Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе. Свойства воды. Материалы и оборудование

Наталья Маякова
НОД «Вода и её свойства»

Тема : «Вода и её свойства »

Задачи :

1. Образoвательные : закрепить и расширить знания детей о свойствах воды (вода не имеет цвета ; не имеет фoрмы; не имеет запаха; прозрачна; может растворять другие вещества, о роли воды в жизни человека и живых организмов, активизировать и обогащать словарь детей по теме образовательной деятельности.

2. Воспитательные : воспитывать умение слушать других детей,

воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;

3. Развивающая : продолжать развивать навыки проведения лабораторных опытов, пользоваться мoделированием.

Предварительная работа.

1. Беседы o воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода » .

4. Чтение худoжественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.

Материал для экспериментов.

Прозрачная, стеклянная посуда разной формы (стаканы, колбы, банки)

Вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, соль, краски, кофе и др.)

Маски капелек и тучки

Запись звуков воды (дождь, водопад, речка, ручей, морской прибой)

Карточки для моделирования

Место проведения : Комната природы

Ход образовательной деятельности :

-Ребята, отгадайте загадку : На лице цветет- от радости растет.

Давайте улыбнёмся, чтобы у нас и у наших гостей было хорошее настроение.

(дети садятся на стульчики)

Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадки, а загадки не простые, а волшебные. Приготовьте ушки и слушайте. (включаю звуки воды)

Что это? (звук реки, ручейка, моря….)

Вы догадались о чём мы с вами поговорим (о воде)

Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, глобус. А что такое - глобус? (глобус –это модель Земли.)

Какую форму имеет наша Земля? (Земля имеет форму шара.)

Дети, скажите, какого цвета на глобусе больше и почему? (синей краской изображены моря, океаны, реки. Они покрывают большую часть Земли.)

У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвёртая её часть- суша, а вот эта большая часть- вода . Так много или мало воды на планете?

Ребята, придумайте определения к слову «вода » . Вода , какая?

(Придумывают определения) Вода прозрачная , родниковая, морская, кипяченая, чистая, дождевая.

Все реки, озера, моря и океаны Земли сливаются вместе и образуют один Мировой океан. У Мирового океана 4главных задач. Мы вместе их разберем.

1 задача- это поить Землю.

Кто и что пьёт воду на Земле? (воду пьют люди, птицы, животные; вода нужна растениям ; без воды всё живое на Земле погибнет от жажд;)

Сколько времени человек может прожить без воды (не больше 3-х дней) Без пищи человек может продержаться гораздо больше, а без воды не более 3-х дней.

Андрей, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу.

Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах ? (солёная, невкусная, горькая)

Можно её пить? Готовить на ней пищу?

(Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена.)

А теперь посмотрите сюда- в банке(3л) вода . Представьте, что это вся вода , которая есть на Земле, а в стакане(1/2часть) - это вода , которую можно употреблять человеку.

Воду, которую употребляет человек называется- пресной.

Так много или мало пресной воды на Земле?

Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.

2задача- кормить нас. Как может накормить нас вода ?

С помощью воды люди готовят себе пищу, варят еду : суп, картошку, разные овощи, макароны….

Без воды не приготовить чай, кофе, компот.

В реках, морях и океанах живут рыбы, животные и растения. Многие из них человек употребляет в пищу.

Дети, а каких рыб вы знаете? (карась, окунь, лещ, акула)

Света, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу

3задача- перевозить людей и грузы.

Проехать по суше можно не везде, а вода широкая и удобная дорога.

Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)

Какой водный транспорт вы знаете? (теплоходы, пароходы, катера, лодки, баржи, плоты….)

4задача- умывать нас. Кого и чего умывает вода ?

-Вода умывает людей , леса, растения, дома, города, всю Землю. Водой моют машины, улицы. Вода стирает бельё .

Правильно, дети. Без дождей, без воды всю Землю покрыл бы слой пыли и грязи, и тогда бы всё погибло ли.

Если руки ваши в ваксе. Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг. Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо Человеку погибать?

Удивительно, не так ли? В супе, чае, каждой капле,

В звонкой льдинке и дождинке, И в росинке и в снежинке

Нам откликнется всегда океанская вода .

Физминутка «Дождь»

Капля –раз, капля- два, очень медленно сперва

(хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.

(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять.

(хлопки)

Кап- кап, кап- кап.

(свободное движение пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(соединить руки над головой)

-Вода может находится в 3 состояниях, а в каких вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)

В твердом состоянии мы её можем встретить в виде льда, сосулек, снега.

А что такое лед? (замороженная вода ) .

А в жидком состоянии? (роса)

А в газообразном? (пар,туман)

Вот какая вода волшебница , необыкновенная. То в сосульку превратится- то в снежинку, то в пар!

Она может из одного состояния переходить в другое и про её состояние я вам загадаю загадки.

Меня ждали, меня звали, показался- убежали. (дождь)

Седой дедушка у ворот все глаза заволок. (туман)

В каплях всё вокруг блестит, луг алмазами покрыт. (роса)

Прозрачен как стекло, не вставишь в окно. (лёд)

С неба звездой, в ладошку- водой. (снежинка)

Скатерть бела, весь свет одела. (снег)

Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (снег)

С крыши белый гвоздь торчит. Солнце взойдёт, и гвоздь упадёт. (сосулька)

В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят капельки по кругу»

Я вас своей волшебной палочкой превращу в капелек (превращаю детей и себя)

Проводится игра.

Ребята, а теперь я вам расскажу сказку про Тучку и её детках - капельках. Тучка : Капельки пора вам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой- пребольшой океан. Плавали- плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Тучка : Молодцы, капельки, хорошо себя вели, славно попутешествовали.

Поиграли, а теперь я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Дети, посмотрите, что я делаю (переливает воду из одного сосуда в другой?

Подумайте, какое свойство воды помогает воде переливаться. (вода жидкая )

Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой , то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая , может течь, то её называют жидкостью.

Вода - жидкая , поэтому её можно переливать.

Если форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт : будем наливать воду в сосуд, банку, стакан.

И так, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (форму баночки)

А что с ней произошло, когда налили её в сосуд, стакан?

(вода приняла форму этих предметов)

Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода ?

- Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать,что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает. (сахар)

В воде родиться, воды боится. (соль)

Ребята, а почему соль и сахар боятся воды (потому что они в ней исчезают.)

Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. (сахар и соль растворились в воде)

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

(масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.)

Молодцы, проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.

Вода одни вещества растворяет, а другие нет

Воспитатель (Показывает два стакана : один с водой, другой с молоком) В каждом из них чайная ложечка). А теперь подумайте и скажите, какого цвета вода и как вы догадались ?

Вода прозрачная . В стакане с водой ложечку видно, а в стакане с краской нет.

Ребята, а как вы думаете, можно ли поменять цвет воды?

А как? (добавить в воду какой- ни будь краситель)

ВЫВОД; ВОДА ПРИНИМАЕТ ЦВЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КРАСИТЕЛЯ.

Ребята, подумайте, что было бы если речная вода была бы непрозрачной? Как в сказках река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

(Нет непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи а без этого в реках не могут жить растения. а не будет растений не будет рыб и других животных. Рыбам тоже нужна прозрачная вода чистая .)

А кто мне скажет, чем пахнет вода (Она не пахнет, у воды нет запаха.)

Правильно, у воды нет запаха, но она может пахнуть тем, что в ней растворяется или содержится, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху»

1. (Игра «Угадай по запаху» . Дети угадывают запах мяты, чеснока, укропа, ванили, кофе и т. д.)

Дети, скажите, а какая вода на вкус ? (У воды нет вкуса.)

А как вы думаете, вода может иметь вкус ?

(Да, если что-то в ней растворить.)

Правильно. Если в воде, что-то растворить, она приобретает вкус этого вещества.

У меня 3 стаканчика с водой (показывает) . На вид они не отличаются друг от друга, но Вода в них имеет разный вкус. Какой, вы догадаетесь, если попробуете.

(Игра «Угадай по вкусу» . Воспитатель вызывает 3 детей)

1. Эта вода соленная , в ней растворили соль.

2. Эта вода сладкая , в ней растворили сахар.

3. Эта вода кислая , в ней растворили лимонную кислоту.

Молодцы дети, давайте еще раз вспомним какие свойства имеет вода ? (без вкуса без запаха, это жидкость, не имеет форму, вода прозрачная .)

Ребята, а теперь я вам предлагаю пройти в группу и почитать сказки о воде.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызл-Озек»

Конспект НОД по образовательной области «Познание»

для детей старшего дошкольного возраста
«Вода в жизни человека»

Подготовила:
воспитатель старшей группы

Волкова Н.А.

2015 год

с. Кызыл - Озёк

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Развивающая: развивать навыки проведения лабораторных опытов; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления; развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование; воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.

Оборудование: картинки по теме «Вода»,пластиковые стаканчики, полоски цветной бумаги, кусочки льда, снег, чайник электрический, музыка «Звуки воды», краски, штампы в форме капельки, мяч, кисточки, ложечки, сахар, чеснок.

Предварительная работа: чтение произведений о воде, наблюдение на прогулке, беседы о воде.

Ход НОД:

Ребята я приглашаю вас волшебный центр, где мы будем проводить волшебные эксперименты. Но, чтобы попасть в центр и узнать чем мы будем заниматься, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Ребята как вы думаете о чем было это стихотворение (ответ детей), правильно о воде.

Ребята, когда вы были малышами мы учили с вами потешку «Водичка, водичка…» !(Выполняем движения)

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!!!

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды. Нашу беседу я предлагаю провести в интересной форме, я вам буду кидать мяч и при этом задавать вопрос, а вы мне отдавать его обратно, но уже с ответом. Всем понятно?

Ребята как вы думаете какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Для чего вода нужна человеку?(пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Вода сопровождает человека всю жизнь: люди умываются водой, пьют воду, купаются в воде.

Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные, мы с вами? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную центр, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она, вода?

(Дети садятся за столы)

Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?(ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса.

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него положить!

Хорошо, со вкусом разобрались, а теперь скажите,чем пахнет вода?

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет запаха

Хорошо. Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).

Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в неё положить!!!

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Приготовьте полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, синей, зелёной, белой. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же всё – таки цвета вода?

Хорошо. Теперь возьмите кисточки, обмакните в краске и опустите в воду. Что теперь произошло с водой? (вода изменила цвет, окрасилась, приобрела цвет краски.

Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

Опыт 4: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?".

Вывод: вода жидкая, льется.

Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды: вода без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому!

А теперь давайте вспомним,в каком состояние можно встретить воду в природе? (ДЕТИ) В ЖИДКОМ (лужи,дождь,реки, море) В ТВЕРДОМ (лёд,снег,град)

А где мы можем встретить воду в жидком и твердом состояние? (дома вода течет из крана, на улице идет дождь, зимой на улице сосульки)

А сосулька, это что? (лет, твердое состояние воды) Ребята специальноддля нашего занятия я замораживали воду, и в начале нашей образовательной деятельности занесла ее в группу, давайте с вами посмотрим что стала с замороженной водой. Лед начал таять, превращаться в воду.

Ребята, что помогло сосульке растаять? (ТЕПЛО)

Ребята в природе вода под действием тепла испаряется, превращается в пар. И вот такое состояние воды называют газообразным! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ!

Пар,в свою очередь, собирается в тучи. Тучи,соприкасаясь с холодным воздухом выпадают на землю в виде дождя,а при низкой температуре в виде снега и града.

Опыт 5 «Газообразное состояние – пар»

А сейчас я вам покажу,где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ состояние!

Вода в чайнике превращается в пар при кипении, а если над паром подержать зеркало,то на нём появятся капельки воды!!!

Повторите,пожалуйста, о каком новом состояние воды вы узнали?

(о газообразном - это пар)

Итак, нам теперь известно три состояния воды: жидкое,газообразное(пар) и твёрдое(лёд).

Ребята, посмотрите на картинки скажите, где же спряталась вода? (ответ детей).

Мы еще раз убедились: вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

Музыкальная физминутка «Тучка»

В конце нашего путешествия в центре воды я предлагаю вам нарисовать маленькую частичку воды – КАПЕЛЬКУ! Вот посмотрите, какая у меня капелька! Я ее первая нарисую, и она будет ждать своих сестрёнок!!! И когда капельки соберутся вместе, как вы думаете, что у нас получиться? (Дождь)! Возьмите всё ,что вам нужно и преступаем к работе.

Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

(воспитатель читает стихотворение)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница - все дети хором ВОДА!

Конспект занятия по Развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.
Тема: «Вода - какая она?»

Цель: определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости.

Задачи:

Учить наблюдать, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность.

Расширять представление детей о воде.

Знакомить с различными свойствами воды.

Методы и приёмы:

Игровой (сюрпризные момент);

Практический (опыты);

Наглядный (

Словесный (вопросы поискового характера).

Образовательная область: Познавательное развитие по ФГОС

Интеграция областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие (по ФГОС)

Материалы: кукла Катя, сундучок, ёмкость с холодной и горячей водой, мерные стаканчики, краски, столовые приборы из кукольной посуды.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, но никто не заходит.

Воспитатель интересуется у детей: кто бы это мог быть (ответы детей обсуждаются).

Воспитатель открывает дверь, входит кукла Катя и вносит волшебный сундучок с письмом.

В. : Дети нам передали волшебный сундучок, но как нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)

Воспитатель открывает конверт и читает: чтобы открылся волшебный сундучок нужно отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...
(Воды)

Воспитатель открывает сундучок и достает из него прозрачный стакан с водой. Спрашивает у детей: как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Чтение стихотворения о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без нее нам не прожить.

Игра “Вода - не вода”

Если я называю слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга) - поднимаете обе руки; если предмет или явление имеет только отношение к воде (кораблик, дельфин) - поднимает одну руку. Если, названный предмет или явление не имеют никакой связи с водой (ветер, камень) - руки поднимать не надо.

Итак, начнем:

Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег, родник, море, град, облако, лодка, рыба, ванна, кит, чайник, зонтик, лягушка, фонтан, лебедь, душ, поезд, луна, забор, камень, зеркало, вилка, ветер, книга.

Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед. А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега - высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт №1 «Вода- это жидкость».

Воспитатель : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, смотрите и повторяйте за мной. Воспитатель берет в одну руку прозрачный стакан с водой, в другую пустой прозрачный стакан и переливает воду из одного стаканчика в другой.
Вывод: вода текуча.

Опыт №2 «Вода безвкусная»

Воспитатель : А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».

В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт № 4 «Вода бесцветная».

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим, возьмите стаканчик с водой, опустите в воду поочередно предметы. Какой предмет находиться в стакане, как вы догадались и почему? (в стакан опустили вилку и ложку. Их видно, потому что стакан прозрачный и вода прозрачная.)
А какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

Опыт№ 5 «Вода может менять цвет»

Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).

На столе у воспитателя несколько стаканов с водой и краски.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю капельку краски и мы посмотрим, что произойдёт с водой. (Дети повторяют за воспитателем) Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Опыт № 6 «Вода может нагревать предметы».

Воспитатель : Возьмите два стаканчика и потрогайте их. Что можно теперь сказать о воде, какая она и как вы догадались? (В одном стаканчике холодная вода, в другом горячая. Мы определили это на ощупь). Опустите в оба стаканчика два одинаковых предмета, посчитайте до пяти, достаньте предметы и скажите, какими они стали и почему? (ложки стали мокрыми, потому что мы их вынули из воды. Одна ложка холодная, она была в стакане с холодной водой. Другая теплая, потому что была в стакане с теплой водой)

Вывод: вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

Итог: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – безвкусная.

Вода – бесцветная.

Вода не имеет запаха.

Вода может менять цвет.

Вода может нагреваться и нагревать предметы.


Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Конспект по экспериментированию первой младшей группе « Вода, какая она»

Воспитатель: Кожевникова Н. В. Ноябрь.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Образовательная:

1.Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть)

2.рассказать о значении воды в нашей жизни.

Развивающая:

1.Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2.Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

3.Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

1.Воспитывать бережное отношение к воде.

2.Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная,холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с белой гуашью, камешек,две тарелки, вода тёплая, холодная, полотенце.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.

В-ль: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика.

Здравствуйте, ребята,я шёл к вам в гости и нёс немного воды, хотел вместе с вами с ней поближе познакомиться, но я упал, и вода вся пролилась. Но у меня осталась загадка, отгадайте её..

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (воды)

В-ль: Не расстраивайся, Зайка, мы поможем тебе. У нас в группе вода есть в водопроводном кране.

Зайка; Здорово, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на поиски воды. Вы готовы? Тогда в путь!

По ровненькой дорожке,

(дети идут шагом)

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам

(прыгают на двух ногах)

В ямку- бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

В-ль: Набирает воду в стаканы.

Опыт № 1: « Вода- жидкая»

Вместе с детьми переливаем воду из одного стакана в другой.

В-ль: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

В-ль: Почему вода льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак вода какая? (жидкая)

Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Давайте вместе повторим, вода льётся она жидкая.Молодцы. Идём дальше в путь.

Проводится п/и « По ровненькой дорожке»

Доходим до стола, где стоят стаканы с водой и тарелочки с белой гушью.

В-ль: Дети, какого цвета вода? Ответы детей.Прозрачная.

А сейчас сделаем с вами воду белого цвета. Дети размешивают гуашь в воде. Какого цвета получилась вода? Белого.

Зайка: Давайте мы с вами поиграем в прятки.

Опыт №2.» Вода прозрачна»

Зайка: Давайте с вами спрячем камушек в прозрачной воде и в воде белого цвета. И увидим где видно камушек, а где нет. Ответы детей.

В-ль: Правильно в одном стакане вода прозрачная и мы с вами видим камушек, а в другом стакане вода белая и мы не видим камушек, вода не прозрачная.

Зайкы: Давайте вместе скажем вода прозрачная и непрозрачная.

В-ль: А теперь немного отдохнём.

Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём

Моем уши, моем шею, на глазах мы хорошеем.

Дети подходят к столу где стоят два таза с тёплой и холодной водой.

Опыт №3 « Вода холодная, тёплая»

Воспитатель говорит, что вода, может быть, тёплой и холодной. Предлагает опустить пальцы в тёплую и холодную воду.

В-ль: Так какая у нас в чашках вода? (тёплая, холодная)

Зайка: Все вместе вода, какая? Холодная, тёплая. Молодцы!

В-ль: Дети, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей)

Правильно, вода бывает жидкая, прозрачная, бывает непрозрачная, холодная, тёплая.

Читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться не напиться.

Смею вам я доложить без воды нам не прожить!

Зайка, а ты знаешь для чего нам нужна вода?

Зайка: Я знаю, люди пьют воду, каждый день моют руки и лицо, моют посуду, стирают одежду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи; поливают растения, чтобы не засохли.

В-ль: Молодец зайка правильно. Вода всем необходима не только людям, но и растениям, животным-всему живому на земле. Поэтому её нужно беречь и охранять.

Зайка: Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду. До свидания детки.