Что такое речь все понятия. Что такое речь? Рассказ детям

Язы́к - знаковая система , р ечь, способность говорить.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Наука о русском языке называется лингвистической русистикой , или, сокращённо, просто русистикой .

2.Функция языка.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ Важнейшая функция языка – коммуникативная. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться.

Человек говорящий – это человек думающий.И вторая функция языка, теснейшим образом связанная с коммуникативной, есть функция мыслительная (по-другому – когнитивная, от лат. cognitio – ‘познание’). Нередко даже спрашивают: а что важнее, что первичнее – общение или мышление? Так ставить вопрос нельзя: эти две функции языка обусловливают друг друга. Говорить – значит выражать свои мысли. Но, с другой стороны, сами эти мысли формируются у нас в голове с помощью языка.

Третья функция языка – познавательная (другое ее название – аккумулятивная, то есть накопительная). Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком, через посредство языка.

Еще одна чрезвычайно важная функция языка – номинативная , или назывная. Дело в том, что называние составляет неотъемлемую часть познания. Человек, обобщая массу конкретных явлений, отвлекаясь от их случайных признаков и выделяя существенные, испытывает потребность закрепить полученное знание в слове. Так появляется название. Следовательно, вся та система понятий, которой обладает современный человек, покоится на системе названий.Названия – это не только имена собственные, но также и имена нарицательные.

Регулятивная функция объединяет те случаи использования языка, когда говорящий ставит своей целью непосредственно воздействовать на адресата: побудить его к какому-то действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопрос и т.д.

Иногда вместе с регулятивной функцией рассматривают также функцию фатическую*, или контактоустанавливающую .Имеется в виду, что человеку всегда нужно определенным образом вступить в разговор (окликнуть собеседника, поприветствовать его, напомнить о себе и т.п.) и выйти из разговора (попрощаться, поблагодарить и т.п.). Но разве установление контакта сводится к обмену фразами типа «Здравствуй» – «До свидания»? Фатическая функция значительно шире по сфере своего применения, и поэтому немудрено, что ее сложно отграничить от функции регулятивной.

ЧАСТНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Кроме рассмотренных выше языковых функций можно выделять еще другие общественно значимые роли языка. 1.Магическая- помогает создать необходимую обстановку. Вспомним похоронные или праздничные обряды разных племен. Различные песни и танцы у разных народов. Язык гадалок для общения с потусторонними силами. Везде используется свой специфический язык. 2.Аутосодействие – самовнушение. 3.Инструментальная – передача мыслей с помощью образов и звуков. Средство общения художников и композиторов (с помощью звуков и образов передают свои чувства публике). 4.Символическая – косвенная или намек.

особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи; слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. У обоих - говорящего и слушающего - общее средство - национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЧЬ

форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P. осуществляется ист преемственность опыта людей, человек овладевает знаниями P. и язык тесно взаимосвязаны. Речь оформляется в соответствии с нормами языка. Язык, являясь основой речевой деятельности, сам развивается, обобщая в себе речевой опыт людей Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в P.

Речевое общение может носить характер сообщения о к -л событиях, явлениях, в форме суждения или указания. Нередко P. направлена на то, чтобы вызвать у собеседника ответные действия сопереживать, сочувствовать, возмущаться, совершать поступки. Однако P. не только обеспечивает возможность общения людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится осн.механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.). Она имеет большое значение для развития наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-понятийного мышления. Тесно связана P. и с др. психич. процессами восприятием, запоминанием и воспроизведением, существенна роль P в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения.

P человека членораздельна, в ней различают звуки, фонемы, слоги, слова, предложения.

В зависимости от вида речевой деятельности выделяют P внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внеш. P служит гл. обр. целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятной слушателю Внутр. P - непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления Письменная P функционально тесно связана с внутр. P (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя).

В речевом общении участвуют как минимум 2 человека говорящий, т с произносящий P, и слушающий (воспринимающий и понимающий P). Такое общение может быть рассмотрено с точки зрения произнесения, восприятия и понимания P.

Речепроизнесение предполагает переход от внутр. P к внешней В случае привычных для данного человека высказываний этот переход осуществляется без произвольных усилий. Однако чем сложнее мысль и чем в более свернутом виде она сформулирована средствами внутр. P, тем сложнее становится переход к внеш. P. Необходимо вспоминать и отбирать нужные слова, формулировать высказывания в соответствии с правилами грамматики и стилистики.

Восприятием P принято обозначать первый уровень анализа и синтеза средств языка, обеспечивающий различение слов. Второй уровень (понимание P). предполагает анализ и синтез высказываний с точки зрения их содержания и значения. Вместе с тем восприятие и понимание P - единый взаимосвязанный процесс, в к-ром понимание P. определяется ее восприятием и наоборот.

Человек, слушающий P, обычно выделяет смысловые опорные пункты высказывания - т.н. ключевые слова. При восприятии P происходит взаимодействие слухового, речедвигательного и зрительного анализаторов Слуховые восприятия речевых звуков соединяются с тактильно-кинестезич ощущениями, возникающими от напряжения собств. речевых органов при слушании чужой P, а также со зрительным восприятием мимики, особенно движений губ, и пантомимики говорящего.

Внешняя, или устная, P может быть диалогической и монологической Диалогическая, или разговорная, P обычно бывает неполностью развернутой, т к она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируются заранее В этом случае она приобретает черты монологич. P В диалогич. P осуществляется тесное взаимодействие участников беседы

Монологич. P - высказывание одного человека, длительное время непрерываемое репликами (напр., P лектора, оратора и др.). Монологич. P, как правило, имеет более сложное син-таксич строение, чем диалогическая, обычно она требует предварит подготовки Правильно построенную монологич. P отличает логич. связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану Рассчитанная на определенную аудиторию, монологич. P, однако, не всегда сопровождается ответной реакцией слушающих (выступающим по радио и телевидению реакция слушающих в момент P неизвестна). Однако умелый оратор и лектор учитывает реальную или предполагаемую аудиторию и соответственно строит изложение материала По своей структуре монологич. P приближается к письменной Имеются и спец. конструкции, характерные только для устной P (повторы или перефразировки отд высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменения последовательности слов во фразе, чтобы придать отд словам особую значимость).

Одно из свойств обоих видов устной P - ее плавность (при ср. скорости за 1 с произносится слово в 5 слогов).

Устной противопоставляется письменная P - исторически позднее возникший способ речевого общения В отличие от устной P, к-рой дети овладевают в процессе речевого общения, письменной P необходимо специально обучать Структурная особенность письменной P - ее контекстность (все содержание высказывания должно быть понятно из контекста). Стиль письменной P существенно зависит от характера ее содержания (стиль деловой переписки отличается от стиля и письма близким людям).

Деление P на слышимую, произносимую и видимую производится в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте Аналогично с этим может быть обозначена и осязательная P, т e P, воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю или ощупывании руки другого человека, говорящего с помощью дактильной P К видимой P, кроме обычной письменной, следует отнести также все способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т.ч. общение посредством разл сигналов Особые случаи видимой P - мимико-жестовая P. глухих, дактильная P и «чтение с губ» P. выполняя функции к -л спец. общения, приобретает определенную специфич внутр. структуру, соответственно этому выделяются поэтич, магич и др. виды P.

Речевая деятельность изучается психологией, физиологией, языкознанием, психолингвистикой Широко представлены исследования P в области прикладной психологии при психол анализе обучения иностр. языкам, кодировании и декодировании сообщений для счетно-решающих устройств и др. (см также Развитие речи). О нарушениях речи см в ст Аномальные дети, раздел Дети с нарушениями речи, Логопедия

Лит Рубинштейне Л, Кпсихоло гии речи, «Уч зап ЛГПИ им А И Герцена», 1941, т 35, Вы готский Л С, Мышление и речь, в его кн. Избр психол исследова ния, M, 1956, АхмановаО С, О психо лингвистике, M, 1957, Ж и и к и и H И, Механизмы речи, M, 1958, его же, Речь как проводник информации, M 1982, Л у p и я А Р, Мозг человека и психич. процессы, т 1, M, 1963, Миллер Дж Речь и язык, в сб Эксперим. психология, сост С С Стивене, пер с англ. т 2, M 1963, Ликлайдер Дж, Миллер Дж, Восприятие речи, там же, Фант Г, Акустическая теория рече образования, пер с англ. M, 1964, II с н-филд V, Роберте Л, Речь и мозговые механизмы пер с англ. Л, 1964, Б о д а л с в А А, Восприятие человека человеком, Л, 1965, соколова Н, Внутренняя речь и мышление, M 1968, Леонтьев А А, Язык, речь, речевая деятельность, M, 1969, Основы теории речевой деятельности, M, 1974, Ушакова Т Н, Павлова Н Д, ЗачесоваИ А Речь человека в общении, M, 1989, G o l d s t e i n K, Lan-guage and language disturbances, № Y, 1948, Yakobson R, Halle M, Fundamentals of language, s-Gravenhage, 1956, K a i n z F, Psychologie der Sprache, Bd 2, Stuttg, I9602, Yakobson R, Lmguistics and poetics, в сб Style m language, № V -L,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Относится к «О системной нейрофизиологии»

В статье рассматривается понятие "речь", механизмы психи ки, которые проявляются в виде речи, вопросы уникальности и нужности тех или иных форм речи у животных.

Сначала формируем наиболее общепонимание представление о слове "речь" по словарям.

Речь Общая психология

1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива.

Речь БСЭ

речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация)деятельности человека.

Речь Этимологический словарь

Производное - с перегласовкой e /ē ; ē > ě > e - от *rekti "говорить", ср. устар. речь , реку , диал. речи , укр. ректи , латышск. rèkt "громко говорить, реветь", тохарск. B reki "речь, слово", лат. raccare "кричать, как тигр" (все звукоподражат. происхождения). Очевидно, того же корня, что рычать 1 , см. Исходное значение глагола - "реветь, кричать" (о животных).

Речь Википедия

исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил... Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание .... Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание ) и письменную (письмо и чтение ).

В наиболее общепонимаемом значении речь - способ общения в социуме с использованием языка (системы условных обозначений для передачи сведений, т.е. системы символов, - знаков, символизирующих что-то). По виду носителя для передачи сообщений может использоваться язык слов, язык технических символов и язык программ (для общения с машинами), язык жестов и мимики, язык условных знаков (сломанные веточки, узелки на нитке, формы дыма костра, чередование света), язык танца и любые другие - без каких-то ограничений на природу носителя формализ ованных сведений.

В условиях невозможности одной из форм речи, могут использоваться другие: жесты, световые сигналы, сигналы дымом или любые другие носители условно формализ ованных (оформленных символами) понятий, знакомые как передающей, так и принимающей стороне. Это совершенно однозначно позволяет исключить из понятия речь обязательность устно-речевой или письменно-речевой формы, т.е. речь не зависит от сути ее носителя . Важно только условная договоренность, взаимное понимание значения передающегося элемента речи.

Всякий раз, когда у особи (не обязательно человеческой:) возникает необходимость как-то повлиять на другую особь, и жизненный опыт подсказывает, на какие сигналы та особь вероятнее всего сможет желаемым образом отреагировать, то используются эти сигналы, и вовсе не обязательно - в виде слов.

С другой стороны, всякий раз, когда особь желает получить информацию о свойствах и намерениях другой особи, она так же, обращаясь к опыту пережитого, использует все те наблюдаемые признаки, которые в достаточной мере и в нужном качестве символизируют другую особь. И слова в этом случае - подчас далеко не то, что дает наиболее важную информацию.

И в том и другом случае при встрече и общении присутствует обмен информирующими признаками, точнее общим их сочетанием, и лишь некоторые из них демонстрируются сознательно. Именно такие признаки и составляют речь.

В природе роль носителя, имеющего определенный смысл в понимании индивида при передаче его от другого индивида может выполнять все, что угодно: от предупреждающей окраски, до просто высоты особи (страусы иерархию лидерства регулируют высотой вытянутой шеи). То, что можно назвать речью не имеет резкой границы с тем, что выполняет по сути ту же коммуникативную функцию, но в общепринятом представлении речью не является. Можно сказать, что речь - все то для передачи сведений в социуме, что используется индивидами осознанно . Это определение уже достаточно строго, учитывая, что понятие "сознание" на данном сайте вполне однозначно определено в статье Сознание :) сознание - иерархия механизмов, от эволюционно простейших до самых сложных творческих, для нахождения оптимального (желаемого) варианта поведения в новых условиях , в актуальные моменты восприятия и фиксации результатов в виде поведенческих автоматизмов .

Но все попытки дать точное определение тому, что сформировалось в представлении социума не на основе понимания механизмов, а на основе их внешне наблюдаемого проявления, оказываются несостоятельными:) поэтому данное здесь определение понятию "речь" - очень условно и даже не является необходимым для понимания того, о чем говорится в этой статье. Оказывается, есть еще и "внутренняя речь" и переходные стадии, да и вообще провести четкой границы в участвующих в этом явлении механизмов невозможно, что станет ясно далее.

Условимся называть в этой статье речью - осознаваемый (но не всегда и далеко не полностью) процесс использования тех символов общения, которые способны удовлетворительно повлиять в желаемую сторону. Это - процесс формализ ации желаемого, через ассоциации с известными символами общения, который формируется еще у ребенка, желающего что-то от родителей. Этими символами общения далеко не всегда являются слова. Чаще всего устная речь сопровождается мимикой, жестами, интонацией и многими другими способами передачи сведений, которые могут не осознаваться теми, кому это предназначено. В человеческой культур е существует немало качественно различающихся систем таких символов, например, Этические символы общения .

Развитие речи - как необходимость социальной коммуникабельности хорошо прослеживается и изучено в наблюдениях за развитием детей. Из статьи специалиста по развитию речи у детей Речь у детей здесь приведены главные этапы:

В первом полугодии первого года жизни младенец еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к интонации с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождается высказывание.
Реагировать на слова ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-ом мес. жизни прекращает крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого годажизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием,
В 7-8 мес. поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого "где?",выполняет разученные движения при их назывании взрослыми("ладушки","до свидания") В 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения. Примерно в 9-10 мес. малыш понимает элементарные поручения ("дай маме ложку" и т. п.)
В10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого.

На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях.
Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На 3 мес. жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 мес. малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности.
На 5-6 мес. ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения"ему своих желаний.
После 6 мес. в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).
После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов:
жестов, мимики, звуков.

Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысл енных слов.

Стремление к общению побуждает ребенка "искать" новое средство для общения, которым становится речь.

...Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов , независимо от некоторых внешних различий. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря.

... В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание , умение сосредоточится не только на звуковой стороне речи, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает отображать то, что воспринимает вокруг себ
я, таким образом возникает описательная речь, Малыш начинает воспроизводить услышанные песенки, сказки, стишки, потешки и прибаутки. Речь включается в игру, отражая жизненные ситуации.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения.

Из этого текста хорошо видно, как развитие речи повторяет развитие коммуникативных навыков вида: сначала используются невербальны е символы общения, слова воспринимаются как одни из них, т.е. это еще не слова, а звуки-символы. Затем начинает распознаваться, все более уточняясь на опыте, смысл отдельных слов и их взаимосвязей. Развивается все более сложное словесное кодирование передаваемых сведений. При этом другие формы коммуникации так же продолжают развиваться. Все соответствует основным фазам индивидуального развития .

Это чисто психологическое описание следует дополнить пониманием механизмов, соответствующим наблюдаемым проявлениям, которые кратко описывались выше. Кратко потому, что речь не представляет собой некоего принципиально нового механизма мозга в организации психи ки, что достаточно подробно рассматривалось в статьях, на которые здесь были даны ссылки.

Есть еще одно доступное наблюдению явление, помогающее понять то, что формирует речь. Кроме внешне проявляемой речи существует "внутренняя речь" или "речь для себя", которую интенсивно исследовал Л. С. Выготский методом непроизвольн ого ее высказывания, часто - в моменты затруднения мышлени я , когда мы забываем об окружающих. По сравнению с "внешней" речью в ней не осознается (но в цепочках последовательного возбуждения присутствует) все, что “я и так знаю”, такая речь становится сокращенной и прерывистой вследствие фрагментальных касаний сознания лишь в наиболее критичные фазы автоматизмов мышлени я.

Мышлени е - доступная нам для самонаблюдения из-за подключения сознания к актуальной фазе (большое значение новизны и значим ости) автоматически развертывающихся цепочек эффектор ных программ переключения внимания (подробно см. Сознание и Сущность сознания). Они обычно почти не включают звенья эффектор ов внешне наблюдаемых проявлений действия. Но если затрагивают словесные образы, как-то связанные с такими действиями, то мышлени е может затронуть речевой аппарат и стать наблюдаемым извне - мышлени е вслух.

Как уже отмечалось, и это очень важно для понимания, мышлени е в виде внутренней речи проявляется в моменты затруднений: когда в неосознаваемом мыслительном автоматизме дошло до момента перевода внимания на то, что имеет большую новизну при высокой значим ости - пока еще плохо или вообще не исследованное на личном опыте. К такой фазе выделения внимания подключается система нахождения наилучшего, с желаемым результатом, варианта поведения (мышлени е - внутреннее поведение) - сознание.

Из статьи К вопросу о внутренней речи :

Общий вывод из разнородных исследований сводится к тому, что когда интеллектуальная деятельность не встречает затруднений, то ни самонаблюдение, ни регистрация состояния речедвигательных органов не обнаруживают участия речи в процессе мышлени я.

Как и на всех этапах, действие во “внешней речи про себя” осваивается, с разных сторон: на разном материале, в разном речевом выражении, с разной полнотой составляющих действие операций. Постепенно человек переходит ко все более сокращенным формам действия и, наконец, к его наиболее сокращенной форме - к действию по формуле, когда от действия остается, собственно, только переход от исходных данных к результату, известному по прошлому опыту.

В таких условиях наступает естественная стереотипизация действия, а с нею и быстрая его автоматизация. Последняя в свою очередь ведет к отодвиганию действия на периферию сознания, а далее и за его границы.

Процесс автоматизации не сразу захватывает весь состав речевого действия, и даже потом, когда этот процесс закончился, действие происходит описанным способом лишь при условии, что его применение к новой задаче не встречает препятствий. Если же они возникают, то ориентировочный рефлекс, внимание переключаются на затруднение и это вызывает на данном участке переход действия к более простому и раннему уровню...

Исходя из такого понимания - наиболее эффективное мышлени е, а значит - в очень высокой степени соответствующее хорошо познанному, проявляется почти без касания сознанием, т.е. совершается в основном неосознанно с редким сопровождением некоторых фаз автоматизмов сознанием: тот самый эффект, названный психологами "я итак знаю". Хорошо сбалансированный жизненный опыт характеризуется отсутствием выраженной внутренней речи, осознаваемыми цепочками мысли. Результат появляется как бы ниоткуда в уже хорошо оформленном виде. Отдельные исследования этого феномена отражены в статьях вроде Неосознанные решения - самые правильные . Явление интуиция - объясняется именно этим.

Конечно, вне реального использования нет возможность оценить и адекватн ость реальности такого результата. Предшествовавший опыт мог быть получен исключительно субъективно, "размышлени ями" до тех пор, пока не выработаются приемлемые с субъективной точки зрения автоматизмы. Некоторые виды деятельности без постоянной коррекцией предположений тем, что на самом деле это дает в реальности, например, занятия философией , риторикой , психодел ией и другими ограниченными только субъективным занятиями, накапливают неадекватн ости настолько, что это приводит к острым конфликтам, которые уже невозможно скорректировать из-за того, что их основания давно оказываются на уровне неосознаваемых автоматизмов (см. Зависимые состояния).

Любые формы социальной коммуникабельности у любых животных, обладающих личной системой адаптивн ого поведения для наработки автоматизмов из нового с помощью механизмов познания, порождают как коммуникативные (используемые в общении между особями социума), так и индивидуальные формы символьных образов (образов, упрощенно заменяющих более сложные). И нет никакого принципиального отличия по функциональности между ними. Наиболее востребованным и развиваемой оказывается та форма, которая дает данному виду больший потенциал выживаемости в данных условиях.

Если вдруг человечество вынуждено будет переселиться в пещеры без источников света, то роль зрительных символов понизится до предела. Если внешние условия будут затруднять передачу звуков - исчезнет устная речь. Если не будет ни того ни другого, начнет вырабатываться и станет эффективной новая форма коммуникабельности в виде прикосновений, запахов или еще чего-то, так, как это произошло у муравьев (- без осознания - значит не речь:), у кротов и т.п.

Небольшое резюме.

Среди всех форм передачи сведений от одного субъекта другому "слова" не имеют особого принципиального отличия и важности. Обычно под "словами" подразумевается несколько таких форм: звуковая передача в виде устной речи, письменная передача в виде графических символов-слов, у глухонемых добавляется передача жестами, у связистов раньше - азбука морзе и т.п.. При этом нет четкой границы между этими формами и другими.

Выразительным звуком "ааа.." можно передать очень много, хотя это назвать словом уже не очень хочется.

Можно передать необычайно много выразительным взглядом вообще без слов (иногда это - решает все:).

Когда нет возможности или смысл а (не знание языка) говорить слова, мы используем другой способ, например жесты. Мы можем жить в чужой стране, все лучше приспосабливаясь к общению и осваивая уже словесные формы.

Некоторые животные общаются, меняя цвет, другие - запахами в определенных условиях и сочетаниях с окружающим. Это -не принципиально.

Когда человек впервые видит другого, он моментально вырабатывает мнение о нем безо всяких слов и это мнение оказывается очень стабильным.

Между людьми, при самой оживленной беседе словами в непосредственной близости словами передается всего около 5% информации. При разговоре по телефону - около 15% - за счет интонации, темпа, дыхания, расстановки смысл овых акцентов и других невербальны х форм (это очень приблизительные цифры, которые зависят от общающихся и условий общения).

Слова - это то, что замечается в первую очередь и поэтому им невольно придается большое значение. Оно и в самом деле немалое. Но не более принципиально нужные, чем любые другие способы коммуникации, - непосредственной и косвенной в данном социуме.

У всех высших животных есть сложные системы коммуникации в социуме не только данного вида, но и межвидовом социуме. То, что мы передаем с помощью слов, птицы передают с помощью песен. Есть народы, у которых певучая коммуникация очень выражена. У каждого вида высших животных - развилась своя наиболее для них удобная и эффективная система коммуникации среди которой звуковая - не самая информативная (в том числе и у людей она - не самая информативная) .

В социуме все, что исходит от одного субъекта и доступно для наблюдения (осознаваемого или нет) другому субъекту - составляет формы коммуникации, и нет никаких оснований выделять именно слова среди них - как особенные. Даже в плане передачи и сохранения информации у людей, слова бытового языка занимают не самое значительное место (у разных людей и их социальной роли - разное). Если раньше роль сохраняемых символов общения кроме бытовых слов выполняли музыка, картины, скульптуры, поэмы (это уже не просто слова), различные изделия, то сегодня, в дополнение к этому, появилось множество специализированных языков: программирование, форматы сохранения данных, термины и символы предметных областей знания.

Словесная речь условно выделяется как некоторые (вербальны е) из многих других форм в той или иной степени осознаваемых способов коммуникации, которые при передаче сообщения запускаются из отдельных фаз цепочек мыслительных автоматизмов, включая коммуникативные эффектор ные автоматизмы, управляющие органами речи, а при приеме сообщения, в случае узнавания, возбуждают распознаватели символьных значений известных признаков со связанным с ними смысл ом (значим остью в данных условиях).

Слово речь, прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.

Как правило, научные термины должны быть однозначными: это терминоведческое требование избавляет от двоякого, неточного понимания текста. Но так сложилось в русском языке: слово речь имеет три различных значения:
а) речь как деятельность, речь как процесс;
б) речь как продукт речевой деятельности;
в) речь как ораторский жанр. Рассмотрим подробнее каждое значение.

Речь в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт. Ситуации употребления термина речь в первом значении: механизмы речи - так говорят о действии произносительных органов; речь человека в ее отношении к трудовой деятельности; производные слова от термина речь - речевой, речевая, речевые: речевая ошибка, речевая способность, речевой навык, речевой процесс и многое другое. Денис уже неплохо овладел английской разговорной речью, он свободно строит фразу. Речь- говорение, речь - аудирование, речь - письмо, письменное выражение мысли; речь- чтение,внутренняя,мысленная речь.Именно к этому значению слова речь относится определение речи, которое дают психологи.

Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией.

Общение совершается не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, которые изучает семиотика: мысль передается через поступок, через прикосновения (тактильная речь), с помощью жестов и мимики, через указания на предметы окружающего пространства. Все это - невербальные средства общения.

Речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр. По утверждению исследователей-психологов, общение людей, видящих друг друга, значительно эффективнее, чем заочное общение.

Общение людей, включенное в процесс жизни, изучает современная теория дискурса («речь» - франц.).

Обратим внимание на другое определение речи в первом значении термина, его дает лингвист О. С. Ахманова: «Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С. 386). Если психологи идут к речи от общения, то лингвисты - от языка, от знаковой системы, которой владеют люди определенной языковой принадлежности.

В рамках первого, процессуального, деятельностного, значения термина речь исследуются:
а) физиологические основы речи, речевой деятельности;
б) механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования - восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;
в) кодовые переходы - насколько это доступно;
г) взаимосвязь мышления и речи;
д) реализация функций языка в речи;
е) взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
ж) процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;
з) формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных возрастных этапах и др.

Эта проблематика исследований в рамках первого значения термина речь находится в сфере интересов психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов, теории речевого развития человека, психологии речи.

Второе значение термина речь - «речь как результат» имеет синоним текст. Мы привыкли к тому, что текст - это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменный, но и устный и даже мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь).

В учебниках русского языка текст обычно определяется как некая сумма или совокупность нескольких предложений. Действительно, чаще всего текст состоит из нескольких и даже из множества предложений.

Но с точки зрения теории речи такое определение текста некорректно. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения - результат творческого процесса, его порождение; как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). В таком понимании текста им может оказаться и отдельное предложение (например, любая пословица, а их десятки тысяч), и даже отдельное слово. Можно сказать: текст рассказа, стихотворения, статьи, протокола, юридического документа, речи оратора, письма другу, устного диалога, выступления по радио, боевого приказа, научной монографии.

Примеры употребления термина речь во втором значении: речь диалектная, Мы изучаем речь ребенка, ритмическая речь, речь научная, строгая, доказательная, культура речи как соблюдение языковой нормы, речевой стандарт {штамп), речь народно-поэтическая {народно-поэтический стиль), прямая и косвенная речь, формы ее записи и т.п.

В рамках второго значения термина речь, обозначающего продукт речевой деятельности, исследуются:
а) структуры текста, его компоненты, внутритекстовые связи;
б) стили речи;
в) речевые жанры;
г) использование языковых средств (лексических, грамматических и пр.) в пространстве текста;
д) использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр.(то, что изучает поэтика);
е) языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а также способы редактирования, совершенствования текста;
ж) средства устной выразительности речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки - символы (математические, графические и пр.); средства записи звучащей речи - фонограммы и пр.;
з) средства длительного хранения записей устной и письменной речи, дешифровка текстов на забытых, мертвых языках и пр.

Эта проблематика находится в ведении лингвистики текста, стилистики, языкознания, поэтики, орфографии, теории сценической речи, графики, палеографии, герменевтики и других наук, так или иначе пересекающихся с лингвистикой, с языковой прагматикой.

Здесь уместно заметить, что до второй половины XX в. текст и его компоненты не признавались языковой категорией, текст исследовался в литературоведении, логике, текстологии. Лишь во второй половине XX в. сформировалась новая ветвь науки о языке, которая получила название лингвистика текста (или синтаксис целого текста). Описаны компоненты текста - сверхфразовые единства, сложные синтаксические целые, их внутренние связи - логические, лексические, синтаксические, морфологические, интонационные, для письменной речи - графические. Подробнее эта тема будет рассмотрена в специальной главе.

Третье значение термина речь - это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении.

Примеры употребления термина речь в третьем значении: Адвокат на суде произнес краткую, но убедительную речь; название книги: Демосфен. Речи. - В 3 томах. (М., 1994); в значении «монолог» или «реплика».

Ораторские речи бывают развлекательные, информационные, дискуссионные (полемические), убеждающие, побуждающие к действиям, воодушевляющие, хвалебные, или патетические, разоблачительные и т.д. Этот жанр изучается в риторике, в литературоведении.

Автор счел необходимым так подробно рассмотреть три значения слова речь во избежание логических ошибок типа подмены понятий, так как каждое из трех значений представляет собой самостоятельный феномен - предмет, поддающийся делению и дающий производные.

Речь

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

  • Николаев А. И. Значение понятий «речь» и «язык» в литературе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Интеллект
  • Язык

Смотреть что такое "Речь" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    РЕЧЬ - РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова

    речь - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия