Дальневосточный государственный гуманитарный университет двггу. Дальневосточный государственный гуманитарный университет (двгту)

Старейший хабаровский университет ДВГГУ прекратил свое существование. Последние организационные вопросы по реорганизации университета были завершены на минувших выходных. Теперь он носит название «Педагогический институт ТОГУ».

Все ректоры и проректоры бывшего университета были уволены или смещены в должности. Директором нового института стал Виктор Мендель, ранее занимавший должность проректора по учебной работе. Бывший ректор Юрий Прохоренко остался в университете преподавателем. Официальным ректором вуза остается Сергей Иванченко.

По словам замминистра образования и науки РФ Людмилы Огородовой, объединение ТОГУ и ДВГГУ создаст крупный кластерный университет, способный конкурировать на международном рынке образовательных услуг.

Напомним, первые предпосылки к объединению ДВГГУ появились еще в 2012 году, когда вуз попал в список неэффективных. Конкретная дата реорганизации долго оставалось неопределенной. В итоге, летом 2015 года процесс по переоформлению был запущен, и 23 октября последние организационные вопросы были решены. В итоге, студенты заканчивающие вуз в 2016 году и позже получат диплом с надписью "окончил Тихоокеанский государственный университет".

Справка.

Дальневосточный государственный гуманитарный университет изначально создавался как педагогический институт. Решение об открытии педагогического института было принято в июле 1934 г.

Институт развивался, совершенствовалась структура подготовки учительских кадров, и в 1994 г. решением Министерства образования Российской Федерации пединститут был преобразован в педагогический университет. А в 2005 г. на основании приказа Федерального агентства по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровский государственный педагогический университет» переименовано в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет».

В настоящее время бывший Дальневосточный государственный гуманитарный университет имеет шесть учебных корпусов со специализированными кабинетами и лабораториями; библиотеку с абонементами научной, учебной, художественной, иностранной литературы; 4 читальных зала, в том числе, специализированные читальные залы электронной информации, психолого-педагогической литературы, иностранной литературы, редкой книги; 2 общежития с гостиницей и спортивную площадку.

В университете обучается более 4500 студентов. На 22 кафедрах работает более 300 высокопрофессиональных преподавателей, около 74% которых имеют ученые степени и звания.

В составе бывшего университета восемь факультетов: факультет филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации; факультет психологии и социально-гуманитарных технологий; факультет естественных наук и информационных технологий; факультет физической культуры; факультет востоковедения и истории; факультет искусств, рекламы и дизайна; факультет начального, дошкольного и дефектологического образования; факультет дополнительного образования.

О ВУЗе

Дальневосточный государственный гуманитарный университет создавался как педагогический институт. Решение о его открыти было принято в июне 1934 г. и называлось символично – «О просвещении на Дальнем Востоке». Осенью того же года было принято постановление об отводе земельного участка для строительства учебного здания, общежития, квартир для сотрудников.

Строительство учебного корпуса началось в 1935 г. и к августу 1937 г. предполагалось ввести его в строй. Но строительство шло медленными темпами, а жизнь требовала ускоренной подготовки учительских кадров. Поэтому приказом от 2 сентября 1936 г. директор пединститута В. Н. Вишняков объявил набор студентов на вечернее отделение учительского института. Занятия начались с 1 октября в здании средней школы № 5 на четырех отделениях: русского языка и литературы, физико-математическом, историческом и географическом.

С осени 1937 г. создается и дневной учительский институт с теми же отделениями, а также заочное отделение педагогического института, и 10-месячные курсы по подготовке учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики для 5–7-х классов. Наконец, 15 июня 1938 г. в краевой газете появилось объявление о приеме заявлений в пединститут и учительский институт. Принявший институт новый директор П. П. Кирьянов сообщал на партсобрании 14 сентября: «Акта по приему здания нет. Комиссия запретила его занимать, пока не будут оборудованы отопительная система, канализация и освещение. Еще нет лестничных перил... Но мы решили завтра начать занятия». И с 15 сентября занятия начались. Одновременно достраивался и учебный корпус.

Первоначально в пединституте было три факультета: исторический, физико-математический, русского языка и литературы. Было принято 98 студентов. В учительском институте, где работали те же отделения, на дневном отделении обучалось 70 студентов, на вечернем – 120. Всего было 280 студентов. Работали и заочное отделение, и подготовительные курсы.

На пяти кафедрах: социально-экономических наук, физико-математической, исторической, географической, русского языка и литературы – работало 29 преподавателей, но ни один из них не имел ученой степени и звания.

В 1940 г. из преобразованного трехгодичного учительского института иностранных языков, существовавшего самостоятельно с 1938 г., был создан факультет иностранных языков (с английским и немецким отделениями).

В 1938/39 учебном году состоялся первый выпуск вечернего учительского института – 27 учителей. Пединститут свой первый выпуск – 32 человека – сделал досрочно в 1941 г. в связи с началом войны. В послевоенные годы были созданы факультеты физического воспитания и спорта (1947 г.), естествознания и географии (1950 г.), биолого-химический (1957 г.), художественно-графический (1958 г.).

В 1953/54 учебном году была открыта аспирантура на кафедре физики. В настоящее время в университете работает аспирантура по 18 специальностям.

В 1956 г. в университете создается Агробиологическая станция для практических занятий студентов биолого-химического факультета, а в 1957 г. на физико-математическом факультете оборудуется астрономическая станция, которая по заданию Академии наук СССР и Министерства просвещения вела наблюдения за первым искусственном спутником земли. В 1967 г. была создана военная кафедра для подготовки офицеров запаса, был введен курс гражданской обороны для подготовки медсестер запаса. С 1979 г. стали готовить преподавателей начального военного обучения и физического воспитания. С 1975 г. начал работать факультет повышения квалификации работников народного образования. Вспоминает заведующий кафедрой всеобщей истории д-р ист. наук, проф. М. И. Светачев: «Сейчас, спустя более полувека с того времени, когда судьба связала меня с ХГПИ, с трудом верится, каким провинциальным был тогда институт. Всего один учебный корпус, в котором не только проходили занятия, но несколько аудиторий использовались под общежитие студентов и жилье для преподавателей. В институте обучалось около одной тысячи студентов, преподавательский состав насчитывал немногим более 100 человек, среди которых было несколько кандидатов наук и ни одного доктора наук, профессора. Среди преподавателей значительную часть составляли специалисты, приезжавшие из западных регионов страны. Сейчас трудно назвать точное число преподавателей – наших выпускников, прошедших целевую аспирантуру на протяжении 60–90 гг. (их несколько сот). Это позволило создать в вузе достаточно стабильный состав высококвалифицированных преподавателей по всем основным научным специальностям».

Таким образом, институт развивался, совершенствовалась структура подготовки учительских кадров и в 1994 г. решением Министерства образования Российской Федерации пединститут был преобразован в педагогический университет. А в 2005 г. на основании приказа Федерального агентства по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровский государственный педагогический университет» переименовано в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет».

В настоящее время Дальневосточный государственный гуманитарный университет имеет 6 учебных корпусов со специализированными кабинетами и лабораториями, библиотеку с абонементами (научной, учебной, художественной, иностранной литературы) и 4 читальными залами (универсальный, зал электронной информации, психолого-педагогический, иностранной литературы, редкой книги), 2 общежития с гостиницей, поликлинику и спортивную площадку.

Научная библиотека ДВГГУ, фонд которой составляет свыше 534000 экземпляров, является важным методическим центром библиотек педагогических вузов Дальнего Востока и Забайкалья. Ежемесячно в фонд библиотеки поступает более 1000 экземпляров литературы и периодических изданий из магазинов, книжных издательств, родственных вузов. Библиотека обслуживает свыше 7500 читателей – среди них студенты, профессорско-преподавательский состав, аспиранты и учителя школ города и края.

В университете обучается более 4400 студентов дневного и около 3200 – заочного отделения. На 44 кафедрах работает 575 преподавателей, из них 54 доктора наук и 250 кандидатов наук.

В составе университета 3 института: институт лингвистики и межкультурной коммуникации, институт психологии и управления, институт математики, физики и информационных технологий; факультеты: биолого-химический, исторический, факультет специальной психологии и педагогики, художественно-графический, факультет восточных языков, филологический, факультет физической культуры, факультет повышения квалификации, магистратура по педагогике.

Неоценимую помощь в деле подготовки кадров и в развитии научных исследований в ДВГГУ оказали Московский госпединститут им. В. И. Ленина и Ленинградский госпединститут им. А. И. Герцена, МГУ им. М. В. Ломоносова, институт истории Сибирского отделения Академии наук СССР.

Нельзя не сказать и о зарождении и развитии сотрудничества ДВГГУ с зарубежными вузами и отдельными учеными. В 90-е годы был заключен договор о сотрудничестве с колледжем им. Льюиса и Кларка (г. Портленд, США). Установились отношения с Гавайским университетом (США), Осакским университетом (Япония), далее последовали договоры о творческом сотрудничестве с Цюрихским (Швейцария) и Аугсбургским (Германия) университетами, а также университетами КНР, Республики Корея, Японии. В результате значительно расширились как география сотрудничества, так и формы творческих связей между учебными заведениями. К традиционным обменам студенческими группами и преподавателями добавились совместные научные исследования, издание сборников научных трудов, проведение международных научных конференций и др.

Без преувеличения можно сказать, что в XXI век Дальневосточный государственный гуманитарный университет вступил зрелым, авторитетным, известным не только в России, но и далеко за ее пределами, высшим учебным заведением. Своими выдающимися результатами в подготовке специалистов в области гуманитарных наук он обязан своим преподавателям, тем, которые когда-то были его студентами, после окончания вуза избрали нелегкий аспирантский путь, а затем посвятили свои жизни благородному делу обучения и воспитания молодежи в родном вузе.

В начале 21 столетия был одним из наиболее известных российских ВУЗов, имеющих хорошую репутацию не только в стране, но и за ее пределами. Это авторитетное учебное заведение в течение не одного десятилетия готовило специалистов на высоком уровне благодаря энтузиазму и тяжелому труду преподавательского состава. Какие факультеты и специальности есть в ДВГГУ и как поступить в Хабаровский университет? Об этом читайте далее.

История ДВГГУ (Хабаровск)

В начале своего существования университет был только педагогическим институтом, который открылся летом 1934 года. За время деятельности учреждение стремительно развивалось, а методика профессиональной подготовки менялась и постепенно эволюционировала. Поэтому уже в 1994 в соответствии с министерским решением институту дали новый статус - педагогического университета. 2005 г. стал поворотным в истории ВУЗа. Именно тогда он получил название, под которым известен сейчас, а именно - Дальневосточный государственный гуманитарный университет.

Структура ДВГГУ

На сегодняшний день Дальневосточный университет - это шесть отдельных зданий для учащихся, в которых есть лабораторные аудитории со специальным оборудованием. Библиотека учреждения включает несколько абонементов с читальными залами, в том числе отделения с литературой на иностранных языках, а также редких изданий. В структуре университета есть два студенческих общежития, собственная гостиница и спортивный комплекс.

Учащиеся и преподавательский состав

Университет в соответствии с последней информацией включал около четырех с половиной тысяч студентов. Всего в учебном заведении двадцать две кафедры, на которых работает больше трехсот преподавателей с профессиональной подготовкой высокого уровня.

ДВГГУ: факультеты и специальности

В составе восемь подразделений. Это филологический факультет, а также факультет психологии и социально-гуманитарных технологий, востоковедения и истории, физической культуры, искусств, начального и дошкольного образования, факультет рекламы, факультет дополнительного образования. Все они занимались много лет профессиональной подготовкой на высоком уровне. Получение в ДВГГУ специальности гарантировало хорошую репутацию выпускника при трудоустройстве.

Международное сотрудничество

Также следует отметить развитие сотрудничества Дальневосточного университета с высшими учебными заведениями за границей, а также отдельными выдающимися учеными. В 1990-х был подписан договор с Портлендским колледжем. Кроме того, установлены отношения, включающие научное сотрудничество, с такими университетами, как Гавайский (Соединенные штаты), Цюрихский (Швейцария), Осакский (Япония), Аугсбургский (Германия). Также стоит сказать о совместной работе с китайскими и корейскими специалистами. Дальневосточный государственный гуманитарный университет за счет расширения географических рамок сотрудничества получил новые возможности для творчества и научной работы. Традиционно проводятся студенческие поездки по обмену, а также преподавательские командировки и участие в международных конференциях. Кроме того, Дальневосточный университет продолжительный период времени работал в направлении совместных исследований и издания сборников с научными статьями.

Дальневосточный государственный гуманитарный университет в составе ТОГУ

ДВГГУ существовал еще с 30-х лет прошлого столетия. традиционно ассоциировались именно с этим ВУЗом. Но с 2015 как отдельное учреждение он больше не работает. На сегодняшний день бывший университет входит в состав Тихоокеанского государственного университета в качестве Педагогического института.

Ректор ДВГГУ и проректоры более не занимают свои должности или не работают в ВУЗе. На сегодняшний день директор педагогического института - это В. Мендель. Ранее он уже работал в Дальневосточном университете в качестве проректора, а бывший ректор учреждения работает теперь в ТОГУ как преподаватель.

Согласно мнению специалистов из Министерства образования, объединенные ВУЗы смогут стать крупным высшим учебным заведением, которое будет более конкурентоспособным. Данный шаг нужен в условиях необходимости развития российских университетов и укрепления их международных позиций.

Впервые об объединении данных ВУЗов начали говорить еще в 2012. Именно тогда Дальневосточный университет назвали «неэффективным». Однако о конкретных мероприятиях по реорганизации учреждений речь не шла. Но уже в 2015 г. ВУЗы вошли в стадию переоформления, а осенью практически все вопросы были решены. Теперь выпускники 2016 года (как и далее) будут получать документы, в которых содержится надпись об окончании именно ТОГУ.

История Тихоокеанского государственного университета

Хабаровский край гордится несколькими авторитетными ВУЗами. Среди их числа и ТОГУ, который был открыт в марте 1958 г. Тогда он назывался Хабаровским автодорожным институтом. Летом в 1962 учреждение уже получило новое название. Его преобразовали в политехнический институт, а в 1992 ВУЗу представили статус технического университета. 2005 год стал для учреждения, как и для ДВГГУ, поворотным. Именно тогда он и получил современное название Тихоокеанского государственного университета.

Структура ТОГУ

Сегодня данное высшее учебное заведение в Хабаровске осуществляет профессиональную подготовку студентов на тринадцати факультетах. Здесь можно получить более 50 специальностей на инженерно-строительном, транспортно-энергетическом, социально-гуманитарном факультетах, а также на факультете автоматизации и информационных технологий, компьютерных наук, архитектуры и дизайна, экономики и управления, природопользования и экологии; юридическом факультете; таких факультетах, как заочный, заочный с ускоренным обучением, а еще с ускоренным и параллельным.

Может гордиться этим ВУЗом, в котором профессию получает больше 20 тысяч студентов. Здесь ведется множество исследований (как прикладного, так и фундаментального характера) по более двадцати направлениям науки. В составе кадров ТОГУ около 800 сотрудников. В аспирантуру здесь можно попасть на сорок специальностей, также доступно поступление в докторантуру.

Одним из достоинств ТОГУ является возможность получить документ об окончании ВУЗа за границей по партнерской программе за время обучения.

Книжный фонд научной библиотеки университета включает более 1,5 млн. изданий. В зале может находиться одновременно до семи сотен человек, также есть доступ к книгам в компьютерном каталоге.

В числе исследовательских подразделений университета центр информационных технологий, а также институт компьютерных технологий, информационный центр, региональный центр международного сотрудничества, отделение кадастра, несколько центров научных испытаний, и пр.

В дальневосточном регионе есть двенадцать филиалов ТОГУ.

Научная работа

Учащиеся Тихоокеанского государственного университета обладают множеством возможностей для исследовательской деятельности. В ТОГУ каждый год проводят конференции и большое количество конкурсов. В них участвует около 1,2-1,3 тысячи человек. Результаты конференций фиксируются в публикации тезисов. Текст докладов участников издают отдельно в виде сборника. Также каждый год больше трех тысяч студентов ТОГУ участвует в разнообразных конкурсах, конференциях и выставках, олимпиадах разного уровня. Традиционно учащиеся университета занимают призовые места и получают награды.

Данный ВУЗ принимает участие в интеграционном сотрудничестве с различными организациями в составе Российской академии наук. Таким образом, появляется возможность сделать уровень преподавания в университете более высоким, помочь создавать и продвигать различные новые направления по профессиональной подготовке кадров. Известно, что было организовано несколько совместных учреждений и лабораторий с такими институтами, как Горного дела, Проблем морских технологий и пр.

Современные тенденции развития ТОГУ

Университет работает не только в Хабаровске и регионе, но и активно сотрудничает с различными международными организациями в сфере образования и научных исследований. Организовывают несколько программ по преподавательскому и стажерскому обмену. Кроме того, проводятся научные поиски совместно с иностранными ВУЗами, а также научные международные конференции различной направленности.

У учащихся, которые окончат ТОГУ, есть возможность получить документ о завершении образования сразу в двух университетах. Это доступно, благодаря договорам с китайскими ВУЗами. К слову, такая возможность есть и у другой стороны.

ТОГУ сотрудничает с японскими и корейскими университетами. Приоритетным направлением является развитие совместной работы с ВУЗами Западной Европы. Уже шесть лет университет работает с Германией (Саарландский университет), а уже более десяти лет назад был организован институт (российско-германский), ведущий научные исследования. Кроме того, у студентов ТОГУ есть возможность получить степень магистра в данном учреждении, а также поучаствовать в совместных проектах.

Также следует отметить, что университет много внимания уделяет проблеме информатизации учебного процесса. В числе направлений работы сотрудников ВУЗа - создание электронного библиотечного комплекса, автоматизированной системы по управлению учреждением и мн. др.