История грузии с древнейших времен до наших. Общая характеристика и происхождение грузин. Происхождение картвельских племен

Грузия, одна из самых интересных стран . Основу ее населения составляют грузины – представители одного из самых древних народов Закавказья. Сейчас численность населения в ней составляет около 3,5 млн. человек, и 86,8% из них относятся именно к грузинской национальности.

Немало грузин проживает и в России, согласно переписи населения 2010 года, их насчитывалось около 158 тыс. человек. В российской столице – Москве, начали селиться они еще в конце XVII века, вследствие активизации культурных, торговых и дипломатических отношений Грузии с Московским государством.

После присоединения к Российской империи, грузинское дворянство получило равные права с русским, грузины служили в русской армии, работали в промышленности и селились во всех регионах огромной страны.

Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время ожидается активный рост числа грузин в Европе, потому как 28 марта 2017 года страны Шенгенской зоны открыли для них свои границы. Этот прогноз вызывает немало сомнений – все, кто хотел уехать, давно оформили визы и уехали. Остальные не имеют желания или денег на переселение. Тем более что «безвиз» – это возможность путешествовать по Европе. Для учебы, работы, и тем более, получения вида на жительство, по-прежнему, придется оформлять специальные документы.

История происхождения грузинского народа

История происхождения населения Грузии складывалась, как мозаика из множества источников. Это археологические раскопки, кропотливое изучение летописей, языковые и генетические исследования. Вкупе они показали, что древние предки грузин были коренными . Основа этого народа — местные карвельские племена, постепенно объединявшиеся, укрупнявшиеся, частично дополняющиеся пришлыми народами, и снова распадавшиеся на новые общности.

Прокарвельский язык, например, стал исчезать во II тыс. до н. э., когда из него начал выделяться сванский. В VIII в. до н. э., эта же участь постигла мегрело-чанские языки, значит, что-то разделило народы, и каждый стал жить и развивать свой язык самостоятельно.

Например, восточногрузинские племена, спустившиеся к Черному морю, вклинились в западногрузинские племена, разделив их на две части. Те постепенно сформировали мегрельскую и лазочанскую группы, что хорошо прослеживается и сейчас.

История Грузии насчитывает свыше трех тысяч лет, за это время территория Грузии неоднократно меняла свои очертания и название. Древние грузинские земли были известны под названием Колхидского царства, а также царств:

  • Лазского;
  • Западно-Грузинского;
  • Грузинского.

В истории Грузии также возникали княжества, которые именовались:

  • Абхазией;
  • Гурией;
  • Мегрелией;
  • Самцхе-Саатабаго;
  • Сванетией.

В христианстве грузинские земли известны под названием Иверии.

В 1801-м году Карталинско Кахетинское царство, существовавшее на тот момент в Грузии, было поглощено Российской империей. Западная Грузия вошла в состав России постепенно в промежутке с 1803 по 1864 года. Однако после государственного переворота 1917-го года грузинский народ обрел независимость, образовав Грузинскую Демократическую Республику, просуществовавшую вплоть до 21 года XX века, когда страна была оккупирована большевиками. Включение Georgia в состав СССР ознаменовалось созданием Грузинской Советской Социалистической Республики, которая после распада Советского Союза снова получила независимость и в наши дни именуется «Республика Грузия».

История страны с древнейших времен

На территории современной Грузии, во время археологических раскопок было совершено открытие мирового уровня: проведенные исследования найденных скелетов показали, что останки принадлежат людям, жившим на грузинских землях больше 1,5 миллионов лет назад. Найденные следы являются самыми древними, обнаруженными на территории Евразии.

Первый союз грузинских племен, который упоминается в древних рукописях, возник примерно 4 тысячи лет назад в восточной Грузии и носил название Диаоха. Историки считают, что зарождение Georgia началось с этого небольшого древняго союза.

Грузия: древняя история страны

Первым государством, оставившим след в истории древней Грузии, было царство Колхида, которое располагалось на восточном берегу Черного моря. Первые упоминания о Колхиде встречаются у древнегреческих авторов Пиндара и Эсхила, живших за 500 лет до нашей эры, также название Колхидского царства фигурирует в мифе про золотое руно.

Грузинские историки предполагают, что колхи, являясь одним из 4-х народов, населявших Переднюю Азию в середине I тысячелетия до н.э., имели высокоразвитое государство, на которое имела влияние Греция. Однако теория возникновения высокоразвитого государства древности остается только теорией, так как археологические изыскания не нашли ее подтверждения.

Историография Грузии утверждает, что древняя Колхида была населена мегрело-чанскими племенами, которые в V веке до н.э. разбавились за счет заселения побережья греками, основавшими на грузинских землях многочисленные фактории и колонии. Постепенно влияние колхов уменьшилось и в конце пятого столетия до нашей эры границы царства находились в пределах долины реки Риони.

Результатом междоусобных войн на восточных территориях Georgians стало появление Картлийского царства, также известного под античным названием Кавказской Иберии. Современная Грузия раньше называлась Иверией, это прозвание до сих пор популярно среди грузин. , является пригородом Тбилиси. Возникла в III веке до Рождества Христова, основатель города – царь Фарнаваз I, родоначальник одноименной династии.

Во втором веке до нашей эры на грузинские земли оказывали влияние три старейших государства:

  • Римская Империя;
  • Великая Армения;
  • Понтийское царство.

Последнее, во временя правления царя Митридата VI, поглотило колхидские земли, включив их в свой состав наряду с Причерноморьем и Малой Азией.

Римский след в Грузинских землях

Римляне побывали в Грузии за 65 лет до н.э. во время войны против Понта и Армении. Командовал римскими войсками Помпей. Колхидское царство потеряло свою независимость и вошло в состав Римской империи в виде провинции. Дальнейшие исторические отношения между Римом и Грузией считаются на протяжении многих лет, вплоть до II века нашей эры, когда Иберия обрела полную независимость и откусила кусок территории от ослабленной Армении. Конец III в ознаменовался для грузинских племен образованием Лазского царства, просуществовавшего четверть тысячелетия, после чего Эгриси поглотила Византия.

Принятие христианства

Жители закавказского государства очень религиозны, основными религиями страны считаются:

  • православное христианство;
  • католицизм;
  • мусульманство.

Наиболее распространено православие – Грузинская православная церковь насчитывает порядка 65% последователей от всего населения страны.

Древний грузинский язык имеет в своей основе картлийскую речь. Некоторые исследователи предполагают, что письменность у грузин развилась в дохристианские времена, однако фактические доказательства, подкрепленные археологическими изысканиями, эту теорию опровергают.

Сасанидский Иран подмял под себя Картлийское царство в начале третьего столетия, когда в Иберии активно проповедовалось и распространялось христианство.

Борьба против Ирана, имевшая своей целью освободиться и получить вассальную независимость, была возглавлена царем Вахтангом I из династии Горгасал, правившим во второй половине 5-го столетия. Помимо восстания, Вахтанг I внес значительный вклад в становление государственности Грузии:

  • расширил подвластные территории;
  • провел реформу церкви;
  • основал город Тбилиси и перенес в него столицу.

Борьба с Ираном была продолжена наследниками царя, однако последние потерпели неудачу, после чего в скором времени произошло упразднение царской власти, править страной стали князья Эристави.

На протяжении трех веков, начиная с середины 7-го столетия, арабы захватили значительную часть территорий Грузии.

VIII век ознаменовался усилением Абхазского эриставства, сбросившим власть Византии благодаря помощи хазар и умелому использованию противоречивых взаимоотношений между арабами и византийцами и снова обретшим царя, которым стал Леон II.


С этого момента грузинские земли были представлены княжествами Кахетинским и Картвельским, а также царствами Эрети, Абхазским и Картлийским эмиратом. Вышеперечисленные политические объединения вели борьбу за власть над центром страны. Результатом противостояния стало объединение земель в единое грузинское феодальное государство.

Одиннадцатое и двенадцатое столетия от Рождества Христова стали для древнего государства периодом расцвета и расширения земель: было отражено нападение турок, освобождены земли Ширвана и Северной Армении, вошедшие в состав Иверии. Примерно в это же время Грузия стала налаживать отношения с Киевской Русью.

Роль Российской Империи

Благоденствие Грузии продолжалось до середины XIII века, с приходом татаро-монгол начался упадок. Век спустя страна разорена войсками Тамерлана, еще через столетие – распадется с образованием Картлийского, Кахетинского, Имеретинского царств, а также княжества Самцхе-Саатабаго. Распад Грузии произошел в кратчайшие сроки.

Спустя шестнадцать столетий от Рождества Христова на территории Грузии развернулась активная борьба между Ираном и Турцией, желающими господствовать в Закавказье. Правительство Грузии просило Россию оказать военную помощь, однако Российская империя стала оказывать покровительство Карталинско-Кахетинскому царству только после подписания русско-грузинского трактата в 1784-м году.

Под влиянием европейских государств Турция стремилась воспрепятствовать выполнению Российской империей взятых на себя обязательств по отношению к грузинскому народу, в результате чего была разорена Восточная Грузия. Противостояние завершилось в августе 1787-го года объявлением Турцией о начале войны с Россией, которая в то время вела военные действия на балканском фронте. Российская империя была не готова воевать на два фронта, поэтому войска были выведены с грузинских территорий, как того в ультимативной форме требовала Турция. Таким образом, страны Европы, действуя через турков, способствовали нарушению Россией взятых на себя обязательств по отношению к Грузии, которая вскоре начала распадаться в результате внутренних междоусобиц.

По согласованию между Императором Павлом I и царем Георгием XII в 1799-м году было восстановлено действие ранее заключенного трактата, однако выполнение российской стороной своих обязательств носило формальный характер. После ввода в Грузию войск и смерти царя Георгия Карталинско-кахетинское царство было присоединено к территориям Российской империи, а царская семья была принудительно доставлена в Россию. Грузинская церковь также потеряла свою независимость, это произошло в 1811-м году.

За время нахождения Грузии в составе Российской империи население страны возросло в 4 раза и составило 1,5 миллиона.

Грузинская демократическая республика

Грузинская демократическая республика просуществовала недолго – всего четыре года. Образовалась республика в 1918 году, когда Грузия отделилась от Закавказской Федерации. Правительству Грузии пришлось срочно решать большое количество вопросов социального и национального характера. В Осетии вспыхнули восстания коммунистов, которые требовалось подавить. Также было необходимо разрешить пограничный спор с Арменией, который вылился в недолгую грузинско-армянскую войну. Помимо вышеуказанных проблем Грузии угрожали: Советская Россия, Белая Армия, Турция. После поражения в битвах с Красной Армией в 1921-м году Грузия потеряла независимость и стала одной из Советских Республик.

Период нахождения страны в составе Советского Союза не оказал отрицательного влияния на экономику Грузии, ее территории не были поражены во время второй мировой войны, несмотря на близость фронта.

90-е годы XX столетия в истории Грузии были омрачены гражданской войной, а также войнами против Абхазии и Осетии. Были налажены и вновь напряжены отношения с Россией из-за строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот период вошел в мировую историю как «эпоха Шеварнадзе».

В XXI веке Грузия претерпела сильные изменения: были проведены реформы, реконструкция, осетинская война, экономическая блокада. Сейчас Грузия – демократическое государство, в котором развивается рыночная экономика. Столицей страны является Тбилиси, численность населения превышает 5 миллионов человек. В настоящем Грузия активно развивает туристический бизнес, который пользуется большим спросом благодаря богатому историческому прошлому страны и ее природным красотам.

Грузия - (на грузинском языке - Сакартвэло, Сакартвело; на восточных языках - Гюрджистан) - древнее государство в Закавказье. Грузия, а также ее исторические земли - государственные образования, за трехтысячелетнюю историю государственности известны как Колхидское царство (Эгриси), Иверия, или Иберия (Картли, Карталиния), Лазское царство, или Лазика (Эгриси), Абхазское (Западно-Грузинское) царство, Грузинское царство (Сакартвэло), княжества Абхазия , Гурия , Мегрелия (Мингрелия, Одиши) , Самцхе-Саатабаго и Сванетия . С присоединением Карталинско-Кахетинского царства к Российской империи (1801 г.) началось упразднение грузинских государственных образований и включение их территории непосредственно в состав России. После распада Российской империи (1917 г.) воссоздается независимая государственность - Грузинская Демократическая Республика (1918 - 1921 гг.). Образованная после большевистской оккупации (1921 г.) Грузинская Советская Социалистическая Республика просуществовала до 1990 г. После распада СССР (1991 г.) Грузия - вновь независимое государство: Республика Грузия.

В Грузии проживают грузины (самоназвание - картвелы) и абхазы (самоназвание - апсуа), а также представители азербайджанского, армянского, ассирийского, греческого, еврейского, курдского, осетинского, русского, украинского и других народов. Грузинский язык (вместе с мегрельским и сванским) входит в картвельскую группу иберо-кавказских языков, абхазский язык - в абхазо-адыгейскую группу иберо-кавказских языков.

Основная часть населения Грузии исповедует православие, часть - католицизм, григорианство, часть - ислам (аджарцы, лазы, ингилойцы, часть месхов). Часть абхазов (в основном абжуйцы) исповедуют православие, а часть - ислам (в основном бзыбские).

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в юго-западном регионе исторической Грузии сформировались два крупных объединения - раннеклассовых государства: Диа-охи (Таохи, Тао) и Колха (Колхида). В начале VII в. до н.э. Диа-охи была разгромлена государством Урарту. В 30 - 20-е гг. VIII в. до н.э. древнеколхидское государство, о котором сохранились воспоминания в древнегреческом сказании об аргонавтах, было разгромлено вторгшимися с севера киммерийцами.

В VI в. до н.э. колхские племена образовали раннерабовладельческое государство - Колхидское царство (Колхети, Эгриси). Развитию городской жизни и торговли в Колхиде способствовало возникновение греческих колоний (Фазис, Диоскурия, Гюэнос и др.). С VI в. до н.э. в Колхиде чеканились серебряные монеты - “колхидские тетри” (“колхидки”). В конце VI в. и первой половине V в. до н.э. Колхидское царство находилось в зависимости от ахеменидского Ирана. В конце IV в. до н.э. правитель Колхиды Куджи вместе с картлийским царем Фарнавазом возглавил движение за создание объединенного грузинского государства. В конце II в. до н.э. Колхидское царство было подчинено Понтийским царством, а в I в. до н.э. - Римом.

В VI - IV вв. до н.э. интенсивно происходит консолидация картлийских (восточно-грузинских) племен на востоке и юге исторической Грузии, что завершилось образованием Картлийского Царства (Иберия) с центром в городе Мцхета. Древнегрузинские источники это событие датируют концом IV в. до н.э. и связывают с победой, одержанной потомком мцхетских старейшин (мамасахлиси) Фарнавазом (фарнаозом) над сыном царя Ариан-Картли Азо. Фарнаваз добивается независимости царства и становится основателем династии Фарнавазианов. Историческая традиция связывает с именем Фарнаваза создание грузинской письменности. В III в. до н.э. при Саурмаге и Мириане, царствовавших после Фарнаваза, Картли стала обширной и могущественной державой, в которую уже входила значительная часть Западной Грузии (Аджара, Аргвети), Эгриси признавало верховенство картлийских правителей. Картли удалось установить свой контроль над горцами, заселявшими оба склона Кавказского хребта.

В I в. до н.э. Иберия на некоторое время подчинилась Риму. С именами святых апостолов Андрея Первозванного и Симеона Кананита связано появление первых грузинских христианских общин в I в. н.э. В начале новой эры Картлийское царство окрепло и усилилось, а во время царствования Фарамана II (30 - 50-е гг. II в. н.э.) достигло большого могущества и расширило свои границы. С III в. Картлийское царство попадает под влияние сасанидского Ирана.

На рубеже I - II вв. на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство - Лазика (Эгриси - грузинских источников), которое со временем распространяет свое внимание на всю территорию бывшего Колхидского царства, в том числе Апсилию, Абазгию и Санигию.

В начале раннего средневековья на территории Грузии существовало два государства: восточногрузинское царство Картли (Иберия), которое простиралось от Кавказского хребта на юг до Албании и Армении, и Эгриси (Лазика), охватывающая всю Западную Грузию со столицей в Цихе-Годжи (Археополис, Нокалакеви).

Около 337 г. при царе Мириане и царице Нане государственной религией Картлийского царства объявляется христианство. Это судьбоносное для Грузии событие тесно связано с именем святой равноапостольной Нино - святительницы Грузии. В Лазском царстве христианство становится государственной религией при царе Цатэ в 523 г.

Царь Картли Вахтанг I Горгасал (вторая половина V в.), стремившийся к централизации Грузии и ликвидации вассальной зависимости от Ирана, возглавляет большое объединенное восстание грузин, албанцев и армян против Ирана, усмиряет кавказских горцев, значительно расширяет границы царства (охватывающего уже почти всю Грузию), проводит церковную реформу, основывает город Тбилиси, куда вскоре переносится столица Картлийского царства. При Вахтанге I восточногрузинская церковь получила автокефалию от Антиохийской патриархии и грузинскую церковь возглавил католикос (впоследствии католикос-патриарх).

Наследники Вахтанга I Горгасала продолжили борьбу против Ирана. Но восстание 523 г. под предводительством царя Гургена потерпело поражение. Царская власть в Картли была вскоре упразднена, во главе страны Ираном был поставлен правитель - марзпан. В 70-е годы VI в. в Картли была установлена власть представителя вельможной знати, “первого среди равных”, которого источники именуют эрисмтаваром. Фамильная хроника считает эрисмтаваров Картли представителями рода Багратидов (Багратионов).

С середины VI в. Лазское царство, а с начала VII в. - Картли подпали под власть Византии. С середины VII в. по IX в. значительная часть грузинских земель была захвачена арабами.

В VIII в. в Западной Грузии усиливается Абхазское эриставство. Абхазские эриставы умело используют арабо-византийские противоречия, с помощью хазар освобождаются от византийской власти и объединяют всю Западную Грузию. Абхазский эристав Леон II принимает титул царя. По происхождению царской династии и ведущей роли Абхазского эриставства новое западногрузинское политическое объединение получило название Абхазского царства, но из восьми его эриставств собственно Абхазия была представлена двумя (Абхазским и Цхумским). Столицей царства стал Кутаиси. Западногрузинские церковные епархии, находящиеся под юрисдикцией Константинопольского патриархата, переподчиняются мцхетскому католикосу.

С конца VIII в. - начала IX в. территория Грузии охватывала: Кахетинское княжество, Картвельское княжество-куропалатство (Тао -Кларджети), царство Эрети, Абхазское царство и Тбилисский, или Картлийский, эмират, первоначально управляемый наместниками арабских халифов. На протяжении IX - X вв. между этими политическими объединениями с переменным успехом велась напряженная борьба за овладение центральной частью Грузии - Шида Картли - традиционным политическим, экономическим и культурным центром грузинской государственности. Эта борьба завершилась объединением Грузии и созданием единого грузинского феодального государства. Грузинская знать во главе с эриставом Иоанэ Марушисдзе предложила Давиду III Куропалату из династии Багратиони, могущественному правителю Южной Грузии, “выступить со своими силами, захватить Картли и занять престол самому или передать его Баграту, сыну Гургена”, который также происходил из дома Багратиони. Баграту, приемному сыну бездетного Давида III Куропалата, по наследству принадлежали Картвельское царство (со стороны отца) и Абхазское царство (со стороны матери Гурандухт, сестры бездетного абхазского царя Феодосия). В 975 г. Баграт Багратиони получил Шида Картли. В 978 г. Баграт был возведен на западногрузинский (абхазский) престол с титулом “царь абхазов”. В 1001 г. после смерти Давида III Куропалата Баграт III получает титул куропалата, а в 1008 г. - после смерти отца - титул “царя картвелов” (Грузии). В 1008 - 1010 гг. Баграт III присоединяет Кахети, Эрети и Рани. “Царь абхазов, картвелов, ранов и кахов” Баграт III Багратиони осуществил начатое при Фарнавазе и продолженное при Вахтанге I Горгасале объединение всей Грузии в единое государство; возникает понятие “Сакартвело” для обозначения всей Грузии.

XI - XII вв. были периодами наибольшего политического могущества, расцвета экономики и культуры феодальной Грузии. При царе Давиде Строителе (1089 - 1125 гг.) были проведены важные преобразования, направленные на укрепление центральной власти и единства государства, военная реформа. В первой четверти XII в. Грузия отразила нашествие турок- сельджуков и освободила от них значительную часть Закавказья - Ширван и Северная Армения была включены в состав Грузинского государства.

В царствование Георгия III (1156 - 1184 гг.) и Тамар (1184 - ок. 1213 гг.) влияние Грузии распространяется на Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Иранский Азербайджан, всю Армению и Юго-Западное Причерноморье (Тра- пезундская империя). Грузия стала одним из сильнейших государств на Ближнем Востоке. Внешние связи Грузии расширялись не только на восток, но и на север, в XII в. установились культурно-экономические связи с Киевской Русью.

Во второй четверти XIII в. Грузию покорили татаро-монголы. Нашествия Тамерлана во второй половине XIV в. разорили страну. Во второй половине XV в. единое Грузинское государство в результате непрерывных нашествий чужеземных захватчиков и экономического упадка распалось на Картлийское, Кахетинское и Имеретинское царства и княжество Самцхе-Саатабаго.

В XVI - XVII вв. от Имеретинского царства отделились Одишское (Мегрельское), Гурийское, Абхазское (по XVII в. входящее в Одиши) и Сванское княжества, лишь номинально продолжавшие признавать верховенство Имеретинского царя .

В XVI - XVIII вв. Грузия стала ареной борьбы Ирана и Турции за господство в Закавказье. Грузинские правители неоднократно обращаются с просьбой об оказании военной помощи к России - ими ставился и вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. В конце XVII в. в Москве возникает грузинская колония. Царь Картли Вахтанг VI (1703 - 1724 гг.) упорядочивает государственное правление, феодальные порядки, издает законодательные акты, разворачивает строительные работы и восстанавливает оросительную систему, однако в условиях турецкого и иранского засилья вынужден покинуть престол и вместе со многими грузинскими политическими и культурными деятелями находит убежище в России.

Со второй половины XVIII в. соотношение сил в Закавказье существенно изменилось: царь Картли Теймураз II и его сын царь Кахети Ираклий II политически настолько окрепли, что в 1749 - 1750 гг. Ереванское, Нахичеванское и Ганджийское ханства стали данниками Грузии. Ираклий II одержал победу над властителем Тавриза Азат-ханом и дагестанскими феодалами. После смерти в 1762 г. Теймураза II, находившегося в Петербурге в поисках поддержки, получив по наследству Карталинский престол, Ираклий II провозгласил себя царем Картли-Кахети, объединив Восточную Грузию. 24 июля 1783 г. в Георгиевске был подписан русско-грузинский трактат, ратифицированный Ираклием II 24 января 1784 г. По условиям трактата Российская империя брала под покровительство Карталинско-Кахетинское царство, гарантировала его целостность, брала обязательство возвратить Грузии захваченные врагами земли, сохраняла царский престол за Ираклием II и его потомками, не вмешивалась во внутренние дела царства. Со своей стороны Ираклий II признавал верховную власть Императора России.

Турция, подстрекаемая Францией и Англией, всячески старалась не допустить осуществления условий трактата - настраивала против Грузии соседних мусульманских владетелей. В 1785 г. аварский владетель Омар-хан вторгся и опустошил Восточную Грузию. В июле 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя удаления русских войск из Грузии и признания Ираклия II турецким вассалом. В августе того же года Турция объявила войну России. Открыть второй, кавказский фронт (наряду с балканским) Россия не решилась и в сентябре вывела войска из Грузии - тем самым условия Георгиевского трактата были нарушены. В 1795 г. Ага-Магомед-хан, объединивший почти весь Иран, вторгся и опустошил Тбилиси. В 1798 г. скончался царь Ираклий II.

При Георгии XII (1798 - 1800) усилилась борьба за обладание троном между многочисленными сыновьями и внуками Ираклия II и Георгия XII. Вокруг претендентов образовались враждующие между собой группировки. Остро стоял вопрос внешнеполитической ориентации. Георгий XII, будучи тяжело больным, начал добиваться восстановления условий трактата 1783 г. и утверждения наследником трона своего сына Давида. Император Павел I формально удовлетворил просьбу царя, в 1799 г. перебросил в Грузию полк русских войск, однако принял решение об упразднении карталинско-кахетинского царства и присоединении его к России. Представители императора при Карталинско-Кахетинском дворе получили тайный приказ: в случае смерти царя Георгия XII не допустить вступления на престол царевича Давида. 28 декабря царь Георгий XII скончался. 18 января 1801 г. в Петербурге, а 16 февраля в Тбилиси был обнародован манифест Павла I о присоединении Грузии к России. Окончательное упразднение Карталинско- Кахетинского царства и присоединение к Российской империи были утверждены 12 сентября 1801 г. манифестом Императора Александра I. Члены грузинской царской семьи были в принудительном порядке вывезены в Россию. В 1811 г. была упразднена независимость Грузинской церкви.

История Имеретинского царства ознаменована постоянными феодальными смутами. Царю Соломону I (1751 - 1784 гг.) удалось укрепть царскую власть, запретить поощряемую Турцией работорговлю, одержать победу над турками (1757 г.) и создать военный союз с Картли-Кахети. Имеретинские цари неоднократно обращались за помощью к России, но просьбы отклонялись во избежание осложнений с Турцией. После 1801 г. царь Имерети Соломон II попытался объединить всю Западную Грузию, возглавить борьбу за восстановление Карталинско-Кахетинского царства. Однако Россия, поддержав сепаратизм мегрельского, абхазского, гурийского и сванского вледетелей, обрекла борьбу Соломона II на поражение и в 1804 г. принудила его по Елазнаурскому трактату принять покровительство России. В 1810 г. в Имерети было также установлено русское правление.

Княжество Самцхе-Саатабаго с начала XVI в. попало в вассальную зависимость от Турции. В 30 - 90- е гг. XVI в. турки начали захват территории Самцхе-Саатабаго, создание собственных административных единиц и в 20 - 30-е гг. XVII в. ликвидировали остатки независимости княжества. Началось методическое омусульманивание населения.

Мегрельское (Мингрельское) княжество (Одиши) обрело самостоятельность около середины XVI в., и с 1550 г. его владетели, из рода Дадиани, признавали власть имеретинских царей лишь номинально. До начала XVII в. в состав Мегрельского княжества входила и Абхазия. В конце XVII в. в Одиши усилился лечхумский азнаур (дворянин) Кация Чиковани, свергнувший ранее правившую там династию. Его сын Георгий принял титул и фамилию прежних владетелей Мегрельского княжества - Дадиани. Владетельный князь Мегрелии Григол (Григорий) I Дадиани в 1803 г. перешел в подданство Российской империи, сохранив за собой автономию в гражданских делах. После смерти владетеля Давида Дадиани (1853 г.) в связи с малолетством наследника князя Николая до 1857 г. княжеством управляла его мать княгиня Екатерина Александровна Дадиани (урожденная княжна Чавчавадзе). В 1857 г. наместник Кавказа кн. Барятинский, воспользовавшись неурядицами в результате крестьянских волнений в Одиши, ввел особое управление княжеством. В 1867 г. Мингрельское княжество юридически прекратило существование и вошло в состав Российской империи.

Гурийское княжество выделилось из Имеретинского царства в XVI в. Под властью владетелей из рода Гуриели (потомков сванского эристава Варданидзе) была и Аджария. Частые междуусобицы грузинских феодалов и тяжелая борьба с турецкими захватчиками привели княжество в упадок. В XVII в. Аджарию завоевали турки и начали активно насаждать ислам. Владетели Гурии стали вассалами царей Имерети и в 1804 г. в составе Имеретинского царства поступили под покровительство России. В 1811г. Гурийское княжество с сохранением внутренней автономии было присоединено к Российской империи, а в 1828 г. было окончательно упразднено.

Абхазское княжество оформилось в начале XVII в. и вступило в непосредственную вассальную зависимость от имеретинского царя. Восточная граница княжества передвигается к реке Келасури, по линии которой владетель Мегрелии Леван II Дадиани строит западную часть большой оборонительной стены. В конце XVII - начале XVIII вв., захватив часть территории Мегрельского княжества, абхазские владетели из рода Шервашидзе (Чачба) расширили свои границы до реки Ингури. В Абхазии активно распространяется ислам и усиливается зависимость от Турции.

На основании обращения владетеля Абхазии Георгия (Сафар-бея) Шарвашидзе (Шервашидзе) манифестом Александра I от 17 февраля 1810г. Абхазское княжество было присоединено к Российской империи с сохранением ограниченной власти владетеля. Самурзаканские правители Манучар и Леван Шервашидзе приняли присягу на “верноподданство” еще в 1805 г.. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено - был создан Сухумский военный отдел с военным правлением, замененный в 1883 г. гражданским правлением с включением Сухумского округа в состав Кутаисской губернии.

После распада в XV в. единого грузинского государства, часть Сванетии вошла в состав Мегрельского княжества. Остальная часть формально подчинялась имеретинскому царю и делилась на Вольную Сванетию и Княжество Сванетия (владение князей Геловани, затем князей Дадешкелиани). Княжеская власть в Сванетии была упразднена в 1857 - 1859 гг., после того как последний владетельный князь Константин Дадешкелиани в 1857 г. при попытке ареста собственноручно убил кутаисского губернатора князя Гагарина и трех его служителей, а также ранил нескольких солдат. Князь Дадешкелиани в 1858 г. был расстрелян по решению военно-полевого суда.

В течение XIX в. и начале XX в. Российской империей при активной поддержке грузинского дворянства и крестьянства была отвоевана часть захваченных в разные периоды времени Турцией грузинских исторических земель. Тавады и азнаури (князья и дворяне) грузинских царств и княжеств были признаны в княжеском и дворянском достоинствах Российской империи. ...

Крепость Ахалдаба

Крепость Ахалдаба занимает вершину высокой горы, находящейся на правой стороне Куры. Ущелье Куры от Ташискари до Боржоми очень узкое. Именно это место ущелья закрывала крепость. Здесь даже небольшой гарнизон мог перекрыть проход.

Крепость сильно разрушена, и нет никакой возможности - полностью представить ее первоначальный вид. Крепость отличалась труднодоступностью, но была ...

Мцхетоба-Светицховлоба (Праздник Хитона Господня)

Праздник Хитона Господня - празднуется в Грузии 14-го (по старому 1-го) октября в Мцхете, отстоящем на 22 версты от Тифлиса по Гартискарской дороге. Мцхета - древняя столица Иверии - теперь деревушка, и только два уцелевшие хра­ма свидетельствуют о ее древнем величии. Один из этих храмов Мцхетский собор во имя 12 апостолов. Он воздвигнуть на том самом месте, где был сокрыть Хитон Господень. ...

Крепость Атени

Крепость Атени . Атенское ущелье занимает центральную часть Картли. По этому ущелью проходила одна из главных дорог, соединявшая центральную Картли с южной Картли и со странами расположенными к югу. Естественно, что эту часть Грузии надо было обязательно укрепить. К концу раннего средневековья здесь уже стояли такие крепости, как Атени, Вере и Цедиси . В начале позднего средневековья в ...

Крепость Парцхиси

Парцхисская крепость находится на левой стороне р. Алгети . В отличие от многих крепостей, она занимает невысокий холм. Очевидно, для строителей крепости главным было воздвигнуть ее именно на этом месте. Это был важный пункт на одной из главных трасс Южной Грузии. В данном случае не учитывалось и не принималось во внимание то что место было доступным, но зато большое внимание было обращено ...церемонийстером , которому подчинялись также все служители “сааджо кари”, места заседаний царского суда, и “сагамгео”, управительского дома. Мандатуртухуцес строго следил за соблюдением церемониала и придворного этикета. Символом власти ...

Царь Вахтанг Горгасали

Царь Вахтанг Горгаслан (446-499). Продолжая работу первых грузинских царей-объединителей на протяжении многих веков, народы Картвельского племени при царе Вахтанге Горгаслане в политическом отношении делаются настолько сильными, что две монарха того времени, c востока Персия, а с запада Византия, принуждены были считаться с Иверией, которая в борьбе с каждой в отдельности не раз выходит ...

Краткая история Грузии
Основные вехи в истории Грузии

Кавказ, воистину, удивительный регион!

Казалось бы, ну что может быть удивительного и интересного в истории, такой, относительно небольшой территории, как Кавказ? Но, на самом деле, история Кавказа, в том числе и Грузии, очень интересна и, в то же время, трагична! Эта небольшая, гористая территория между двумя морями – Чёрным и Каспийским, является местом, где пересеклись две великие культуры – культура Запада и культура Востока. Ведь, именно через Кавказ в древности проходили важнейшие дороги Великого Шёлкового пути.

Кто-то из великих философов сказал, что на Кавказе никогда не закончатся войны. И, к сожалению, это, отчасти, правда! Ведь, здесь, на Кавказе, практически во все времена и эпохи велись кровопролитные войны.

Именно здесь, на Кавказе, живут народы с различными религиозными убеждениями и происхождением. И каждый из этих народов имеет свою собственную историю, но в этой небольшой статье мы поговорим об истории грузинского народа и его государства. Первые упоминания о создании грузинского государства относятся к далёкому X веку. В эти древние времена несколько грузинских княжеств объединились в одно единое государство, которое, впрочем, просуществовало, не так уж долго – всего лишь три века. Через несколько веков, в XVIII в. грузинские княжества смогли снова объединится, а уже потом, большинство из них вошло в состав Российской Империи.

Та территория, которую занимает современная Грузия, имеет очень выгодное географическое положение. Именно поэтому эта территория всегда манила иностранных захватчиков!

На западе современной Грузии ещё VIII веке до н.э. жили греки. Несколько веков спустя с территории современной Турции на восток Грузии пришли анатолийские племена, которые ассимилировались с местным населением. Вскоре, здесь образовалось Иберийское государство. Но и оно просуществовало не слишком долго. Между V и III веками до н.э. эти территории захватывали различные империи. В 189 году до н.э. римское войско победило здесь войско Селевкидов, и было образовано сильное Армянское государство. Правители этой империи смогли завоевать много территорий от Каспийского моря до Центра современной Турции. Грузинские княжества также вошли в состав Армянского государства.

На рубеже IV-V веках Армянское государство, и вместе с ним все грузинские княжества, было захвачено могучей тогда Византийской Империей. Но византийцы захватили не все территории, принадлежавшие Армянскому государству, а только лишь западную его часть, восточную же часть этой империи захватили персы.

В VII веке сюда пришли арабы-мусульмане и создали мусульманское государство – эмират. Полностью от мусульманского ига Грузия смогла освободиться только лишь в 1122 году. Этот период считается одним из самых удачных периодов в истории Грузии. В это же время в Армению вторглись турки-сельджуки, и многие армяне-христиане вынуждены были бежать в Грузию, где они ассимилировались с местным населением.

Но Иберское государство вскоре ослабло, и в течение нескольких веков его христианское население вынуждено было бороться против ассимиляции с персами и турками. В то же время, Персия и Османская Империя долгое время безуспешно пытались захватить эти территории. И казалось в XVIII в. туркам это почти удалось. Но христианское население Кавказа тогда буквально спасла Екатерина Великая, правительница Российской Империи. Сюда, на территорию нынешней Грузии прибыли русские войска и смогли выгнать многочисленные войска турков. С этого момента Грузия стала частью Российской Империи. В 1795 году крупнейший город этого региона – Тбилиси – был практически полностью разрушен персидскими войсками во главе с Ага Мухаммедом. Полностью выгнать мусульманских захватчиков с территории христианских государств Кавказа, в том числе и с Грузии, удалось лишь в середине XIX веке.

В том же XIX веке в Грузии большой популярностью среди молодёжи пользовались националистические группировки и партии, в составе которых, одно время, даже числился Иосиф Джугашвили, более известный нам, как Иосиф Сталин.

В неспокойное начало XX века Грузия, Армения и Азербайджан объявляют себя независимыми государствами. Но вскоре, большевики захватывают все эти государства, и они становятся частью Советского Союза. В начале 20-х годов XX века эти три государства были объединены в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).

В 1936 году эта федерация была распущена. С этого момента образовалась Грузинская Советская Социалистическая Республика.

В 1990 году в Грузии впервые были проведены выборы, в которых участвовало несколько политических партий. После развала Советского Союза независимая Грузия, по мнению многих политических экспертов, имела перспективы быстрого экономического развития. Но в 1992-93 года, как мы все знаем, бывшие в составе Грузии – Южная Осетия и Абхазия начали войну за независимость. И только в середине 90-х годов, тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе удалось немного стабилизировать экономическую и политическую обстановку в стране.

Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих корпоративных социальных организаций. Его эволюцию можно проследить достаточно четко на протяжении трех тысяч лет, и нет никакого сомнения в том, что население палеокавказской группы, предки современных грузин, заселили свою землю и прилегающие территории задолго до этого времени.

Территория расселения грузин и родственных им иберо-кавказских народностей напоминает по форме клин, расположенный между Каспийским и восточной оконечностью Черного моря. С севера она ограничена Главным Кавказским хребтом, с юга граничит с Арменией, а с востока - с современным Азербайджаном, Албанией, как ее называют географы древности.

Большая часть грузин как нации сосредоточена сегодня внутри границ Грузинской Республики. Общее количество грузин и представителей родственных им народов иберо-кавказской ветви составляет приблизительно 3,5 миллиона человек. Согласно официальной переписи, к середине XX в. в Грузии жило 2 601 000 человек, что составляло 64,3 процента всех грузин. Еще 50 000 человек живет в различных других частях СНГ, остальные за границей. Огромная часть сконцентрировалась в восточных провинциях Турции и также в некоторых частях Ирана, прежде всего в Феридуне близ Исфахана, куда они были депортированы в начале XVIII в. шахом Аббасом I.

Грузины называют себя картвелеби, а свою родину - Сакартвело. Оба названия восходят к имени мифологического героя Картлоса, которого грузины считают своим первопредком. Главная провинция Центральной Грузии, где находится Тбилиси (Тифлис), называется Картли. Как часто бывает с этническими понятиями, представители других народов часто обозначали грузин именами, которые не имеют никакого отношения к их самоназванию картвелеби. Так, армяне и древние персы называли грузин восточного региона вирками или виршбунами, элемент «вир» лег в основу имени Иверия или иберцы, которые уже, в свою очередь, использовали греки и римляне.

Страбон и другие географы древности считали, что иберийцы являются жителями Испании, и были обескуражены, обнаружив, что еще одни «иберийцы» живут на Кавказе. Чтобы объяснить этот факт, они изобрели теорию, что когда-то эту страну заселили пришельцы из Испанской Иберии. Можно обнаружить сходство между кавказскими языками и языками басков, которое и позволяет подтвердить в некотором роде эту идею, хотя на самом деле к ней не следует относиться серьезно благодаря современным ученым.

Весьма вероятно, что корень «вир» или «вер» имеет нечто общее в связи с древними кавказскими племенами саспероя и тибарени, доминировавшими во времена Геродота. Арабы и современные персы называли грузин «курдж» или «гюрдж». Отсюда и происходит их западноевропейское наименование «грузины», которое они пытались объяснить, причем весьма некорректно, образованием от имени святого Георгия, защитника и покровителя страны после принятия христианства.

Интересно заметить, что похожая путаница существует и в отношении соседствующих с кавказцами албанцев, которые недавно жили на территории, входящей теперь в состав Азербайджана. Эти кавказские албанцы существовали как отдельная нация начиная с XI в. Их имя связывают с армянским «аг-буан» или «алван», которое не имеет ничего общего с современными албанцами, живущими на Адриатике, по соседству с Югославией. Эти сегодняшние албанцы вошли в историю на несколько столетий позже, чем те, что живут на Кавказе, они говорят на индоевропейском языке и в любом случае не относят себя к албанцам, а называют себя «шкиперцами», а свою страну - Шкиперией.

Чтобы избежать путаницы, еще раз отметим, что все отсылки в настоящем томе на «иберийцев» и «албанцев» относятся к тем народам, которые были местными жителями кавказского перешейка, а вовсе не теми, кто заселял побережье Средиземного моря.

С антропологической точки зрения грузины наряду со сванами и мингрелолазами принадлежат к так называемой понтозагросской группе, занимая промежуточное положение внутри палеокавказской семьи народов. Современные грузины во многом являются брахицефалическими или гипербрахицефалическими, хотя, как полагает Дебет, на протяжении прошедших двух тысячелетий их физический тип претерпел значительные изменения.

У большинства грузин прекрасная смуглая или желтоватая кожа и темные волосы, хотя встречаются и блондины. Большинство из них кареглазы, но примерно у 30 процентов голубые или серые глаза. Обычно они среднего роста, отличаются атлетическим телосложением и гибкостью.

Население восточной провинции Картли и Кахетии имеет выдающиеся орлиные носы и высокий дугообразный череп. В Западной Грузии более распространен прямой тонкий нос, хотя общие очертания лица скорее напоминают вариант средиземноморского типа, и теперь распространенный в Южной Италии или Греции.

Как и сегодняшние армяне и анатолийские крестьяне, грузины представляют собой результат этнического смешения, которое происходило на протяжении нескольких тысячелетий. В ходе этого процесса природный, исходный субстрат был перекрыт рядом волн вторгавшихся разноэтнических групп. Так произошло с армянами и их первоначальным языком, относимым к индоевропейской группе, и хурритским и урартским субстратом, наложившимся на индоарийскую основу.

Преобладающий в современной Турции этнотип с высоко приподнятым носом орлиной формы не имеет ничего общего с узкоглазыми представителями тюрков-кочевников с Алтая, но сильно напоминает персонажей, изображенных на древних хетгских фресках.

Сильная отдаленность Грузии от основных путей миграций и и маршрутов вторжений привело к большой демографической однородности, поэтому современные грузины могут восприниматься как потомки коренных жителей кавказского перешейка и близлежащих территорий, расположенных к юго-западу, в которые три тысячелетия назад влился индоевропейский элемент, связанный с вторжениями скифов и киммерийцев, заселением прибрежных районов греками из Малой Азии, а еще позже к последовательной смене арабских, монгольских, турецких и персидских завоевателей.

Общинный уклад жизни современных грузин уходит своими корнями в эпоху хеттов, урартцев и ассирийцев. В отличие от других исчезнувших цивилизаций, в Грузии его черты во многом сохранились до наших дней.

Современная Грузия занимает площадь в 69 300 квадратных километров, включая Абхазскую республику со столицей Сухуми (древняя Диоскурия), расположенной на Черном море, Аджарскую автономную республику со столицей Батуми и Юго-Осетинский автономный округ с центром в Цхинвали.

Аджарцы представляют собой грузин-мусульман, принявших ислам во время продолжавшегося несколько столетий оттоманского ига. С другой стороны абхазы принадлежат к северно-западной или адыгейско-черкесской группе кавказских народов. Осетины являются потомками средневековых аланов, индоиранской народности, связанной с сарматами.

Изучение истории грузинских народов обязательно должно включать Лазистан, широкую полосу вдоль юго-восточного побережья Черного моря, к западу от Трапезунда, а также к востоку до верховий реки Чорох и далее до Бейбурта и территорий, расположенных вокруг городов-крепостей Карс и Ардахан и юго-западнее Эрзерума.

До сельджукского вторжения в XI в. этот горный понтийский район, теперь входящий в состав Турецкой республики, играл важную роль в культурном, лингвистическом и этническом развитии грузинской нации. И еще в более раннее время ветхозаветные племена мешеш и тубал, заселившие Центральную Анатолию, играли важную роль, связывая Закавказье и древние цивилизации Сирии и Палестины.

Географические и климатические условия в Грузии отличаются необычайным разнообразием. Территория современной Грузии на 54 процента состоит из гор, 33 процента занимают холмы и плато, и только 13 процентов составляют равнины и долины. Подобное разнообразие повлияло на климат, который колеблется от умеренного субтропического, преобладающего в прибрежной части Черного моря, и сухого теплого средиземноморского типа в Имеретии и Картли до субальпийского на пастбищах и в лесах Кавказской возвышенности, окруженной очень высокими, покрытыми снегом пиками Казбека и Эльбруса.

В Грузии обнаружено огромное разнообразие фауны и флоры, еще на заре цивилизации ее считали идеальным местом для охоты, выращивания скота, возделывания винограда и многих сельскохозяйственных культур. Страна богата металлами и минералами. И в греческих мифах, и в Ветхом Завете, и у античных историков Закавказье упоминается как очаг возникновения обработки металла. Археологические находки подтверждают, что именно Грузия является прародиной металлургии. И сейчас в Грузии добывают марганец, медь, железо, мышьяк, вольфрам, золото, ртуть, литографский камень и мрамор. Грузинские реки богаты рыбой и являются источником дешевой электроэнергии.



Рис. 1. Основные типы традиционных грузинских жилищ:
1 - дом с башней у горцев Сванетии; 2 - дарбази из Восточной Грузии; 3 - мингрельская пацха (круглая хижина, крытая соломой); 4 - семейный дом в Западной Грузии; 5 - городской дом в Тбилиси

Внутри границ отмеченной нами географической площади грузины сохранили ряд хорошо различимых региональных культур и диалектов (рис. 1). Картвелы (так обычно грузины называли сами себя) рано разделились по лингвистическому направлению на три основные группы: иберийцы (или собственно грузины), сваны и мингрелолазы. Мингрелы и лазы расселились вдоль субтропического побережья Черного моря. Сваны сформировали независимые племенные анклавы в высокогорных долинах кавказских гор, в то время как доминировавшие (в численном отношении) иберо-грузины занимали современные провинции Картли, Кахетию, Самцхе и прилегающие к ним районы (фото 1) .

Спустя две тысячи лет Страбон говорил о сванах как о мощной воинственной нации, способной вывести на поля сражения не менее 200 тысяч воинов. В наши дни количество сванов не превышает 25 тысяч (рис. 2).




Рис. 2. Сванский штандарт в виде льва. Во время кавалерийской атаки раздувался, наводя ужас на врагов

Во время правления арабов на Кавказе много грузин эмигрировало на восток через Сурами в Древнюю Колхиду. Затем они расселились вокруг дельты Риони на побережье Черного моря, отделив мингрелов от родственной им народности лазов, жившей южнее.

Грузины, сваны и мингрелолазы образуют иберокавказскую группу внутри кавказской семьи языков. Конечно, кавказские языки совершенно независимы и отличны от индоевропейских, турецких и семитских семей, хотя в ходе времени из них заимствовались многие слова. Интересно, например, найти в грузинском термин ghvino («вино»), которые некоторые полагают древним заимствованием из индоевропейского языка, в то время как другие рассматривают его как свидетельство того, что именно в Грузии впервые начали заниматься выращиванием винограда. Некоторое принципиальное сходство можно провести между старогрузинским и классическим армянским, который развивался параллельно с ним и также принял общий анатолийский, возможно хурритский субстрат.

В связи с существующими многочисленными неправильными истолкованиями следует сказать об употреблении термина «кавказский». Вероятно, некоторые антропологи, которые считают, что все знают, и представители американских иммиграционных властей, от которых ничего другого и нельзя ожидать, обычно используют это слово для обозначения всех тех, кто не является негром, евреем, индийцем или китайцем. Иначе говоря, «кавказский» используется как термин, противоположный «цветному». Подобный взгляд является полностью ненаучным и совершенно неправильным.

По этой причине термин «кавказский», используемый в этой книге, относится только к обозначению древней нации и племен, которые жили с незапамятных времен на Кавказском перешейке и прилегающих территориях. Кроме грузин, к ним относятся черкесы, кабардинцы и абхазы на северо-западе, а также чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины и другие народы Дагестана - с северо-запада.

Положение усложнялось введением так называемой «яфетической» теории, связываемой с именем академика Николая Яковлевича Марра (1864–1934). Замечательный лингвист и текстолог, Марр в начале своего пути сделал огромный вклад в науку, открыв многочисленные сокровища древней грузинской и армянской цивилизаций.

Обратившись далее к истории Малой Азии и Средиземноморья, он попытался объяснить с точки зрения кавказских языков и археологии ряд неясностей, связанных с предысторией данной территории. Будучи уверенным, что народы Кавказа являются самыми древними, Марр считал, что в средиземноморской цивилизации можно выделить элементы более древнего, чем индоевропейский и семитский, субстрата, короче говоря, некий «третий этнический элемент», который он обозначил для удобства пользования как «яфетический» по имени третьего сына Ноя Иафета, предка Тубала и Мешеха.

После революции 1917 г. Марр заявил, что открыл собственную лингвистическую теорию, которую назвал «новым учением о языке». Он полагал, что все мировые языки образовались из четырех «мистических языков» - sal, ber, rosh и yon. Марр заявлял, что они приснились ему во сне.

В начале 20-х годов подобная фантасмагория, оформленная в соответствии с положениями ортодоксального марксизма, получила одобрение официальных властей и в течение многих лет считалась в России единственно верной и бесспорной теорией происхождения языков. Только в 1950 г. она была разгромлена в книге И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» и вскоре предана забвению.




Рис. 3. Основные формы грузинского алфавита:
первая колонка - хуцури (маюскульное церковное письмо),
вторая колонка - мхедрури, или современный алфавит,
третья холонка - фонетическое значение знаков

Обозначим нашу точку зрения (рис. 3). Фонетическая система грузинского языка включает пять основных гласных, без различия между короткими и долгими, а также 28 согласных фонем. В старом грузинском было еще два согласных звука, а также дифтонги, которые затем были сокращены до отдельных звуков. Как и в других северокавказских языках, в грузинском выделяют три группы согласных, различных по артикуляции:

1) звонкие: б, д, г, дж, й;

2) губно-зубные и переднеязычные: п’, т’, к’, ч, ц;

3) губно-губные и задненёбные: п, т, к, дз. Система частей речи в грузинском языке такая же, как и в других индоевропейских языках, хотя наряду с флективными она имеет явные артикуляционные характеристики. Существительное имеет семь падежей: именительный, звательный, родительный, дательно-винительный, предложно-инструментальный и объектный. Последний является особой формой, используемой для обозначения подлежащего при переходном глаголе в аористе (прошедшем времени) и в некоторых других случаях.

Вместо предлогов в грузинском языке используют послелоги. Иногда слияние послелога с существительным приводит к ложным этимологиям. Например, старогрузинское «мтаца зеда» («на горе», дословно - «горе на», литературный аналог - «на вершине») привело к появлению в современном грузинском слова «мтазе» (ср. Мтацминда). Так происходит и во множестве других случаев.

Множественное число в старом грузинском образовывалось с помощью дополнительного суффикса - ни-, в косвенных падежах - т’а-, в современном грузинском для образования множественного числа к форме единственного числа добавляется суффикс множественного числа - еби- и соответствующее окончание (если это необходимо).

В грузинском языке нет определенного или неопределенного артикля, а также различий по родам, даже если речь идет о местоимениях. Прилагательные, которые обычно в современном грузинском предшествуют поясняемому существительному, согласуются с ним в падеже, но не в числе, в старогрузинском считалось правильным полное согласование, а прилагательное могло стоять после существительного.

Наиболее сложным из всех частей речи является глагол. Есть разные парадигмы для спряжения переходных и непереходных глаголов, а также средних и косвенных глаголов. В соответствии с использованным временем грамматическим субъектом переходного глагола может быть именительный, дательновинительный или объектный падеж.

Грузинский глагол имеет развитую систему времен, в которой различается настоящее время, настоящее продолжающееся, будущее, прошедшее простое, прошедшее завершенное, давно прошедшее время. Для его образования используются соответствующие гласные инфиксы (аффиксы, вставляемые внутри корня слова при словообразовании или словоизменении). Посредством префиксов выражаются причинно-следственные отношения или принуждение. Консонантные префиксы передают первое, второе или третье лицо и, соответственно, определяют падеж дополнения. Для обозначения направления перемещения и незаконченности действия используются особые префиксы. Прежде всего это касается глаголов движения.

Все сказанное затрудняет изучение грузинского языка иностранцами. Столь же трудными для европейца являются распространенные в грузинском языке стяжения согласных, таких, как «ме вбрдсквина» (я сверкаю), «кхрдсна» (испорченный) или «пртсквнис» (он/она раздеваются), с которыми носитель языка легко справляется. Однако при изобилии сонорных и богатом словарном составе грузинский язык в устах поэта или оратора производит потрясающее впечатление.

Что же касается характерных особенностей взаимоотношений и норм общественного поведения, то грузины пронесли через века некоторые совершенно уникальные черты, другие являются частью общего кавказского наследия - понятия о чести, гостеприимстве. Остальные прежде всего были связаны с национальным темпераментом и древними традициями грузинской нации.

От своих восточных и северных соседей грузины отличаются гордым, даже несколько напыщенным поведением, основанным на убежденности в превосходстве своей культуры. Действительно, они всегда считались искусными скотоводами и виноделами. В старинной поговорке говорится, что в Грузии каждый крестьянин горд, как князь. Грузины также отличались верностью слову и убеждениям, были превосходными ораторами, страстными спорщиками и мастерами плести интриги. Они славились как искусные наездники, меткие стрелки и страстные охотники, любители дружеских застолий.

Менее приспособленными грузины оказались к жизни в современном индустриальном сообществе и не всегда благожелательно относились к работе на заводах или в учреждениях, а также к рутинным занятиям, где оказывалась незадействованной присущая им личная инициатива.

В отличие от мусульманских традиций грузины всегда отводили женщине особое место в общественной жизни. Об этом говорят и специальные культы, посвященные Деве Марии, святой Нине, крестившей Грузию, царице Тамар, правление которой считается грузинским золотым веком.

Несмотря на подчинение старшей в доме и ряд других ограничений, грузинские женщины никогда не носили чадры в общественных местах и не исключались из социальной и общественной жизни. Мгновенно отвечавшие как на обиды, так и на всплески дружелюбия, грузины гордились своим гостеприимством, равного которому трудно найти.

Как народ, который породил величайших поэтов, танцоров и музыкантов, он находил особое удовольствие в правильном образе жизни и человеческой дружбе. Легкие на подъем, жизнелюбивые, даже несколько эпикурейски настроенные, грузины наделены живым умом и прирожденным чувством юмора.

Подобно армянам, они создали большую прослойку интеллигенции, профессоров, докторов, учителей, гражданских чиновников, армейских офицеров, людей свободных профессий. Однако в коммерческом смысле они не отличались проницательностью, иногда грузины даже не могли извлечь должную выгоду из своих природных богатств.

Один восточный путешественник назвал их «свободными, страстными и жизнерадостными», грузины поощряли сборища, хотя всегда противостояли тем, кто пытался проникнуть в их закрытый и глубоко национальный внутренний мир или навязать им свою социальную систему.

Еще совсем недавно мы практически ничего не знали о жизни людей в Грузии до бронзового века. Известные своими наблюдениями первые исследователи, такие, как Дж. Морган, вообще сомневались в том, что в данном районе существовала какая-либо палеолитическая или неолитическая культура. Проведенные за последние пятьдесят лет археологические расследования коренным образом изменили наше представление о предыстории цивилизации в Грузии.

Прежде всего антропологи опровергли выводы о том, что заселение Грузии произошло в результате каких-то миграций, а сама протогрузинская цивилизация зародилась где-то в другом месте. Результаты археологических исследований, проведенных во второй половине XX в., совершенно точно показывают, что Грузия является одним из тех районов, в которых происходило зарождение человечества на нашей планете. Процессы расселения и эволюции первобытного человека продолжались на протяжении основных периодов доисторического и письменного времен. Независимо от той роли, которую оказывали внешние факторы, расы и культуры - а их было достаточно - на формирование грузинской нации и ее древней цивилизации, эти элементы накладывались на автохтонное население и ту культуру, которая уже существовала в Грузии еще на заре человечества.

Именно в этой связи уместно отметить, что к востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где были обнаружены останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова «удабно», означающего «дикий»).

Как оказалось, это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939 г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР.

Некоторые советские ученые рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце кайнозойской эры и начале плейстоцена происходил переход от обезьяны к человеку разумному.

Возможности существования человека каменного века, начиная с нижнепалеолитических времен и далее, подтверждается рядом важных находок. Большая их часть была найдена в долине реки Риони (Фасиса) и на побережье Абхазии.

Начиная с 1914 г., когда Р. Шмидт и Л. Козловский провели первое систематическое изучение поселений периода каменного века в Грузии и обнаружили кремневые орудия, относящиеся к культуре ориньякского типа в Сакашийской пещере (около Мотсамети, на левом берегу реки Цхалцители), и русские, и грузинские археологи исследовали множество открытых и пещерных палеолитических поселений. Им удалось расширить хронологические рамки, свидетельствующие о существовании древней культуры еще дальше в глубь веков, и получить новые и значительные материалы, которые позволяют изучать ранние стадии человеческой жизни на нашей планете.

В 1958 г. экспедиция Грузинской Академии наук, возглавляемая Н. Бердзенишвили, подтвердила существование аббевилльской культуры ручных рубил в поселении в Абхазии на северо-западном побережье Черного моря. Обнаруженные там орудия аналогичны изделиям из обсидиана, открытым в 1946–1948 гг. Сардаряном и Паничкиной в поселении Сатани-Дар близ горы Богатлу, расположенной в Армении, которое считалось самым древним археологическим объектом на территории СССР.

Гораздо меньше представлена в Грузии и прилегающих районах ашельская культура, сменившая аббевилльскую. В 1934–1936 гг. экспедиция, возглавляемая С. Замятиным (1899–1958), обнаружила значительную группу, включавшую около десяти поселений, относящихся к этой эпохе. Они расположены вдоль абхазского побережья Черного моря, в основном между Гаграми и устьем реки Ингури.

Когда здесь поселились народы, относящиеся к ашельской культуре, уровень Черного моря был почти на 100 метров выше, чем сегодня. По этой причине самые значительные находки, например те, что были сделана в Яхткве, в трех километрах от Сухуми, располагались на высотах около 100 метров над современным уровнем моря на прибрежных террасах. Ранее обнаруженные ашельские поселения расположены близ селения Лаше-Балта в Южной Осетии, в регионе, примыкавшем с юга к Главному Кавказскому хребту.

Несравнимо лучше представлены в Грузии памятники мустьерского периода (этим термином археологи обозначают все эпохи и культуры, датируемые примерно от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э., хотя многие ученые предпочитают называть эту культуру среднепалеолитической). Имеющиеся в нашем распоряжении находки дают яркое представление о жизни первых людей на территории Грузии.

Керндл перечисляет двадцать пять мустьерских поселений, расположенных на побережье Черного моря в Абхазии и Мингрелии (древняя Колхида) или ближайших к ним районах. Пять поселений обнаружены в долине реки Риони, а еще двадцать - в бассейне реки Куры (Мтквари) и ее притоков.

Наибольший интерес представляют четыре палеолитических пещерных поселения, обнаруженные В.П. Любиным в Кударо, высоко в горах Южной Осетии. В поселении Кударо слои мустьерской культуры накладываются на остатки ранних ашельских поселений, что указывает на практически постоянное заселение данного района на протяжении долгого времени.

Обнаруженные в огромном количестве в Кударо разнообразные кости животных включают останки огромного гигантского пещерного медведя (найдено почти две трети его скелета), а также оленей, косуль, диких быков, диких овец и коз, красного пещерного волка, волков, лис, росомахи, пантеры, кабана, куницы, полевых и летучих мышей и даже лемура.

В геологических отложениях мустьерского времени обнаружены останки носорогов, серн, сурков, бобров, кротов, выдр, хомяков, зайца и горностая. Недавние находки многочисленных артефактов в окрестностях Самшвильды показывают, что район расселения людей в мустьерский период включал Нижнюю Картли вдоль бассейна реки Храми, один из притоков Куры.

Не меньшее значение в предыстории Грузии имеет период верхнего палеолита, продолжавшийся приблизительно с 40 тыс. до 12 тыс. лет до н. э. Он совпал с поздней ледниковой эпохой, когда климат стал особенно суровым и в данном районе установились такие же температуры, как в современной тундре или холодной степи.

Вместе с тем переход к верхнему палеолиту был отмечен важными переменами в жизни первобытных людей. Появились новые технологии, формы ведения хозяйства, перемены произошли и в социальной организации, а также в физических особенностях самого человека. В облике человека исчезли черты примата, выработалась прямая походка, изменились конечности, его рука напоминала руки современного человека.

Существенно улучшилось качество кремневых изделий. Появляются тщательно обработанные скребла с лезвиями различной формы, треугольные остроконечники, сделанные из отщепов. Наряду с кремневыми и обсидиановыми использовались изделия из кости, оленьего рога и бивней мамонтов. Тогда же изобрели лук и стрелы. Форма некоторых камней и предметов из кости показывают, что для работы их прикрепляли к деревянным рукояткам.

Соответственно изменился и образ жизни людей. Хотя охота и собирание фруктов и ягод продолжали оставаться главной формой их жизнеобеспечения, улучшение качества орудий и повышение их эффективности наконец позволили перейти к более оседлому образу жизни.

Они начали строить или выкапывать постоянные жилища, появились первые религиозные верования, стены пещер нередко покрывались рисунками и ук-решались скульптурными изображениями и изделиями малых форм. Если пещер не хватало, то для защиты от холода использовались палатки, сделанные из шкур, и даже просторные землянки. Их выкапывали в мягком грунте, а сверху покрывали шкурами и дерном.

Палеолитические жилища такого типа распространены по всей территории России (Пушкари, Гагарине, Костенки) и Сибири (Бурет, Мальта), где была ограничена возможность использования естественных укрытий. В горных районах, в том числе и на Кавказе, обнаружены многочисленные остатки подобных жилищ.

Первая верхнепалеолитическая стоянка в Грузии была обнаружена и описана в 1916 г. С. Круковским. Она находилась в пещере Гварджиласклде, близ деревни Ргани в Чиатурском районе Имеретии. Эти остатки относятся к верхнему слою мадленской культуры. Более поздней по времени культуре ориньякского типа в Грузии была описана Г. Ниорадзе (1886–1951), в прекрасной монографии о пещерном поселении в Девис-Хврели, находящемся в 4 километрах от Харагоули, расположенном в Шорапанском районе, также находящемся в Имеретии (Западной Грузии).

Кроме животных костей, в Девис-Хврели были также найдены человеческая челюсть и множество кремневых орудий. По этим находкам Г. Ниоразде создал весьма выразительную реконструкцию повседневной жизни людей верхнего палеолита в Грузии.

В 1936 г. Г. Ниорадзе продолжил исследования в пещере Сакажия, расположенной близ Моцамети (неподалеку от Кутаиси, столицы Имеретии), начатые в 1914 г. Шмидтом и Козловским. Его выводы обогатились большим количеством новых находок, среди которых кости пещерного медведя и пещерного льва, лося и дикого быка, фрагменты человеческих черепов и множество остатков минеральных красок.

Относящиеся к палеолитическому периоду наскальные пещерные рисунки в Грузии крайне редки, их количество несопоставимо по сравнению с теми, что обнаружены во Франции и Испании. Поэтому несомненный интерес представляет собой живопись, обнаруженная в пещерах Мгвимеви близ Чиатуры. Они состоят из семи геометрических символов, нанесенных линейными чертами. Заметим также, что подземные находки, сделанные в 1951–1953 гг. в пещере Сагварджиле, расположенной в ущелье Дзеврула в Зестафонском районе, Н.З. Киладзе и другими учеными из Тбилиси, включают примитивные резные орудия из кости, среди них шило, на котором изображена рыба, причем ее хвост украшен орнаментом. Встречаются также украшения, булавки из кости и ожерелье с просверленными морскими раковинами.

Рассматривая социальную организацию первобытного человека в Грузии и других местах, советские ученые во главе с М.О. Косвеном полагали, что во время верхнего палеолита там сложился матриархат, или основанная на правлении женщин клановая система, которая сохранялась на протяжении мезолитического и неолитического периодов. В соответствии с данной теорией в последующие энеолитическую или халколитическую эпохи отмечается постепенное перемещение власти от старшей женщины или руководителя клана к мужчине, иначе говоря, наступает патриархальная система. Однако единого мнения по данному вопросу пока не сложилось.

Неолитическая эпоха, или новый каменный век, начинается в постледниковый период, когда погода стала теплее и климат стал более умеренным. Во время переходного мезолитического периода, 12 тыс. - 5 тыс. лет до н. э., люди постепенно покинули свои мрачные сырые пещеры и земляные жилища. Соответственно изменился и образ их жизни, ставший более подвижным и динамичным. Теперь они проводили основное время на открытом воздухе. Пещерные поселения использовались только в холодное время или для защиты от разбушевавшейся стихии.

Благодаря полукочевому образу жизни материальные следы деятельности мезолитического человека практически не сохранились, за исключением нескольких стоянок, например обнаруженной А.Н. Каландадзе в 1936–1937 гг. в нижнем слое поселения Одиши, находившемся около Зугдиди в Мингрелии. Обнаруженные в Одиши каменные орудия и микролиты похожи на аналогичные находки из Ирана и Ирака.

В 5-м и 4-м тысячелетиях до н. э. в Грузии и прилегающих районах можно наблюдать появление неолитической культуры, которая по многочисленным параметрам имеет точки соприкосновения с неолитическими культурами Средиземноморья, Малой Азии и Крыма. Для культуры этого периода характерны отполированные и орнаментированные каменные топоры со слегка изогнутыми рукоятками и гладко отполированные инструменты в форме полукруглого долота и стамески.

Кроме уже упоминавшегося поселения в Одиши, неолитические поселения располагались на побережье Черного моря, в Тетрамидзе около Кутаиси и в Восточной Грузии. Здесь жили охотники, рыболовы и собиратели, однако они также выращивали зерно, о чем свидетельствуют находки каменных ручных мельниц, кремневые чешуйки с небольшими зубчиками, которые использовались как лезвия для деревянных серпов, а также каменные тяпки и мотыги.

В Колхиде сельскохозяйственная деятельность продвинулась гораздо дальше, среди выращиваемых там зерновых культур встречаются просо, пшеница и рожь. В поселениях Река и Анаклия обнаружены запасы каштанов, желудей и лесных орехов, а также косточки винограда. На основании находок в Кистрике, расположенном около Гудауты в Абхазии, нам известно, что женщины пряли шерсть и вязали простую одежду. Также появилась примитивная керамика.

В Одиши Каландадзе обнаружил остатки изготовленных вручную керамических изделий с орнаментальными мотивами в форме отдельных линий или волн, часто встречаются также зигзагообразные линии.

Эта древнейшая керамика из Закавказья, довольно примитивная по технике изготовления и искусству орнаментации, является несомненной предшественницей превосходящей ее по всем параметрам неолитической керамической культуры Анатолии, которая уже процветала примерно в 6-м тысячелетии до н. э.

Заметное место в неолитической культуре Грузии занимает разведение скота, что подтверждается находками костей быков, коров, овец, коз и одомашненных диких собак. Находки доказывают, что различные типы животных уже широко приручались и в других районах Кавказа.