Физминутка для глаз. Танцевальная физминутка «Времена года»

"Смена времен года" (урок окружающего мира во 2-м классе)

Тема : Смена времен года.

Цель:

  1. Закрепить знания о смене дня и ночи.
  2. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.
  3. Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
  4. Развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
  5. Продолжать работу по организации здоровье - сберегающей среды в коллективе.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал : учебник А. А. Вахрушева «Наша планета Земля», иллюстрации с изображением времен года, теллурий, аудиозапись: «У природы нет плохой погоды», выставка книг по теме, карточки с заданием, костюм доктора Айболита.

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

(Психологическая игра «Подари тепло другу»)

Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладошками.
-Учитель: Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели.
Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождают нас на уроке.

2. Актуализация знаний .

(Звучит аудиозапись: «У природы нет плохой погоды», ученик читает стихотворение.)

Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!

Учитель: О чем говорится в стихотворении?
- Какие бывают времена года?

Проверка домашнего задания (взаимопроверка) стр.37, №3 .

Какие природные явления свойственны каждому времени года?
- А какое время года сейчас?
- Зачитайте осенние явления природы.
- Что бы вы еще добавили?

3. Постановка проблемы .

Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
- Кто затрудняется в ответе, тому поможет иллюстрация на стр. 39.

(Солнце нагревает землю. От земли нагревается воздух. Летом, когда лучи более прямые, земля нагревается сильнее и воздух становится теплым. Зимой тепловые лучи более косые. Земля нагревается слабей, и воздух становится холодным.)

Что произошло от направления солнечных лучей?

(Изменилось время года).

Так, от чего зависит смена времен года?

(От изменения угла солнечных лучей).

4. Музыкальная зарядка на развитие двигательного аппарата .

5. Поиск новых решений .

Существуют ли еще доказательства смены времен года?
(Ребята рассказывают о своих предположениях).

Давайте проверим, правы ли вы в своих предположениях. А в этом нам поможет теллурий.

Опыт с теллурием .

Как думаете, что это за лампочка?
- А глобус?
- Давайте проверим прибор в работе. Наблюдайте очень внимательно.
- Что делает Земля?

(Вращается вокруг своей оси).

Вспомните, что происходит, если Земля вращается вокруг своей оси?
(Смена дня и ночи).

За какой промежуток времени Земля делает оборот вокруг своей оси?
(За 24 часа, сутки).

А еще что заметили?
(Земля вращается вокруг солнца).

Обратите внимание на угол падения солнечных лучей. В той части земли, которая находится ближе к солнцу, какое время года будет? Почему?
- А в той части земли, которая находится дальше от солнца, какое время года будет? Почему?
- А за какой промежуток времени земля делает оборот вокруг солнца?
(За 365 дней, год).

Так от чего зависит смена времен года?
(От вращения земли вокруг солнца).

Работа с учебником. Поисковая работа, стр.40-41 .

Найдите и зачитайте, от чего еще происходит смена времен года?
(Наклонная ось земли).

Итог : вот и нашли три причины смены времен года. Повторите.

6. Применение новых знаний .

Самостоятельная работа. «Блиц – турнир» (отметить точкой правильный ответ).

* Благодаря какому движению земли изменяются времена года?

Движение Земли вокруг своей оси
- движение Земли вокруг Солнца
- движение Земли и Луны вокруг общего центра масс

* Почему мы не видим солнца после его захода?

Солнце спускается низко к земле и за ночь перебирается на другую сторону, где должно утром взойти
- земля поворачивается к солнцу другой стороной и на «нашей» стороне его не видно
- солнце вечером опускается в море, а за ночь проходит коротким путем под землей, чтобы утром снова взойти

7. Оздоровительный этап .

К нам пришел гость, узнайте, как его зовут?
- Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор…(Айболит).

(Заходит доктор Айболит и проводит оздоровительную зарядку).

Стали мы учениками (шаг на месте)
- Соблюдаем режим сами (хлопки руками)
- Утром, мы, когда проснулись (шаг на месте)
- Улыбнулись, потянулись.
- Для здоровья, настроенья
- Делаем мы упражнения (рывки руками)
- Руки вверх и руки вниз
- На носочки подтянись
- То присели, то нагнулись
- И опять уж улыбнулись
- А потом мы умывались
- Аккуратно одевались (повороты влево, вправо)
- Кушали не торопясь (наклоны головой)
- В школу к знаниям стремясь.

Учитель: Влияет ли смена времен года на здоровье человека?

В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
- А когда организм особенно нуждается в витаминах?
- Как вы оздоравливаете свой организм?

8. Итог урока :

От чего происходит смена времен года?

Дополни ответ учителя:

Вращение земли вокруг солнца – это смена…
- Вращение земли вокруг своей оси – это смена…

Учитель: поднимите руку, кто считает, что наш урок интересный и познавательный. Я вам подарю маленькую планету, (модель земли), берегите ее и себя, мы нужны друг другу.

9. Домашнее задание : стр.42, №2. Сочинение «Почему бывает лето».


Описание:

Тема. Солнце. Смена времен года.

Цель . Раскрыть значение солнца для всех живых организмов; объяснить, почему бывает смена времен года; учить творчески мыслить, развивать умения анализировать, делать выводы, работать в группах; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, иллюстрации с изображением времен года, солнца, сундучок, наглядный материал, музыкальное сопровождение , микрофон.

Ход урока

І Организационный момент

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Каким должен быть наш урок?

Что вы ожидаете от урока? (технология «микрофон»)

ІІ Актуализация опорных знаний

Что такое природа?

Воздух, земля и вода – все Природа.

Природа – это я. И ты – это Природа.

Какой бывает природа? Что относится к живой природе? А что - к неживой? Что заметили интересного ваши глазки, когда вы шли в школу?

ІІІ Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все...

Правильно, это солнце, которое так редко заглядывает в окошко осенью и зимой.

Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке? На уроке мы узнаем, почему бывает тепло и холодно, какое значение имеет солнце для живых организмов.

ІV Изучение новой темы

1. Рассказ учителя с элементами беседы

В волшебном замке жил Год. Имел он 4-х дочерей. Они были очень разными по - своему характеру. Одна была очень холодная, морозная и суровая. За это ее не все любили. Она всегда старалась подчинить себе других сестер, потому что была самой старшей.

За ней шла вторая сестра: веселая, жизнерадостная, скромная. Все считали, что ее теплый взгляд поможет растопить любые снежные горы. Ее любили за доброту, безграничную нежность, веселый смех.

Помладше была девочка, которая сильно любила тепло, солнышко, море. Девочка была ласковой, горячей, жизнерадостной, солнечной.

Четвертая часто грустила, плакала, печалилась, скучала. Временами очень нелегко было понять ее резкую смену настроения. Она то смеялась заразительно, то начинала горько плакать.

Догадались, кто эти сестры? (Зима, Весна, Лето, Осень)

Задумайтесь, почему после зимы приходит весна, на смену весне - лето, за летом – осень, а потом снова наступает зима?

Почему летом жарко, зимой холодно?

А весной и осенью?

Смена времен года зависит от высоты солнца над землей. Зимой, говорят, солнце светит да не греет. Солнце низко над землей. Весной оно поднимается выше. Летом солнце высоко, а осенью с каждым днем все ниже и ниже.

Если б не было Солнца, Земля окунулась бы в темноту. Закройте глаза – темно. А чтобы стало светло и солнышко заглянуло в класс, давайте вместе позовем его: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»

2. Беседа.

В какое время года солнце греет сильнее? В какое время года бывает холоднее всего? В какое время года день длинный, а когда – короткий?

3. Вывод.

Самое теплое время года тогда, когда солнце высоко поднимается на небо и долго продолжается день. Когда это бывает? (летом)

Самое холодное время года, когда солнце низко над землей и день короткий. Когда это бывает? (зимой)

Между зимой и летом какое время года? (весна). Это такая пора, когда солнце поднимается выше, чем зимой. Природа начинает оживать.

Между летом и зимой… (осень). Это такое время года, когда солнце опускается ниже над землей, чем было летом, природа замирает, готовится к зиме.

4. Просмотр 4 пейзажей в разные времена года.

Что общего на этих картинах?

Какие изменения произошли в природе, изображенные на картинах?

5. Познавательная минутка.

Солнце – центральное небесное светило Солнечной системы, имеет форму гигантского раскаленного круга, который излучает свет и тепло.

Что вы знаете про Солнце? (сообщения учеников)

V . Физминутка

Под песню «Я на солнышке лежу» выполняем движения

V І. Продолжение работы над темой урока

1. Работа с учебником.

Что не может жить без Солнца? Из чего видно, что на рисунке утро? День? Вечер?

На какой иллюстрации художник изобразил лето, осень, зиму, весну?

2 . Ассоциативный куст .

СОЛНЦЕ: лето, жар, день, море, жизнь, свет, тепло…

3. Групповая работа . Поделить детей на группы (по картинкам времен года, которые дети достают из сундучка):

«Зимушка-зима» и «Лето красное».

Задания группам: доказать, что солнце – это хорошо («Лето красное»)

Свет, тепло, растут растения, можно купаться, загорать…

Солнце может быть и плохо («Зимушка-зима»)

Можно получить солнечный удар, гибнут растения, лесные пожары….

4. Составление сказки

Каких друзей солнца вы знаете? Вспомнить их вам помогут загадки.

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Ветер)

Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)

Составим сказку про Солнышко и его друзей. Вспомните, как начинаются сказки.

Жило себе Солнышко. Днем оно по небу гуляло, а ночью ложилось спать в свою теплую постельку…

І Подведение итогов урока

  • - Понравился ли вам наш урок?
  • - Что больше всего запомнилось?
  • - Что было бы на земле, если б не было Солнца?
Растите здоровыми, счастливыми, радуйтесь жизни и улыбайтесь, как Солнышко.

Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы надеваете перед выходом на улицу?

Оказывается, столько всего интересного мы делаем каждый день, исходя из времени года. Летом отдыхаем на природе, осенью собираем гербарий из листьев, зимой катаемся на коньках и лыжах, а весной сбрасываем теплую одежку и радуемся ласковому солнцу. Каждое время года приносит что-то другое и новое. Каждый сезон меняет наш образ жизни, вид одежды, влияет на прогулки и развлечения. Вспомните школьный урок на тему времена года по предмету природоведение.

Немного сложновато?
Тогда сюда: Времена года для детей +3 до>7

Четыре времени года:

Времена года состоят из четырех сезонов: лето, когда дни наиболее длинные, а солнце поднимается высоко над горизонтом; зима - дни короткие, а ночи длинные; межсезонные времена года весна и осень, на которые приходится период переходной смены сезонов лета и зимы.

(для умеренного пояса, центральной части России)

Лето, сменяет прохладная осень, потом наступает зимняя стужа и после приходит долгожданная весенняя оттепель - и так бесконечное количество раз, из года в год. В чём же таинство этого природного явления и почему происходит смена времен года на Земле?

Чтобы в полной мере визуально представить картину как это происходит, стоит рассказать, как движется земной шар в космосе.

Этих движений два:

  • 1) Земля вокруг своей оси (условной линии, проходящей через центр северного и южного полюсов) совершает за сутки полный оборот. Благодаря этому астрономическому явлению день сменяет ночь. Когда на континентах, обращённых к Солнцу, горячий полдень, на неосвещаемых континентах - глубокая ночь.

  • 2) Земля перемещается по эллипсовидной траектории вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение 1 года.

От чего же происходит смена времен года?

Орбита Земли эллиптическая, а не круговая, и есть на этой орбите ближайшая к Солнцу точка (перигелий), где до Солнца примерно 147 млн км, и самая дальняя (афелий 152 млн км). Эти 3% разницы в расстоянии приводят к примерно 7% разницы в количестве солнечной энергии, которую Земля получает в перилегии и афелии. Однако есть большое заблуждение, что чем ближе Земля к Солнцу, тем теплее, и наоборот, чем дальше, тем холоднее. Это неправильно! Как раз на перигелий в Северном полушарии приходится январь, середина самого холодного время года зимы.

Интересно, что положение Земли вообще не имеет никакого отношения к смене времен года. Ключевую роль играет угол наклона оси Земли, который составляет 23,5°. При движении Земли вокруг Солнца в течение года оказывается обращено то Северное полушарие, то Южное. Именно на том полушарии, которое ближе обращено к Солнце наступает лето, так как оно получает в 3 раза больше солнечного света и тепла. А на другом, обращенном дальше от Солнца, и получающем меньше тепла и солнечных часов, в это время идет зима.

Если бы не было угла наклона и земной шар перемещался вокруг Солнца в строго вертикальном положении, времена года отсутствовали бы вовсе, поскольку любые точки земного шара на освещаемой стороне были бы одинаково удалены Солнца, вследствие чего и воздух бы прогревался равномерно.

Как выглядит смена времен года для северного полушария


Лето

Во время того как Земля перемещается в течение года по орбите, северное полушарие из-за угла наклона оси оказывается расположено ближе к Солнцу и там наступает сезон лета. Светлое время суток по продолжительности увеличивается, а в районах, расположенных ближе к полюсу, даже в полночь на улице светло.

Зима

Далее, в процессе своего перемещения по орбите Земля оказывается на другой стороне по отношению к Солнцу, и теперь уже угол наклона удаляет северное полушарие от тёплых солнечных лучей и там наступает зима. Тёмное время суток увеличивается, а световой день становится коротким. А в это время на континенты южного полушария приходит лето.

Вот как выглядит смена времен года на материках Земли:

Интересно, что жители экваториального и тропических поясов знают о наступлении холодов понаслышке. Здесь сезонные перемены происходят настолько плавно, что практически не ощущаются, потому что экватор в независимости от положения планеты на орбите практически всегда одинаково удалён от Солнца.

Периоды равноденствий:

  • Весеннее равноденствие - 20 - 21 марта. Солнце переходит из южного полушария в северное.
  • Осеннее равноденствие - 22 - 23 сентября. Солнце переходит из северного полушария в южное.

Именно поэтому сезоны для Северного полушария противоположны сезонам в Южном полушарии. В период между месяцами март и сентябрь в течение суток большую часть времени к Солнцу обращено Северное полушарие и оно получает больше тепла солнечных лучей, чем южное полушарие земли. Это период лета в Северном полушарии, когда дни становятся длиннее, а ночи короче.

Через полгода положение земли к солнцу меняется, а наклон остается. Теперь в Южных широтах полушария Земли дни становятся длиннее, а солнце поднимается выше, в то время, как в Северных широтах полушария наступает зима. Этого цикла времени в течение года хватает, чтобы нагреть или охладить определенные участки планеты. Именно поэтому сезоны постепенно изменяются и делятся на времена года.

Земля состоит из климатических поясов, которым соответствует определенный климат. Это связано с различными физическими свойствами поверхности земли и воды в различных участках земного шара. Поэтому на разных континентах климатические сезоны начинаются по-разному по отношению к астрономическим временам года.

Так, на одном континенте выпадение снега может приходиться на зиму, а дожди на лето, а на другом континенте и вовсе может не быть снега и дождей в течение большого промежутка времени, зато сезон проливных дождей будут приходиться на строго определенный сезон года.

Климатические пояса на Земле:

  • Экваториальный пояс - на весну и осень приходятся сезоны засухи, в то время как лето и зима отличаются повышенной дождливостью.
  • Тропический пояс - большую часть года держится сухая, жаркая погода и только в один раз в год, в сезон дождей, выпадает большое количество осадков. также этот сезон является относительно холодным сезоном года.
  • Умеренный пояс (Западная Европа, Центральная часть России) весна и лето относительно сухие с кратковременным выпадением осадков, осень и зима характеризуются выпадением множества осадков и устойчивого снежного покрова.
  • Арктика и Антарктида - времена года сменяются только в виде смены полярного дня и ночи, изменения погодных условий практически не прослеживается и температура остается всегда ниже нуля.

А вот так увидел времена года норвежский фотограф Eirik Solheim, совместив отснятые кадры с одного и того же места в 40 секунд уникального видео смены сезонов:

(One year in 40 seconds. Eirik Solheim )

Уникальный видеоролик про смену времен года. Все сезонные изменения природы за целый год всего за 40 секунд. Автор делал по одной фотографии почти каждый день в течении года, результатом стало сведение необычного эксперимента в короткий видеоролик, наглядно демонстрирующий, как меняется природа проходя через все четыре времени года.

Подытожим: лето наступает в тот момент, когда полушарие в котором мы живем больше обращено к Солнцу и получает больше тепла, а когда в нашем полушарии Солнце светит меньше, то идет зима. Это не зависит от расстояния Земли до Солнца, а происходит из-за наклона земной оси в 23,5°.

Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, отгадайте загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю. (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

(По мере, отгадывания загадок, на доске открываются иллюстрации, изображающие разные времена года.)

Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы , в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца )

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

-Работа по иллюстрациям

Откроем учебники на с. 56-57. Расскажите, глядя на картинки, как меняется жизнь рябины в течение года? Почему ягоды рябины созревают летом, а не зимой?

Какие времена года изобразил художник? Когда лучи солнца падают более прямо, отвесно? Когда Земля получает больше лучей: зимой или летом?

Микрозакрепление

-работа с текстом

Прочитаем текст на странице 58- 59

Земля движется по кругу справа налево (против часовой стрелки), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите в июне.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла? (северное)

Земля продолжает своё движение.

Какое полушарие теперь обращено к Солнцу? (южное, там весна)

Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему? (осень, солнечные лучи падаю косо)

Теперь, мои маленькие исследователи, соединим все события вместе.

микрозакрепление

    Земная ось направлена на Полярную звезду

    Земля движется вокруг Солнца

    Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые - ЛЕТО

    Пока наше полушарие повернуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые – ЗИМА

Какова причина смены времен года? (наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца)

А за какой промежуток времени земля делает оборот вокруг солнца?
(За 365 дней, год).

Какие вы молодцы! Мы сделали великое открытие.

Обобщающее закрепление:

«Блиц – турнир» (отметить точкой правильный ответ).

* Благодаря какому движению земли изменяются времена года?

Движение Земли вокруг своей оси
- движение Земли вокруг Солнца
- движение Земли и Луны вокруг общего центра масс

* Почему мы не видим солнца после его захода?

Солнце спускается низко к земле и за ночь перебирается на другую сторону, где должно утром взойти
- земля поворачивается к солнцу другой стороной и на «нашей» стороне его не видно
- солнце вечером опускается в море, а за ночь проходит коротким путем под землей, чтобы утром снова взойти