Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Венок из газеты. Прописи на осеннюю тему

Существительные:

осень,туча,дождь,лужа,погода,непогода,листопад, сырость,зонт,сентябрь,октябрь,

ноябрь,листья,деревья, берёза,дуб,осина,рябина,ясень,липа,тополь,клён, лиственница,

ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

Глаголы:

наступать,желтеть,краснеть,опадать,дуть,лить,вянуть, моросить,срывать(листья),

пожухнуть,расписать,хмуриться

(небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый,красный,оранжевый,разноцветный,дождливая (погода,осень),сухой,холодный,

мокрый,хмурый,осенний,

унылый,пасмурный,золотая(осень),серые(дни),проливной, моросящий.

Наречия:

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Пальчиковая гимнастика

Разбросалаосеньлистья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый,лист с осинки,

Лист дубовый,лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

И. Михеева

(Делаютволнообразные движенияладонями.)

(Делаютплавныевзмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещиваютладонис растопыриванием пальцев.)

(Поочерёднозагибают пальцы,начинаяс большого,

наобеихруках

одновременнонакаждый

лист.)

(Звонкохлопаютв ладони.)

Пальчиковая гимнастика

Координацияречисдвижением « Леса- чудеса»

Цели:учить координировать речь с движением,развивать мелкую моторику, творческое воображение,

Закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про берёзу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звёзды

И про луну.

Про дуб, про сосну,

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

Г.Сати

(Идут по кругу, держась за

руки.)

(Усаживаются на колени

на ковёр.)

(Ритмично соединяют

дый палец с большим

пальцем

на правой руке.)

(То же на левой руке.)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

выразительностью речи.

Солнце, солнце, Ты откуда?

Я из тучки золотой.

Дождик, дождик, Ты откуда?

Я из тучи грозовой.

Ветер, ветер,

Ты откуда?

Я из дальней стороны.

Из пособия Г.

Быстровой, Э.

Сизовой, Т. Шуйской

Закличка

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

ОСЕННЯЯ

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели: развиватьзрительноевнимание,учитьузнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать

грамматический

стройречи(образованиеотносительныхприлагательныхот существительных).

Игра « Четвёртыйлишний»

Цели: учитьотличатьпризнакиосениотпризнаковдругих времёнгода,развиватьсвязнуюречь(употребление

сложноподчинённыхпредложений),развиватьзрительное внимание.

Ходигры. Воспитательпомещаетнанаборноеполотно четырекартинки,натрёхиз

которых изображено одновремя года,а на четвёртой -другое.Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесьлишняявтораякартинка,потомучтонаней нарисованолето,анаостальныхкартинках

изображена осень. И т. п.

Игра «Три листа»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формироватьграмматическийстройречи(образование

относительных прилагательных,согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки сизображениемтрёхразныхлистьев.

Ребёнокдолжених назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение названий осенних месяцев

Цели: закрепитьвречиназванияосеннихмесяцев,учить связному монологическому высказыванию.

Воспитательпредлагаетдетямпрослушатьстихотворение «Двенадцатьмесяцев».

Проводитбеседупостихотворению,

разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

Перечислите осенние месяцы по порядку.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развиватьречевойслух,слуховуюпамять, грамматическийстройречи(умениеподбиратьоднокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.

Ходигры. Детивстаютвкруг,воспитательбросаетмяч одномуиздетей,произнося

название дерева.Ребёнокловит мячи,бросаяеговоспитателю,произноситэтожеслово

по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развиватьфонематическийслух,учитьопределять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: осень,погода,дождь,ива, тополь,сосна,дуб,клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развиватьфонематическийслух,совершенствовать навыкизвуковогоанализаисинтеза,

учитьопределять количество и последовательность звуков в слове.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямсосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

Назвать звук перед или после заданного;

Назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

Игра «О чём плачет тучка?»

Цели: развиватьзрительноевнимание,совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ходигры. Воспитательпомещаетнафланелеграфе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

Например: дуб.

Материалы для чтенияизаучиваниянаизусть

* * *

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите - роща золотом одета».

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Е. Благинина

КЛЁН

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый -

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны - цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

С. Васильева

Загадки

Цели: развиватьслуховоевнимание,учитьсвязному монологическомувысказыванию

(толкованиезагадки).

Ходигры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Тексты для пересказа

* * *

Лето кончилось.Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липадрожала под его порывами.

Издупла липы

Пришла осень.Всё перелётное населениеулетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

Дождь

хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

По В. Бианки

Вопросы:

Какое время года наступило после лета?

Какиеприметыосениописываютсяврассказе?

Почему кукушонок остался один?

Как жилось кукушонку в дупле?

ОСЕНЬ

Пришёлсентябрь.Послезнойноголета,после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики,сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

жмутся друг к

дружке тонконогие опёнки...

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетелиласточки,быстрокрылыестрижи...

Вшумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года говорится в рассказе?

Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

Какие птицы улетели первыми?

Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Текст для пересказа

ЛИСТОПАД

Вот изгустых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

это листья с деревьев падают, шелестят. Можно,конечно,набратьсязайцухрабростиине

оглядываться.Номожетслучитьсятак:неподдастсязаяц обману падающих листьев,

а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

По М. Пришвину

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Кто вышел из густых ёлок?

Почему заяц прислушался?

Правильно ли заяц осторожничает?

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».

Тема: «Осень»

Цель:

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
  • Развитие словесно-логического мышления.

Коррекционные:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование :

  • мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

  • Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

II. Основной этап.

2. «Что каким может быть?»

Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес

Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.

Итак, что каким может быть?

  • ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
  • ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
  • ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
  • ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

Золотая- осень, цепочка, голова, мама.

Физкультминутка «Дождик».

Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).

3. Описание примет осени.

Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)

4. Отгадайте загадки!

Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)

Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)

6. Игра «Время года, найдись!»

Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.

7. Работа с текстом.

Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?

«Кленушка»

Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.

В. Н. Савкина

8. Чего не бывает осенью?

Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.

III. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!

Раздаточный материал

(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)

Использованные источники:

  1. Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.

1. На прогулке обсуждать, задавая наводящие вопросы: что/кто это? какой? что делает? как? и т.п., желательно добиваясь «полного» ответа на вопрос, например, на вопрос «Что делают листья?»: «Листья падают с деревьев на землю». - Какое сейчас время года наступило? Осень? А почему ты так думаешь? - После какого времени года наступает осень? Какое время года было до осени?- А сколько осень длится по времени? Три месяца. А как они называются, осенние месяцы? Сентябрь, октябрь, ноябрь.- Какая погода на улице? На улице стало прохладно и даже холодно.- А как называется явление (то, что происходит вокруг, то, что мы видим перед собой, слышим или чувствуем носом, кожей), когда воздух становится таким холодным, что вода в лужах замерзает? Заморозки. Осенью начинаются заморозки, воздух становится всё холоднее и холоднее.- Какое сегодня небо? Серое, затянуто тучами.- А как называется облачная погода, когда небо затянуто тучами? Пасмурная, хмурая, унылая.- А солнце сильно греет? Нет, совсем не греет.- А ветер какой дует? Холодный и сильный. Ещё его называют промозглый, это значит сырой и холодный.- Как называется погода, когда дует сильный ветер? Ветреная.- Дожди часто стали лить? Часто. Осенью всегда дожди часто льют. Какие дожди осенью? Моросящие, накрапывающие, т.е. несильные, с мелкими каплями. А летом капли у дождя крупные, дождь льёт сильно-сильно. Как такой дождь называется? Проливной, обильный.- Как называется погода, когда целый день идёт дождь? Дождливая.- А как называется такое явление, когда много влаги в воздухе? Сырость.- А как называется пасмурное хмурое облачное небо с дождём? Ненастье.- Из-за того, что много дождей, какая дорога стала? Мокрая. Чего на дороге из-за дождей теперь много? Грязи, слякоти и луж. Слякоть – это жидкая мокрая грязь.- Смотри, какая травка? Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.- А листья на деревьях какими стали? (поразглядывать опавшие листья в траве) Красными или алыми, или багряными, багровыми – насыщенно ярко красными, тёмно-красными. А ещё жёлтыми, издалека как будто золотыми кажутся. А ещё оранжевыми, коричневыми и бордовыми. Но есть ещё и зелёные. Смотри, это алые листья клена, а это золотые листья березы.- Каким становится лес, когда желтеют листья на деревьях? Жёлтым, разноцветным.- Как называется много-много листьев? Листва.- Что деревья делают со своими листьями осенью? Роняют, сбрасывают.- Что листья делают? Опадают с деревьев. Или облетают, осыпаются, кружатся.- Как называется явление, когда падают листья? Листопад. Смотри, сколько листьев на землю нападало! Что делают листья, если по ним пройтись? Как они звучат? Они шуршат и шелестят.- А как мы осенью одеваемся? Какую одежду носим? Тёплую. Какие предметы одежды мы надеваем осенью? Что сейчас надето на тебе? Куртку, шапку, перчатки, а под курткой? Тёплый свитер и тёплые колготки. А обувь какую обуваем? Ботинки, сапоги.- Смотри, в небе птицы летят? Как они летят? Стаей, т.е. собираются вместе много птичек в кучку и одинаково перемещаются, одинаково летят – летят стаей, друг за другом или по двое, по трое в несколько рядов. Куда они летят? В перелетают в тёплые края, т.е. на юг. Что такое края – это территория, местность, страна, область, участок земли, пространство. А как называют птиц, которые перелетают в тёплые края? Перелётные птицы. А почему они перелетают в тёплые края? Потому что им становится холодно, а тёплой одежды-то у них нет.- А что осенью делают в огороде и саду? Собирают урожай: овощи и фрукты.- А что можно делать осенью на прогулке? Можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам.- Что такое осень, как ты думаешь? Как можно её описать? Осень - это время года, которое наступает после лета. Осенью собирают урожай: фрукты и овощи, осенью становится холодно, появляются заморозки, небо затянуто тучами, погода ненастная, пасмурно, хмуро, облачно, солнце совсем не греет, дует холодный сильный промозглый сырой ветер, часто моросит и накрапывает дождь, в воздухе сырость, на дорогах грязь, слякоть и лужи, листья опадают, люди надевают тёплую одежду – тёплые свитера, куртки, шапки, а на ноги обувают тёплую обувь – ботинки и сапоги, осенью можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам. Поздней осенью ещё раз провести наблюдения за изменениями в природе на прогулке.- Посмотри, какими стали деревья? Голыми. Деревья сбрасывают последние листья.- А с травкой и цветами что происходит? Смотри, они пожелтели, завяли, пожухли, засохли. Что значит завяли? Склонились, пригнулись к земле. А что значит пожухли? Их цвет стал не таким ярким, стал потемневшим. Ещё можно сказать пожухли по-другому - потускнели, поблекли. А что значит засохли? Стали сухими.- А где все насекомые? Мухи, комары, осы, червяки, муравьи, жуки? Что с ними случилось? Они исчезли, спрятались. А куда они спрятались? Под кору деревьев, под старые пни. - А животные в лесу осенью где прячутся от холода? Медведь в берлоге, белки в дупле, зайки и лисички в норке.- Что такое осень, как ты думаешь? Как можно её описать? Осень - это время года, которое наступает после лета. Осенью собирают урожай: фрукты и овощи, осенью становится холодно, появляются заморозки, небо затянуто тучами, погода ненастная, пасмурно, хмуро, облачно, солнце совсем не греет, дует холодный сильный промозглый сырой ветер, часто моросит и накрапывает дождь, в воздухе сырость, на дорогах грязь, слякоть и лужи, травка, цветы и листья на деревьях желтеют, вянут и засыхают, листья опадают, насекомые прячутся от холода под кору деревьев и в старые пни, а перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, а люди надевают тёплую одежду – тёплые свитера, куртки и шапки, а на ноги обувают тёплую обувь – ботинки и сапоги, осенью можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам.

2. Предлоги. Придумать со словами (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора) сочетание предлогов: без, вместо, вне, для, до, за, из, из-за, из-под, кроме, между, об, от, перед, под, при, ради, сквозь, среди, у, через.

3. Рассмотреть вместе изображения летнего пейзажа на картинках в книжках (осень, урожай, небо, солнце, погода, туча, дождь, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора).

4. Подбор прилагательных и наречий (признаков) к существительному. Какая обычно погода осенью? Холодная, ночью бывают даже заморозки, ветреная, облачная, пасмурная, хмурая, унылая, дождливая, ненастная, сырая.Какое обычно небо осенью? Серое, пасмурное, затянутое тучами. Какой осенью дует ветер? Холодный, сильный, сырой, промозглый.Какие осенью дожди? Моросящие, накрапывающие, несильные, с мелкими каплями. Какими дороги стали из-за дождя? Мокрые, грязны, слякотные.Какие листья осенью? Разноцветные – жёлтые, оранжевые, красные, багряные, багровые. А на ощупь? Сухие, хрупкие.Какими становятся деревья осенью, когда сбрасывают листья? Голыми. Какие цветы, листья и трава осенью? Пожелтевшие, завядшие, пожухшие, засохшие. Солнце осенью - осеннее; ветер осенью - осенний; небо осенью, туча осенью, дождь осенью, лес осенью, аллея осенью, погода осенью, пальто осенью, сапоги осенью, одежда осенью, куртка осенью, день осенью, утро осенью, роща осенью, парк осенью.

5. Подбор существительных к глаголу. - В лужах замерзает что? Вода - Дует что? Ветер.- С неба моросит и накрапывает что? Дождик.- Что осенью желтеет, вянет, жухнет и засыхает? Трава, листья.- Что осенью роняет и сбрасывает листья? Дерево.- Что осенью опадает и осыпается с деревьев, а потом шуршит и шелестит под ногами? Листья- Кто осенью летит в небе стаей? Птицы- Что осенью собирают в огороде? Урожай- Кто осенью прячется под кору деревьев и под старые пни? Насекомые- А кто осенью прячется в берлогу? В дупло? В норку? Медведь. Белка. Зайка и лисичка.

6. Подбор глаголов к существительному (действие)- Когда на улице мороз, вода в лужах что делает? замерзает? - Ветер что делает? Дует- Что осенью делает мелкий дождик? Моросит, накрапывает.- Что осенью деревья делают со своими листьями? Роняют, сбрасывают.- Что осенью листья делают? Падают, опадают, облетают, осыпаются, кружатся.- Что осенью листья делают, если по ним пройтись? Шуршат и шелестят.- Что осенью делают перелётные птицы? Перелетают в тёплые края.- Что осенью делают с урожаем? Собирают, убирают.- Что осенью делают травка, листья и цветы? Желтеют, вянут, жухнут, тускнеют, засыхают.- Что осенью делают насекомые и звери от холода? Прячутся. - Что осенью делают деревья со своими листьями? Роняют, сбрасывают.- Что осенью делают листья, когда деревья их сбрасывают? Опадают, облетают, осыпаются, кружатся.- Что осенью делают листья, если по ним пройтись? Как они звучат? Они шуршат и шелестят.- Что осенью люди делают в огороде и саду? Собирают урожай: овощи и фрукты.- Что осенью можно делать на прогулке с опавшими листьями? Собирать в кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх.- Что осенью можно делать с лужами? Прыгать по ним.

7. Другие вопросы по теме - Что такое природа? Всё, что нас окружает и не создано человеком (растёт на земле, ходит по земле, летает в воздухе, плавает в озере). - Что значит моросить и накрапывать? Капать мелкими каплями.- Что такое сырость? Природное явление, когда много влаги в воздухе.- Что такое ненастье? Природное явление, когда пасмурное хмурое облачное небо с дождём.- Что такое слякоть? Жидкая мокрая грязь.- Что такое листва? Когда много-много листьев на дереве или на земле.- Что такое листопад? Природное явление, когда падают листья.- Что значит завяли? Склонились, пригнулись к земле. - Что значит пожухли? Цвет стал не таким ярким, потемнел, потускнели, поблекли. - Что значит засохли? Стали сухими.- Что значит разноцветный?- Что такое парк? Место, где гуляют, там посажено много растений – деревьев, кустов, цветов, травы, ещё там много дорожек, по которым можно ходить и лавочек, на которых можно сидеть и отдыхать.- Что такое аллея? Дорога, по обеим обочинам которой посажены деревья.- Что такое стая? Когда собираются вместе много птичек в кучку и летят в одну сторону друг за другом или по двое, по трое в несколько рядов. - Куда летят перелётные птицы осенью? В тёплые края, т.е. на юг. - Что такое юг? Сторона света, место, где всегда тёплая погода.- Что такое край? Территория, место, страна. - Как называют птиц, которые перелетают в тёплые края? Перелётные. - Почему они перелетают в тёплые края? Потому что здесь им становится холодно, а тёплой одежды-то у них нет.- Куда осенью прячутся от холода насекомые? Под кору деревьев, под старые пни. - Куда осенью прячутся от холода медведи? Белки? Зайки и лисички? - Расскажи, что такое осень? Что происходит с природой осенью?

8. Чем отличается осень от лета? А от зимы? А от весны? (погода, небо, земля, растения).

9. Один-два-пять-много: урожай, небо, солнце, воздух, заморозок, туча, дождь, явление, сырость (одна-много), ненастье(одна-много), грязь (одна-много), слякоть (одна-много), лужа, трава (одна-много), листва (одна-много), листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора.

Одна глубокая лужа - две глубоких лужи - много глубоких луж. Один осенний лист. Одна медвежья берлога. Одна заячья нора.

10. Есть-нет (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора).

11. Назвать ласково (небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора).

12. Принадлежность (погода осенью осенняя, дождь осенью осенний, листва осенью…, лес осенью …)

13. Сказать наоборот (сыро-сухо, сухой-свежий, пасмурно – солнечно, день – ночь, утро – вечер яркое – тусклое). Летом солнце яркое, а осенью - ….Летом небо светлое, а осенью ….Летом птицы учат птенцов летать, а осенью …. Летом одеваются легко, а осенью …. Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью ….Летом растят урожай, а осенью ….Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а осенью … .

Н.Сладков «Осень на пороге».- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса:- Готовы, готовы, готовы...- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете? Откликнулись звери:- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы:- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы:- А мы, дрозды, на рябину навалимся!- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!- А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери:- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

ОсеньИ. Соколов-Микитов.

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси… Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.Скоро, скоро начнутся первые морозы.До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.ОсеньПролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.В лесуГриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.ГрибыРебята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.Лес осеньюИ. Соколов-МикитовКрасив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.Природа осеньюТаинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.Осенний день в березовой рощеТургенев Иван СергеевичЯ сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая… Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая… Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.***Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней...***Куприн Александр Иванович… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.Поздняя осеньКороленко Владимир ГалактионовичНаступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет - это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,- цвет величавых и бесплодных горных вершин… Антоновские яблокиБунин Иван АлексеевичВспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком...«Ядреная антоновка - к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь… Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми… Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме - тишина. Впереди - целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.Словарь родной природыПаустовский Константин ГеоргиевичНевозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора - очей очарованье».Потом - ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом...***Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.Мой домПаустовский Константин ГеоргиевичОсобенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.Какие бывают дождиПаустовский Константин Георгиевич(Отрывок из повести «Золотая роза»)… Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать* хорошо передает возникновение дождя, когда еше редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах.Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дожаем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.Характерно, что, независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»… Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы -липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкаюшие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.Все это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде...

15. Стихи (обсудить выучить по выбору)Чтоб гулять и не замерзнуть, надо шапку надевать.Куклу надо одевать. Майку надо надевать. Это твердо надо знать.

***Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится.Целый день сегодня все летят, летят… Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

***ОсеньСкучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца.Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

15. Загадки. Как ты догадался? Какие слова в загадке тебе помогли? Своими словами описать понятия (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора).Загадки в стихах:«В ясный день сидим мы дома, Дождь идет - у нас работа: Топать, шлепать по болотам». (Резиновые сапоги)Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

16. Игра «Что не так? »- Я прочитаю несколько предложений, а вы ответите, что в них не правильно:1. Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Почему?2. Осенью всё распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так ли это?3. Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и в огороде, животные и птицы делают последние заготовки. Так ли это?4. Осенью люди надевают футболки, шорты, сарафаны, на ноги сандалии. Так ли это? Почему?5. Осенью погода ясная, солнечная, тёплая. Так ли это?6. Осень - прекрасное время года! Так ли это?

17. Вместе рисовать осень бабушке или папе в подарок и повесить на стенку (урожай, небо, солнце, туча, дождь, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, берлога, дупло, нора)

Осень отмечена в детском саду целым рядом замечательных сезонных праздников и развлечений. Каждый из них хочется провести по-новому, свежо, необычно, превратив в яркое и запоминающееся событие. Мы рады помочь Вам в этом, предлагая в данном разделе прекрасную подборку сценариев и конспектов для каждого из осенних праздников. Ещё Вам будут полезными интересные идеи по созданию осенних поделок, коих Вы встретите на этих страницах великое множество. Обратите также внимание на положительный опыт коллег, касающийся организации игр, викторин, создания дидактических пособий на тему осени. Приглашаем полюбоваться, как украшают интерьер группы и музыкального зала в других детских садах. И присмотреть среди этого многообразия удачные идеи для собственного оформления. Не пропустите: отдельный раздел посвящён детским стихам об осени.

Сделайте осень в Вашем детском саду особенной!

Включает в себя разделы:
  • Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему
  • Осень. Консультации и рекомендации для родителей в осенний период

Показаны публикации 1-10 из 28386 .
Все разделы | Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников

Цель : Создание условий для знакомства детей с сезонными изменениями в природе через изобразительную деятельность. Задачи : 1) Закреплять навык рисования кисточкой. 2) Закреплять знания сезонных изменений природы. 3) Знакомить с новыми понятиями «листопад» , «пейзаж» . 4) Повторять...


Данное мероприятие проведено с целью приобщения к природе, накопления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей у детей, а также привлечения родителей в образовательный процесс в детском саду. Во всех группах детского сада проводились занятия, беседы об осени ,...

Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников - Конспект НОД - заучивание стихотворения «Листопад»

Публикация «Конспект НОД - заучивание стихотворения...» Конспект НОД восприятие худ. Литературы 16.10.18 Тема: Заучивание В. Мирович «Листопад» Задачи: создать условия для - развивать умение слушать литературное произведение, выразительно повторять за воспитателем слова и фразы, чтобы помочь запомнить наизусть отрывок; - развивать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


своими руками Для удобства и быстроты выполнения предлагаю взять обычную летнюю соломенную шляпу, подходящую по размеру головы ребенка. Выбирайте шляпу с небольшими загнутыми полями. Если выбора нет, то можно либо обрезать слишком широкие поля, либо постараться и сшить...


Нетрадиционная техника рисования пеной для бритья в средней группе на тему: «Осенний лес» Для работы нам понадобиться: ватман или лист А3, пена для бритья, гуашь, емкости для размешивания пены с красителем, ватные палочки. Первоначально простым карандашом мы нарисовали контур...

Тип проекта: групповой, среднесрочный, творческо - исследовательский. Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы в осенний период времени. Задачи проекта: - расширить представления об изменениях в природе осенью; - развивать умения наблюдать...

Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников - Конспект НОД по окружающему миру «Осенние изменения в природе»

Программное содержание: - Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; - Активизировать словарь по данной теме. -Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. -Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением....

Существительные:

осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,

ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,

ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

Глаголы:

наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),

пожухнуть, расписать, хмуриться

(небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный,

Мокрый, хмурый, осенний,

унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий .

Наречия :

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Пальчиковая гимнастика

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

И. Михеева

(Делают волнообразные движения ладонями.)

(Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

На обеих руках

одновременно на каждый

лист.)

(Звонко хлопают в ладони.)

Пальчиковая гимнастика

Координация речи с движением « Леса - чудеса »

Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение,

Закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про берёзу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звёзды

И про луну.

Про дуб, про сосну,

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

Г.Сати

(Идут по кругу, держась за

руки.)

(Усаживаются на колени

на ковёр.)

(Ритмично соединяют

дый палец с большим

пальцем

на правой руке.)

(То же на левой руке.)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

выразительностью речи.

Солнце, солнце, Ты откуда?

Я из тучки золотой.

Дождик, дождик, Ты откуда?

Я из тучи грозовой.

Ветер, ветер,

Ты откуда?

Я из дальней стороны.

Из пособия Г.

Быстровой, Э.

Сизовой, Т. Шуйской

Закличка

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

ОСЕННЯЯ

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать

грамматический

строй речи (образование относительных прилагательных от существительных ).

Игра « Четвёртый лишний »

Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из

Которых изображено одно время года, а на четвёртой -другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках

Изображена осень. И т. п.

Игра «Три листа»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.

Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение названий осенних месяцев

Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».

Проводит беседу по стихотворению,

разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

Перечислите осенние месяцы по порядку.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.

Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося

название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово

по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

Учить определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

Назвать звук перед или после заданного;

Назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

Игра «О чём плачет тучка?»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

Например: дуб.

Материалы для чтения и заучивания наизусть

* * *

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите - роща золотом одета».

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Е. Благинина

КЛЁН

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый -

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны - цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

С. Васильева

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки ).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Тексты для пересказа

* * *

Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.

Из дупла липы

Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

Дождь

хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

По В. Бианки

Вопросы:

Какое время года наступило после лета?

Какие приметы осени описываются в рассказе ?

Почему кукушонок остался один?

Как жилось кукушонку в дупле?

ОСЕНЬ

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

жмутся друг к

дружке тонконогие опёнки...

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи...

В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года говорится в рассказе?

Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

Какие птицы улетели первыми?

Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Текст для пересказа

ЛИСТОПАД

Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не

оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,

А в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

По М. Пришвину

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Кто вышел из густых ёлок?

Почему заяц прислушался?

Правильно ли заяц осторожничает ?