Эксперимент Сергея Лукьяненко: может ли писатель заработать в Интернете? Если договор с издательством Вы уже заключили. Кому нужны тексты

Так ли просто продавать электронные книги и сколько, на самом деле, готов покупатель выложить в Интернете за приобретённую законным путём копию? Писатель Сергей Лукьяненко и авторы блога «Планета е-книг» попытались дать ответ на этот вопрос.

Так ли просто продавать электронные книги и сколько, на самом деле, готов покупатель выложить в Интернете за приобретённую законным путём копию? Писатель Сергей Лукьяненко и авторы блога «Планета е-книг» попытались дать ответ на этот вопрос.

Среди множества мифов, сопровождающих способы заработка в Интернете, очень популярен миф о том, как просто в виртуальном мире заработать начинающему автору. Тут и затраты на публикацию цифровых копий в разы меньше, и сарафанная реклама талантливого произведения денег не требует.

Но так ли просто продавать электронные книги и сколько, на самом деле, готов покупатель выложить в Интернете за приобретённую законным путём, а не скачанную с пиратского ресурса, копию?

Писатель Сергей Лукьяненко и авторы блога «Планета е-книг» , являющегося частью интернет-проекта Российской государственной библиотеки для молодёжи, попытались дать ответ на этот вопрос.

В качестве исходных данных используются открытые результаты эксперимента Лукьяненко по электронной продаже книги «Новый дозор», опубликованные автором в личном блоге . Итак, продажи электронных копий велись на нескольких площадках: Amazon (версия для Kindle), «Имхонет», «Плати.ру», через кнопку «donate» системы PayPal.

Что же смог заработать такой раскрученный и востребованный автор, как Сергей Лукьяненко, через продажу безбумажных копий в Интернете?

1. На Amazon было продано 55 экземпляров, с роялти от 35% до 70%. Итоговая сумма - $204,41. При этом Лукьяненко подчёркивает, что возникли некоторые проблемы с автоматической перекодировкой, плюс очень быстро книга в формате Kindle стала доступна у пиратов.

2. Через «Имхонет» было продано 396 экземпляров, в том числе электронных - 171, через функцию «спасибо» - 43, печатных - 182. Общая выручка составила 70 488 рублей, при этом около 150 экземпляров были приобретены как «книга с автографом», составив больше половины полученной суммы в денежном эквиваленте.

3. Общая сумма, полученная через Плати.ру, составила около 33 000 рублей плюс около 4000 долларов. К сожалению, Лукьяненко не указал количество проданных экземпляров, в отличие от первых двух сервисов.

4. Через кнопку «donate» системы PayPal автор получил около 2000 долларов (без учёта комиссии системы) при средней сумме пожертвования 4 доллара. Хотя в основном перечисляемые суммы находились в рамках заявленной, автор отмечает, что были перечисления и по доллару, и по сто фунтов.

Итак, общая сумма, полученная в виде оплаты книги и добровольных пожертвований, составила около $10000. При этом стартовый тираж «Нового Дозора» - 120 000 экземпляров. Не раскрывая процентных ставок, являющихся коммерческой тайной, Сергей Лукьяненко отмечает, что «полученная в электронном виде сумма хоть и впечатляющая, но больше чем на порядок уступает моему „бумажному“ гонорару».

Очень приблизительно можно оценить объем проданных электронных копий в несколько тысяч экземпляров (сопоставляя имеющиеся данные по числу проданных экземпляров и полученного вознаграждения).

По результатам эксперимента выходит, что начинающему писателю практически нереально зарабатывать достаточные для существования средства, публикуя свои издания в виде электронных книг. «Сколько соберёт писатель, чьи книги сейчас выходят тиражом не в 120, а в 12 тысяч экземпляров? В десять раз меньше. Тысячу долларов за год труда.

Какой у него выход из ситуации? Либо забросить писательство, либо работать в другом месте, а литературу свести к хобби, либо „гнать вал“ - чтобы зарабатывать не тысячу, а хотя бы три-четыре тысячи в год (на самом деле это нереально, качество упадёт быстро и доходы тоже)».

И если ситуация с доходами от электронных копий не изменится в лучшую сторону, неизбежна смерть популярной литературы, так как «чтобы получать достойный гонорар за электронные книги, автор должен быть суперпопулярен. Если он суперпопулярен - он пока ещё зарабатывает на бумажных книгах столько, что электронные не играют для него существенной роли.

Но процесс идёт. Бумажные тиражи будут падать. И если навстречу этому падению не будут расти дохода авторов от электронной торговли книгами-то на графике мы получим „писательский крест“, который убьёт популярную литературу».

В заключительных выводах Сергей Лукьяненко фактически даёт советы тем, кто все же решил пуститься в рискованное плавание по морю электронной торговли:

«1. Электронное книгоиздание потихоньку развивается. Но, увы, недостаточно быстро, чтобы успевать за падением бумажных тиражей.

2. Наиболее перспективным для авторов является все-таки не сервисы, позволяющие „пожертвовать“ автору деньги (я, кстати, не говорю о том, что многим, в том числе и мне, очень неприятно вешать кнопку „донат“ - в мире миллиарды людей, которым нужны именно пожертвования), а нормальные сервисы продающие электронные книги.

3. Нормальным сервисом, продающим электронные книги, является такой, который предоставляет автору (либо его агенту, либо электронному издательству - а там уж как оно с автором договорится) всю оплату за вычетом 10–15% комиссионных.

4. В дальнейшем я предполагаю оставлять за собой ВСЕ электронные права на новые книги, поскольку существующие издательства не умеют работать в Интернете и осуществлять электронную торговлю лично… Для кого-то из авторов полезен будет личный электронный магазин книг. Для других - единый магазин, по типу того же „Литреса“ или прочих, который будет совмещать удобный сервис, разнообразие форм оплаты, разные форматы книг…»

Анализируя первые результаты эксперимента Лукьяненко, «Планета е-книг» даёт собственное видение проблемы. Так, для выявления талантливых авторов предлагается следующее: «должен быть механизм выявления талантливых авторов, нуждающихся и в поддержке и в раскрутке (на мой взгляд, тут должны работать механизмы профессиональной самоорганизации авторов и издателей).

Гарантированная покупка части печатного тиража (напомню, что в стране св. 40 тысяч библиотек и для региональных и крупных муниципальных библиотек несколько тысяч - это минимум-миниморум) и гарантированная покупка права неограниченных выдач на цифровом абонементе во всех библиотеках (даже при условии покупки по крупнооптовым расценкам) могут поддержать некоммерческие издания талантливых авторов.

Думаю, что аналогичные методы поддержки могут быть применены к изданию учебной литературы и литературы, которую будут читать студенты, аспиранты и учёные. Тут тираж в 1–2 тысячи экземпляров считается высоким и тут, на мой взгляд, гарантированная покупка части тиража печатных копий для крупных библиотек и покупка оптом права неограниченного абонемента „в цифре“ поможет авторам получить хоть какое-то вознаграждение».

Что касается коммерческих изданий, в расчёте на полное обеспечение жизни за счёт гонораров от их публикации, то «коммерческие издания (с прицелом на то, чтобы „жить на гонорары“) начинаются где-то с 10–15 тысяч экземпляров первого издания в твёрдом переплёте. Ещё кое-что даст мягкий переплёт и продажа электронных копий не позже чем „день-в-день“ с началом продаж книг в твёрдом переплёте.

Понятно, что у последней книги Лукьяненко тираж на порядок выше и, пока что, печатная часть тиража даёт большую часть дохода. Думаю, что у тиражей (авторов, чьи книги издаются тиражом свыше) 10–15 тыс. экз. уже в ближайшее время продажи легальных цифровых копий начнут давать свыше 50% дохода.

У тиражей (авторов, чьи книги издаются тиражом свыше) от 100 тысяч экземпляров, думаю, есть ещё какое-то время, пока печатные тиражи даже раскрученных книг упадут ниже 100 тыс. экз. и основные доходы станут давать продажи легальных цифровых копий. Думаю, что 5–7 лет - это предел того временного задела, который есть даже у раскрученных авторов, чтобы найти механизм продаж, в котором св. 50% дохода автору приносят легальные продажи цифровых копий».

При этом была произведена попытка оценить число легальных цифровых копий (этот вопрос волнует не только Сергея Лукьяненко в цитируемой публикации, но и любого другого автора, чьи произведения присутствуют в оцифрованном виде в Интернете): «Думаю, что по налаженным каналам торговля шла, как минимум, не хуже и продано за два месяца должно быть как минимум не менее того, что автор продал сам.

Получается (с очень большой долей „прикидки“), что за 2 месяца продано 7–10 тысяч легальных копий книги. Думаю, что печатной книги продали не более чем 40–50 тысяч экземпляров, т. е. подтверждается гипотеза о том, что для тех произведений, которые есть в легальной продаже, количество продаж легальных цифровых копий составляет 10–15% общего числа продаж».

Как видим, заработать на жизнь писательством в Интернете не так уж просто. Помимо хорошего пера, необходимо иметь недюжинный предпринимательский талант или человека, который готов взять на себя тяготы продвижения вашего личного бренда в цифровом мире.

Заработок для писателя — сложный и непрозрачный показатель. Заработок может варьироваться от 30 000 рублей в год до десятков миллионов долларов в месяц. Разброс достаточно велик и измеряется он далеко не талантом писателя. Раньше в СССР было проще – написал книгу, получил доступ к кормушке и живи всю оставшуюся жизнь. Сейчас все гораздо сложнее. Сегодня мы узнаем, сколько зарабатывают современные писатели.

Третий год подряд в списке, составленным влиятельным журналом Forbes, лидирует Джеймс Паттерсон . Американский пенсионер заработал за год 94 млн. долларов. У него вышло 14 новых книг. Широко известны его бестселлеры о психологе Алексе Кроссе, романы о детективе Майкле Беннете и десяток книг, из цикла «Женский клуб расследований убийств.

Легенда жанра ужасов, Стивен Кинг , конечно, отстал от коллеги, но тоже заработал прилично. Согласитесь, 39 миллионов зеленых в год это очень приличная сумма. На такой доход можно жить долго и хорошо, даже в периоды творческого застоя.

Еще одна американская литературная звезда Джанет Иванович заработала 33 млн. долларов за минувший год. Рабочее поле для Джанет детективные романами о бывшей продавщице дамского белья Стефани Плам, которая изменила свою судьбу и стала охотницей за головами.

Вы скажите это заграница, что сравнивать? Но давайте признаем, что и расходы у них не такие как у нас, не говоря уже о запросах. Наши, правда, далеко отстали от западных коллег, но это не мешает им зарабатывать приличные суммы на своем творчестве.

Пример, Дарьи Донцовой уже всем надоел, но я повторюсь. Только за 2011 год Донцова, по данным Российской книжной палаты, выпустила книг тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Доподлинно неизвестно, сколько она получает с продажи каждой книги, но даже минимальный вариант в 1 доллар это уже более 2 млн. долларов в год. При плодовитости автора сумма заработка получается приличной.

Борис Акунин по одним данным отстает от коллеги по цеху. Его тиражи в 2011 году были порядка 500 000 экземпляров, но по другим он является самым богатым российским писателем. Его оценил даже Forbes. Ведь не стоит забывать, что продажа книг это только вершина финансового айсберга настоящего профессионального писателя.

А как же наши фантасты? Сейчас один из самых востребованных жанров литературы приносит своим мастерам приличные деньги.

Сергей Лукьяненко запускает тиражи легко и непринуждённо от 200 тыс. шт. По аналогии можете прикинуть, сколько это в денежном эквиваленте получается. Жить вполне можно и даже хорошо.

Хочу также отметить, что продажа книг это еще не все. Есть продажи прав на экранизацию книг, написание сценариев, реклама в книге и в жизни, пассивные доходы от публичности. Любой профессионал-писатель найдет способ заработать по душе.

Это мэтры и профессионалы. Сколько же получают новички? Если начинающему автору удается уговорить издательство запустить его произведение в тираж, и он выйдет в размере 3000 – 5000 книг, то это принесет ему в среднем 30 тыс. рублей. Согласитесь, сущие копейки по сравнению с трудозатратами. Тут то и возникает вопрос, а зачем все это? Надо бросить все к черту и идти на ненавистную работу!

А тут-то и надо подумать, зачем вы пишите? Если это хобби, то это одно. Доход в 30 тысяч рублей в год от хобби тоже неплохо. Ну, а если вы решили заняться писательским трудом, то к черту все! Беритесь и делайте! Пишите каждый день, много и долго. Только так вы набьете руку и создадите достаточное количество книг, чтобы заявить о себе.

Это хорошо, если у вас нет семьи и обязательств, тогда весь мир у ваших ног. Было бы грешно не попробовать стать писателем и заявить о себе на весь мир, а как быть семейному офисному планктону с набором приличных девайсов, оформленных в кредит? В таком случае следует готовиться к переходу.

Переход к писательской карьере должен начинаться заранее. Сначала надо написать первую книгу. Советы можно почитать у нас на сайте. Далее закрываем все долги. Переход должен происходить на здоровой финансовой основе. После этого находим дополнительный, желательно максимально пассивный источник дохода, об этом можно почитать тут. Тогда, когда ваш пассивный доход начнет приносить первые плоды, и вы научитесь закрывать минимальные потребности – увольняйтесь. Теперь у вас есть время стать профессиональным писателем. Займитесь этим. Пишите каждый день и продавайте. Продавайте себя, творчество, опыт это то, что поможет получить вам настоящую жизнь писателя.

Сегодня мы узнали, что заработок писателя – это прямая зависимость от желания и опыта. Занимайтесь своим делом, а свое дело всегда сделает вас БОГатым.

Что Вы думаете о доходах писателя? Прошу оставить комментарии ниже.

В 2013 году поставлено два окололитературных рекорда. Начальный тираж нового романа японского писателя Харуки МУРАКАМИ «Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы паломничества» составил 1 млн. экз., а гонорар писателя без учета процентов с продаж - $5 млн. Никому не известная 15-летняя пакистанка Малала ЮСУФЗАИ получит $3 млн. за книжицу мемуаров о том, как ее школьный автобус обстреляли талибы и как трудно получить образование в странах третьего мира. Рассказать, сколько зарабатывают литераторы в России, мы попросили нашего штатного автора, писателя Владимира КАЗАКОВА.

История русского гонорара непроста. Само это слово в переводе с латинского означает «честь», отсюда же слово «гонор». Для любопытных скажу, что «гонорея» не из той оперы, тут не латинские, а греческие корни.
Итак, в Риме писать за вознаграждение могли только иностранцы и рабы. Настоящему римлянину брать деньги за оды, вирши и прочие трагедии было западло. Поэтому придумывали символические ценные призы - перстенек или чашу какую золотую. Также считалось неприличным и в России среди дворян - а литература преимущественно была дворянской - брать деньги за сочинительство.
Но все меняет Александр Пушкин. Он впервые делает писательство профессией. Плюнув на туманные понятия о дворянском достоинстве, он стал продавать свои стихи. Нам часто рассказывают, что Пушкин был бедным поэтом, весь в долгах. Это верно только отчасти.
Александр Сергеевич очень много тратил, проматывал, проигрывал в карты целые состояния. Много пожирала жена Наталья Николаевна с балами и приемами. Но современники писали, что любимым занятием поэта было спьяну швырять золотые монеты с Аничкова моста и наблюдать, как они переливаются в воде на солнце. Отчего такие излишества?

Жалованье Пушкина в 1831 году в Коллегии иностранных дел, куда он, впрочем, не особо и ходил, было 5 тыс. руб. в год. Это очень большие деньги. Имение Михайловское и 200 крестьянских душ, принадлежавших поэту, давали еще 3 тыс. руб. годового дохода.
А вот некоторые цифры из его гонораров:
1824 год - выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана», 1200 экземпляров, гонорар - 3 тыс. руб.;
1825 год - выход книги «Стихотворения Александра Пушкина», 1200 экземпляров, гонорар - 8040 руб.;
1827 год - напечатаны «Братья-разбойники», гонорар - 1500 руб.;
1828 год - выход второго издания «Руслана и Людмилы», гонорар - 7 тыс. руб.
В 1824 году за «Евгения Онегина» он вообще получил астрономические по тем временам 12 тыс. руб.
Это далеко не все гонорары поэта. Для сравнения: шикарный обед в ресторане, включающий осетрину и икру, стоил не дороже рубля. А умелый молодой кузнец с женой и двумя детьми на вывоз стоили не больше 500 руб.

Достоевский пересчитал деньги Тургенева

Федор Михайлович Достоевский в деле освоения гонораров пошел дальше. Он умудрялся получать довольно приличные суммы за еще ненаписанные романы. В 1869 году из Флоренции в письме к публицистуНиколаю Страхову он, между прочим, сообщает: «...Вот что я принужден ответить: так как я всегда нуждаюсь в деньгах чрезвычайно и живу одной только работой, то всегда почти принужден был, всю жизнь, везде, где ни работал, брать деньги вперед. Правда, и везде мне давали. Я выехал скоро два года назад из России, уже будучи должен Каткову 3 тыс. руб., и не по старому расчету с «Преступлением и наказанием», а по новому. С той поры я забрал еще у Каткова до 3500 руб. «Русский Вестник» будет присылать мне деньги и в этом году, хотя я и остался там несколько должен.
Чтобы сесть мне за роман и написать его, надо полгода сроку. Чтобы писать его полгода, нужно быть в это время обеспеченным... Ты пишешь мне беспрерывно такие известия, что Иван Гончаров, например, взял 7 тыс. руб. за свой роман, а Тургеневу за его «Дворянское гнездо» сам Катков давал 4 тыс. руб., т. е. по 400 руб. за лист. (Литературный лист - это примерно 24 машинописных страницы. - В. К.) Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то с моими нуждами беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2 тыс. душ, по 400 руб. От бедности я принужден торопиться и писать для денег, следовательно, непременно портить».
В те годы самыми высокооплачиваемыми писателями были Гончаров и Тургенев. Но, в принципе, и Достоевский получал вполне прилично. Мог позволить себе колесить по всей Европе, играть в казино и вообще предаваться всяческим излишествам.

Горький заработал на виллу в Италии

Конец XIX века ознаменован взлетом оплаты писательского труда. Лев Толстой получает 1 тыс. руб. за лист, Николай Лесков и Антон Чехов - по 500. Начинающий «певец революции» Максим Горький - 150 руб, больше, чем Достоевский!
Предреволюционное время - это просто фантастика для литературных доходов. Горький получает 1200 руб. за лист, Чехов - 1 тыс., Куприн - 800 руб., Бунин - 600 руб. То есть опять берем среднюю книгу того времени в 10 листов, умножаем на чеховские 1 тыс. рублей и получаем три года проживания в роскошном отеле типа «Метрополь». Это за одну книгу. А они старались издаваться каждый год и даже чаще. Чехов, например, вовремя сообразил и уступил петербургскому книгоиздателю Адольфу Марксуправа на все свои прежние творения за 75 тыс. руб. И успешно содержал многочисленную семью, особняк на Садовом кольце, усадьбу Мелихово, дом в Ялте.
Прозаик Федор Сологуб не из лидеров тогдашнего рейтинга, но ценимый и качественный поэт и прозаик, автор знаменитого романа «Мелкий бес», платил за квартиру в Гродненском переулке в Петербурге 135 руб. в месяц. Жилище писателя выглядело престижно: дорогая мебель в стиле модерн, пальмы...
Леонид Андреев построил прекрасный особняк в престижном пригороде Петербурга, на Черной речке. Строительство, включая внутреннюю отделку, обошлось в 38 тыс. руб. Андреев получал рубль за строчку.
За рубль можно было купить целого гуся, за 50 коп. - пару цыплят. Месячная зарплата чиновника средней руки составляла 100 руб.
Горький арендует роскошнейшую виллу в Италии, на острове Капри, и содержит многочисленных родственников, любовниц и просто прихлебателей.

Маяковский стал официальным миллионером

В советское время писатели тоже не скучали. В 20-е годы самыми высокооплачиваемыми литераторами были Владимир Маяковский иСергей Есенин. Маяковский считался официальным миллионером. Он выписывал из-за границы автомобили престижных марок, много путешествовал, содержал семейство Бриков.
В более поздние советские времена выдача гонораров в связи с образованием Союза писателей СССР упорядочилась. Надо сказать, что союз, помимо твердых расценок, давал еще массу преимуществ, которых не было при царском режиме. Льготы по квартплате, получение квартиры вне очереди, повышенная пенсия, возможность отдыхать и творить бесплатно в многочисленных домах творчества, разбросанных в лучших курортных местах СССР. Возможность за символическую цену приобрести дачу в писательских поселках вроде Переделкино или Комарово. Государство стимулировало интеллектуальный, писательский труд.

Маститые литераторы, иногда довольно посредственные, получали порой фантастические деньги. Например, известен случай, как забытый сейчасписатель Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек», член ЦК КПСС и лауреат трех орденов Ленина, получил за собрание сочинений в 6 томах, выпущенное к 70-летию, более 200 тыс. руб. Трехкомнатную кооперативную квартиру в престижном районе можно было купить тысяч за 15.
Но и для рядовых писателей были гарантированы твердые, очень хорошие заработки. Например, за стихи и пьесы платили два рубля за строку. Плюс авторские, доплата за тираж и т.д. За одну книгу писатель гарантированно получал несколько годовых зарплат обычного советского человека. Кстати, если писатель сочинил книгу по-русски и ее перевели на один из языков народов СССР, то автору было положено дополнительно 60 процентов от гонорара, выплаченного за первое издание. Если книгу переводили на иностранный язык, то автору оригинала полагались 30 процентов от первого гонорара.
У меня один приятель был мордвином, он писал по-русски стихи, его издавали, потом он сам себя переводил на мордовский, его опять издавали, так он и жил.

Еще писатели делали из книг сценарии. Средний сценарий стоил 5 тыс. руб. - это цена «Жигулей», престижной тогда машины. А еще они писали пьесы по своим произведениям.
Лидером здесь был Владимир Войнович, создававший в 70-х годах тупейшие повести о настоящих советских прорабах на стройках социализма и удачно перерабатывавший их в пьесы.
- Пока спектакли шли, - вспоминал писатель, - гонорары мои росли в арифметической прогрессии. Один месяц - 600 руб., другой - 800, третий - тысяча. Когда месячный гонорар достиг 1200 руб., бухгалтерша, выписывая мне денежный ордер, пришла в нервное возбуждение и закричала своим сотрудницам: «Посмотрите на живого миллионера!»
То есть весьма посредственный писатель Войнович, штампующий муторные пьесы о рабочих буднях, получал ежемесячно только на театральных постановках годовую зарплату обычного человека. Быть писателем в СССР было престижно, да и просто очень хорошо.

Джоан Роулинг переплюнули

Рухнул СССР. Пришли другие времена. 99 процентов писателей впали в нищету. Но один процент стал получать еще большие гонорары. Конечно, они несопоставимы с гонорарами писателей на Западе, где доходы верхушки приравниваются к гонорарам звезд эстрады и шоу-бизнеса. Например, доходДжоан Роулинг превысил $1 млрд. Конечно, в основном это деньги за экранизацию ее «Гарри Поттера», но и миллионные тиражи саги приносят ей немалый доход. Всего вышло около 500 млн. экз. книг о волшебнике. Но в лидерах современного западного рейтинга не она. Журнал «Форбс» опубликовал заработок самых успешных писателей за прошедший год.
1. Джеймс Паттерсон - $84 млн. Автор многочисленных триллеров и детективов больше всего известен благодаря серии книг об американском психологе Алексе Кроссе.
2. Даниэла Стил - $35 млн. Суммарный тираж ее женских романов превышает 800 млн. экз., благодаря чему Стил заняла восьмое место в списке самых продаваемых авторов всех времен и народов.
3. Стивен Кинг - $28 млн. Непревзойденный мастер ужасов за свою долгую творческую жизнь успел поработать во многих жанрах, включая мистику, фантастику, фэнтези, саспенс, драму.
4. Джэнет Иванович - $22 млн. Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников.
5. Стефания Мейер - $21 млн. Американская домохозяйка и мать троих детей написала серию романов о вампирах - «Сумерки».
6. Рик Риордан - $21 млн. Автор мистических детективов о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре.
7. Дин Кунц - $19 млн. Учитель английского языка из штата Пенсильвания считается одним из мастеров остросюжетных триллеров и ужастиков.
8. Джон Гришэм - $18 млн. Мастер «юридических» драм и триллеров, многие из которых были экранизиро-ваны.
9. Джеф Кинни - $17 млн. Разработчик онлайн-игр и мультипликатор снискал писательскую славу благодаря детской серии «Дневник слабака».
10. Николас Спаркс - $16 млн. Из-под его пера вышли 16 романов, основная тематика которых - личные трагедии, удивительные судьбы, верность и любовь.

Большинство этих граждан, за исключением Кинга, Стил, Гришэма и немного Мейер, нашим людям неизвестны. А что же отечественные литераторы?
Найти информацию крайне сложно. А проверить ее достоверность - еще сложнее. Потому что тиражи книг в одном случае искусственно занижаются, чтобы не платить налоги, а в других - завышаются до небес, чтобы подчеркнуть значимость и популярность автора.
В среднем автор получает 10 - 15 процентов от отпускной цены издательства от проданных книг. Это так называемое роялти. Кстати, отпускная цена издательства составляет в среднем меньше 100 руб. за книгу. Остальное - накрутки распространителей и магазинов. Плюс фиксированная сумма за передачу прав.
Издав в «тучные» годы российской экономики, в 2007-м и в 2008-м, две книги, я получил за первую 150 тыс., за вторую - 300 тыс. руб. Плюс 300 тыс. - за третью, которую издательство так и не выпустило. Это очень много, потому что я не Дарья Донцова. Роялти я не получал, а проверить, сколько книжек было издано и сколько продано, практически невозможно. Это самая большая тайна любого издательства. (Кстати, объем книжного рынка России сейчас колеблется от $2,5 до 3,5 млрд. ежегодно. Это фантастическая сумма, сопоставимая с выручкой от торговли оружием.) Увы, сейчас таких гонораров, которые платили мне, уже нет.
Это все, конечно, не касается наших условных «звезд пера». По слухам, на книгах Дарья Донцова зарабатывает около $150 тыс. в месяц. Думаю, столько же получают Виктор Пелевин, Борис Акунин и чуть меньше - Дмитрий Быков. В эту сумму входят гонорары за новые книги, переиздания, роялти, экранизации, выступления.
В пик популярности Бориса Акунина, в 2005 году, журнал «Форбс» опубликовал данные о его доходах: с 1 июля 2004 года по 30 июня 2005 года он заработал чуть более $2 млн.
Короче, если подняться в топы, жить можно. Другое дело, что в отличие от дореволюционных лидеров продаж современные литераторы занимают почетное писательское место не совсем заслуженно. Но это совсем другая история.

Если вы заинтересовались тем, сколько зарабатывают писатели в России, то следует для начала понять и принять несколько вещей. Сверхприбыль писательское дело приносит не каждому. Да и талант писателя хоть что-то, но значит. Читайте обо всем и сразу — что такое писательский бизнес, сколько зарабатывают писатели-новички, как написать свою книгу и самые популярные темы для заработка на писательском деле.

Во-первых, человек не разбогатеет после издания первой книги. Даже после преодоления долгого пути написания книги, её редактирования, поиска издания и подписания договора, вы, как начинающий писатель, сможете рассчитывать лишь на небольшой тираж, а, следовательно, и гонорар. Более того, нередко приходиться собственноручно оплачивать выпуск своего произведения.

Во-вторых, поймите, что пройдут годы, прежде чем своим талантом и упорным трудом вы сможете достичь определенного уровня славы и успеха. В России проживает больше 144 миллионов человек. Из них около 20-30 людей могут похвастаться существенными доходами от написания книг. Дарья Донцова, например, за каждую изданную книгу может рассчитывать примерно на 7 000 000 рублей , если не учитывать деньги, полученные от переиздания. Борис Акунин в такой ситуации получает более 1 000 000 рублей . Гонораром в 800 000 рублей может похвастаться Александра Маринина.

Писатель может разбогатеть и стать известным на всю страну, нельзя этого исключать. Однако, сравнивая приведенные цифры, можно говорить скорее об исключениях из правила, верно?

Как зарабатывают писатели

Для начала необходимо разобраться с основными понятиями заработка писателя. Молодой автор, заключающий договор с издательством, сталкивается с двумя основными понятиями:

1) роялти – определенная денежная сумма, которую получает писатель от каждого проданного экземпляра его книги. Можно рассчитывать на 3%-25%. Это зависит от того, насколько писатель успешен и уважаем. Чаще всего роялти составляет 5%-10%.

2) гонорар – та денежная сумма, которую писатель получает сразу после сдачи книги в печать. Первое произведение может принести автору около 5000-20000 рублей.

Зачастую новичок довольствуется либо тем, либо тем. Зависит это от условий договора. Не нужно рассчитывать на то, что сможете получить и гонорар, и роялти одновременно, потому что издательство на это не пойдет.

Существует такое явление, как продажа прав на перевод и издание книги за границу. Выручка в данном случае может варьироваться от 1000 долларов до 3000 долларов в среднем.

Поймите, что первые 5 книг не смогут обеспечить ваше существование (за редким исключением). Именно поэтому большая часть современных российских писателей имеют постоянную работу в другой сфере жизнедеятельности, однако они не бросают свое хобби. Только те, у кого за плечами имеется более 20 изданных произведений, могут рассчитывать на неплохой доход. Их гонорары достигают 50 000-150 000 рублей за книгу.

Средний заработок новичка в мире писательства

Итак, как писателю заработать свои первые деньги? После того как произведение было написано и отредактировано, необходимо найти издательство, которое согласиться отдать его в печать. Часто начинающие авторы обращаются сразу в несколько организаций, чтобы не терять драгоценного времени.

Если ваш труд оценили по достоинству, а одно из издательств согласно на публикацию, то между вами заключается договор, в котором описана сумма гонорара или роялти. Ранее упоминалось, что на начальном этапе не стоит рассчитывать на баснословные деньги.

Рассмотрим возможность получения роялти на конкретном примере. Для начала нужно понять, что такое отпускная цена. Это та сумма, за которую книги продает само издательство. Стоит отметить, что на прилавках магазинов произведения появляются в 3-4 раза дороже. Роялти же получают от отпускной цены, а не от итоговой. Новички могут рассчитывать лишь на небольшой тираж, так как издательство должно увидеть, пользуется ли книга спросом. В лучшем случае можно рассчитывать на 3000 экземпляров. Несложно посчитать итоговый доход автора. Пусть отпускная цена книги будет равна 100 рублям. При 5% роялти и тираже в 3000 экземпляров писатель получит 15000 рублей .

Переиздание книг

Порой книги становятся настолько популярными, что появляется необходимость повторного ее издания. Для автора такая ситуация достаточно выгодна. Дело в том, что отчисления писателю несколько уменьшаются, но при этом он освобождается от какой-либо работы, ведь произведение уже написано. Все хлопоты берет на себя издательство. Роялти варьируется в пределах 3%-15%.

Книгу можно издать повторно в другом издательстве через несколько лет, если договор составлен правильно. Для автора это может принести более выгодные условия сотрудничества, в том числе более высокий доход.

Как было сказано ранее, человек, издавший около 20 произведений, может рассчитывать на приличный заработок. Однако большинство российских писателей зарабатывают себе на жизнь не изданием собственных книг. Хотя и писательским делом, но без привлечения издательств. Как это делается? Ищите ссылки в конце статьи.

Рейтинг наиболее популярных жанров художественной литературы в России

Главный вопрос у некоторых писателей-новичков — какую тему выбрать, чтобы книга стала популярной? Правильный ответ — руководствуйтесь своими знаниями. Однако, если этого не произошло, можно изучить пять популярных книжных жанров, гарантирующих высокий шанс на хорошую продажу книги.

1) Почетное первое место занимает женский детектив . Стоит отметить, что именно женскую аудиторию можно считать наиболее активной в сфере покупок книг любой тематики. Как и авторов. Так сложилось, что сегодня наиболее популярные авторы книг — женщины.

2) Боевик . Однако речь идет не о зарубежном боевике, а именно о российском. Такая фора может заключаться в том, что зарубежная литература переводится на русский язык достаточно долго. И не всегда перевод можно считать удачным, то есть, при переводе может потеряться важная игра слов или смысл всего произведения.

3) Историко-приключенческая классика . Данный жанр вышел на почетное третье место сравнительно недавно. Но, он быстро завоевал свою популярность. Это заслуга многих факторов, включая возрастающий интерес к историческим сериалам на телевидении, например, Великолепный Век или Аббатство Даунтон. Это, кстати, используют многие начинающие писатели. Пишут свои произведения по близкой тематике, тем самым получают гарантированный начальный интерес к книге.

Писательство — дело увлекательное, но непростое. Нужно обладать железной волей, чтобы писать регулярно, уметь «договариваться» с Музой, капризной девушкой, которая появляется, когда ей вздумается. Кроме того, важно найти тех, кто будет читать ваши произведения и тех, кто будет за них платить. Поэтому, прежде чем окунуться в писательство с головой, стоит попробовать писать один-два часа в день. Так вы поймете, готовы ли вы посвятить себя этому ремеслу, и можете ли вы существовать на писательские доходы.

Если вы были топ-менеджером в банке, ваш писательский заработок, особенно на первых порах, будет во много раз меньше. А если вы работали младшим воспитателем в детском саду, у вас есть все шансы увеличить свой доход.

Готовы вступить в писательское общество? 😉

Если вы прежде занимались литературной деятельностью: переводили, писали диссертацию или научные статьи, вы быстрее вольетесь в писательское сообщество, а если вы никогда не работали с текстами, потребуется больше времени. Но если вы мечтаете стать писателем, вы им станете. Упорство и трудолюбие творят чудеса.

Давайте разберемся, что нужно начинающему писателю:

1. Определенные личностные качества:

· коммуникабельность — вам придется общаться с редакторами, заказчиками, экспертами;

· пытливый ум , чтобы интересоваться тем, что происходит в мире, генерировать интересные темы, задавать каверзные вопросы;

· гибкость — сегодня заказчик хочет такой текст, а завтра — совсем другой, а редактор в среду дал задание взять интервью у знаменитого актера, а в пятницу — написать лонгрид о перспективах космического туризма;

· способность много и сосредоточенно работать — писатели часто слышат слово «deadline».

2. Компьютер с программой MS Word или ее аналогами. Не хотите приобретать пакет офисных программ? Можно обойтись бесплатным текстовым интернет-редактором Google docs. Этот сервис удобно использовать для совместной работы с редактором или клиентом.

Текстовый редактор Google Docs

3. Интернет - для подготовки статей и использования упомянутого выше Google docs. Сегодня мало кто может позволить себе долго и упорно искать информацию в многотомных энциклопедиях в читальном зале. К тому же данные печатных изданий быстро устаревают.

4. Сильное желание писать. Что тут скажешь? Нет желания, не стоит и начинать.

Варианты писательского заработка

В этом разделе мы ответим на вопрос: как зарабатывать на писательстве ?

Кому нужны тексты?

Сегодня — всем:

· предпринимателям , чтобы продавать товары и услуги;

· государственным и общественным организациям, политическим деятелям и партиям.

· различным СМИ , которых сейчас намного больше, чем 20 и даже 5 лет назад, потому что многие из них «живут» на бескрайних просторах Интернета;

· издательствам , которые делают бизнес на книгоиздании.

Для чего нужны тексты?

· чтобы рассказывать о себе: сайты, брошюры.

· чтобы продавать: лендинги, рекламные материалы (электронные и бумажные).

· чтобы развлекать: статьи, интервью, обзоры в СМИ; посты на страницах в соцсетях, художественные и нон-фикшн книги.

· чтобы обучать и просвещать: учебники, профессиональные статьи и книги.

Это разделение условно. Хорошие тексты часто выполняют несколько задач.

· Хотите заняться копирайтингом или контент-менеджментом? Добро пожаловать на Сильный текст, чтобы научиться создавать цепляющие тексты →