Индия в 18 19 веках. Гендерные проблемы индии

Политическая раздробленность и феодальные усобицы в начале 16 в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных индийских территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке. В 1526 г. Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Став императором («падишахом»), Ба-бур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле. При преемниках Бабура империя Великих моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу 18 в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан. (Искаженное на индийский манер слово «могол», т. е. монгол, стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии - названием утвердившейся на Делийском троне династии потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли.)

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения, около 3/4, исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульманские правители могли в течение нескольких веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика ничем не отличалась от политики индусских князей. Они также охраняли закон и порядок, взимали налоги, позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям.

Наивысшего расцвета империя Великих моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как подлинный строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Акбар провел реформу управления. Этот правитель привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли. В первые же годы своего правления он провел налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков, при этом крестьяне отдавали налог напрямую государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. Религиозная политика Акбара заключалась в том, чтобы признавать все религии равными. Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения индусского эпоса. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих моголов.

После смерти Акбара его преемникам не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовое деление, индуистская и мусульманская религии, множество народностей и народов, находившихся на разных уровнях экономического и культурного развития.

Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Но чем больше росла территория империи, тем слабее становилась центральная власть.

Кризис и распад империи в 18 в.

С начала 18 в. власть падишахов стала символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья областей империи. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине 18 в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

Политическая раздробленность и феодальные усобицы в начале XVI в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных индийских территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке. В 1526 г. Бабур вторгся с 20–тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Моголь-ской империи. Став императором («падишахом»), Ба-бур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле. При преемниках Бабура империя Великих моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVIII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан. (Искаженное на индийский манер слово «могол», т. е. монгол, стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии – названием утвердившейся на Делийском троне династии потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли.)

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения, около 3/4, исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульманские правители могли в течение нескольких веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика ничем не отличалась от политики индусских князей. Они также охраняли закон и порядок, взимали налоги, позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям.

Наивысшего расцвета империя Великих моголов достигла в правление Акбара (1556–1605). Он вошел в историю как подлинный строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Ак-бар провел реформу управления. Этот правитель привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли. В первые же годы своего правления он провел налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков, при этом крестьяне отдавали налог напрямую государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. Религиозная политика Акба-ра заключалась в том, чтобы признавать все религии равными. Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения индусского эпоса. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих моголов.

После смерти Акбара его преемникам не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовое деление, индуистская и мусульманская религии, множество народностей и народов, находившихся на разных уровнях экономического и культурного развития.

Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Но чем больше росла территория империи, тем слабее становилась центральная власть.

Кризис и распад империи в XVIII в.

С начала XVIII в. власть падишахов стала символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья областей империи. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Опыт первый, спонтанный и - в плане фотографирования - неудачный, имхо. Но все когда-то начинется, и без этого, незапланированного в программе фототура, похода в публичный дом в Дели - я вряд ли бы поняла, что мне хочется там фотографировать. Ну, и вообще вряд ли бы начала думать на некоторые темы, которые сейчас попробую озвучить.
Почему меня завернуло в публичный дом? Вероятно, самая главная причина - это то, что в Индии родиться жещиной - означает иметь плохую карму. Единственная возможность индийской женщины иметь стабильное положение в обществе - это - выйти замуж. При этом муж является Богом. Это - с одной стороны. С другой - у индийцев явные напряги с сексуальностью, в Индии (на Родине Камасутры) секса просто нет, как раньше было в СССР, вот даже чисто зрительно ситуация именно такая, а по энерго индийские мужчины - вообще как мужчины не идентифицируются. Зато в женщинах чувствуется мощнейшее энергоначало. И при таких раскладах - муж почему-то воспринимается как Бог. Непонятно. Логики в том, чтобы идти за объяснениями в публичный дом - не было никакой, но чисто интуитивно - почему бы и нет? Тем более, что столько европейцев отправляются в Индию за духовными практиками...

Официально проституция в Индии запрещена. Однако практически во всех крупных городах, в том числе в столице Дели, существуют кварталы, где не скрываясь работают жрицы любви.
Именно в такой квартал мы и направились.
Еще раз - это была незапланированная часть фототура, происходила в вечернее время, после осмотра достопримечательностей Дели, и - по желанию. Однако принять участие пожелала вся группа.

Сам квартальчик куда мы приехали выглядит достаточно неказисто: обшарпанные дома, на первых этажах которых - офисы и лавки, продающие всякие железяки, а на верхних этажах - многочисленные публичные дома с девушками.

Девушки стоят на балконах, выходящих на улицу и, стоит подняь голову, начинают дружно махать руками - приглашая в гости. Издалека девушек особо не разглядишь, но тут главное - обозначить намерения.

Нижние же этажи квартала выглядят вот так:

Мы были единственными иногородними в этом квартале, воспринимали нас достаточно дружелюбно, но с некоторой долей изумления. Фотографировать на улице - никаких проблем не было.

Вряд ли местные жители предполагали, что мы направляемся в публичный дом. И вот когда мы свернули на одну из лестничек. ведущих вглубь дома к верним этажам - вот тогда начался некоторый ажиотаж: тут действительно собралась толпа, наблюдающая за тем как мы дружно-гуськом поднимаемся по лестнице, толпа достаточно шумная - т.е. наверху о нашем появлении узнали заранее - по радостному и громкому переполоху снизу.
Нельзя сказать, чтобы нам обрадовались. Пустить - впустили. Но от камер - моментально отвернулись - врассыпную, во все стороны.

В первом публичном доме - нам совершенно не повезло в плане фотографирования: походить-посмотреть - разрешили, но вот девушки моментально отворачивались на любой звук фотоаппарата. Особенно всех смущала, что компания наша была разнополая, ну никак девушки не были готовы увидеть в публичном доме мужчин, пришедших с женщинами.

Решили попробовать успеха в другом публичном доме.
Повезло (если несколько кадров можно считать везением) нам только с четвертого раза, вот здес - вот она лестница, ведущая в публичный дом:

И хотя общая реакция - примерно такая же - моментально отвернуться, спрятаться - несколько кадров снять удалось.
По структуре публичный дом представляет собой - такой открытый небу внутренний дворик, с множеством кабинок по периметру.

Комнатушки-кабинки кондиционнировны, но кондиционеры включаются только когда приходят клиенты.
Девушки живут в комнатушках - по нескольку человек, с детьми и когда приходит клиент - комнатка освобождается, все выходят во внутренний дворик. Звукопроницаемость надо сказать - вообще никакая, но никого это не смущает.

Реакция девушек на фотоаппараты по-прежднему - моментально закрыть лицо, спрятаться.
Лица закрывали чем угодно - полотенцами, тряпками, просто прятались-убегали, но при этом - ни в одном из посещенных нами мест - мы не встретили агрессии. Вот это первое, что крайне удивило. Т.е. мы по сути заходили на чужую территорию, и нас могли просто выдворить, но никто этого не делал, никто не нахамил нам, агрессиии не было вообще, максимум с чем мы столкнулись - девушки просто уходили от общения, а пожилые женщины-распорядительницы ходили за нами по пятам и настоятельно просили не снимать.

Наверху побродила, сделала несколько кадров, дальше попросили не снимать.

Некоторые уточнения: я шла в публичный дом не для того, чтобы поснимать треш, идеи были немного другие.
Вот смотрите - многие европейцы едут в Индию заниматься духовными практиками - йогой в том числе, месяцами сидят в ашрамах, проходят тантрические ретриты и т.д., и т.п.
Но по логике в основе каждой духовной практики лежит умение/навыки работы с сексуальными энергиями - самыми творческими энергиями, самыми созидающими. Камасутра - это в общем-то не про секс, это энергопособие. И вот тут вот я пока не понимаю - почему в стране великого множества ашрамов и учений - настолько жестко зажато сексуальное взаимодействие. Родиться женщиной - плохая карма, наказание за предыдущие воплощения. Но по сути - это просто угнетение Иневской энергетики, а о каком тогда здоровом энерговзаимодействии можно говорить? Да, йога - это здорово, но почему на Родине йоги настолько угнетается, ограничивается, жестко контролируется Инь? Хотя по ощущениям - именно женщины в Индии являются носительницами эмоционального фона, не мужчины. Мужчины вообще никакие.
Эти вопросы пока без ответов. Мне хотелось увидеть женщин, к которым приходят мужчины, уставшие от роли Богов в собственном доме. Я увидела. Также очень хотелось посмотреть на мужчин-Богов, приходящих к этим женщинам.

Вот чего удивило по первым ощущениям:

1. Женщины доброжелательны. Это не дежурные улыбки на лице, а именно - доброжелательность и любопытство.
Да, не хотят фотографироваться - но тут тоже надо учитывать, что ввалилась толпа европейцев, мне их реакции понятны.

2. Очень домашняя атмосфера в публичном доме - ощущение общежития. Т.е. говорить об идеальной опрятности в одежде не приходится - да, одеты в специфическую одежду, но носят ее как-то по-домашнему, занимаются своими делами - периодически отвлекаясь на клиентов.

3. Очень много детей. Насколько я поняла - дети живут там же вместе с мамами, воспитываются коллективно, и совершенно не обремененны тем где и как живут - тоже воспринимается ка данность, как карма. О детях - очень заботятся.

4. Несчастных лиц я не увидела. Уставшие - да, но вот несчастных - нет. Драматических - тоже не увидела.
Тут субкультуральная разница - в Индии любая судьба воспринимается как правильная данность, возможность изжить карму.

Выводы: выводов пока никаких. Как размышление - в следующий раз стоит идти туда малой группой и не в вечернее время.

Немного о проституции в Индии: Свобода от выбора.

Индия. Страна, о которой можно говорить бесконечно, чья история уходит в тысячелетия. Огромный культурный пласт, сохраненный в эпосах и бережно донесенный до наших дней. Индия традиционная, аграрная, с богатейшими природными ресурсами, с благодатным климатом, поставляющая самые разные товары, от кустарных промыслов, до современных технологий. Огромная киноиндустрия знаменитого Болливуда, занимающая первое место по производству фильмов. Потрясающая великолепием архитектурных памятников и ужасающей бедностью большинства населения.
Целомудренные нравы, культ семьи, почитание стариков, горячая любовь к детям и одновременно - отношение к женщине, как к низшему и бесправному существу. Однако бесправность женщины, живущей в семье, не идет ни в какое сравнение с положением индийской проститутки.
Индии присущи все признаки современного общества, и специфические, свойственные только этой стране особенности…
В прошлом, в Индии существовала только храмовая проституция, которую исполняли так называемые «невесты Бога» или девадаси. Традиция девадаси все еще распространена во многих районах Индии, что по прежнему, делает практически узаконенной детскую проституцию. Девадаси ритуально выходят замуж за Бога, таким образом, получая уважение и почитание в обществе. Традиция девадаси, под разными именами, известна во многих индийских штатах.
В некоторых районах Карнатаки девочки посвящаются Богу-обезьяне Хануману, и называются «басви». В районе Шимога, этого же штата, девочки передаются богине Ренука Деви, в Хоспет - богине Хулганга Деви, В Гоа, девадаси называются «бхавин».
Традиция живет и в других штатах на юге Индии. Индуизм рассматривает их религиозное служение, девадаси самоотверженность, как путь улучшения кармы, что позволит в будущих реинкарнациях, получить более высокое воплощение.
В конечном итоге, малая часть девушек становится старшими над девадаси, воспитывает и обучает ритуальным танцам вновь поступивших, часть путешествует, принимая участие в храмовых церемониях и празднествах по всей Индии, оказывая при этом религиозные сексуальные услуги, но большинство, после нескольких лет храмового служения, используются в качестве проституток в Бомбее и Пуне.

Положение женщин занятых в так называемой «светской» проституции намного тяжелей и безвыходной.
Кварталы «красных фонарей», где представлена «светская» проституция, существуют во всех крупных городах, как и во всем мире. С той лишь разницей, что, если в других государствах достаточно высок процент женщин, занимающихся проституцией по собственному, добровольному выбору, в Индии количество женщин пришедших в профессию добровольно - стремится к нулю.
По разным источникам, в Индии от семи миллионов до десяти миллионов женщин заняты проституцией, что привело эту страну на первое место в секс-индустрии.

Карнатака, Махараштра, Андхра-Прадеш и Уттар-Прадеш - места плотного обитания женщин, занимающихся проституцией. Из многих сельских районов с высоким уровнем нищеты, женщины попадают в города, либо с помощью организованной сети торговли людьми, либо в силу социально-экономических причин.
Одним из пяти крупнейших городов Индии, является Бангалор, в котором находится подавляющее большинство детей, занимающихся проституцией в стране.
В Бомбее проживает не менее 100 тысяч проституток, большая часть которых находятся в долговой кабале у содержателей борделей и публичных домов. Срок кабалы занимает до пятнадцати лет, что, по сути, делает невозможным освобождение от профессии, путем выплаты отступных. Дети, родившиеся у проституток, так же оказываются вовлеченными в проституцию, становясь жертвами сексуально насилия.
Сыновья матерей-проституток, часто становятся евнухами, проходя через ритуальную кастрацию. Евнухи, или «хиджра» имеют глубоки религиозные корни в индуизме. В процессе кастрации, жрец создает искусственное влагалище, в связи с чем, евнухи считаются более предпочтительными партнерами для секса без презерватива. Многие мужчины в Индии считают, что от евнуха невозможно заразиться СПИДОМ, в отличие от женщин-проституток.

Несколько путей приводят женщин в Индии к занятию проституцией. Пути эти настолько обыденны для индийского общества и настолько же ужасающи по своей сути: самая распространенная причина - это продажа в сексуальное рабство родственниками, девадаси самоотверженность, крушение брака или семьи, обман, когда женщине обещают заработок в городе, не связанный с проституцией, а на деле, продают в бордель и заставляют «отрабатывать» якобы потраченные на неё деньги.
Нередки случаи, когда женщин понуждают заниматься проституцией, мужья или члены их семей. Обычно, семья знает, чем занимается женщина, но игнорирует, до тех пор, пока не падает доход, после чего, женщина оказывается вышвырнутой на улицу…

Квартал красных фонарей в Бомбее приносит, по крайней мере, 400 миллионов долларов дохода в год. 100 тысяч проституток принимают в среднем по 6 клиентов, каждый день, в течении года, без выходных и праздничных дней. Услуги проститутки стоят 2 доллара.
При контактах крайне редко используются презервативы, процент женщин, попытавшихся сбежать ничтожен…

Множество мелких публичных домов располагаются вдоль крупных автомобильных дорог, проституток тут предлагают водителям-дальнобойщикам и автомобилистам.Владельцы этих борделей платят взятки в полицейский участок, в среднем от 1000 до 6000 рупии. Сам же бордель представляет из себя лачугу, с навесом и несколькими кроватями. Женщины, занимающиеся придорожной проституцией, работают с постоянным риском для жизни. На заявления женщин об избиениях полиция не реагирует и даже не регистрирует их обращения. Часто женщин, увезенных из такого борделя, находят убитыми и выброшенными на обочину, Иногда, их находят, когда тела уже наполовину растерзаны дикими животными. Нередко их избивают и бросают на дороге, беспомощных, раздетых и ограбленных.

За здоровьем женщин, занимающихся проституцией, следят «врачи», не имеющие лицензии, ведущие прием, непосредственно в красном квартале. Обычно, эта помощь выражается в том, что женщинам предлагают антидепрессанты и различные травяные настойки и ароматические капли. Женщины вынуждены оплачивать это «лечение», а мафиозные структуры собирают дань от «врачей», за возможность ведения «практики» в этих, весьма доходных местах. Больше половины женщин заражены венерическими заболеваниями и являются ВИЧ положительными.Из-за того, что клиенты не пользуются презервативами, каждый год, в публичных домах, одного только Бомбея, ВИЧ инфицированными, оказывается не менее 2000 человек.
Существуют высказывания некоторых общественных деятелей в Индии, что проблему СПИДа, можно считать положительным фактором, так как она способна уменьшить растущую численность населения…
Дешевым способом избавления от ВИЧ инфицированных проституток, является их отправка на родину. Вдобавок ко всему, это обставляется с помпой и представляется общественности под видом борьбы с проституцией и сексуальным рабством, мотивируя это тем, что девушки приобрели свободу и избавились от оков проституции.
Часто, ВИЧ инфицированным проституткам не оказывают медицинской помощи в государственных больницах, даже в случаях поступления в госпитальное учреждение с кровотечением и угрозой для жизни. Многие женщины, оказавшиеся без квалифицированной помощи, находятся в публичных домах с самого детства.
Услугами проституток пользуются и иностранные туристы, привлеченные мягкими законами в отношении проституции, в том числе и детской.… Из-за коррупции, дела о детской проституции, зачастую, просто не заводятся, или же не доходят до суда. Генеральный полицейский штата Гоа заявил, что «детская проституция является мифом, её просто не существует». Однако известны случаи, когда в гостиничных номерах, у иностранных туристов, находили несовершеннолетних девочек, младшая из которых, едва достигла девятилетнего возраста. При проведении проверки выяснялось, что дети находились в отеле с ведома и разрешения родителей, преследования в отношении туристов прекращались…
Гоа, курортный штат, пользуется славой свободной и доступной проституции. Проститутки Гоа служат для развлечения туристов, моряков, студентов близлежащих колледжей. Таксист всегда отвезет туристов в любой из множества борделей, или доставит проститутку в номер отеля. Зачастую, таксисты насилуют девушек после того, как забирают их от туристов.
Экономическое положение большинства населения, живущего в сельской местности, тяжело до крайности. Это обстоятельство, а так же невозможность собрать приданное, заставляет родителей продавать дочерей, для занятий проституцией. Соседние Непал и Камбоджа поставляют девочек в Индию, в таких количествах, что некоторые деревни в этих государствах, остались практически, без женского населения. По разным данным, перекупщики приобретают «живой товар» у родителей за 25-30 долларов, бордель платит за «голову» уже 100-150.… Это огромные деньги для индусов, поэтому бизнес на торговле живыми людьми процветает, несмотря на усилия государства и общественных организаций, направленные на борьбу с этим страшным явлением.
Надо сказать, что проституция в Индии не запрещена, как индивидуальное и добровольное занятие, под запретом находятся сводничество, организация публичных домов и насильственное принуждение к занятиям проституцией, однако мощная коррупция, пронизывающая всю государственную систему делает требования закона лишь декларативными, а не действенными мерами.

Экономическая выгода от сексуального рабства не позволяет отказаться от торговли «живым товаром». В цепи задействованы несколько перекупщиков, которые платят взятки полиции и чиновникам. Отлаженные каналы поставляют сексуальных рабынь, в том числе и детей, в кварталы красных фонарей долгие годы. Каждый день, не менее 200 человек поступают в публичные дома Бомбея.

С момента покупки, на протяжении нескольких лет, женщина не имеет возможности свободного передвижения, принимая до двадцати человек на день. Хозяйка борделя не платит ей денег и дает еду один раз в день. Впечатления от первых дней настолько страшны и тяжелы, что мозг отказывается их выносить и вытесняет эти воспоминания из памяти несчастных…
В дальнейшем, с появлением, двух, а то и трех детей, ей начинают платить часть денег и больше не удерживают, но, нет возможности прокормить детей другим способом, нет крыши над головой, нет сил и опыта для адаптации в обществе, которое в быту настроено крайне отрицательно в отношении проституток. Поэтому, женщина не уходит уже сама - ей просто некуда идти, не на что жить самой и кормить детей.
Еще через некоторое время, когда женщина теряет последнюю привлекательность, если она не умерла от СПИДа, или другой болезни, работая в публичном доме - её выкидывают на улицу.
Продолжительность занятий проституцией в публичном доме, составляет не более десяти лет.
Женщины доживают свои дни, зарабатывая уличной проституцией, попрошайничеством, терпят побои и умирают, от голода и болезней, или погибают от руки убийцы.
Их дети, если выживут в этом страшном мире, идут по стопам своей матери.
В этом состоит их свобода - они свободны от выбора…

Для меня все также остается актуальным вопрос: как учиться духовным практикам в этой стране?
Ну, нельзя же быть немножко беременным...
Я пока чего-то не понимаю.

Тема: Индия в XVII XVIII вв.

Т. Д. Ц.

Образовательная: изучить социально-экономическое, политическое развитие Индии в 17-18 веке, завоевание Индии англичанами;

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умения анализировать и делать выводы;

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувство организованности;

Методы: лекция, самостоятельное изучение;

Оборудование: учебник 8 класса по всемирной истории, схемы, таблицы.

Ход урока:

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Опрос д/з (10-12 мин) Тест. Китай

Политинфо 2 человека мир и Казахстан

III. Изучение нового материала.

План:

1. Государство Великих Моголов в середине 17 века.

2. Образование независимых государств в Индии.

3. Начало колонизации Индии европейцами.

4. Экономическое развитие Индии.

Подготовка к инм(что мы знаем?)

I . Государство Великих Моголов во второй половине XVII в.

Образование в 1526 г. Империи Великих Моголов внуком Чингисхана Бабуром. Территория – Афганистан и Северная Индия. Государственная религия – ислам.

Расцвет империи при падишахе Акбаре (1556-1605 гг), покровителе наук и искусства.

Борьба индийских князей против власти моголов, основная причина – религиозная нетерпимость между мусульманами и индусами. Религии ислам и индуизм.

Распространение власти Великих Моголов к середине XVII в. на Центральную и Северную Индию.

Могольская империя – военно-феодальное государство, верховная власть в котором принадлежала падишаху.

При падишахе Ауренгзебе государство было разделено на 19 областей (суба), возглавляемых субадарами. В их руках находилась административная, военная и судебная власть.

Земельные отношения.

Правителем всех земель в Могольском государстве был падишах. Феодальные частные земли назывались:

1. Джагир – земля, передаваемая в частную собственность для занимающихся военным делом.

2. Заминдар - частная земля, владельцы которой использовали труд крестьян и выплачивали государству налоги.

3. Инам – земля, освобождённая от налогов и принадлежавшая мусульманской религиозной верхушке.

4. Вакф – земля, не облагаемая налогами и принадлежащая религиозным организациям.

Кастовая система.

Основой устойчивости индийского общества была кастовая система, связанная со строгим разделением труда и определённым кругом занятий.

Основные кастовые ступени (сословия):

Высочайшее;

Середняки;

Нижайшие. Шудры неприкосаемые.

II . Образование независимых государств в Индии. Государство Сикхов и Маратхов.

Делим класс на две касты сикхов и маратхов 3 минуты

XVII век - возникновение на северо-западе Индии религиозного движения пенджабских сикхов.

Основные идеи:

Искоренение кастовой системы;

Равенство всех людей перед Богом;

Создание независимого государства.

Религиозный вождь сикхов - Говинд (1675-1708)

Результат его правления: создание в Пенджабе в середине XVIII века независимого государства сикхов.

XVII в. - борьба маратхов, жителей западной части Индии, против могольского ига. Предводителем маратхов был Шиваджи (1627-1680 гг) возглавлявший партизанскую войну против моголов в течение 20 лет.

В XVIII веке маратхи одержали победу и организовали самостоятельное государство.

Результа т Распад великой Могольской империи.

Народные восстания.

Причины:

Ухудшение положения народных масс;

Рост налогов;

Тяжёлые условия жизни;

Этнические и религиозные распри;

Нападения иранского правителя Надир шаха на Дели. Сам. работа с учебником стр. 91-92.

1724 год – образование самостоятельного княжества Хайдарабад.

1740 год - отделение Бенгалии.

1747 год – создание княжества Ауд.

1747- 1761 годы - борьба между маратхами и афганцами за захват Индии.

Итог : к середине 18 века власть Великого Могольского государства над Индией пала и в стране воцарилось господство европейских колонизаторов.

III . Начало колонизации Индии европейцами:

Соперничество двух компаний: французской и английской (Ост-Индской) за колонизацию Индии.

1763 – приход к власти английской Ост-Индской компании, которая захватила Бенгалию, самую богатую часть Индии.

Начало народных восстаний против английского владычества.

Грабеж страны:

Увеличение налогов:

Превращение страны в дешёвый сырьевой придаток Англии.

1773 г. – издание закона об управлении Индии.

Управлял страной генерал-губернатор утвержденный английским парламентом.

Захват англичанами контроля над местной администрацией, судебной, налоговой, полицейской и др. службами.

IV . Экономическое развитие Индии.

Рост крупных торговых центров – Бомбея, Мадраса, Калькутты.

Процветание ремесла и торговли, в том числе международной.

Создание мануфактур в кораблестроении, шелковом, хлопчатобумажном и других производствах.

Портрет Индии в XVII XVIII вв.

Социальная сфера

Экономическая сфера

Духовная сфера

Политическая сфера

IV. Рефлексия.

А. Тохтар. В. Махмут. С. Бабур. Д. Арьябхата. Е. Тимур.

А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.

А. Московская. В. Ост-Индская.

Е. Гвинейская.

Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.

5. Самой бедной кастой в Индии были:

А) Джагиры. В) Брахманы. С) Кшатрии. D) «Неприкасаемые». Е) Заминдары.

6. Своего расцвета империя «Великих Моголов» достигла при падишахе:

А) Говинде. В) Чандрагупте. С) Акбаре . D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.

7. Джагиры в Индии-это:

А) «Неприкасаемые» В) Брахманы. С) Крестьяне. D) Земельные наделы. Е) Военные .

А) Форпосты. В) Фактории . С) Крепости. D) Магазины. Е) Склады.

V. Итоги урока. VI. Задание на дом (п. 10 чит пер)

Контрольные вопросы по теме ИНДИЯ.

1. В 1526 году в Индию вторгся новый завоеватель (его имя значит «тигр»):

2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:

3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.:

С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания.

Е. Гвинейская.

4. Касты в Древней Индии – это:

А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.

7. Джагиры в Индии-это:

8. Опорные пункты торговли в период колониальных захватов назывались:

Контрольные вопросы по теме ИНДИЯ.

1. В 1526 году в Индию вторгся новый завоеватель (его имя значит «тигр»):

А. Тохтар. В. Махмут. С. Бабур. Д. Арьябхата. Е. Тимур.

2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:

А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.

3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.:

А. Московская. В. Ост-Индская.

С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания.

Е. Гвинейская.

4. Касты в Древней Индии – это:

А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.

Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.

5. Самой бедной кастой в Индии были:

А) Джагиры. В) Брахманы. С) Кшатрии. D) «Неприкасаемые». Е) Заминдары.

6. Своего расцвета империя «Великих Моголов» достигла при падишахе:

А) Говинде. В) Чандрагупте. С) Акбаре. D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.

7. Джагиры в Индии-это:

А) «Неприкасаемые» В) Брахманы. С) Крестьяне. D) Земельные наделы. Е) Военные.

8. Опорные пункты торговли в период колониальных захватов назывались:

А) Форпосты. В) Фактории. С) Крепости. D) Магазины. Е) Склады.

Контрольные вопросы по теме ИНДИЯ.

1. В 1526 году в Индию вторгся новый завоеватель (его имя значит «тигр»):

А. Тохтар. В. Махмут. С. Бабур. Д. Арьябхата. Е. Тимур.

2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:

А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.

3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.:

А. Московская. В. Ост-Индская.

С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания.

Е. Гвинейская.

4. Касты в Древней Индии – это:

А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.

Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.

5. Самой бедной кастой в Индии были:

А) Джагиры. В) Брахманы. С) Кшатрии. D) «Неприкасаемые». Е) Заминдары.

6. Своего расцвета империя «Великих Моголов» достигла при падишахе:

А) Говинде. В) Чандрагупте. С) Акбаре. D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.

7. Джагиры в Индии-это:

А) «Неприкасаемые» В) Брахманы. С) Крестьяне. D) Земельные наделы. Е) Военные.

8. Опорные пункты торговли в период колониальных захватов назывались:

А) Форпосты. В) Фактории. С) Крепости. D) Магазины. Е) Склады.