Как написать план своей жизни. Жизненный план пример. Планы на год, на неделю, на месяц

“Знает чего хочет, целеустремленный, упорно идет к цели, невзирая на трудности” . Кто не желал бы услышать в свой адрес подобную характеристику! Согласитесь, жизнь неимоверно скучна, если сидеть сложа руки, и ждать милостей от капризной Фортуны.

Цели наполняют нашу жизнь смыслом, делают ее более содержательной. Чем значительнее цель, которую мы перед собой ставим, тем большее удовлетворение мы испытываем, достигая ее. Напомню, что есть отличные , которые можно применить уже сейчас.

Изменить, наконец, жизнь и достичь вполне определенных результатов помогает грамотно составленный Личный план развития , состоящий из трех простых шагов. Все этапы при составлении плана записывайте на бумаге.

Шаг первый: расставание с прошлым

Заключается он в анализе прошлых достижений и . От вас потребуется без долгих размышлений ответить на следующие вопросы максимально честно. Первое, о чем вы подумаете, прочитав вопрос, и будет наиболее верным ответом.

1. Что вам доставило радость в прошлом году?

2. Что разочаровало?

3. Какие из ваших целей остались нереализованными или не до конца выполненными?

4. Что, напротив, получилось исключительно хорошо?

5. В какой момент вы чувствовали себя счастливым?

6. Из всего, что не удалось сделать в прошлом году, к чему вы не хотели бы возвращаться и пытаться снова достичь желаемого результата?

8. Из всего, что вам удалось, чего вы достигли, что сделало вас счастливым, что вы хотели бы взять с собой в новый год?

9. Таким образом, что вы должны изменить?

Ответы на эти вопросы помогают разобраться в себе и сделать не просто определенные выводы, а подвести черту под прошлым.

Шаг второй: взгляд в будущее

Теперь настало время определить цели и пути их достижения. Принимая во внимание различные сферы вашей жизни, упомянутые ниже, напишите на листе бумаги одну важную для вас цель и действия, которые помогут ее достичь, с обязательным указанием времени выполнения.

Например, «Внешний вид: выделить 1 час в день для себя» или «Финансы: повысить доход на 20% в сентябре, сменив работу». Потратьте еще какое-то время и напишите подробно, что именно нужно сделать, чтобы сменить работу к назначенному времени. Возможно моя навеет вам какие-либо умные мысли.

Также личный план должен включать мотивирующее утверждение или короткую ключевую фразу для каждой цели. Мотивация поможет не сбиться с курса и будет подпитывать вашу настойчивость и упорство. Например, если ваша цель перейти к здоровому питанию, то фраза «выбирай овощи и фрукты» станет мотивирующей.

Итак, начните ставить личные цели с предложения: В конце года я хочу… Впишите всё в таблицу.

Таблица для плана личного развития:

Шаг третий: заключительный

Последний шаг – расстановка приоритетов. Все, вышеперечисленные сферы, пронумеруйте в зависимости от их значимости ДЛЯ ВАС. Кстати, перечень сфер можно сокращать или дополнять, если вы считаете это нужным.

В заключении сформулируйте мотивирующее годовое утверждение, своего рода девиз, который будет вести вас вперед на протяжении года. Он должен отвечать двум требованиям: быть коротким и быть как . Например: «Я всегда достигаю то, чего хочу», « Я получаю намного больше, чем заслуживаю», «Если я хочу, значит – могу» или «Всегда нахожу подтверждение тому, что я на правильном пути».

Таким образом, если вы еще не составили личный план, сделайте это прямо сейчас, не откладывая. Однако помните, ничего не изменится, если вы, засучив рукава, не воплотите его в жизнь. !

Наша жизнь постоянно меняется. Когда вам кажется, что вы просто плывете по течению, или сомневаетесь в правильности своих приоритетов, изменить сложившуюся ситуацию поможет составление жизненного плана. Благодаря жизненному плану, вы сможете упорядочить свою жизнь, несмотря на перемены. В этой статье вы узнаете, как создать свой собственный жизненный план.

Шаги

Часть 1

Определение приоритетов
  1. Подумайте о том, какова ваша роль в настоящее время. Каждый день мы играем разные роли. В зависимости от своих действий, в течение дня мы можем быть " дочерью ", " художником ", " студентом ", " подругой ", " любителем сыра " и т.д. Напишите свой список на листке бумаги. Попробуйте расставить эти роли в правильном порядке, обращая внимание на их приоритетность.

    • Здесь некоторые примеры других ролей (но, конечно, этим не следует ограничиваться): шеф-повар, собаковод, брат, фотограф, шеф, наставник, путешественник, внук, мыслитель и т.д.
  2. Подумайте о той роли, которую вы хотели бы играть в будущем. Некоторые, если не все, из ваших ролей, которые присутствуют в вашей жизни сейчас, скорее всего вы захотите продолжать играть в будущем, например, по-прежнему оставаться «матерью» или « художником». Тем не менее, эти роли являются просто названиями, и каждому человеку хотелось бы, чтобы кто-то использовал их, чтобы описать его в конце жизни. Подумайте о негативных ролях, которые вы играете в настоящее время - возможно, те роли, которые вы хотели бы вычеркнуть из списка, планируя свое будущее.

    • Чтобы составить свой список, подумайте о том, что бы вы хотели сделать в будущем. Вы хотите путешествовать, но не делали этого никогда ранее? Если да, роль " путешественника " добавьте в свой будущий список.
  3. Подумайте о своих мотивах. Почему вы хотите играть эти роли в будущем? Чтобы составить жизненный план, вам необходимо правильно расставить приоритеты в своей жизни. Чтобы сделать это, подумайте о ролях, которые вы хотите продолжать играть, а также о тех, которые вы хотите добавить в будущем. Подумайте, почему вы хотите играть определенную роль? Может быть, вы хотите стать "отцом", тогда среди ваших будущих целей запишите свое желание иметь детей с вашим партнером, и подарите ребенку жизнь.

    • Простой способ выяснить причины своих амбиций заключается в следующем: представьте свои собственные похороны (хотя это болезненно, это нужно сделать, это действительно помогает!) Кто будет присутствовать на них? Что бы вы хотели, чтобы люди говорили о вас? Возможно, вы хотели бы услышать самые важные слова, например, что вы были удивительной матерью или приложили усилия, чтобы помочь тысячам бездомным животным.
  4. Запишите свои приоритеты. После того как вы действительно поймете свои мотивы, запишите их. Составление списка поможет вам оставаться организованными, когда вы начнете следовать своему плану.

    • Например, список может включать: я - ‘ сестра ", потому что я всегда хочу быть поддержкой для своего брата; хочу быть «писателем», потому что я смогу записать историю моих бабушки и дедушки, и т.д.
  5. Подумайте о своих физических и эмоциональных потребностях. Что необходимо, чтобы стать тем, кем вы хотите быть? Например, если вы хотите стать" альпинистом Эвереста ", вы должны быть в хорошей физической форме и правильно питаться. Если вы хотите стать "другом", ваши эмоциональные потребности будут удовлетворены, если вы окружите себя любящими людьми.

    Часть 2

    Постановка целей
    1. Подумайте, какие цели вы хотите достичь в течение жизни. Используйте свои роли, приоритеты и потребности, и вы сможете понять чего вы на самом деле хотите в своей жизни. Подумайте об этом списке в ракурсе дел, которые вы хотите успеть сделать перед своей смертью? Помните, что это должны быть цели, которых вы действительно хотите достичь, а не цели к которым побуждают вас другие. Если вам нужна дополнительная помощь, попробуйте распределить свои цели по категориям. Некоторые примеры категорий:

      • Карьера / Призвание; Социум (семья и друзья) ; Финансы, здоровье, путешествия; Знания / Интеллект и духовность.
      • Пример цели (в соответствии с категорией): стать известным архитектором; выйти замуж и иметь двух детей; заработать достаточно денег, чтобы дать хорошее образование детям; оставаться в хорошей форме; посетить все континенты; получить степень магистра в области архитектуры; посетить буддийский храм Боробудур.
    2. Запишите конкретные цели с конкретными датами. После того как вы поставили перед собой цель, которую вы хотите достичь в своей жизни, например, получить ученую степень, запишите ее, а также дату, к которой вы хотите достичь намеченной цели. Вот некоторые цели, которые являются менее расплывчатыми, чем те, которые перечислены в предыдущем шаге:

      • Потерять 5кг к июню 2014 года.
      • Быть принятым в магистерскую программу в области архитектуры к апрелю 2015 года.
      • Путешествовать в Индонезию, чтобы посетить храм Боробудур в 2016 году.
    3. Подумайте, как вы будете достигать ваших целей. Для этого вам необходимо оценить, где вы находитесь прямо сейчас. То, какие шаги вам нужно будет предпринять, зависит от того, чем вы занимаетесь в настоящий момент. Например, чтобы получить степень магистра в области архитектуры:

      • С настоящего времени до апреля 2015 года, вам будет нужно: А. Изучить архитектурные программы. Б. Заполнить необходимое заявление. В. Заполнить остальную часть заявления и подать ее в соответствующие органы. Г. Дождаться ответ. Выбрать программу, которую вы хотели бы изучать. Е. Записаться!

    Часть 3

    Составление плана
    1. Запишите, какие действия вам необходимо предпринять, чтобы достичь каждой цели. Вы можете сделать это в любом формате - от руки, напечатать документ Word, нарисовать на большом листе, и т.д. Какой бы формат вы не использовали, напишите, какие действия необходимо будет предпринять для достижения каждой из ваших цели в хронологическом порядке. Поздравляем - вы только что составили свой жизненный план.

      • Теперь самое время, изучить детали каждого шага – название конкретных программ магистратуры. Или, если одна из ваших целей заключается в том, чтобы просто быть счастливым, распишите детально, что сделает вас самым счастливым в этой жизни.
    2. Проверяйте свой жизненный план. Жизнь меняется - и мы тоже. Цели и приоритеты, которые у нас были в 15 , вероятно, будут отличаться от целей, которые мы будем иметь в 25 или 45. Важно периодически пересматривать свой жизненный план, чтобы проверять, следуете ли вы ему в своей жизни, это позволит вам вести счастливую и удовлетворенную жизнь.

        Постоянно пересматривайте и корректируйте свой план. Ваша жизнь будет постоянно меняться - ваш план тоже.
    3. Не будьте слишком строги к себе, если вы не сможете достичь цели к установленной вами даты- внесите коррективы в план и продолжайте следовать ему дальше.

Давайте поговорим о том плане, который сможет вам помочь в организации вашей жизни, для начала рассмотрев жизненный план пример составленный для себя Джеймсом Босуэллом в 1763 году. Итак, мы кратко перескажем вам его по пунктам.

— Положим, вы обладаете замечательным сердцем, и яркими качествами, которые присущи вашему характеру. Вы знаете, что в прошлом вам были свойственны лень и распущенность, нескладность и постоянный пессимизм. Оставьте все это в воспоминаниях, потому что сейчас вы хотите стать настоящим человеком. Ваша жизнь была неорганизованной и лишенной четкого плана, делая вас несчастным. Вам необходимо выработать привычку занимать себя самостоятельно, а не предоставлять эту возможность всякого рода компаниям, к тому же, вам необходимо научиться достоинству, чтобы и окружающие испытывали к вам уважение. Приняв решение поступать так, как вы считаете необходимым, сообразуясь при этом с основными жизненными требованиями, вы тем самым начинаете выстраивать свой характер.

— Помните, что лень, которой вы потакаете, способна сделать вас несчастным. Сделайте все возможное, чтобы убрать данный фактор из вашей жизни. Ставьте перед собой задачи благородные, памятуя о высоком предназначении нашей натуры. Не забывайте, что человек способен вынести все. Не имея плана, вы не в состоянии ощутить вкус жизни. Введите в свою жизнь в качестве основного элемента организующее начало. Подавите в себе таланты никчемные, развивайте в себе привычку говорить о вещах важных, вселяйте в других уверенность и энтузиазм. Улучшайте себя не покладая рук, разработайте собственный план и выполняйте все пункты неукоснительно.

— Никогда не рассуждайте о себе, и молчите о том, что вы могли услышать на работе. Развейте в себе твердость и упорство подобно философам. Всегда помните о принятых вами решениях, постоянно придерживаясь собственного плана. Не забывайте, что жизнь полна трудностей и всевозможных препятствий, и если это знание навсегда останется в вашей памяти, то столкновение с ними никогда не сможет вас удивить. Но при этом не стоит забывать о том, что жизнь полна счастья и приятных неожиданностей. Человек обладает неиссякаемой силой, при помощи которой он способен выдерживать на собственных плечах бремя неудач. И только в процессе преодоления трудностей человек обретает истинное достоинство.

— Вы обладаете характером, который может стать настоящим подспорьем. Каждый человек знает себя лучше всех остальных и способен корректировать свою манеру поведения; любой характер состоит из множества мелких штрихов. То, что иным может показаться ерундой, для вас может обернуться большой слабостью, и ситуация не изменится до тех пор, пока вы не обретете способность в совершенстве управлять собой.

— Зная себя, уважайте, но и опасайтесь за себя. Постоянно помните о собственных намерениях, и если вдруг настанет момент, когда вы будете вынуждены отвлечься от начатого дела, никогда не бросайте его окончательно. Обязательно вернитесь к однажды выбранному верному пути и продолжайте попытки с еще большей силой. Помните, что в результате усилия обязательно окажутся успешными, а ваш характер станет совершенным. При желании вы можете добавлять в разработанный вами план все новые пункты, если решите, что это необходимо для вас. Однако помните, что вы не должны поддаваться своим прихотям, а также проявлять безрассудство.

Вот тот план, который составил для себя Босуэлл. Абрахам Маслоу в свою очередь сказал, что музыкант должен творить музыку, художник должен создавать картины, поэт же должен писать, если желает в конечном итоге быть с самим собой в мире. Фридрих Ницше утверждал, что для того, чтобы дать родиться танцующей звезде, кто-то должен нести в себе хаос, а Томас Ерам утверждал, что вместо наблюдений за тем, как из-под нас выдергивают ковер, лучше всего научиться танцевать на выскальзывающем из-под нас ковре.

Какие же пункты нам необходимо запомнить?

1. Выйдя из кризиса, вы увидите, что в жизни вам открыты совершенно новые возможности.

2. От вашей реакции на перемены зависят либо ожидающий вас успех, либо неизменное поражение.

3. Рассматривайте любое возникшее препятствие в качестве той платы, которую необходимо внести за грядущий успех. Пользуйтесь возникающими трудностями для закалки собственного характера, а не для его ослабления.

4. Выработайте в себе привычку тратить на планирование собственной жизни намного больше времени, нежели вы тратите на составление перечня покупок в магазине.

5. Для вас не должно существовать отвлекающих факторов в то время, как вы захвачены продвижением к собственной цели.

6. Ошибочность мотивов не даст воплотить в жизнь ваши благие намерения.

7. Определите для себя ту сферу деятельности, которой вы хотели бы и осмелились бы заняться, будь вы твердо уверены в успехе.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

«План отличается от мечты только
количеством израсходованной бумаги»
В. Гжегорчик

Умение планировать свои действия на день, месяц и год вперед не имеет смысла, если человек не ставит перед собой серьезную цель, которая выходит за рамки запланированного периода деятельности. Каждый человек должен обладать умением перспективного видения, которое оказывает серьезное влияние на процесс планирования. В идеале было бы хорошо обладать перспективным видением вплоть до конца жизни человека. Говоря о видении жизни, принимается во внимание конечный результат, а не знание того, как достичь этого результата. Человек не может планировать на период, превышающий его видение. Если, вы как большинство, способны видеть только то, что происходит сегодня, то нет смысла осваивать процесс планирования. Подумайте о том, какой ваша жизнь будет в конце пути. К чему вы в действительности хотели бы прийти?

Если вы не сможете шагнуть за рамки видения сегодняшнего дня, то в конце жизни вы, вероятно, спросите себя «почему я упустил так много шансов и практически ничего не смог достичь»?

Ваше видение должно быть грандиозным
Достигая одной цели, вы научитесь ставить следующую, более серьезную. Лучше желать больше, а не меньше. Сумев сформулировать конечное видение, попробуйте представить себя на заре жизни и спросите: «Доволен ли я теми результатами, которых достиг»? Если на этот вопрос вы ответите утвердительно, это значит, что вам нужно продолжать следовать выбранному пути и переходить к реализации следующего этапа. Если ответ отрицательный, вам следует постараться расширить свое видение.

Для того чтобы вы имели представление, что значит «большое видение» , приведем пример:

  • Приобрести собственный остров
  • Стать коллекционером редких авто
  • Приобрести собственную яхту
  • Приобрести спортивную команду
  • Приобрести несколько домов в зарубежных странах
  • Достичь грандиозного успеха в бизнесе
  • Довести уровень пассивного дохода до 10 млн. долларов в год
Мечты, которые сбываются, - скорее не мечты, а планы

Читая эти пункты, вы, скорее всего, не верите в возможность их реализации. Это естественно. Просто на листке, в котором будут записаны эти пункты необходимо написать заглавие: «У меня есть:…» . Уберите этот лист бумаги в укромное место. Со временем, когда ваши цели начнут реализовываться, вам останется только лишь удивляться тому, как легко это происходит. Если вы уже сейчас готовы поверить в то, что написанное возможно осуществить, это очень хорошо. Перечитывайте сформулированные цели хотя бы один раз в день.

Если вы не можете с легкостью сформулировать видение своего будущего, ограничьтесь десятью предстоящими годами.
Обязательно перед тем, как перечислять цели, напишите: «У МЕНЯ ЕСТЬ» или «Я ИМЕЮ». Не пытайтесь проанализировать, осуществимо это или нет. Прислушайтесь к тому, что говорит ваша душа. Если она говорит о том, что вы хотите жить в замке на берегу моря через тридцать лет, поверьте, стоит записать эту . Вы сможете проанализировать написанное позже, но вы не должны вычеркивать или преуменьшать цели. Смысл данного действия заключается в том, чтобы вы четко дали понять Вселенной свои намерения и желания. Даже если все написанные вами цели не будут реализованы в полной мере, работа над ними обеспечит вам значительно лучшее и более успешное положение спустя некоторое время. Даже если вы сможете реализовать лишь шестьдесят процентов из задуманного, это позволит вам оказаться в гораздо более лучшем положении, относительно того, в какой ситуации вы оказались бы, не поставь вы этих задач перед собой.

Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда Знаете, в чем заключается причина провала неудачников?
В том, что такие люди заведомо сомневаются в возможности достичь целей, потому просто не формулируют их. Они заранее прогнозируют, что, не сумев достичь поставленной цели, не смогут удержать уровень собственной самооценки на нужном уровне. Однако на деле все происходит наоборот: самооценка снижается тогда, когда человек не ставит перед собой целей.

Итак, осуществив первый этап планирования, когда вы сформулировали видение своего будущего на предстоящее десятилетие, следует переходить ко второму этапу. Данный шаг заключается в том, чтобы суметь разделить поставленные цели на, так называемые, промежуточные. Итак, вам предстоит разделить период, длительностью в десять лет на несколько промежутков: пять лет, три года, один год и полгода .

  1. Взяв за основу цели, поставленные на десять лет вперед, вам нужно сформулировать цели, которые вы должны достичь через пять лет. При формулировании этих целей вы не должны думать о том, что в реальности это совершенно неосуществимо, вы формируете эти цели, исходя лишь из того, принесет ли вам их достижение удовлетворение.
  2. Взяв за основу пятилетние цели, формируете цели на ближайшие три года. Точно так же, как и в предыдущем пункте, вы должны думать о том, какой вы хотели бы видеть свою жизнь через три года.
  3. Исходя из целей, которых вы должны достичь через три года, формулируете цели на год вперед.
  4. И, наконец, исходя из целей, поставленных на год вперед, формулируете цели на шесть предстоящих месяцев.

Конечно, не стоит полагать, что после того, как вы написали цели на листе бумаги, вся ваша последующая деятельность будет сводиться лишь к ожиданию результата. Вселенная сможет воплотить поставленные вами цели лишь в том случае, если ваше намерение достичь этих целей будет действительно серьезным. Возможность реализации поставленных целей напрямую зависит от вашей готовности действовать и от того, насколько ваше мышление соответствует поставленным задачам. Если вы будете бездействовать, вы не получите результата. Истинное желание прийти к поставленной цели заставит вас работать в нужном направлении. Лишь после того, как вы будете готовы постоянно осуществлять действия, направленные на реализацию поставленной задачи, вы сможете ощутить готовность получить то, что вы желаете.

Говоря о том, что вы готовы получить задуманное, вы лукавите. Честно ответьте себе на вопрос, смогли бы сегодня грамотно распорядиться ежемесячной суммой, равной десяти тысячам долларам таким образом, чтобы она приносила доход? А что вы скажете, если ваш ежемесячный доход увеличится до миллиона? Сумеете ли вы без нужных знаний и возможностей распорядиться им так, чтобы он смог принести вам в десять раз большую сумму? Если бы ваше мышление было готово к тому, чтобы распоряжаться такими денежными активами, вы бы уже имели эти суммы в своем распоряжении. По статистике человек, выигравший миллион или другую крупную денежную сумму, растрачивает ее в период от месяца до года, не сумев приумножить ее. Хотя, обладая определенными знаниями о том, как распоряжаться деньгами, человек, получивший миллион, может увеличить его и повысить уровень своей жизни в десятки раз.

Именно по этой причине, сначала необходимо научиться думать как успешный человек.

Лишь затем приходит готовность к тому, чтобы получить то, что имеет успешная личность. Постановка реальных целей, в осуществлении которых вы уверены, вряд ли приведет вас к результату. Не имея большой цели, вы не будете стремиться совершать серьезные действия для ее достижения.

Сформулируйте свое большое видение прямо сейчас.
Запишите цели.
Не бойтесь допустить ошибку.
Самую большую ошибку вы совершите, пустив свою собственную жизнь на самотек, доверив ее воле случая.

В мире окружающих нас людей есть более успешные и менее успешные. Есть те, кто реализовал себя во многих сферах, и понимает, чего он хочет добиться в будущем. А есть те, кто . И все это - наш собственный выбор.

Между тем, научиться управлять своей судьбой можно. Для этого надо овладеть искусством правильно расставлять приоритеты и реализовывать себя во всех областях жизни, которые нужны нам для счастья и движения вперед. Как же научиться этому?

Секрет первый: универсальных рецептов, подходящих всем, не существует! Но это не значит, что нельзя использовать опыт, накопленный и опробованный другими людьми. Наоборот, начинать нужно именно с этого. А откорректировать и приспособить для своих нужд советы коучей, бизнес-тренеров и психологов можно и потом.

Главные и второстепенные цели

Есть ли у вас самая главная, основная цель в жизни? А самая первая по значимости цель в этом году? Удивительно, но английское слово Priority, возникшее в XV веке, более пятисот лет своего существования не имело множественного числа! Людям казалось правильным и нормальным иметь единственную, самую важную цель. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХХ века. Сейчас же в любой компании и на любом совещании перед сотрудниками ставят десять и более приоритетных задач только на текущий день.

Если этот принцип впустить в свою жизнь, то ощущение себя белкой, бегущей в колесе, останется с вами до пенсии. Учитесь уменьшать количество приоритетов и четко понимать, какова ваша главная задача - для начала хотя бы на сегодня.

При этом сразу попробуйте понять, ваша ли это цель, или навязанная вам извне – друзьями, родственниками, руководством и так далее. В нашем обществе так велик объем контактов с другими людьми, что трудно отличить то, что хотим сделать мы сами, от того, что нам навязывает социум. Поэтому часто больше половины времени тратится на дела, не важные для нас самих, но срочные и важные для других.

Это не значит, что надо отказаться от помощи другим людям. Но важно сознавать, что это не ваши задачи, и вы занимаетесь ими, по доброй воле откладывая свои собственные дела на потом.

Пять шагов для управления своим временем

Необычайно популярны сейчас принципы тайм-менеджмента, которые позволяют сделать жизнь более осмысленной, организованной и гармоничной. О тайм-менеджменте написаны тома, и все равно огромное количество психологов и коучей продолжают учить людей, как правильно управлять своим временем.

Учтите, гораздо важнее не говорить об этом, а начать претворять в свою собственную жизнь хотя бы отдельные принципы тайм-менеджмента, и вы сами поймете, какие приемы подходят вам, а какие нет. Принципы эти довольно простые, но важно планомерно их внедрять.

Первое , что нужно сделать – это выделить те самые приоритеты, о которых уже шла речь. На практике это трудно, поэтому надо составить список самых важных, глобальных целей. А затем отфильтровать его по степени важности и степени срочности. Сделать это необходимо. Вот что сказала об этом корреспонденту «Мир 24» психолог-консультант Виктория Тимофеева:

«Если вы не планируете свое будущее, если у вас нет цели или плана, то вы похожи на лодку, которая бесцельно дрейфует в океане, надеясь оказаться где-нибудь в хорошем месте. Согласитесь, глупо ждать этого. Точно так же, как GPS направляет вас к месту назначения, вы нуждаетесь в собственном внутреннем GPS, который будет вести вас».

Второй шаг состоит в том, чтобы разделить большие объемные планы на список более мелких задач, которые можно реально выполнить. Не откладывайте начало большой работы! Когда замысел объемный, он пугает вас, но стоит только начать делать первый из пунктов, и путь к финалу представляется уже как список вполне посильных задач.

Третий шаг - это отказ от выполнения второстепенных вещей. Сосредоточьтесь только на главном! Это называется принципом Парето. Он гласит, что 80% положительных результатов мы получаем, прикладывая лишь 20% усилий. А все остальные наши силы уходят на выполнение оставшегося небольшого списка дел. Поэтому выполнять надо только то, в чем мы можем быть эффективными. А то, что останется, лучше отдать на аутсорсинг, перепоручить, или вообще отмести, как не самое важное.

Четвертое - непременно доводите до конца выполнение одного-двух отложенных дел в день.

И, наконец, пятое - оценивайте свою эффективность, все время повышайте ее. Не бросайте долгосрочные дела на полпути, а доводите до логического конца их выполнение и намечайте новые цели.

Вот и все. Хотя каждый из пунктов можно развернуть в несколько лекций. Но вместо того, чтобы без конца изучать теорию, лучше берите методики, придуманные другими людьми, и пытайтесь их применять самостоятельно. Вы быстро поймете, что вам подходит, а что нет. В конце концов, управление своим временем - это просто навык. Но он делает нашу жизнь намного более осмысленной и структурированной.

Планы на год, на неделю, на месяц

Параллельно с долгосрочным планированием, до которого еще нужно дозреть, стоит начать создавать более понятные и реальные планы на день и на неделю. В идеале у вас должны возникнуть связанные друг с другом планы на год, на месяц, на неделю, на день.

Планы на будущий год лучше всего писать в конце предыдущего, но и в январе об этом задуматься, конечно, еще не поздно. Сперва сформулируйте главные цели и отметьте главные события. Когда они произойдут? Теперь начните планирование отдыха! Впишите в годовой план отпуск и где вы его проведете, а также все каникулы, поездки и путешествия. Теперь решите, когда вы должны заняться их организацией, чтобы купить самые удачные и недорогие билеты и забронировать отели.

В ваш годовой план должно попасть также то новое, чем вы планируете заняться, будь то изучение языка, похудание или тренинги, смена работы или ремонт квартиры. Обозначьте важные даты, и не только связанные с работой или учебой, но и с увлечениями, и с личной жизнью.

Планы на месяц пишутся также, но с более детальной проработкой сроков. Писать их надо в конце предыдущего месяца, а потом можно корректировать, как, впрочем, и годовые планы - это нормально!

Проследите, чтобы в первом же плане на месяц отражались те глобальные цели, которые есть в годовом. Чем раньше вы начнете их реализовывать, тем лучше! Лучше сразу оценить «масштаб бедствия» и понять, что собой представляет примерно десятая часть, которую нужно успеть сделать за первый же месяц. Именно десятая, а не двенадцатая, поскольку будут еще отпуска и каникулы, во время которых вы будете заняты отдыхом, а не делами.

Не забудьте дни рождения друзей, поездки к родственникам и другие визиты. Все планы записывайте в календарь. Выясните, какими приложениями для планирования вам удобно пользоваться. Попробуйте несколько электронных и бумажных органайзеров или других инструментов для планирования.

Планы на неделю составляются в воскресенье вечером, или, если вам так удобнее, то в пятницу. Вот тут надо уже четко отфильтровать неважные дела! Чем заполнить вашу неделю – не вопрос. А вот как найти время для главного? Поэтому с главного и начинайте. Пишите в план то, что подвигает вас к тем приоритетным целям, что были вами сформулированы в годовом плане.

Решительно вписывайте в недельный план и то, что вы собирались начать, но откладывали или боялись. Хотели заниматься спортом три раза в неделю? Пора назначить дни и время тренировок!

Лучше уже в недельном плане отразить все, что потребует ваших временных и душевных ресурсов, чтобы правильно распределить их и отсеять все ненужное или необязательное. Не забывайте оставить в плане время для общения с детьми и семьей, для встреч с друзьями, удовольствий и отдыха!

Ежедневное планирование - самое ответственное. Ведь именно из дней и складывается наша жизнь. Значит, именно на этом этапе мы проектируем все свои будущие успехи и неудачи. Планировать свой день лучше всего вечером предыдущего дня. Так вы уже заранее даете себе установку, что со всем справитесь и все намеченное успеете, и просыпаетесь сразу с этим знанием.

Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир»)

Задачи в списке располагайте в порядке приоритетности и делайте сперва только самое срочное и важное. Если оставлять самое трудное на потом, то это будет погружать вас в состояние стресса. Лучше побыстрее справиться со всем сложным или неприятным и выдохнуть.

Правда, некоторые психологи утверждают, что такая стратегия подходит не всем. Ведь надо брать в расчет и собственные биоритмы тоже. Если вы «сова» и пик вашей активности приходится на вторую половину дня, то, возможно, для вас окажется эффективнее тактика постепенного наращивания сложности выполняемых задач. Так или иначе, список ваших дел на день должен всегда быть у вас под рукой. Если в конце дня вычеркнутыми оказались все дела, значит, ваша эффективность была на высоте!

SMART - методика, творящая чудеса?

Своими секретами с читателями «Мир 24» делится Life-коуч из Ростова-на-Дону Дана Доронина. Одной из самых эффективных, и вместе с тем простых, в своем практическом применении она считает методику SMART, которая применяется в менеджменте, целеполагании и, конечно же, в планировании. Вот в чем она состоит: начав контролировать свое время и расставлять приоритеты, очень важно следить за соблюдением пяти аспектов, которые прячутся за аббревиатурой SMART.

S (Specific) – конкретность . Составляя планы, вы должны четко представлять как будет выглядеть конечный результат, к которому вы хотите прийти. К примеру, цель «похудеть в этом месяце» - это размытая цель. Более правильная формулировка - «похудеть в этом месяце на 5 кг».

M (Measurable) – измеримость . Вы должны обозначить для себя критерии, по которым вы будете судить о реализации вашего плана. Дополнительно вы можете обозначить для себя нижнюю и верхнюю планки – показатели минимум (ниже которого вы не можете опуститься в выполнении плана) и максимум (ваш самый лучший результат).

А (Attainable)- достижимость . На этапе определения достижимости необходимо ответить на вопрос: «Реальна ли для меня поставленная задача?». Если вы, к примеру, страдаете от избыточного веса и поставили себе цель похудеть за месяц на 20 кг. – то это цель относится к разряду недостижимых. В таком случае необходимо провести ее корректировку и заменить на более достижимую и реалистичную. К примеру, похудеть на 8 кг.

Прорабатывая пункт достижимости цели, нужно также обозначить те инструменты и способы, с помощью которых вы можете достичь этой цели. В примере с похудением это могут быть следующие варианты: посетить диетолога, начать бегать по утрам, поменять питание, принимать определенные препараты, записаться на массаж. Ваша задача – оценить все ресурсы, которые теоретически вы можете задействовать для достижения цели. После того как вы проанализируете их, вам нужно будет выбрать те, которые вы реально сможете применить на практике.

R (Relevant) - значимость . Определяя значимость цели, спросите себя: «Действительно ли я хочу получить этот результат?». Может быть, это не ваша цель и вы только впустую потратите силы и время. Проанализируйте также, насколько эта цель согласуется с другими вашими планами, теми, которые были поставлены раньше. Не входит ли она с ними в противоречие, не нарушит ли она душевный комфорт ваших близких?

T (Time-bound) - временной показатель. Отличие проекта от мечты и простого желания состоит в том, что проект имеет четко обозначенный период времени, в который вы будете его реализовывать. А значит надо прописать дату начала работы над проектом и дату ее завершения.

По утверждению Life-коуча Даны Дорониной, ее клиенты, которые применяли эту методику, в короткие сроки получали результаты, которые выводили их на новый виток личностного роста.

Татьяна Рублева