Генри уодсворт лонгфелло - биография. Биография лонгфелло генри уодсворта

ЛОНГФЕЛЛО, ГЕНРИ УОДСВОРТ (Longfellow, Henry Wadsworth) (1807–1882), американский поэт. Родился 27 февраля 1807 в Портленде (шт. Мэн). В 1825 одновременно с Н.Готорном окончил Боуден-колледж, где ему предложили должность профессора новых языков. Готовясь к ней, он провел три с половиной года в путешествиях по Франции, Испании, Италии и Германии, изучая европейские языки и проникаясь историей и культурой Европы. С 1829 по 1835 преподавал в Боуден-колледже, в 1831 женился и выпустил сборник путевых очерков За океаном (Outre-Mer ). В 1835 Гарвардский университет пригласил Лонгфелло на такую же должность, и он, прежде чем приступить к работе, вновь отправился в путешествие по Европе. Во время путешествия умерла его жена, он возвратился на родину в конце 1836 и начал преподавать в Гарварде, где оставался до 1854.

В первом поэтическом сборнике Лонгфелло Ночные голоса (Voices of the Night , 1839) было опубликовано стихотворение Псалом жизни , снискавшее ему славу во всех слоях общества. Баллады и другие стихи (Ballads and Other Poems , 1842) включали Гибель «Вечерней звезды », Деревенского кузнеца и Excelsior . В 1843 он вторично женился и приобрел дом в Кеймбридже. Большая, написанная нерифмованными дактилическими гекзаметрами поэма Эванджелина: Акадийская повесть (Evangeline: A Tale of Acadie , 1847) рассказывает о странствиях изгнанных из Акадии (провинция в Канаде) в 1755 и разлученных влюбленных; несмотря на тяжелый размер и чрезмерную сентиментальность, поэма считается шедевром Лонгфелло. В зрелые годы семейного счастья он также создал Золотую легенду (The Golden Legend , 1851), Песнь о Гайавате (The Song of Hiawatha , 1855) и повествовательную поэму в нерифмованных гекзаметрах Сватовство Майлса Стэндиша (The Courtship of Miles Standish , 1858), сюжет которой основан на народных рассказах и исторических свидетельствах о событии, случившемся в Новой Англии на заре колонизации.

Написанная нерифмованным четырехстопным хореем повествовательная поэма Песнь о Гайавате обязана своим появлением Г.Р.Скулкрафту (1793–1864), опубликовавшему легенды индейцев оджибве, и размеру финского эпоса Калевала . Гайавату переоценивали, неправомерно называя подлинно индейским эпосом: по существу она была новым явлением литературы романтизма. Молодой американский индеец Гайавата, воспитанный в племени оджибве, в детстве изучил язык птиц и зверей. Волшебные рукавицы наделяют его сверхъестественной силой, волшебные мокасины позволяют делать с каждым шагом по миле. Они помогают ему воздать по заслугам отцу, Мэджекивису, олицетворению Западного Ветра, за зло, что тот причинил его матери, Веноне. Став вождем племени, Гайавата оберегает его на протяжении долгих лет безоблачного мира. Его женитьбу на деве Миннегага отмечают пиром и песнями, но в конце концов смерть, голод и белые люди губят индейцев. Умирают друзья Гайаваты, умирает Миннегага, а сам Гайавата, дав своему народу совет принять новую религию белых священников, отплывает на Острова Блаженных.

Трагическая гибель второй жены в 1861 повергла Лонгфелло в глубокую тоску, однако цикл поэм Рассказы придорожной гостиницы (Tales of a Wayside Inn ), в который вошли Скачка Пола Ревира , Легенда о рабби бен Леви и Сага с короле Олафе , свидетельствовал о его творческом возрождении. Рассказы выходили тремя выпусками в 1863, 1872 и 1874 (однотомное издание увидело свет в 1886). Лонгфелло использовал здесь рамочную композицию по образцу Дж.Чосера и Дж.Боккаччо: поэмы (их 21) представлены как истории, поочередно рассказанные в теплой компании у камелька сельской гостиницы. Несколько лет он занимался переводом Божественной комедии Данте. Итог этой работы (три тома, 1865–1867) представлял собой весьма грамотный дословный перевод текста нерифмованными терцинами. В последние годы жизни Лонгфелло страдал от ревматизма, но не утратил бодрости духа и работоспособности. Умер Лонгфелло в Кеймбридже (Массачусетс) 24 марта 1882.

(Henry Wadsworth Longfellow)

1807-1882

Наряду с рабством в американском обществе была еще одна позорная страница – истребление индейцев, коренных жителей континента, которые в XVII веке помогли первым посоленцам выжить в ужасных условиях. Но белокожие «Отблагодарили» их по-своему – огнем и мечом.

Вслед за Д.Ф. Купером жизнь и нравы индейцев изучал замечательный американский поэт и ученый Генри Лонгфелло.

Лонгфелло не соответствует стереотипу американского литератора. С его жизнью не связаны никакие скандалы, он не менял множество профессий, не впадал в отшельничество и не отличался пристрастием к алкоголю.

Лонгфелло был широко образован, знал десятки языков, обладал прекрасными манерами и очень хорошим характером.

Он родился в большой дружной семье, был вторым из восьми детей. Учился он прекрасно и в школе, и в колледже Боудойн, основанном его дедом. Его соучеником был впоследствии знаменитый писатель Натаниэль Готорн.

Бродя по лесам и лугам штата Мэн, он уже тогда задумывался о судьбе индейцев, чьи легенды он знал и очень любил.

Отец мечтал видеть сына юристом, но поразительные лингвистические способности и глубокое знание литературы не остались незамеченными. По окончании колледжа Лонгфелло получил предложение остаться на должности профессора.

Для совершенствования языков, получив финансовую поддержку отца, Лонгфелло отправляется в Европу. Франция, Испания, Германия очаровали молодого человека, а он в свою очередь поражал всех своими недюжинными способностями к языкам и знанием литературы.

Печальная весть о болезни младшей сестры ускорила его отъезд домой. Из-за долгого пути живой застать сестру он не успел. Узнав об успехах сына в филологии, отец смирился, что юристом он не будет. Работа в колледже со студентами, не оценившими его феноменальное знание языков, не приносило удовлетворения.

В 1831 г. Лонгфелло женился на Мери Поттер и увез жену в Европу. Они были очень счастливы, но в Голландии Мери серьезно заболела и умерла. Ранее они посетили Англию и Швецию, где он быстро овладел шведским языком.

После смерти жены Лонгфелло не мог возвратиться в США. К этому времени он был автором двух книг «Книга путешествий» и «За океаном» и занимал должность профессора Гарвардского университета.

Чтобы отвлечься от грустных мыслей о потере любимой жены, Лонгфелло поехал в Германию и погрузился в немецкую поэзию.

Горе чуть-чуть отпустило его в горах Швейцарии. Он впитывал чистейший воздух альпийских лугов и красоту природы. Общаться ему было легко: все три государственных языка Швейцарии он знал превосходно. Здесь он подружился с семьей Эпплтонов из Бостона, особенно, с юной Фани. Впоследствии, уже в США, Лонгфелло почуствовал, что это любовь. Но его предложение было отвергнуто. Жизнь показалась пустой и никчемной, но Лонгфелло берет себя в руки и пишет «Псалом жизни», которому следовал всю жизнь:


… Не оплакивай былого,

О грядущем не мечтай,

Действуй только в настоящей

И ему лишь доверяй.

Жизнь великих призывает

Нас к великому идти,

Чтоб в песках времен остался

След и нашего пути –

След в литературе Лонгфелло оставил очень значительный. Его поэзия находила отклик в сердцах самых разных людей. Два сборника стихов сделали его очень популярным. Стараниями друзей вернулась любовь к Фани, и образовалась замечательная семья, где было пятеро детей. Это отогрело душу поэта. Лонгфелло стал богат, знаменит и любим всеми, кто его знал, читал или просто видел.

Однако, несчастья преследовали поэта. Из-за нелепой случайности погибает в огне его вторая жена. Горе было безутешным, но опять Лонгфелло нашел в себе силы и взялся за воспитание пятерых детей сам. Его поддерживали друзья, родные, коллеги, да и просто его сограждане, чья вера в него была безмерна.

Лонгфелло принялся за работу, создал несколько альманахов мировой поэзии, его переводы отличались высочайшим уровнем художественности.

Отдавая должное его поэтическому и переводческому дару, следует признать, что основное его произведение «Песнь о Гайавате» (1855) (блестяще переведенное на русский И.Буниным) сделало Лонгфелло всемирно известным поэтом и гражданином. Лонгфелло с юных лет увлекался индейской темой и долго искал форму, в которой в полной мере мог бы выразить особенности индейской культуры. Он часто обсуждал эту тему с Фани. И вот, путешествуя по Скандинавии, он нашел финский эпос «Калевала». Именно он помог Лонгфелло выразить свое трепетное отношение к индейцам и желание вызвать у своих соотечественников уважение к коренному населению.

В своем произведении поэт рассказал жизнь Гайаваты с детских лет до его кончины. Помещая своего героя в реальные ситуации и в сказочные фантастические обстоятельства, Лонгфелло с глубоким знанием дела описывает жизнь, быт, традиции индейцев. Он рисует их любовь к природе, животному миру, многочисленные умения выживать в суровых условиях.

В образе Гайаваты поэт показал мудрого человека, понимающего губительность войн, готового жить в мире с другими индейскими племенами и с белым человеком.

Наблюдая сегодняшнее положение индейцев (к сожалению, их осталось совсем мало), понимаешь, что усилия Лонгфелло не пропали даром.

Гайавата был героем и защитником народа оджибуэев. Воспитывала Гайавату бабушка Нокомис, и вырос он сильным и добрым, искусным охотником, честным воином и разумным хозяином.

Будучи человеком миролюбивым, Гайавата решил жениться на прекрасной девушке из племени Дакотов, враждовавших с его народом.

После пышной свадьбы потекла счастливая жизнь, которая не всем нравилась. Врагам Гайаваты не удалось уничтожить посевы благодаря предусмотрительности и храбрости Гайаваты.

Гайавата среди повседневных забот не забывал о том, что люди должны знать свои корни, своих предков, и он попросил каждую семью нарисовать свой домашний символ, что-то вроде генеалогического дерева.

Зависть неистребима. Видя как мудр Гайавата, как он умеет дружить, злые духи решили нанести ему удар и убили лучшего друга. Но Гайавата не сдавался. Он сражался с врагами, уходил на Западное побережье, чтобы учить людей лечиться травами и снадобьями, всему учил, что знал сам. Но судьба и злые духи преподносят Гайавате испытания. Самым страшным был голод, от которого умерла его прекрасная жена Минегага.

Увидал и Минегагу,

Неподвижную на ложе,

И такой издал ужасный

Крик отчаянья, что звезды

В небесах затрепетали,

А леса с глубоким стоном

Потряслись до основанья!

Он лицо закрыл руками

Семь ночей и дней у ложа

Просидел в оцепененье.

Без движенья, без сомненья.

День царит иль тьма ночная?

Безутешен был Гайавата, а тут еще и видение ему было о нашествии белолицых. Так все и случилось. Мудрый Гайавата завещал своему народу привечать пришельцев, но что-то тревожило его сердце и решил он уйти навсегда.

Так в пурпурной мгле вечерней,

В славе гаснущего солнца

Удалился Гайавата

В край Кивайдины, решимый,

Отошел в страну Понима,

К Островам блаженных, - в царство

Бесконечной, вечной жизни!

Музыка поэтического слова завораживает своим ритмом, ярким колоритом индейских имен, слов. Это великое произведение о честности, добре, порядочности.

В последние годы жизни Лонгфелло проявил себя замечательным сонетистом («Чосер», «Шекспир», «Мильтон», «Китс», «Поэты» и др.).

В 1868 Лонгфелло предпринял четвертое и последнее путешествие в Европу для получения почетной степени доктора Оксфордского университета. Кроме этой он имел звание почетного академика Испанской, Русской АН и ученые степени пяти европейских и американских университетов.

Когда Лонгфелло тяжело заболел, сотни людей следили за состоянием его здоровья. Смерть великого поэта стала личным горем каждого американца. Это случилось в 1882 году.

Лекция 3. Литература конца XIX – начала XX века

Гражданская война (1861-1865) в США между индустриальным Севером и сельскохозяйственным рабовладельческим Югом стала водоразделом в истории страны.

До войны идеалисты ратовали за права человека, особенно, за отмену рабства. После войны американцы все больше идеализировали прогресс и способного сделать себя самому. Наступила эра миллионеров и спекулянтов, когда дарвиновская теория «выживает сильнейший» как нельзя лучше подходила и способствовала аморальным методам успешного бизнеса. Совершенствовались пути управления людьми и машинами. А богатейшие природные ресурсы укрепляли бизнес. Разветвленная сеть железных дорого, трансконтинентальный телеграф открыли промышленности доступ к ресурсам, рынкам и средствам коммуникации.

Потоки иммигрантов предоставляли дешевую рабочую силу. Между 1860 и 1910 годами 23 миллиона иностранцев из Германии, Скандинавии, Ирландии, а позже из других европейских стран хлынули в США в поисках счастливой доли, образовав т.н. «плавильный котел».

Западное побережье заселили выходцы из Китая, Японии, Филиппин. К 1919 г. почти половина населения страны переселилась в 12 городов. Возникли проблемы урбанизации и индустриализации: перенаселенность, антисанитария, плохие условия труда, низкая заработная плата и противоправные ограничения ведения бизнеса.

Росли профсоюзы, которые доводили до общественного мнения тяжелую жизнь рабочих и фермеров. Последние подвергались к тому же осмеянию. Идеалом американцев был промышленник, богатый и успешный человек. К 1875 количество миллионеров выросло в десятки раз.

Из молодой аграрной страны США превратились в могучую державу. С ростом индустриализации усиливался контраст между богатыми и бедными, человеческая личность подавлялась культом денег. Только сильные духом люди могли противостоять ему силой любви, преданности, доброты.

Естественно, что писатели не могли не отразить в своих произведениях глубокие изменения в американской жизни: (Стивен Крейн, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Фрэнк Норрис, Марк Твен и многие другие). Конечно, разные писатели по-разному подходили к описанию реальной жизни. Можно выделить следующие литературные направления: «нежный реализм», представленный творчеством Уильяма Дина Хоуэллса (1837-1920), который очень осторожно критиковал пороки современного ему общества, но в конце жизни увлекся политическими проблемами и стал более активным; натурализм , давший миру таких талантливых писателей как Стивен Крейн (1871-1900) и Фрэнк Норрис (1870-1902). Они с откровенной прямотой, без лакировки срывали язвы «дикого капитализма». Но самым объективным, глубоким по анализу и прорисовке характеров являлся критический реализм , яркими представителями которого были Марк Твен (1835-1910), Джек Лондон (1876-1916), Теодор Драйзер (1871-1945) и другие.

Критический реализм формировался постепенно, Сначала это было просто честное изображение действительности, но постепенно анализ становился более глубоким и острым.

Первым проложил дорогу к критическому реализму Марк Твен (Mark Twein (1835-1910)/

Хэмингуэй однажды сказал: «Все мы вышли из Геккльберри Финна», равно как и русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. Марк Твен (настоящее имя Сэмюэль Клеменс) являет собой типичный образец американского писателя по разнообразию опробованных профессий, богатству жизненных впечатлений, оптимизму и юмору. Правда, надо признать, что к концу жизни юмор уступил место сатире с горьковатым привкусом.

Родился Марк Твен в штате Миссури в семье незадачливого юриста и еще менее успешного бизнесмена. Отец и сын Клеменсы оба не имели деловой хватки.

После смерти отца 12-летний Сэмюэль бросил школу и начал зарабатывать помощником наборщика в газете. Опыт впоследствии пригодился, хотя денег он получал мало.

С 1853 г. началась бродяжническая жизнь. Работал, где придется, заводил знакомства благодаря общительному характеру. Встреча с рабочим философом Макферлейном, его критические взгляды, противоречащие образу довольного собой буржуа, смотрящего на весь мир свысока, оставил в душе Сэмюэля какие-то смешанные чувства.

Следующий этап жизни был очень приятным. Он попал в когорту привилегированной профессии лоцманов на реке Миссисипи. Здесь-то Сэмюэль и получил свой псевдоним Марк Твен, что по-английски значило mark twain – отметка два. Марк Твен хорошо зарабатывал, помогал семье, но смерть брата в пароходной катастрофе положила конец карьере. Ни в чем не виноватый, он терзался угрызениями.

Третий период жизни М.Твена связан со старателями в штате Невада, охваченном золотой лихорадкой. Народ там был самый разный – головорезы, убийцы, жулики, шулера, поэты, проповедники. Словом, впечатлений масса. Однако, ни счастья, ни денег это проклятое место не принесло.

Следующий этап – это работа в газете «Вирджиния Сити» с 1862 по 1864 в качестве фельетониста. Его неистовый юмор пользуется огромным успехом. Ему советуют посвятить себя литературе. По рекомендации коллеги его рассказ «Скачущая лягушка из Калавераса» напечатан в Нью-Йорке. Этот рассказ заставил хохотать всю Америку и сделал М.Твена знаменитым.

Популярности добавляли и его выступления, где в полной мере проявлялся его актерский талант.

В 1867 г. М.Твен отправляется в Европу на пароходе «Квакер Сити» в качестве спецкорра.

Помимо европейских стран, М.Твен побывал в Севастополе и Ялте.

В 1869 г. выходит его брызжущая юмором книга «Простаки за границей». Американцы незлобно высмеиваются Твеном за их невежество, снобизм и ограниченность суждений.

Это морское путешествие оказалось судьбоносным для писателя, так как через знакомство на борту с Чарльзом Лэнгдоном он влюбляется в его сестру Оливию, дочь очень богатых родителей. Не имея средств и положения, но благодаря упорству и обаянию ему удается жениться на Оливии.

Жаль, что предмет его любви впоследствии нанесет большой вред его творчеству.

Вхождение в совершенно иной социальный мир, хоть и лестно, но дается с трудом. Оливия изо всех сил старается делать из него светского человека, но чаще безуспешно.

Печальнее было то, что она вымарывала из его рукописей все, что казалось ей неприемлемым. Сколько великолепных сочных фраз потеряли читатели безвозвратно! Тем не менее, живя в красивом уютном доме в Хартворде, он писал свою главную книгу, любимую всеми «Приключения Тома Сойера». Практически, это была книга о его детстве.

М.Твен вывел очень полезную формулу: “To make a man want a thing it is enough to make it difficult to get”.

Глазами славного хитроватого и изобретательного в шалостях Тома Сойера автор выступает против лицемерия, снобизма, чванства и утверждает чувство свободы и справедливости. Без сентиментальности и очень искренно с тонким чувством юмора автор повествует о жизни среднего класса.

В 1881 г. М.Твен написал увлекательную книгу «Принц и нищий», которую он посвятил своим дочерям Сьюзи и Кларе. Они обожали эту книгу и считали ее лучшей.

В 1896 г. пришла в семью М.Твена большая беда: умерла от менингита Сьюзи. После похорон семья никогда не жила в Хартворде.

Марк Твен пережил еще одну потерю – умерла его любимая мать, рыжеволосая красавица с острым умом.

Из-за финансовых трудностей М.Твен дает много концертов, которые изматывают его силы. В 1901 и 1902 годах он получает две докторские степени Йельского университета Миссури.

В 1903 в Италии умирает Оливия. Это была тяжелая утрата после 34 лет совместной жизни.

После замужества дочери Клары и отъезда в Европу М.Твен остается с дочерью Джин и дворецким в новом доме в Реддинге. У него учащаются сердечные приступы, с которыми Твен изо всех сил боролся. Внутри же у него назревал кризис, Он испытывал отвращение к проявлениям социального неравенства, коррупции, эгоизму и национализму. Но слава первого юмориста страны связывала ему руки. Поэтому такие произведения как «Письма ангела-хранителя» и др. писались «в стол», а рассказ «Человек, который совратил Гедлеберг», опубликованный в 1899 г., прозвучал как пощечина американскому обществу. Автор резко сатирическими средствами разоблачал алчность людей.

В рождественский вечер 1909 г. Марка Твена настиг еще один удар: от эпилептического припадка умерла его дочь Джин. М.Твен записал тогда: “I lost Susy 13 years ago? I lost her mother 5 years ago; Clara has gone away; and now I have lost Jean/ How poor I am, who was once rich!”

Последнее, что написал великий американский писатель – «Смерть Джин». Силы оставляли его. Клару, вернувшуюся из Европы, он попросил петь ему. Как ни тяжело было сделать это, Клара пела ему его любимые вещи. 21.04.1910 Марка Твена не стало. Окончилось печальное паломничество великого юмориста.

Генри Уодсворт Лонгфелло - американский писатель, поэт-романтик, филолог, переводчик, знаток фольклора, прославился как автор «Песни о Гайавате». Появился на свет в маленьком городе Портленд (штат Мэн) 27 февраля 1807 г. Был потомком старинного йоркширского рода, выходцев из Англии, родился в пуританской семье, главой которого был депутат Конгресса, известный юрист. В детском возрасте Генри увлекался чтением, сочинять первые стихи начал очень рано. Когда газета впервые опубликовала его стихи, Генри был 13-летним подростком.

После получения начального образования в Портленде Лонгфелло поступил в Гарвардский университет, Боудойнский колледж. По окончании учебного заведения ему предложили остаться и работать профессором новых языков. Чтобы основательно подготовиться к вступлению в должность, Лонгфелло три с лишним года провел на европейском континенте, был в Испании, Италии, Германии, Франции, где углубился в изучение языков и литературы. Впечатления, полученные за границей, стали основой для будущего сборника путевых заметок-очерков «За океаном».

На протяжении 1829-1835 гг. Лонгфелло работал в Боуден-колледже. На аналогичную должность его в 1835 г. пригласили работать в Гарвардский университет. И снова Лонгфелло уезжает путешествовать в Европу. Во время поездки поэт переживает личную трагедию: скончалась его супруга, с которой они поженились в 1831 г. В конце 1836 г. Генри Уодсворд возвращается в Америку и приступает к преподаванию, заняв кафедру новых языков. В Гарварде ему предстояло работать до 1854 г.

Начав деятельность на поприще литературы с прозы – книги «За океаном» (1835), Лонгфелло затем полностью отдает себя поэтическому творчеству; с конца 30-ых гг. оно становится делом всей его жизни. Популярным его сделало уже одно из первых опубликованных стихотворений; в 1839 г. увидел свет первый поэтический сборник «Ночные голоса». Последовавший за ним роман, в котором Лонгфелло излагает свою биографию, публика встретила прохладно – в отличие от очередных поэтических сборников - «Баллады и другие стихи» (1842), «Стихи о рабстве» (1842) и др.

Лирические стихотворения стали для поэта ступенькой для написания эпических поэм, принесших ему статус национального поэта, ставших вершиной его славы. Мировую известность Лонгфелло принесла «Песнь о Гайавате» - эпическая поэма, в основу которой легла индейская мифология. Произведение быстро стало невероятно популярным не только в Америке, но и на европейском континенте, буквально спустя 4 месяца увидела свет издание на немецком языке, а сегодня «Песнь о Гайавате» можно прочитать на любом европейском языке (на русский его полностью перевел И. Бунин).

В свою очередь, сам Лонгфелло сделал немало для того, чтобы обогатить национальную культуру приобщением к европейской поэзии. Его переводы стихов поэтов Италии (в частности, он перевел «Божественную комедию» Данте), Германии, Франции пользовались огромным успехом как у литературных критиков, так и простых читателей. Звезда популярности произведений Генри Уодсворта Лонгфелло не закатилась в США и Великобритании до сих пор.

Последние годы жизни поэта были омрачены физическими страданиями (его мучил ревматизм), однако он по-прежнему находился в писательском строю и был бодр духом. Точку в его биографии поставило 24 марта 1882 года: в этот день Лонгфелло скончался, находясь в Кембридже.

Генри Уодсворт Лонгфелло – американский поэт и переводчик – родился 27 февраля 1807 года в Портленде штат Мэн (США).

Он происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII веке и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался в своем родном маленьком городе Портленде в семье адвоката, много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи.

Университетское образование Лонгфелло получил в Боудин-колледже, в Брунсвике, и после годичного пребывания в Европе сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в Гарвардском университете; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в книге «Outre-Mer».

С конца 1830-х он всецело отдался делу своей жизни - поэзии. Одним из его первых стихотворений было «Psalm of Life», сразу принесшее автору большую популярность; в 1839 появился первый сборник его стихотворений, «Ночные голоса» («Voices of the night»), а затем большой автобиографический роман «Hyperion», не имевший успеха. Затем последовали другие лирические сборники: «Баллады и другие стихи» («Ballads and other poems», 1841 ), в который вошло знаменитое стихотворение «Excelsior», «Стихи о рабстве» («Poems on slavery», 1842 ) и другие. В движении 1840-х в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, такие как Витьер и Лоуэлл. Он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя аболиционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта.

От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Эванджелина» («Evangeline», 1847 ), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом и вплоть до начала XX века оставалась одной из настольных книг всякой американской семьи. Тем же национальным характером отличаются «Courtship of Miles Standish» (1858 ), где поэт вдохновляется преданиями о британских предках современных американцев, и «Песнь о Гайавате» («The song of Hiawatha», 1855 ), поэма из быта индейцев Северной Америки. Этими поэмами Лонгфелло достиг вершины литературной славы; все его дальнейшие сборники - «Tales of the wayside Inn» (1863 ), «Three books of song» (1872 ), «Golden legend», «Birds of Passage», «Ultima Thule» и мн. др. находили восторженный приём у критики и у публики, так же как его переводы итальянских, французских и немецких поэтов.

Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и других английских лэйкистов, Лонгфелло в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. «Voices of the night», «Ballads» и другие лишены грандиозных порывов, так же как и пафоса глубоких философских настроений - но в них есть неподдельная свежая поэзия простых, тихих и нежных чувств, возникающих в узком кругу будничной жизни.

В лирических сборниках Лонгфелло чередуются бодрые и меланхолические мотивы: в «Psalm of Life» он проповедует активный, оптимистический идеал жизни, в «Footsteps of Angels» поёт гимн примирения с ударами судьбы. «Excelsior» - одно из самых популярных стихотворений Лонгфелло - превозносит безграничность стремлений к недосягаемому идеалу, а в мелодичном «Hymn of the night» поэт молит лишь о временном забытьи от страданий, воспевая ночь, утешительницу страждущих. Кроме названных лирических пьес Лонгфелло, к лучшим его стихотворениям принадлежат некоторые из песен невольников, в особенности «The Slave’s Dream», «The Arrow and the Song», «The Village Blacksmith».

В эпических поэмах Лонгфелло сказывается стремление создать новую национальную поэзию, воссоздать красоту девственных лесов, наивность младенческого населения, его простые чувства и цельные характеры. В поэме «Hiawatha» Лонгфелло изложил легенды, господствующие среди североамериканских индейцев, по словам автора произведение можно назвать «индейской Эддой». «Сватовство Майлза Стэндиша» («The Courtship of Miles Standish», 1858 ) достойно заканчивает серию национальных поэм, воспроизводя нравы и чувства пуритан в первую эпоху их американской жизни. Лонгфелло благодаря своим обширным литературным знаниям вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами, в особенности средневековыми легендами. Таковы: «Golden Legend», «The Spanish Student», некоторые поэмы из «Рассказы придорожной гостиницы» («Tales of a Wayside Inn») и др. Из его многочисленных переводов особенно замечателен перевод дантовской «Божественной комедии», очень точный и художественный, несмотря на отсутствие рифм.

Генри Уодсворт Лонгфелло умер 24 марта 1882 года в Кембридже (штат Массачусетс, США).

Происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался сначала в маленьком родном городе своем, Портленде, много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи. Университетское образование Лонгфелло получил в Bowdoin College, в Брунсвике, и после годичного пребывания в Европе сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в гарвардском университете; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в интересной книге «Outre-Mer».

С конца 1830-х годов он всецело отдался делу своей жизни - поэзии. Одним из первых его стихотворений был «Psalm of Life», сразу создавший автору большую популярность; в 1839 г. появился первый сборник его стихотворений, «Voices of the night», a затем большой автобиографический роман «Hyperion», не имевший успеха.

Затем последовали другие лирические сборники: «Ballads and other poems» (1841), в который вошло знаменитое стихотворение «Excelsior», «Poems on slavery» (1842) и другие. В движении 1840-х годов в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, например Витьер и Лоуэлл. Он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя аболюционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта.

От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Evangeline» (1847), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом и к началу XX века оставалась одною из настольных книг всякой американской семьи. Тем же национальным характером отличаются «Courtship of Miles Standish» (1858), где поэт вдохновляется преданиями о британских предках современных американцев, и «Hiawatha» (1855), поэма из быта индейцев северной америки. Этими поэмами Лонгфелло достиг вершины литературной славы; все его дальнейшие сборники: «Tales of the wayside Inn» (1863), «Three books of song» (1872), «Golden legend», «Birds of Passage», «Ultima Thule» и мн. др. находили восторженный прием у критики и у публики, так же как его переводы из итальянских, французских и немецких поэтов. Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и других английских лэкистов, Лонгфелло в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. «Voices of the night», «Ballads» и другие лишены грандиозных порывов, так же как и пафоса глубоких философских настроений - но в них есть неподдельная свежая поэзия простых, тихих и нежных чувств, возникающих в узком кругу будничной жизни.

В лирических сборниках Лонгфелло чередуются бодрые и меланхолические мотивы: в «Psalm of Life» он проповедует активный, оптимистический идеал жизни, в «Footsteps of Angels» поет гимн примирения с ударами судьбы. «Excelsior» - одно из самых популярных стихотворений Лонгфелло - превозносит безграничность стремлений к недосягаемому идеалу, а в мелодичном «Hymn of the night» поэт молит лишь о временном забытье от страданий, воспевая ночь, утешительницу страждущих. Кроме названных лирических пьес Лонгфелло, к лучшим его стихотворениям принадлежат некоторые из песен невольников (в особенности «The Slave’s Dream»), «The Arrow and the Song», «The Village Blacksmith».

В эпических поэмах Лонгфелло сказывается стремление создать новую национальную поэзию, воссоздать красоту девственных лесов, наивность младенческого населения, его простые чувства и цельные характеры. «Evangeline» навеяна поэмой «Герман и Доротея» Гёте. Девушка, разлученная с возлюбленным, вследствие неожиданного изгнания их семей из родного гнезда, одинокая и печальная жизнь любящих, их подвиги в служении страдающим соотечественникам, их встреча в госпитале, когда в умирающем Габриэле Евангелина, теперь сестра милосердия, узнает друга своей юности - таков сюжет поэмы, прекрасной, главным образом, отдельными эпизодами, описаниями быта и дикой природы, а также удачным употреблением гекзаметра.

В поэме «Hiawatha» Лонгфелло изложил легенды, господствующие среди североамериканских индейцев, по словам автора произведение можно назвать «индейской Эддой». Самый размер, избранный Лонгфелло в подражание финской Калевале, очень подходит к содержанию поэмы, которая более чем все другое, написанное Лонгфелло, воплотила дух американского народа. «The Courtship of Miles Standish» достойно заканчивает серию национальных поэм, воспроизводя нравы и чувства пуритан в первую эпоху их американской жизни. Лонгфелло благодаря своим обширным литературным знаниям вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами, в особенности средневековыми легендами. Таковы: «Golden Legend», «The Spanish Student», некоторые поэмы из «Tales of a Wayside Inn» и др. Из его многочисленных переводов особенно замечателен перевод дантовской «Божественной комедии», очень точный и художественный, несмотря на отсутствие рифм.