Какая наука изучает дельфинов. Наука о дельфинотерапии

Уже с античных времен дельфины завораживали человека, становились его друзьями, почитались им как боги. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения дельфинов на стенах египетских храмов, фрески 1500 до н.э., в Кносском дворце.

В греческой мифологии дельфины занимают особое место. Слово дельфин восходит к греческому δελφίς (delphis), которое в свою очередь произошло от индоевропейского корня δελφύς (delphus), «матка», «лоно», «утроба». Название животного может быть истолковано как «новорожденный младенец» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка).

На других континентах также почитали и любили дельфинов. Просто в мифологии австралийских аборигенов дельфины были названы богами во времена сновидений (время сновидений – это описание периода перед сотворением Земли, когда еще не существовало физического, материального мира).

Большинство племен австралийских аборигенов считают, что все живые существа на Земле, являют собою связь и составляют одну большую систему, которая происходит непосредственно от их духовных предков из Времени сна). Римский писатель-эрудит Плиний Старший и его племянник политический деятель, писатель и адвокат Плиний Младший рассказывали о дельфинах, которые совместно с рыбаками ловили рыбу, а часто и спасали тонущих людей.

Для моряков дельфины – это ангелы счастья, и нередко блестящие лоцманы. Так дельфин под именем Пелорус Джек не раз помогал морякам обойти стороной кораблекрушения и погибели. Пелорус Джек появился в проливе между Северным и Южным островами Новой Зеландии на рубеже 19 века.

Хотя интерес человека к дельфинам насчитывает уже несколько тысячелетий, впервые взаимодействие человека с дельфинами становится предметом научного изучения лишь в 1950 -1970гг., благодаря исследованиям Джона Лилли. Целью научных исканий Лилли стало стремление создать язык символов и звуков, позволяющих вступить в близкий контакт с данным видом морских млекопитающих. В результате исследований было открыто, что длительное взаимодействие человека с дельфинами имеет положительные воздействия на человеческий мозг и функции сознания (Lilly, 1978). Было обнаружено, что контакт с дельфинами имеет явно положительное воздействие на процессы сознания, а именно расширение восприятия. Количественно это выражается в увеличении чувствительности, большей концентрации внимания и повышения интеллектуальной активности.

Вдохновленные достижениями психотерапевта из Нью-Йорка Бориса Левинсона – основателя пет-терапии, который начал свои исследования с собак, в Великобритании Хорас Доббс (Dobbs, 1977, 1992, 2004), а в США Дейв Натенсон (Nathanson 1997, 1998) решили изучить дельфинов в качестве пет-терапевтов. В своей работе Хорас Доббс как пионер в области дельфинотерапии описал случай одной пациентки, страдающей анорексией, которая смогла преодолеть депрессивное состояние благодаря дельфину, живущему на воле у побережья Англии. В середине 80−х в Ки-Ларго (Флорида) Натенсон основал центр дельфинотерапии и тем самым стал одним из главных исследователей воздействия дельфинов на человеческий организм.

Его столь часто цитируемые работы „Effectiveness of short-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность краткосрочного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) и „Effectiveness of long-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность длительного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) стали первыми доказательствами положительного воздействия дельфинотерапии. Одновременно с ним Бэтси Смит доказала положительное воздействие дельфинотерапии на эмоциональные и когнитивные способности людей с аутизмом (Smith 1984).

Современные исследования в области дельфинотерапии ученых Николь Кон и Ролфа Ёртер подтверждают результаты Натенсона и эффективность его терапии, названной сокращенно DHT (Dolphin Human Therapie), а также дельфинотерапии в Эйлате (Дельфиний риф, Израиль). Общая оценка результатов дельфинотерапии для детей с особыми возможностями, организованная институтом Dolphinswim (Центр альфа-терапии, Ялта), подтверждает положительные изменения при нарушениях различной этимологии, особенно при агрессии, социальной замкнутости и тревожности.

В области изучения эффективности дельфинотерапии следует в первую очередь отметить работы Людмилы Лукиной – ученого из Украины. Уже в начале 90−х годов Людмила Лукина научно обосновала эффективность дельфинотерапии при различных нарушениях (Lukina, 2003). В ее многочисленных работах и публикациях (за последние десять лет вышло более 20 научных публикаций по вопросам дельфинотерапии) ученый детально рассмотрела влияние дельфинотерапии на динамику развития различных заболеваний.

Среди прочего – влияние дельфинотерапии на функциональное развитие детей, реабилитацию детей с нарушениями психоневрологической этимологии, синдром хронической усталости, энурез, ДЦП, фобии, задержку речевого развития, неврастению и РДА (ранний детский аутизм).

Кроме того, ученой удалось выделить показатели (возраст, вид и степень нарушения, психологические и психические особенности заболевания), которые определяли эффективность дельфинотерапии.

Научное исследование, проведенное в Нюрнбергском дельфинарии Брайтенбахом фон Ферзен и Штумпфом, является первым лонгетюдным исследованием. Исследование проводилось в течение 10 лет на территории Нюрнбергского зоопарка. В процессе многих фаз научного исследования целенаправленно менялись составляющие терапии, подсчитывались плюсы и минусы. Согласно полученным результатам, выяснилось, что дельфинотерапия способствует положительным изменениям в сфере коммуникации, социально-эмоциональном поведении и эмоциональной устойчивости детей, положительной динамики в развитии отношений в диаде мать-ребенок. Поэтому дельфинотерапия является самой эффективной из всех видов пет-терапии.

Наряду с этими открытиями Брайтенбах открыл социально-педагогическую модель терапевтического механизма дельфинотерапии. Согласно данной модели, у клиента во время взаимодействия с дельфинами запускаются процессы, способствующие улучшению коммуникативных навыков и умений, особенно при взаимодействии клиента с его родителями. Родители же в свою очередь учатся лучше понимать реакции своего ребенка. Этот так называемый «эффект снежного кома» объясняет возникновение положительной динамики в сфере обучения у клиента гораздо позже проведения самой дельфинотерапии.

Дельфинам удается это за счет их адекватного отношения к людям и их особого социального чувства, а также коммуникативных способностей. Эти базовые способности дельфинов являются следствием их адаптации к морской среде обитания. Благодаря этому у них есть множество умений и способностей, которые отличают их от земноводных млекопитающих.

Дельфины от природы являются любознательными существами и умеют играючи и легко строить взаимодействие с людьми с и без ограничений. При этом их действия целенаправленны – они требуют и побуждают своих клиентов, учитывая их личностные возможности. Так, например, при физических ограничениях возрастает частота и интенсивность взаимодействия дельфина с пораженным участком тела.

При этом дельфины стимулируют не только психическое, но и неврологическое развитие человека. Так показатели ЭЭГ при взаимодействии человека с дельфином показали значительное снижение частоты волн головного мозга до альфа-волн и синхронизацию работы обоих полушарий.

Теория сонофореза Дэвида Кола объясняет данный эффект воздействием ультразвука, производимым дельфином (СОНАР). Согласно данной теории, ультразвук, производимым морским млекопитающим, стимулирует меж и внутриклеточные мембраны, что в свою очередь улучшает обмен веществ и проводимость синапсов.

Ссылаясь на описанные Брайтенбахом психологические аспекты, дельфины оказывают на человека положительное воздействие в сфере преодоления страхов, кроме того вызывают личностные высокоположительные переживания, способствующие созданию внутренних ресурсов. Речь идет о процессе, когда изначально животное является возбудителем страха, позже же благодаря поддерживающему воздействию сонофореза на нервную систему уменьшаются и постепенно устраняются причины страха.

Таким образом, дельфины помогают человеку испытать базисные страхи и в дальнейшем преодолевать их. В случае полного завершения данного процесса человек переживает положительные эмоции, которые ДеМарес описал следующими словами: «В основе желания встречи с дельфином лежит стремление быть полностью слитым с иным существом, с самим собой. Возникающие при этом чувства можно обозначить как единство, радость жизни, гармония и контакт взглядов. Это состояние переносит человека в момент истины, в новую точку отсчета, в отношении которой он может измерять свой личностный опыт».

Важной темой в дельфинотерапии является тема научных индикаторов. Данному вопросу посвящены исследования Норберта Тромпиша. В своих исследованиях ученый рассматривает качество изменений, вызванных дельфинотерапией у клиентов с аутизмом, ДЦП, Даун-синдромом, задержкой в развитии и апаллическим синдромом. При этом было установлено, что эффект терапии существенно зависит от характера проявления болезни.

Так, люди с нарушениями аутистического спектра достигают результатов в социальной сфере, люди с Даун-синдромом и задержкой в развитии – в сфере развития речи, клиенты с ДЦП – в двигательной сфере, и каждый из них приобретает чувство уверенности и самостоятельности, преодолевает свои внутренние страхи.

Терапевтический эффект при тяжелых нарушениях, например, при апаллическом синдроме, не столь значительны.

Данные исследования подтверждают положительное влияние взаимодействия с дельфинами и дельфинотерапии на человека. На сегодняшний день дельфинотерапия в научных кругах рассматривается как эффективное терапевтическое средство в лечении и реабилитации людей с различными психическими и физическими ограничениями. Особое влияние дельфинотерапия оказывает на развитие социальной, коммуникативной, когнитивной сфер и сферы развития речи.

В результате взаимодействия с дельфинами развивается способность воспринимать новую информацию, быстрее справляться со стрессом, укрепляются положительные ресурсы, уменьшаются страхи, иными словами, весь организм человека приходит к гармонии и равновесию. Тем не менее, еще немало вопросов о воздействии дельфинотерапии на физиологию мозга, о роли ультразвука в терапии остаются без ответа и требуют тщательных исследований и наблюдений.

Прежним научным исследованиям в области эффективности дельфинотерапии не хватало методического подхода, в них отсутствует необходимая оценочная база, система научных индикаторов, характеризующих то или иное нарушение. Вопрос определения факторов эффективности в дельфинотерапии сегодня особенно актуален. Кроме того остается неизученным вопрос спектра применения дельфинотерапии в психологии и психотерапии.

Безусловно, дельфинотерапия как наука, таит в себе множество захватывающих вопросов и открытий. Речь идет о междисциплинарном и интегральном подходе, о новой научной области изучения на стыке психологии и зоопсихологии, психотерапии, педагогики и морской био и зоологии и ветеринарии, которая пока еще представляет собой «неизведанную целину» и предлагает молодым ученым широкий простор для безумных идей и их воплощений!

Социальные комментарии Cackl e

Любой человек, хоть раз встретившийся с дельфинами, навсегда запомнит свое общение с этими уникальными и удивительными животными. Ласковые, игривые и сообразительные, они ничем не напоминают опасных хищников, а ведь таковыми они и являются на самом деле. Но их любовь к людям настолько велика, что они никогда не демонстрируют нам свои навыки одного из самых сильных жителей морских глубин.

Человек изучает повадки и интеллект дельфинов на протяжении очень долгого времени, но, скорее всего, дельфин успел изучить человека гораздо лучше. Ведь он намного старше современного Homo Sapiens – его возраст более 70 миллионов лет. И кстати, происхождение дельфинов, объясняющее высокоразвитые умственные способности этого вида, овеяно легендами ничуть не меньше, чем появление на земле человека.

Дельфины - глубокомыслящие создания

Наследники Атлантиды

То, что когда-то дельфины были обитателями суши, известно учёным достаточно давно. Они вышли из воды, но, со временем, по неизвестной причине вернулись в нее вновь. Объяснить точно, когда и как это случилось, науке пока не под силу. Хотя, возможно, когда человек найдет с этими удивительными созданиями природы общий язык, они сами расскажут нам свою историю, ведь наличие у них коллективного разума и умения передавать знания от одной особи к другой, позволяет предположить, что у дельфинов может быть и своя история.

Недавно проведенные австралийскими учёными исследования, в ходе которых проводилось сравнение ДНК человека и дельфина, дают возможность утверждать, что они – самые ближайшие наши родственники. Возможно, они – просто параллельная ветвь эволюции, отделившаяся от основного вида около четверти миллиона лет назад.

И на основании этих исследований получила свое продолжение старинная легенда – что дельфины – это потомки людей, населявших Атлантиду. Когда эта высокоразвитая цивилизация ушла на дно океана, кто знает, что стало с её обитателями? Может быть, они превратились в жителей морских глубин, навсегда сохранивших память о прошлой жизни и любовь к человеку, как к собственному наследнику?

И даже если это – не более чем красивая легенда, сходство головного мозга, интеллекта и основных структур ДНК не позволяет отказать от неё полностью – ведь есть же у нас что-то общее, значит, должно быть и логичное объяснение этому факту.

BBC. Тайны морских глубин. Волшебный мир дельфинов

Дельфины: родственники или прародители человечества?

Ихтиологи, посвятившие свою жизнь изучению феномена дельфинов, утверждают, что они занимают второе место по уровню развития интеллекта после человека. Наши «дарвиновские» предки, человекообразные обезьяны, к слову, занимают в этой иерархии всего лишь четвёртую ступень. Вес мозга взрослого дельфина в среднем составляет 1,5-1,7 килограмма, что превосходит размер мозга человека на порядок. При этом соотношение размера тела и мозга у них гораздо выше, чем у тех же шимпанзе, а высокая организованность внутри коллектива и сложная цепочка отношений позволяет говорить о наличии особой «цивилизации дельфинов».

А проведение тестов на уровень умственного развития показало поразительные результаты – дельфины набрали всего на 19 баллов меньше, чем представители человеческого рода. И это при том, что тесты разрабатывались людьми и для людей. То есть для дельфинов характерны отличные анализаторские способности вкупе с великолепным пониманием человеческого мышления.

Во многом благодаря этому, известный в научных кругах нейрофизиолог Джон Лилли, работавший с дельфинами на протяжении длительного периода, утверждал, что именно они станут первыми представителями земного животного мира, которые установят сознательный контакт с человеческой цивилизацией. Общение облегчит и тот факт, что дельфины имеют свой высокоразвитый язык, отличную память и когнитивные способности, позволяющие накапливать и передавать знания в «устной» форме от поколения к поколению. Ученые предполагают, что при наличии приспособленных к письму конечностей дельфины без труда освоили бы письменность, настолько схож их разум с человеческим.

Все эти данные невольно порождают предположения о том, что дельфины – не просто боковая ветвь развития человечества. Вполне возможно, именно они, а вовсе не обезьяны, стали прародителями современных людей, сначала выйдя из воды на сушу, чтобы дать начало новой жизни, а потом снова уйдя на морское дно, чтобы дать возможность человеку идти своим путем развития.

В пользу этого предположения говорят и интереснейшие факты, рассказывающие о том, как дельфины в условиях дикой природы спасают человека. Многие попавшие в кораблекрушение или просто имевшие несчастье столкнуть с акулами мореплаватели рассказывают, как дельфины часами отгоняли от них голодных акул, не давая им приблизиться к человеку, и помогали плыть к спасительному берегу. Подобное отношение типично для дельфинов в отношении собственного потомства – возможно, они и человека воспринимают как своего детёныша, попавшего в беду?

Еще один научно установленный факт, говорящий в пользу безусловного превосходства дельфинов над остальными представителями животного мира, это их моногамность. Если все остальные обитатели дикой природы создают пары только на период спаривания и с лёгкость меняют партнера, то дельфины выбирают своего «супруга» на всю жизнь. Они живут настоящими семьями – с детьми и стариками, заботясь о слабых и беззащитных в силу возраста или состояния здоровья родственниках.

Отсутствие полигамии, типичной для животного мира, говорит о том, что дельфины стоят на более высокой ступени развития, чем остальные представители земной фауны. И кстати, они единственные, кто не подтверждает популярный психологический миф о полигамной сущности человеческой природы – ведь они, наши ближайшие родственники, живут крепкими семьями.

Лора Шереметьева - О чем нам поют дельфины. Тело Света. Интересно

Способности дельфинов – чудеса природы или параллель человеческого развития?

  • Перечислить все таланты, присущие этому виду живых существ, весьма затруднительно – их разнообразие способно потрясти воображение даже опытных исследователей животного мира. С каждым годом человек узнает все больше о том, что знают и умеют эти загадочные морские обитатели.
  • Прежде всего, уникальным для всей живой природы является их тонкий слух. Уйдя второй раз жить в толщу воды, дельфины столкнулись с тем, что видимость в ней гораздо ниже, чем в воздухе. Но достаточно быстро приспособившись, они стали обладателями не просто тонкого слуха. Ведь для того, чтобы отлично ориентироваться в воде на больших расстояниях, мало просто уметь передавать звук, нужно уметь заставлять «звучать» те предметы, которым это несвойственно.
  • Для этого дельфины используют звуковую волну – короткий издаваемый ими щелчок, который, достигнув какого-либо препятствия, возвращается под водой в виде своеобразного эха. Этот локационный импульс распространяется в воде со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Соответственно, чем ближе предмет, тем скорее вернется от него «звуковое отражение». Интеллект дельфинов позволяет оценивать этот отрезок времени с феноменальной точностью, а, следовательно, и определять дальность до предполагаемого препятствия.
  • При этом один дельфин, получив подобную информацию о приближающемся препятствии или же о большом косяке рыбы в пределах досягаемости, предаёт эти данные своим собратьям, используя специальные звуковые сигналы, причем на достаточно большие расстояния. При этом каждый дельфин в стае способен различить всех её членов по характерным голосовым интонациям, и у каждого из них есть свое имя. В ходе проводимых экспериментов было установлено, что уровень развития языка позволяет одному дельфину с помощью звуков объяснить своим собратьям, какие действие нужно совершить для добывания пищи. К примеру, во время тренировок, они успешно делились информацией о том, что если нажать на левую педаль – выпадет рыба, а если на правую – то ничего не произойдет.
  • При этом очень развиты у них и способности к звукоподражанию – они могут копировать всё что угодно – от стука колес и до пения птиц, причем с такой степенью сходства, что на звукозаписи различить, где настоящий звук, а где «речь» дельфина практически невозможно. Тренировки с копирование человеческой речи также выявили способность дельфинов подражать ей.
  • Если же говорить о способности этих морских млекопитающих к различению цветов и форм предметов, а также об анализаторских способностях, то здесь дельфины оставили далеко позади весь животный мир планеты. Так, они с легкостью отличают объёмные формы от плоских, различают огромный спектр цветов (затруднение вызывает только синий), без труда могут определить, где искать тот ли иной предмет.
  • Очень интересен эксперимент, проводившийся с дельфинами советскими учеными. Животному показывали мяч, а затем прятали его за ширимой. Когда ширма открывалась, за ней оказывались два предмета – объёмная коробка и круглый плоский щит. При потягивании за привязанную к ним веревку, мяч выпадал в бассейн. Практически все животные обратили бы внимание на круглую форму щита и принялись бы искать мяч в ней, не обращая внимания на объём. Но ни один дельфин не ошибся – они всегда с первого раза безошибочно выбирали коробку, понимая, что в плоском предмете спрятать объёмный мяч невозможно.
  • При этом дельфины – не только способные ученики, способные повторять за тренером даже самые сложные задания. Они и неплохие учителя, которые умеют обучить последовательности действий или непростому трюку своих сородичей. Причем остальные дельфины в стае перенимают новые знания не под влиянием иерархических требований или по принуждению – они делают это из любопытства и любви ко всему новому. Зафиксирована масса случаев, когда проживший определенное время в дельфинарии член стаи мог потом обучить всему узнанному там своих соплеменников.

Дельфины – смелые исследователи

  • В отличие от многих других морских животных, всегда умеют найти оптимальный баланс между осторожностью и любопытством. Они способны защитить себя от опасностей, которые таят в себе жители морских глубин. Так, во время исследования новых территорий, они надевают на нос морскую губку, которая предохраняет их от электрических разрядов скатов или обжигающих укусов ядовитых медуз.
  • Способны дельфины испытывать и вполне человеческие чувства ревности, обиды, любви. Причем и выражать их они будут вполне доступно для человека. К примеру, молодая самка, испытывающая ревность к новому тренеру или просто любопытному человеку (причем чаще всего женского пола), будет всеми силами стараться оттеснить «разлучницу» от своего партнера, при это точно рассчитывая силу своих действий. Она не причинит боли и не травмирует человека, но вполне определенно даст понять, что присутствие около её любимого данной дамы крайне нежелательно.
  • Не применимы в вопросах тренировки дельфинов и агрессия и боль – животное перестает общаться с обидчиком, отворачивается от него и демонстрирует свое возмущение от подобного обращения. Вернуть животное в пару с таким тренером практически невозможно, что лишний раз подтверждает и наличие у них долговременной памяти, способной хранить информацию достаточно длительное время.
  • Ну и самым, пожалуй, потрясающим, фактом, говорящим о том, что разум дельфинов весьма близок к человеческому, является использование ими в условиях естественной среды обитания орудий труда. Для того чтобы извлечь рыбу из щелей в скалах, они зажимают в зубах какую-нибудь палку или мертвую рыбину и с их помощью выталкивают спрятавшийся экземпляр в открытую воду. Эта уникальная способность использовать «подручные» предметы для выполнения сложных действий отчетливо напоминает ту стадию развития человека, в которой он впервые обратился к помощи примитивных орудий труда.

И кто знает, возможно, вскоре люди научатся разговаривать с дельфинами и этот диалог откроет перед нами новые знания о мире. И человек будет учиться навигации, умению узнавать погоду и спасаться от морских хищников не у скучных учебников, а у живых знатоков тайн подводного царства.

В первый раз за все время своего существования человечество столкнулось с самым настоящим, отлично развитым языком, который не используют люди – дельфиньим языком.

Наука изучает языки животных. С какой целью? Для того чтобы пообщаться с ними? Вероятно, но всему свое время. Главное – понять отличную от человеческой логику и посредством ее распознать послания иных существ и другого разума.

Интересные факты, рассказывающие о дельфинах. Кто же они такие? Есть версия, что ранее они были самыми обыкновенными млекопитающими, жившими на суше. Однако, по неустановленным до сих пор причинам около 70 миллионов лет тому назад, они сменили место своего обитания на водную среду. Кости, найденные во время археологических раскопок, подтверждают версию, что уже 35 миллионов лет назад они могли плавать и отлично обходились без воздуха. Ученные всегда интересовались дельфинами из-за их необычайного характера и своеобразного поведения. Дельфины относятся к тем немногим животным, которые могут похвастаться наличием собственного языка, причем состоящего не из ограниченного количества слов или простых предложений, а полноценной сформированной сигнальной системой. Существует также гипотеза, что эти удивительные морские существа давно создали собственную цивилизацию, которая настолько отличается от нашего жизненного уклада, что мы не в силах её увидеть и понять.

Подводные разговоры

Давно доказано, что язык дельфинов – это полноценное общение между отдельными особями, который является отнюдь не простым обменом сигналов, а представляет собой именно разговор. Дельфины используют, подобно человеку, несколько средств для того, чтобы передавать информацию, чаще всего это жесты и звук. При помощи движений хвоста или тела, дельфины подают друг другу визуальные сигналы, которые используются преимущественно в случаях, когда необходимо передать совершенно особенный тип информации, в остальных же случаях они предпочитают обмениваться звуками. Как правило, они используют свист, однако в их общении присутствуют и другие сигналы – щелчки, мяуканье. Дельфины используют очень много видов свиста, каждый из которых является целым предложением с яркой эмоциональной окраской, выражающим состояние дельфина, например, боль. Ученные сходятся во мнении, что дельфиний язык подобен человеческому. На сегодняшний день зафиксировано около 200 типов сигнала, которые, увы, пока не поддаются полной расшифровке. Существует мнение, что дельфины совершенно сознательно шифруют свой язык и скрывают разум от человека, однако по каким причинам они так поступают, до сих пор остается загадкой.

У них тоже есть имена!

Совершено неожиданным открытием для ученных стал факт наличия дельфиньих имен, которые они используют в своей речи, обращаясь друг к другу. Каждый детеныш дельфина получает имя сразу, после рождения. Доказательством того стали многочисленные эксперименты: при воспроизведении записи сигнала, который означает имя, всегда появлялся один и тот же дельфин.

Для выявления смысла и закономерностей в сигналах этих животных, наука использует методы и приемы, которые обычно применяются при изучении техники связи. Математические приемы, лежащие в их основе, дают возможность сделать анализ любой конкретной последовательности символов, будь то серия числовых или буквенных значений. Для начала необходимо отделить сигнал, несущий определенную информацию, от посторонних, случайных шумов. Осмысленный текст характерен тем, что в нем не может существовать последовательность нескольких одинаковых символов подряд, каждый из них встречается лишь с определенной периодичностью. Вычислив этот коэффициент периодичности, ученные пришли к выводу, что он идентичен человеческим языкам, следовательно, язык дельфинов определенно содержит информацию! Если сравнить разговор дельфинов с разговором обезьян, то обезьяний язык очень сильно будет уступать по сложности. Следовательно, по интеллекту дельфины гораздо ближе к человеку. Осталось только выяснить, о чем же хотят с нами поговорить эти «свистуны» и хотят ли вообще.

Так можно все же отнести разговор дельфинов к разновидности речи, или нет? В понимании человека – нет. Это совершенно иная система общения, привычная и адекватная для этих животных. В то же время, остается непонятным тот факт, зачем животное, ведущее весьма однообразную жизнь в водной среде, использует для обмена информацией языковую систему, по сложности и информационной нагрузке столь близкую к человеческой. Выяснению этого вопроса был посвящен целый ряд экспериментов, как у нас, так и в зарубежных странах. Ученные хотят понять, служит ли язык дельфинов лишь для обеспечения основных биологических потребностей и функций, что характерно для языков большинства представителей животного мира, или же он содержит дополнительную информацию.

Дельфины и эволюция. Факты о дельфинах

В прошлом веке о дельфинах было написано такое количество фантастических романов, потрясающих легенд и снято столько кинофильмов, что когда ученные наконец разгадают загадку этих животных, реальная информация рискует оказаться куда зауряднее, чем то, что «знает» о дельфинах человек из художественных произведений литературы и кинематографа. Однако, до сих пор неоспоримым остается тот факт, что мир дельфинов гораздо более загадочен и удивителен, чем все выдумки вместе взятые. Ведь на самом-то деле науке о дельфинах известно не так уж и много, не смотря на многочисленные попытки выяснить истину.

В отличие от человека, 90% информации дельфин получает из слухового и эхолокационного аппарата, когда для нас самым информативным из органов чувств, безусловно, является зрение. В то время, когда человек создаст технические устройства, хотя бы отдаленно близкие к дельфиньим органам чувств, наука сделает рывок вперед.

Биологи не подвергают сомнению тот факт, что дельфины находятся на верхней точке эволюции. Большинство ученных отодвигают на третье место обезьян, ставя дельфинов на второе место, сразу же после человека, не смотря на то, что биологически обезьяны ближе к человеку, но по наличию разума определенно уступают этим морским животным.

По определенным параметрам структура мозга дельфинов превосходит мозг человека. Прежде всего, он больше по массе и содержит большее количество извилин. Эволюционный путь дельфина также сильно отличается от человеческого, поскольку становление двух этих биологических видов происходило совершенно по-разному. Дельфины, будучи наземными существами, однажды покинули привычную среду обитания, переместившись в воду, в поисках укрытия от хищников и пищи. В первое время они обитали неподалеку от берега, но потом стали уходить в море все дальше и дальше. Их тела претерпели большие изменения во время приспособления к подводной жизни. Задние конечности трансформировались в хвост, а передние в плавники. Шерстяной покров исчез вовсе, оставив лишь гладкую кожу. Внешне дельфины подобны рыбам, хотя ими не являются. Это живородящие теплокровные млекопитающие.

Вы их не обидели?..

Дельфины очень любознательны, поэтому часто оказываются возле человека или кораблей. Они любят игры, причем с удовольствие играют как между собой, так и с людьми. Ученные уверены, что они могут решать задачи, непосильные другим животным. Однако, человеческого языка до сих пор, видимо, не понимают. Дельфины способны копировать человеческую речь, но загадкой остается, понимают ли они её суть. Попугаи ведь тоже могут имитировать отдельные слова, что не свидетельствует о наличии у них интеллекта.

Вероятно, человек ещё не понял языка дельфинов, по той причине, что сами мы используем язык, который представляет собой чистой воды абстракцию. Произносимые нами слова являются набором звуков, не несущих в себе никакой информации о явлениях или фактах. Существуют и другие языки, которые называют иконическими. В них каждый символ, так или иначе, свидетельствует о предмете, на который идет указание. Например, в древних письменных языках все символы визуально напоминали какой-либо предмет. Ряд исследователей предполагает, что выйти на контакт с дельфином возможно именно посредством иконического языка. И хотя у них нет письма, вероятно иконическими являются их звуковые сигналы? Ведь если, к примеру, на разных языках говорят два человека, то они, как правило, используют жестикуляцию и звуковые образы для обмена информацией.

На данный момент понятен только один факт: дельфины пытаются общаться с нами и ожидают от нас понимания их языка. Человек, в свою очередь, также разговаривает с дельфином, однако ждать, что они начнут полностью понимать нашу речь, несколько опрометчиво. Не смотря на высокий уровень интеллекта дельфинов, переоценивать их возможности также не следует. Помимо этого, для понимания речи дельфинов следует сначала изучить способ их мышления. Каким оно является: образным или иным?

Есть интересная история на этот счет. Однажды ученный очень долго пытался доказать своему другу, что верить в сверхъестественный разум дельфинов, по меньшей мере, наивно и ненаучно. И доказал. И его друг, всецело разделив его точку зрения, вдруг задал вопрос: «Как думаете, вы их такими словами не обидели?» — «Кого?» — «Дельфинов…». Интересные факты о дельфинах на этом не заканчиваются. Нам еще многое предстоит о них узнать.

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

БИОСФЕРА

Биосфера (от греч. bios - жизнь и sphaira - шар) - оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов. Термин «биосфера» впервые применил Э. Зюсс (1875), понимавший её как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую «лик Земли». Однако заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В. И. Вернадскому, так как именно он развил представление о живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей свою среду обитания.

3) Какой компонент биосферы преобразует среду обитания?

Показать ответ

1) Э. Зюсс.

2) В. И. Вернадский.

3) Живое вещество.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Во сколько раз возрастает концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2) Какое вещество из первичной мочи полностью отсутствует в составе вторичной?

3) Какова причина этого явления?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Концентрация мочевины во вторичной моче возрастает в 60 раз.

2) Глюкоза.

3) Глюкоза активно всасывается в организм в извитых канальцах

Хоккеист Ярослав тренируется утром в течение одного часа. Какой заказ надо сделать Ярославу днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки?

Учтите, что Ярославу надо выбрать блюдо с наибольшим содержанием белков. Ещё он очень любит вафельный рожок.

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Показать таблицы

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

Энергозатраты при различных видах физической активности

Показать ответ

Верно указаны следующие элементы ответа.

1) Энергозатраты тренировки - 570 ккал (9,5 ккал/мин х 60 мин).

Фотографируя улитку в аквариуме (фото позже), задумался, а как называется наука изучающая улиток. И вот что выяснилось. малакология - наука, изучающая моллюсков - раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков (Mollusca). Название происходит от греческого слова malakion - моллюск. Ученых, которые изучают моллюсков, называют малакологами. Малакология рассматривает вопросы систематики и филогении, зоогеографии, биологии и экологии моллюсков и др. Один из разделов малакологии - конхология (конхиология) - посвящён исследованию раковин моллюсков.Конхология - раздел малакологии, изучающий раковины моллюсков. В широком смысле - это научное, полунаучное, или любительское изучение раковин мягкотелых животных типа Моллюски. Иппология - наука о лошадях, изучает анатомию, физиологию, биологию размножения, породообразование. До 30-х гг. XX века иппологию преподавали в кавалерийских, артиллерийских школах и других специальных учебных заведениях. По русски это будет звучать как коневодство, но наверное все-таки более углубленное. Тут же вспомнилась энтомология – увлечение детства, изучающая насекомых и ее подразделы арахнология , изучающая пауков и акарология - наука изучающая клещей, и ряд других, изучающих небольшие таксоны паукообразных (скорпионы, сенокосцы, псевдоскорпионы, фаланги и другие). Ну и раз пошла такая пьянка… Апиология – наука изучающая пчел (медоносных) Гельминтология – изучает паразитных червей и болезни вызываемые ими. Герпетология – раздел зоологии изучающий земноводных и пресмыкающих. Ее подраздел серпентология – изучающая змей. Иногда науку о земноводных называют батрахологией (от греч.- лягушка). Карцинология – изучает ракообразных. Также крупными или практически значимыми группами занимаются разделы карцинологии. Так, копепод изучает копеподология , кладоцер - кладоцерология , декапод - декаподология Кетология – изучает китообразных (дельфинов, касаток и естественно китов) Мирмекология – подраздел энтомологии изучающий муравьев. Нематология (Nematology, нематодология) - раздел зоологии, изучающий круглых червей типа Нематода (Nematoda), который является одним из крупнейших в царстве животных по количеству видов (описано 80 000 видов, предполагается до 500 000) Оология - отдел зоологии, посвященный изучению яиц животных, преимущественно птичьих. Также под оологией иногда понимают коллекционирование яиц птиц. Орнитология – термин наслуху, эта наука изучает птиц. Планктология – тут довольно ясно – изучает планктон Териология , она же маммология изучает млекопитающих, ее подразделами являются кетология и приматология Хироптерология – изучает рукокрылых, например летучих мышей. Этология – изучает поведение животных, тесно связана с зоопсихологией.