Нападение на данию и норвегию. Битва за норвегию

, был единственной операцией такого масштаба, которая разрабатывалась верховным командованием ВМС Германии.
На захвате Дании и Норвегии - еще до того как начать операции на Западе, настаивало, прежде всего, верховное командование ВМС (ОКМ), которому в конце января 1940 года Гитлер поручил ее разработку. Операция получила название Weserubung - «Учения на Везере». Для подготовки и осуществления планов наземной операции был сформирован особый штаб XXI группы во главе с генералом Николаусом фон Фалькенхорстом.

Высадка немецких пехотинцев 1940 год, для достижения внезапности использовались трюмы торговых судов

Захват немцами Дании
Немецкие войска (170-я пехотная дивизия и 11-я стрелковая бригада) перешли немецко - датскую границу в 05:25 9 апреля 1940 года. Одновременно 198-я дивизия вышла в море на транспортах из Киля. Первая группировка быстро установила контроль над Ютландией, вторая - над Зеландией. Одновременно парашютисты захватили стратегически важные аэродромы и остров Борнхольм. Тем временем с вошедшего в порт Копегагена теплохода высадились немецкие солдаты, обложившие цитадель города.

Немецкие войска высаживаются в Норвегии, 9 апреля 1940 года операция под кодовым названием Weserübung "Учения на Везере"

Операция заняла всего два часа, и уже в 07:20 король Кристиан X отдал приказ войскам прекратить сопротивление.
высадка «Учения на Везере» стали катастрофой для кригсмарине, хотя и закончились победой Германии.

Немецкие танки Pz. Kpfw I и II на улицах Копенгагена. Апрель 1940 года

Кригсмарине задействовало в операции «Везерюбунг» почти все свои надводные силы. Немецкие корабли покинули порты, в зависимости от расстояния, которое им предстояло пройти - 3-7 апреля. Утром 9 апреля германские войска под командованием генерал Эдуарда Дитля высадились в гавани Нарвика, гарнизон которого сдался практически без сопротивления. Особых проблем не было у немцем и в Ставангере, и в Тронхейме, хотя в последнем аэродром и часть батарей удалось захватить лишь 11 апреля.

Немецкий военный корабль в бухте у норвежского города

В апреле 1940 года, Великобритания и Франция пришли на помощь Норвегии с экспедиционным отрядом. В Бергене, захват которого занял 6-8 часов, немецкие пехотинцы были вынуждены окапываться после подхода к фьорду сильной группировки британских ВМС. Также некоторые проблемы возникли в Кристиансанне, где подавить сопротивление удалось лишь к вечеру. Несколько хуже ситуация сложилась при взятии столицы Норвегии - Осло. После неожиданной потери немецким флотом тяжелого крейсера «Блюхер» вся операция оказалась под угрозой. Тем не менее норвежцы уже убедились в бесперспективности сопротивления и их командиры сдали сначала порт, а затем и город. Утром 10 апреля корабли кригсмарине вошли в порт Осло.

Французские и норвежские горнолыжные войска

Большая часть Южной Норвегии была занята к 22 апреля.
БОИ ЗА НАРВИК
Тем временем положение немецких горных егерей в Нарвике ухудшилось. Подошедшая к фьорду британская эскадра атаковала 10 апреля не ожидавшие нападения немецкие эсминцы - все десять кораблей были выведены из строя 10 и 13 апреля.

Немецкие горные егеря, считались элитными войсками до появления СС

2000 егерей 3-й горно-стрелковой дивизии оказались блокированы с моря. 14 апреля с британских кораблей под Нарвиком был высажен сильный отряд, состоящий из британских, французских и польских войск. Союзные войска при поддержке б-й норвежской дивизии почти месяц вели наступление на Нарвик. Ситуация, в которой оказался Дитль, была в целом критической, поскольку по суше добраться до них подкреплениям было слишком затруднительно.

Британские войска совершают высадку в Норвегии. Апрель - июнь 1940 года

12 мая союзные войска заняли северную часть Нарвика, а к 28 мая окончательно взяли под свой контроль весь город. Сильно потрепанные горные егеря были вынуждены уйти в сторону Вестфьорда, практически не имея перспектив на восстановление положения.
Решающую роль в завершении Норвежской кампании сыграли тяжелые поражения англо-французских войск в боях во Франции. В условиях катастрофических поражений англо-французское командование было вынуждено свернуть операцию в Норвегии и отозвать флот и войска домой.

Британские войска на пляже в Норвегии, май 1940

Британские солдаты 4-го Линкольнширского полка совершили марш 90 км (56 миль) через горы, чтобы не оказатся отрезанными, апрель 1940 г

3-8 июня была успешно осуществлена эвакуация союзного контингента из Норвегии. На британском корабле в изгнание отправился король Норвегии Хокон VII и норвежское правительство. Норвежские войска в Центральной Норвегии, которые не смогли уйти в Швецию, 2 июня сложили оружие.

Немецкий танк продвигается по улицам Лиллехаммера апрель 1940 год фото

Уинстон Черчилль «Из всех этих катастроф и замешательства вытекал один важный факт, потенциально затрагивавший весь дальнейший ход войны. В отчаянной схватке с английским военно-морским флотом немцы уничтожили собственный флот, который был им нужен для предстоящих решающих столкновений [...] К концу июня 1940 года - знаменательная дата - действующий германский флот имел не более одного крейсера, вооруженного восьмидюймовыми орудиями, два легких крейсера и четыре эсминца. Хотя многие из их поврежденных кораблей можно было, подобно нашим, отремонтировать, германский военно-морской флот уже не был фактором в решении важнейшей задачи - задачи вторжения в Англию».
Немецкое вторжение в Данию и Норвегию 1940 год важные даты

  • 3 апреля 1940 г. Выход немецкого флота в море.
  • 9 апреля 1940 г. Захват немецкими войсками Дании и высадка в Норвегии.
  • 10 апреля 1940 г. Захват германскими войсками Осло.
  • 10 апреля 1940 г. Морское сражение в районе Нарвика между немецкими и британскими кораблями.
  • 14 апреля 1940 г. Высадка англо- франко-польского контингента.
  • 28 мая 1940 г. Занятие войсками союзников Нарвика.
  • 2 июня 1940 г. Капитуляция норвежских войск в Центральной Норвегии.
  • 3-8 июня 1940 г. Эвакуация союзников из Норвегии.
  • 10 июня 1940 г. Капитуляция норвежских войск в Северной Норвегии.
  • 10 июня войска вермахта заняли Северную Норвегию и через шесть дней контролировали всю территорию страны.
  • 16 июня 1940 г. Занятие германским вермахтом всей территории Норвегии.

Вторжение в Норвегию, продвижение немецких солдат по горной тропе недалеко от г. Багн

Немецкое вторжение в Данию и Норвегию 1940 год, потери КРИГСМАРИНЕ
Операция «Учения на Везере» хотя и закончилась победой Германии, стала катастрофой для военно-морского флот а, во времена третьего рейхе "кригсмарине" официальное название ВМС. Были потоплены:

  1. тяжелый крейсер «Блюхер»
  2. легкие крейсера «Карлсруэ» и «Кенигсберг»
  3. 10 эсминцев
  4. артиллерийское учебное судно «Бруммер»
  5. 8 подводных лодок
  6. миноносец
  7. 11 транспортов и др.

Серьезные повреждения, потребовавшие многомесячного ремонта, получили линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», карманный линкор «Лютцов», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и легкий крейсер «Эмден». Компенсировать эти потери Военно-морским силам было нечем.

Первую мировую войну скандинавские страны отсиделись в нейтралитете. С началом Второй мировой войны они рассчитывали на то же. Но обстановка была уже иной. В 1914-1918 гг. скандинавские страны оказались в стороне от основных магистралей войны и посягать на их нейтралитет никто не собирался. Но в 1939 Скандинавия стала объектом стратегии и Британии и Германии.

В британском руководстве оценили выгоды втягивания скандинавских стран в войну: частично перекрывался вывоз шведской железной руды в Германию, это было важное звено экономической блокады. Британцы могли прибрать к рукам огромный норвежский торговый флот. Также это был способ вытащить немцев с западного фронта, принудить их к борьбе на условиях господства британского флота. Новый фронт на севере заставил бы немцев распылить свои силы и, возможно, предотвратил бы их наступление на западе. Здесь англичан горячо поддерживали французы. Скандинавия также была удобным плацдармом, в частности, для перенесения боевых действий на Балтику. Скандинавский плацдарм вместе с соседней Финляндией мог быть использован и против СССР.


В Германии Норвегией интересовалось прежде всего флотское командование. Опыт ПМВ показал: немецкий флот, ограниченный базами Гельголандской бухты, не может решать стоящих перед ним задач, главной из которых была морская блокада Англии. Военные теоретики Гроос и Вегенер писали, что морское положение Германии может быть улучшено путём захвата побережья Норвегии. Вегенер также указывал, что из Норвегии можно пресечь северные коммуникации России.

От немцев не укрылся и интерес британцев к Норвегии. Генерал Фалькенхорст так определил причины германского вторжения: 1) предотвратить возможное британское проникновение в Норвегию; 2) захватом баз в Норвегии обеспечить свободу действий германского флота; 3) обеспечить беспрепятственные перевозки шведской руды вдоль побережья Норвегии.

В общем – кто захватывал господство в Скандинавии – тот получал значительные преимущества в борьбе против другой стороны. Захватчик мог расширить систему базирования своего флота и ВВС, а также использовать экономические ресурсы Скандинавии.

В конце 1939 г. в Германии была создан специальный штаб, разрабатывавший план операции против Норвегии. Часть немецкого командования сомневалась в необходимости операции. Браухич и Гальдер предлагали отложить захват Норвегии, чтобы не отвлекать силы от предстоящего наступления против Франции, намеченного на май 1940 г. Однако Гитлер настоял на захвате Норвегии и Дании. 1 марта 1940 г. Гитлер подписал директиву на проведение операции под кодовым названием «Везерюбунг». Со второй половины марта началась конкретная подготовка к её проведению.

Немалое значение придавалось «пятой колонне». Главарь норвежских фашистов В. Квислинг ездил в Германию, встречался с её руководством, обсуждая вторжение в свою страну. В Норвегии даже вопросов к Квислингу не возникло.

Погрузка немецких войск на крейсер.

Немецкое командование старалось сохранить в секрете подготовку к операции. Однако немецкая активность не осталась незамеченной. В Лондон, Осло и Копенгаген поступали сообщения, что в немецких портах сосредотачиваются корабли и войска, происходит их погрузка на борт. Из различных источников поступали и прямые донесения, что предстоит немецкое вторжение.

Цитаты из У. Ширера*: «две скандинавские страны и … англичане были застигнуты врасплох не потому, что их не предупреждали о надвигающейся опасности, а потому, что они никак не хотели поверить в реальность подобной опасности». «Норвежский кабинет отреагировал на подобного рода сигналы скептически… норвежское правительство не нашло нужным провести такие элементарные мероприятия, как мобилизация армии, доукомплектование личным составом фортов, охраняющих входы в важнейшие гавани, блокирование взлетно-посадочных полос на аэродромах и, самое важное, минирование узких проливов на подступах к столице и крупнейшим городам. Если бы оно осуществило эти мероприятия, могла бы пойти по совершенно иному пути».

Датчане тоже заметили, что к их границе идут немецкие военные колонны, растянувшиеся на десятки километров. Датское правительство никак не отреагировало.

Тем временем, британцы готовили свою операцию в Норвегии. Был разработан план «R4», предусматривавший минирование норвежских территориальных вод у Нарвика – чтобы затруднить перевозки руды в Германию. Это должно было спровоцировать немецкие ответные действия. Как только немцы их начнут (либо британцы припишут им намерение сделать это) – тогда британцы приступили бы ко второй части плана: высадка своих войск в Норвегии. Минирование норвежских вод британцы запланировали на 6-го апреля, но из-за непогоды перенесли операцию на 8-е. В результате немцам удалось опередить англичан.

Первые немецкие корабли с десантом вышли из Вильгельмсхафена утром 7 апреля. Им предстояло пройти 2 000 км до Нарвика, к которому они должны были выйти к утру 9-го. Линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и 10 эсминцев должны были доставить 2000 десантниками в Нарвик; тяжёлый крейсер «Хиппер» и 4 эсминца везли 1700 десантников в Тронхейм. До Тронхейма все корабли должны были идти вместе.

Идущая на север немецкая эскадра была замечена в 09.50 британским авиаразведчиком. Однако, сообщение авиаразведчика было неточным: численность немецкого соединения определялось в один крейсер и шесть эсминцев (на самом деле: 2 ЛК, 1 КТ и 14 ЭМ). Отправленные в атаку английские бомберы обнаружили немцев в 13.30 дальше на север. Бомберы атаковали совершенно безуспешно, но состав немецкой эскадры был определён ближе к действительному. Из-за строгого радиомолчания экипажи бомберов сообщили об этом только в 17:30. В 18.27 английский флот в Скапа-флоу получил приказ разводить пары.

В итоге на перехват немцев английский флот вышел только в 20.15 – через 10 часов после обнаружения авиаразведкой немецкой эскадры. Если, конечно, аглицкому флоту не помешали выйти раньше, чем в 20.15, какие-то другие совершенно непреодолимые причины, а не путаница в сообщениях авиаразведки.


Британцы упустили возможность перехватить немецкую эскадру с десантом южнее Норвегии – и пресечь немецкое вторжение в самом начале. Ночью с 7-го на 8-е немецкая эскадра повернула на северо-восток – к Тронхейму и Нарвику; британская эскадра повернула на северо-запад и искала немцев там. Британское командование думало, что целью немцев был прорыв рейдеров в Атлантику; то, что цель – Норвегия, в голову никому как-то не пришло.

8-го апреля в море вышли следующие немецкие группы. В Берген: 2 лёгких крейсера, 2 миноносца, 3 торпедных катера, 1900 десантников; в Кристиансанн: лёгкий крейсер, 3 миноносца и 7 торпедных катеров, 1100 человек; в Осло: крейсеры «Блюхер», «Лютцов», «Эмден», 3 торпедных катера, 8 тральщиков, 2000 человек.

С воздуха силы вторжения поддерживал X воздушный корпус: 290 бомбардировщиков, 40 пикировщиков, 30 одномоторных истребителей, 70 двухмоторных истребителей, 70 самолетов разведки.

Утром 9-го немецкие войска без боя заняли Данию. Ну, как без боя – пара перестрелок с дюжиной погибших с обеих сторон всё же была. Дания в дальнейшем стала плацдармом для действий в Норвегии.

Утром 9-го апреля немцы начали высадку десантов в норвежских портах. Датское правительство сразу приняло немецкий ультиматум о капитуляции, а вот норвежское ультиматум отвергло, но противодействие немцам организовать не смогло.


Выгрузка войск с крейсера.

Норвежская армия в мирное время насчитывала 15 500 человек, в военное время армия должна была увеличиться впятеро. Управления шести её дивизий дислоцировались: 1-я дивизия - Хальден (к востоку от Осло), 2-я дивизия - Осло, 3-я дивизия - Кристиансанн, 4-я дивизия - Берген, 5-я дивизия - Тронхейм, 6-я дивизия - Харстад (близ Нарвика).

Немецкий план требовал захватить одновременным внезапным ударом как можно больше норвежских центров. Если бы Осло, Кристиансанн, Берген, Тронхейм и Нарвик удалось занять, это означало бы, что пять из шести норвежских дивизий были бы сразу разбиты или понесли бы тяжелые потери.

Застигнутые врасплох норвежские вооружённые силы оказали лишь эпизодическое сопротивление. Самым крупным успехом норвежцев было потопление в Осло-Фиорде немецкого тяжёлого крейсера. Однако норвежская столица всё же была захвачена 9-го апреля. Немецкие парашютисты захватили аэродром близ Осло, на который стали приземляться транспортные самолёты. Собрав до двух батальонов, немцы двинулись Осло. Дать бой за столицу норвежцы не пытались, их расторопности хватило только на то, чтобы успеть вывезти из столицы короля с принцем, министров и, конечно же, золотой запас. В распоряжение немцев попал крупный порт Осло, через который стали прибывать новые части и снабжение.

9 апреля немецкие части, захватили Осло, Арендаль, Кристиансанн, Ставангер, Эгерсунн, Берген, Тронхейм и Нарвик. В этих городах и вблизи них проживала большая часть населения страны. В руках немцев оказались основные норвежские склады . Немецкие силы в этот период были лишь небольшими отрядами без артиллерии и бронетехники. Но норвежцы нигде даже не пытались контратаковать.

В сражение вступили британцы, они утопили в Бергене немецкий лёгкий крейсер и 10 эсминцев в Нарвике. Немецкая авиация повредила несколько британских крейсеров, отбив у британцев охоту действовать у южной Норвегии - в пределах радиуса немецких самолётов.

Далее началась гонка развёртывания. Начальный немецкий десант был невелик (8 850 человек), поскольку части перевозились на боевых кораблях. Затем шли транспортные суда, которые должны были доставить основные силы. Всего немцы выделили для Норвегии 7 дивизий.


Переброска немецких войск и снабжения шла через пролив между Данией и Норвегией. Из 15 судов первого эшелона английские подлодки утопили три. 2-й эшелон (11 судов) потерял два судна, на которых погибли более 1000 человек (числятся пропавшими без вести). После этого немецкие войска перевозились не на медленных больших транспортах, а на быстроходных небольших судах. Всего немцы привлекли до 400 судов. Количество переправляемых солдат стало достигать 3000 в день. Также свою роль сыграла немецкая транспортная авиация.

Противолодочные меры немцев сильно затруднили действия английских подлодок. Британцы отправили в пролив быстроходные корабли. Но их рейды результата не дали. Поскольку над проливом господствовала немецкая авиация, эсминцы союзников могли действовать там лишь ночью – и большую часть этой ночи они затрачивали на переход к проливу и обратно. Перерезать немецкие морские коммуникации британцы не смогли.

С 12 апреля в Норвегии начали высаживаться англо-французские части. Всего туда были направлены четыре английских, французская и польская бригады. Союзники не собирались бросать в бой значительные силы ради Норвегии. Какие-то надежды на успех союзников были бы, если бы они действовали быстро. Но пока они разбирались в обстановке, определяли цели, выясняли отношения с норвежцами, отдавали приказы-контрприказы – немцы успели укрепиться. 23-го апреля английская бригада столкнулась с немцами, шедшими с юга от Осло. Не выдержав немецких атак, британцы обратились в бегство.

Немцы быстро расширяли свой главный плацдарм в районе Осло. Большая часть норвежских воинских начальников проявили нерешительность или просто бестолковость. Часть шла на прямое пособничество захватчикам; многие считали борьбу с немцами безнадежной и сдавались по первому же требованию. 2-я норвежская дивизия, командование которой отличилось особой нераспорядительностью, была быстро уничтожена, точнее рассеяна. Затем немцы рассеяли и 1-ю дивизию; 2000 человек из её состава бежали в Швецию.

Были и несколько командиров другого толка: майор Хольтерман, лейтенант Ханневиг организовали очаги упорного сопротивления. Они показали, что не все норвежцы боятся сражаться.


Норвежские солдаты из отряда Хольтермана.

К началу мая немцы заняли юг и центр Норвегии, борьба продолжалась только в северной Норвегии у Нарвика. 8–го июня британские войска покинули Норвегию, разрушив напоследок порт Нарвика. Через пару дней капитулировали и остатки норвежской армии.

В Норвежской операции немцы понесли небольшие потери в людях. Но потери флота были тяжёлыми; 3 крейсера и 10 эсминцев были потоплены, крейсер и 2 линкора, получив тяжёлые повреждения, встали на длительный ремонт. После операции у Германии остались в строю один тяжелый и два лёгких крейсера, четыре эсминца. Через два месяца перед немецкими штабами встала задача проработать операцию «Зеелёв» - высадки в Англии. От этой операции пришлось отказаться – и малочисленность имевшихся в строю боевых кораблей была из основных причин.

Захватив Данию и Норвегию, немцы получили важный плацдарм. Из Норвегии во время Великой Отечественной Войны немцы противодействовали союзным поставкам в СССР через Норвежское море.


С другой стороны, захват Норвегии поставил уже перед немцами необходимость её обороны от возможных десантов противника. Задача была непростой, поскольку протяжённость побережья Норвегии - почти 20 тыс. км (больше, чем береговая линия Африки). В итоге создание береговой обороны в Норвегии отвлекло огромные германские ресурсы.

* У. Ширер – известный журналист, а затем историк из США.

Немецкая операция по захвату Дании и Норвегии, осуществленная весной 1940 г., является одной из самых интересных кампаний Второй мировой войны. Захват Норвегии был блестяще осуществленной комбинированной десантной операцией, фактически не имевшей аналогов в прошлом. Она была основана на тесном взаимодействии трех родов вооруженных сил: авиации, военно-морского флота и сухопутных войск.

Прежде всего, необходимо остановиться на причинах, побуждавших Германию к захвату Норвегии. Сразу после начала войны Норвегия объявила нейтралитет. В принципе, такая ситуация вполне устраивала Германию. После установления морской блокады Третий рейх лишился значительной доли импорта, в первую очередь, стратегического сырья. Немаловажную роль в составе последнего играла железная руда. После пресечения "заморского" ввоза у Германии остался только один ее поставщик - прогермански настроенная нейтральная Швеция. Летом руда перевозилась по Балтийскому морю, а зимой - через норвежский порт Нарвик вдоль побережья Норвегии. Благодаря нейтралитету территориальных вод немецкие торговые суда могли совершать переход в Германию, не опасаясь нападения со стороны британского флота.

Проблема заключалась в том, что гарантий соблюдения нейтралитета Норвегии со стороны союзников не было. Так, У. Черчилль, в то время морской министр, уже в 1939 г. поднял вопрос о создании военных баз в Норвегии с целью пресечения импорта руды из Швеции и установления еще более тесной блокады Германии. Предложения об оккупации Норвегии высказывались и французским командованием, которое хотело тем самым оттянуть немецкие войска с Западного фронта. Естественно, что подобные сообщения из Англии не могли не обеспокоить немецких военных. Хотя главнокомандующий военно-морским флотом гросс-адмирал Редер в беседе с Гитлером доказывал необходимость соблюдения нейтралитета Норвегии, в Главном штaбe флота начали прорабатываться варианты противодействия англичанам.

Опасения немцев подтвердились в ноябре 1940 г. Воспользовавшись как предлогом начавшейся советско-финской войной, союзное командование решило перебросить 4 дивизии в Северную Норвегию для оказания помощи Финляндии. На самом деле, данные силы предназначались для захвата порта Нарвик и предприятий по добыче железной руды, расположенных на севере Швеции. Но согласования среди союзников затянулись, а 12 марта Финляндия заключила мир с Советским Союзом.

Окончательно вынудил Германию начать подготовку к вторжению так называемый "инцидент с "Альтмарком". Немецкий танкер-снабженец "Альтмарк", на борту которого содержались британские пленные с потопленных судов, находился в норвежских водах. 15 апреля 1940 г., несмотря на противодействие норвежцев, он был атакован англичанами, которые захватили танкер и освободили пленных.

После этого всем стало ясно: союзники не намерены соблюдать норвежский нейтралитет. Результатом явилось то, что 21 апреля 1940 г. Гитлер приказал начать подготовку операции "Везерюбунг" ("Учения на Везере") по захвату Норвегии.

Операция "Везерюбунг" разрабатывалась штабом XXI-й армейской группы во главе с генералом Н. фон Фалькенхорстом, которому подчинялись все войска, задействованные в операции. Участие в планировании принимало и Главное командование вермахта (ОКВ). Оперативный план предусматривал внезапный захват стратегических пунктов Норвегии силами шести дивизий вермахта при поддержке флота и авиации. После этого следовало, перебросив тяжелую технику, захватить коммуникации внутри страны, привести норвежскую армию к капитуляции и приготовиться к отражению возможного англо-французского десанта. Главная трудность заключалась в большой удаленности северной части Норвегии от германских баз. Фактически единственным путем для доставки войск был морской, и поэтому основная тяжесть операции легла на флот. Было сформировано 6 групп, предназначавшихся для захвата портов Нарвик, Tpoнxeйм, Берген, Христиансанд, Арендаль, Эгерсунд и Осло. В их составе находились 1 броненосец, 2 тяжелых и 4 легких крейсера, 14 эсминцев, 8 миноносцев, 14 торпедных катеров и большое количество вспомогательных судов, на борту которых располагались войска, предназначенные для захвата портов.

В море развертывалось 2 линейных корабля и 35 подлодок для прикрытия операции. Основные же войска должны были доставить 23 транспорта в составе трех эскадр. В первом эшелоне вторжения было около 30 тыс. человек, всего же в ходе операции немцы перебросили в Норвегию около 200 тыс. солдат. С воздуха операцию обеспечивало 800 боевых и 200 транспортных самолетов Х авиакорпуса Люфтваффе. Оперативное руководство было возложено на штаб XXI-й группы, стратегическое осуществлялось ОКВ.

Приказ о начале операции "Везерюбунг" был отдан 1 марта 1940 г. Одновременно с немцами к действиям в Норвегии готовились и союзники. На начало апреля была назначена операция по минированию норвежских вод. Для нее из состава Флота Метрополии были выделены 1 линкор, 5 крейсеров и 14 эсминцев. Английский флот вышел в море 5 апреля 1940 г. Практически в то же время, 5-7 апреля, свои базы покинули и немцы. При этом союзники проводили постановки мин, даже не догадываясь о присутствии врага в море. Лишь 3 апреля, после ряда столкновений с немецким флотом, англичане поняли, что немцы проводят крупную операцию, но не смогли определить ее цель.

В ночь с 8 на 9 апреля 1940 г. немецкие группы начали захват портов. Группы I, II и VI без сопротивления захватили Нарвик, Тронхейм и Эгерсунд. Между тем на юге Норвегии немцы столкнулись с серьезными проблемами. Группа III в порту Берген попала под огонь береговых батарей, в результате чего серьезные повреждения получили легкий крейсер Кенигсберг и учебное судно "Бремзе". К военно-морской базе Кристиансанд группа IV, возглавляемая легким крейсером Карлсруэ , смогла прорваться только после того, как высаженный десант захватил береговые батареи. С самым ожесточенным сопротивлением столкнулась группа V в Осло. Огнем береговых батарей был потоплен тяжелый крейсер Блюхер . Немцы захватили и военно-морскую базу Хортен, южнее Осло. Сразу же после оккупации норвежских портов немецкое командование приказало своим кораблям немедленно покинуть Норвегию и вернуться в базы. Вечером 9 апреля большинство кораблей вышли в море. В результате в ночь с 9 на 10 апреля британскими подлодками был потоплен крейсер Карлсруэ и тяжело поврежден Дойчланд . Оставшийся в Бергене Кенигсберг утром 10 апреля потопила английская авиация.

В целом операция развивалась успешно, но в этот момент серьезно осложнилась обстановка в порту Нарвик. Дело в том, что англичане, узнав о немецких десантах в Норвегию, направили сюда сильное соединение во главе с линейным крейсером Риноун . 9 апреля пять британских эсминцев атаковали немецкие эсминцы. В ходе боя были потоплены 2 немецких и 2 английских корабля, погибли в бою и оба командира соединений. Из-за недостатка топлива немецкие эсминцы не смогли покинуть Нарвик, и 14 апреля они были снова атакованы английским линкором Уорспайт и 9 эсминцами. В ходе боя все немецкие корабли были потоплены. Гибель эсминцев в Нарвике не отразилась на судьбе кампании - Норвегия была занята немецкими войсками.

Союзники начали действовать слишком поздно. 14 мая были высажены англо-французские войска во фьордах Намсус и Ондальснес, севернее и южнее Тронхейма, для взятия немецких войск в "клещи". Но успешная оборона немцев и постоянные бомбардировки немецкой авиации привели к тому, что союзники не смогли выполнить свою задачу, и с 30 апреля по 5 мая были эвакуированы.

Одновременно развернулась и борьба за Нарвик. Первые воинские части союзников высадились там уже 14 апреля. В дальнейшем они были усилены и начали теснить противника. Лишь своевременная переброска подкреплений позволила немцам перейти в контрнаступление 12 мая. 24 мая командование союзников отдало приказ об эвакуации из Северной Норвегии, которая была произведена с 4 по 8 июня. В ходе операции британский флот понес тяжелую потерю: 9 июня был потоплен авианосец Глориес (см. Операция "Аlphabet"). Это поставило точку в Норвежской кампании.

Главным результатом Норвежской операции стало то, что немцы смогли обезопасить себя от тесной морской блокады и создать выгодный плацдарм в Арктике.

Гитлеровский генералитет приступил к конкретному планированию захвата Норвегии вскоре после окончания польской кампании. В конце 1939 г. в штабе ОКВ была создана специальная группа из офицеров трех видов вооруженных сил, перед которой была поставлена задача разработать стратегический план операции. 10 января 1940 г. Гитлер направил командующим видами вооруженных сил предварительные соображения, в которых раскрывался замысел этой операции.

Норвегия представляла собой необычный театр военных действий. Сильно изрезанное фиордами побережье, простирающееся почти на 20 тыс. км, то есть больше береговой линии Африканского континента, резко пересеченный рельеф (около двух третей страны занимают Скандинавские горы), множество болот, лесов и бурных горных рек, бездорожье и суровый климат (примерно одна треть территории находится за Полярным кругом) - все это усложняло ведение здесь боевых действий, в частности ограничивало возможности применения танковых частей. Приморский характер норвежской территории предполагал самое широкое использование военно-морских сил и авиации. Между тем немецкое командование не имело достаточного опыта в решении задач, требовавших четкого взаимодействия армии, авиации и флота. Все эти трудности вызвали дискуссии среди германского генералитета.

Браухич и Гальдер, например, считали, что наступление против Франции поглотит все материальные и людские ресурсы, и поэтому предлагали временно отложить захват Норвегии, намеченный на апрель 1940 г. Однако Гитлер настоял на проведении операции.

27 января 1940 г. ОКВ отдало директиву, в которой говорилось: «Фюрер и верховный главнокомандующий желает, чтобы оперативно-стратегический план «N» (захват Норвегии. - Ред.) разрабатывался под его личным и непосредственным наблюдением и в тесной связи с общими задачами руководства военными действиями... В связи с этим в составе ОКБ создается рабочий штаб, являющийся одновременно ядром будущего штаба по руководству планируемой операцией» {148} . Руководителем штаба был назначен командир 21-го армейского корпуса генерал пехоты Н. Фалькенхорст. 29 февраля он представил Гитлеру оперативный план, в котором наряду с Норвегией предлагалось одновременно захватить и Данию, что обеспечивало более надежную блокаду Балтийского моря. Кроме того, датские аэродромы позволяли немецкой авиации значительно расширить районы боевых действий и оказать более эффективную помощь войскам, вторгшимся в Норвегию.

1 марта 1940 г. Гитлер подписал директиву на проведение операции против Норвегии и Дании под кодовым названием «Везерюбунг» («Учения на Везере»). Удар предполагалось нанести одновременно по Норвегии и Дании с широким использованием воздушных и морских десантов. В Норвегии десантам предстояло занять Осло, Кристиансанн, Арендаль, Ставангер, Эгерсунн, Берген, Тронхейм и Нарвик, а в Дании - Копенгаген и другие центры страны. Причем в Дании занятие десантами стратегически важных объектов должно было осуществляться одновременно с переходом датской границы сухопутными силами.

К операции привлекался фактически весь действующий военно-морской флот Германии. Надводные корабли получили задачи произвести высадку десантов, осуществить переброску сухопутных войск в районы десантирования и обеспечить охрану норвежского побережья. Более 30 подводных лодок (9 групп) развертывалось на маршрутах вероятного следования английского флота к району операции и у мест высадки десантов с целью их прикрытия с моря {149} .

Военно-воздушные силы, завоевав господство в воздухе, должны были активными действиями компенсировать слабость гитлеровского флота. Предполагалось, что воздушные десанты захватят важнейшие аэродромы противника и тем самым обеспечат базирование германской авиации для борьбы с морскими силами союзников на подступах к побережью Дании и Норвегии. Для этой цели выделялся 10-й авиационный корпус, имевший 500 боевых и 500 транспортных самолетов, специальным назначением которого являлась борьба с боевыми кораблями и торговым флотом противника.

Гитлеровское командование придавало огромное значение маскировке своих планов и быстроте их осуществления, считая эти факторы важнейшими в стратегии «молниеносной войны». Они, по мнению фашистских стратегов, позволяли в операции «Везерюбунг» сравнительно небольшим силам сухопутных войск, несмотря на значительное превосходство противника на море, успешно осуществить вторжение в Норвегию и Данию.

Круг лиц, допускавшихся к планированию операции, был строго ограничен. Фалькенхорст, минуя другие инстанции, подчинялся непосредственно Гитлеру. С самого начала разработки плана вводилась в действие сложная система дезинформации противника. В приказе Кейтеля от 2 февраля 1940 г. указывалось, чтобы все мероприятия по разработке планов вторжения и подготовке войск создавали впечатление, что они направлены против Англии. Широковещательные заявления западных союзников в начале 1940 г. о якобы скорой высадке экспедиционных войск в Норвегии с целью оказания «помощи» Финляндии помогали гитлеровской верхушке распространять выгодную ей пропагандистскую версию об «агрессивности» Англии и Франции и «миролюбии» фашистской Германии в отношении скандинавских стран.

В приказе от 24 марта и в особой инструкции от 4 апреля 1940 г. германским кораблям предписывалось маскироваться под английские суда. «Морские силы, - говорилось в приказе, - должны при входе в порты идти под английским флагом до тех пор, пока войска не высадятся на берегу» {150} . Каждый немецкий корабль получал наименование английского. Например, легкий крейсер «Кёльн» должен был именоваться английским крейсером ПВО «Каир», а «Кенигсберг» - крейсером ПВО «Калькутта» и т. д.

Немалое значение придавалось действиям «пятой колонны» в Дании и Норвегии. Военное и политическое руководство гитлеровской Германии поддерживало тесные связи с главарем норвежских фашистов В. Квислингом и его агентурой. Как в Дании, так и в Норвегии организовывались специальные группы, которые должны были в момент агрессии парализовать работу государственного и военного аппарата. Приводились в готовность средства пропагандистского воздействия на население и армии этих стран. Германское министерство пропаганды заготовило 1 200 тыс. листовок и 10 тыс. плакатов, призывавших население и армии Дании и Норвегии к «сотрудничеству» с вермахтом. Немецкое командование дало указание своим войскам при отсутствии сопротивления со стороны армий Дании и Норвегии демонстрировать «лояльное отношение» к вооруженным силам этих стран, не предпринимать против них враждебных действий и не разоружать их {151} .

1 апреля Гитлер после уточнений плана утвердил окончательный вариант операции «Везерюбунг» и назначил время вторжения - 4 часа 15 минут 9 апреля 1940 г.

Захват Дании предусматривалось осуществить силами двух ударных моторизованных бригадных групп, которые после перехода датской границы должны были наступать к северной оконечности Ютландского полуострова. Одновременно намечалось высадить небольшие группы воздушно-десантных войск на датских островах, захватить мосты и через остров Зеландия выйти к Копенгагену. В этот момент в бухту Копенгагена должен был войти линкор «Шлезвиг-Гольштейн» и высадить на берег пехотный батальон. Главная задача авиации состояла в том, чтобы внезапным ударом уничтожить самолеты противника на аэродромах и терроризировать население столицы Дании угрозой массированных бомбардировок. В общей сложности (вместе с десантными частями и приданными подразделениями) для захвата страны планировалось использовать примерно две дивизии под общим командованием генерала авиации Л. Каупиша.

Норвежская операция, по замыслу немецкого командования, в зависимости от сложившейся обстановки могла состоять из одного или двух этапов. На первом этапе предусматривались захват и удержание основных экономических и политических центров страны, расположенных на побережье Норвегии, с помощью сравнительно немногочисленных десантных групп. В случае быстрой капитуляции Норвегии первым этапом могла закончиться и вся операция, продолжительность которой определялась в 1 - 4 дня.

Если же Норвегия будет продолжать борьбу и на помощь к ней придут западные союзники, то предусматривался второй этап, в течение которого намечались переброска дополнительных сил и ведение боевых действий до полного разгрома противника. Второй этап должен был завершиться в первых числах мая - к началу запланированного нападения вермахта на Францию.

Для захвата Норвегии было сформировано два эшелона транспортов. Первый состоял из тихоходных судов, замаскированных под грузовые пароходы, которым надлежало доставить к наиболее отдаленным местам высадки десантов (начиная от Ставангера и кончая Нарвиком) тяжелое вооружение, снаряжение и продовольствие. Перед ними была поставлена задача заранее прибыть к месту назначения и ждать высадки десантов.

Второй эшелон был предназначен непосредственно для транспортировки морских десантов численностью 8850 человек и захвата плацдармов. Он состоял из шести групп. Высадка десанта в Нарвике возлагалась на первую группу. Она состояла из 10 эсминцев, на которых находилось 2 тыс. десантников. Прикрывали группу линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Вторая группа в составе тяжелого крейсера «Хиппер», 4 эсминцев и нескольких транспортов с 700 десантниками на борту направлялась в Тронхейм. Третья группа была нацелена на Берген. В нее входили легкие крейсеры «Кёльн» и «Кенигсберг», 2 миноносца и артиллерийское судно, 7 торпедных катеров и 5 транспортов. В составе десанта было 1900 человек. Четвертая группа включала легкий крейсер «Карлсруэ», 3 миноносца, 7 торпедных катеров и 5 транспортов. Ее задача состояла в том, чтобы высадить 1100 человек в Кристиансанне и Арендале. Пятая группа предназначалась для захвата столицы Норвегии - Осло. Эту группу составляли тяжелый крейсер «Блюхер», «карманный» линкор «Лютцов», легкий крейсер «Эмден», 3 миноносца, 8 тральщиков и еще 9 судов различных классов, на борту которых было 2 тыс. десантников. Шестая группа из четырех тральщиков доставляла батальон велосипедистов в Эгерсунн {152} .

Гитлеровское командование уделяло особое внимание боеспособности первой и второй групп. Практически только они выходили за пределы радиуса действий немецкой авиации и могли оказаться без прикрытия с воздуха. Поэтому в них включили наиболее быстроходные корабли, развивавшие скорость до 31,5 - 32,5 узла. Для захвата аэродромов Форнебю, Кьеллер (около Осло) и Сула (около Ставангера) были выделены подразделения парашютно-десантных войск.

Согласно окончательному варианту плана «Везерюбунг» в ночь на 3 апреля к берегам Норвегии взяли курс немецкие суда с тяжелым вооружением, а спустя четверо суток вышли в море группы кораблей второго эшелона с войсками, предназначенными для захвата Нарвика и Тронхейма. 8 апреля к местам высадки отправились остальные группы. За несколько часов до начала операции на аэродромах Северной Германии сосредоточились авиация и воздушно-десантные части.

Первой жертвой нового наступления вермахта стала Дания. В 4 часа 20 минут утра 9 апреля немецкий посланник в Копенгагене С. Ренте-Финк явился на дом к датскому министру иностранных дел П. Мунку и, ссылаясь на необходимость «защиты нейтралитета Дании», вручил ему меморандум с требованием о капитуляции. В это время гитлеровские войска уже вторглись на территорию страны.

Боевых действий в Дании фактически не было. Когда в 5 часов правительство и командование собрались на экстренное совещание у короля, немецкие морские десанты уже высадились в намеченных районах, а пехотные и моторизованные соединения, поддерживаемые авиацией, беспрепятственно продвигались по территории страны. Через час после вторжения правительство и король приняли решение не оказывать противодействия гитлеровским войскам и капитулировать. Правительство призвало население «воздерживаться от какого бы то ни было сопротивления». Вечером датский ригсдаг (парламент) единогласно одобрил решение правительства о капитуляции. Выступивший на заседании ригсдага премьер-министр Т. Стаунинг заявил: «Пусть мир и порядок царят в стране. Мы ожидаем лояльных действий со стороны гражданских лиц» {153} . 12 апреля командующий вооруженными силами Дании генерал-лейтенант В. Приора объявил в своем выступлении по радио благодарность датской армии за ее поведение при вступлении гитлеровских войск на территорию страны. «Никто в армии не нарушил своего долга по отношению к королю и родине» {154} , - сказал он, по существу одобрив оккупацию страны нацистами.

Правда, кое-где произошли столкновения между германскими и датскими войсками, но они носили случайный характер. При захвате Дании гитлеровцы потеряли 2 человека убитыми и 10 ранеными.

По-иному сложилась обстановка в Норвегии.

К моменту нападения вооруженные силы этой страны были невелики. Сухопутные войска состояли из шести кадрированных дивизий и насчитывали 15 500 человек {155} . Первая и вторая пехотные дивизии располагались в районе Осло, третья дислоцировалась в Кристиансанне (Южная Норвегия), четвертая обороняла Берген и западное побережье страны. Пятая пехотная дивизия находилась в Тронхейме (Центральная Норвегия), а шестая - в Северной Норвегии, в районе Нарвика.

Мобилизационные планы Норвегии предусматривали призыв в армию 100 тыс. резервистов {156} . В военно-воздушных силах было около 180 самолетов, многие из них устаревших конструкций 5, в ВВС проходили службу 950 человек летного и технического состава. Военно-морской флот имел в своем составе 4 корабля береговой обороны, около 30 небольших миноносцев, 9 малых подводных лодок, 11 минных заградителей {157} и около 50 китобойных судов, переоборудованных в сторожевые вспомогательные суда.

Норвежские города, расположенные на побережье, имели довольно надежную береговую оборону. Например, вход в Осло-фиорд охранялся расположенными на островах стационарными береговыми батареями - всего семь 150-мм и два 305-мм орудия. В глубине самого Осло-фиорда подход к столице прикрывал укрепленный район Оскарсборг, включавший прибрежные острова и участок фиордов. На острове Хоё имелась стационарная батарея 280-мм пушек (2 орудия). На соседнем острове Кахолмен находилась торпедная батарея, а на восточном берегу фиорда - батарея «Копас» (три 150-мм орудия), батарея 57-мм орудий для ведения фланкирующего огня и батарея 40-мм зенитных орудий {158} . Береговые укрепления прикрывали и подступы к Бергену, Тронхейму и Нарвику.

Хотя норвежский военно-морской флот был немногочислен, но, взаимодействуя с подразделениями береговой обороны, он мог стать значительной силой в борьбе против немецких десантов. Поэтому Редер считал, что судьба операции зависит прежде всего от успешного преодоления береговых укреплений {159} .

В 4 часа 30 минут утра 9 апреля германский посланник в Осло К. Бропер вручил норвежскому правительству ультиматум о капитуляции. В это время вторжение в страну уже началось. Норвежское правительство колебалось: вступать ему в борьбу с агрессором или же начать переговоры и капитулировать? Оно отклонило немецкий ультиматум, но затем все-таки вступило в переговоры с гитлеровскими властями, будучи готовым на определенных условиях примириться с оккупацией {160} . Гитлеровские захватчики уже высадились в Норвегии, а норвежскому генеральному штабу был дан приказ лишь о проведении «частичной и притом скрытой мобилизации». Многие норвежские патриоты, узнав о нападении гитлеровских войск, сами явились на призывные пункты.

8 день вторжения - 9 апреля - батареи береговой обороны в Ослофиорде сумели потопить немецкий тяжелый крейсер «Блюхер», но получили приказание прекратить огонь. Путь к столице был открыт. На столичных аэродромах Форнебю и Кьеллер приземлились фашистские самолеты с десантниками. В тот же день немецкие части, не встречая сопротивления, на реквизированных автобусах и грузовиках вступили в Осло. Норвежское правительство и командование армии эвакуировались в глубь страны.

Без какого-либо сопротивления были захвачены Берген, Кристиансанн, Тронхейм. Лишь на подступах к Нарвику два норвежских корабля береговой обороны «Эйдсволь» и «Норге» оказали сопротивление, пытаясь преградить путь немецким кораблям к причалам Нарвика, но были потоплены фашистскими эсминцами. Сам же город, для обороны которого имелось достаточно сил и средств, был сдан противнику без единого выстрела.

К середине дня 9 апреля немецко-фашистским частям удалось захватить Осло, Арендаль, Кристиансанн, Ставангер, Эгерсунн, Берген, Тронхейм и Нарвик. В этих городах и вблизи них проживала большая часть населения страны. В руках у противника оказались основные склады с оружием и продовольствием, мобилизационные и оперативные документы генерального штаба и штабов округов.

Генеральный штаб Норвегии и высшее офицерство были настроены пораженчески. Многие генералы и офицеры открыто выражали свои симпатии фашистской Германии, преклонялись перед вермахтом и не намеревались оказывать ему сопротивление. Капитулянтские настроения ряда видных государственных деятелей, верхушки офицерского корпуса, а также активная подрывная деятельность гитлеровской агентуры создали в стране в первый же день войны обстановку замешательства.

9 апреля по радио выступил главарь местной «пятой колонны» Квислинг. Он объявил о создании вместо законного правительства Ю. Нюгордсволя нового правительства под своим руководством, потребовал немедленного прекращения мобилизации и заключения мира с Германией. Это заявление усилило замешательство в стране и армии. Однако в то время немецкое командование не поддержало Квислинга, считая, что он не имеет достаточного влияния среди населения Норвегии.

В сложившейся кризисной обстановке правительство Нюгордсволя активизировало деятельность по организации борьбы с захватчиками. Были произведены изменения в руководстве вооруженными силами. Вместо генерала К. Локе командующим норвежской армией был назначен генерал О. Рюге. Он сразу же предпринял меры по мобилизации и усилению боеспособности армии. Однако, надеясь на помощь западных союзников, Рюге отдал приказ норвежским войскам вести только сдерживающие бои и не давать втягивать себя в решающие сражения {161} . Между тем в первые дни агрессии сравнительно немногочисленные немецкие десанты были изолированы друг от друга. Имелась реальная возможность вырвать у противника инициативу, перейдя к наступательным действиям и фланговым ударам по изолированным десантным группам. Однако решительных действий норвежская армия так и не развернула.

Пассивный характер носили действия 1-й норвежской дивизии под командованием генерала А. Эрихсена.

После того как фашистские десанты заняли Осло, эта дивизия, отойдя от города, могла нанести удар по противнику с фланга, но Эрихсен приказал частям отступать к шведской границе. Смешавшись с потоками беженцев, охваченных паникой, дивизия откатывалась на юго-восток. Началось массовое дезертирство. К вечеру 14 апреля в частях дивизии, несмотря на то что они не участвовали в боях, осталось всего около тысячи человек {162} . В тот же день вечером генерал Эрихсен, считая, что дивизия потеряла боеспособность, приказал личному составу перейти границу и укрыться в Швеции. Отступление дивизии способствовало капитуляции гарнизона Хортена - главной военно-морской базы страны.

Не оказали противнику заметного сопротивления 2, 3 и 4-я дивизии, оборонявшие районы Осло, Кристиансанна и Бергена. Значительные группы личного состава этих соединений во главе с командованием в первые же дни сдались в плен.

Особо важное значение имела оборона города-порта Тронхейм, которая возлагалась на 5-ю пехотную дивизию (командир - генерал-майор Я. Лаурантзон). Через район Тронхейма проходила единственная железная дорога в Северную Норвегию. Здесь находились аэродромы, а сам фиорд, в глубине которого стоял город, представлял собой хорошо защищенную базу для стоянки кораблей.

Немцы бросили на захват Тронхейма пехотный полк (около 2 тыс. человек). В результате внезапного нападения город оказался в руках противника. Вместо срочных мер по мобилизации оставшихся в округе людских и материальных ресурсов командир дивизии подчинился требованию Квислинга, отдав приказ о прекращении мобилизации, и распорядился сдать без боя важнейший по своему значению аэродром Вернее {163} . Части дивизии разрозненно отступали на север, в горы и в сторону шведской границы. Только у старого форта Хегра гитлеровцам было оказано упорное сопротивление. Гарнизон, сформированный из добровольцев,под командованием майора Р. Хольтермана отбивал атаки немцев на протяжении четырех недель. Но это не спасло положения дивизии. Фашистам удалось в течение четырех-пяти дней уничтожить основные силы 5-й дивизии, выйти к шведской границе и тем самым изолировать Южную Норвегию от Северной.

Быстрый захват района Тронхейма и аэродрома Вернее имел для немецкого командования важное значение. Если до сих пор немецкий десант в Нарвике не мог получать авиационной поддержки, ибо находился за пределами радиуса действий немецкой авиации, а со стороны моря ему угрожал английский флот, то теперь появилась возможность направлять подкрепления в Нарвик с аэродрома Вернее.

Начало операции вермахта по захвату Норвегии застало командование западных союзников врасплох, хотя их корабли находились недалеко от берегов Скандинавии. Поэтому с самого начала противодействие германским войскам было слабым.

9 апреля к западу от Лофотенских островов английский линейный крейсер «Ринаун» случайно встретился с немецким линкором «Гнейзенау», прикрывавшим десант. Произошел скоротечный бой, в результате которого оба корабля получили повреждения. Более крупных столкновений в этот день на море не было. Начиная с 10 апреля несколько активизировали свои действия английская авиация и флот. Так, 10 и 11 апреля английская авиация нанесла удары по немецким кораблям, стоявшим у Бергена и Тронхейма. В Бергене был потоплен поврежденный ранее легкий крейсер «Кенигсберг», а в Тронхейме - миноносец.

Утром 10 апреля отряд из пяти английских эсминцев атаковал корабли противника в фиордах у Нарвика. Было потоплено два из десяти немецких эсминцев, один транспорт с вооружением и шесть торговых судов. 13 апреля английские корабли - линейный корабль «Уорспайт» и девять эскадренных миноносцев - при поддержке самолетов с авианосца «Фьюриес» нанесли второй удар по немецким эсминцам у Нарвика, уничтожив еще восемь эсминцев и одну подводную лодку {164} .

Но высадки в захваченный гитлеровцами Нарвик не последовало. Этим воспользовался командир немецкого десанта генерал-майор Э. Дитль. Горноегерский полк, занявший город, был пополнен экипажами потопленных кораблей. Численность немецких войск увеличилась до 4,5 тыс. человек. Началось укрепление обороны города. Был выделен усиленный отряд для преследования отходивших частей 6-й норвежской дивизии. Не встречая серьезного сопротивления, он 14 апреля вышел к шведской границе. Железная дорога от Нарвика до границы со Швецией оказалась в руках оккупантов, но разгромить дивизию им не удалось.

Первый этап боевых действий в Норвегии, который длился с 9 по 14 апреля, оказался фактически решающим для судьбы страны. Из шести пехотных дивизий, которыми она располагала, боеспособность сохранили только 6-я и частично 2-я и 4-я дивизии. Военно-морской флот и авиация были разгромлены, важнейшие экономические и политические центры страны захвачены.

Чарльз Толвер Пагет
Пьерс Джозеф Маккези

Николаус фон Фалькенхорст Военные потери 5800 человек

12 боевых кораблей
6 подводных лодок

6100 человек

14 боевых кораблей
8 подводных лодок

Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны
Атлантика Дания-Норвегия Франция Британия Дьепп Нормандия Южная Франция Линия Зигфрида Арденны Эльзас-Лотарингия Колмар Маас-Рейн Центральная Европа

Датско-Норвежская операция или Операция Везерюбунг (нем. Fall Weserübung ), также: «Учения на Везере» или «Везерские манёвры» - немецкая операция по захвату Дании (Везерюбунг-Зюйд (нем. Weserübung-Süd )) и Норвегии (Везерюбунг-Норд (нем. Weserübung-Nord )) во время Второй мировой войны .

Предыстория

Политическая обстановка

Накануне новой мировой войны скандинавы продолжали придерживаться нейтралитета . 31 мая 1939 года между Данией и Германией был заключён пакт о ненападении ; Швеция и Норвегия отвергли аналогичные предложения, не чувствуя угрозы за проливами . Посредством правительственных и частных договоров в начале войны, Великобритания смогла использовать норвежские суда общей вместимостью 2 450 000 регистровых брутто-тонн (1 650 000 из которых пришлись на танкеры) . Немцы вновь безуспешно пытались заключить договор с Норвегией, после чего последовал ряд инцидентов: захваченное «Дойчландом» американское торговое судно «Сити оф Флинт» было конфисковано в октябре в Хёугесунне ; в конце ноября норвежцы разрешили немецкому судну «Вестервальд» войти в военный порт Берген ; 7-13 декабря в норвежских водах германской подлодкой были потоплены британские или зафрахтованные британцами суда «Томас Уолтон», «Дептфорд» и «Гэродфелиа» . В январе 1940 года британский министр иностранных дел лорд Галифакс заявил, что это вынуждает Великобританию распространить ведение войны на норвежские территориальные воды . Было решено разработать план по захвату портов на норвежском побережье, в частности Нарвика , из которого можно было занять шведские рудники, а также выступить на помощь Финляндии , обороняющейся против Советского Союза . Французы , после того как к ним «прилетел» план «Гельб» , были заинтересованы в открытии второго фронта для отвлечения сил вермахта . Были созданы корпуса для отправки на Балканы и в Нарвик .

Разработка операции «Учения на Везере»

Для немцев Норвегия была как ключом к Северному морю , так и путём транзита шведской руды; на её захвате особенно настаивал главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер . 14 декабря 1939 года командование вермахта получило задание от Гитлера исследовать возможность захвата Норвегии . Первоначально Генштаб скептически отнёсся к необходимости и возможности выполнения этой цели, однако 27 января всё же был создан отдельный штаб для разработки плана под кодовым названием «Учения на Везере» (нем. Weserübung ) . Инцидент с «Альтмарком» 15 марта ослабил позиции противников операции, и с этого момента подготовка к ней была форсирована . 24 февраля штаб 21-го корпуса под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорста начал детальную разработку операции , а через 5 дней уже представил Гитлеру готовый проект . Принципиальной чертой плана было стремление осуществить молниеностные одновременные десанты в ключевых городах, по возможности без применения оружия . Редер посоветовал осуществить десант до 7 апреля , то есть до окончания полярной ночи . На совещании 2 апреля Гитлер назначил «днём Везер» (высадки) девятое число . Были установлены контакты с лидером малопопулярной норвежской партии «Nasjonal Samling» Видкуном Квислингом , хотя на проведении военной операции это никак не сказалось .

Вначале операция планировалась исходя из одновременного наступления на Западном фронте , поэтому для неё выделялось минимальное количество сухопутных подразделений: 3-я горнострелковая дивизия генерал-майора Эдуарда Дитля и некоторые резервные полки . Позже было решено разделить операции по времени, чтобы сохранить оперативную и политическую свободы, и поэтому северной кампании были приданы значительные силы. Первым эшелоном на норвежском побережье должны были высадиться 69-я и 169-я пехотные и 3-я горнострелковая дивизии; вторым - 181-я и 196-я; третьим - 214-я . Хотя нарушение нейтралитета ещё одной страны являлось нежелательным в политическом плане, в операцию включили также захват Дании: для снабжения «норвежского» десанта нужны были аэродромы Ютландии ; необходимо было обеспечить безопасное движение морского транспорта по датским проливам . Для Дании выделили 170-ю, 198-ю пехотные дивизии и 11-ю моторизованную бригаду .

Для операции были использованы почти все корабли военного и торгового флотов рейха . Транспортные суда планировалось разгружать в захваченных портах сразу после десантирования, поэтому суда для Нарвика должны были выйти за 6 суток «дня Везер» . Военные корабли могли выйти на 3 дня позже, так что точка невозврата начала операции наступала как раз в этот момент . Кригсмарине впервые выпало перевозить крупные сухопутные подразделения, поэтому для прикрытия десанта и атак против возможного контрдесанта были использованы субмарины . Надводный флот уже понёс значительные потери и имел теперь в наличии следующие силы: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , карманный линкор «Лютцов» , 2 тяжёлых и 4 лёгких крейсера, 14 эсминцев , 7 торпедных катеров .

Зоны ответственности были поделены следующим образом: группа ВМС «Восток» (адмирал Рольф Карльс) - командование на воде до Скагеррака ; группа ВМС «Запад» (генерал-адмирал Альфред Заальвахтер - командование в Северном море и норвежских водах; 21-й корпус (генерал Фалькенхорст) - в Норвегии после высадки; 31-й корпус (генерал авиации Каупиш) - действия в Дании; 10-й авиакорпус (генерал-лейтенант Гейсслер) - поддержка сухопутных и морских сил в Норвегии и Дании . При этом обе флотские группы оказались в подчинении непосредственно ОКМ, 31-й армейский корпус - 21-го корпуса, 10-й воздушный - командования ВВС .

Силы союзников

Норвегия

Восемь эсминцев 1-й десантной группы во главе с «Вильгельмом Хейдкампом» утром 9 апреля вошли в бухту Нарвика , где после переговоров потопили норвежские броненосцы береговой охраны «Эйдсвольд» и «Норге» . Эсминцы высадили в порту горнострелков; после непродолжительной беседы начальник гарнизона Нарвика, полковник Зундло, сдал город Дитлю; однако две роты 13-го пехотного полка не подчинились приказу и отошли к шведской границе . В 8:10 с эсминцев передали в штаб, что Нарвик, основная цель вторжения, захвачен .

Тонущая «Рода»

Некоторые проблемы возникли у десанта в Кристиансанне . 4-я группа состояла из лёгкого крейсера «Карлсруэ» (капитан Риве), трёх торпедных и восьми быстроходных катеров . Из-за плотного тумана только в 6:00 9 апреля Риве решился войти во фьорд, где был атакован батареей Оддерёе . По злой иронии судьбы, как раз в это время, спасаясь от британского флота, во фьорд пришёл немецкий торговый пароход «Сиэтл», пробившийся через британскую блокаду из Кюрасао ; оказавшись не вовремя в неподходящем месте, он был потоплен норвежскими батареей и эсминцем «Гиллер» . Батареи Оддерёе и Глеоддина упорно сопротивлялись под атаками люфтваффе, однако в полдень были захвачены . К 17:00 в Кристиансанне расположился 310-й немецкий пехотный полк .

Пожары в Оскарсборге после налёта люфтваффе

Парашютисты не смогли во «время Везер» высадиться в Осло-Форнебю из-за сильного зенитного огня, но штурмовая группа пехоты под прикрытием бомбардировщиков приземлилась и захватила аэропорт . В девятом часу началась посадка транспортов; после полудня пехота под командованием полковника Польмана ворвалась в Осло, который вскоре был захвачен . Небольшие немецкие силы с тревогой наблюдали за двумя норвежскими дивизиями, стоявшими у Фредрикстада и Гардермоена .

Дания

Вечером 8 апреля к датско-германской границе в Шлезвиге были стянуты 170-я пехотная дивизия и 11-я стрелковая бригада . В 5:25 9 апреля они перешли границу, датский батальон отступил . С локальными столкновениями 170-я дивизия продвигалась вглубь Ютландии , в то время как люфтваффе бомбило аэродромы, на которые скоро высадились парашютисты . 11-я бригада марш-броском быстро достигла Скагена .

190-я дивизия в ночь на 9 апреля вышла в море на транспортах из Киля и Варнемюнде . Парашютисты захватили мост между Фальстером и Зеландией , а с моря был захвачен Корсёр . Это дало возможность быстро оккупировать Зеландию; ещё один морской десант захватил Борнхольм .

Ключевым в захвате Дании практически без борьбы стало быстрое овладение столицей . Для этой цели теплоход «Ганзейский город Данциг» взял на борт 308-й пехотный полк майора Глейна, обошёл Зеландию с запада и севера, и вместе с ледоколом «Штеттин» вошёл в порт Копенгагена . Из форта Миддельгрунд увидели немецкий военный флаг на «Данциге»; комендант приказал произвести предупредительный выстрел с целью заставить суда остановиться, однако выстрел так и не раздался . «Штеттин» остановился, а «Данциг» в 5:20 причалил к пристани . Пехотинцы на велосипедах добрались до цитадели Копенгагена, где у них завязалась перестрелка со стражей замка . В 7:20 датский король Кристиан X приказал прекратить сопротивление; немецкий и датский командиры обменялись визитами вежливости . Полагая, что Германия воюет и со Швецией, один датский полковник увёл батальон через Эресунн в Хельсинборг . Уже с 9 апреля немцы задействовали для снабжения подразделений в Норвегии датские аэродромы, шоссейные и железные дороги .

Битва за Норвегию

1940:
Датско-Норвежская операция
Французская кампания
Битва за Средиземноморье
Битва за Британию
Восточно-Африканская кампания
Североафриканская кампания
Сенегальская операция
Габонская операция
Оборона Мальты
Итало-греческая война

1941:
Югославская операция
Греческая операция
Сражение у мыса Матапан
Иракская операция
Критская операция
Сирийско-Ливанская операция