Химия и человек сообщение. Польза и вред химии в жизни человека кратко

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Мы полностью состоим из химических реакций. Мы люди. Все живое состоит из химических реакции. Все что есть на Земле появилось в результате различных химических реакций.

Химия в нашей стране служит одним из мощных средств построения общества. Мощный химической промышленности, непрерывно растет и развивается требуется пополнение кадров высококвалифицированных химиков. Химию широко применяют в в сих отраслях промышленности.

Химия делает существенный вклад в создание различных материалов: металлических и неметаллических.

Во все времена химия служит человеку в его практической деятельности. Еще в древности возникли ремесла, в основе которых лежали химические процессы: получение металла, стекла, керамики, красителей. Большую роль играет химия в современной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность являются важнейшими отраслями, без которых невозможно функционирование экономики. Среди важнейших продуктов химии следует назвать кислоты, щелочи, слои, минеральные удобрения, растворители, масла, пластмассы, каучуки и резины, синтетические волокна и многое другое. В настоящее время химическая промышленность выпускает несколько десятков тысяч наименований продукции. Исключительно важную роль играют химические продукты и процессы в энергетике, которая использует энергию химических реакций. Для энергетических целей используются многие продукты переработки нефти(бензин, керосин, мазут), каменный и бурый уголь, сланц и торф. В связи с уменьшением природных запасов нефти вырабатывается синтетическое топливо путем химической переработки различного природного сырья и отходов производства. Развитие многих отраслей промышленности связано с химией: металлургия, машиностроение, транспорт, промышленность строительных материалов, электроника, легкая, пищевая промышленность- вот неполный список отраслей экономики, широко использующих химические продукты и процессы. Во многих отраслях применяются химические методы, например, катализ(ускорение процессов), химическая обработка металлов, защита металлов от коррозии, очистка воды. Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности. Если есть химия, многие люди будут живы. И все это только благодаря химии. Роль химии в жизни современного человека трудно переоценить. Без неё немыслима ни медицина, ни косметология, ни кулинария, ни наш повседневный быт. Все крутится вокруг неё - химии.

Но есть и плохие второны химии:
1) химические вещества могут быть опасными:
взрывоопасные;
окисляющие;
чрезвычайно воспламеняющиеся;
воспламеняющиеся.
2)биалогическая опасность - хим. в-ва токсичные;
вредные;
агрессивные;
раздражающие;
канцерогенные;
мутагенные;
тератогенные.

Выбери из этого

«Жизнь — череда химических реакций», — как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Зачастую уроки химии в школе воспринимаются как повинность, поскольку ученикам не всегда понятно, зачем изучать этот предмет и как он пригодится в дальнейшей жизни.

Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях:
Очевидном — полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.
Бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Дети, обучающиеся в школах-интернатах, имеют возможность глубже погрузиться в изучение программных предметов и эффективнее использовать полученные знания. Особенно, если речь идет о специализированных интернатах с углубленным изучением определенных дисциплин. Но и общеобразовательные учебные заведения позволяют получить отличную базу, на основании которой ученик сможет получить хорошую специальность.

Рассмотрим первый аспект — поступление в высшее учебное заведение.

Несмотря на то, что обучение в интернатах детей-сирот дает некоторые льготы при поступлении, дальнейшем им потребуется полный набор базовых знаний, чтобы эффективно осваивать программу высшего учебного заведения. Химия является довольно сложной дисциплиной, требующей от ребенка таких навыков, как умение концентрироваться, аналитически мыслить, целостно воспринимать изучаемое явление, самостоятельно делать выводы, брать на себя ответственность за безопасность окружающих. При этом химия должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях:

Ученый-химик

Покуда люди будут стремиться преобразовывать мир, ученые-химики будут нужны человечеству. Эта отрасль знаний на данный момент является наиболее значимой для развития цивилизации! А значит, каждый человек имеет возможность сделать свой вклад в ее развитие.

Медицинский работник

Врачебное дело востребовано всегда. Хороший врач никогда не останется без работы и не будет испытывать чувство ненужности. Он всегда полезен людям, ведь он помогает поддерживать здоровье, спасает жизни людей. Даже медсестра, которой не придется брать на себя ответственность за постановку диагноза и составление плана лечения, должна понимать, что скрывается за составом таблеток, микстур, уколов. Без знаний по химии врач не сможет подобрать хорошее лечение, выписать рецепт на лекарства, составить грамотную рекомендацию по их применению, предложить альтернативные методы лечения с помощью народной медицины. Ведь все препараты взаимодействуют друг с другом и могут подавлять лечебные свойства или наоборот, делать их воздействие чрезмерным.

Еще важнее уроки химии для будущих фармацевтов, которые изобретают новые лекарства, составляют лечебные порошки и мази, помогают выбрать наиболее дешевые, но эффективные аналоги разных препаратов.

Ветеринар, зоолог, биолог, агроном, садовод

Флора и фауна вызывают восторг практически у каждого любознательного ребенка. Деревья, травы, цветы радуют нас своей красотой и приносят пользу. Если бы их не было, люди не могли бы создавать книги, шить одежду, составлять лечебные сборы. Мир животных также поражает своим разнообразием. Химия актуальна для каждой из этих профессий.

Эколог

Природа — бесконечный источник жизненных сил для любого человека. Мудрые люди стремятся жить в гармонии с ней, поэтому миру всегда нужны профессиональные экологи, которые помогают людям сотрудничать с природой и наносить ей минимальный вред.

Строитель, дизайнер-оформитель, художник

Строительство также является отраслью, которая всегда будет востребованной. Ведь людям нужно где-то жить, на чем-то сидеть, спать. Знания по химии позволяют правильно рассчитать пропорции при составлении бетонной смеси - необходимом элементе для постройки дома. Определить необходимые временные рамки, необходимые для окончательного затвердения фундамента, также будет сложно без понимания особенностей прохождения различных химических реакций.

Даже художники, которые многими воспринимаются как отстраненные наблюдатели, должны владеть базовыми химическими понятиями о взаимодействии веществ! Иначе они просто не смогут грамотно смешивать краски, закреплять их на холсте. Дизайнер-оформитель тоже обязан иметь понимание химических процессов, в особенности их влияние на здоровье человека - ведь от его работы зависит не только красота жилого помещения, но и качество жизни людей! Он должен уметь выбрать нужный материал для отделки, чтобы у проживающей в квартире семьи не начались хронические заболевания и аллергические реакции.

Технолог пищевой промышленности

Продукты, которые мы приобретаем в магазинах, имеют долгий срок хранения по одной простой причине — в пищевой промышленности применяются знания по органической и неорганической химии, с помощью которых удается продлевать срок хранения различной пищи. Вкусовые добавки, заменители сахара, конфеты, чипсы, лимонады — большинство лакомств, столь радующих нас, были бы невозможны, если бы люди не создали такую науку, как химия.

Технологи

Издревле люди использовали природные красители для того, чтобы окрасить одежду из натуральных веществ в яркие цвета. Процесс окраски — это обычная химическая реакция, которую можно спрогнозировать. Благодаря технологам легкой промышленности мы имеем возможность так ярко выглядеть и использовать для создания одежды такое количество синтетических материалов!

Опытные технологи, хорошо знающие химию, нужны для создания косметических средств, парфюмерии. Они разрабатывают способы переработки полезных ископаемых, разрабатывают новые виды пластмасс, используемых для создания корпусов ноутбуков, планшетов, бытовых предметов. Они создают материалы для военной промышленности, космической индустрии, медицины.

Эксперт-криминалист

Криминалисты, которым приходится расследовать тяжелые преступления, обязаны иметь широкие познания в химии, биологии, психологии, физике и ряде других наук. Знаменитый литературный детектив Шерлок Холмс успешно раскрывал многие преступления, поскольку был сведущ в химии!

И это далеко не полный перечень специальностей, для которых познания в химии являются необходимыми. Процесс обучения труден для многих детей именно потому, что они не понимают, где на практике они смогут применить полученные знания. Кроме того, у детей возникает закономерный вопрос: «Я не хочу развиваться в специальностях, связанных с химией. Зачем мне ее учить?»

На такое заявление существует два емких ответа. Первый заключается в том, что если не получить хотя бы базовых знаний по химии, то в будущем множество дорог развития будет закрыто. К тому же, интерес к какой-то сфере деятельности может проснуться спонтанно. Второй ответ несколько приземленней — химия нужна в обыденной жизни.

Применение знаний по химии в обыденной жизни

Следует отметить, что для детей, обучающихся в интернате, именно эта, бытовая причина изучения химии является наиболее значимой. Особенно если дети лишены родительской опеки и вынуждены самостоятельно находить своё место в жизни. Элементарные сведения, почерпнутые из уроков химии, помогут им в решении самых простых задач. Поэтому, проводя урок, я стараюсь показать цель получаемых знаний.

Например, при знакомстве с классом кислот ребята не смогли назвать, какие кислоты можно найти у себя на кухне. Поэтому, рассказывая о кислотах, делаю упор на применение их в быту: как можно использовать уксусную и лимонную кислоты, где пригодятся им эти знания.

К такой работе привлекаю и самих учащихся. Например, при изучении темы «Фенол» рассказываю о негативном действии фенолформальдегидных смол. Обращаю внимание, что большая часть современной мебели сделана из ДСП, содержащих вредные вещества. Предлагаю учащимся найти способы защиты от вредных воздействий. Предлагаю учащимся поработать над проектом «Мой дом». Дети готовятся к будущей жизни, строят планы, появляется цель и заинтересованность.

Проходим тему "Спирты". Показываю детям презентацию. К сожалению, такой бытовой опыт у ребят довольно богатый. И если над первыми кадрами они посмеиваются, то к концу презентации в классе становится тихо. Обязательно провожу семинар по теме «Спирты». Ребята ищут информацию, рассказывают о негативном влиянии алкоголя на организм человека. Как говорит китайская пословица, «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял».

При изучении темы «Ферменты» рассматриваем состав стиральных порошков, учимся правильно стирать белье, попутно повторяем тему «Жесткость воды». Подкрепленные практикой знания остаются надолго.

Изучая нуклеиновые кислоты, обязательно подробно говорим о биотехнологиях и генной инженерии, я знакомлю их с продуктами, содержащими генетически модифицированные компоненты. Ребята пишут сочинения-рассуждения о будущем человечества.

Ребят интересует то, что касается лично их, в частности, они очень интересуются вопросами здоровья. Проходим тему «Витамины». Ребята конспектируют, примеряют к себе полученные знания.

Покупка стирального порошка и выбор температуры стирки для одежды из различных тканей. Подбор косметических средств, с минимальным содержанием «химии». Чистка серебряных украшений, защита металлических изделий от воздействия воды. Способы очистки воды с помощью различных природных материалов. Создание весёлых фокусов с использованием различных химических веществ (активированный уголь, нашатырь, чай, дрожжи). Создание домашнего мороженого… — всему этому и многому другому обычные дети учатся благодаря жизненному опыту родителей. Дети-сироты, воспитывающиеся в интернатах, лишены этого бытового знания! Поэтому столь важно, чтобы они имели возможность глубоко изучать химию на занятиях.

Учащиеся впитывают азы химической науки, которые впоследствии позволят им хорошо ориентироваться в обыденной жизни и не совершать необдуманных поступков! Ведь знания о том, как нейтрализовать химический ожог, могут спасти здоровье, а то и жизнь человека! Где же ещё ребёнок сможет их получить, как не на уроках химии?

Скучно изучать только то, что идёт в отрыве от нашей собственной жизни. Даже взрослый человек не всегда может заставить себя выучить то, что кажется ему бесполезным и скучным. Что же требовать от школьника, находящегося в трудном периоде подросткового возраста и ещё не определившегося с главными вопросами: «Кто я, чего я хочу от жизни»? Поэтому важно при изучении химии доказать её актуальность - вызвать интерес.

Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Даже формирование влюблённости подчиняется законам этой науки. Химия - это жизнь, которую стоит постичь!

Кузьменко Елена Анатольевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №24
г. Санкт-Петербург
Учитель химии

«Химия в жизни человека» сообщение 8 класс кратко расскажет о химических процессах, которые нас окружают и влияют на нашу жизнедеятельность. Также сообщение «Роль химии в жизни человека» можно использовать для подготовки реферата на заданную тему.

Сообщение «Химия в жизни человека»

Зачем нужна химия в жизни человека и в природе? Оглянитесь и Вы убедитесь, что наш мир почти полностью состоит из нее. Самый яркий тому пример, это кислород – вещество, без которого живые существа не смогли бы существовать на планете. Он участвует в таких важных процессах как:

  • Дыхание
  • Горение
  • Гниение

И это только самая малая часть. Химия охватывает все отрасли промышленности и оказывает влияние на все процессы, происходящие в природе.

  1. Химия в промышленности

От химических продуктов зависят такие промышленные отрасли как изготовление строительных материалов, машиностроение, сельское хозяйство, металлургия, изготовление электроники, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимия. Благодаря химии производятся медицинские препараты, пищевые продукты, которые необходимые для нашей жизнедеятельности. Химическая промышленность значительно преуспела в производстве оружия. Но, вместе с тем, промышленные предприятия наносят вред среде обитания, они постепенно нас отравляют, провоцируют появление новых заболеваний.

  1. Повседневная жизнь

Повседневную жизнь и быт человека трудно представить без химии и благ химического производства. Чистящие и моющие средства, губная помада, кредитная карточка, наушники, очки, компьютер, это те вещи, которые плотно вошли в нашу жизнь и которые являются детищем химического производства (а точнее нефтеперерабатывающей промышленности). Отметим, что из нефти изготовляют больше 6 000 наименований продукции. Самые популярные и используемые нами это:

  • Пластмасса. Она присутствует в промышленной и бытовой технике, поездах, автомобилях, пищевых контейнерах, канцелярских принадлежностях.
  • Вазелин. Является важной составляющей частью медицины, косметологии и пищевой промышленности.
  • Синтетические ткани. Среди них приятный и мягкий акрил, эластичная лайкра, прочный нейлон, немнущийся полиэстер.

Также нефть используется в пищевых продуктах, где она заменяет животный белок.

  1. Химия и продукты питания

Знали ли Вы, что питьевая вода это чистая химия, формулу которой все помнят со школьных времен.Выпивая стакан воды, человек потребляет настоящий коктейль из неорганических веществ: йода, фтора, кальция, селены и так далее. Если говорить о продуктах питания, то, первое, что приходит в голову, это слово «глутамат натрия» — вещество, которое сделает вкусным практически все. Он содержится в чипсах, приправах, сосисках, колбасе, молоке, рыбе, соевых продуктах и так далее.Таких веществ огромное число, и они не всегда полезные.

Таким образом, химия является нашей спутницей еще со времен сотворения мира. Человек научился запускать сложные химические процессы, о которых мы даже не задумываемся. Без химии современный мир не существовал бы в том виде, в котором видим мы его сейчас.

Надеемся, что «Химия в жизни человека» сообщение кратко изложенное в этой статье, помогло Вам подготовиться к занятию. А краткий рассказ о химии в жизни человека Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Исследуя процессы, совершающиеся в природе, и открывая законы, управляющие ими, химия вместе с другими естественными науками составляет основу химической промышленности и химизации народного хозяйства страны.

Химическая промышленность преследует цель снабдить народное хозяйство различными веществами, материалами, продуктами, получаемыми ею путем изменения состава или структуры исходных веществ, т. е. химическими способами. Эти способы химической промышленности доставляет химия вместе с механикой, физикой и другими естественными науками, которые развиваются под влиянием требований материального производства. Химическая промышленность своими потребностями оказывает решающее влияние на развитие химической науки.

Химизация народного хозяйства - это внедрение химических методов обработки материалов и продуктов химической промышленности во все отрасли производства, культуры и быта. Она является, как мы видели выше, одним из основных направлений научно-технического прогресса, создания материально- технической базы коммунизма. Химизация ускоряет технический прогресс, внося неоценимый вклад в совершенствование материалов, орудий труда, технологии производства. Она способствует повышению производительности труда и созданию изобилия продуктов, необходимых для всестороннего удовлетворения потребностей людей. Для осуществления химизации народного хозяйства необходимо развитие химической науки и химической промышленности, распространение химических знаний в народе

Отсюда видно значение химии в строительстве коммунистического общества. Рассмотрим более подробно роль химии в современной жизни.

Важнейшее значение для промышленности, сельского хозяйства, транспорта, обороны страны и быта имеет твердое, жидкое и газообразное топливо. Химии принадлежит выдающаяся роль в разработке процессов производства этих видов топлива. Она обосновала способы производства из угля, торфа, горючих сланцев различных видов газообразного и жидкого топлива. Она разработала способы разгонки и различных видов крекинга нефти, обеспечивающие получение из нее большого количества бензина, керосина и других видов моторного топлива. Химия выработала способы получения топлива для реактивных двигателей и с этой стороны обеспечила развитие реактивного движения. Вместе с физикой она создала научные основы получения горючего для атомных реакторов. Химия раскрыла научные основы рационального сжигания топлива с высоким коэффициентом полезного действия. Другими словами, химия играет выдающуюся роль в современной энергетике.

Современное производство немыслимо без машин и инструментов. Главными материалами, из которых изготовляются они, являются металлы и их сплавы, которые получаются на основе химической переработки природных материалов. Химия предоставляет металлургии методы исследования материалов природы с целью определения содержания в них нужных металлов, методы обогащения сырья необходимыми веществами, методы получения металлов и сплавов из этих веществ. В основе современных методов производства металлов лежат окислительно-восстановительные процессы. Производство чугуна основано на восстановлении железа окисью углерода, получающейся при сжигании кокса. Обжиг сернистых руд и восстановление металлов углем составляет основу получения меди, цинка, свинца. Восстановление металлов водородом из окислов применяется в производстве молибдена, вольфрама, ванадия и других металлов. Восстановление в электрических печах хрома и марганца из их окислов лежит в основе производства феррохрома и ферромарганца Восстановление электрическим током используется в производстве алюминия, магния, натрия, калия, а также при рафинировании меди и других металлов. Применение кислорода в металлургии повышает производительность труда. Химия имеет большое значение для развития металлургии.

Производство машин и приборов - это в основном физикомеханическое производство, требующее изготовления разнообразных деталей и их сборки. Но и в производство приборов и машин глубоко проникла химия. Широким потоком идут в машиностроение и приборостроение продукты химической индустрии пластмассы для изготовления деталей, каучук для изготовления шин, покрышек и прокладок, различные изоляционные материалы для электротехники и радиоэлектроники, смазочные масла для предупреждения изнашивания трущихся поверхностей и т. д. Химия подсказала правильные пути предупреждения металлов от коррозии: оксидирование, меднение, хромирование, никелирование, покрытие металлов лаками и красками, применение различных ингибиторов и т. д. В связи с этим в машиностроении широко используются кислоты и соли, лаки и краски, синтетические смолы и т. д. Машиностроительное производство широко использует химические методы и продукты химической промышленности.

Строительная промышленность для выполнения своих задач нуждается в стали, кирпиче, цементе, стекле, блоках, панелях, керамических изделиях, в красках, лаках, олифе, в различных синтетических материалах (для покрытия полов, дверей, потолков, стен), являющихся продуктами физико-химической переработки природных материалов. Монтаж зданий из панелей и блоков, кладка кирпичных стен и их штукатурка, бетонирование, цементирование - это важные процессы строительного дела. Раскрытие химических основ этих процессов имело большое значение для рационального и производительного выполнения строительных работ. Химия доставляет производству строительных материалов способы их получения, а строительному делу - химические методы соединения материалов, отделки помещений и т. д.

Производство продуктов питания - задача сельского хозяйства. Высокие урожаи немыслимы без применения минеральных и органо-минеральных удобрений, химических средств борьбы с сорняками (гербициды), с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений (инсектофунгициды), без стимуляторов роста и т. д. С каждым годом увеличивается потребление в сельском хозяйстве фосфорных, калийных и азотных удобрений, соединений бора, марганца, молибдена и других веществ, используемых в качестве микроудобрений, гексахлорана, ДДТ, парахлорбензола, дихлорэтана и многих других средств борьбы с вредителями и болезнями культурных растений, получаемых в химической промышленности. Для производства удобрений химическая промышленность потребляет сотни тысяч тонн азотной кислоты и миллионы тонн серной кислоты. Животноводству химия доставляет кормовые, лечебные и санитарные средства. Многие процессы пищевой промышленности, перерабатывающей первичные сельскохозяйственные продукты, базируются на химии - производство крахмальной патоки, уксусной кислоты, спирта, сахара, маргарина и пр. Химия глубоко проникла в сельское хозяйство и пищевую промышленность.

В производстве одежды и обуви также широкое применение имеют продукты химической промышленности и методы химической технологии. В последние годы химия стала успешно соревноваться с природой в изготовлении искусственного (вискоза, ацетатный шелк) и синтетического (капрон, нейлон, энант, хлорин и т. д.) волокон для текстильной и кожзаменителей для обувной промышленности. Бучение и беление, мерсеризация и крашение, набивка рисунков и аппретирование- тканей являются химическими процессами и для своего выполнения требуют применения продуктов химической промышленности: щелочей, гипохлоритов, красителей, уксусной кислоты, разнообразных солей, применяемых в качестве протрав, моющих средств и т. д. Для обеспечения текстильной промышленности красителями развилась мощная анилокрасочная химическая промышленность.

Широко проникла химия в область культуры. Изготовление бумаги, приготовление типографских красок и сплавов, производство материалов для радио и телевизионной аппаратуры, кинолент, фотоматериалов основано на применении химии и продуктов химической промышленности.

Огромное значение имеет химия для здравоохранения. Со второй половины XIX столетия все в большей и большей мере для лечения, обезболивания и дезинфекции стали применять продукты органического синтеза. Всем известные лекарства, как аспирин, фенацетин, салол, уротропин, были первыми успехами этого синтеза. В последние годы медицина получила от химии такие важные синтетические средства для лечения болезней, как стрептоцид, сульфидин, сульфазол, стрептомицин, витамины и т. д.

Химия широко вошла в современный быт людей не только опосредствованно, через применение пищи, одежды, обуви, топлива, жилищ, но и непосредственно, путем использования мыла, стиральных порошков, соды, дезинфицирующих и профилактических веществ, средств для выведения пятен, пищевкусовых веществ и т. п.

Поистине великим провидцем был М. В. Ломоносов, когда еще на заре современной химии в своей речи «Слово о пользе химии» в 1751 г. говорил: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие, слушатели». Осуществляется предвидение К. Маркса о том, что по мере овладения человечеством химическими методами и реакциями механическая обработка будет все более и более уступать методу химического воздействия.

Отсюда становится понятным, почему Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли и уделяют самое пристальное внимание развитию химии и химической промышленности в нашей стране.

Так, в докладе Н. С. Хрущева на XXII съезде КПСС о Программе партии говорится: «Исключительное значение приобретает химическая индустрия. За 20 лет ее продукция при интенсивном расширении номенклатуры возрастет примерно в 17 раз. Широчайшее распространение получит химия полимеров. Производство синтетических смол и пластических масс будет увеличено примерно в 60 раз. Выпуск искусственного и синтетического волокна, имеющего особое значение для производства товаров широкого потребления, возрастет примерно в 15 раз. Производство минеральных удобрений предстоит увеличить в 9-10 раз» («Материалы XXII съезда КПСС»,Гос- политиздат, М., 1961, стр. 149).

В Программе Коммунистической партии ставится задача всемерного развития химии, химической промышленности и внедрения химических методов обработки материалов в различные отрасли производства.

«Одна из крупнейших задач - всемерное развитие химической промышленности, полное использование во всех отраслях народного хозяйства достижений современной химии, в огромной степени расширяющей возможности роста народного богатства, выпуска новых, более совершенных и дешевых средств производства и предметов народного потребления. Металл, дерево и другие материалы будут все более заменяться экономичными, практичными и легкими синтетическими материалами. Резко возрастает производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений» (там же, стр. 372).

Таким образом, чтобы понять химические процессы, совершающиеся в природе, чтобы овладеть научными принципами современного производства и, следовательно, иметь политехнический кругозор, чтобы понять сущность химизации страны, чтобы быть готовым к труду в области современного производства, культуры и быта, необходимо знать основы современной химии.

От работников массовых профессий промышленности теперь требуется знание состава и свойств разнообразных видов сырья и материалов, способов химического изменения их, свойств наиболее распространенных химических реагентов, характера воздействия их на главнейшие материалы и т. д. От всех работников массовых профессий сельскохозяйственного труда теперь требуется знание состава растений и почв, химии питания и химических способов борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, свойств и способов хранения удобрений, гербицидов, инсектофунгицидов, химии питания и содержания сельскохозяйственных животных, научных основ предупреждения коррозии сельскохозяйственных машин, знание состава и свойств моторного топлива, теории рационального сжигания его и т. п. От работников строительства требуется знание состава и свойств строительных материалов, химических основ их применения и пр.

По мере технического прогресса, ликвидации существенного различия между умственным и физическим трудом, подъема работников производства до уровня работников интеллигентного труда эти требования к образованию будут становиться все более широкими и глубокими.

Для удовлетворения этих требований коммунистического строительства необходимо, чтобы наши учащиеся за время обучения в школе получили прочные и систематические знания по химии, ориентировку в научных принципах химического производства, сведения об успехах и задачах химизации страны, некоторые практические навыки в обращении с продуктами химической индустрии. Учащиеся, владеющие основами химии, практическими знаниями и навыками, быстрее и лучше овладеют различными видами труда в производстве и вместе с тем будут хорошим пополнением техникумов и вузов, подготовляющих квалифицированные кадры для все более и более химизирующегося народного хозяйства страны.