Красная палатка. Как ледокол «Красин» спас итальянских полярников. Обнаружение терпящих бедствие

Род деятельности

Биография

Начало жизни

Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета , в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.

В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме .

Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну , 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.

После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.

В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.

Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear . В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.

Первая полярная экспедиция

Дирижабль N-1 «Norge»

Умберто Нобиле контролирует отлет дирижабля «Norge» с базы на Шпицбергене

В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом . После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).

15 апреля 1928 года экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль с шестнадцатью пассажирами (ещё двое членов экспедиции не принимали участия в этом вылете) достиг полюса . Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления . Шестерых людей, оставшихся в дирижабле, унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень . Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха. Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.

Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё . Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море . 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования. Нобиле вместе со своей собакой покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно «Читта ди Милано» для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.

Последующая жизнь

После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами .

В 1932 году Нобиле заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (ВОГВФ) соглашение, приняв на себя обязанности по техническому руководству проектированием и постройкой в

В 1928 году награжден высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

Биография

Начало жизни

Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета, в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.

В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме.

Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну, 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.

После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.

В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.

Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear. В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.

Первая полярная экспедиция

В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом. После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).

Дирижабль N-1 имел объём 19 000 м? (18 500 м??). На то время это был самый совершенный воздушный корабль полужёсткой системы. Корпус приобрёл более обтекаемую форму, все выступающие наружу детали корабля стали более обтекаемой формы, что давало меньший коэффициент лобового сопротивления, чем у предшественника Т-34. В длинной застеклённой гондоле под килем могли расположиться 20 пассажиров. В трёх моторных гондолах были установлены три двигателя «Майбах» Mb.IVa мощностью по 250 л. с.

10 апреля под командованием Нобиле дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм (Англия), затем в Осло и, сделав дополнительные остановки в Ленинграде и Вадсё (северная Норвегия), отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда 11 мая в 8 часов 50 минут по Гринвичу дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его в 1 час 30 минут (по Гринвичу) 12 мая. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал акваторию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился 2 дня спустя. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.

9 мая участники экспедиции узнали, что американцы Ричард Бэрд и Флойд Беннет опередили их, достигнув Северного полюса на самолёте. Однако впоследствии достижение Бэрда и Беннета подвергалось сомнению, споры о том, достигли они полюса или только приблизились к нему, продолжались вплоть до середины 1990-х гг.

После полёта между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса - конструктору и пилоту дирижабля Нобиле, или Амундсену, как начальнику экспедиции. Этот конфликт был усилен фашистской пропагандой, которая прославляла Нобиле и оттолкнула Амундсена и норвежцев. Бенито Муссолини произвёл Умберто в генералы и почётные члены правящей фашистской партии, Нобиле стал итальянским национальным героем.

Вторая полярная экспедиция

Нобиле начал готовиться к новому полёту в Арктику почти сразу после возвращения. Был построен дирижабль «Италия», конструкция которого в общих чертах повторяла «Норвегию». Кроме Нобиле в экипаж дирижабля вошли пятнадцать итальянцев, чешский физик Бегоунек и шведский метеоролог Мальмгрен. Перед началом экспедиции Нобиле и его спутников принял в Ватикане Папа римский Пий XI.

15 апреля экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль с шестнадцатью пассажирами (ещё двое членов экспедиции не принимали участия в этом вылете) достиг полюса. Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления. Шестеро людей, оставшихся в дирижабле, унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень. Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха. Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.

Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё. Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море. 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования. Нобиле вместе со своей собакой покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно «Читта ди Милано» для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.

Последующая жизнь

После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами.

В 1931 году Нобиле уехал в СССР, где 5 лет работал над созданием дирижаблей в поселке Дирижаблестрой.

В 1936 году он вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939 уехал в США. После поражения фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора. Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. Умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.

Государственные награды

История полярных исследований знает немало героических и трагических страниц с участием наших соотечественников.

Одна из самых драматичных историй покорения Арктики, за которой, затаив дыхание, следил весь мир, произошла в 1928 году.

Нобиле хотел превзойти Амундсена

В 1927 году итальянский инженер-дирижаблестроитель и исследователь Севера генерал Умберто Нобиле выдвинул проект экспедиции к Северному полюсу на дирижабле. Инициативу Нобиле поддержал глава Италии Бенито Муссолини .

В 1926 году Нобиле уже участвовал в успешной экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Норвегия», которую возглавлял знаменитый исследователь Севера Руаль Амундсен . Нобиле в этом путешествии выступал как создатель дирижабля. Однако две сильных личности после совместного успеха общего языка не нашли и вступили во взаимную конфронтацию. У Нобиле появилась идея осуществить собственную экспедицию к Северному полюсу.

Экспедиция атомного ледокола «Россия» >>

Подготовка велась очень тщательно. Лететь путешественники должны были на дирижабле конструкции Нобиле, получившем имя «Италия». В состав экспедиции Нобиле вошли 18 человек, причём семь из них уже имели опыт полярного полёта на «Норвегии». Кроме того, Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину.

Базой миссии должна была стать бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунн на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Именно туда в марте 1928 года отправился пароход «Читта ди Милано», который должен был обеспечивать связь с дирижаблем.

Сама экспедиция стартовала 15 апреля 1928 года из Милана. Погода была плохая, и в Конгсфьорд «Италия» добралась 8 мая, довольно сильно потрёпанной.

Победа и катастрофа

С этой базы экспедиция Нобиле предприняла три полёта в сторону Северного полюса. В каждом из них участвовали 16 из 18 членов экспедиции: радист Этторе Педретти оставался на пароходе «Читта ди Милано», поддерживая связь, а два журналиста сменяли друг друга в полётах.

Первый вылет сорвался из-за непогоды, второй, продолжавшийся 69 часов, также не принёс успеха. В третий вылет из двух журналистов отправился Уго Лаго, а в базовом лагере остался Франческо Томазелли . Как потом оказалось, одному судьба даровала жизнь, а другому страшную гибель.

Третий вылет «Италии» состоялся 23 мая 1928 года. Вылетев утром, к полуночи экспедиция достигла Северного полюса, на который были сброшены флаг Италии и крест, освящённый Папой Римским. После этого счастливые путешественники развернули дирижабль.

На обратном пути «Италия» столкнулась с сильным встречным ветром, увеличившим расход топлива, и с техническим проблемами — заклинило руль высоты.

Около 10:30 утра 25 мая «Италия» начала падать и в 10:33 ударилась о лёд. В результате падения дирижабль развалился на части. Шесть путешественников, среди которых оказался и журналист Уго Лаго , взмыли вверх на неуправляемом дирижабле и были унесены ветром на восток. О судьбе этой шестёрки так и не появилось никаких вестей. Они по сей день числятся пропавшими без вести.

Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, у ещё троих, включая Нобиле, были сломаны конечности.

Во время падения на лёд выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка.

Обустроив лагерь, девять членов экспедиции предпринимали попытки выжить и связаться с Большой землёй. Палатку экспедиции облили красной краской, чтобы она была лучше заметна на льду.

SOS, принятый деревенским любителем

Больше недели мир, наблюдавший за экспедицией Нобиле, был в неведении о его судьбе. Но 3 июня случилось невероятное — сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи , принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт , житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии.

Шмидт передал информацию в Общество друзей радио в Москве, а спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии.

В СССР был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт .

После новости о том, что «Италия» потерпела крушение, принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран мира. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики.

Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.

Попытки спасения итальянцев не обошлись без жертв. Руаль Амундсен, бывший друг и заклятый соперник Нобиле, 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек. Погибли три итальянских пилота, также участвовавших в поисковых работах.

История «Святогора»

Советский Союз предоставил для спасательной экспедиции два ледокола — «Малыгин» и «Красин». Первый, вышедший 12 июня из Архангельска, 20 июня был зажат льдами в Баренцевом море и не смог помочь итальянцам.

Второй, «Красин», вышел из Ленинграда 16 июня. Этот ледокол был построен по заказу российского правительства в Англии, на верфи города Ньюкасл. Строили его ударными темпами — в январе 1916 года было принято решение о строительстве, 3 августа состоялся его спуск на воду, 1 октября он был зачислен в списки ВМФ России в классе морских ледоколов под именем «Святогор», а 31 марта 1917 года над ним был поднят Андреевский флаг.

Судьба «Святогора» была чрезвычайно интересной — в разгар Гражданской войны ледокол был затоплен красными на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Таким образом большевики пытались не пустить в порт корабли интервентов, но успеха не добились.

Больше того — англичане подняли «Святогор» и, уходя из Архангельска в феврале 1920 года, увели ледокол с собой.

В 1922 году «Святогор», самый мощный ледокол своего времени, был выкуплен Советской Россией у Англии. Огромную роль в переговорах сыграл советский торгпред в Великобритании Леонид Красин . Именно в память о дипломате в 1927 году «Святогор» был переименован.

Спасательную экспедицию на «Красине» возглавлял полярный исследователь Рудольф Самойлович , капитаном «Красина» был Карл Эгги . На судне был размещён самолёт «Юнкерс» ЮГ-1, который пилотировали лё тчики Борис Чухновский и Георгий Страубе .

Командир спасается первым

«Красин» прибыл в норвежский порт Берген 21 июня. К этому времени в лагерь Нобиле уже добрались иностранные пилоты. 20 июня гидросамолёт под управлением Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Спустя два дня пришли ещё два самолёта с грузами.

23 июня случилось событие, которое потом будут долго ставить в вину Умберто Нобиле. В этот день шведский лётчик Эйнар Лундборг на двухместном самолёте вывез со льдины начальника экспедиции вместе с его собакой на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на итальянский пароход «Читта ди Милано».

Ещё раньше девять оставшихся в живых разделились на две группы: шесть человек, включая Нобиле, остались у палатки, а трое — метеоролог Финн Мальмгрен , а также штурманы Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано — вышли из лагеря, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком.

Это событие произошло ещё 30 мая, и считалось, что Нобиле улетает, чтобы координировать усилия по спасению остальных, в том числе шестёрки, унесённой на дирижабле, и группы Мальмгрена.

Лётчик Лундборг, вывезя Нобиле, был уверен, что в течение двух дней эвакуирует оставшуюся у палатки пятёрку, однако при второй посадке в лагере его самолёт потерпел аварию. Самого Лундборга из лагеря вывезли другие шведские пилоты, однако рисковать ещё раз ради итальянцев они не решились.

«Красин» спешит на помощь

Настал черёд «Красина», который к этому времени двигался в сторону Шпицбергена.

10 июля 1928 года экипаж советского самолёта, доставленного «Красиным», во время разведки обнаружил лагерь и сбросил итальянцам еду и одежду. 11 июля лётчик Чухновский нашёл группу, ушедшую пешком.

Но на обратном пути неудача постигла и Чухновского — не найдя в тумане ледокол, он сел на лёд, наскочив на торос, и сломал шасси.

Лётчики сообщили по радио, что отказываются от собственного спасения до тех пор, пока «Красин» не примет на борт итальянцев.

Рано утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трёх полярников, самостоятельно ушедших за помощью — Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. По их словам, Финн Мальмгрен погиб от истощения за месяц до их обнаружения советской спасательной экспедицией.

Мариано был сильно обморожен — ему пришлось ампутировать ногу. По мнению врачей, «Красин» успел вовремя — ещё 10-12 часов, и итальянец не выжил бы.

В 20:45 12 июля ледокол «Красин» добрался до «красной палатки» и принял на борт пять последних членов экспедиции Нобиле — штурмана Альфредо Вильери, физика Франтишека Бегоунека, инженера Феличе Трояни, механика Натале Чечоне и радиста Джузеппе Бьяджи .

16 июля «Красин» подобрал со льдины экипаж Бориса Чухновского, после чего корабль лёг на курс к берегам Норвегии. Спасённые итальянцы пересели на пароход «Читта ди Милано», который доставил их в норвежский Нарвик, откуда они вернулись в Рим.

Что касается ледокола «Красин», то он прославился на весь мир. Участие Советского Союза в спасении итальянских полярников высоко подняло авторитет нашей страны в мире. В августе - сентябре 1928 года «Красин» предпринял вторую экспедицию по поиску следов шестерых членов экспедиции Нобиле, унесённых дирижаблем, однако найти их так и не удалось.

Все поисковые группы других стран прекратили работу 11 сентября 1928 года, и лишь «Красин» вёл поиски до 23 сентября. Только после этого судно взяло курс на Ленинград, где 8 октября экспедицию торжественно встречали на набережной Лейтенанта Шмидта.

«Агент 007» стал полярным героем в СССР

Судьбы участников спасательной экспедиции сложились по-разному. Начальник спасательной группы Рудольф Самойлович, удостоенный ордена за спасение итальянцев, попал под «Большой террор», в июле 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности. Его расстреляли весной 1939 года. В 1957 году Самойлович был посмертно реабилитирован.

Лётчик Борис Чухновский, также награждённый за спасение группы Нобиле, продолжил служить в полярной авиации, в годы Великой Отечественной участвовал в боях в Заполярье.

Генерал Умберто Нобиле, которого в родной стране обвинили в катастрофе, а многие сочли «предателем» за отлёт из ледового лагеря, в 1931 году уехал из Италии в Советский Союз и в течение пяти лет строил дирижабли в Стране Советов. Уже после войны и падения режима Муссолини все обвинения в адрес генерала были сняты.

В 1969 году Умберто Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

В том же 1969 году на экраны вышел совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка», посвящённый истории спасения экспедиции Нобиле. Режиссёром фильма стал знаменитый победитель Каннского фестиваля Михаил Калатозов , а главные роли, помимо советских актёров, сыграли звёзды мирового кино, такие как итальянка Клаудия Кардинале и сам легендарный «агент 007» Шон Коннери , сыгравший Руаля Амундсена.

На премьере фильма в Италии присутствовал Умберто Нобиле. Великому учёному и путешественнику была суждена долгая жизнь — он умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.

21 января 2015 года исполняется сто тридцать лет со дня рождения Умберто Нобиле - конструктора дирижаблей и исследователя. Нобиле никогда не был только кабинетным работником - он сам конструировал дирижабли, сам строил их и сам летал на них. Он работал в Италии, США и нашей стране. Самым известным достижением Умберто, принесшим конструктору воистину мировую славу, был полет на Северный полюс. Впервые летательный аппарат достиг географического полюса Земли.


Начался знаменитый полет 11 мая 1926 года, когда дирижабль «Норвегия», пилотируемый Умберто Нобиле, стартовал со Шпицбергена. Только на следующие сутки, в 1 час 30 минут, воздухоплаватели достигли Северного полюса. Сбросив на лед национальные флаги участников экспедиции, воздушный корабль покружил над заветной точкой и взял курс на Аляску.

Что же представлял собой летательный аппарат, который избрали полярники для осуществления своего смелого замысла? Дирижабли системы Нобиле имели полужесткую конструкцию. Такие дирижабли занимали промежуточное положение между мягким и жестким типом кораблей. У мягких дирижаблей Нобиле заимствовал их основной конструктивный элемент - баллонет, то есть специальный газонепроницаемый мешок, прикрепленный изнутри к газовой оболочке. В этот мешок под большим давлением нагнетался воздух. В результате корпус корабля приобретал необходимую форму. В дирижаблях Нобиле были и жесткие элементы. Это, во-первых, киль. Раньше киль представлял собой платформу из стальных труб. Нобиле заменил платформу треугольной в сечении призматической конструкцией из стальных ферм. Такой киль гораздо более устойчив к деформациям. Другим жестким элементом были каркасы, которые усиливали носовую и кормовую части. Баллонет в виде сплошного мешка, заложенного во всю длину киля, обеспечивал корпусу недостающую прочность.

Для наполнения баллонета воздухом Нобиле применял автоматическое воздухоулавливающее устройство, расположенное в носовой части корабля. В зависимости от внешнего давления пилот мог регулировать давление в баллонете из командирской гондолы. Газовый баллон дирижабля наполнялся водородом или гелием. Чтобы избежать нарушения статического равновесия при подъеме и спуске аппарата, Нобиле разделил баллон и баллонет на отсеки мягкими диафрагмами. Если бы перегородок не было, то при подъеме, например, носовой части корабля газ, наполняющий баллон, устремлялся бы вверх, а воздух в баллонете - вниз. Резкое перераспределение масс могло бы привести к опрокидыванию дирижабля или к его подъему «свечкой». Во избежание сильных перепадов давления были проделаны небольшие отверстия в диафрагмах газового баллона и баллонета.

Генерал Умберто Нобиле

У дирижабля «Норвегия» было четыре гондолы: командирская, две симметрично расположенные моторные и кормовая. Во время полета к полюсу одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны. В последствие Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой стальной лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала восьмидесяти километров в час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».

Первый полет на полюс прошел блестяще. Воодушевленный успехом, Умберто Нобиле немедленно принялся за подготовку следующей экспедиции. Он разработал обширный план научных исследований, для которых планировал использовать дирижабль несколько иной конструкции и по объему в несколько раз превышающий «Норвегию».

Предполагалось, что теперь в состав экипажа войдут ученые разных специальностей. Планировалось на некоторое время высадить на лед группу исследователей. Однако фашисты, правившие в то время в Италии, не нуждались в научных исследованиях Северного полюса. Муссолини не дал осуществиться планам строительства нового корабля. И Нобиле отправился в опасное путешествие на дирижабле получившем название «Италия», который был полностью идентичным «Норвегии». Весной 1928 года дирижабль «Италия» стартовал со Шпицбергена. Сначала все шло хорошо, дирижабль продвигался на север.

Нобиле в гондоле "Италии"

Экспедиция достигла полюса, но от посадки была вынуждена отказаться: дул сильный порывистый ветер. Нобиле направил дирижабль к земле. Внезапно приборы показали резкое падение высоты. Команда делала все возможное, но корабль неудержимо несся вниз, на лед. Нобиле не терял мужества. У самого льда он встал к пульту управления, заменив отчаявшегося рулевого.

Через минуту корабль ударился об лед. Катастрофа была ужасна: кормовой механик убит, несколько человек, в том числе Умберто Нобиле, выпали из гондолы и получили тяжелые ранения. Людей, оставшихся на борту, унес ветер. Эпопея спасения экспедиции хорошо известна. На поиски потерпевшего аварию дирижабля несколько стран снарядили спасательные экспедиции. Во время поисков в Баренцевом море погиб всемирно известный норвежский полярник Р. Амундсен. Наконец, шведский летчик подобрал полуживого Умберто Нобиле. Остальных аэронавтов спас советский ледокол «Красин», сумевший пробиться сквозь льды.

Возвращение Нобиле в Италию стало для Нобиле кошмаром. Фашистское правительство устроило Умберто мрачную встречу. Муссолини был вне себя от ярости. Нобиле был обвинен в сознательном провале экспедиции. Конструктор был лишен генеральского звания, а печатные издания, еще недавно прославлявшие его как героя, организовали настоящую травлю. Так продолжалось пять лет, а затем Нобиле принял приглашение и выехал в Советский Союз.

В 1932 году Нобиле вместе с группой специалистов приехал в Долгопрудный (точнее, Дирижабльстрой). Здесь он в течение 4-х лет возглавлял конструкторское бюро, в котором создавались первые советские дирижабли. Итогом сотрудничества итальянского конструктора и отечественных инженеров стали дирижабли В5 и В6 объемом 2340 куб. м и 19000 куб. м соответственно. Все эти дирижабли были фирменной нобилевской полужесткой конструкции.

Вот что писал впоследствии У. Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» о В6: «Дирижабль В6 мог рассматриваться как усовершенствованный вариант дирижабля "Италия", который до того времени оставался непревзойденным среди полужестких дирижаблей данного объема. Русский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом, как по своей форме, так и по полетным характеристикам. Действительно, крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчете на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля мы были вынуждены применять материалы более тяжелые, чем это требовалось, все же полезную грузоподъемность смогли увеличить до 8.500 кг. Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей».

Несомненно, В6 был наиболее совершенным и самым большим советским дирижаблем. Поэтому в 1936 году на нем была предпринята попытка установления мирового рекорда, установленного «Норвегией» в 1936 году при полете к Северному полюсу. В тот раз «Норвегия» провела в непрерывном полете 71 час. Вылетев 29 сентября 1937 года из Долгопрудного, дирижабль В-6 прошел над Новгородом, Шуей, Ивановом, Калинином, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и приземлился в Долгопрудном 4 октября 1937 года. Таким образом, В6 находился в полете 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей того времени были превзойдены советским летательным аппаратом, построенным по проекту известного итальянского конструктора.

В 1936 году Умберто Нобиле уехал из Советского Союза в США. И лишь по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, Умберто Нобиле вернулся в Италию. В последние годы жизни Умберто преподавал в Неапольском университете. О том, как относился Умберто к СССР и советскому строю, позволяет дать однозначный ответ тот факт, что в 1946 году Нобиле баллотировался в Учредительное собрание Италии в качестве независимого кандидата Итальянской компартии. Скончался Нобиле в возрасте 93 лет в 1978 году.



Источники:
Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.
Нобиле У. Крылья над полюсом.
ИР. 01.1985 г.
Обухович В., Кульбака С. Дирижабли на войне.

План
Введение
1 Планирование
2 Дирижабль «Италия»
3 Экипаж
4 Экспедиция
5 Спасательные экспедиции
5.1 Обнаружение места катастрофы
5.2 Неудачные попытки
5.3 Завершение экспедиции
5.4 Поиски группы Алессандрини

6 Последствия и оценка экспедиции
7 «Италия» в культуре
8 Память
Список литературы

Введение

Арктическая экспедиция на дирижабле «Италия» (итал. Italia) состоялась в 1928 году под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле. Дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунда на Шпицбергене 23 мая, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка». Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».

1. Планирование

Дирижабль «Норвегия»

В 1926 году Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» под командованием Руаля Амундсена участвовал в успешной экспедиции на Северный полюс. Нобиле был конструктором дирижабля, поэтому наряду с Амундсеном он заслуженно считался одним из героев всей экспедиции. После возвращения в Италию он был окружён почестями, Муссолини произвёл Нобиле в чин генерала. В то же время почти сразу Амундсен и Нобиле начали обмениваться взаимными обвинениями, приписывая основные достижения себе и выставляя оппонента в нелицеприятном свете.

Почти сразу после окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага, окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера, которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири, а также наблюдения в области атмосферного электричества, океанографии и земного магнетизма. Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном, но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан, жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой своего фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

2. Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота. Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей. «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами. Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль, а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет. В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена водородом (хотя уже в 1923 году в США был сконструирован дирижабль «Шенандоа», наполненный гелием).

Должность

Статус

Умберто Нобиле

Руководитель

Выжил, ранен.

Финн Мальмгрен

Метеоролог

Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы

Франтишек Бегоунек

Альдо Понтремолли

Пропал без вести

Журналист

Пропал без вести

Франческо Томазелли

Журналист

Не участвовал в последнем вылете

Адальберто Мариано

Выжил, потерял ногу.

Филиппо Цаппи

Альфредо Вильери

Натале Чечоне

Выжил, ранен.

Джузеппе Бьяджи

Этторе Педретти

Находился на «Читта ди Милано»

Феличе Трояни

Калисто Чокка

Пропал без вести

Аттилио Чаратти

Пропал без вести

Винченцо Помелла

Погиб при падении дирижабля

Этторе Ардуино

Старший механик

Пропал без вести

Ренато Алессандрини

Пропал без вести

Собака Нобиле

4. Экспедиция

19 марта 1928 года из города Специя вышло судно «Читта ди Милано» (итал. Citta di Milano, Город Милан), задачей которого было обеспечивать радиосвязь с «Италией». Пунктом назначения корабля была бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунд на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Она же должна была быть базой для «Италии».

Умберто Нобиле и Финн Мальмгрен на борту дирижабля «Италия» над Баренцевым морем, 5 мая 1928 года

31 марта, за несколько дней до отлёта из Италии, экипаж «Италии» получил аудиенцию папы римского Пия XI, который передал Нобиле большой деревянный крест, освящённый им лично, чтобы установить его на полюсе. 15 апреля дирижабль вылетел из Милана. Как во время перелёта, так и в дальнейшем «Италию» сопровождали очень плохие метеорологические условия; Нобиле получил соответствующую информацию от советских метеорологов, когда дирижабль уже покинул Италию, и поэтому переносить сроки было уже поздно. Из-за шторма дирижабль был сильно потрёпан, поэтому 16 апреля Нобиле совершил промежуточную остановку в Штольпе в Германии. После 10 дней ремонтных работ дирижабль был снова готов к полёту, но из-за задержки «Читта ди Милано» он вылетел только 3 мая. Когда «Италия» пролетала над Стокгольмом, её подвели к дому Мальмгрена, чтобы сбросить письмо для его матери. Ещё один шторм обрушился на дирижабль во время ночёвки в Финляндии, но тем не менее 8 мая он прибыл в Конгсфьорд.

Во время вылетов на дирижабле находилось шестнадцать человек: радист Педретти оставался на «Читта ди Милано», а двое журналистов сопровождали дирижабль по очереди. Первый полёт к северо-востоку от Земли Франца-Иосифа был сорван из-за непогоды (дирижабль был вынужден вернуться через семь часов). Второй вылет продолжался шестьдесят девять часов и был гораздо удачнее, но достичь запада Северной Земли, как планировалось, не вышло. В третий раз «Италия» вылетела ранним утром 23 мая в направлении Северного полюса, которого дирижабль достиг примерно в полночь. С дирижабля были сброшены крест и флаг Италии, после чего «Италия» повернула обратно.

Обратный путь проходил в условиях сильного встречного ветра и сильного обледенения. Ветер мешал движению к Конгсфьорду, поэтому Нобиле предлагал двигаться в сторону Канады, но Мальмгрен был уверен, что ветер вскоре изменится. В результате было принято решение сохранить курс на Конгсфьорд. Дирижабль должен был двигаться строго по меридиану, но из-за сильного юго-западного ветра он отклонился от курса, о чём экипаж не знал. Нобиле был вынужден запустить третий мотор; это ненамного увеличило скорость дирижабля, одновременно сильно увеличив расход бензина. В третьем часу ночи 25 мая заклинило руль высоты, дирижабль получил дифферент на нос и начал опасно снижаться. Чтобы избежать падения, остановили все двигатели и стравили часть газа из кормового отсека. Поломку удалось устранить, и полёт продолжился то на трёх, то на двух двигателях с манёврами по высоте. Утром 25 мая экипажу удалось наладить радиосвязь с «Читта ди Милано» и приблизительно определить местонахождение «Италии». Последний сеанс радиосвязи произошел в 10:27.

25 мая примерно в 10:30 утра дирижабль, летевший на высоте 200-300 метров, резко отяжелел и начал снижаться со скоростью приблизительно полметра в секунду и дифферентом на корму около 8 градусов. Для получения дополнительной динамической подъёмной силы увеличили обороты двух работавших двигателей и запустили третий, но скорость снижения даже возросла. Воздухоплаватели попытались сбросить балласт, но сделать это не удалось. Когда столкновение с землёй стало неизбежным, все три двигателя для сведения к минимуму риска возникновения водородного пожара были остановлены. Приблизительно в 10:33 дирижабль ударился о лёд кормовой моторной гондолой, а затем, когда мотогондола оторвалась и корма дирижабля взмыла вверх, - гондолой управления. Около 50 метров её тащило по снегу, после чего она была оторвана от воздушного корабля. Неуправляемый дирижабль, в котором находились шесть человек (Алессандрини, Понтремолли, Ардуино, Чокка, Чаратти, Лаго - так называемая «группа Алессандрини») и большая часть снаряжения, продовольствия и оборудования, ветром унесло на восток. Остальные члены экипажа остались на льду. При катастрофе погиб находившийся в кормовой мотогондоле моторист Помелла, у Нобиле было рассечено лицо, сломаны голень и запястье, у механика Чечони - нога, у Мальмгрена - левая рука. Минут через двадцать на востоке показался небольшой столб дыма. Впоследствии Нобиле высказывал предположение, что он мог быть вызван бензином, сброшенным в канистрах в качестве балласта с летящего дирижабля и воспламенившимся от удара о лёд. По другой версии «Италия» совершила посадку, и вторая группа людей таким способом подавала сигналы. Возможность того, что струя дыма происходила, как позднее заявлял Цаппи, от пожара на дирижабле, считали гораздо менее вероятной: дым от горения значительного количества бензина, остававшегося на борту, и нескольких тысяч квадратных метров прорезиненной оболочки воздушного корабля был бы значительно сильнее, а световой эффект от вспыхнувших 15-16 тысяч кубических метров водорода вряд ли бы остался незамеченным с расстояния 8-10 километров (скорость ветра составляла около 25 километров в час). Шестерых человек, унесённых на «Италии», так никогда и не нашли.

Основной причиной катастрофы считаются неблагоприятные погодные условия. «Италия» двигалась в условиях тумана и сильного встречного ветра, к моменту катастрофы оболочка дирижабля сильно обледенела. Нобиле в качестве одной из версий называл утечку водорода через разрыв в оболочке.

5. Спасательные экспедиции

5.1. Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333, 25.41666781°14′ с. ш. 25°25′ в. д. / 81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограмм пеммикана и 41 килограмм шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция, которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя, мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успешное завершение поисков. 29 мая Бьяджи смог передать в эфир позывной и радист «Читта ди Милано» его услышал, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

30 мая Мальмгрен и штурманы Цаппи и Мариано втроём вышли из лагеря, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком. По мнению Бегоунека, инициатором этого рискованного предприятия был Цаппи. Нобиле первоначально был против разделения на две группы, но в итоге позволил Мальмгрену, Мариано и Цаппи покинуть лагерь. Обсуждалась возможность того, что к ним присоединится штурман Вильери и/или Бьяджи с радиостанцией, но в итоге их кандидатуры были отклонены. Цаппи, Мариано и Мальмгрен взяли с собой большой запас пеммикана и шоколада.

3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма (Северо-Двинской губернии), поймал сигнал радиостанции Бьяджи на самодельный приёмник. В тот же день он отправил телеграмму в Общество друзей радио в Москве. При ОСОАВИАХИМе был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт. 4 июня информация была передана итальянскому правительству, 7 июня сообщение об этом было опубликовано в газетах. 8 июня позывные Бьяджи были приняты на «Читта ди Милано» и Бьяджи смог передать уточнённые координаты лагеря 80°30" с. ш. и 28°4" в. д. (изменение координат связано с дрейфом льдины). С этого момента связь с внешним миром поддерживалась постоянно.

В СССР было подготовлено два ледокола, которые должны были дойти до лагеря и принять на борт всех находившихся там. 12 июня из Архангельска в сторону Шпицбергена направился ледокол «Малыгин». Его капитаном был исследователь Владимир Визе. 16 июня из Ленинграда вышел ледокол «Красин» под командованием капитана Карла Эгги и знаменитого полярного исследователя Рудольфа Самойловича с одним самолётом «Юнкерс» ЮГ-1 на борту (экипаж самолёта: пилот Борис Чухновский, второй пилот Георгий Страубе, летнаб Анатолий Алексеев, бортмеханики Александр Шелагин и Владимир Федотов). Однако 20 июня «Малыгин» оказался зажат льдами в Баренцевом море и выбыл из операции.

5.2. Неудачные попытки

Эйнар Лундборг

Ледокол «Красин»

17 июня над лагерем пролетели два самолёта, которые размещались на «Браганце». Из-за плохой видимости лётчики не заметили палатку и костёр, хотя обитатели лагеря их видели. На следующий день они повторили попытку, но снова не нашли лагерь.

Руаль Амундсен, который после полёта на «Норвегии» находился в конфликте с Нобиле, с первых дней после сообщения о катастрофе изыскивал средства на организацию экспедиции. Наконец 14 июня министр французского морского флота предоставил в его распоряжение гидросамолёт «Латам-47» (Latham) с экипажем из пяти человек - служащих французского флота. 18 июня он вылетел из Тромсё на Шпицберген, но к месту назначения не прибыл. Последний раз Амундсен вышел на связь через два часа сорок пять минут после вылета, точное время и место гибели Амундсена неизвестны. 31 августа в море был найден поплавок от его самолёта, 7 октября был найден пустой бензобак.

20 июня гидросамолёт Savoia-Marchetti S.55 под управлением майора Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Через два дня прилетели уже два самолёта с грузами. 23 июня шведский лётчик лейтенант Эйнар Лундборг на одномоторном биплане «Фоккер» C.V вывез со льдины Нобиле вместе с Титиной на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на «Читта ди Милано». Предполагалось, что Нобиле, как руководитель экспедиции, сможет координировать усилия по спасению остальных, в том числе отколовшейся группы из трёх человек. Затем Лундборг рассчитывал в течение двух дней эвакуировать весь лагерь. Но при второй посадке на льдину самолёт Лундборга потерпел аварию, перевернулся и стал непригоден для полётов; Лундборг сам присоединился к обитателям красной палатки. 6 июля его эвакуировали шведские лётчики, которые больше не пытались вывезти кого-либо из лагеря. В отсутствие Нобиле руководителем лагеря был назначен Вильери; сначала такое решение принял Нобиле, затем его телеграммой подтвердил чиновник из министерства военно-морского флота Италии.

5.3. Завершение экспедиции

Борис Чухновский

21 июня «Красин» прибыл в Берген, провёл там два дня, после чего отправился в сторону Шпицбергена. 10 июля экипаж Чухновского долетел до лагеря и сбросил вниз еду и одежду. 11 июля Чухновский обнаружил группу Мальмгрена. По его словам, он видел трёх человек, один из которых лежал на льду. Из-за тумана Чухновский совершил вынужденную посадку на лёд, при этом самолёт повредил шасси и экипажу самому потребовалась помощь. Он был снят со льдины через пять дней, уже после того, как были спасены аэронавты.

Утром 12 июля «Красин» добрался до места, указанного Чухновским, и забрал на борт Мариано и Цаппи. По словам выживших итальянцев, примерно за месяц до того как их обнаружили, Мальмгрен не смог идти от истощения и попросил, чтобы те оставили его умирать и шли дальше. Таким образом, Чухновский не мог видеть Мальмгрена 11 июля. Предположительно, он принял за человека лохмотья, из которых были сложены слова «Help, food. Mariano, Zappi» (англ. Помогите, еда. Мариано, Цаппи ). По сообщению корреспондента ТАСС, который был единственным журналистом на «Красине», Цаппи имел на себе три меховых куртки и две пары меховых ботинок, в том числе куртку и ботинки Мальмгрена, в то время как на Мариано вообще не было ботинок. Через несколько дней Мариано ампутировали обмороженную ногу. Всё это стало причиной появления версий о каннибализме Цаппи: якобы его хорошее физическое состояние, особенно по сравнению с Мариано, объяснялось тем, что он питался мясом с тела Мальмгрена.

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик, откуда итальянцы поездом отправились на родину.

5.4. Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

6. Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом (англ.)». Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение «Крест и шампанское», в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего врага, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей.

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

7. «Италия» в культуре

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка» (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым. Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра, который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена, неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

· В 1995 году, Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле» достоинством 100 руб.

Список литературы:

1. John Toland, . Стр. 166-167.

2. Нобиле, Умберто Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем. = Ali sul polo. Storia della conquista aerea dell’Artide. - М.: Мысль, 1984. - 222 с. - ISBN 5-09-002630-0

3. Муромов, И.А. Крушение дирижабля «Италия» // 100 великих авиакатастроф. - М.: Вече, 2003. - С. 35-43. - 528 с. - ISBN 5-9533-0029-8

4. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 168.

5. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 169.

6. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 69.

7. Обухович В. А., Кульбака С. П. Дирижабли на войне. - М.: АСТ, 2000. - С. 361. - ISBN 5-17-001637-9

8. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 215.

9. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters. Стр. 172.

10. Бегоунек, Франтишек Трагедия в полярном море = Trosečníci polárního moře. - М.: Иностранная литература, 1962.

11. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 217. - 262 с.

12. Георгий Члиянц Николай Шмидт - пионер ARES. Сервер радиолюбителей России (26 марта 2004 года).

14. Уголок неба. Fokker C.V

16. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 222.

18. Steinar Aas «One Man"s Foolishness Led to the Death of 14 Men». Norwegian Reactions to Umberto Nobile and the «Italia» Disaster // Acta Borealia . - 2003. - Т. 20. - № 2. - С. 169-184.