политические, духовные. Это смена состояний системы в целом или отдельных ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но все они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.



3. Вещи . Предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни.

4. Компоненты духовной природы . Это общественные идеи, ценности, обряды, обычаи, ритуалы, традиции, которые обусловлены действием и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

2) Сущность и признаки организации.

Организация – это разновидность социальной системы. Это объединение 2 и более людей, совместно реализующих некоторую цель на основе определенных принципов и правил. Организация – это первичный элемент любой общественной системы. Это самая распространенная форма человеческой общности. В зависимости от поставленной цели организации могут быть коммерческими и некоммерческими(образовательные, политические, медицинские, правовые и т.д.).

Главные признаки организации:

- наличие цели . Она придает смысл всему существованию организации, а также дает конкретную направленность действиям участников организации и подразделений.

- наличие определенного числа участников . Эффективное достижение цели организации возможно при наличии некоторого критического числа участников соответствующей квалификации.

- разделение труда. Позволяет специализировать деятельность участников, а так же повысить производительность и качество их работы.

1) горизонтальное. По этапам производственного процесса

2) вертикальное. По уровням управления.

- Иерархическая структура организации . закрепляет разделение труда участников в структурных подразделениях и формируют связи между ними.

- Организация является самоуправляемой системой . Наличие внутреннего координирующего центра обеспечивает единство действия всех участников организации

- принцип саморегулирования или самоорганизации . координирующий центр самостоятельно принимает решение относительно внутренней жизни организации, ее сотрудников, а так же обеспечивает рациональное поведение организации во внешней среде.

- обособленность организации . Она выражается в замкнутости внутренних процессов, в наличии границы, отделяющей организацию от внешней среды.

- наличие индивидуальной организационной культуры. Это совокупность традиций, ценностей, верований и символов, разделяемых большинством членов организации и предопределяющих характер взаимоотношений в организации.

3) Основные виды организаций(классификация )

Организации, составляющие основу любой цивилизации можно представить в виде набора правовых форм и организационных структур. Их классификация важна по 3 причинам:

1. Группировка организации по организационным параметрам. Позволяет создать минимум методик для их анализа и совершенствования.

2. Использование унифицированной классификации. Способствует созданию необходимой инфраструктуры, которая включает в себя

а) систему подготовки кадров

б) планирование работы контрольных служб

в) подготовка системы законодательства

3. Принадлежность организации к той или иной группе. Позволяет определить ее отношение к налоговым и социальным льготам

Классификация организаций:

1) Коммерческие – главной их целью является извлечение прибыли

Некоммерческие – главной их целью является любая другая, кроме коммерческой.

2) Общественные – строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов.

Хозяйственные – их деятельность нацелена на удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

3) Правительственные – организации, имеющие соответствующий статус, например министерства и ведомство.

Неправительственные – организации, не имеющие данного статуса.

4) Формальные – официально зарегистрированные организации.

Неформальные – не включенные в реестры и не имеющие соответствующих документов.

4)факторы, определяющие характер организации.

Существует ряд динамично изменяющихся факторов прямо или косвенно влияющих на характер и состояние организации. К ним относят:

1. Внешняя среда(прямого и косвенного воздействия). Это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны руководства организации.

А) прямого воздействия. Совокупность организаций и подсистем, с которыми возникают связи данной организации в процессе ее функционирования(потребители, поставщики, СМИ, кредитно-финансовые учреждения, конкуренты)

Б) косвенного воздействия. Это факторы, которые воздействуют на все организации без исключения и создают возможности или угрозы для функционирования организации(экономические, политические, технологические, природно-климатические, социально-демографические, культурные).

2. Цели и стратегии. Переменные, которые отчасти задаются самой организацией, а отчасти регулируются внешней средой.

А) цели. Отражение объективной сущности организации и ее функций в обществе. Это мотивы и стимулы для сотрудников организации. Это критерии оценки результатов деятельности организации и ее подразделений.

Б) стратегии. С одной стороны, это определение основных долгосрочных задач организации, с другой стороны – это курс действий(структуры, технологии), необходимых для достижения основных целей организации.

3. Технологии работ. Данный фактор предопределяет производственную структуру, а так же методы организации производства, а через них организационную структуру и связи управления. Достижение целей зависит от общего уровня развития производительных сил и НТП.

4. Персонал . Это кадровый состав организации. Это социально-культурные и профессионально-квалификационные характеристики работников, их индивидуальные цели и стратегии, а так же ценности и мотивация.