Коррозия интересные факты. Общие сведения о коррозии металлов. Оксиды и гидроксиды металлов

Что есть общего между ржавым гвоздем, проржавевшим мостом или прохудившимся железным забором? Отчего вообще ржавеют железные конструкции и изделия из железа? Что такое ржавчина как таковая? На эти вопросы постараемся дать ответы в нашей статье. Рассмотрим причины ржавления металлов и способы защиты от этого вредного для нас природного явления.

Причины ржавления

Все начинается с добычи металла. Не только железо, но и, например, и магний - добывают изначально в виде руды. Алюминиевая, марганцевая, железная, магниевая руды содержат в себе не чистые металлы, а их химические соединения: карбонаты, оксиды, сульфиды, гидроксиды.

Это химические соединения металлов с углеродом, кислородом, серой, водой и т. д. Чистых металлов в природе раз, два и обчелся — платина, золото, серебро — благородные металлы - они встречаются в форме металлов в свободном состоянии, и не сильно стремятся к образованию химических соединений.

Однако большинство металлов в природных условиях все же не являются свободными, и чтобы высвободить их из исходных соединений, необходимо руды плавить, восстанавливать таким образом чистые металлы.

Но выплавляя металлсодержащую руду, мы хоть и получаем металл в чистом виде, это все же состояние неустойчивое, далекое от естественного природного. По этой причине чистый металл в обычных условиях окружающей среды стремится вернуться назад в исходное состояние, то есть окислиться, а это и есть коррозия металла.

Таким образом, коррозия является естественным для металлов процессом разрушения, происходящим в условиях их взаимодействия с окружающей средой. В частности ржавление — это процесс образования гидроксида железа Fe(ОН)3, который протекает в присутствии воды.

Но на руку людям играет тот естественный факт, что окислительная реакция протекает в привычной нам атмосфере не особо стремительно, она идет с очень небольшой скоростью, поэтому мосты и самолеты не разрушаются мгновенно, а кастрюли не рассыпаются на глазах в рыжий порошок. К тому же коррозию в принципе можно замедлить, прибегнув к некоторым традиционным хитростям.

Например, нержавеющая сталь не ржавеет, хотя и состоит из железа, склонного к окислению, она тем не менее не покрывается рыжим гидроксидом. А дело здесь в том, что нержавеющая сталь — это не чистое железо, нержавеющая сталь — это сплав железа и другого металла, главным образом — хрома.

Кроме хрома в состав стали могут входить никель, молибден, титан, ниобий, сера, фосфор и т. д. Добавление в сплавы дополнительных элементов, ответственных за определенные свойства получаемых сплавов, называется легированием.

Пути защиты от коррозии

Как мы отметили выше, главным легирующим элементом, добавляемым к обычной стали для придания ей антикоррозийных свойств, является хром. Хром окисляется быстрее железа, то есть принимает удар на себя. На поверхности нержавеющей стали, таким образом, появляется сначала защитная пленка из оксида хрома, которая имеет темный цвет, и не такая рыхлая как обычная железная ржавчина.

Оксид хрома не пропускает через себя вредные для железа агрессивные ионы из окружающей среды, и металл оказывается защищенным от коррозии, словно прочным герметичным защитным костюмом. То есть оксидная пленка в данном случае несет защитную функцию.

Количество хрома в нержавеющей стали, как правило, не ниже 13%, чуть меньше в нержавеющей стали содержится никеля, и в гораздо меньших количествах имеются другие легирующие добавки.

Именно благодаря защитным пленкам, принимающим на себя воздействие окружающей среды первыми, многие металлы получаются стойкими к коррозии в различных средах. Например, ложка, тарелка или кастрюля, изготовленные из алюминия, никогда особо не блестят, они, если присмотреться, имеют белесый оттенок. Это как раз оксид алюминия, который образуется при контакте чистого алюминия с воздухом, и защищает затем металл от коррозии.

Пленка оксида возникает сама, и если зачистить алюминиевую кастрюлю наждачной бумагой, то через несколько секунд блеска поверхность снова станет белесой — алюминий на зачищенной поверхности вновь окислится под действием кислорода воздуха.

Поскольку пленка оксида алюминия образуется на нем сама, без особых технологических ухищрений, она называется пассивной пленкой. Такие металлы, на которых оксидная пленка образуется естественным образом, называются пассивирующимися. В частности алюминий — пассивирующийся металл.

Некоторые металлы принудительно переводят в пассивное состояние, например высший оксид железа — Fe2О3 способен защитить железо и его сплавы на воздухе при высоких температурах и даже в воде, чем не может похвастаться ни рыжий гидроксид, ни низшие оксиды все того же железа.

Есть в явлении пассивации и нюансы. Например, в крепкой серной кислоте мгновенно пассивированная сталь оказывается устойчивой к коррозии, а в слабом растворе серной кислоты тут же начнется коррозия.

Почему так происходит? Разгадка кажущегося парадокса состоит в том, что в крепкой кислоте на поверхности нержавеющей стали мгновенно образуется пассивирующая пленка, поскольку кислота большей концентрации обладает ярко выраженными окислительными свойствами.

В то же время слабая кислота не окисляет сталь достаточно быстро, и защитная пленка не формируется, начинается просто коррозия. В таких случаях, когда окисляющая среда не достаточно агрессивна, для достижения эффекта пассивации прибегают к специальным химическим добавкам (ингибиторам, замедлителям коррозии), помогающим образованию пассивной пленки на поверхности металла.

Так как не все металлы склонны к образованию на их поверхности пассивных пленок, даже принудительно, то добавление замедлителей в окисляющую среду попросту приводит к превентивному удержанию металла в условиях восстановления, когда окисление энергетически подавляется, то есть в условиях присутствия в агрессивной среде добавки оказывается энергетически невыгодным.

Есть и другой путь удержания металла в условиях восстановления, если нет возможности использовать ингибитор, - применить более активное покрытие: оцинкованное ведро не ржавеет, поскольку цинк покрытия корродирует при контакте с окружающей средой вперед железа, то есть принимает удар на себя, являясь более активным металлом, цинк охотнее вступает в химическую реакцию.

Днище корабля часто защищено аналогичным образом: к нему крепят кусок протектора, и тогда протектор разрушается, а днище остается невредимым.

Электрохимическая антикоррозийная защита подземных коммуникаций — также весьма распространенный путь борьбы с образованием на них ржавчины. Условия восстановления создаются подачей отрицательного катодного потенциала на металл, и в таком режиме процесс окисления металла уже не сможет протекать просто энергетически.

Кто-то может спросить, почему подверженные риску коррозии поверхности просто не красят краской, почему бы просто не покрывать каждый раз эмалью уязвимую к коррозии деталь? Для чего нужны именно разные способы?

Ответ прост. Эмаль может повредиться, например автомобильная краска может в неприметном месте отколоться, и кузов начнет постепенно но непрерывно ржаветь, поскольку сернистые соединения, соли, вода, кислород воздуха, - станут поступать к этому месту, и в итоге кузов будет разрушаться.

Чтобы такое развитие событий предотвратить, прибегают к дополнительной антикоррозийной обработке кузова. Автомобиль — это не эмалированная тарелка, которую можно в случае повреждения эмали просто выбросить, и купить новую..

Текущее положение дел

Несмотря на кажущуюся изученность и проработанность явления коррозии, несмотря на применяемые разносторонние методы защит, коррозия по сей день представляет определенную опасность. Трубопроводы разрушаются и это приводит к выбросам нефти и газа, падают самолеты, терпят крушение поезда. Природа более сложна, чем может показаться на первый взгляд, и человечеству предстоит изучить еще многие стороны коррозии.

Так, даже коррозиестойкие сплавы оказываются стойкими лишь в некоторых предсказуемых условиях, для работы в которых они изначально предназначены. Например, нержавеющие стали не терпят хлоридов, и поражаются ими — возникает язвенная, точечная и межкристальная коррозия.

Внешне без намека на ржавчину конструкция может внезапно рухнуть, если внутри образовались мелкие, но очень глубокие поражения. Микротрещины, пронизывающие толщу металла незаметны снаружи.

Даже сплав не подверженный коррозии может внезапно растрескаться, будучи под длительной механической нагрузкой — просто огромная трещина внезапно разрушит конструкцию. Такое уже случалось по всему миру с металлическими строительными конструкциями, механизмами, и даже с самолетами и вертолетами.

Андрей Повный

Коррозия - это самопроизвольное разрушение металла под действием внешних факторов. Проблема коррозии существует с тех самых пор, как человек научился выплавлять металл. Из-за коррозии разрушаются, а иногда и безвозвратно гибнут металлические конструкции, станки, оборудование, механизмы машин и т.д., что наносит вред экономике.

Виды коррозии

В зависимости от среды, которая воздействует на металл, различают атмосферную, подземную и подводную коррозии.

В зависимости от того, как протекает процесс коррозии, её делят на химическую и электрохимическую. При химической коррозии происходит химическая реакция, в результате которой и разрушается металл. А в процессе электрохимической коррозии реакции протекают под воздействием электрических импульсов.

Защита от коррозии

В связи с тем, что от действия коррозии ежегодно теряется 20–30% металлов, остро стоит вопрос о защите металла. Один из популярных способов антикоррозийной защиты - защитные покрытия. Различают металлические и неметаллические покрытия, изолирующие металл от агрессивной среды. К неметаллическим покрытиям относятся покрытие лаком и краской, резиной, пластмассой, фосфатной плёнкой и т.д.

Металлические покрытия наносят тремя способами:

1. Погружение деталей в расплавленный цинк. Такой способ называется горячим цинкованием. Подробнее почитать об этом способе защиты металла можно, набрав в поисковике «горячее цинкование екатеринбург ». Такое покрытие не имеет декоративного вида, но надёжно защищает изделие в производственных условиях.
2. Металлизация или распыление. Металл распыляется в электрической дуге и сжатым воздухом или инертным газом наносится на поверхность изделия.
3. Блокирование - метод защиты металла от коррозии другим металлом, который устойчив к агрессивной среде. Два вида металла подвергают прокатке с последующей термообработкой, и в результате диффузии на границе металлов возникает прочное сцепление.

Интересные факты о ржавчине кратко изложенные в этой статье.

Интересные факты о коррозии металлов

Практически все сплавы и металлы медленно разрушаются под действием некоторых факторов окружающей среды. Когда металл взаимодействует с атмосферными осадками и веществами воздуха на его поверхности появляется пленка, которая состоит из карбонатов, оксидов, сульфидов и подобных соединений. Они обладают противоположными металлу свойствами. В повседневной жизни такой процесс мы называем «ржавчиной» и «ржавлением» когда видим налет коричнево-рыжего цвета на металлических изделиях. Научный термин ржавление – это коррозия железа.

Коррозия является самопроизвольным процессом разрушения металлов и его сплавов под воздействием факторов окружающей среды. С латыни термин «коррозия» обозначает «corrodere», то есть «разъедать». Действию коррозии подвергаются не только металлы, но и камни, дерево, полимеры и пластмассы.

Каждый год коррозия уничтожает от 10% до 20% всего выплавленного металла.

В Швейцарии ученые сконструировали прибор, который восстанавливает металл из ржавчины. В нем корродированная вещь или изделие «бомбардируются» молекулами водорода. В процессе водород объединяется с содержащимся кислородом в ржавчине. Спустя несколько часов происходит «омоложение» изделия и ему возвращается былой вид изделия, прочного и чистого. При этом его форма остается прежней. Конечно, металл, сильно поврежденный ржавчиной, возродить не удастся.

Скорость коррозии, как и всякой химической реакции, очень сильно зависит от температуры . Повышение температуры на 100 градусов может увеличить скорость коррозии на несколько порядков.

Ржавчина выступает в технике как и защитное средство. К примеру, люди освоили выплавку низколегированных сталей, содержащие в малом отношении хрома, никеля и меди. Такая сталь очень быстро ржавеет, но под слоем отпавшей ржавчины видно черную плотную пленку, которая защищает металл от дальнейшего воздействия коррозии. Единственный момент – для образования защитного слоя необходимо много времени, до 4-ех лет.

Ржавчина имеет хорошую сорбционную способность к органическим веществам. После того, как ржавое железо было выкопано с органическими веществами, его нагревали в горнах, после закаливали водой путем охлаждения. В поверхностном слое металла появлялись азот и углерод, которые упрочняли изделие и придавали ему особую твердость.

Римский бог Робигус является покровителем ржавчины.

Для того, чтобы изделия из железа не ржавели, следует из покрыть суриком (особой красной краской) или лаком. Чугун покрывают эмалью, а сталь другим металлом, например, цинком.

Ржавчина является одной из наиболее распространённых причин аварий мостов. Так как ржавчина имеет гораздо больший объём, чем исходная масса железа, её наращивание может привести к неравномерному прилеганию друг к другу конструкционных деталей. Это стало причиной разрушения моста через реку Мианус в 1983 году, когда подшипники подъёмного механизма проржавели внутри. 15 декабря 1967 года Серебряный мост, соединяющий Пойнт Плезант, штат Западная Виргиния, и Канауга, штат Огайо, неожиданно рухнул в реку Огайо. В момент обрушения 37 автомобилей двигались по мосту, и 31 из них упали вместе с мостом. 46 человек погибли, и 9 пострадали. Причиной обрушения стала коррозия.

С незапамятных времен человечество использовало металлы. На промежутке существования люди учились добывать, переплавлять и применять удивительные ископаемые. Со временем процесс усовершенствовался и появились сплавы металлов, расширилась до невозможности их сфера применения.

Сегодня, наверное, и не встретить места, где бы не применялись металлические изделия и конструкции из них. Интересные факты о металлах свидетельствуют об востребованности элементов в этапы человеческого существования.

Серебро – самое древнее ископаемое. Во время раскопок археологи обнаружили серебряные изделия, которые пролежали в почве 6 000 лет. Ранние находки найдены на территории стран Древнего Междуречья и в Египте. Историками доказано, что древние монеты изготавливались из этого металла.

Факты про металлы свидетельствуют:

  • Серебро относится к металлам, которые встречаются крайне редко на нашей планете. В природных условиях элемент встречается в виде самородков или входит в состав иных соединений. Самородок-великан был найден на севере Чили. Пластина весила 1420 кг. Элемент обнаруживается в составе метеоритов, является частью морской воды. Астрологи называют серебро металлом Луны. Древние манускрипты свидетельствуют о лунном происхождении металла: изображения серебра в виде лунного серпа или женщины-Луны свидетельствуют о космическом происхождении ископаемого.

  • Индия – страна больших серебряных запасов. В этой местности металл считается народным. Коренные жители верят в чудодейственную силу элемента: металл настолько популярен, что его употребляют даже для приготовления блюд.
  • Серебро популярно в промышленности. Его используют при изготовлении электроники – практически каждый прибор содержит этот металл.

  • Серебро отличается антибактериальными свойствами. К примеру, широко используется вода, очищенная металлом. Американские первооткрыватели пошли дальше: положив серебряную монету в кувшин с молоком, они продлевали его свежесть на три дня. Впервые о его антисептических свойствах узнали в Египте: 4 000 лет назад люди использовали элементы серебра для лечения ран и порезов. Неудивительно, что древние воины всегда имели при себе серебряную пластину и при ранении прикладывали ее к пораженному месту: считалось, что с помощью изделия можно остановить кровь и исключить инфицирование раны. Сегодня использование серебра в медицине все так же стремительно развивается.
  • Удивительно, но в Японии металл применяется не только для лечения, но и для очищения воздуха: так японцы борются с загрязнением воздушных масс на континенте.

Золото – метал, почитаемый с древних времен

Золото – величественный металл, который почитался еще с давних времен. Благодаря характеристикам золото стало предметом желания культур и народов.

Особенности драгоценного металла:

  • Встречается крайне редко. К примеру, на планете за 1 час стали выплавляется в 4 раза больше, чем было добыто желтого металла за период существования человечества.

  • В мировом океане «спрятано» 10 млрд. тонн драгоценного ископаемого. Но встречается золото на всех континентах земного шара. Добыча драгоценного металла активно развивается: считается, что более 80% ископаемого все еще находится в земле.
  • Золото прекрасно плавится: температура плавления составляет 1064,43 градуса. Элемент обладает высокими показателями проводимости тепла и электрической энергии, не подвержен коррозии. Первые золотые изделия, которые найдены археологами, сохранили свою первозданную красоту.

  • Народы используют золото в процессе приготовления пищи. К примеру, население Древней Индии верили, что употребление металла раскрывает левитационные возможности, в Азии его использовали в качестве приправы для десертов, добавляли к напиткам. Начиная с 16 столетия сусальное золото помещали в дорогие горячительные напитки: Goldschlager, Danziger Goldwasser. Об этом указывают не только факты о металлах, но и закупоренные бутылки.
  • В Австралии в 1869 году золотоискателями обнаружен самородок-лидер, весивший 72 кг. Его величина составляла 31х63,5 см. До сегодняшнего дня рекорд остается в силе. Великану было присвоено имя «Здравствуй, незнакомец». Интересно, что слиток-великан находился на поверхности почвы: глубина залегания составляла 5 см.

  • Весной 2008 года, во время резкого спада показателей мировой экономики, стоимость золота резко возросла и составляла $1000 за унцию (28,55 г). Такая стоимость зафиксирована однажды за историю существования металла, хотя ценилось он во все века высоко.
  • В древние времена больше всего золота добывалось в Нубии: рабы, добывающие металл, испытывали небывалые страдания, а знать считала его божественным металлом.
  • Для изготовления ювелирных украшений используются только сплавы: чистое золото не применяется.

Медь – востребованный металл в электронике

Медь получила название благодаря первому месту, где велась добыча металла. Уже в 3 тысячелетии до н.э. на острове Кипр возделывали металл.

Особенности металла:

  • Чаще залегает в виде целостных самородков. Металл в природных условиях добывают интенсивней нежели драгоценные ископаемые. Лидирующий экземпляр меди - самородок, найденный в Северной Америке. Весил он 420 тонн.

  • Сегодня медь востребована в электротехнике. Применяют для производства электрических кабелей и проводов: применяется только чистый металл, так как комбинация с иными металлами приводит до снижения показателей электропроводимости. К примеру, если в медь добавить 0,02% алюминия теплопроводность снизится на 10%.
  • Отличается антибактериальными свойствами. Наука химия доказывает, что медь может устранять бактерии в воде и воздушных массах. Еще в древние времена в Непале медь считалась божественным металлом. С его помощью знахари исцеляли заболевания желудочно-кишечного тракта. Не удивительно, что в Непале существует храм «Медный», в котором поклоняются природному ископаемому и сегодня.

Медные браслеты используют в медицинских целях
  • Согласно утверждениям ученых с Польши, в водоеме, где обнаруживается медь, рыба растет намного больше привычных размеров. В реках и ставках, где отсутствует элемент, вода склонна к развитию грибка, плесени. Но вместе с тем, акулы не переносят присутствие меди в воде. Это доказали американские военные во время второй мировой войны: в то время ежедневно тонули корабли и необходимо было искать «антиакулье» средство. Медь превзошла все ожидания: рыбины и близко не подходили к участку, в котором содержался сульфат меди.
  • В человеческом организме содержится 80 мг меди: металл присутствует в жизненноважных органах человеческого организма. Группой ирландских и французских исследователей металлов создан медный состав, который способствует возобновлению обменных процессов в живом организме. Новшеством воспользовался кутюрье из Франции, обработав нити джинсовой одежды Gold Vision – 3000 Classic. Пояс и карманы с использованием состава сформированы с помощью «медного корсета», который благотворно влияет на функциональность жизненно необходимых систем человека.

Обобщенные интересные факты о металлах

Компания Valcambi радует почитателей драгоценных металлов своей изысканной продукцией. Она выпускает золотые, серебряные, платиновые слитки в виде плиток шоколада. Особенностью таких изделий является то, что их можно быстро разломить: квадратики часто используют в виде подарка. Вес одной «дольки» составляет 1 г.

Золотые Олимпийские медали состоят вовсе не из золота, а из серебра. Международный Олимпийский комитет при изготовлении наград требует, чтобы они были покрыты 6 граммами золота. К примеру, золотые награды за первенство Олимпиады в 2012 году имели в составе 1% драгоценного желтого металла.


  • , работая на Британском монетном дворе, впервые нанес резьбу на края монет, состоящих из драгоценных металлов. Сегодня ребристость именуется гуртом. Нанесение неровностей на края монет было связано с необходимостью бороться с мошенниками, которые срезали края монет и формировали подделку.
  • Всего за бытность люди извлекли из земных недр 161 тыс. тонн золота, в перерасчете на стоимость этот показатель составляет $9 трлн.
  • При изготовлении ювелирных золотых украшений используется специальный сплав с добавлением серебра или меди.

  • Щелочные металлы - франций, цезий, рубидий, калий, натрий, литий способны растворятся в воде, образовывая соединения. Хранят их под маслом или керосином.
  • Некоторые люди обладают свойством поглощать металлические изделия. К примеру, актер М. Лотито прославился тем, что проглатывал металлические изделия: доказано, что за все свои выступления человек съел до 9 тонн металлических сплавов.
  • Долгое время платина не использовалась как драгоценный металл. Тугоплавкий элемент ценился намного ниже серебра. В начале 17 столетия в Южной Америке монеты, изготовленные из платины, считались фальшивыми. Правительство страны даже утопили корабль с драгоценной валютой в океане, дабы монеты не попали в обиход. В Алмазном фонде Московского Кремля хранится самородок-великан платины. Его вес составляет 7 кг.

  • В Японии добывают золото нетрадиционным способом: металл извлекают из пепла. Ученые попросту сжигают канализационные отходы предприятий промышленности, которые в производстве используют золото и соединения драгоценных металлов.
  • Пластичным металлом считается ванадий, используемый в ковке. Ему отдают предпочтения профессиональные умельцы.

  • Земная кора содержит металлы, большее количество в ней алюминия – до 8%. В свою очередь, золото составляет 5% миллионных частей процента. Длительное время алюминий не использовался человеком: впервые о нем узнали в 1885 году. В то время французы отнеслись к алюминию как к драгоценному металлу.

  • Согласно записям Книги рекордов Гиннеса, самый дорогой металл - Калифорний. Элемент искусственно получен в 1950 году. В год металла производится несколько миллиграммов и стоит он $6 500 000 за грамм.

Вольфрам – тугоплавкий металл: температура кипения составляет 5900 градусов. Хром отличается прочностью, золото – мягкостью.


Титан – мистический металл, названный на честь царицы фей. Он легкий, как воздушные крылья феи. Возможно от этой особенности и произошло название элемента.


Благодаря уникальным свойствам золото, платина и серебро используются в медицине. Металлы не вступают в реакцию с теплом, а соответственно имеют неизменную температуру в независимости от внешних факторов.

Металлы используют экономно, ведь запасы ископаемого небезграничные. Благодаря уникальным свойствам они востребованы во всех отраслях промышленности. Сегодня человеческое существование невозможно уже представить без этих даров матушки природы.

Урок химии в 9 классе

Тема урока: Коррозия металлов

Тип урока: урок освоения новых знаний, умений, способов действий

Цели урока: создать условия для достижения планируемых результатов:

Личностных: формирование культуры, в том числе и экологической; умения решать экологические проблемы, связанные с коррозией; развитие умения управлять своей познавательной деятельностью; развитие межличностных отношений.

Метапредметные: уметь определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность; работать в режиме ограниченного времени; поддерживать коммуникативные навыки при индивидуальной работе, в парах, коллективной работе; осуществлять межпредметный перенос знаний; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь; создать условия для развития умений анализировать, синтезировать, обобщать информацию; делать выводы.

Предметные: повторить химические свойства металлов; зависимость свойств металлов от местоположения металла в ряду напряжения; познакомиться с понятием «коррозия»; создать условия для освоения понятия «коррозия», классификации коррозионных процессов; познакомиться с условиями понижения коррозии металлов; способов защиты металлов от коррозии; развитие умений составлять уравнения реакций.

Задачи урока :

Проверка знаний обучающихся о химических свойствах металлов, и зависимости свойств металлов от их местоположения в ряду напряжения;

Самостоятельная формулировка обучающимися темы урока, с помощью ТСО;

Частично-поисковый метод для освоения кейса и ответов на вопросы после прочтения текста;

Выступление каждого обучающихся от команд и распределение капитаном обязанностей между членами команд;

Совместный поиск решений учащимися, дискуссия о способах защиты металлов от коррозий;

Практическое значение коррозии и способов защиты в жизни человека;

Подведение итогов урока учителем;

Пояснение домашнего задания.

Подготовка к работе учащихся

За неделю до темы «Коррозия металлов», учитель выдаёт задание: найти в Интернете, научной литературе, СМИ и т.д. статьи о коррозии. На предыдущем уроке учитель рассказывает классу, что такое кейс. Выдаётся каждому учащемуся памятка о выступлении у доски. Правила работы в команде вывешиваются в кабинете химии и выдаются капитанам команд. Капитаны заранее знакомят с правилами членов своих команд. Команды группируются заранее учителем.

Памятка капитану команд и его группе

    Прочитайте внимательно кейс.

    Ответьте на вопросы в задании.

    Запишите уравнения всех возможных реакций, которые описаны в кейсе.

    Распределите выступление между всеми членами команды.

Напоминаем! Если кто-то из участников группы не выступал, то будет снижена отметка всей команде.

Этапы урока

Основные дидактические задачи этапа

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приёмы обучения

Средства обучения

Примерное время

Организационный

этап

Подготовка к работе:

Организационная;

Психологическая.

формирование групп для работы с кейсами

фронтальная

групповая

Словесно – наглядные

Учебная презентация

1 мин.

Установление правильности, полноты и осознанности выполнения д/з: повторение химических свойств металлов.

фронтальная

беседа

3 мин

Этап освоения новых знаний и умений:

1. Информационное введение учителя

Обеспечение мотивации и принятие цели урока;

Актуализация субъектного опыта (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

групповая

Частично – поисковый, словесный: беседа – дискуссия, составления плана работы группы

ТСО: мультимедийный компьютер, проектор, экран;

Учебная презентация – Слайд. Коррозия металлов

2 мин

2. Работа учащихся с кейсом

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала;

Содействие усвоению способов, средств, которые привели к определённому выводу;

Создание условий для усвоения методики воспроизведения изучаемого материала.

фронтальная

1. Частично – поисковый, словесный: беседа о видах коррозии металлов

ТСО: мультимедийный компьютер, проектор, экран;

Учебная презентация – Слайд. Виды коррозии металлов

8 мин

Этап закрепления новых знаний и умений

Обеспечение закрепления в памяти знаний и способов деятельности, необходимых для самостоятельной работы;

Обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

2. Работа с кейсом «Коррозия металлов» в малых группах

Кейс «Коррозия металлов»

15 мин

Этап обобщения и систематизации

Обеспечение формирования целостной системы знаний учащихся о коррозии металлов, способах защиты металлов от коррозии;

Обеспечение формирования у учащихся умений применять знания и способы действия на уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом.

Групповая, коллективная

Частично – поисковый: дискуссия

12 мин

Этап рефлексии

Создание условий для осмысления и переосмысления:

Собственных знаний;

Собственных умений;

Собственной деятельности;

Взаимодействий с одноклассниками и учителем

индивидуальная

Частично – поисковый, практический: оценка собственных знаний, умений, собственной деятельности

анкеты для обучающихся

2 мин.

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Групповая

словесный

Устные вопросы учителя;

1 мин

Этап информации о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися целей, содержания и способов выполнения д/з;

Индивидуальный подбор содержания д/з с целью закрепления и коррекции знаний, умений и способов деятельности.

индивидуальная

Творческий: индивидуальное составление домашнего задания

1 мин

Ход урока.

    Организационный этап.

За неделю до урока учащимся было выдано задание – Найти интересные факты о коррозии металлов. Используя научную литературу, СМИ, Интернет. На основе полученной информации учителем был сформирован кейс «Коррозия металлов». На данном этапе урока формируются группы для работы с кейсом.

II . Этап проверки выполнения домашнего задания .

На предыдущем уроке учащиеся изучали тему «Химические свойства металлов». На данном этапе проверяется знание общих химических свойств металлов, электрохимического ряда напряжений металлов.

Обучающимся предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Как условно делятся металлы в ряду активности?

2. Как это влияет на их взаимодействие?

3. С какими веществами металлы будут взаимодействовать?

4. С какими веществами не будут взаимодействовать металлы, расположенные в ряду активности после водорода?

    Этап освоения новых знаний и умений.

    Информационное введение учителя.

Учитель предлагает рассмотреть слайды с картинками коррозии металлов. Обучающимся предлагается обсудить явление коррозии металлов и сформулировать определение понятия «коррозия». А также обучающиеся вместе с учителем формулируют тему, определяют цели урока и составляют план урока. Учитель рассказывает обучающимся о видах коррозии: химической и электрохимической (Слайд. Виды коррозии). В беседе с обучающимися выясняются факторы, приводящие к химической и электрохимической коррозии.

2. Работа учащихся с кейсом.

Обучающиеся самостоятельно изучают содержимое кейса и выполняют задание по карточке, которая заранее выдаётся капитанам команд.

    Этап закрепления новых знаний и умений.

На данном этапе обучающимся предлагается работа с кейсом «Коррозия металлов» в малых группах (3-4 чел)

Кейс «Коррозия металлов»

Цель работы: закрепить знания о коррозии металлов, видах коррозии металлов, способах защиты металлов от коррозии.

Задание.

    Внимательно прочитайте интересные факты о коррозии металлов.

    Определите, в каких фактах говорится о химической коррозии. Аргументируйте свой выбор.

    Определите, в каких фактах говорится об электрохимической коррозии. Аргументируйте свой выбор.

    Выпишите химические формулы веществ, действие которых вызывает коррозию металлов.

    Составьте уравнения химических реакций.

    Предложите меры по предотвращению коррозии и способы защиты металлов от коррозии.

Кейс №1

ПРИЧИНЫ И АНАЛИЗ АВАРИЙ ИЗ-ЗА КОРРОЗИИ ОБОРУДОВАНИЯ И КОММУНИКАЦИЙ В ОАО "ОРЕНБУРГНЕФТЬ" ( _)

При рассмотрении нефтегазопромыслового оборудования коррозии , в первую очередь, подвергаются: обсадные колонны (обсадные трубы и муфтовые соединения); насосно-компрессорные трубы добывающих и нагнетательных скважин; глубинные насосы (в основном при эксплуатации скважин с помощью ШСНУ); насосные штанги при эксплуатации с помощью ШСНУ; система сбора и транспорта продукции скважин на промыслах (выкидные линии, нефте- и газопроводы); система подготовки нефти, газа и воды; оборудование системы М ИД и водоводы ; нефтепромысловые резервуары . Наибольшие проблемы, относящиеся к коррозии нефтегазопромыслового оборудования, связаны с системой сбора и транспорта продукции скважин. В ОАО "Оренбургнефть" в эксплуатации находится около 8 тыс. км трубопроводов различного назначения, в том числе: сборные нефтепроводы и выкидные линии -4925 км; нефтепроводы для транспорта нефти - 653,210 км; газопроводы для транспорта газа - 844 км; водоводы сточных вод высокого давления - 668 км; водоводы сточных вод низкого давления -1060 км. Основные трубопроводы, траспортирующие нефть и газ, имеют диаметры от 168 до 1020 мм и толщину стенок от 6 до 11 мм. Материалом труб является сталь марок СтЮ и Ст20, по ГОСТ 8731-74.

Анализ данных показывает, что треть всех трубопроводов находится в эксплуатации свыше 15 лет и две трети трубопроводов - свыше 10 лет. Многолетний срок эксплуатации коренным образом влияет на надежность трубопроводов. В 2012 г. в ОАО "Оренбургнефть" произошло 2875 порывов трубопроводов, из общего числа аварий которых приходится: на водоводы 43,5 %; на выкидные линии 28,8 %; на газопроводы 1,2 %. Около 90 % аварий на водоводах и 7 % отказов выкидных линий произошло по причине внутренней коррозии труб.

Степень воздействия нефтепромысловых сред на стальное оборудование зависит не только от самого корродирующего металла, но в основном и от состава и физико-химических свойств продукции скважин. При добыче нефти из продуктивного пласта на поверхность извлекается газожидкостная смесь, состоящая из нефти, газа и воды. К основным коррозионно-активным агентам относятся сероводород, кислород, диоксид углерода, низкомолекулярные компоненты нефти.

Нефть - неполярная жидкость, но некоторые ее компоненты: кислород, сероводород, диоксид углерода, тяжёлые металлы придают ей свойства, близкие к слабополярным диэлектрикам, которые способствуют ее коррозионной активности. Кроме состава и физико-химических свойств нефти на характер и степень коррозионного воздействия также влияют условия залегания нефти в залежи, системы и стадия разработки и способы эксплуатации скважин.

Пластовые воды нефтяных месторождений представляют собой концентрированные растворы солей и, как правило, обладают нейтральным рН.

Если в воде присутствует сероводород, диоксид углерода или кислород из различных источников, то коррозионная активность резко возрастает.

По степени агрессивности воздействия на коррозионный процесс наиболее сильное влияние оказывает сероводород и диоксид углерода, т. к. при растворении в воде в результате диссоциации, даёт кислую среду. В результате этого идет процесс разрушения металла. Практика эксплуатации водоводов системы ППД показала, что при перекачке агрессивных сточных вод срок службы водоводов до полной замены не превышает 5-6 лет, т.е. ниже нормативных сроков в два-три раза. При этом средняя за последние пять лет удельная частота порывов водоводов в два раза превышает этот показатель для нефтепроводов. При наличии в ОАО "Оренбургнефть" более 1700 км водоводов сточных вод высокого давления, по которым ежегодно перекачивается более 21000 тыс. м 3 агрессивной жидкости, проблема борьбы с коррозией водоводов принимает актуальное значение.

Ежегодно разрабатывается комплексная "Программа ингибиторной защиты нефтепромыслового оборудования и трубопроводов от коррозии", которая включает в себя: проведение научно-исследовательских работ по выбору способов борьбы с коррозией и поиску наиболее эффективных ингибиторов коррозии, применительно к условиям нефтяных месторождений Оренбургской области; проведение опытно-промысловых работ на скважинах; разработку нового оборудования и высокоэффективных технологий.

Кейс №2. Японский булат

Японский булат обладал каким-то необыкновенным качеством железа, которое после целого ряда проковок приобретало даже более высокую твердость и прочность, чем дамасская сталь. Мечи и сабли, приготовленные из этого железа, отличались удивительной вязкостью и необыкновенной остротой.

Уже в наше время был сделан химический анализ стали, из которой изготовлено японское оружие XI–XIII веков. И древнее оружие раскрыло свою тайну: в стали был найден молибден. Сегодня хорошо известно, что сталь, легированная молибденом, обладает высокой твердостью, прочностью и вязкостью. Молибден - один из немногих легирующих элементов, добавка которого в сталь вызывает повышение ее вязкости и твердости одновременно. Все другие элементы, увеличивающие твердость и прочность стали, способствуют повышению ее хрупкости.

Естественно, что в сравнении с дамасскими клинками, сделанными из железа и стали, содержащей 0,6–0,8 % углерода, японские мечи и сабли казались чудом. Но значит ли это, что японцы умели в то далекое время делать легированную сталь? Конечно, нет. Что такое легированная сталь, они даже не знали, так же как и не знали, что такое молибден. Металл молибден был открыт значительно позднее, в самом конце XVIII века шведским химиком К. В. Шееле.

По-видимому, дело обстояло так. Японские мастера получали кричное (восстановленное) железо из железистых песков рассыпных месторождений. Эти руды были бедны железом, и содержание вредных примесей в получаемой из них стали было довольно высокое. Но пески, кроме окислов железа, содержали легирующие элементы. Они-то и обеспечивали металлу высокий уровень свойств.

Очевидно, японские мастера случайно заметили: если брать руду в каком-то определенном месте, то сталь, сделанная из нее, обладает особым качеством, а клинки из такой стали получаются крепкими и острыми. Они и не подозревали, что это явление наблюдалось потому, что в железных рудах, которые они использовали, содержалась окись молибдена - молибденит - и примеси редкоземельных металлов.

Выплавленное из «песков» кричное железо проковывалось в прутья и закапывалось в болотистую землю. Время от времени прутья вынимали и снова зарывали, и так на протяжении 8–10 лет. Насыщенная солями и кислотами болотная вода разъедала пруток и делала его похожим на кусок сыра. Мастера именно к этому и стремились. Но зачем это им было надо?

Дело в том, что в процессе коррозии пористого железного прутка прежде всего разъедались и выпадали в виде ржавчины частички металла, содержащие вредные примеси. Железо с растворенными в нем легирующими добавками дольше противостояло коррозии и поэтому сохранялось. Кроме того, полученный ноздреватый пруток обладал развитой поверхностью и при последующем науглероживании обеспечивал еще до ковки сложное переплетение углеродистой стали и мягкого железа. Это переплетение еще больше усложнялось в процессе последующей многократной деформации в горячем состоянии.

Раскованный в полосу сплав мастер сгибал, складывал вдвое, расковывал в горячем состоянии и снова складывал, как слоеное тесто. В конечном счете число тончайших слоев в «слоеном пироге» достигало порой нескольких десятков тысяч. Мы уже знаем, насколько такая операция упрочняет металл за счет образования колоссального количества клубков дислокации и громадного увеличения их плотности. Последующая закалка клинков закрепляла высокие свойства, присущие молибденовой стали. Так на заре металлургии в Японии получали природно-легированную сталь, упрочненную пластической деформацией и термомеханической обработкой.

Кейс № 3 Эйфелева башня.

В 1889 году французский инженер А. Эйфель создал проект своей знаменитой башни в Париже, которую должны были соорудить из стальных ферм. Решение о ее строительстве долго не принималось, поскольку многие металлурги предсказывали, что она простоит всего 25 лет, а потом рухнет из-за коррозии стали. Эйфель же гарантировал прочность сооружения только на 40 лет. Как известно, Эйфелева башня в Париже стоит уже около 100 лет, но это только потому, что фермы ее постоянно покрыты толстым слоем краски. На покраску башни, которая производится раз в несколько лет, уходит 52 тонны краски. Стоимость ее давно превысила стоимость самого сооружения!

Покраска строительных конструкций, работающих в атмосферных условиях, - дорогое удовольствие и отвлекает много малопроизводительного рабочего времени. В то же время известны случаи, когда железные изделия очень долго служили без покраски и не подвергались никакой коррозии. О стальных балках церкви в уральском городе Катав-Ивановске мы уже рассказывали. Широко известны также перила лестниц на набережной реки Фонтанки в Ленинграде. Сделанные в 1776 году из русского сварочного железа, они простояли неокрашенными под открытым небом в условиях влажного климата более 160 лет. Академик А. А. Байков, который исследовал железные детали этих перил, пришел к выводу, что вероятной причиной высокой коррозионной стойкости металла является тонкий поверхностный слой окислов.

Аналогичное сварочное железо найдено в Свердловске. Крыша одного из зданий этого города, выложенная кровельным железом еще во времена Демидова, ни разу не обновлялась, а само железо длительное время почти не подвергалось коррозии. Химическим анализом было установлено, что ленинградские перила содержат повышенное содержание фосфора, а свердловская кровля - фосфора и меди!

Подобное железо находили и в Западной Европе. Так, в стокгольмском соборе Сторкиркан, построенном во второй половине XV века, бронзовое «семисвечье» поддерживает железный стержень. Длина его 3,5 м, поперечное сечение у основания 50Х50 мм. Стержень изготовлен из отдельных кусков кричного железа, сваренных горячей ковкой под силикатным шлаком. Исследованные образцы железа от этого стержня характеризовались высокой концентрацией фосфора (до 0,074 %). В областях с повышенной концентрацией фосфора обнаружена высокая твердость металла.

(Ю.Г. Гуревич. Загадка булатного узора)

Кейс № 4

Знаменитая железная колонна в Дели. Как известно, она создана индийскими металлургами в 415 году нашей эры в честь победы одного из императоров династии Гупта. Ее высота - 7,2 м, диаметр у основания - 420 мм и у вершины - 320 мм. Колонна стоит уже более 1500 лет, и следов коррозии (окисления) на ней не видно. Аналогичная колонна еще больших размеров, построенная в III веке, возвышается в индийском городе Дхар.

Каких только догадок ни делали металлурги, чтобы объяснить необыкновенную атмосферостойкость железа, из которого сделаны индийские колонны! Высказывалось предположение, что колонны изготовлены из цельных кусков метеоритного железа. Известно, что оно хорошо сопротивляется коррозии. Но в метеоритном железе всегда находили никель, а в железе индийских колонн никеля не обнаружили. Тогда предположили, что колонна сделана из чистейшего железа, полученного на особом топливе. Действительно, содержание железа в делийской колонне - 99,72 %, дхарской - гораздо меньше, но и она сотни лет не подвергается коррозии.

Высказывалось мнение, что стойкость индийских железных колонн объясняется сухим и чистым воздухом местности, где они установлены. Другие исследователи утверждали, что в атмосфере когда-то было повышенное содержание аммиака, которое в субтропическом климате Индии позволило получить на поверхности колонны защитный слой нитридов железа. Другими словами, колонны якобы азотированы самой природой.

Известны и более оригинальные точки зрения: поскольку колонны считались священными, их обливали благовонными маслами, и поэтому они не ржавели. Есть даже предположение, что на колонны испокон веков залезали голые индийские ребятишки, а позднее о них «терлись» туристы. Поэтому колонны постоянно смазывались кожным жиром!

По-видимому, все гораздо проще. В индийских колоннах найдено немного меди и повышенное содержание фосфора. В железе делийской колонны его 0,114–0,180 % а в дхарской еще больше - 0,280 %. В обычном сварочном железе фосфора бывает не более 0,05 %, в то время как атмосферостойкая фосфористая сталь (читатель уже знает) содержит до 0,15 % фосфора. Уж очень близко содержание фосфора в индийских колоннах к содержанию его в современной атмосферостойкой стали. Не этим ли объясняется тот факт, что на поверхности колонн образовались устойчивые окисные пленки, предохраняющие железо от дальнейшей коррозии?

Есть данные, что верхняя, не доступная человеку часть колонны имела бронзовый оттенок, благодаря чему некоторые наблюдатели принимали даже материал колонны за медный сплав. Другие говорят о синевато-коричневой или синевато-черной пленке окислов, покрывающих верх колонны. Таким образом, и окисные пленки по своему внешнему виду очень напоминают защитную оболочку атмосферостойкой стали "кор-тен".

Из приведенных фактов следует: японский булат - не единственная природно-легированная сталь, изготовлявшаяся в прошлом. Индийские и русские металлурги тоже находили железные руды, из которых получали природно-легированные чугуны и стали. Но отличаются ли механические свойства природно-легированной стали от современных сталей, легирующие элементы которых вносятся во время плавки путем добавки в жидкий металл необходимого количества твердых ферросплавов? Оказывается, отличаются. Свойства природно-легированных сталей гораздо выше.

(Ю.Г. Гуревич. Загадка булатного узора)

Кейс № 5

Морская вода – отличный электролит. Морская вода хорошо аэрирована (около 8 мг/л кислорода). Среда – нейтральная (рН = 7,2 – 8,6). В морской воде присутствуют соли кальция, калия, магния, сульфаты натрия, хлориды.

Именно из-за наличия в морской воде растворенных хлоридов (ионов-активаторов Cl - ) она обладает депассивирующим действием, по отношении к металлической поверхности (разрушает и предотвращает появление пассивных пленок на поверхности металла). Морской коррозии подвергаются: металлическая обивка днищ судов, подводные трубопроводы, морская авиация, различные металлоконструкции, находящиеся в воде, металлические конструкции в портах, прокатные валки на блюминге, которые охлаждаются морской водой и т.п.

Почти все книги, особенно популярные, по коррозии металлов описывают случай, произошедший в 20-х годах текущего столетия в США. Один из американских миллионеров, не жалея денег, решил построить самую шикарную яхту. Ее днище было обшито дорогим монель металлом (сплав 70% никеля и 30% меди), а киль, форштевень и раму руля изготовили из стали. В морской воде в подводной части яхты образовался гальванический элемент с катодом из монель металла, а анодом из стали. Он настолько энергично работал, что яхта еще до завершения отделочных работ вышла из строя, ни разу не побывав в море. Интересно, что яхте было дано имя «Зов моря».

Ватерлиния

Ватерлиния – зона периодического смачивания водой. Морская коррозия вблизи ватерлинии всегда носит усиленный характер. Это связано с облегченным доступом кислорода к поверхности (усиленной аэрацией поверхности металла); агрессивным влиянием брызг (на месте высохших брызг остаются кристаллики соли, которые препятствуют образованию защитных пленок); поверхностный слой морской воды более прогретый солнечными лучами и в условиях усиленной аэрации идет усиление .

(okorrozii.com Морская коррозия)

Кейс № 6

С точки зрения коррозии автомобиль - это некая субстанция, изготовленная из тонких листов железа невысокого . Конструкционные особенности данного сооружения таковы, что по окончании сборки в нем образуется большое количество скрытых, плохо проветриваемых полостей, способных прекрасно накапливать влагу, пыль, грязь - это раз! Вся машина сверху донизу насквозь испещрена сварными и вальцованными соединениями, крепежными и дренажными отверстиями - это два! При этом не стоит забывать и про тяжело нагруженные участки конструкции, испытывающие на себе постоянное воздействие знакопеременных и пульсирующих механических напряжений, приводящих к появлению в этих местах преждевременной усталости металла с неминуемым коррозионо-ржавым финалом - три! Ну разве можно не любить автомобиль за все это? Разумеется, ржавчине и исключительно в гастрономическом смысле этого слова.

Итак, из всего вышесказанного однозначно следует то, что, даже не принимая во внимание фактор агрессивной дорожной среды, кузов любого автомобиля изобилует «слабыми» с точки зрения коррозионной устойчивости местами и требует защиты. А после того, как он отправится в путь, где его встретят грязь, вода, соль, летящие из-под колес камни, выбоины на , когда он будет вынужден стойко переносить все экологические и климатические превратности того или иного региона, справляться со всевозможными механическими и температурными перегрузками, все это вместе взятое да с учетом фактора времени способно «укатать» абсолютно любую технику.

IV . Этап обобщения и систематизации знаний.

На данном этапе обсуждаются вопросы заданий. Группы выступают с предложениями по защите металлов от коррозии.

    Этап рефлексии.

Обучающиеся индивидуально отвечают на вопрос: Могут ли пригодиться знания, полученные сегодня на уроке в вашей жизни? Приведите примеры.

    Этап подведения итогов.

На данном этапе обучающиеся и учитель оценивают работу групп.

    Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание. Продолжите работу по расширению кейса «Коррозия металлов»: найдите в СМИ или в сети Интернет реальный факт, в котором описывается действие коррозии на металлы. Предложите действия по предупреждению коррозии и защите металлов от коррозии.