Измерение размеров малых тел лабораторная. Определение размеров малых тел. Среднее значение размера частицы

Лабораторная работа № 2.

Цель работы

Приборы и материалы

______________

Слова для справок: кг, с, м, м/с, м2 , м3 ,◦C.

способом рядов.

Вычисления: где d - диаметр, l - длина ряда, n - число частиц в ряду,

Ход работы

Тело (частица)

Число частиц в ряду, n

Длина ряда,

Размер одной частицы,

молекула

на фотографии

истинный

Вывод работы: _______________________________________________________________________________

Оценка: _________Дата:__________Работу проверил

Просмотр содержимого документа
«лабораторная работа №2»

http://www.myshared.ru/slide/1247114/ презентация

Лабораторная работа № 2.

Измерение размеров малых тел.

Цель работы : научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы : линейка, горох, пшено, иголка.

Тренировочные задания и вопросы

1. Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки, нити, волоса? Почему?

2. Чтобы измерить диаметр проволоки, намотаем вплотную на карандаш 30 витков из нее. Определите диаметр проволоки.

Диаметр проволоки ___________________________________.

3. Стопка из 20 монет оказалась высотой ______________ см.

Толщина одной монеты ________________________________ .

4. Сопоставьте физические величины и их единицы:

Длина_______________ температура _______________ масса_______________ скорость____________

Время _______________ площадь ________________ объем ______________

Слова для справок: кг, с, м, м/с, м2 , м3 ,◦C.

Способ, которым вы определили (размер тела) диаметр проволоки и толщину монеты, называют способом рядов. Именно этим способом вы будите определять диаметр горошины и пшена.

Вычисления: где d – диаметр, l - длина ряда, n - число частиц в ряду,

Ход работы

1. Определите цену деления линейки Ц.д.=_____ мм

2. Положите в плотную к линейке 15 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины.

3. Определите таким же способом размеры крупинки пшена. Для удобства воспользуйтесь иголкой и тоненьким стержнем карандаша.

4. Определите диаметр молекулы, если на фотографии (увеличение в 70000 раз) 10 молекул занимают

5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Тело (частица)

Число частиц в ряду, n

Длина ряда,

Размер одной частицы,

молекула

на фотографии

истинный

6. Рассмотрите фотографию молекулы в учебнике. Определите размеры частиц, если увеличение составляет 70000 раз, количество 10 молекул и занимают они длину 2,8 см.

Количество частиц в ряду _________шт. Длина ряда ________ мм = __________см = ________ м

Диаметр частицы на фото ________мм = _______ см = ________ м

Увеличение при фотографировании ______ раз Реальный размер частицы ________мм = ______ см = ____ м

Вывод работы: _______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Оценка: _________Дата:__________Работу проверил(а):___________

Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Руководительпроекта: Руководитель проекта: Панина Ирина Юрьевна. (учитель физики) МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа» 2009г.




Задачи проекта Дать теорию вопроса Дать теорию вопроса Провести измерения по определению размеров малых тел Провести измерения по определению размеров малых тел Дать сравнительные таблицы Дать сравнительные таблицы Приготовить презентацию по теме проекта Приготовить презентацию по теме проекта






Теория вопроса И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода. И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода.




Измерение бисера, способом рядов Крупный бисер. Число частиц в ряду-30 шт.Длина ряда-7.3 см. Размер одной частицы- 0.2см. Мелкий бисер. Мелкий бисер. Число частиц в Число частиц в ряду- ряду- 30 шт.Длина ряда- 30 шт.Длина ряда- 5.3 см.Размер одной одной 5.3 см.Размер одной одной частицы 0.22 мм частицы 0.22 мм












Измерение зёрен пшена. Число Число частиц в ряду частиц в ряду -30 шт. -30 шт. Длина ряда Длина ряда -4.7 см см. Размер одной Размер одной частицы частицы мм мм.


Выводы Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов.

Технологическая карта урока по физике в 7 классе.

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»».

Тема

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

Тип урока:

Урок формирования первоначальных предметных умений.

Цель

обеспечение отработки навыков измерения размеров малых тел с помощью метода рядов.

Задачи

Образовательные:

1. в ходе урока выяснить какие существуют способы определения размеров малых тел;

2. научиться на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества;

3. углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Строение веществ. Молекулы».

Развивающие:

1.пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету;

2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.

3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.работая в парах постоянного состава, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о строении веществ;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать линейку для измерения физических величин.

2.уметь выражать результаты измерений в единицах СИ.

3.использовать метод рядов для измерения малых тел.

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Основные понятия темы

Молекула, погрешность измерения, цена деления, метод рядов.

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.

3. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 4.Работа с раздаточным материалом.

5.Измерение величин.

Технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Физическое оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка, штангенциркуль или микрометр.

Ресурсы: тесты, бланки для л/р.№2, презентация.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

Вводно-мотивационный этап.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить высказывание французского физика и проблемный вопрос и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель.

Операционно-содержательный этап

Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний.

2) Первичное усвоение новых знаний.

3) Первичная проверка понимания

4) Первичное закрепление

5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1) Предлагает выполнить входное тестирование.

2) Инструктаж по выполнению работы. Объяснение теоретического материала.

3) Предлагает выполнить экспериментальные задания.

4)Предлагает ответить на вопросы.

5)предлагает сделать выводы.

Изучение нового материала на основе самостоятельного выполнения лабораторной работы.

1) Выполняют тест.

2) Слушают.

3)Выполняют предложенные экспериментальные задания.

4)Отвечают на вопросы.

5)делают выводы. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Рефлексивно - оценочный этап.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает выбрать предложение.

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

Приложение.

Мотивационный этап.

1. «Выучиться правильно измерять - одно из наиболее важных, но и наиболее трудно осуществимых этапов науки. Достаточно одного ложного измерения для того, чтобы помешать открытию закона и, что еще хуже, привести к установлению несуществующего закона». (Ле Шателье)

Обсуждение с учениками высказывания французского физика и химика Анри Луи Ле Шателье. После обсуждений ученики определяют тему урока и формулируют цель.

2.О том, что молекулы невообразимо малы вы знаете. Даже на кончике комариного жала, площадью около 10-12см2 могут уместиться десятки тысяч молекул воды. Несмотря на это, ученые смогли определить размеры молекул. Как? Обсуждение. Отвечают, предполагают. Я предлагаю вам самим проделать опыт по определению размеров молекул.

2. Изучение нового материала.

Входной контроль.

Цель: мотивация учебной деятельности и актуализация знаний учащихся.

Тест.

Тема: Молекулы. Размеры молекул

  1. Цена деления прибора -
    1. это расстояние между соседними делениями на шкале прибора, выраженное в единицах измерения прибора.
    2. это расстояние между соседними делениями, обозначенными числами на шкале прибора, выраженное в единицах измерения прибора.
    3. это минимальная величина, которую может измерить прибор.
    4. это максимальная величина, которую может измерить прибор.
  2. Молекула - это
    1. мельчайшая частица вещества, определяющая его химические свойства.
    2. мельчайшая неделимая частица вещества, определяющая его химические свойства.
    3. мельчайшая частица вещества, определяющая его физические свойства.
  3. Молекула характеризуется:
    1. массой,
    2. размерами,
    3. составом атомов,
    4. строением
  4. Молекулы можно увидеть с помощью:
    1. оптического микроскопа,
    2. телескопа,
    3. лупы,
    4. электронного микроскопа
  5. Электронный микроскоп дает увеличение:
    1. 100,
    2. 100 000,
    3. 1000
  6. По фотографии вещества можно определить диаметр молекулы:
    1. истинный,
    2. видимый,
    3. ложный
    4. скрытый
  7. Истинный размер молекулы можно определить, зная увеличение микроскопа по формуле: d = D / k d = D * k d = D + k
  8. Средний истинный размер молекул составляет: 1 мм, 0,00001 мм, 0, 0000001мм
  9. На поверхность воды капнули капельку масла. Какое из утверждений верно.
    1. толщина масляной пленки может быть сколь угодно малой,
    2. толщина масляной пленки не может быть меньше размера молекулы масла,
    3. размер молекулы масла может быть 0,1 мм,
    4. размер молекулы масла может быть 0,0001 мм
  10. Для определения размеров малых тел используются:
    1. Линейка
    2. Штангенциркуль
    3. Микрометр
    4. Фотография тела

Бланк лабораторной работы № 2

Класс______Фамилия____________________ Имя _______________Дата______

Лабораторная работа № 2 « Определение размеров малых тел»

Цель работы: научиться определять размеры малых тел с помощью линейки.

Оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка.

Схема опыта: (сделайте рисунки)

Расчетные формулы: (запишите нужные Вам формулы)

Ход работы (таблица для измерений)

n количество

частиц в ряду

длина ряда,

размер частицы

погрешность

проволока

проволока

молекула

на фотографии

молекула

Упр 1. Определение диаметра бусинки бисера (используйте иголку для составления ряда).

Упр 2. Определение толщины проволоки (используйте карандаш, для намотки витков проволоки или нитки)

Упр3. Определение истинных размеров молекулы

Определите размер молекулы методом рядов по фотографии в учебнике.

Используя увеличение микроскопа, данное в тексте учебника, рассчитайте истинный размер молекулы в мм.

Данные занесите в таблицу.

Переведите мм в нанометры (1 нм= 0,000000001м, 1мм= 0,001м).

Сделайте выводы, ответив на вопросы:

1. какой метод использовался для измерения размеров малых тел в лабораторной работе.

2. от чего зависит точность измерения размеров малых тел при использовании данного метода.

3. назовите известные вам приборы для измерения размеров малых тел.

4. какие размеры в нанометрах имеет молекула белка на фотографии в учебнике.

Дополнительное задание повышенного уровня.

С помощью штангенциркуля или микрометра, измерьте диаметр бусинки бисера и толщину проволоки. Полученные результаты, сравните с аналогичными данными при использовании метода рядов.

Сделайте выводы.

3. Рефлексия.

Выбери предложение.

Я все очень хорошо понял.

Мне было интересно.

Мне все понятно, но материал не всегда интересен.

Я не все понял, но мне было интересно.

Я ничего не понял и на уроке скучал.

Если вам необходимо определить размеры очень маленького тела (хотя бы макового зернышка), и осуществить это с помощью измерительных приборов (например, линейки) невозможно, следует прибегнуть к "методу рядов".

Расположите некоторое количество тел вплотную друг к другу в ряд, измерьте длину ряда и рассчитайте по формуле размер "l" одного тела.

N - количество тел в ряду
L - длина ряда

Проверьте, не поленитесь, это очень удобно!

Выполнить работу на 3 варианта(см рисунок) в тетрадях для лабораторных и проверочных работ. Время выполнения работы 20 минут.

Оформить работу в соответствии со школьным стандартом:

Лабораторная работа №

Цели работы:

Приборы и материалы:

Выполнение работы:

На контрольный вопрос ответить письменно.

Контрольные вопросы:

Предложите способ определения размеров молекул данным способом.

Основные положения МКТ

Молекулярно-кинетической теорией называют учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химических веществ.

В основе молекулярно-кинетической теории лежат три основных положения:

1. Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). Молекулы химического вещества могут быть простыми и сложными, т.е. состоять из одного или нескольких атомов. Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы. При определенных условиях молекулы и атомы могут приобретать дополнительный электрический заряд и превращаться в положительные или отрицательные ионы(растворение крупинки соли в воде, распределение частиц капельки краски по всему объему жидкости, …)

2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении(броуновское движение,…)

3. Частицы взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало()

Рис. Траектория броуновской частицы

Скорость движения молекул газа. В газах царит полный хаос, молекулы движутся по всем направлениям с самыми разными скоростями.

Посчитаем, например, среднюю скорость молекул газа в классной комнате:

T=300K, mo=M/Na, М=0,029 г/моль. С учетом этого имеем:

Д.З.: 1. Приведите по 2 примера в доказательство каждого положения МКТ (письменно).

2. Письменно ответить на вопрос 2,4 в тексте. Ответ на вопрос 4 проиллюстрируйте рисунком.

3. Составьте и решите задачу по аналогии с приведенной выше.