Идейно-художественные особенности лирики тютчева. Сочинение-миниатюра "пейзажная лирика тютчева"

Во второй половине XIX века в русскую поэзию вошло новое понятие
– космическое сознание. К высокоинтеллектуальным поэтам,
обладавшим «космическим» сознанием, причисляли немногих, среди которых одно
из главных мест отводилось Федору Ивановичу Тютчеву.


«Космическая» тема, тема мироздания, философские размышления о смысле
человеческой жизни – наиболее яркая грань поэтического таланта Тютчева. Поэт
вырабатывал «обостренность нравственного чутья», которая и привела его к
космическому, философскому сознанию. Обостренность духовных сил рождала
подлинные шедевры поэзии, настоящие картины мироздания – философские
миниатюры:
«Есть некий час в ночи всемирного молчанья
И оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес…» («Видение»).
Жизнь поэта отразилась в строчках его стихов, философских миниатюр.
Философия Тютчева стала результатом его внутренней раздвоенности. С одной
стороны, светская жизнь с ее утомительными раутами, блестящими балами,
модными гостиными. С другой – душевное одиночество, неудовлетворенность,
тоска по чему-то большому, несбыточному.
Поэт постоянно искал смысл жизни и часто его не находил:
«…Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе!»
Тютчев постоянно находился в поиске. Его мучила бессонница. Ночь, звезды стали
вечными спутниками поэта.
Солнце, звезды для Тютчева – это самобытный светящий мир со своими
правилами и законами. На солнце бывают пятна. Но когда поэт думал о солнце,
он забывал о пятнах. Философию жизни Тютчев искал в природе. Он видел
одновременно в ней величие, торжество, хаос. Поэт боялся не найти в природе
загадку, утратить веру в ее бессмертие и силу.
Свои философские миниатюры Ф.И.Тютчев посвящал и великому чувству –
любви. И снова любовь у поэта не возвышенная, а роковая. Стихи Тютчева о
любви можно считать плодом раздумий его души, души мятущейся и негодующей,
влюбленной и ненавидящей, поэтическим завершением его духовной мысли.
Последние годы жизни поэта были связаны с утратами. Умерла мать, старший сын,
внучка Мария, младшая, любимая дочь, старший брат Николай. Тютчев устал от
смертей и посвятил много стихотворений этой теме.
Однако и смерть для Тютчева перестала представляться далекой и страшной.
Он философски ожидал ее, не ужасаясь скорому ее приходу. Итогом всех
философских исканий и размышлений Федора Тютчева можно по праву считать
миниатюру-четверостишье, которое поэт посвятил России:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».

Ф.И. Тютчев был известен не только тем, что умел ценить прекрасное и воспевал красоту природы и прекрасных чувств. Он любил Отчизну, восхищался русским народом. Именно патриотические чувства описываются в стихотворении Тютчева "Умом Россию не понять", анализ которого представлен ниже.

Поэт и дипломат

Анализ стиха Тютчева "Умом Россию не понять" следует начать с того, что Федор Иванович был не только талантливым поэтом, но и прекрасным дипломатом. Он много времени проводил за границей и имел представление о том, как живут в Европе. Поэт считал, что европейцы живут намного цивилизованнее, чем русский народ.

Тютчев восхищался силой русского духа. Он отмечал, что и европейцы не могут понять особенности нашего менталитета. 28 ноября 1866 года Федор Иванович записал на маленьком клочке бумаги известную миниатюру, который теперь хранится в Пушкинском доме. Напечатано оно было в 1868 году.

Проведем краткий анализ стихотворения Тютчева "Умом Россию не понять" по плану, представленному ниже:

  • Особенности композиции.
  • Патриотический мотив.
  • Размер и способ рифмования.
  • Средства выразительности.

Особенности композиции

Анализ стихотворения Тютчева "Умом Россию не понять" продолжается объяснением особенностей композиции. Миниатюра состоит из двух частей (такое построение является характерным для стихотворений Федора Ивановича). В первых двух строках говорится о том, что Россия занимает особое место среди других государств.

Эту особенность невозможно понять только одним разумом, ее нельзя измерить общими для всех мерками. Частое употребление частицы отрицания усиливает значение слов "ум", "аршин". В стихотворении поэт противопоставляет веру и ум. В третьей строке Тютчев говорит об особой стати России. Под этой статью подразумевался весь народ, который всегда отличался широтой души, своей силой, добротой. Последняя строка является выводом, который подчеркивает уникальность России.

Патриотический мотив

В анализе стихотворения Тютчева "Умом Россию не понять" нужно подчеркнуть, что оно отличается от других произведений поэта духом патриотизма. В нем нет воспевания красоты природы или восхваления любви. В своей миниатюре Тютчев размышляет о силе русского народа.

Федор Иванович, имея большой дипломатический опыт, часто сравнивал жизнь в Европе и в своей родной стране. Он не раз отмечал, что европейцы являются более цивилизованными, условия жизни в их странах намного лучше, чем в России. Но тем не менее, русский народ всегда удивлял иностранцев своей самобытностью и непредсказуемостью русского менталитета.

В анализе стихотворения Тютчева "Умом Россию не понять" следует отметить, что именно удивительное мышление русского народа помогает России не закоснеть в мещанстве, порочности как другие европейцы. Русское общество будет развиваться, несмотря ни на что. Европейскому обществу не хватало того духовного огня, который присущ его родному народу.

Недаром поэт написал, что Россию нельзя понять умом. Ведь для русского человека всегда важнее всего были чувства. В представлении иностранцев в этой загадочной стране всегда царит хаос. Но на самом деле, это всего лишь их энергичность, желание улучшить жизненные условия. Именно это и приводит к принятию неординарных решений. Вот эта непредсказуемость и смелость всегда удивляли все европейское общество. И именно это и восхищало поэта.

Размер и способ рифмования

В анализе стихотворения Тютчева "Умом Россию не понять" по плану определение стихотворного размера и какой вид рифмы был выбран. Эта миниатюра является одной строфой, написана она четырехстопным ямбом, который был характерен для творчества поэта. Это придает стихотворению возвышенный слог, который свойственен патриотическим произведениям. Способ рифмования - перекрестный.

Литературные тропы

Следующий пункт анализа стихотворения Тютчева "Умом Россию не понять" - средства выразительности. Все произведение является олицетворением. Это позволило вдохнуть жизнь в образ страны. Поэт в этих четырех строках смог показать всю силу русского духа, показать всю уникальность менталитета своего родного народа. Глаголы придают произведению некоторую живость. Частицы отрицания усиливают противопоставление: весь мир руководствуется рассудительностью, а славяне - чувствами, верой.

Федор Иванович Тютчев в своей патриотической миниатюре показал, что Россия всегда будет двигаться только вперед. В то время в стране только было отменено крепостное право, Россия стояла на пороге великих перемен. Славяне отличаются от других тем, что не могут с точностью сказать, какие решение примут. Но они верят в силу своей родной земли - эта вера и является стержнем русского народа.

Поэт искренне верил в то, что Россия занимает особое место в мире. Он верил в то, что именно непредсказуемость не позволяет иностранцам покорить его Отечество. Феномен русской души до сих пор остается непонятен другим народам. Все события, происходившее в России, всегда изумляли мировое сообщество своей неожиданностью. Федор Иванович всего в четырех строках показал силу духа русского народа.

Содержимое:

Во второй половине XIX века в русскую поэзию вошло новое понятие
— космическое сознание. К высокоинтеллектуальным поэтам,
обладавшим «космическим» сознанием, причисляли немногих, среди которых одно
из главных мест отводилось Федору Ивановичу Тютчеву.
«Космическая» тема, тема мироздания, философские размышления о смысле
человеческой жизни — наиболее яркая грань поэтического таланта Тютчева. Поэт
вырабатывал «обостренность нравственного чутья», которая и привела его к
космическому, философскому сознанию. Обостренность духовных сил рождала
подлинные шедевры поэзии, настоящие картины мироздания — философские
миниатюры:
«Есть некий час в ночи всемирного молчанья
И оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес… » («Видение»).
Жизнь поэта отразилась в строчках его стихов, философских миниатюр.
Философия Тютчева стала результатом его внутренней раздвоенности. С одной
стороны, светская жизнь с ее утомительными раутами, блестящими балами,
модными гостиными. С другой — душевное одиночество, неудовлетворенность,
тоска по чему-то большому, несбыточному.
Поэт постоянно искал смысл жизни и часто его не находил:
«… Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе!»
Тютчев постоянно находился в поиске. Его мучила бессонница. Ночь, звезды стали
вечными спутниками поэта.
Солнце, звезды для...
Тютчева — это самобытный светящий мир со своими
правилами и законами. На солнце бывают пятна. Но когда поэт думал о солнце,
он забывал о пятнах. Философию жизни Тютчев искал в природе. Он видел
одновременно в ней величие, торжество, хаос. Поэт боялся не найти в природе
загадку, утратить веру в ее бессмертие и силу.
Свои философские миниатюры Ф. И. Тютчев посвящал и великому чувству —
любви. И снова любовь у поэта не возвышенная, а роковая. Стихи Тютчева о
любви можно считать плодом раздумий его души, души мятущейся и негодующей,
влюбленной и ненавидящей, поэтическим завершением его духовной мысли.
Последние годы жизни поэта были связаны с утратами. Умерла мать, старший сын,
внучка Мария, младшая, любимая дочь, старший брат Николай. Тютчев устал от
смертей и посвятил много стихотворений этой теме.
Однако и смерть для Тютчева перестала представляться далекой и страшной.
Он философски ожидал ее, не ужасаясь скорому ее приходу. Итогом всех
философских исканий и размышлений Федора Тютчева можно по праву считать
миниатюру-четверостишье, которое поэт посвятил России:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.

Противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить на примере таких стихотворений, как “Летний вечер”, “Утро в горах”, “Снежные горы” и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова “нега”, “шепот”, “трепет”.

Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чувству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др. Например, в стихотворении “Летний вечер” поэт, чтобы полнее показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие слова, как “горячий”, “ключевые воды”, “зной”, “раскаленный шар”, “волна морская”.

Такое сопоставление сразу вызывает в памяти воспоминания о ночной свежести и умиротворенности природы. Другим подтверждением мысли о вечном покое могут служить строки из стихотворения “Снежные горы”:

И между тем как полусонный

Наш дольний мир, лишенный сил,

Проникнут негой благовонной,

Во мгле полуденной почил.

Такое описание показывает нам самодостаточность и отстраненность природы от человека. Она равнодушна к страстям смертных, так как сама является вечной. Таинственно, как в первый день созданья:

В бездонном небе звездный сонм горит...

В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена заветная мечта о возможном единении человека и природы. Таково стихотворение “Осенний вечер”. Поэт передает “умильную, таинственную прелесть” увядания природы, это же чувствует и лирический герой.

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении “Весенняя гроза”, которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова “первый”, “молодые”, “весело”, “смех” и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза - грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово “весенняя” уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение “Как весел грохот летних бурь…” гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы (“взметая”, “нахлынувшая”, “опрометчиво безумно”, “дрожит”, “широколиственно и шумно”).



Иная тональность, у стихотворения “Море и утес”, наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, - в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

Анализ пейзажной

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Тютчева художественно выразила сложность и противоречивость действительности. Философские взгляды Тютчева формировались под воздействием натурфилософских взглядов Ф. Шеллинга. Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на "безнадежный", "неравный" бой, "отчаянную" борьбу с жизнью, роком, самим собой. Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом.

Тютчев наряду с Е. А. Баратынским - крупнейший представитель русской философской лирики XIX в. Художественный метод Тютчева отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Дарование Тютчева, который охотно обращался к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как "Слезы людские" и "Пошли, Господь, свою отраду".

Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания "человеческого Я", слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви - таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив - это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе". В этом мотиве отражается вся поэзия Тютчева. Стихотворения "Святая ночь", "О чем ты воешь, ветр ночной", "О, вещая душа моя", "Как океан объемлет шар земной", "Ночные голоса", "Ночное небо", "День и ночь", "Безумие" и другие представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия.

И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим сознанием: за всем этим скрывается их роковая сущность, таинственная, отрицательная и страшная. Поэтому его философское раздумье всегда пронизано грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. Лишь политическая поэзия Тютчева запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. Политические стихотворения Тютчева уступают его философской лирике.

Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Тютчев, надо было любить искренне Россию, знать ее, верить в нее. Этого, по собственным признаниям Тютчева, у него не было. Пробыв с 18 до 40 лет за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений ("На возвратном пути", "Вновь твои я вижу очи", "Итак, опять увидел я", "Глядел я, стоя над Невой") признавался, что родина ему не мила и не была "для души его родимым краем". Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: он, ученик Пушкина, стал учителем лириков послепушкинского периода. Его оценили раньше других Некрасов и Тургенев. Как и предсказывал Тургенев, Тютчев остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. Тютчев вошел в историю русской литературы как могучий, бессмертный представитель философской лирики, учитель поэзии для поэтов.

Анализ философской

Космическая тема, представленная в творчестве Тютчева с такой серьезностью и глубиной, как ни у одного поэта его времени, волновала не только натурфилософов-любомудров 30-х гг., но и погруженных в бурные политические интересы людей 60-х гг. В частности, данное стихотворение высоко оценил Некрасов: «Последние четыре стиха удивительны: читая их, чувствуешь невольный трепет», - писал он о космическом апофеозе, которым заканчивается произведение. Для самого Тютчева космическая тема была естественным и необходимым порождением его взгляда на природу и взаимоотношения человека с нею.

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» (1836), написанном в традициях гражданской обличительной лирики XVIII в., Тютчев обрушивает в выражениях, сходных с теми, которыми Г. Р. Державин клеймил недостойных властителей («Властителям и судиям»), свой гнев на людей, равнодушных к природе, видящих в ней «слепок», «бездушный лик». Неспособность проникнуться любовью к природе и стремлением понять ее язык Тютчев рассматривает как убожество, признак нравственной неполноценности.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

..................................................................

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?

Стихотворение утверждает идею суверенности природы и направлено как против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение ее воле человека, так и против церковного догмата о природе как «слепке» воли бога.

Произведение Тютчева обнаруживает явные следы творческой реакции поэта на стихотворение К. Н. Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов...», которое, очевидно, произвело на него большое впечатление. Отголоски его содержатся и в других произведениях поэта («Нет, моего к тебе пристрастья...», «Певучесть есть в морских волнах...», и др.).

Тютчев в данном стихотворении развивает идею родства человека с матерью-природой и обязательств, которые накладывает это родство на мыслящую личность. В творчестве Тютчева проблема взаимоотношений человека и природы находит свое выражение в лирических мотивах суверенности природы и ее нравственного влияния на человека, родства человека с природой и трагизма его роковой разобщенности со всем сущим.

Особенно хороши философские миниатюры Ф.И. Тютчева. Многие их них мы знаем наизусть:

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Многие фразы, заключенные в философских миниатюрах поэта, стали афористичными выражениями и нашли место в современном словоупотреблении: «Мысль изреченная есть ложь…», «Лишь жить в себе самом умей – есть целый мир у душе твоей». То, что у его великих соратников развертывалось в монументальные эпические и драматические полотна, Тютчев заключал в тесные границы лаконичных стихотворений, где каждая строка как бы несет в себе не меньшую смысловую нагрузку, чем глава романа или сцена драмы. И в самой этой предельной сжатости, сконцентрированности философской мысли и выразилась неповторимая самобытная природа тютчевского гения.

Любовная лирика Тютчева

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.

Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.

Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. Первым серьезным увлечением Тютчева стала Амалия Лерхенфельд, которую он встретил в Мюнхене в 1825 году. Ей посвящены стихотворения «Я помню время золотое...» (1836) и «Я встретил вас - и все былое...» (1870). «Прекрасная Амалия» вышла замуж за сослуживца Тютчева, а через год поэт страстно влюбился в Элеонору Петерсон и вступил с ней в брак, который продлился до 1838 года, когда она умерла. По свидетельству тех, кто знал поэта, он поседел в несколько часов, проведя ночь у гроба жены. Однако спустя год Тютчев обвенчался с красавицей Эрнестиной Дерпберг.

Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: «Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной:

Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,

Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась

Тютчев мог быть беспощадным и трезвым в оценке женщин:

Ты любишь, ты притворствовать умеешь, -

Когда, в толпе, украдкой от людей,

Моя нога касается твоей -

Ты мне ответ даешь и не краснеешь!

Если искренняя, самоотверженная женская любовь озаряет жизнь, «как па небе звезда», то любовь лживая и притворная разрушительна:

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе!

В элегии «Сижу, задумчив и один...» (1836) поэт сетует на невозможность возродить угасшее чувство; обращаясь к образу своей подруги со словами сожаления, вины, сочувствия, ОН прибегает к романтической метафоре сорванного цветка:

Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья нет,

Не расцветешь!

Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

В стихотворении «Предопределение» (1851) любовь осмыслена как «поединок роковой» в неравной борьбе «двух сердец», а в «Близнецах» (1852) - как гибельный соблазн, родственный соблазну смерти:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений -

Самоубийство и Любовь!

Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести - в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет:

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской литературе.

Тютчев по складу своего литературного дара лирик. В его стихотворениях трудно разделить содержательный и формальный уровни. Лирические миниатюры Тютчева чаще всего возникали как импровизации, где не рациональное, рассудочное содержание ищет форму, а вдохновенное чувство диктует поэту единственно возможные строки, подсказывает необходимые звукосочетания. Да и общепризнанная философичность лирики Тютчева не является самоцелью, но возникает как естественное свойство образно многозначных, предельно широко охватывающих видимый и потаенный мир стихов.
Одна из важнейших тем Тютчева — природа во всем многообразии ее проявлений и влияний на состояние человеческой души. В лирических миниатюрах Тютчева природа жива, одухотворена во всех своих проявлениях. Весенние воды «гласят во все концы: «Весна идет, весна идет...» («Весенние воды», 1829); «лениво дышит полдень мглистый» («Полдень», 1829); «Зима еще хлопочет и на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит» («Зима недаром злится...», 1836). Олицетворение является излюбленным тропом в лирике поэта.
Природа и человек в стихах Тютчева взаимосвязаны чрезвычайно прочно. Поэт часто использует фольклорный принцип психологического параллелизма, позволяющий зафиксировать эту взаимозависимость жизни природы и человеческой души. На этом принципе основывается образная система стихотворений «Поток сгустился и тускнеет...», «Еще земли печален вид...» (1836). Оба названных стихотворения разделены на две строфы. В первой говорится о приметах сезонного состояния природы, а вторая часть через уподобление повествует о переживаниях души лирического героя.
Есть в лирике Тютчева и иные акценты. Природа у него загадочна, она живет потаенной, недоступной человеческому уму жизнью. Высшие, божественные начала воплощаются в движениях природного мира. Такое ощущение пронизывает стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» (1836):
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Поэт называет «глухонемым» гордое человеческое сознание, презрительно отводящее природе место исполнителя человеческих прихотей. В более поздний период творчества это ощущение самоценности природного мира становится особенно сильным. В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» (1865) изображается море «в безлюдье ночном». Лирический герой — единственный свидетель «диалога» волн, ветра, луны и звезд, тайного движения, безразличного к тому, как воспринимает его человек и воспринимает ли вообще. Оно настолько прекрасно, загадочно и величественно, что перед лицом играющих стихий человеческая жизнь порой кажется незначительной:
В этом волненье, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Вечные сомнения души, стремящейся к природе, покоренной ее красотой и сомневающейся в одухотворенности этой красоты, нашли воплощение в философском четверостишье Тютчева:
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
«Природа — сфинкс. И тем она верней...», 1869
Как видим, вовсе не простым и благостным, но усложненным, драматическим и даже трагедийным было восприятие поэтом природного мира.
Это же можно сказать и о его отношении к любви. Это чувство может быть лишено гармоничности, просветленности. Любовь освобождает в душе человека неуправляемые страсти, грозит катастрофой:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим.
Что сердцу нашему милей!
«О, как убийственно мы любым...», 1851
Особенностью любовной лирики Тютчева, которая роднит ее со стихотворениями о любви Некрасова, является показ чувств и лирического героя, и его возлюбленной. Он и она — в равной степени участники радости, добытой из боли.
Ушедшая любовь в таком случае уподобляется в стихотворении «Она сидела на полу...» горсти пепла, золы. Впрочем, есть у поэта и любовные стихотворения иной тональности. Стихотворение «Я встретил вас — и все былое...» (1870) посвящено воспоминаниям о давней, юношеской любви. Встреча через много лет с некогда любимой женщиной напоминает о днях счастья. Как видим, ситуация напоминает ту, что стала основой стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» Да и чувства, настроения лирического героя близки тем, что выразил Пушкин:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Рифма «вновь — любовь» в ином контексте может показаться банальной. В финале этого стихотворения она использована поэтом сознательно, чтобы подчеркнуть непреходящее значение любви для человека. Это чувство повторяется, оставаясь неповторимым и самым драгоценным, дарующим людям тревоги, радости, разочарования и надежды.
Тютчев много лет провел за границей, но сохранял любовь к родине, веру в ее народ, будущее. Историческое бытие России для Тютчева сродни органической и одухотворенной жизни природы. Здесь так же много необъяснимого, загадочного:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.
Этот акцент на непостижимом, таинственном в русской судьбе и душе характерен и для стихотворения «Эти бедные селенья...» (1855):
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
В этом кратком произведении всего три строфы, но каждая из них несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку, является отдельной композиционной частью. В первой говорится о внешней непритязательности родины. Вторая — утверждает тайный смысл, русскую загадку как основу национальной самобытности. Наконец, в третьей строфе поэт проводит идею богоизбранности страдающей и униженной родины. Речь идет не о каких-то исторических преимуществах или привилегиях. Россия своей исторической судьбой как бы повторяет путь и подвиг Спасителя, искупившего собственной кровью и страданиями грехи мира.
Размышления о собственной жизни, пережитые страдания и радости, наблюдения над закономерностями и удивление перед загадками бытия, человеческой жизни стали основанием философских мотивов лирики Тютчева. Многие его стихотворения пронизаны ощущением катастрофичности жизни, по которой «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены». Да и сам человек отнюдь не совершенен. В лирических формах поэт говорит о противоречиях и пороках современных людей, которые стали предметом изображения Гоголя, Достоевского, Л. Толстого:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Драматично ощущение неизбывного человеческого одиночества, выраженное в стихотворении «Silentiumh («Молчание»), ведь любая «мысль изреченная есть ложь». Однако в одной из поздних философских миниатюр эта поэтическая идея корректируется:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается.
Как нам дается благодать...
«Нам не дано предугадать...», 1869
Образы этого стихотворения многозначны. Одно из возможных прочтений состоит в том, что поэт надеется на общение и взаимопонимание душ, чувств человеческих, которые мудрее и милосерднее логики и ума. Ключевое для восприятия воплощенного в стихотворении комплекса мыслей и чувств слово завершает текст: «благодать» — добро не как оплата за сделанное, достигнутое, а как дар щедрой души и беспричинно любящего сердца, откликающегося на добрые движения или хотя бы изначальные задатки других душ.
Поэт прожил долгую жизнь и в своем предельно субъективном творчестве выразил все-таки то, чем жили люди его непростого времени. Не менее противоречивое мировоззрение современного человека откликается на интонации лирики Тютчева как весьма актуальные.