Дедовщина в армии. Неофициальные взаимоотношения между военнослужащими. Причины возникновения дедовщины. Уборка и порядок — это святое

Попав в армию, солдат подчиняется строгому распорядку: регулярно проходят утренние и вечерние построения, групповые занятия и занятия на спортивных снарядах, и даже на часы отдыха с просмотром телевизионных программ отводится определенное время. В начале службы также тревожит новобранцев и такое понятие, как дедовщина в армии . Но есть она или нет — решает каждый сам для себя… Все это является «скелетом» армейской жизни и строго контролируется командирами, доводится до автоматизма.

Между тем солдат – все-таки не заводной механизм, и характер любого бойца проявляется в отношениях с себе подобными. «Прижиться» в армии – это еще и установить понимание с такими же, как и ты, призывниками. Тот, кто не «приживется» — станет жертвой «армейской дедовщины ». О том, какое поведение в казарме приемлемо, пойдет разговор ниже.

Как влиться в новый коллектив?

Прежде всего, необходимо усвоить: лидеров не любят в любом коллективе, а особенно их не любят старослужащие. Да и лидеры бывают разные: кто-то слишком «правильный», кто-то превосходит остальных в спортивной подготовке или учебе, кто-то сразу ставит «барьер» между собой и окружающими. Любые «барьеры» в отношениях отделяют человека от группы. В армии необходимо сделать наоборот – влиться в коллектив, стать его частью.


Чем больше у солдата будет друзей из своего призыва, тем лучше. Взаимопомощь, выручка, поддержка товарищей – непременное условие того, что вас будут считать своим. Отдельный разговор – принятие пищи. Если из дома пришла посылка, поделись продуктами с друзьями. Поедание консервов в одиночку – первый шаг на пути к дедовщине в армии . Если все-таки влиться в коллектив по каким-то причинам не получилось, или дедовщина стала реальным кошмаром, жаловаться вышестоящему командованию, писать об этом родным, согласно негласным солдатским правилам, ни в коем случае нельзя. О жалобе обязательно узнают, а письмо могут прочитать, и тогда ситуация намного усложнится. Лучше сразу обращаться в военную прокуратуру с жалобой на неуставные отношения.

Однако нужно помнить, что жалоба жалобе рознь. Одно дело – пожаловаться на зарвавшуюся группу «дедов», и совсем другое – непосредственно на командира, который изнуряет солдат муштрой. В обязанность любого солдата входит своевременное выполнение поручений вышестоящего командного состава. За невыполнение приказа можно сурово поплатиться.

Уборка и порядок — это святое

Например, кто-то из солдат решает отказаться от уборки казармы: «Почему опять я?» «Опять я» в случае с уборкой не «прокатывает». В уборке участвует поочередно каждый солдат, ведь казарма – это общий дом для призывников, и от того, как чисто в нем будет, зависит и самочувствие, и настроение. Кроме того, большинство просто не поймет твое нежелание убираться: «Мы убираемся, а ты что – какой-то особенный?»

Противоположная ситуация с уборкой туалетов. Если ты проштрафился, уборка туалетов – обычное наказание. Но вот если тебя не наказывали, никто не имеет права направить солдата на такую уборку. Вообще любое поручение, которое унижает человеческое достоинство, находится вне закона. Если кто-то считает себя «выше», а другого зачислил в «рабы» и поучает его, как себя вести в армии , такого человека необходимо ставить на место. Желательно, совместно с товарищами, чтобы униженный чувствовал крепкую руку взаимопомощи.


За что еще можно проштрафиться? За неряшливость – в первую очередь. Неопрятный внешний вид – основной повод для издевательств. Плохой запах от ног – то же самое. Слабый ремень – замечание. Не понял с первого раза – получил за непонимание.

Если к солдату нет замечаний, его и не трогают. Дисциплина, соблюдение устава в армии ценится превыше всего. Верный способ избежать «армейской дедовщины » — быть хорошим солдатом.

Июль 2002 года. Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)"

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.

Вот что рассказывают на эту тему:


"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."

"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)

"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."



Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение.



Все солдатское общество делится на следующие группы:

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин



Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.



Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.



Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.


Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.


В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.


Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".

Получили новую униформу 1969 год.

Дедовщина в армии СССР расцвела в 1970-1980-х годах, однако ее корни следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах встречались и в ранние годы советской власти, и в царской России.

Истоки

Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в среде военнослужащих.

Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах вспоминал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.

«С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове», - писал Семёнов-Тян-Шанский.

На рубеже XIX-XX веков случаи дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие - «корнетами», а второгодники - «майорами».

Приемы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса могли заставить новичков в наказание и просто так «жрать мух».

Первый случай дедовщины в Красной Армии был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения потому, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех - на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.

Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.

Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии - прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Идеологию дедовщины хорошо иллюстрируют слова одного из прапорщиков: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они - пусть с молодых требуют».

Язык дедовщины

Дедовщина в армии - это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

Военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

Военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

Военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

Военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

Военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

Военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он - никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Когда солдат вступал в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» - следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет многих прав.

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть - одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Более того, высшие партийные и военные чины не особенно спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было во всеуслышание признать ее существование. Ну, разве могла в стране развитого социализма быть дедовщина?..

Важная тема, о которой сейчас пишут многие СМИ - это дедовщина в белорусской армии, все обсуждают недавний случай со смертью солдата Александра Коржича и ту позицию, которую заняли власти - сперва объявили, что Саша мол "повесился сам", но после общественного резонанса всё же признали, что это было убийство и возбудили уголовное дело.


Дедовщина и в белорусской, и в российской армии имеет свои корни в СССР и сохранилась с тех пор в фактически незименном виде. Как и во многих других сферах, в военной сфере в СССР было перевёрнуто всё с ног на голову - контрактные армии западных стран, куда идут служить подготовленные, мотивированные и профессиональные люди, получающие за это достойные деньги, назывались почему-то "позорными наёмниками", зато призывное стадо из вчерашних школьников, бесплатно с оружием в руках "отдающим долг родине", считали верхом развития. В общем, всё как в сказке про Джельсомино, где красный сыр называли зелёными чернилами.

Итак, в сегодняшнем посте мы попробуем разобраться, как и почему возникла дедовщина в СССР, что она из себя представляла и как она связана с дедовщиной в современной армии.

1. С чего всё началось.

Фанаты СССР любят рассказывать о том, что дедовщина в советской армии появилась только в Перестройку - мол, почитайте публикации тех лет, сколько там рассказов об этом явлении! Но на самом деле дедовщина появилась значительно раньше - просто в эпоху Перестройки была объявлена гласность, и о таких случаях стало принято писать в прессе и рассказывать по телевидению.

Уже в 1940-1950-е годы в советской армии существовало то, что сейчас можно классифицировать как дедовщину, хотя "официально" такого названия тогда ещё не было. Дело было в том, что после окончания Второй мировой войны в 1945 году из рядов вооруженных сил не были демобилизованы многие воевавшие солдаты, что порождало определенные неуставные отношения между повоевавшими старослужащими и "салагами-новобранцами". Думаю, и в те годы в казармах случалась всякая жесть, просто о ней было не принято говорить. Старший брат моего отца погиб в советской армии в пятидесятые годы - по официальной версии, указанной в похоронке - утонул, хотя что там произошло на самом деле - думаю я не узнаю уже никогда.

Вторая волна неуставных отношений началась в 1967 году - именно тогда вышел указ о сокращении сроков службы с 3 до 2 лет в сухопутных войсках и с 4 до 3 лет во флоте. Разумеется, старослужащие стали испытывать острую неприязнь к "салагам", что уйдут на гражданку на целый год раньше, чем они. Мой отец как раз служил в СА в конце 1960-х и кое-что рассказывал об этих неуставных отношениях - скажем, вполне в порядке вещей была ситуация, когда спавший на нижнем ярусе койки "дедушка" будил спавшего наверху "молодого" поджопником через матрас. Впрочем, мой отец служил в осназе, который считался элитными войсками, и дедовщина там была выражена слабо - туда набирали, в основном, людей со средним либо высшим техническим образованием и только из славянских республик, так что дедовщина там носила, скорее, символический характер. Самая жесть творилась в мотострелковых частях ("махре"), стройбате, автомобильных войсках, службах тыла и прочем подобном, куда набирали крайне разношерстный контингент со всех советских республик.

Масла в огонь добавило и то, что одно время в советскую армию призывали и уголовников - так произошло из-за демографического провала, образовавшегося после Второй мировой войны, а Политбюро ЦК КПСС хотело во что бы то ни стало держать количество солдат в СА на уровне 5 миллионов человек - это позволило закрепить в казармах тюремные порядки.

Ещё часто пишут, что дедовщины не бывает в боевых частях - это не совсем так. Я читал много воспоминаний солдат-"афганцев", и очень многие рассказываю про царившие в казармах неуставные отношения.

2. Что из себя представляла дедовщина в советской армии.

Как я уже написал выше, в меньшей степени дедовщиной были поражены войска, считавшиеся в СССР "элитными" - осназ, разведка, войска спецназначения, ВДВ и ракетчики - сюда старались набирать образованных, подготовленных и более-менее приспособленных к службе в армии людей, плюс сама специфика войск не позволяла сильно развиться неуставным отношениям - в осназе и у ракетчиков в частях было очень мало солдат и много офицеров, ВДВ и спецназ много тренировались и практически не расставались с боевым оружием. Была своя специфика и у пограничников - солдаты часто ходили в дозоры с боевым оружием, что тоже минимизировало "неуставные отношения" - никто не хотел получить в лесу пулю в спину.

Зато у мотострелков, в стройбате, автомобильных войсках и всяких тыловых службах дедовщина цвела полным цветом, и в казармах многих частей царили почти уголовные порядки. Иерархия была следующей - "духом" назывался солдат, который прослужил менее года. Это была самая унижаемая и третируемая каста, которая должна была выполнять все поручения старослужащих (нередко унизительные и бессмысленные). Прослужив год, "дух" превращался в "черпака" - это была средняя прослойка между "духом" и "дедушкой". "Дедами" становились те, кто прослужил полтора года и кому, соответственно, оставалось полгода до дембеля.

"Духи" должны были делать в казармах всю грязную работу, выполнять любые поручения "дедушек" (в том числе и явно неуставные); тех, кто пытался как-то противится этой системе - били и унижали, вплоть до "опускания" в тюремном смысле этого слова. До Перестройки такие случаи редко становились известными - неуставные отношения старались не выносить за стены казарм, а самого рассказчика, чего доброго, могли обвинить в "очернении образа советского солдата" - как произошло, например, со Светланой Алексиевич после выхода её книги "Цинковые мальчики". В прессу просачивались лишь совсем одиозные случаи, вроде расстрела Артуром Сакалаускасом семерых старослужащих, что жутко издевались над ним.

Помимо этого, в советской армии существовали ещё и землячества . Землячества были слабо выражены у славян (русских, белорусов, украинцев), но зато были выражены очень сильно у армян, дагестанцев, чеченцев и азербайджанцев. Если в части были 4-5 чеченцев, то часто они устанавливали в казарме свои порядки, заступаясь за "своих" вне зависимости от срока службы.

3. Круговая порука.

Вы можете спросить - а что же офицеры, куда они смотрели? Как же устав, офицерская честь, вот это всё? Скажу сразу, что достойные офицеры, пресекающие неуставные отношения, в армии были и есть, но большинство офицеров полностью устраивала ситуация с дедовщиной. Сама советская армейская система была устроена так, что жить по "букве устава" было невозможно, так как это априори создавало невыносимые условия - ведь по уставу старший по званию может заставить тебя делать вообще всё что угодно, хоть рыть целую ночь канаву "от забора и до обеда".

Поэтому сама система, когда тот, кто прослужил дольше, пользуется некоторыми привилегиями, считалась вполне нормальной. "Старые" напрягают поручениями "молодых" и "следят за порядком" в казармах, такая ситуация полностью устраивала офицеров и на "дедовщину" закрывали глаза. В отличие от солдат (которые через 2 года уйдут "на гражданку" и забудут про армию), у офицера существовала военная карьера, которую очень легко можно было испортить - и поэтому факты "неуставных отношений" старались не выносить за стены казарм, фактически между офицерами и "дедами" существовала некая договоренность - вы "смотрите за порядком", мы закрывамем глаза на нарушения.

Именно поэтому немалая часть смертей и увечий, полученных в результате "неуставных отношений", в документах фигурируют как какие-то случайности, травмы на учениях, самоубийства, оправданиях в стиле "упал с дерева на топор". Даже в случае прямого избиения "духа" старослужащими офицер старался всячески выгородить последних - мол, солдат сам виноват, начал первый и так далее. В противном случае - всплывает факт неуставных отношений, и военная краьера офицера могла пойти под откос.

4. Эхо советской армии.

Как это ни грустно осознавать, но всё вышеперечисленное в практически неизменном виде осталось и в России, и в Беларуси. В Украине после 2014 года, думаю, это распространено в меньшей степени. Буквально на днях в Беларуси произошла страшная история, когда из военной части в Печах привезли труп Александра Коржича с "официальным объяснением" для родных - "самоубийство". 5 октября Министерство обороны и Следственный комитет дали свой комментарий - "суицид, признаков криминального характера не обнаружили".

Родные Александра начали бить тревогу и писать во все СМИ - на теле их сына были обнаружены многочисленные травмы и синяки, после чего с эффектом снежного кома начали появляться публикации на фейсбуке и в СМИ. Видимо, в войсках поняли, что в этот раз "круговой поруокой" не отделаешься, и дело начали расследовать. Оказалось, что Александра нашли повешенным "со связанными ногами и с майкой на голове", после чего Следственный комитет в итоге возбудил уголовное дело о дедовщине. При этом "по инициативе Министерства Обороны" был заблокирован сайт zvarot.by, на котором собирались подписи о расследовании дела Александра Коржича.

И я думаю - а сколько же ещё было таких смертей из-за неуставных отношений, замаскированных в итоге под "самоубийства, самострелы, случайности на учениях"? Думаю, немало - и о большинстве из них мы никогда не узнаем. Как не узнаю никогда и я, от чего на самом деле погиб мой дядя в советской армии в пятидесятые годы.

А вы знаете что-нибудь про случаи дедовщины в СССР или сейчас?

Напишите в комментариях, интересно.

Максим Мирович

Так же как и все другие явления социального характера, дедовщина имеет свои вполне объективные причины.

Во-первых, это сам по себе призывной принцип набора новобранцев на службу. В армию люди идут не по призванию, не по собственному желанию (хотя есть и определенный процент таких парней конечно), а попадают туда по призыву - то есть их "забирают", руководствуясь только лишь половой принадлежностью и состоянием здоровья.

Естественно, призванный в армию новобранец вполне может не особо стремиться соблюдать свои воинские обязанности: поддерживать физическую форму тренировками, овладевать военной специальностью, соблюдать устав и так далее... То есть новобранцев необходимо заставить все это делать - это необходимость любой призывной армии в принципе. Иначе такая армия просто будет не боеспособна.

Вопрос только в том, кто этим будет заниматься. И вот тут возможно два варианта: офицеры или "Деды".

Первый вариант называется "уставщина" - то есть диктат офицеров и сержантов. Любое несоблюдение устава, неподчинение, неуважение к офицеру любым солдатом, независимо от его срока службы, жестко карается. Дисбат, "Губа", наряды вне очереди, рукоприкладство и т.д - у офицера есть полный арсенал средств для этого. По такому принципу и жила советская армия до конца 60-х годов.

Второй вариант - дедовщина. В этом случае власть офицеров и сержантов носит формальный и ограниченный характер. Заставляют "служить" новобранцев старослужащие, которые дослуживают последние полгода. На "молодых" ложатся все положенные им тяготы военной службы в усиленном объеме, все грязные работы по части, а также унизительные обязанности по обслуживанию "дедов": стирка носков, уборка кровати, выполнение абсурдных и издевательских приказаний, беспрекословное терпение побоев.

Так живет российская армия в настоящее время (или возможно жила так до недавней военной реформы, связанной с сокращением срока службы до одного года).

Главная причина процветания дедовщины - это резкое падение престижа военной службы среди офицеров, вызванное объективными причинами перестроечного периода и особенно периода становления демократии. Низкая заработная плата, серьезные проблемы с обеспечением жильем, как правило плохие бытовые условия службы и в противовес этому: хорошие перспективы на гражданке в частных структурах. Все это вызвало массовый исход профессиональных офицеров из армии.

Свято место пусто не бывает, и образовавшуюся пустоту заполнили "пиджаки" - выпускники военных кафедр ВУЗов. В отличии от кадровых офицеров, закончивших военные училища (на армейском сленге: "сапог" или "шакал") "пиджак" об армейской службе имеет представление весьма смутное и зачастую даже не разбирается в воинских званиях.

По своей сути "пиджак" - это такой же призывник, только с высшим образованием и званием лейтенанта, которому по факту нужно ещё осваивать военное дело с самых азов, но его назначают по прибытии в часть на должность командира взвода, дают задания, требуют их выполнения...

Понятное дело, что никакого реального влияния такой офицер иметь не будет, так-как знает о военной службе меньше бойцов, которые находятся в его подчинении - особенно тех, которые дослуживают последние полгода. На них фактически и возлагаются обязанности по поддержанию боеготовности и "дисциплины". А офицерская должность чисто формально занята человеком, которого так же как и солдат "забрали" в армию, и который зачастую не имеет ни желания, ни способностей, а самое главное - необходимых знаний и навыков для выполнения своих обязанностей.

Отслужив два года и набравшись определенного опыта, лейтенант-пиджак, как правило, возвращается на гражданку или уходит на другую должность, а на место командира взвода приходит другой новичок, и цикл повторяется заново...

Вторая причина - негласная поддержка дедовщины офицерами, вытекает из первой. Зачастую, плохо подготовленный офицер, не имея толком представления об обязанностях находящихся в подчинении солдат, сам не может научить их ничему. "Деды" же, доведя выполнение служебных обязанностей для "молодых" до абсурда, волей-неволей "вобьют" все необходимые навыки, так же как в свое время всему научили их. Никто при этом не сможет откосить или отфилонить, так-как любой "Дух", независимо от физической силы или лидерских качеств, бесправен перед "стариками". Таким образом, система работает при минимальном участии со стороны офицера (если он не портит отношения с "Дедами").

Офицеров понять тоже можно. Дело в том, что призывной контингент очень разнообразный. Помимо ребят, которые нормально способны нести военную службу, призывают очень много людей, которые просто не сумели откосить. Это может быть "мамин сынок" Вася, психопат Петя и дворовый полуавторитет по кличке "Кисель".

Теперь представьте, что старослужащие не строят "Духов". В закрытом мужском коллективе моментально образуются неуставные отношения по принципу дворовых компаний и группировок, что совершенно неприемлемо для армии. Часть солдат будет изначально игнорировать уставные обязанности, возлагая их на других. Заправлять всем будут бывшие группировщики или просто физически крепкие и наглые ребята, не зависимо от срока службы.

Что со всем этим будет делать офицер - командир взвода? Что он может по уставу? Поругать, сделать выговор... Естественно, офицер вынужден полагаться на "Дедов", чтобы установить хоть какую-то дисциплину и поддерживать хоть какую-то боеготовность.

Независимо от того, кем призывник был на гражданке - "мамин сынок" или "крутой парень", в армии он будет сначала просто бесправный "Дух". "Деды" обломают и сравняют всех, заставят выучить устав, и вообще все, что положено знать бойцу при молчаливой поддержке со стороны офицеров. Причем это происходит не потому, что офицер - "сволочь" или "поддается соблазну возложить на Дедов свои обязанности", а потому, что по-другому просто невозможно в России. Реальных альтернатив у офицера нет.

Простой пример: Командир взвода ставит в наряд "Духа". Тот симулирует - "живот болит". Лейтенант, без всяких эмоций: "Ну хорошо, тогда пойдет... (называет фамилию "Деда")". Обмен взглядами, "Дух" моментально выздоравливает и уже уговаривает лейтенанта поставить его в наряд, а тот с притворным сомнением рекомендует ему обратиться за медпомощью...

Риторический вопрос: будет ли офицер бороться с дедовщиной? Скорее всего нет, так-как победив дедовщину, он добьется лишь бардака во вверенном ему подразделении. Хороший офицер будет стараться лишь сгладить негативные последствия дедовщины - не допускать явных и чрезмерных издевательств, но ни как не бороться с ней в принципе.

Кстати говоря, в рамках кампании по борьбе с дедовщиной создавались экспериментальные части, где в каждой роте служили солдаты одного призыва. Дедовщины не было, но через какое-то время солдаты полностью выходили из под контроля офицеров. Многие призывники абсолютно не склонны к дисциплине, и поняв, что офицер реально ничего им не может сделать, просто забивают на свои обязанности, а офицера посылают на три известные буквы. Вскоре это явление становится массовым. Все подобные эксперименты были признаны провальными. Солдатам в таких условиях конечно живется полегче и намного, но при этом воинская часть становится абсолютно небоеспособной, а армия это все же не пионерский лагерь.

Третья причина носит психологический характер. Новобранец, призванный в армию и испытавший на себе сполна все "прелести" дедовщины: побои, издевательства, выполнение работы за себя и за старослужащих и т.д., после полутора лет службы обретает статус "Деда" со всеми причитающимися "льготами". "Дед" свободен от всех своих уставных обязанностей и работ, но кто-то должен его обязанности выполнять. Возникает риторический вопрос: а кто будет этим заниматься? Соответственно, риторический ответ: "молодые", кто...

Естественно, "Духи" не захотят это делать добровольно. Значит придется сделать их бесправными и заставить работать за себя и за "деда", так-как старики уже "свое отслужили". В этом случае работает преемственность и принцип: "Чем ты лучше меня? Я унижался и работал в начале службы за десятерых, и ты будешь..."

Четвертая причина: жаловаться на "неуставные отношения" в России считается страшным позором. Допустивший такое солдат становится изгоем для всех. Да и смысла никакого в жалобах нет, так-как офицерам выгодна дедовщина и на все в результате будет один ответ: "Служить не хочет". А вот в Израильской армии, например, зарождающуюся дедовщину быстро искоренили с помощью жестких судов за "преступления против личности".

Все перечисленные выше причины, хоть и имеют место быть, носят второстепенный характер. Главные причины дедовщины призывной армии России, как ни крути, упираются именно в особенности национального менталитета государствообразующего народа. Ведь для кавказцев в той же российской армии (если их достаточно для образования землячества) - дедовщины нет! Так же как не было её во времена СССР для азербайджанцев, казахов, эстонцев... Либо дедовщина носила для них совершенно формальный характер.

Дело в том, что хоть Россия и находится между Европой и Азией, русские люди очень сильно отличаются как от "цивилизованных" европейцев, так и от "диких" азиатов.

Во-первых, у русских, в отличии от кавказцев и азиатов, начисто отсутствует чувство национального единства и национального достоинства.

Во-вторых, русские (это касается призывной армии), в отличии от европейцев, не способны соблюдать элементарную дисциплину и уважительное отношение к офицерам при отсутствии дедовщины или жесткой уставной диктатуры.

В сумме два этих качества "загадочной русской души" гарантируют процветание дедовщины в российской армии.

К тому же есть ещё один нюанс: в российской армии солдат, который изначально "был никем" постепенно, по мере прохождения службы "становится всем" - это опять же очередное воплощение национальной идеи! Хоть и в локальном виде.